Боинг 737 800 запуск двигателя - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боинг 737 800 запуск двигателя

Как у Boeing появился самолет, который разработан «клоунами под контролем обезьян»

Новая модификация 737 MAX самого популярного самолета американского производителя Boeing — 737 должна была помочь сохранить лояльность авиакомпаний и число заказов на авиалайнеры на высоком уровне. Но вместо этого американцы уже со старта столкнулись с двумя падениями нового воздушного судна.

К расследованию инцидентов подключился конгресс США, и тут всплыла внутренняя переписка сотрудников Boeing, которые участвовали в создании модели 737 MAX. В ней они писали, что новый авиалайнер «разработан клоунами под контролем обезьян».

Давайте разберемся, как появился новый американский авиалайнер, на который Boeing возлагал большие надежды, но который в итоге чуть не уничтожил крупнейшего американского производителя авиатехники?

Полностью новый самолет

В 2010 году авиакомпании все еще восстанавливались после глобального финансового кризиса 2008 года. Убытки были огромными, и не все пережили кризис. Те, кто остался на рынке, искали способы сократить расходы. И первое, что приходило на ум — было топливо, которое занимает треть всех трат.

Boeing в то время разрабатывал полностью новую концепцию самолета для замены модели 737 на линиях средней протяженности и даже показывал его заказчикам.

Новый авиалайнер имел поистине революционную концепцию для среднемагистральных самолетов. В салоне был не один проход, что является стандартом сейчас, а два, как на широкофюзеляжных самолетах.

Новый Boeing назвали New Light Twin. Три разных его модификации могли бы перевозить от 180 до 225 пассажиров на расстояние до 8 300 км. Этого достаточно, чтобы полететь без промежуточных посадок из Киева в Торонто или Сеул.

Предполагалось, что авиалайнер будет иметь яйцевидный фюзеляж из композитных материалов и новую технологию производства для удешевления конечной стоимости воздушного судна.

Годы спустя в Boeing осознали, что это было предпочтительным решением, однако что-то пошло не так, и американцы пошли по второму пути — модернизации 737.

Именно этот путь выбрал европейский конкурент Airbus. Он установил новые двигатели на свой самый популярный среднемагистральный авиалайнер A320, и это сделало его более экономичным и экологичным. Такая модернизация обошлась европейцам в $2 млрд, тогда как запуск полностью нового самолета стоил $10 млрд.

Но тут существовала опасность того, что Boeing мог решиться на создание нового самолета. Тогда Airbus пришлось бы тоже запускать новую модель, но при этом он терял еще $2 млрд, которые вложили в модернизацию устаревающего A320.

Поэтому европейцам нужно было, что Boeing пошел по их пути — перевел 737 на новые двигатели. По ряду технических причин они были убеждены, что 737 MAX не сможет конкурировать с обновленным A320, который получил имя A320neo. Но как сделать, чтобы Boeing отказался от своей новой концепции?

Ход Airbus

Ответ пришел от Джона Лихи — главного операционного директора по работе с клиентами Airbus. Он убедил руководство Airbus, что нужен значительный заказ от ключевого клиента Boeing, чтобы шокировать американцев и заставить принять нужное европейцам решение.

Однако ситуация на рынке в США в то время складывалась не в пользу Airbus. Все крупные авиакомпании American Airlines, Delta Air Lines, Southwest Airlines и United Airlines были ключевыми клиентами Boeing. У каждого был большой флот 737. American Airlines в середине 90-х вообще подписали договор о покупке самолетов исключительно у Boeing. Но именно они и стали тем нужным звеном в плане Airbus.

К 2011 году American Airlines находилась в тяжелом финансовом положении. На фоне этого у нее был один из старейших флотов среди всех американских авиакомпаний. В него входили 300 устаревших самолетов MD-80, первоначально приобретенных у McDonnell Douglas в 1980-е.

Airbus должен был сделать предложение, от которого нельзя отказаться. И это оказался контракт на 400 новых авиалайнеров A320neo. Cделка должна была полностью преобразить флот American Airlines и улучшить всю их экономику за счет существенной экономичности новых самолетов.

Но как это сделать, если есть эксклюзивный контракт между American Airlines и Boeing на поставку авиалайнеров? Шила в мешке не утаишь, особенно когда речь идет о контракте на 400 самолетов стоимостью $40 млрд.

Когда Boeing узнал о переговорах своего крупного клиента с Airbus, юристы американцев пришли в штаб-квартиру American Airlines и обещали засудить авиакомпанию за нарушение договора.

American Airlines не слишком хотели ввязываться в судебные тяжбы в авиагигантом, но в тоже время не хотели терять выгодный контракт. Что они сделали? Решили разделить заказ между Boeing и Airbus.

Вот только Airbus на тот момент уже предлагал современные A320neo, а Boeing все еще имел поколение 737 NG их 90-х, которое по экономике уступало A320neo. Даже в суде в таком случае авиакомпания имела бы серьезный козырь, так как Boeing хотел принудить к покупке устаревших самолетов вместо более современных, экономичных и экологичных от Airbus.

Именно тогда глава American Airlines выдвинул ультиматум Boeing — или тот строит конкурента A320neo, или не получит свою долю заказа. Через два дня Boeing анонсировали программу 737 MAX.

Читать еще:  Хонда джокер тюнинг двигателя

В 2011 году American Airlines подписала контракт на поставку 460 узкофюзеляжных самолетов у Airbus и Boeing. В него вошли 100 самолетов 737 NG модели 737-800 и 100 авиалайнеров 737 MAX. У Airbus авиакомпания взяла 130 самолетов A320 и 130 самолетов нового семейства A320neo.

Колонка подготовлена на основе информации из книги Air Wars: The Global Combat Between Airbus and Boeing и статей New York Times.

FrequentFlyers.ru

Ликбез

Почему двигатель самолета брякает?

08/11/2019

Многие пассажиры при посадке в самолет через автотрап замечают странные звуки, которые издает работающая на низких оборотах турбина: то ли металлический лязг, то ли бряцанье бутылок — еще похлеще, чем в детстве, когда к остановке подкатывает ЛиАЗ-677 😉 Тут же просыпается аэрофобия: посмотрите, что-то не то с самолетом, как на нем лететь? Караул! Рассказываем подробнее, что это такое.

Во-первых, не турбина, а двигатель. Турбина — это только небольшая часть турбовентиляторного двигателя, которые устанавливаются на современные самолеты. И “реактивным” этот двигатель называть неправильно, потому что реактивной струей в них создается от силы 20% тяги, а остальную тягу создает вентилятор. Вентилятор — это как раз та часть, которая находится впереди двигателя и вы видите, как он вращается.

Во-вторых, во время посадки пассажиров двигатель не работает. Не на малом газу, никак. Он просто выключен полностью, и запуск двигателей начинается только после окончания посадки, буксировки и получения разрешения от диспетчера. Вентилятор же вращается от ветра! Попробуйте хорошенько дунуть на бытовой вентилятор или чуть-чуть дунуть на компьютерный — они тоже начнут вращаться.

Так, стоп, вы же явно слышите характерный свист работающего двигателя! Правильно, это работает вспомогательная силовая установка (ВСУ, APU) в хвосте; от нее на стоянке при отсутствии наземного источника (GPU) запитаны электросистемы, система кондиционирования и вентиляции и т.д. Вентилятор вращается ветром и только ветром! (И, кстати, именно поэтому если самолет ставится на стоянку надолго, например, на ночь, двигатели закрывают чехлами, чтобы не крутились просто так, и чтобы ветром внутрь не нанесло пыли, грязи, снега и т.п.)

ВСУ самолета семейства Airbus A320

Вентилятор состоит из множества лопаток, которые при его вращении захватывают воздух и проталкивают его дальше, создавая тягу. Каждая лопатка закреплена в пазу на роторе. Но на некоторых моделях двигателей они закреплены не жестко, а имеют определенный люфт (свободный ход), что снижает нагрузки в рабочем режиме. То есть, “болтаются” они не из-за того, что двигатель изношен, а потому, что так задумано.

При этом на таких двигателях лопатки оснащены бандажными полками, которые увеличивают жесткость лопатки, а также не дают ей вибрировать под нагрузкой: поток воздуха, воздействующий на полку, как бы дополнительно удерживает ее.

Ротор двигателя и пазы (замки) крепления лопаток

Лопатка с бандажной полкой

Лопатки с полками и ротор

Когда вентилятор вращается под действием ветра на низких оборотах, соседние лопатки, расположенные в определенных положениях (в верхней и нижней точках), как бы “переваливаются” и стукаются полками друг об друга. А когда двигатель начинает работать, то обороты вентилятора увеличиваются и центробежная сила уже не дает лопаткам болтаться: они выстраиваются строго вдоль радиусов и не касаются друг друга.

Описанная конструкция вентиляторов используется, например, на двигателях Pratt&Whitney JT9D (на Boeing 747), Rolls-Royce RB211 (модификации Boeing 747, 757, 767), CFM 56-3 (устанавливаются на все Boeing 737-300, 737-400, 737-500) и CFM 56-5 (Airbus A318, A319ceo, A320ceo, A321ceo), а вот на CFM 56-7 (Boeing 737-600, 737-700, 737-800, 737-900, 737-900ER) лопатки имеют другую форму без бандажных полок, закреплены жестко и не брякают. На двигателях CFM LEAP (737 MAX, A320neo) лопатки закреплены жестко и выполнены из композитных материалов и тоже не брякают.

Дефект двигателя или все же ракета? Почему упал украинский самолет

Что стало причиной авиакатастрофы в Тегеране, был ли украинский лайнер сбит по ошибке и безопасны ли полеты на «Боингах»? DW поговорила об этом с экспертами в области авиабезопасности.

Иранская экспертная комиссия работает на месте крушения самолета Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины» вблизи Тегерана

После унесшего жизни 176 человек крушения украинского самолета в Тегеране DW поговорила с двумя экспертами в области авиабезопасности о возможных причинах катастрофы и ее последствиях для международной гражданской авиации.

Уже через несколько часов после крушения украинского самолета Boeing 737-800 власти Ирана заявили, что оно произошло из-за возгорания двигателя лайнера, и исключили версию теракта, настаивая на том, что «никакой другой» причины крушения «Боинга», кроме технической, не было.

В то же время в интернете появились слухи, что самолет «Международных авиалиний Украины» (МАУ) могли по ошибке сбить иранские силы ПВО. Ведь катастрофа произошла вскоре после того, как Иран нанес ракетные удары по двум военным базам США в Ираке. С другой стороны, как пишет немецкая газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на иранские СМИ, перед крушением пилоты не посылали сигнала о помощи.

Читать еще:  Электромеханическая характеристика двигателя параллельного возбуждения

Взрыв на борту украинского «Боинга»

Однако известный австралийский эксперт по авиации — главный редактор издания AirlineRatings.com Джефри Томас в интервью DW исключил возможность уничтожения украинского самолета ракетой.

Австралийский эксперт в области авиационной безопасности Джефри Томас

«Как мы знаем, на борту было много иранских граждан. Поэтому я уверен в том, что он не был мишенью, по которой намеренно или случайно был открыт огонь (со стороны Ирана. — Ред.)», — заявил эксперт. «По всей видимости, это была техническая проблема», — добавил он.

С точки зрения Томаса, в случае попадания ракеты в украинский «Боинг» самолет разнесло бы на части. В то же время имеется любительская видеозапись, на которой видно, что лайнер загорелся после взлета, говорит Джефри Томас. «На записи видна вспышка, которая появляется еще до того, как самолет падает на землю, после чего происходит мощный взрыв, который, очевидно, и стал причиной гибели всех находящихся на борту», — комментирует эксперт.

Возгорание одного из двигателей Boeing 737-800

При этом данные сайта для отслеживания движения самолетов Flightradar24 говорят о том, что ни траектория полета, ни набор самолетом высоты не свидетельствовали о наличии каких-либо проблем, подчеркивает Томас.

В настоящий момент на месте крушения украинского «Боинга» продолжает работу комиссия иранских экспертов. По их данным, один из двигателей лайнера был в полном порядке, в то время как другой имел следы массивного возгорания, отмечает Томас. «Мы не знаем, почему пилоты не смогли совладать с огнем. После того как связь с кокпитом прервалась, общение с ними стало невозможным», — говорит эксперт.

Эксперт по авиационной безопасности Тим ван Беверен

В то же время Тим ван Беверен (Tim van Beveren) — немецкий специалист в сфере авиационной безопасности — в интервью DW подчеркнул, что выводы о возможной связи между крушением лайнера МАУ с конфликтом между США и Ираном делать пока преждевременно. «Предположительно, первая информация о результатах работы экспертной комиссии появится лишь через несколько недель», — говорит ван Беверен, сравнивая расследование причин крушения самолета с «кропотливым собирание пазла из тысячи кусочков, которое невозможно закончить за пару часов».

По его словам, на фотографиях обломков самолета видно, что повреждения двигателя имеют внутренний характер. «Это указывает на то, что в двигателе была проблема, которая могла стать критичной на такой важной стадии полета, как набор высоты», — говорит Тим ван Беверен. Однако если иранская гражданская комиссия расследования причин авиакатастрофы придет к выводу, что причиной крушения украинского «Боинга» могло быть внешнее воздействие, то дело передадут в другие инстанции, добавляет эксперт.

Насколько безопасны лайнеры Boeing 737-800

По его словам, сотрудники Boeing должны будут получить возможность беспрепятственно обследовать место крушения и обломки самолета, несмотря на конфликт между Ираном и США, поскольку этого требует Международная конвенция гражданской авиации Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Личные вещи пассажиров украинского «Боинга» 737-800 авиакомпании МАУ, разбившегося под Тегераном

«Самолеты Boeing не падают с неба один за другим», — говорит ван Беверен. После крушения двух «Боингов» другой модели — 737 Max — в 2018-2019 годах в Индонезии и Эфиопии у производителя было много проблем, однако связь между крушениями лайнеров 737 Max и сегодняшней авиакатастрофой в Иране вовсе не очевидна, подчеркивает эксперт. По его данным, модель Boeing 737-800 считается очень надежной и используется в Германии многими авиакомпаниями.

С ним согласен и австралийский эксперт Джефри Томас. Лайнер Boeing 737-800 он называет «одной из самых надежных на сегодняшний день моделей, использующихся в коммерческой авиации». По данным Томаса, сегодня в мире летают более 7000 самолетов этого типа и они имеют «превосходную статистику в области безопасности».

Самолеты Boeing 737-800 в авиапарке МАУ

Как сообщил в среду на пресс-конференции глава авиакомпании МАУ Евгений Дыхне, лайнер Boeing 737-800, разбившийся в Иране, эксплуатировался с 2016 года и был одним из лучших в авиапарке компании. По словам Дыхне, только в понедельник борт прошел необходимую техническую проверку, в ходе которой не было замечено никаких проблем.

Boeing 737-800 авиакомпании МАУ в киевском аэропорту Борисполь в 2016 году

Результаты этой проверки, как и всю предысторию техобслуживания и инспекций самолета Boeing 373-800, разбившегося в Иране, авиакомпания МАУ теперь должна передать для анализа иранской комиссии, которая проводит расследование, поясняет ван Беверен. «На данный момент есть информация о том, что самолет вылетел из аэропорта Тегерана с задержкой в один час. Однако что стало причиной этой задержки, пока сказать нельзя», — отмечает эксперт.

Международные авиакомпании отказываются от полетов над Ираном и Ираком

Читать еще:  Хорошая промывка системы охлаждения двигателя

Тем временем ряд международных авиакомпаний, в том числе немецкая Lufthansa, после крушения украинского «Боинга» в Иране отменили рейсы в Тегеран и иракский город Эрбиль, в котором находится одна из двух из военных баз США, накануне подвергшихся обстрелу иранскими ракетами

Можно ли научиться летать по видеоиграм

Когда ранее в августе авиамеханик Horizon Air угнал самолет из международного аэропорта Сиэтла, диспетчеры предлагали ему советы по пилотированию. Но он от них отказался, объяснив, что играл в видеоигры. Для поклонников авиасимуляторов, которые можно установить на домашний компьютер, такой ответ не стал удивительным.

Домашние симуляторы стали более продвинутыми за последние 30 с лишним лет. В них есть все модели самолетов — от старых бомбардировщиков до современных пассажирских авиалайнеров. Стоимость симуляторов рознится от нескольких десятков долларов за приставки для видеоигр до тысяч долларов за оборудование и программы, которые более реалистично имитируют кабину пилота и внешние условия. Такие программы могут имитировать многие особенности управления самолетом, включая взлет, неблагоприятные погодные условия и экстренные ситуации. Также приобрести симуляторы гораздо легче, чем получить лицензию пилота.

По данным NPD Group, в прошлом году по всему миру было продано 2 млн транспортных симуляторов для персональных компьютеров и консолей.

Кто на самом деле контролирует самоуправляемые автомобили

Как отмечает недавно вышедший на пенсию капитан экипажа United Airlines Говард Пенли, прежде заходившие в его кабину пассажиры часто говорили, как сложно разобраться во всех кнопках и циферблатах. Но в последнее время люди стали задавать более тонкие вопросы, например про приземление в условиях ограниченной видимости, говорит Пенли. Когда он спрашивал, откуда у них такие знания, они обычно говорили про домашние симуляторы. «[Запуск самолета Boeing 737] требует четкой последовательности действий, которые должны быть выполнены верно и полностью по памяти. Не сомневаюсь, что их можно выучить с помощью специальных компьютерных программ», — утверждает Пенли.

Многие поклонники симуляторов говорят, что относятся к ним не как к традиционным видеоиграм, потому что в них нужно не набирать очки или соревноваться, а только сосредоточиться на управлении самолетом. Новую конференцию FlightSimExpo в Лас-Вегасе в июне посетили около 1100 человек, по словам ее организаторов.

Фрэнк Сафранек, 59-летний художник компьютерной графики, ежегодно посещает такие конференции и входит в десятки онлайн-групп про авиасимуляторы. По его словам, страсть к симуляторам полетов появилась у него в детстве. «Возможно, это началось, когда я строил модели из пластика, ведь тогда не было компьютеров, — отмечает он. — Теперь компьютеры позволяют реализовать свою мечту без необходимости покупать или арендовать самолет и платить за уроки».

Поклонники симуляторов обычно предпочитают компьютеры, а не игровые консоли, поскольку у них больше мощности, чтобы воспроизводить на экране визуальные эффекты. Между тем профессиональные пилоты гражданской авиации проходят обучение на симуляторах, стоящих миллионы долларов и в точности имитирующих вибрации от турбулентности и другие особенности, которые нельзя воспроизвести дома.

Джош Нанн, 26-летний инженер-химик, никогда не был в кабине пилота пассажирского самолета, но уверен, что смог бы управлять Boeing 737 и Airbus A320 благодаря навыкам из видеоигр. Он два года «летал» на этих самолетах в компьютерном симуляторе X-Plane от компании Laminar Research. «Я мог бы вывести самолет на взлетно-посадочную полосу и поднять его в воздух, — утверждает Нанн. — Я знаю, как управлять автопилотом и всем остальным».

Laminar Research не ответила на запросы о комментарии.

Участники авиационной отрасли и правоохранительные органы обеспокоены, что люди без опыта пилотирования могут научиться управлять самолетами благодаря симуляторам и иногда прилагающимся к ним учебникам. Также эксперты опасаются, что эти любители не будут достаточно осторожны, если каким-либо образом окажутся за штурвалом настоящего самолета. «Я очень обеспокоен возможными попытками повторить [инцидент в Сиэтле]», — говорит Джим Холл, бывший председатель Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB). По его словам, этот эпизод должен увеличить бдительность властей.

Ричард Расселл, угнавший самолет из аэропорта Сиэтла, погиб в результате крушения в штате Вашингтон. Он управлял 76-местным самолетом Bombardier Q400 около часа и за это время выполнил несколько экстремальных маневров, которые нетипичны для авиа-симуляторов.

Какими бы хорошими ни были симуляторы, они не способны воспроизвести выброс адреналина и замешательство в реальной экстренной ситуации, отмечают психологи и эксперты по безопасности. В экстренных случая у пилотов есть лишь секунды, чтобы осмотреть все инструменты, циферблаты, обсудить ситуацию и принять решение, в то время как кабину наполняет какофония различных отвлекающих внимание звуков.

Навыки пилотирования могут быть утеряны на симуляторах, предупреждает президент Redbird Flight Simulations Чарли Грегуар. Его компания выпускает продвинутые симуляторы. «Это словно учиться водить автомобиль, играя в Forza», — говорит он, имея в виду видеоигру про гонки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector