Чем испытать обмотки двигателя - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем испытать обмотки двигателя

ИСПЫТАНИЯ ОБМОТОК РЕМОНТИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ.

Электрическую прочность изоляции проверяют синусоидальным напряжением частоты 50 Гц в течение 1 мин. Для новых или капитально отремонтированных машин мощностью от 1 до 1000 кВт на номинальное напряжение 100 В и выше испытательное напряжение берут равным двукратному номинальному плюс 1000 В, но не менее 1500 В. Испытательное напряжение для обмоток возбуждения синхронных машин назначается в зависимости от режима их работы. Обмотки фазных роторов асинхронных двигателей испытывают двукратным номинальным напряжением роторной обмотки плюс 1000 В; если двигатель допускает торможение противовключением, испытательное напряжение повышают до четырехкратного плюс 1000 В.
После текущего ремонта электрических машин напряжение для проверки электрической прочности изоляции берут равным 80 % напряжения, которым испытывают новые и капитально отремонтированные машины.
Установка для испытания изоляции обмоток повышенным напряжением монтируется в металлическом шкафу, имеющем надежное заземление, или устанавливается внутри ограждения.

Схема установки для испытания изоляции электродвигателя повышенным напряжением. Одна из возможных схем установки показана на рисунке. Для изменения напряжения в ней предусмотрен индукционный регулятор 5, который представляет собой асинхронную машину с фазным ротором и автотрансформаторной связью обмоток статора и ротора. Ротор заторможен и может поворачиваться с помощью червячной передачи, что позволяет производить плавную регулировку напряжения на зажимах регулятора. В небольших установках вместо индукционного регулятора может быть использован потенциометр или лабораторный автотрансформатор ЛАТР. Защитный резистор 6 предохраняет регулятор от перегрузки при пробое проверяемой изоляции. Шаровой разрядник 8 ограничивает напряжение на испытываемой обмотке, предохраняя ее от повышения напряжения сверх заданного. Добавочный резистор 9 предохраняет трансформатор 7 от режима короткого замыкания при пробое разрядника.

Схема установки для испытания изоляции обмоток электродвигателя повышенным напряжением:
1 — сеть переменного тока, 2 — рубильник, 3 — контактор, 4 — предохранители, 5 — индукционный регулятор напряжения, 6 — защитный резистор, 7 — повышающий испытательный трансформатор, 8 — шаровой разрядник, 9 — добавочный резистор, 10 — измерительный трансформатор напряжения.

Техника безопасности. В целях предохранения людей от попадания под опасное для жизни напряжение установка оборудуется концевыми выключателями, которые срабатывают при закрывании и открывании дверей. Один из них при закрывании двери зажигает красную лампу, которая предупреждает, что установка включена, второй выключает установку при открывании двери.
Обмотка после отсоединения от установки может находиться под остаточным напряжением, опасным для человека. Поэтому после испытаний ее разряжают на землю в течение 5 мин.
Испытание междувитковой изоляции обмоток производится повышением напряжения на 30% сверх номинального значения в течение 3 мин на холостом ходу машины. При этих испытаниях пробой изоляции может сопровождаться особенно часто в крупных открытых машинах вспышкой с выбрасыванием капель расплавленного металла, от которых могут пострадать окружающие. Персонал при этих испытаниях следует удалять от места расположения машины.

ЭЛЕКТРОлаборатория

Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками производится в целях проверки состояния изоляции и пригодности машины к проведению последующих испытаний. Рекомендуется производить измерение:

в практически холодном состоянии испытуемой машины — до начала ее испытания по соответствующей программе;

независимо от температуры обмоток — до и после испытаний изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками переменным напряжением.

Измерение сопротивления изоляции обмоток следует проводить: при номинальном напряжении обмотки до 500 В включительно — мегаомметром на 500 В; при номинальном напряжении обмотки свыше 500 В — мегаомметром не менее чем на 1000 В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением свыше 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, рекомендуется применять мегаомметр на 2500 В с моторным приводом или со статической схемой выпрямления переменного напряжения.

Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует производить поочередно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при электрическом соединении всех прочих цепей с корпусом машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток трехфазного тока, наглухо сопряженных в звезду или треугольник, производится для всей обмотки по отношению к корпусу.

Изолированные обмотки и защитные конденсаторы, а также иные устройства, постоянно соединенные с корпусом машины, на время измерения сопротивления их изоляции должны быть отсоединены от корпуса машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток, имеющих непосредственное водяное охлаждение, должно производиться мегаомметром, имеющим внутреннее экранирование; при этом зажим мегаомметра, соединенный с экраном, следует присоединять к водосборным коллекторам, которые при этом не должны иметь металлической связи с внешней системой питания обмоток дистиллятом.

По окончании измерения сопротивления изоляции каждой цепи следует разрядить ее электрическим соединением с заземленным корпусом машины. Для обмоток на номинальное напряжение 3000 В и выше продолжительность соединения с корпусом должна быть:

для машин мощностью до 1000 кВт (кВ·А) — не менее 15 с;

для машин мощностью более 1000 кВт (кВ·А) — не менее 1 мин.

При пользовании мегаомметром на 2500 В продолжительность соединения с корпусом должна быть не менее 3 мин независимо от мощности машины.

Читать еще:  Датчик запуска двигателя датчик генератора

Измерение сопротивления изоляции заложенных термопреобразователей сопротивления следует проводить мегаомметром напряжением 500 В.

Измерение сопротивления изоляции изолированных подшипников и масляных уплотнений вала относительно корпуса следует проводить при температуре окружающей среды мегаомметром напряжением не менее 1000 В.

Сопротивление изоляции R из является основным показателем состояния изоляции статора и ротора электродвигателя.

Одновременно с измерением сопротивления изоляции обмотки статора определяют коэффи­циент абсорбции. Измерение сопротивления изоляции ротора проводится у синхронных электро­двигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3кВ и выше или мощностью бо­лее 1МВт. Сопротивление изоляции ротора должно быть не ниже 0,2МОм.

Коэффициент абсорбции в эксплуатации обязательно определять только для электродвигате­лей напряжением выше 3кВ или мощностью боле 1МВт.

Подготовить средства измерений:

Проверить уровень заряда батареи или аккумулятора для мегаомметра типа MIC-2500.

Установить значение испытательного напряжения.

В случае использования стрелочного прибора типа ЭСО202 установить его горизонтально.

Для ЭС0202 установить требуемый предел измерений, шкалу прибора и значение испытательного напряжения мегомметра.

Проверить работоспособность мегомметра. Для этого необходимо замкнуть между собой измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «0». Разомкнуть измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «10 4 МОм».

Перед проведением измерения необходимо открыть вводное устройство электродвигателя (борно), протереть изоляторы от пыли и загрязнения и подключить мегаомметр согласно схемы, приве­дённой на рисунке.

Рисунок. Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя.

На рисунке А показана схема подключения мегаомметра к испытуемому электродвигателю, у ко­торого обмотки соединены в звезду или треугольник внутри корпуса и произвести рассоединение в борно невозможно. В этом случае мегаомметр подключает­ся к любому зажиму статора электродвигателя и со­противление изоляции измеряется у всей обмотки сразу относительно корпуса.

На рисунке Б измерение сопротивление изо­ляции производится у электродвигателя по каждой из частей обмотки отдельно, при этом другие части обмотки (которые в данный момент не обрабаты­ваются) закорачиваются и соединяются на землю.

При измерении сопротивления изоляции отсчёт показаний мегаомметра производят каждые
15 секунд и результатом считается сопротивление, отсчитанное через 60 секунд после начала измерения, а отношение показаний R60/R15 считается коэффициентом абсорбции.

Для электродвигателей с номинальным на­пряжением 0,4кВ (электродвигатели до 1000В) одноминутное измерение изоляции мегаомметром на 2500В приравнивается к высоковольтному испытанию.

У синхронных электродвигателей при изме­рении сопротивления изоляции обмоток статора (обмотки статора) необходимо закоротить и за­землить обмотку ротора. Это необходимо сделать для исключения возможности повреждения изо­ляции ротора.

Сегодня статья – ответ на вопрос читателей.

Испытание электродвигателей переменного тока — Испытания повышенным напряжением промышленной частоты

Зміст статті

  • Испытание электродвигателей переменного тока
  • Испытание повышенным напряжением повышенной частоты
  • Измерение сопротивления постоянному току
  • Измерение вибрации подшипников электродвигателя
  • Проведение периодических проверок, измерений и испытаний электродвигателей переменного тока
  • Испытания повышенным напряжением промышленной частоты
  • Измерение зазоров в подшипниках скольжения

Проводится при капитальном ремонте.

Испытание обмоток ротора и статора выполняется на полностью собранном электродвигателе. Испытание обмоток статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с заземленным корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности допускается испытывать изоляцию всей обмотки относительно заземленного корпуса.

Значения испытательного напряжения промышленной частоты приведены в табл. 8-12.

Таблица 8. Испытательное напряжение промышленной частоты для обмоток и цепей при капитально ремонте электродвигателей переменного тока без замены обмоток

Испытательное напряжение, кВ

Обмотка статора электродвигателя мощностью 40 кВт и более и электродвигателя напряжение, кВ:

Производится по возможности тотчас после останова электродвигателя до его очистки от загрязнений

Обмотка статора электродвигателя мощностью менее 40 кВт номинальным напряжением до 0,66 кВ

Перед вводом электродвигателя в работу производится повторное испытание мегаомметром на напряжение 1000 В

Обмотка ротора синхронного электродвигателя, предназначенного для непосредственного запуска, с обмоткой возбуждения, замкнутой на резистор или источник питания

Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

1,5Uрот, но не менее 1

Uрот — напряжение на кольцах при разомкнугом неподвижном роторе и полном напряжении на статоре.

Резисторы цепи гашения поля.

Испытываются у синхронных электродвигателей.

Реостаты и пускорегулирующие резисторы.

1,5Uрот, но не менее 1

Таблица 9. Испытательное напряжение промышленной частоты электродвигателей переменного тока с жесткими катушками или со стержневой обмоткой при полной замене обмотки статора

Испытательное напряжение, кВ, для электродвигателей на номинальное напряжение, кВ

мощностью до 1000 кВт

мощностью свыше 1000 кВт

1. Отдельная катушка (стержень)* перед укладкой 2. Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных соединений 3. Обмотки после пайки и изолировки соединений 4. Главная изоляция обмотки собранной машины

2Uном+1, но не ниже 1,5 кВ


9

* Если стержни или катушки изолированы микалентой без компаундирования изоляции, то испытательное напряжение, указанное в пп. 1 и 2, может быть снижено на 5%. ** Если катушки или стержни после изготовления были испытаны данным напряжением, то при повторных испытаниях перед укладкой допускается испытательное напряжение на 1000 В.

Читать еще:  Двигатель 3s fse высокие обороты

Таблица 10. Испытательное напряжение промышленной частоты электродвигателей при частичной замене обмотки статора

Испытательное напряжение, кВ

Запасные катушки (секции, стержни) перед закладкой в электродвигатель

То же после закладки в пазы перед соединением со старой частью обмотки

Оставшаяся часть обмотки

Главная изоляция обмотки полностью собранного электродвигателя

Таблица 11. Испытательное напряжение промышленной частоты электродвигателей переменного тока при ремонте всыпных обмоток

Испытательное напряжение, кВ, для электродвигателей мощностью, кВт

не более 10 до 1000

Обмотки после укладки в пазы до пайки межкатушечных с соединений Обмотки после пайки и изолировки межкатушечных соединений, если намотка производится по группам или катушкам Обмотки после пропитки и запрессовки обмотанного сердечника Главная изоляция обмотки собранного электродвигателя

2 Uном+1, но не ниже 1,5

2 Uном+1, но не ниже 1,5

Таблица 12. Испытательное напряжение промышленной частоты асинхронных электродвигателей с фазным ротором при полной смене обмотки ротора

Испытательное напряжение, кВ

Стержни обмотки после изготовления, но до закладки в пазы Стержни обмотки после закладки в пазы, но до соединения Обмотки после соединения, пайки и бандажировки Контактные кольца до соединения с обмоткой Оставшаяся часть обмотки после выемки заменяемых катушек (секций, стержней) Вся обмотка после присоединения новых катушек (секций, стержней)

1,7 Uрот, но не ниже 1

Примечание: Uрот — напряжение на кольцах при разомкнутом и неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре.

Испытание напряжением 1 кВ промышленной частоты может быть заменено из
мерением одноминутного значения сопротивления изоляции мегаомметром на напряже ние 2500 В. Эта замена не допускается при испытаниях ответственных электродвигателей.

При проведении испытания мегаомметром на 2500 В можно не проводить измерений сопротивления изоляции мегаомметром на напряжение 1 кВ.

При частичной замене обмотки ротора у асинхронных электродвигателей с фазным ротором после соединения, пайки и бандажировки значение испытательного напряжения принимается 1,5·Uрот, но не ниже 1 кВ. Продолжительность испытания 1мин.

Измерение сопротивления постоянному току.

Проводится при капитальном ремонте.

а) обмоток статора и ротора. Измерение производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и у электродвигателей мощностью 300 кВт и более. Сопротивление обмотки ротора постоянному току измеряется у синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором.

Измеренные сопротивления различных фаз обмоток не должны отличаться друг от друга или от ранее измеренных, или от заводских данных более чем ±2%.

б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измерение производится у электродвигателей напряжением 3 кВ и выше на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пускорегулировочных резисторов и проверяет
ся мегаомметром целость отпаек.

Измеренное сопротивление реостатов или пускорегулировочных резисторов не должно отличаться от паспортных, проектных или ранее измеренных значений более чем на Е10%.

Испытание витковой изоляции обмотки импульсным напряжением высокой частоты.

Проводится при капитальном ремонте.

Испытанию подвергаются обмотки статора электродвигателей с жесткими катушками или со стержнями при полной или частичной замене обмоток. Величина импульсного испытательного напряжения приведена в табл.22.13. Продолжительность испытаний составляет 5÷10 с.

Измерение зазоров между сталью ротора и статора.

Проводится при капитальном ремонте.

Измерение зазоров производится в том случае, если конструкция электродвигателей позволяет выполнить эту операцию.

Воздушные зазоры между ротором и статором замеряются у электродвигателей мощностью 100 кВт и более, а также двигателей ответственных механизмов и электродвигателей с выносными подшипниками скольжения.

Размеры воздушного зазора в диаметрально противоположных точках или сдвинутых по оси ротора на 90°С, а также в точках, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться более чем на

10% от среднего размера.

Указания по проведению замеров приведены в п.22.2.6.

Испытание электродвигателей переменного тока выше 1000 В

Испытание электродвигателей переменного тока проводится с целью проверки их соответствия требованиям ПУЭ гл.1.8.(п.1.8.15, пп.1-6) и ПТЭЭП прил.3.(п.23).

  1. Применяемые средства измерения , приборы, приспособления:

Для измерения сопротивления изоляции используются:

— измеритель сопротивления, увлажненности и степени старения электроизоляции MIC – 2500;

— микроомметр MMR-600;

— тепловизор Testo-881-2;

— анализатор вибрации КВАРЦ.

  1. Подготовка рабочего места и основные меры безопасности при проведении испытаний и измерений:

— ознакомление со схемой и документацией, (тех. документация предприятия изготовителя, проект, cогласованный с УГЭН, протоколы предыдущих испытаний и т.п.);

— выполнение организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках;

— проверка средств защиты и устройств (приспособлений) для снятия емкостного заряда.

4. Подготовка прибора к работе.

Подготовка приборов и проверка исправности прибора заключается в следующем:

— проверка клейма поверки СИ и отсутствия видимых повреждений корпуса и измерительных проводов;

— проверка напряжения источника питания.

  1. Испытание электродвигателей переменного тока напряжением выше 1 кВ.
Читать еще:  Эксплуатация двигателя на повышенных оборотах

5.1. Измерение сопротивления изоляции

  • включить прибор клавишей и установить переключатель функций в положение RISO/IL;
  • клавишей UISO выбирается величина напряжения измерения (от 50В до 2500В);
  • запуск функции измерений происходит после нажатия и удерживания клавиши START (внимание: на зажимах прибора в это время присутствует напряжение измерения);
  • при отпускании клавиши START измерение приостанавливается;
  • после прекращения измерений автоматически происходит замыкание зажимов UR и COM через сопротивление 100кОМ, что обеспечивает разряд емкости измеряемого объекта.

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей приведены в Таблице 1.

Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей выше 1 кВ.

Сопротивление изоляции R 60 , Мом, при номинальном напряжении обмотки, кВ.

5.2. Определение возможности включения электродвигателей выше 1 кВ без сушки.

Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значение сопротивления изоляции и коэффициент абсорбции не ниже, указанных в Таблице 2.

Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции для обмоток статора электродвигателей

Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток

Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора

Значение сопротивления изоляции, МОм

Значение коэффициента абсорбции R 60 / R 15

1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция

При температуре 10-30 0 С сопротивление изоляции не ниже 10 Мом на 1 кВ номинального линейного напряжения

Не менее 1,3 при температуре 10-30 0 С.

2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция

3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжением выше 1 кВ, мощностью

от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели с меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением выше 1 кВ

Не ниже значений, указанных в таблице 1

4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжением выше 1 кВ, мощностью более 1 МВт, кроме указанных в подпункте 3

Не ниже значений, указанных в таблице 1

5. Обмотка ротора

6. Термоиндикаторы с соединительными проводами, подшипники

В соответствии с указаниями заводов-изготовителей

5.3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.

Производится на полностью собранном электродвигателе.

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом.

У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытания всей обмотки относительно корпуса.

Значения испытательных напряжений приведены в Таблице 3.

Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.

Испытательное напряжение промышленной частоты для обмоток электродвигателей переменного тока

Мощность электродвигателя, кВт

Номинальное напряжение электродвигателя, кВ

Испытательное напряжение, кВ

1. Обмотка статора

0,8 (2U ном +1) , но не менее 1,2

От 1000 и более

До 3,3 включительно

От 1000 и более

Свыше 3,3 до 6,6 включительно

От 1000 и более

2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения, на резистор или источник питания

8-кратное U ном системы возбуждения, но не менее 1,2 и не более 2,8

3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором

U р * , но не менее 1,0

U р * — напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре

4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей

5. Реостаты и пускорегулирующие резисторы

1,5 U р * , но не менее 1,0

5.4. Измерение сопротивления постоянному току.

Измерение производится при практически холодном состоянии машины:

  • обмотки статора и ротора (обмотки ротора синхронных электродвигателей и электродвигателе с фазным ротором).
  • Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше.
  • Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2%.
  • Реостаты и пускорегулирующие резисторы.
  • Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше, сопротивление измеряется на всех ответвлениях.
  • Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

Значение сопротивления не должно отличаться от исходных значений более чем на 10%.

Измерение сопротивления постоянному току производится прибором MMR-600/

5.5. Проверка электродвигателей на холостом ходу (с ненагруженным механизмом) и под нагрузкой.

Продолжительность проверки электродвигателя на холостом ходу не менее 1ч., в соответствии с инструкцией завода — изготовителя.

5.6. Проверка электродвигателей под нагрузкой.

Проверка электродвигателей под нагрузкой производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию, в процессе эксплуатации под нагрузкой не менее 50%. При этом для электродвигателей с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования.

Проверка производится в соответствии с инструкцией завода — изготовителя.

При отсутствии указаний завода изготовителя вибрация подшипников электродвигателей не должны превышать значений, указанных в таблицах:

а) вибрация подшипников для обычных условий эксплуатации электродвигателей и для электродвигателей со сроком эксплуатации не более 15 лет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector