22350 что с двигателем сатурн - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

22350 что с двигателем сатурн

Ростех для фрегатов «адмиральской» серии

Корабли проекта 22350 или «адмиральской» серии, как ее часто называют, – одни из самых современных в составе ВМФ России. Сегодня в строю «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов», еще два фрегата должны поступить на службу в ближайшие три года.

Фрегаты «адмиральской» серии являются носителями самого передового вооружения и оборудования. Многое из этого производится на предприятиях Госкорпорации Ростех: новейшие газотурбинные двигатели, радиопрозрачные укрытия морских РЛС, корабельные вертолеты.

«Адмиралы» в строю

Корабли проекта 22350 – это многоцелевые фрегаты первого ранга с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Головной фрегат проекта – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – заложили на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге еще в 2006 году, и тем самым он стал первым крупным надводным боевым кораблем, созданным в новейшей истории России.

Судостроители поставили перед собой задачу создать универсальный фрегат, оснащенный самыми передовыми технологиями. Еще на этапе строительства «Адмирал Горшков» стал площадкой для испытаний многих новинок, к примеру, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Новизна и амбициозность проекта послужили причиной того, что срок передачи корабля в строй несколько раз сдвигался – фрегат поступил на службу в 2018 году.

За небольшой срок службы «Адмирал Горшков» смог оправдать статус самого современного корабля ВМФ России и даже стать рекордсменом. Фрегат совершил кругосветное путешествие, зашел в порты семи стран Азии, Африки и Южной Америки, прошел через воды всех океанов, преодолев порядка 74 тыс. километров. Этот поход «Адмирала Горшкова» признали достижением и занесли в Книгу рекордов Вооруженных сил Российской Федерации.


«Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Недавно к «Адмиралу Горшкову» присоединился «Адмирал Касатонов» – он поднял свой флаг и вошел в состав Северного флота 21 июля 2020 года. Согласно планам Минобороны РФ, третий и четвертый фрегаты – «Адмирал Исаков» и «Адмирал Головко» – должны поступить на службу в ближайшие три года. Помимо этого, на разной стадии строительства находятся еще несколько кораблей данного проекта. Так, в апреле прошлого года состоялась церемония закладки сразу двух из них – «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов», а в июле этого года началось строительство кораблей «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».

Все представители «адмиральской» серии универсальны и готовы к любым задачам в дальней морской зоне: защита судов, коммуникаций, проведение контртеррористических операций и др. Для этого корабли проекта 22350 оснащены самым передовым вооружением и оборудованием. Госкорпорация Ростех для фрегатов «адмиральской» серии производит газотурбинные двигатели, радиопрозрачные обтекатели РЛС и другое оборудование. На борту фрегатов может работать морской «Панцирь-МЕ», а на летной палубе эксплуатироваться противолодочные вертолеты Ка-27.

«Морская» программа импортозамещения

На днях Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) объявила о том, что поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для проекта 22350. Изделие планируется установить на третий по счету фрегат – «Адмирал Исаков».

Для Объединенной двигателестроительной корпорации и всей страны в целом, это не просто очередная поставка, а пожалуй, один из самых значимых проектов в новейшей истории России. Дизель-газотурбинный М55Р – это первый российский морской агрегат, изготовленный полностью на отечественном предприятии. Он был создан в рамках программы импортозамещения украинских силовых установок, которые поставлялись в Россию до 2014 года.

После того, как Украина объявила о прекращении поставок, было принято решение начать производство морских газотурбинных двигателей в ОДК. С 2014 по 2017 год на предприятии велись опытно-конструкторские работы по силовым установкам М90ФР (они используются на фрегатах проекта 22350), «Агрегат-ДКВП» и М70ФРУ-Р. В апреле 2017 года Владимир Путин в рамках своего визита на предприятие ОДК, лично дал старт испытаниям новых морских газотурбинных агрегатов.

В прошлом году ОДК официально объявила, что закрыла потребность в двигателях для кораблей ВМФ России, которые ранее производились в Украине. Таким образом, начиная с третьего фрегата, корабли проекта 22350 оснащаются полностью отечественными морскими газотурбинными дизелями.

Композитный щит для морских радиолокаторов

ОНПП «Технология» с 2003 года занимается оснащением боевых кораблей. В течение этих лет обнинским предприятием было выпущено более одной тысячи комплектующих для корабельных радиолокационных станций, в том числе для фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов».


«Адмирал флота Касатонов»

Четырехметровая многослойная конструкция из полимерных композиционных материалов производства «Технологии» «венчает» фрегат, защищая радиолокационное оборудование, которое располагается на самой верхней точке корабля. Это своеобразный щит, легкий и прочный одновременно, и при этом абсолютно радиопрозрачный – сохраняет уверенный прием и передачу сигнала для обнаружения целей в радиусе до 300 км.

Для фрегатов «адмиральской» серии ОНПП «Технология» производит и другие изделия из композиционных материалов: воздуховоды, балки и элементы антенных блоков.

Морской «Панцирь» прикроет

На базе легендарного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С» специалистами тульского КБП была разработана морская версия – «Панцирь-МЕ». Серийное производство комплекса началось летом 2017 года. Вскоре комплекс был представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, затем состоялся его международный дебют на выставках в Индии и ОАЭ, где вызвал огромный интерес у иностранных специалистов.

«Панцирь-МЕ» может сбивать цели, летящие на высоте от 2 м до 15 км, на расстоянии до 20 км. При этом он позволяет вести огонь сразу по четырем целям, скорость которых может доходить до 1 км/с. Под артиллерийский огонь попадают объекты, находящиеся на удалении до 4 км на высоте от 0 до 3 км.

В комплексе используется высокоинтеллектуальная многорежимная адаптивная радиолокационно-оптическая система управления. Это значит, что работа оператора – от поиска цели до ведения огня – полностью автоматизирована. Кроме того, совместное использование радиолокационной и оптической систем управления позволяет работать комплексу в любое время суток и при любой погоде.

Главный конструктор по комплексам ПВО морского базирования КБП Александр Жуков ранее сообщал, что «Панцирь-МЕ» может размещаться на любом корабле водоизмещением от 300 тонн. В перспективе его могут получить фрегаты «адмиральской серии».

Читать еще:  Двигатель yd25 как снять тнвд

Вертолеты на борту

На борту фрегатов проекта 22350 размещается Ка-27 – основной корабельный противолодочный вертолет ВМФ России. На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) холдинга «Вертолеты России» прошла серийная модернизация этих машин. Обновленные Ка-27М уже приступили к службе.

Противолодочный Ка-27 способен обнаруживать современные подводные лодки и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты, а также атаковать обнаруженные цели. Для этого Ка-27 оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой «Осьминог», может нести торпеды, глубинные и ориентирные бомбы. С палубы корабля Ка-27 способен взлететь при волнении моря до пяти баллов, когда высота волны доходит до двух метров.

События, связанные с этим

Первый пошел: о полете лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14

«Адмиралы» дождались агрегатов

Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех в ноябре 2020 года отгрузила ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» первый серийный дизель-газотурбинный агрегат М55Р с двигателями М90ФР для строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко». Второй агрегат планируется отгрузить в декабре. Потенциал нового для ОДК сегмента корабельных энергоустановок высок: в ближайшее время ожидается поставка нескольких комплектов агрегатов М55Р, агрегатов МА3 для перспективных корветов 20386, агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена». Плюс к тому — возможные экспортные заказы и гражданское применение двигателей М90ФР и его модификаций.

Форсажное импортозамещение

Фрегаты проекта 22350 стали первыми крупными надводными боевыми кораблями, спроектированными и построенными в России в постсоветский период. При стандартном водоизмещении 4550 тонн и длине 135 метров, корабли несут мощное ракетное, противолодочное и зенитное вооружение. Максимальная скорость — до 29 узлов. Автономность достигает 30 суток. Достижение высоких характеристик стало возможным благодаря использованию дизель-газотурбинного агрегата М55Р, имеющего в своём составе форсажный газотурбинный двигатель М90ФР, маршевый дизельный двигатель 10Д49, редуктор РО55 и трансмиссии. На корабль устанавливается по два агрегата, приводящих винты фиксированного шага.

Головной корабль проекта «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду в конце октября 2010 года, а его испытания были завершены только в середине 2018 года. Второй корабль проекта «Адмирал флота Касатонов» заложен в конце ноября 2009 года, вступил в строй в июле 2020 года. Третий и четвёртый корабли, заложенные в 2012 и 2013 годах, находятся в стадии строительства.

Изначально газовые турбины и редукторы для фрегатов поставлялись украинским предприятием «Зоря-Машпроект», в то время как головным исполнителем работ по изготовлению агрегатов М55Р, их поставке, монтажу на корабле и пусконаладочным работам выступало совместное российско-украинское предприятие ЗАО «Турборус».

Однако на фоне осложнения внешнеполитической обстановки на военно-техническое сотрудничество украинских предприятий с Россией был наложен запрет, который распространялся и на поставку газовых турбин и редукторов для фрегатов проекта 22350. Импортные газотурбинные двигатели получили только первые два корабля проекта, дальнейшее исполнение госзаказа на поставку фрегатов оказалось под угрозой. На этом фоне в срочном режиме был запущен проект импортозамещения, в рамках которого головным исполнителем и поставщиком дизель-газотурбинных агрегатов М55Р стало предприятие АО «ОДК».

Основными вехами проекта стали освоение серийного производства двигателей М90ФР на предприятии ОДК, освоение выпуска редукторов РО55 в Санкт-Петербурге на мощностях предприятия «Звезда», строительство и ввод в эксплуатацию сборочно-испытательного комплекса корабельных агрегатов на предприятии ОДК. Состоявшаяся в ноябре поставка первого агрегата М55Р позволяет заключить, что проект импортозамещения успешно реализован. «Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоёмкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых газотурбинных агрегатах. Второй агрегат данной серии планируется поставить в декабре 2020 года», — отметил первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков. «Начиная с 2014 года мы проводили опытно-конструкторские работы, строили специальный испытательный стенд. Сегодня я констатирую, что мы серийно производим морские газотурбинные двигатели и агрегаты на их основе», — охарактеризовал событие заместитель генерального директора — управляющий директор предприятия ОДК Виктор Поляков. Говоря же в целом о новой для Объединённой двигателестроительной корпорации компетенции, В. Поляков подчеркнул, что «на сегодняшний день Объединённая двигателестроительная корпорация способна разрабатывать, производить, испытывать, устанавливать на корабли и сопровождать в эксплуатации все газотурбинные агрегаты», подразумевая не только М55Р, но и другие изделия морской тематики.

Надёжный и экономичный

Задача, поставленная перед предприятием ОДК в части двигателей М90ФР, сводилась к освоению серийного производства, ремонта и сопровождения в эксплуатации ранее разработанного двигателя, на который предприятие имело комплект документации. По словам генерального конструктора предприятия ОДК Романа Храмина, значительных дополнительных работ по улучшению характеристик двигателя не проводилось: проточная часть выполнена без изменений. Впрочем, за счёт использования современных технологических процессов, применения при производстве деталей высокоточного оборудования удалось повысить КПД двигателя примерно на 2-2,5%. «Это более точное изготовление [деталей — «АвиаПорт»], меньшие радиальные зазоры по проточной части, за счёт чего достигается повышенный КПД», — уточнил Роман Храмин. Также заместитель управляющего директора по программам промышленных и морских газотурбинных двигателей предприятия ОДК Иван Беляев отметил, что в ходе работ по освоению двигателя был внесён ряд конструктивных изменений, направленных на повышение надёжности.

По словам топ-менеджеров предприятия ОДК, освоение выпуска двигателя на территории России позволило удержать стоимость продукции на конкурентном уровне. В сравнении со стоимостью импортных двигателей, отечественная продукция выигрывает, не в последнюю очередь, из-за влияния курсовых разниц. «С учётом нынешнего курса наши агрегаты выигрывают по цене. Но я переведу вопрос в другую плоскость. Вы сами видели предприятие, вы видели новые современные технологии. Это совершенно другая культура производства, а следовательно — и высокое качество», — отметил В. Поляков.

Говоря о работах по созданию ДГТА М55Р, представители компании ОДК не обошли вниманием и других участников кооперации. Так редукторную передачу РО55 — ПАО «Звезда», систему управления «Метель-55» и локальную систему управления «Шексна-90» — АО «Концерн «НПО «Аврора», вибродиагностическую аппаратуру ВДА-56 — АО «Технические Системы и Технологии» (все три — г. Санкт-Петербург). Также в кооперации участвуют завод пермское «ОДК-СТАР» (Пермь), «Агат» (г. Гаврилов-Ям), и другие предприятия.

Читать еще:  В чем различие двигателей тойота

Меж тем конструкции третьего и четвёртого поколения не должны восприниматься как финал программы морского газотурбостроения в этом классе мощности. Ранее в СМИ озвучивались планы создания фрегата проекта 22350М, который получит существенно более мощное вооружение. Но, помимо ударной мощи, возрастёт и его водоизмещение. Поэтому для сохранения или улучшения скоростных характеристик может потребоваться применение новой энергетической установки.

В ОДК видят возможность создания на базе М90ФР нового двигателя мощностью 25 МВт. «Относительно дальнейшего развития на базе этого двигателя семейства ГТД большей мощности, мы знаем, как это сделать, и можем эту машину довести с 20 до 25 МВт. Такие предложения у нас есть, с ними мы выходили к заинтересованным организациям и государственным органам. В настоящее время данные предложения рассматриваются», — подчеркнули в корпорации.

В обеспечение работ по дальнейшему развитию морских двигателей ОДК совместно с ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» ведёт работу по созданию новых коррозионностойких жаропрочных сплавов. Создание новых материалов позволит поднять температуру газа перед турбиной, параллельно улучшив ресурсные характеристики.

Новые горизонты — морские

Крупнейшим проектом в части морского газотурбостроения на сегодняшний день для ОДК видится оснащение ДГТА М55Р фрегатов проекта 22350. По мнению заместителя генерального директора предприятия ОДК, на ближайшие годы прогнозируется загрузка в объёме 8-10 комплектов агрегатов.

Второй корабль, в основе энергетической установки которого служит двигатель М90ФР — корвет проекта 20386. По информации ПАО «ОДК-Сатурн», агрегат МА3 для корвета уже разработан, материальная часть, за исключением редукторного комплекса производства ПАО «Звезда», произведена и находится на предприятии ОДК на ответственном хранении. «Мы ждём редуктор, он должен быть изготовлен ПАО «Звезда» в июне [2021 года — «АвиаПорт»], после чего агрегат будет отгружен заказчику», — рассказал заместитель управляющего директора по программам промышленных и морских газотурбинных двигателей. Непосредственно двигатель М90ФР для корветов отличается от двигателя для фрегатов наличием капотирования. Редукторный комплекс корабля отличается наличием межредукторной передачи. В целом же энергетическая установка корабля получит, помимо газотурбинных двигателей, пару главных электродвигателей АДР-1600-В разработки АО «Силовые машины».

Моторостроители уверены, что у двигателей М90ФР есть перспективы и с точки зрения экспорта, и в части применения в гражданском секторе. «У нас, я считаю, стоят колоссальные задачи по освоению шельфовых месторождений Заполярья. Это, прежде всего, морские буровые платформы, с применением «оморяченных» двигателей, способных работать в агрессивной соляной среде. Это большие газовозы для транспортировки сжиженного газа. Безусловно, гражданское применение очень широкое. Ждём заказов», — заявил В. Поляков. Что же касается исполнения существующих и будущих контрактов, производитель не имеет проблем с выпуском нужного количества двигателей. «Пропускная способность предприятия ОДК позволяет выполнять любые заказы», — уверяет он.

В ходе пресс-конференции были затронуты и вопросы строительства морских газотурбинных двигателей семейства М70. Так в рамках программы импортозамещения по контракту с Минпромторгом были выполнены опытно-конструкторские работы по созданию модификаций двигателя М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной. «Эти ОКР успешно завершены. По результатам государственных испытаний конструкторской документации на двигатели присвоена литера О1. Что касается двигателя М70ФРУ-2, у нас изготовлены и находятся на территории, на хранении, которые планируются для головных кораблей «Зубр» и «Мурена», — рассказал И. Беляев.

«Без флота Россия не может существовать»

По окончании пресс-конференции Виктор Поляков ответил на вопросы корреспондента «АвиаПорта» относительно развития новой компетенции корпорации.

— Как проходило освоение новой продукции?

— Компетенции, которые мы получили, позволили быстро освоить выпуск морских установок. Производство газотурбинных двигателей — привычная для нас вещь. Вызовом было сконфигурировать весь корабельный агрегат. Но компетенции наших людей, с привлечением профильных институтов, позволили оперативно выполнить проект.

— Какую загрузку предприятию даст новый сегмент бизнеса?

— То, что появилась дополнительная загрузка — это хорошо, но вы видите, какие сейчас есть заказы. В общем объёме предприятия они не превышают пока 10%. Тем не менее, это значимые агрегаты. Когда мы будем их делать по паре в год, это уже будет весомо. Причём мы готовы делать и больше, с точки зрения пропускной способности у нас нет критических мест. Но всё в данном случае зависит от кооперантов. И от заказов.

— На ваш взгляд, как расшить проблемы кооперантов?

— Я думаю, что ситуация на «Звезде» уже стала лучше, они начали системно работать. Но для того, чтобы решить проблему, на базе предприятия надо создать национальный центр по тяжёлым редукторам. Их нужно делать в России. Мы обречены быть морской державой, без флота Россия не может существовать.

22350 что с двигателем сатурн

Производитель авиационных двигателей НПО «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область) открыло в Санкт-Петербурге филиал, который займется разработкой газотурбинных двигателей для военного кораблестроения. Идее создания отечественного производства корабельных газотурбинных установок, которые сейчас судостроители закупают за рубежом, больше 10 лет. Развитие она получила, как только ВМФ РФ решил строить новый фрегат.

Разработкой и производством газотурбинных корабельных двигателей НПО «Сатурн» займется совместно с ЗАО «Кировэнергомаш» — дочерней компанией ОАО «Кировский завод». Соответствующее соглашение стороны подписали на Военно-морском салоне в июне 2005 года. Ранее «Кировэнергомаш» поставлял паротурбинные агрегаты для эсминцев, которые ОАО «Северная верфь» строило по заказу Китая. Специальное подразделение «Сатурна» — «Сатурн-ВМФ» — в свою очередь разрабатывает три проекта газотурбинных двигателей (ГТД). «ГТД, которые мы сейчас разрабатываем, могут устанавливаться на всех кораблях водоизмещением от 100 тонн до 40 тыс. тонн», — отметил директор проекта Леонид Иванов. Пока главная задача петербургского филиала — обеспечить отечественным двигателем новый фрегат проекта 22350, который Северная верфь будет строить для российского флота. Госиспытания энергетическая установка прошла осенью 2005 года.

Филиал «Сатурна» в Петербурге возглавил Евгений Чихаев, бывший заместитель главного инженера по подготовке производства ФГУП «Завод имени В. Я. Климова», главным конструктором корабельных двигателей назначен Валентин Паюсов, бывший главный конструктор ОАО «Звезда».

Читать еще:  Что нужно для капиталки двигателя нексия

ОАО «НПО «Сатурн» по планам Федерального агентства по промышленности должно в ближайшие годы объединиться в холдинг с Уфимским моторостроительным производственным объединением — они совместно выпускают двигатели для АХК «Сухой». Конкурировать новому холдингу, согласно предложениям Роспрома, придется с московским предприятием «Салют» и Омским моторостроительным производственным объединением имени П. И. Баранова.

В советское время для производства газотурбинных двигателей в Николаеве (Украина) был построен Южнотурбинный завод. В частности, он поставлял турбины для кораблей на воздушной подушке «Зубр», которые для ВМС Греции строило ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз». Идея наладить выпуск судовых газовых турбин в России существует с начала 1990-х годов, однако программу не финансировали. Поэтому Балтийский завод, например, для новых фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии покупал газотурбинные двигатели у финской компании Wartsila. За развитие направления вплотную взялись после того, как было решено построить фрегат для российского флота. В 2001 году руководство ВМФ России утвердило «Концепцию создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ» и возложил на НПО «Сатурн» функции комплексного поставщика.

Сейчас НПО «Сатурн» выпускает турбины для «Газпрома». По словам Леонида Иванова, они на 70% унифицированы с будущими корабельными ГТД. Впрочем, специалисты отрасли отмечают, что проект удастся запустить только в условиях адекватного финансирования. Разработки обойдутся не менее чем в 1,5 млрд рублей, при том что переоснащение производства в Рыбинске «Сатурн» профинансирует самостоятельно. Что же касается окупаемости проекта, то с учетом небольшого заказа по линии ВМФ РФ «Сатурн» делает ставку на экспортные программы, в которых в том числе активно участвует рыбинский завод «Вымпел», поставляющий сейчас катера в Мексику.

Боевые корабли вышли в серию

Вчера, в один день, были заложены сразу шесть крупных боевых судов для ВМФ России. Это очень серьезная заявка: впервые в постсоветский период делается реальная попытка серийного строительства кораблей и подводных лодок основных классов. До сих пор их строительство велось бессистемно и с постоянными переносами сроков готовности.

Первым шагом стало развертывание начиная с 2012 г. серийного строительства на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 09552 («Борей-А»). Результат – вывод из эллинга 16 июня 2020 г.уже второго атомного подводного ракетного крейсера этого типа «Князь Олег».

Что до шести свежезаложенных судов, то наибольшее внимание привлекает закладка на судостроительном заводе «Залив» в Керчи двух универсальных десантных кораблей проекта 23900, «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», которые по своим размерам (полное водоизмещение – около 25 000 т) станут крупнейшими надводными боевыми кораблями. Эти авианесущие корабли должны заменить два так и не доставшихся России французских десантных корабля типа Mistral. Ввод в строй наших кораблей кардинально повысит возможности российского ВМФ по присутствию в дальней морской зоне. Важно, что само их строительство стало возможно благодаря тому, что вместе с Крымом Россия в 2014 г. вернула себе один из ключевых советских судостроительных заводов «Залив», специализировавшийся на крупнотоннажном судостроении и располагающий крупнейшим в бывшем СССР сухим строительным доком.

Стратегические бомбардировщики России и США активизировали демонстративные полеты

Сейчас на «Севмаше» в Северодвинске закладываются два атомных подводных крейсера модифицированного проекта 885М («Ясень-М»), «Владивосток» и «Воронеж» – седьмой и восьмой в серии. Испытания головной атомной подводной лодки этого проекта «Казань» находятся на завершающей стадии, вторая однотипная лодка «Новосибирск» была выведена из цеха «Севмаша» в декабре 2019 г., что свидетельствует о развертывании строительства кораблей этого проекта во все более упорядоченных графиках. Переход к серийному строительству атомных многоцелевых подводных лодок проекта 885М имеет критически важное значение для ВМФ России, атомные подводные силы которого сейчас находятся на минимуме боеготовности – достаточно напомнить, что за последние 20 лет флот получил только одну атомную многоцелевую подводную лодку. Большая часть номинально сохраняющихся в строю атомных подлодок позднесоветской и раннепостсоветской постройки сейчас находятся в длительных ремонтах, в результате чего количество боеспособных атомных нестратегических подводных лодок в ВМФ России сейчас буквально можно пересчитать по пальцам.

Наконец, закладка на Северной верфи в Санкт-Петербурге седьмого и восьмого фрегатов проекта 22350 с названиями «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» должна ознаменовать долгожданное полноценное строительство фрегатов этого типа. Первый из них – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – строился и испытывался 12 лет, прежде чем был сдан флоту в 2018 г., второй – «Адмирал флота Касатонов» – 11 лет, он должен поднять флаг 21 июля. Затянувшееся мучительное рождение фрегатов данного типа, которые мыслятся как основные перспективные российские надводные боевые корабли дальней морской зоны, оставило надводные силы ВМФ России без должной замены, заставляя флот буквально на износ эксплуатировать и латать оставшиеся в боевом составе крупные надводные корабли советской постройки. Теперь появилась надежда, что родовые муки преодолены и через несколько лет фрегаты проекта 22350, включая их модифицированные варианты, начнут регулярно и во все нарастающем количестве поступать на флот.

Переход к серийному строительству фрегатов проекта 22350 знаменует преодоление еще одной ключевой проблемы российского судостроения – зависимости от газотурбинных двигателей, производившихся на НПО «Зоря-Машпроект» в украинском Николаеве. В 2020 г. ПАО «ОДК-Сатурн» должно наконец отгрузить первые газотурбинные двигатели и редукторы российского производства для третьего строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко», спущенного на воду на Северной верфи в мае. Очевидно, что, несмотря на все трудности с организацией их производства, в ближайшие годы «ОДК-Сатурн» сможет начать серийные плановые поставки своих корабельных газовых турбин, что позволит перейти и к серийной сдаче новых фрегатов.

Автор — эксперт Центра анализа стратегий и технологий

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector