Частота холостого хода дизельного двигателя
Какими должны быть холостые обороты двигателя? — Разберемся в вопросе
18 октября 2016 Категория: Обслуживание и ремонт
Холостые обороты один из наиболее важных режимов работы двигателя. При использовании холостого хода коленчатый вал вращается с наименьшей частотой, которая позволяет обеспечить стабильную работу двигателя, расход топлива также минимален.
Зачастую именно по звуку холостых оборотов можно примерно определить состояние двигателя подержанного автомобиля (по наличию посторонних стуков, появляющихся и пропадающих при наборе оборотов, скрежета или шумов, которые выбиваются из общего ритма работы двигателя).
Слишком низкие холостые обороты чреваты нарушениями в работе двигателя, равно как и сильно высокие. Поэтому многие автолюбители задаются вопросом, какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу. Эта статья ответит на этот вопрос и другие, например, чем чреваты слишком высокие или слишком низкие холостые обороты двигателя.
Какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу?
Заранее стоит отметить, что универсального ответа на данный вопрос не существует. Все очень сильно зависит от автомобиля, а именно:
- Объема двигателя;
- Типа трансмиссии;
- Системы впрыска;
- Общего состояния двигателя;
- Степени прогретости мотора.
Также некоторую роль играют внешние факторы, например, температура окружающего воздуха. Обычно эта информация пишется в официальной инструкции по эксплуатации автомобиля. Иногда холостые обороты указываются еще и на табличке под капотом или же на двигателе.
Однако же существуют средние показатели холостых оборотов. Для двигателя инжекторного типа (в разогретом состоянии) холостые обороты в среднем должны составлять от шестисот, до тысячи оборотов в минуту. Причем обычно частота вращения коленчатого вала на холостых оборотах у бензиновых двигателей ниже, чем у дизельных.
Тип трансмиссии, как уже упоминалось выше, также влияет на величину холостых оборотов. Чаще всего у автомобилей, оборудованных автоматической коробкой передач, холостые обороты несколько выше, чем у авто с «механикой» (но ненамного, в пределах 50-100 оборотов).
Как правило, регулировка холостого хода производится на заводе-изготовителе и дополнительной регулировки не требуется. Однако же некоторые автолюбители в целях экономии топлива (и, следовательно, денег) занижают холостые обороты до минимально возможных.
Чем же грозит принудительное снижение оборотов двигателя на холостом ходу?
Грозит это в первую очередь тем, что в этом случае бережливый владелец авто рискует потратить куда больше денег на ремонт своего автомобиля, чем смог бы сэкономить на топливе. Дело в том, что слишком низкие холостые обороты двигателя не лучшим образом сказываются на работе генератора, системы смазки, а также кривошипно-шатунного механизма.
В редких случаях такая модернизация может приводить вплоть до разрушения блока цилиндров и полного выхода из строя поршня. Но такие случаи довольно редки, чаще всего низкие холостые обороты двигателя приводят к снижению ресурса генератора, вкладышей коленчатого вала (подшипников скольжения), образованию лишнего нагара на стенках цилиндров двигателя, а также к увеличению вибрации двигателя. Что согласитесь, явно не стоит какой бы то ни было экономии на топливе.
Стоит отметить, что многие автовладельцы, чье транспортное средство оборудовано бортовым компьютером, сталкиваются с проблемой появления на экране сообщения, из которого следует, что холостые обороты ниже нормы. Как ни странно, это может быть абсолютно не связано с тем, что фактическое количество оборотов коленчатого вала сильно отличается от того, что заявлено в инструкции по эксплуатации.
Зачастую подобное сообщение появляется в том случае, когда бортовой компьютер фиксирует большую разницу между той частотой, которая наблюдается по факту, и той, что была им рассчитана.
В данном случае проблема может крыться вследствие различного рода потерях крутящего момента в двигателе, которые мешают вращению, или же в проблемах с выпуском отработавших газов. Такое часто происходит при установке нестандартного глушителя. Также, возможно, на дроссельной заслонке скопилась грязь.
Следует также помнить о том, что в холодное время года частота холостых оборотов обычно временно повышается — когда двигатель разогреется как следует, холостые обороты упадут до обычного уровня.
Надеемся, что эта статья дала вам ответ на вопрос: какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу. Используйте потенциал своего автомобиля правильно, регулярно производите профилактический осмотр авто и его диагностику — и тогда ваш автомобиль прослужит вам долго!
Режимы работы дизельного двигателя
При пуске двигателя стартером прокручивается кривошипно-шатунный механизм, в цилиндрах происходит воспламенение смеси и обороты коленвала увеличиваются до холостого хода. Из-за сжатия, воздух нагревается и воспламеняет дизельное топливо (минимальная температура для воспламенения составляет 250 С). Минимальная температура должна быть гарантирована при низкой частоте вращения коленвала, а также низкой температуре окружающей среды (в зимний период) и низкой температуре охлаждающей жидкости (холодный двигатель).
Существенно осложняют быстрый пуск следующие причины:
низкая частота вращения коленвала влияет на понижение конечного давления сжатия и понижение температуры. Причина этого — утечки заряда в зазорах поршневых колец между поршнем и стенкой цилиндра. И из-за первоначальной масляной пленки, которая ещё не успела образоваться. Во время сжатия, максимум температуры приходится на угол за несколько градусов до угла термодинамических потерь.
потеря тепла на такте сжатия на холодном двигателе. Высокие теплопотери у двигателей с разделенными камерами сгорания (из-за большой поверхности камер);
повышение трения в кривошипно-шатунном механизме из-за вязкости масла при низкой температуре;
падающее (на холоде) напряжение аккумулятора влияет на снижение частоты вращения вращения стартера;
образование парафина в топливе, при использовании его в погодных условиях с низкой температурой (зима).
Решение проблем с топливом
Проблему образования кристаллов парафина можно решить подогревом топлива или фильтра. Или можно (а лучше — желательно) использовать топливо, предназначенное специально для зимнего времени года.
Системы предвпускного подогрева
При впрыске топлива облегчение пуска дизеля осуществляется за счет подогрева воздуха во впускном тракте (грузовые автомобили) или свечами накаливания (легковые автомобили). В двигателях с разделенными камерами сгорания применяются свечи накаливания. Это способствует облегчению испарения топлива и надежному воспламенению. Свечи накаливания предварительно нагреваются за несколько секунд, это обеспечивает быстрый пуск. Последнее поколение свечей имеют низкую температуру нагретого состояния, и это позволяет дольше сохранять им температуру. За счет этого снижается эмиссия ОГ и уровень шума работающего прогретого двигателя.
Изменение параметров впрыскивания
Для облегчения пуска должны быть соблюдены несколько условий:
увеличение стартовой цикловой подачи топлива для повышения крутящего момента и компенсации потерь на утечки и конденсат.
ранний момент начала впрыска для облегчения воспламенения в ВМТ поршня при максимальной температуре конца сжатия.
Момент начала впрыска важно установить максимально точно. Если топливо впрыснуто рано, то оно оседает на холодных стенках цилиндра и испаряется только малое количество, так как температура заряда воздуха еще низкая. При позднем впрыске топливо воспламеняется на такте расширения, и поршень имеет слишком малое ускорение.
Для качественного своевременного распыления топлива и его распределения по камере системой впрыска должна соблюдаться дисперсность (минимальный размер распыляемых частиц топлива) для быстрого смесеобразования.
Нулевая нагрузка
Нулевая нагрузка — это все рабочие режимы двигателя, при которых крутящий момент не развивается, а двигатель при этом преодолевает только своё внутреннее трение, педаль газа может занимать любое положение, также как и частота вращения коленвала (до срабатывания ограничителя частоты вращения) может быть любой.
Холостой ход
Этот режим подразумевает минимальную частоту вращения коленвала при нулевой нагрузке.
Педаль газа при этом в свободном состоянии. Двигатель не производит крутящий момент, а преодолевает только внутреннее трение. Максимальная частота вращения коленвала при нулевой нагрузке называют максимальной частотой вращения коленвала на холостом ходу.
Полная нагрузка
Педаль газа полностью нажата. В стационарном режиме работы двигатель развивает максимальный крутящий момент. В нестационарном режиме (с ограничением давления наддува) двигатель выдает максимально возможный (ниже по сравнению со стационарным режимом) крутящий момент, доступен весь диапазон частоты вращения — от холостого хода до максимально допустимого значения.
Охватывает промежуток между нулевой и полной нагрузкой. Крутящий момент, при этом, между нулевым и максимально возможным значением.
Частичная нагрузка в режиме холостого хода
Частота вращения холостого хода поддерживается регулятором. Значение крутящего момента может доходить до максимального.
Нижняя область частичных нагрузок
При низкой частоте вращения коленвала температура сжатия мала. Тепловыделение и повышение температуры не велики и камера сгорания остается холодной и её разогрев происходит медленно. При маленькой нагрузке и предварительном впрыске за один цикл в камеру сгорания подается несколько кубических миллиметров топлива. Как и при пуске, максимальная температура сгорания возникнет только в верхней мертвой точке поршня.
Момент начала впрыска должен определяться с высокой точностью. Во время задержки воспламенения, нужно малую часть подачи из всего цикла, так как количество топлива в камере сгорания определяет скорость повышения давления в цилиндре.
Шум сгорания зависит от повышения давления. Предварительный впрыск топлива сведет задержку воспламенения к нулю и шум от сгорания уменьшится.
Принудительный холостой ход
В этом режиме двигатель приводится трансмиссией (при движении под уклон).
Стационарный режим
Крутящий момент равен требуемому, частота вращения коленвала — неизменна.
Нестационарный режим
Крутящий момент не соответствует нужному. Частота вращения коленвала изменяется.
Переход между режимами
При изменении нагрузки, частоты вращения, педали газа изменяется и работа двигателя.
Частота холостого хода дизельного двигателя
Замки автомобиля разблокированы.
Долить AdBlue См.»Руководство» . AdBlue® в баке израсходован до уровня резерва.
Неисправн.сист.AdBlue Авар.ход через XXX km См.»Руководство» . На автомобиле можно проехать только указанное расстояние. AdBlue® в баке израсходован до уровня резерва.
Долить AdBlue Мощн.огранич.: XXX км/ч Пуск невозм.чер. XXX км . На автомобиле можно двигаться только с указанной скоростью и проехать только указанное расстояние. Как можно быстрее долейте AdBlue®.
Долить AdBlue Пуск невозможен через XXX km . На автомобиле можно проехать только указанное расстояние. Как можно быстрее долейте AdBlue®.
Долейте XX,X л AdBlue Пуск невозможен . Пуск двигателя автомобиля невозможен.
Можно включить отображение запаса хода и уровня AdBlue® на мультифункциональном дисплее больше.
Отображаемый запас хода AdBlue® в значительной степени зависит от стиля вождения и условий эксплуатации. Поэтому фактический запас хода может отличаться от расчетного.
Можно также вставить крышку горловины бака AdBlue® в держатель для крышки в шарнирном рычаге откидной крышки заправочного люка.
Когда бак AdBlue® будет наполнен, процесс заливки остановится.
Можно снять заправочную канистру AdBlue®, даже если она не опорожнена.
Если пуск двигателя был невозможен из-за отсутствия AdBlue®, требуется до 60 секунд, пока система распознает, что долив произведен.
Избегайте постоянной перевозки заправочной канистры AdBlue® в автомобиле.
- Указания по доливу AdBlue ®
- Вызов функций в меню бортового компьютера «Сервисное обслуживание»
Определенные конструкционные элементы в моторном отсеке могут быть очень горячими, например двигатель, радиатор и элементы системы выпуска ОГ.
Если Вы открываете капот при перегреве двигателя или при пожаре в моторном отсеке, Вы можете подвергнуться воздействию горячих газов или вытекающих эксплуатационных материалов.
Концентрат стекломоющего средства легко воспламеняется. При попадании на горячие детали двигателя или выпускной системы он может воспламениться.
- Указания по стеклоомывающей жидкости
- Открывание / закрывание капота
Если стеклоочистители при замене щеток стеклоочистителей придут в движение, то это может привести к защемлению поводком стеклоочистителя.
Поводки стеклоочистителей переместятся в положение для замены.
Если цвет индикации срока до ТО изменится с черного на желтый, необходимо заменить щетки стеклоочистителей.
Продолжительность изменения цвета зависит от условий эксплуатации.
- Замена щетки стеклоочистителя заднего стекла
Определение уровня моторного масла производится в текущем режиме движения. При нормальном стиле вождения определение уровня моторного масла может длиться до 30 минут, при активном стиле вождения даже дольше.
Остановите автомобиль на ровной поверхности.
Оставьте двигатель работать с частотой вращения холостого хода.
Уровень моторного масла Идет замер : измерение уровня масла пока еще невозможно.
Уровень моторного масла в норме и полоса индикации уровня масла на мультифункциональном дисплее светится зеленым цветом и находится между отметками min (мин.) и max (макс.): уровень масла в норме.
Уровень моторного масла Долить 1,0 l и полоса индикации уровня масла на мультифункциональном дисплее оранжевого цвета и находится ниже отметки min (мин.):
Снизить уровень моторного масла и полоса индикации уровня масла на мультифункциональном дисплее оранжевого цвета и находится выше отметки max (макс.):
Для указания уровня мот. масла включ.зажигание :
Уровень моторного масла Система не действует : датчик неисправен или не вставлен.
Уровень моторного масла Система врем.недоступна :
- Долив моторного масла
После мойки автомобиля тормоза Вашего автомобиля имеют пониженную эффективность торможения.
Активная система поддержания дистанции DISTRONIC и функция HOLD должны быть выключены.
Камера 360° или камера заднего вида должны быть выключены.
Боковые окна и сдвижной люк должны быть полностью закрыты.
Вентилятор системы кондиционирования и отопление должны быть выключены.
Переключатель стеклоочистителя должен находиться в положении .
Ключ должен находиться на расстоянии минимум 3 м от автомобиля, иначе дверь багажника может непреднамеренно открыться.
При пользовании моечными установками с транспортером: должен быть включен холостой ход .
При пользовании моечными установками с транспортером: если Вы захотите на время мойки покинуть автомобиль, проследите за тем, чтобы ключ находился в автомобиле. В противном случае будет автоматически включено парковочное положение .
Удаление воска с лобового стекла и резиновых элементов щеток стеклоочистителей после мойки автомобиля позволяет избежать образования разводов и уменьшить шум во время работы стеклоочистителей.
В режиме автомойки автомобиль подготовлен к въезду на моечную установку. Режим автомойки может быть активирован на скорости до 20 км/ч.
Наружные зеркала заднего вида складываются.
Датчик дождя деактивируется во избежание автоматического срабатывания стеклоочистителей.
Стеклоочиститель заднего стекла деактивируется.
Окна и сдвижной люк при необходимости закрываются.
Кондиционер переключается в режим рециркуляции воздуха.
Система комфортной парковки PARKTRONIC деактивируется.
Автомобили с камерой 360°: примерно через 8 секунд отображается изображение спереди.
Автомобили с системой AIRMATIC: ходовая часть автомобиля поднимается на максимально возможный уровень .
Если изменение настройки невозможно, это отображается при помощи за соответствующей настройкой.
При скорости выше 20 км/ч режим автомойки автоматически деактивируется.
Наружные зеркала заднего вида раскладываются.
Датчик дождя активируется.
Стеклоочиститель заднего стекла активируется.
Кондиционер переключается в режим приточной вентиляции.
Система комфортной парковки PARKTRONIC сбрасывается до выбранной ранее настройки.
Окна и сдвижной люк остаются закрытыми.
Автомобили с камерой 360°: переднее изображение отключается на скорости выше 18 км/ч.
Автомобили с системой AIRMATIC: ходовая часть автомобиля опускается на установленный ранее уровень.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Режимы работы дизельного двигателя
Повышение прочности, надежности и срока службы – одна из основных задач, которую ставят перед собой производители дизельных двигателей. Вопросы эксплуатации дизелей можно разделить на две основные группы. Первую составляют вопросы, относящиеся непосредственно к двигателю: собственные характеристики, влияние различных факторов на его рабату и экономичность, особенности режимов работы дизельного двигателя, такие как пуск и прогрев. Вторую составляю качество топливо и все, что с этим связано. Вот о том, какими бывают режимы работы дизельного двигателя, мы и поговорим в этой статье.
Режим пуска дизельного двигателя
Пуск двигателя охватывает следующие процессы: прокручивание стартером кривошипно-шатунного механизма, воспламенение смеси в цилиндрах и увеличение оборотов коленчатого валя до режима холостого хода. Разогретый в ходе сжатия воздух должен воспламенить впрыснутое топливо (начало сгорания). Необходимая для воспламенения дизельного топлива минимальная температура составляет около 250°С.
Эта температура должна гарантироваться с необходимой надежностью при низкой частоте вращения коленчатого вала, низких температурах окружающей среды и низкой температуре охлаждающей жидкости (холодный двигатель).
Рис.1 Рис.2
Рис.1 : Двигатель: 6 цилиндровый дизель грузового автомобиля с системой впрыска Common Rail. Режим эксплуатации: n -1400 об/мин -1 , нагрузка — 50 %. Изменение продолжительности впрыска в данном случае производится путем изменения давления впрыскивания. Рис. 2 : ta — температура окружающей среды; tz — температура воспламенения дизельного топлива; at — угол термодинамических потерь n — 200 мин -1
Чаще всего быстрый пуск дизеля осложняется нижеперечисленными причинами.
- Чем ниже частота вращения коленчатого вала, тем ниже конечное давление сжатия и соответственно конечная температура (рис. 1 «Зависимость давления и температуры окончания сжатия от частоты вращения коленчатого вала«). Причинами этого являются утечки заряда, которые происходят в зазорах поршневых колец между поршнем и стен- кип цилиндра, а также из-за еще не образовавшейся первоначальной масляной пленки. Из-за потери тепла во время сжатия максимум температуры сжатия приходится на угол за несколько градусов до ВМТ (угол термодинамических потерь, рис. 2 «Зависимость текущей температуры сжатия от утла поворота коленчатого вала«).
- На холодном двигателе происходят значительные потери тепла на такте сжатия. У двигателей с разделенными камерами сгорания эти потери особенно высоки из-за большей поверхности камер сгорания.
- Из-за увеличенной вязкости моторного масла при низкой температуре пуск осложняется повышенным механическим трением в кривошипно-шатунном механизме.
- Частота вращения вала стартера особенно снижается из-за падающего на холоде напряжения аккумуляторной батареи.
- При низких температурах в неподготовленном к зимним условиям эксплуатации топливе может кристаллизоваться парафин.
Чтобы компенсировать эти проблемы, желательно предпринять некоторые действия.
Решение проблем с дизельным топливом
При помощи подогрева фильтра или непосредственно самого топлива можно решить проблему образования кристаллов парафина.
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 3 : 1. Топливный бек 2. Устройство для подогрева топлива 3. Топливный фильтр 4. Топливный насос высокого давления (ТНВД). Рис. 4 : Материал спирали свечей: 1. Никель (свеча накаливания S-RSK) 2. Железо кобальтовый сплав (свеча накаливания GSK2 второго поколения)
Кроме того, нефтяная промышленность выпускает топливо, предназначенное для использования в условиях холодного времени года. При использовании такого «зимнего» топлива нет необходимости добавлять в него керосин, обычный бензин или специальные добавки (см. главу «Дизельное топливо»).
Системы предпускового подогрева
При непосредственном впрыске топлива облегчение пуска дизеля частично достигается подогревом воздуха во впускном тракте (грузовые автомобили) или применением свечей накаливания (легковые автомобили). У двигателей с разделенными камерами сгорания в предварительных и вихревых камерах применяются исключительно свечи накаливания. Во всех случаях облегчаются испарение топлива и подготовка рабочей смеси, а также обеспечивается надежное ее воспламенение. Исправные свечи накаливания требуют нескольких секунд предварительного нагрева, что делает возможным быстрый пуск (рис. 4 «Протекание по времени кривых температуры двух свечей накаливания в неподвижном воздухе«) дизеля. Кроме того, последнее поколение свечей накаливания имеет более низкую температуру нагретого состояния, что позволяет им дольше сохранять эту температуру. Это снижает как уровень эмиссии отработавших газов, так и уровень шума работы прогретого двигателя.
Изменение параметров впрыска
Одним из условии облегчения пуска является увеличение стартовой цикловой подачи топлива для компенсации потерь на конденсацию и утечки, а также для повышения крутящего момента двигателя в прогретом состоянии.
Другим условием является установка раннего момента начала впрыскивания для компенсации задержки воспламенения и обеспечения воспламенения в области ВМТ поршня, т. е. при наибольшей температуре конца сжатия. Оптимальный момент начала впрыскивания по возможности необходимо устанавливать с максимальной точностью.
Слишком рано впрыснутое топливо осаждается на холодных стенках цилиндра. Из этого количества испаряется лишь малая доля, так как температура заряда воздуха еще слишком низка.
При слишком позднем впрыскивании топлива воспламенение происходит на такте расширения, и поршень приобретает слишком малое ускорение. Для наилучшего распыливания топлива и распределения его по камере сгорания система впрыска должна обеспечить соответствующую дисперсность распыления для быстрого и качественного смесеобразования (см. статью «Основы дизельного впрыскивания»).
Нулевая нагрузка
Нулевой нагрузкой называют все рабочие режимы двигателя, при которых он преодолевает только свое внутреннее трение и не развивает никакого крутящего момента. В этом случае педаль подачи топлива (в дальнейшем будет использоваться более употребляемый термин «педаль газа») может занимать любое положение. Возможна также любая частота вращения коленчатого вала, вплоть до срабатывания ограничителя частоты вращения.
Холостой ход
Холостым ходом называют режим с минимальной частотой вращения коленчатого вала при нулевой нагрузке. Педаль газа в данном случае находится в свободном состоянии. Двигатель не развивает никакого крутящего момента, преодолевая лишь внутреннее трение. В некоторых изданиях вся область с нулевой нагрузкой называется областью холостого хода. Наивысшая частота вращения коленчатого вала при нулевой нагрузке (т.е. частота, ограничиваемая регулятором) называется максимальной частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Полная нагрузка
При полной нагрузке педаль газа полностью нажата или регулятор работает самостоятельно, ограничивая максимальное количество подаваемого топлива. Двигатель в стационарном режиме работы развивает максимально возможный крутящий момент. При нестационарном режиме (с ограничением давления наддува) дизель в зависимости от имеющегося в наличии воздуха выдает максимально возможный (более низкий по сравнению со стационарным режимом) крутящий момент полной нагрузки. Доступен весь диапазон частоты вращения — от холостого хода до номинального значения.
Частичная нагрузка
Частичная нагрузка охватывает все области между нулевой и полной нагрузками. Двигатель выдает крутящий момент между нулевым значением и максимально возможными величинами.
Частичная нагрузка в режиме холостого хода
В этом особенном случае регулятор поддерживает частоту вращения холостого хода. Двигатель развивает крутящий момент, величина которого может доходить до значения полной нагрузки.
Нижняя область частичных нагрузок
В данном рабочем диапазоне величины расхода топлива особенно благоприятны по сравнению с бензиновым двигателем. Стук, который отмечался на более ранних моделях, особенно на холодном двигателе, у дизелей с предварительным впрыском топлива практически отсутствует.
Конечная температура сжатия — как описано в разделе «Пуск» — при низкой частоте вращения коленчатого вала и небольшой нагрузке сравнительно мала. По сравнению с режимом полной нагрузки камера сгорания относительно холодная (даже на прогретом двигателе), так как тепловыделение и вместе с этим повышение температуры невелики. Разогрев камеры сгорания происходит медленно. Особенно это касается дизелей с вихревой камерон и с разделенными камерами сгорании, так как в этих случаях потери тепла особенно велики из- за большой поверхности теплоотвода.
При небольшой нагрузке и предварительном впрыскивании топлива за один цикл в камеру сгорания подается несколько кубических миллиметров топлива. В этом случае особенно высоки требования к точности задания момента начала впрыскивания. Так же, как и при пуске, наибольшая температура сгорания в режиме холостого хода возникает только вблизи ВМТ поршня. Момент начала впрыскивания должен определяться очень точно.
Во время фазы задержки воспламенения следует впрыскивать лишь небольшую часть цикловой подачи, так как масса топлива, находящегося в камере сгорания к моменту воспламенения, определяет скорость повышения давления в цилиндре.
Шум сгорания непосредственно зависит от степени повышения давления. Чем она выше, тем отчетливее проявляется шум. Предварительный впрыск около 1 мм’ топлива сводит задержку воспламенения основной доли цикловой подачи практически к нулю и тем самым существенно уменьшает шум сгорания (см. главу «Основы дизельного впрыскивания»).
Принудительный холостой ход
В принудительном режиме двигатель приводится трансмиссией (например, при движении под уклон).
Стационарный режим
Развиваемый двигателем крутящий момент соответствует требуемому. Частота вращения коленчатого вала остается неизменной.
Нестационарный режим
Развиваемый двигателем крутящий момент не соответствует требуемому. Частота вращения коленчатого вала изменяется.
Переход между режимами
Работа двигателя может описываться полями характеристик. Если изменяются, например, нагрузка, частота вращения коленчатого вала или положение педали газа, двигатель изменяет свое рабочее состояние (например, частоту вращения коленчатого вала, крутящий момент и т. д.). Поле характеристик на рис. 5 «Пример характеристики цикловой подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и положения педали газа» показывает пример того, как изменяется частота вращения, если усилие нажатия педали газа изменяется с 40% до 70%.
Рис. 5
В данном поле характеристик работа двигателя переходит из рабочей точки А через полную нагрузку (В-С) в новую рабочую точку L), соответствующую частичной нагрузке. Там потребная и отданная двигателем мощность сравниваются. Частота вращения коленчатого вала повысилась с величины nA до величины nD.