Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобиль ока схема двигателя

Схема автомобиля — Ока

Вашему вниманию представляются электросхемы оборудования на ВАЗ-1111, она же ОКА 1988-2003 г.в. 4-местный хэтчбек особо малого класса с поперечным расположением двигателя и приводом на передние колеса. Выпуск Оки начат в 1989 году на Волжском автомобильном заводе. Двигатель — двухцилиндровый рабочим объемом 650 куб.см., в 1997 году увеличен до 750 куб.см. объем. В настоящее время пролизводство автомобилей Ока передано Камскому автомобильному заводу, а также Серпуховскому автозаводу. Кроме базовых моделей КамАЗ-11113 и СеАЗ-11113, предлагаются варианты с ручным управлением, предназначенные для инвалидов. Благодаря очень низкой цене, представляет интерес для экспорта. Эта небольшая машина, была разработана на Волжском автозаводе для «корпоративного» выпуска на трех заводах — ВАЗ, КамАЗ и СеАЗ — в инвалидном варианте, и выпускается с 1990 года.

Схема электрооборудования на ОКА

1 – боковой повторитель указателя поворота 31 – выключатель наружного освещения
2 – передний указатель поворота 32 – блок предохранителей
3 – фара 33 — предохранитель цепи противотуманного фонаря
4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения 34 – реле включения обогрева заднего стекла
5 – звуковой сигнал 35 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора 36 — реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза
7 — электродвигатель омывателя ветрового стекла 37 — выключатель очистителя и омывателя заднего стекла
8 – датчик момента искрообразования 38 – выключатель обогрева заднего стекла
9 – аккумуляторная батарея 39 — выключатель заднего противотуманного фонаря
10 – стартер 40 — контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора
11 – коммутатор 41 – выключатель аварийной сигнализации
12 – свечи зажигания 42 – выключатель зажигания
13 – катушка зажигания 43 – реле зажигания
14 – генератор 44 – электродвигатель вентилятора отопителя
15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 45 – датчик указателя уровня топлива
16 — датчик контрольной лампы недостаточного давления масла 46 – выключатель плафона в стойке двери
17 – розетка для переносной лампы 47 – комбинация приборов
18 – реле стеклоочистителя 48 — переключатель очистителя ветрового стекла
19 – датчик уровня тормозной жидкости 49 – выключатель омывателя ветрового стекла
20 – выключатель сигнала торможения 50 – выключатель звукового сигнала
21 — электродвигатель очистителя ветрового стекла 51 – переключатель света фар
22 – электромагнитный клапан карбюратора 52 – переключатель указателей поворота
23 – выключатель света заднего хода 53 — выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза
24 – реле включения стартера 54 – плафон освещения салона
25 – реле включения ближнего света фар 55 — выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора
26 – реле включения дальнего света фар 56 — электродвигатель омывателя стекла задней двери
27 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота 57 – задний фонарь
28 – прикуриватель 58 – задний противотуманный фонарь
29 – переключатель вентилятора отопителя 59 – фонарь освещения номерного знака
30 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя 60 – элемент обогрева стекла задней двери
61 — электродвигатель очистителя стекла задней двери
А – порядок нумерации контактов в соединительных колодках

Схема электрооборудования ВАЗ 1111 / 11113 Ока

Общая схема электропроводки

  1. Фары;
  2. Передние указатели поворота;
  3. Датчик включения электровентилятора;
  4. Звуковой сигнал;
  5. Электровентилятор системы охлаждения двигателя;
  6. Боковые указатели поворота;
  7. Датчик момента новообразования;
  8. Свечи зажигания;
  9. Катушка зажигания;
  10. Электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла;
  11. Аккумуляторная батарея;
  12. Генератор;
  13. Датчик контрольной лампы давления масла;
  14. Электромагнитный клапан карбюратора;
  15. Датчик температуры охлаждающей жидкости;
  16. Выключатель света заднего хода;
  17. Коммутатор;
  18. Штепсельная розетка для переносной лампы;
  19. Датчик уровня тормозной жидкости;
  20. Стартер;
  21. Моторедуктор очистителя ветрового стекла;
  22. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
  23. Реле включения дальнего света фар;
  24. Реле включения ближнего света фар;
  25. Реле включения стартера;
  26. Реле включения электровентилятора;
  27. Блок предохранителей;
  28. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;
  29. Реле-прерыватель очистителя ветрового стекла;
  30. Выключатель очистителя и омывателя заднего стекла;
  31. Выключатель обогрева заднего стекла;
  32. Выключатель заднего противотуманного фонаря;
  33. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
  34. Предохранитель цепи противотуманного света;
  35. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
  36. Выключатель аварийной сигнализации;
  37. Выключатель наружного освещения;
  38. Реле включения обогрева заднего стекла;
  39. Переключатель электродвигателя вентилятора отопителя;
  40. Выключатель стоп-сигнала;
  41. Прикуриватель;
  42. Дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя;
  43. Реле выключателя зажигания;
  44. Выключатель зажигания;
  45. Трехрычажный переключатель;
  46. Плафон освещения салона;
  47. Выключатели плафона, расположенные в стойках дверей;
  48. Комбинация приборов;
  49. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
  50. Датчик указателя уровня и резерва топлива;
  51. Электродвигатель вентилятора отопителя;
  52. Задние фонари;
  53. Моторедуктор очистителя заднего стекла;
  54. Элемент обогрева заднего стекла;
  55. Фонари освещения номерного знака;
  56. Задний противотуманный фонарь;
  57. Электродвигатель насоса омывателя заднего стекла;

А — Порядок условной нумерации штекеров в колодке датчика момента искрообразования;
Б — Порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов очистителей ветрового и заднего стекол и реле-прерывателя очистителя ветрового стекла;
В — Порядок условной нумерации штекеров в колодках выключателя зажигания и трехрычажного переключателя;
Г — Порядок условной нумерации штекеров в колодках комбинации приборов

Схема генератора

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Стартер;
  3. Генератор;
  4. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  5. Блок предохранителей;
  6. Реле выключателя зажигания;
  7. Выключатель зажигания.

Схема стартера

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Стартер;
  3. Реле включения стартера;
  4. Выключатель зажигания.

Схема замка зажигания

  1. Реле зажигания;
  2. Колодка выключателя зажигания;
  3. Выключатель зажигания.

Схема бесконтактного зажигания

  1. Реле выключателя зажигания;
  2. Выключатель зажигания;
  3. Блок предохранителей;
  4. Коммутатор;
  5. Датчик момента новообразования;
  6. Катушка зажигания;
  7. Свечи зажигания.

Схема очистителя и омывателя лобового стекла

  1. Электродвигатель омывателя ветрового стекла;
  2. Электродвигатель очистителя ветрового стекла;
  3. Выключатель зажигания;
  4. Блок предохранителей;
  5. Переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла;
  6. Условная нумерация штекеров в колодке переключателя;
  7. Реле очистителя ветрового стекла;
  8. Условная нумерация штекеров в колодках реле и электродвигателя очистителя ветрового стекла.

Очиститель и омыватель заднего стекла

  1. Блок предохранителей;
  2. Переключатель очистителя и омывателя стекла двери задка;
  3. Электродвигатель омывателя стекла двери задка;
  4. Электродвигатель очистителя стекла двери задка;
  5. Элемент обогрева стекла двери задка;
  6. Реле включения обогрева стекла двери задка;
  7. Выключатель обогрева стекла двери задка;
  8. Выключатель зажигания.

Схема отопителя

  1. Выключатель зажигания;
  2. Блок предохранителей;
  3. Переключатель электродвигателя отопителя;
  4. Дополнительный резистор;
  5. Электродвигатель вентилятора отопителя.

Схема вентилятора двигателя

  1. Выключатель зажигания;
  2. Блок предохранителей;
  3. Реле включения электродвигателя;
  4. Датчик включения электродвигателя;
  5. Электродвигатель вентилятора.

Схема ближнего/дальнего/противотуманного света

  1. Фары;
  2. Блок предохранителей;
  3. Реле включения ближнего света фар;
  4. Выключатель зажигания;
  5. Выключатель противотуманного света;
  6. Фонарь заднего противотуманного света;
  7. Контрольная лампа включения дальнего света;
  8. Выключатель наружного освещения;
  9. Предохранитель цепи противотуманного света;
  10. Переключатель света фар;
  11. Реле включения дальнего света фар.

Схема ламп стоп-сигнала/габаритных огней/заднего хода

  1. Лампы габаритного света в фарах;
  2. Блок предохранителей;
  3. Выключатель наружного освещения;
  4. Контрольная лампа габаритного света;
  5. Лампа освещения комбинации приборов;
  6. Фонари освещения номерного знака;
  7. Лампы габаритного света в задних фонарях.

Схема аварийной сигнализации и указателей поворота

  1. Передние указатели поворота;
  2. Выключатель зажигания;
  3. Выключатель аварийной сигнализации;
  4. Переключатель указателей поворота;
  5. Боковые указатели поворота;
  6. Лампы указателей поворота в задних фонарях;
  7. Контрольная лампа указателей поворота (в комбинации приборов);
  8. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
  9. Блок предохранителей.

Схема звукового сигнала

  1. Звуковой сигнал;
  2. Штепсельная розетка для переносной лампы;
  3. Колодка заднего жгута проводов;
  4. Блок предохранителей;
  5. Выключатель звукового сигнала.

Схема комбинации приборов

    Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва;

  • Контрольная лампа уровня тормозной жидкости и стояночной тормозной системы;
  • Контрольная лампа давления масла;
  • Указатель температуры охлаждающей жидкости;
  • Блок предохранителей;
  • Выключатель зажигания;
  • Выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы;
  • Реле-прерыватель контрольной лампы стояночной тормозной системы;
  • Датчик уровня тормозной жидкости;
  • Датчик контрольной лампы давления масла;
  • Датчик указателя уровня и резерва топлива.
  • Читать еще:  Mitsubishi l200 схема двигателя

    1. Контрольная лампа дальнего света фар;
    2. Указатель температуры охлаждающей жидкости;
    3. Контрольная лампа габаритного света;
    4. Контрольная лампа указателей поворота;
    5. Лампа освещения комбинации приборов;
    6. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
    7. Контрольная лампа давления масла;
    8. Указатель уровня и резерва топлива;
    9. Контрольная лампа резерва топлива;
    10. Контрольная лампа стояночной тормозной системы и уровня тормозной жидкости.

    Схема электровакуумного привода сцепления (ЭПС)

    1. Рукоятка рычага коробки передач с контактом принудительного включения ЭПС;
    2. Датчик скорости;
    3. Электронный блок;
    4. Коммутатор;
    5. Катушка зажигания;
    6. Переключатель режимов ЭПС;
    7. Контрольная лампа ЭПС;
    8. Трос сцепления;
    9. Вилка привода сцепления;
    10. Регулировочные гайки;
    11. Вакуумная камера с электромагнитом;
    12. Контргайка;
    13. Трос вакуумной камеры;
    14. Уплотнитель;
    15. Рычаг (педаль) сцепления;
    16. Ось;
    17. Регулировочная гайка;
    18. Контргайка;
      S1 — Концевой выключатель положения воздушной заслонки;
      S2 — Концевой выключатель положения акселератора.

    Схема подключения реле 602.3747 к системе управления сцеплением автомобиля

    А1 — Датчик скорости 351.3843;
    А2 — Катушка зажигания*;
    АЗ — Коммутатор системы зажигания*;
    А4 — Реле ЭПС 602.3747;
    HL1 — Лампа индикации включения воздушной заслонки типа А12-1,2*;
    HL2 — Лампа индикации тока электромагнита (контрольная лампа ЭПС) типа А12-1,2*;
    СВ1 — Аккумуляторная батарея*;
    L1 — Электромагнит типа 12.3747;
    S1 — Концевой выключатель положения воздушной заслонки*;
    S2 — Концевой выключатель положения акселератора**;
    S3 — Выключатель на рычаге КПП*;
    SA1 — Переключатель режимов ЭПС***;
    ПР1 — Предохранитель 8 А*.
    Примечание:
    * Штатно используемое оборудование на автомобиле Ока.
    ** Размыкание контактов происходит в начале хода педали акселератора.
    *** Положения клавишного переключателя SA1:
    1 — ЭПС выключено;
    2 — ЭПС включено;
    3 — ЭПС включено, режим ТДУ включен.

    Электросхема СеАз 11116

    1/1 — Лампа дальнего света фар;
    1/2 — Лампа ближнего света фар;
    1/4 — Лампа габаритного огня;
    2 — Лампа переднего указателя поборота;
    3 — Лампа бокового указателя поборота;
    5 — Генератор со встроенным регулятором напряжения;
    9 — Датчик холла;
    10 — Катушка зажигания;
    12 — Стартер;
    13 — Свечи зажигания;
    14 — Прибор звуковой сигнальный;
    17 — Датчик указателя температуры Воды;
    18 — Датчик контрольной лампы давления масла;
    23 — Аккумуляторная батарея;
    25 — Выключатель лампы света заднего хода;
    26 — Выключатель сигнала торможения;
    30 — Реле-прерыватель указателей поборота;
    31 — Реле-прерыватель контрольной лампы ручного тормоза;
    32 — Реле стеклоочистителя;
    33 — Сопротивление добавочное электродвигателя отопителя;
    35 — Электродвигатель стеклоочистителя;
    37 — Электродвигатель отопителя;
    38 — Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора;
    39 — Реле электровентилятора;
    42/1 — Переключатель указателя поборота;
    42/2 — Переключатель света фар;
    42/3 — Переключатель очистителя и омыбателя ветрового стекла;
    42/4 — Выключатель звукового сигнального прибора;
    44 — Выключатель зажигания;
    46 — Выключатель наружного освещения;
    48 — Выключатель аварийной сигнализации;
    49 — Переключатель электродвигателя отопителя;
    52 — Комбинация приборов;
    63 — Датчик скорости;
    74/1 — Элемент тепловой прикуривателя;
    74/2 — Лампа освещения прикуривателя;
    75 — Датчик уровня тормозной жидкости;
    76 — Выключатель контрольной лампы ручного тормоза;
    77 — Колодка диагностики;
    81 — Патрон подключения переносной лампы;
    83 — Насос омывытеля ветрового стекла;
    87 — Выключатель плафона освещения салона в передней двери;
    89 — Лампа плафона освещения салона;
    93 — Датчик указателя уровня и резерва топлива;
    98/1 — Лампа габаритного огня;
    98/2 — Лампа указателей поворотов;
    98/3 — Лампа стоп-сигнала;
    98/4 — Лампа света заднего хода;
    99 — Лампа фонаря освещения номерного знака;
    104 — Термовыключатель электровентилятора;
    108 — Лампа заднего противотуманного огня;
    112 — Электродвигатель стеклоочистителя заднего стекла;
    113 — Злектродвигатель омывателя заднего стекла;
    115 — Элемент нагревательный обогрева заднего стекла;
    121 — Реле включения обогрева заднего стекла;
    125 — Реле дополнительное;
    126 — Реле включения дальнего света фар;
    127 — Реле включения ближнего света фар;
    129 — Реле стартера;
    133 — Выключатель обогрева заднего стекла;
    136 — Выключатель заднего противотуманного фонаря;
    137 — Выключатель стеклоочистителя заднего стекла;
    138 — Выключатель стеклоомывателя заднего стекла;
    158 — Топливные форсунки;
    159 — Часы;
    168 — Реле задних противотуманных огней;
    169 — Дополнительный сигнал торможения;
    170 — Реле бензонасоса;
    171 — Злектробензонасос;
    172 — Регулятор холостого хода;
    173 — Датчик положения дроссельной заслонки;
    174 — Датчик детонации;
    175 — Клапан продувки адсорбера;
    176 — Датчик кислорода;
    177 — Датчик абсолютного давления;
    178 — Главное реле;
    221 — Контроллер.

    Малолитражная, малотиражная и невозрожденная: история создания Оки

    Малолитражный автомобиль как явление всегда был не столько расширением модельного ряда, сколько необходимостью: компактные, функциональные и недорогие машины в любое время и в любом месте непременно приходились впору, находя все больше сфер, где они были просто незаменимы. Существовал такой и в СССР – причем появившись именно по сугубо функциональному запросу, он влился в автомобильную жизнь страны, став полноправным ее участником. Правда, участвовал в этой жизни он до обидного недолго.

    В Советском Союзе автомобиль был не столько средством передвижения, сколько очевидной роскошью. Во-первых, скопить шесть-семь тысяч рублей при зарплате в 120-150 «деревянных»можно было только «семейным подрядом» – то есть откладывая с каждой «получки» доход одного из работающих членов семьи. Во-вторых, даже при наличии заветных денежных знаков купить машину «просто так» было нереально – приходилось сначала отстоять пять-шесть лет в очереди либо обладать какими-то привилегиями за особые заслуги и достижения перед Родиной. Было и «в-третьих»: Жигули и Москвичи не были доступными еще и по той причине, что изначально не задумывались, как «бюджетные» и стоили свыше 5 000 рублей даже до знаменитого подорожания 1979 года, после которого «входной билет» для приобретения Жигулей подорожал до семи тысяч. Единственным представителем советского «лоукоста» мог считаться Запорожец, но он был слишком примитивным, убогим и тарахтящим, чтобы являться альтернативой полноценным автомобилям ВАЗ или АЗЛК.

    А ведь по-настоящему массовый автомобиль обязан быть простым и дешевым! Эту нехитрую аксиому в послевоенные годы в разных странах мира подтвердили Volkswagen Kafer , Renault 4, Citroen 2CV, Austin Mini, Trabant , и т.д. В СССР условно на эту роль претендовал лишь упомянутый «Запор», но и он к началу восьмидесятых годов XX века был уже «не торт» – с претензией на более габаритный кузов Запорожцы 966-й и 968-й моделей утратили ту харизматичную притягательность, которой обладал культовый сегодня «горбатый» модели ЗАЗ-965 .

    Сначала – интрига

    История Оки началась отнюдь не в Тольятти: конструкторы Серпуховского мотозавода совместно со специалистами НАМИ в начале 1980-х годов занялись разработкой автомобиля, который смог бы заменить на конвейере откровенно устаревшую «инвалидку», вызывавшую у потребителей множество нареканий как по качеству изготовления, так и по общей убогости конструкции. Однако в Минавтопроме понимали, что СМЗ на тот момент совершенно не располагал ни производственными мощностями, ни уровнем технологий, который позволил бы освоить разработку и выпуск сколько-нибудь современного автомобиля традиционной, а не «мотоколясочной» конструкции. Ведь изначально планировалось, что будущая Ока будет пусть и маленьким, но полноценным автомобилем, а не передвижной тележкой с мотоциклетным мотором и примитивным кузовом.

    Им, разумеется, стал ВАЗ – самый продвинутый и передовой советский автомобильный завод того времени.

    Но не все так просто: министр автопрома Поляков, работавший с 1966 по 1975 годы генеральным директором Волжского автозавода, решил одним махом «убить всех зайцев». Ведь обладая административным ресурсом, он мог легко «протолкнуть» инжиниринг новой малолитражки на ВАЗе. Что, собственно, и было сделано.

    Читать еще:  Все причины перегрева двигателя ваз 2106

    Автомобиль из Серпухова-на-Оке получил название в честь реки Ока – крупнейшего из правых притоков Волги

    Конструкторы СМЗ пришли в Тольятти не с пустыми руками, представив собственный вариант Оки, ранняя версия которого была создана в сотрудничестве с НАМИ. Однако СМЗ-1101 объективно был малопригоден для массового выпуска в условиях современного автозавода, поэтому на ВАЗе решили «перезапустить» проект заново. Впрочем, разработкой новой модели занялись совместно с «заказчиком-исполнителем» в одном лице, представителями которого были серпуховские конструкторы.

    В рамках работы над проектом новой малолитражки каждое предприятие решало свои задачи. Во-первых, это позволяло выполнить «план по ширпотребу» – грубо говоря, это госзаказ по выпуску товаров народного потребления, который был обязательным для любого советского завода, вплоть до «оборонки» и ракетно-космической отрасли. Во-вторых, у ВАЗа появлялась возможность разработать собственными силами уникальный для СССР автомобиль первой группы особо малого класса. А ведь в то время конструкторский состав тольяттинского завода находился на пике творческой формы: шло активное обновление «жигулевской» линейки, была успешно реализована задача по выпуску легкового автомобиля повышенной проходимости с приводом на все колеса. Наконец, на конвейер как раз встала «восьмерка» – первый переднеприводник завода. Разумеется, все эти свежие наработки без вариантов планировалось использовать при создании новой модели.

    Интересно, что Оку должны были выпускать сразу на трех заводах – на самом ВАЗе, на СМЗ (естественно, в виде версий для инвалидов) и. Камазе, который также нуждался в «ширпотребной» продукции, но не хотел при этом выпускать кухонную утварь. Заводы-гиганты должны были производить в год по 20 тысяч машинок каждый, ну а в Серпухове планировались изготавливать ежегодно еще по 10 000. Таким образом, общий годовой выпуск Оки должен был составлять около 50 000 штук – не слишком много, но и не так мало, если учесть специфику автомобиля этого класса.

    Отправной точкой для старта Оки стал документ под названием «Постановление №575 о создании мощностей по производству новой модели особого малого класса в 1986–1988 гг.», причем на уровне этого постановления официально предписывался выпуск Оки на всех трех заводах. Роль ведущей скрипки в разработке будущей машины, разумеется, была отведена ВАЗу. Иначе быть не могло как субъективно (Поляков), так и объективно – из всех трех предприятий лишь в Тольятти обладали требуемым опытом и квалификацией, которая позволила бы разработать такой автомобиль по ТЗ и запустить его в серию по полному циклу.

    Впрочем, нельзя отрицать, что «инвалидную» специфику лучше конструкторов СМЗ в стране на тот момент не знал никто, включая вазовцев. Именно по этой причине все нюансы, связанные с органами ручного управления, решали именно откомандированные на ВАЗ специалисты Серпуховского мотозавода.

    Маленькая, да удаленькая

    Техническое задание на Оку определяло её компоновку и другие факторы, хотя в технических решениях руки конструкторов были развязаны. Главное, чтобы будущая машина вписывалась в отведённые ей массогабаритные характеристики (до 3,3 м длины и около 650 кг снаряженной массы), оснащалась двухцилиндровым четырехтактным двигателем и была переднеприводной. По кузову требования также заметно отличались от привычных для продукции СМЗ: закрытый, двухдверный, четырехместный с несущей конструкцией.

    Переднеприводная схема вынуждала конструкторов расположить силовой агрегат поперечно – так же, как на ВАЗ-2108. Изначально они планировали, что двухцилиндровый четырехтактник с жидкостным охлаждением будет иметь оригинальную конструкцию, не имевшую унификации с остальными вазовскими агрегатами. Такой мотор мощностью 32 л. с. был спроектирован, причем для борьбы с характерными для двухцилиндровой схемы повышенными вибрациями пришлось конструктивно предусмотреть специальные балансирные валы, которые гасили паразитные колебания мотора.

    Однако с целью снижения себестоимости из министерства пришло указание: двигатель Оки должен быть максимально унифицирован с мотором ВАЗ-2108. Разумеется, отливка блока цилиндров, а также коленчатый и распределительный валы от четырехцилиндрового мотора не годились, но в остальном «восьмерочные» комплектующие использовались, что называется, по максимуму. Такой двигатель, по сути, стал половинкой восьмерочного – поэтому его рабочий объем был равен 650 «кубикам». Мотор вдобавок получился очень компактным, благодаря чему под коротеньким капотом даже удалось выкроить место для «запаски» – примерно так же, как это было сделано в «запорожской» Таврии.

    Во многом по компоновке и другим решениям Ока походила на японские малолитражки – причем не абстрактные, а на конкретную модель: Daihatsu Cuore, которую использовали в качестве «референса» еще при испытаниях прототипа Оки от СМЗ-НАМИ. Прямого заимствования, конечно, не получилось, поскольку у советского и японского заводов была совершенно разная производственная база, да и конструкторская школа заметно разнилась. Но то, что Cuore был определённым ориентиром, задавшим базовые параметры, очевидно и в наши дни.

    Испытания ходовых прототипов серии 100 показали, что крайне неудовлетворительно работает задняя подвеска. В итоге конструкторы отказались от схемы с диагональными рычагами в пользу классической для переднеприводников П-образной балки. При переходе от сотой к двухсотой серии Ока также получила остальные признаки полноценного автомобиля, пусть и очень небольшого. Так, в передней части появилась подвеска типа МакФерсон, конструктивно напоминавшая «восьмерочную». Вообще, во многом Ока действительно являлась уменьшенной копией переднеприводного первенца ВАЗа – конструкторы активно применяли те решения, которые им удалось найти и успешно реализовать в рамках проекта «Гамма» (ВАЗ-2108). Правда, «тень Куоре» при этом незримо следовала за предсерийной Окой – было очевидно, что концепция японского городского субкомпакта была «переведена на русский» с небольшими правками по компоновке.

    Трехсотая серия прототипов прошла «летние» и «зимние» испытания в соответствующих климатических зонах СССР – от Туркмении и Азербайджана до республики Коми. Они показали, что маленькая машинка достойно держит как лютый зной, так и сорокаградусные морозы. Результатом стала успешная госприёмка ВАЗ-1111 в 1987 году, на основании которой комиссия рекомендовала Оку к серийному выпуску.

    оригинальной внешне и продуманной по конструкции, но при этом универсального назначения, то есть этот автомобильчик годился как для инвалидов, так и для обычных автомобилистов. Правда, с одной важной оговоркой – если они живут в большом городе или хотя бы там, где есть дороги с твердым покрытием.

    Мелководная Ока

    Запуск Оки в серийное производство пришелся на очень неудачный период перевода планово-административной экономики СССР на хозрасчетно-рыночные рельсы. Именно в 1987-м, когда три завода начали подготовку к началу серийного выпуска ВАЗ-1111, государство официально прекратило финансовую поддержку автопрома. Поэтому министр Поляков пошел на еще одну небольшую хитрость: он переименовал СМЗ в автомобильный завод и включил его в состав АВТОВАЗа. Такой ход позволял заниматься Окой в Серпухове под эгидой тольяттинского предприятия. И, разумеется, с привлечением его активов.

    В Советском Союзе специалисты сравнивали Оку не только с Куоре, но и с Mitsubishi Minica

    Первая сотня машин с собственным названием «Кама» на Камазе была собрана в 1988 году, а на июльской обложке журнала «За Рулем» того же года красовалась «почти серийная» Ока, вызвавшая у обывателей массу вопросов. Главный, конечно же, звучал как «А сколько стоит и где купить?»

    Читать еще:  Xsara picasso какой двигатель лучше

    Увы и ах: несмотря на то, что еще в 1988 году на ВАЗе собрали опытную партию из двухсот машин, а на СеАЗе в 1989-м произвели сотню автомобилей в исполнении для инвалидов, Ока оставалась диковинкой, которая все никак не становилась товарным изделием, доступным для покупки в магазине. И это было вдвойне обидно, ведь при цене около двух с половиной тысяч рублей Ока была заметно дешевле даже запорожской модели ЗАЗ-968М, хотя на голову превосходила любой «Запор» по потребительским качествам. Конечно, если видеть в этой машинке то, что было задумано – а именно городскую малолитражку. Ведь скромная грузоподъемность, невыдающиеся динамические характеристики и маленькие 12-дюймовые колеса с абсолютно оригинальной размерностью шин Би-308 135/80 и трехточечным креплением дисков к ступице не позволяли Оке уверенно ощущать себя за пределами городских джунглей и асфальтовых трасс. Впрочем, потребитель был готов «понять и простить» все особенности этой симпатичной и юркой «королевы пробок», но… Страну начало лихорадить, а в 1991-м СССР и вовсе не стало, что сказалось на дальнейшем развитии событий.

    Предсерийный прототип. Конструкция колесных дисков заметно отличается от той, что пошла в серию

    Легковое подразделение Камаза преобразовали в ЗМА – Завод микролитражных автомобилей. Сам АВТОВАЗ выпускал Оку совсем недолго – до 1995 года, после чего полностью переключился на производство силовых агрегатов. Поэтому изготовление микролитражек сохранилось на двух заводах – в Серпухове и Набережных Челнах, причем на СеАЗе выпускали как инвалидные, так и обычные модификации. Важную «социальную» роль этой небольшой машинки нельзя недооценивать – тысячи российских инвалидов и ветеранов войны получали эти автомобили бесплатно в органах собеса, что поднимало качество их жизни на новый уровень. Особенно если заочно сравнить серпуховскую «инвалидку» на базе Оки с её предшественницей-мотоколяской.

    Именно такой Оку впервые увидели миллионы советских автомобилистов

    Еще одной немаловажной вехой стало то, что в середине двухтысячных на Камазе появилась импортная окрасочная линия Durr, благодаря чему качество нанесения ЛКП выросло на порядок, а гарантия производителя от сквозной коррозии кузова увеличилась до пяти лет.

    Электрическая схема автомобиля ОКА

    Цветная электросхема для отечественного автомобиля ОКА. Схема в высоком разрешении, поэтому для увеличения картинки — кликните на неё. Для исключения ошибок при работе со схемой, ниже указан второй вариант схемы электрооборудования ОКА.

    Электросхема автомобиля ОКА


    1 – боковой указатель поворота
    2 – передний указатель поворота
    3 – фара
    4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения
    5 – звуковой сигнал
    6 – датчик включения электродвигателя вентилятора
    7 – электродвигатель омывателя ветрового стекла
    8 – датчик момента искрообразования
    9 – аккумуляторная батарея
    10 – стартер Ока
    11 – коммутатор
    12 – свечи зажигания
    13 – катушка зажигания
    14 – генератор Ока
    15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
    16 – датчик контрольной лампы недостаточного давления масла
    17 – розетка для переносной лампы
    18 – реле стеклоочистителя
    19 – датчик уровня тормозной жидкости
    20 – выключатель сигнала торможения
    21 – электродвигатель очистителя ветрового стекла
    22 – электромагнитный клапан карбюратора
    23 – выключатель света заднего хода
    24 – реле включения стартера
    25 – реле включения ближнего света фар
    26 – реле включения дальнего света фар
    27 – реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота
    28 – прикуриватель
    29 – переключатель вентилятора отопителя
    30 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя
    31 – выключатель наружного освещения
    32 – блок предохранителей
    33 – предохранитель цепи противотуманного фонаря
    34 – реле включения обогрева заднего стекла
    35 – реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения
    36 – реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза
    37 – выключатель очистителя и омывателя заднего стекла
    38 – выключатель обогрева заднего стекла
    39 – выключатель заднего противотуманного фонаря
    40 – контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора
    41 – выключатель аварийной сигнализации
    42 – выключатель зажигания
    43 – реле зажигания
    44 – электродвигатель вентилятора отопителя
    45 – датчик указателя уровня топлива
    46 – выключатель плафона в стойке двери
    47 – комбинация приборов
    48 – переключатель очистителя ветрового стекла
    49 – выключатель омывателя ветрового стекла
    50 – выключатель звукового сигнала
    51 – переключатель света фар
    52 – переключатель указателей поворота
    53 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза
    54 – плафон освещения салона
    55 – выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора
    56 – электродвигатель омывателя стекла задней двери
    57 – задний фонарь ока
    58 – задний противотуманный фонарь
    59 – фонарь освещения номерного знака
    60 – элемент обогрева стекла задней двери
    61 – электродвигатель очистителя стекла задней двери.

    Схема электрооборудования автомобиля ОКА — другой вариант


    1 — фары; 2 — передние указатели поворота; 3 — датчик включения электровентилятора; 4 — звуковой сигнал Ока; 5 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 6 — боковые указатели поворота; 7 — датчик момента искрообра-зования; 8 — свечи зажигания; 9 — катушка зажигания; 10 — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — генератор автомобиля Ока; 13 — датчик контрольной лампы давления масла; 14 — электромагнитный клапан карбюратора; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 — выключатель света заднего хода; 17 — коммутатор; 18 — штепсельная розетка для переносной лампы; 19 -датчик уровня тормозной жидкости; 20 — стартер; 21 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 22 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 23 — реле включения дальнего света фар; 24 — реле включения ближнего света фар; 25 — реле включения стартера; 26 — реле включения электровентилятора; 27 — блок предохранителей; 28 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 — реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 30 — выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 31 — выключатель обогрева заднего стекла; 32 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 33 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 34 — предохранитель цепи противотуманного света; 35 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 36 — выключатель аварийной сигнализации; 37 — выключатель наружного освещения; 38 — реле включения обогрева заднего стекла; 39 — переключатель электродвигателя вентилятора отопителя; 40 — выключатель стоп-сигнала; 41 — прикуриватель 42 — дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя; 43 — реле выключателя зажигания; 44 — выключатель зажигания; 45 — трех рычажный переключатель; 46 — плафон освещения салона; 47 — выключатели плафона, расположенные в стойках дверей; 48 — комбинация приборов 49 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 50 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 51 — электродвигатель вентилятора ото пителя; 52 — задние фонари; 53 — моторедуктор очистителя заднего стекла; 54 — элемент обогрева заднего стекла; 55 — фонари освещения номерноп знака; 56 — задний противотуманный фонарь; 57 — электродвигатель насоса омывателя заднего стекла; А — порядок условной нумерации штекеров в ко лодке датчика момента искрообразования; Б — порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов очистителей ветрового и заднего сте кол и реле-прерывателя очистителя ветрового стекла; В — порядок условной нумерации штекеров в колодках выключателя зажигания и трехрычажно го переключателя; Г — порядок условной нумерации штекеров в колодках комбинации приборов.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector