Чем изолировать провода на двигателе - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем изолировать провода на двигателе

Обмоточный провод для перемотки и ремонта электродвигателей

Обмоточные провода для перемотки и ремонта электродвигателей изготавливаются круглого и прямоугольного сечений и в зависимости от материала проволоки (токоведущей жилы), вида и способа наложения изоляции подразделяются на марки.

Наиболее распространенными являются обмоточные провода с медной проволокой.

Материалы изоляции обмоточных проводов

Обмоточные провода выполняются с волокнистой, эмалевой и комбинированной изоляцией.

Материалами для волокнистой изоляции обмоточных проводов для перемотки электродвигателей являются: бумага (кабельная или телефонная), хлопчатобумажная пряжа; натуральный и искусственный шелк — капрон, лавсан; асбестовые и стеклянные волокна.

Эти материалы могут накладываться в один, два или несколько слоев, в виде обмотки и в виде оплетки (чулка). Основными материалами для эмалевой изоляции являются: эмаль на поливинилацеталевой основе (винифлекс), эмаль на полиамиднорезольном лаке, эмаль на лаке металвин, полиуретановая эмаль, эмаль на основе полиэфиров терефталевой кислоты, кремнийорганическая эмаль.

Марки обмоточных проводов имеют условные буквенные обозначения. Некоторые марки после буквенного обозначения имеют также цифровые обозначения 1 или 2. Цифра 1 указывает на нормальную толщину изоляции обмоточного провода, а цифра 2 — на усиленную толщину.

Марки обмоточных проводов

Обозначение марок обмоточных проводов начинается с буквы П (провод). Волокнистая изоляция имеет обозначения: Б — хлопчатобумажная пряжа, Ш — натуральный шелк, ШК или К — искусственный шелк — капрон, С — стекловолокно, А — асбестовое волокно, О или Д — соответственно указывают на один или два слоя изоляции обмоточного провода. Например, марка ПБД обозначает: провод обмоточный, медный, имеющий изоляцию из двух слоев хлопчатобумажной пряжи.

Эмалевая изоляция обмоточных проводов имеет обозначения: ЭЛ — эмаль лакостойкая, ЭВ — эмаль высокопрочная (винифлекс), ЭТ — эмаль теплостойкая полиэфирная, ЭВТЛ — эмаль полиуретановая, ЭЛР — эмаль полиамиднорезольная.

Например, марка ПЭЛ обозначает: провод обмоточный медный, покрытый лакостойкой эмалью, ПЭВ-1 — провод обмоточный медный, изолированный одним слоем эмали винифлекс, ПЭТВ — провод обмоточный медный, изолирован эмалью на основе полиэфиров трефталевой кислоты, ПЭТК — провод обмоточный медный, изолирован кремнийорганической эмалью, ПБ — провод обмоточный медный, изолированный несколькими слоями кабельной бумаги, ПБО — провод обмоточный медный, изолирован одним слоем хлопчатобумадной пряжи.

Комбинированная изоляция состоит из эмалевой изоляции, поверх которой наложена изоляция из волокнистых материалов. Например, марка ПЭЛБО обозначает: провод обмоточный медный, покрытый лакостойкой эмалью и затем хлопчатобумажной пряжей в один слой, ПЭЛШО — провод обмоточный медный, изолирован лакостойкой эмалью и одним слоем натурального шелка.

Марки обмоточных проводов, изолированных стекловолокном и пропитанных в теплостойком лаке, имеют в своем обозначении букву К. Например, провод марки ПСДК.

Как выбрать обмоточный провод для ремонта и перемотки электродвигателя

Выбор марки провода, применяемого при ремонте обмоток электродвигателей, определяется требуемым классом нагревостойкости, допустимой толщиной изоляции (определяемой коэффициентом заполнения таза или располагаемыми габаритами для размещения обмоток) и требованиями в части влагостойкости, морозостойкости, химостойкости и механической прочности изоляции.

Наименьшую толщину изоляции имеют обмоточные провода с эмалевой изоляцией. Их применение рекомендуется при высоком коэффициенте заполнения паза. Гладкая поверхность проводов обеспечивает легкость их укладки в пазы, а малая толщина изоляции при ее относительно высокой теплопроводности — низкий перегрев обмотки.

Применение проводов с эмалевой изоляцией обязательно должно быть увязало с видами лаков и разбавителей, которые применяются на данном предприятии или которые оно может обеспечить. Некоторые лаки и разбавители оказывают разрушающее действие на эмалевую изоляцию проводов. Кроме того, при температуре 160 — 170° С эта изоляция становится термопластичной, и провода с такой изоляцией не могут применяться для обмоток, вращающихся с высокой окружной скоростью.

Наибольшую толщину изоляции имеют обмоточные провода с волокнистой и комбинированной изоляцией. Провода с такой изоляцией противопоказаны для обмоток, работающих в условиях повышенной влажности или агрессивных средах. Для этих условий наиболее пригодными являются провода со стеклянной изоляцией, но невысокая механическая прочность стеклянной изоляции ограничивает применение этих проводов, хотя по своей теплостойкости они пригодны для обмоток классов F и H.

При выборе марки обмоточного провода следует считаться с тем, что цена провода одного и того же размера зависит от его марки, а для электрических машин низкого напряжения сама стоимость провода является наиболее высокой слагающей в общей стоимости ремонта. Поэтому при выборе марки провода необходимо учитывать не только техническую, но и экономическую сторону вопроса.

Требования к обмоточным проводам

Обмоточный провод должен быть покрыт равномерным слоем изоляции. Оплетка обмоточного провода должна быть наложена на провод плотными рядами, без ребристости, просветов и утолщений. В отдельных точках допускаются наплывы эмали или утолщения оплетки в пределах допусков, установленных для каждой марки размера провода.

Обмоточные провода в зависимости от марки и размеров поставляются в катушках, барабанах и бухтах. Намотка провода в катушках и барабанах должна быть плотной и ровной, без перепутывания витков. Количество отдельных отрезков обмоточного провода в катушке, барабане или бухте строго ограничивается в зависимости от марки и размеров провода.

Катушка и барабаны с обмоточным проводом должны быть обернуты бумагой, обеспечивающей сохранность изоляции провода при транспортировке. Катушки должны быть уложены в ящик. Предельный вес ящика с обмоточным проводом — 80 кг. Провод в бухтах должен быть перевязан и затем обернут мешковиной, бумагой или рогожей.

К каждой катушке, барабану или бухте провода должен быть приложен ярлык с указанием наименования завода-изготовителя, марки, размера и веса обмоточного провода и других характеризующих данных.

Хранение обмоточного провода должно производиться в сухих складских помещениях.

Почему нельзя паять проводку в автомобиле

При установке дополнительного оборудования в автомобиль, многие владельцы полагают, что при помощи пайки можно надежно и надолго соединить провода. Однако, даже опытные специалисты для соединения проводов не рекомендуют использовать паяльник, так как это может привести к необратимым последствиям.

Рассмотрим, почему в автомобиле нельзя паять провода и какую альтернативу выбрать.

Почему пайка опасна. На практике было выделено несколько причин, почему нельзя паять электропроводку:

  • пайка не является надежным видом крепления — во время работы двигателя проводка может вибрировать с большой силой, что приведет к разрушению соединения;
  • высок риск появления микротрещин, которые в 100% случаев приводят к замыканию и возгоранию.

Многие владельцы соединяют проводку в авто при помощи паяльника, а сверху заматывают это изолентой. Очень часто под ленту попадает влага, которая разрушает спайку, а это приводит к разъединению контактов.

Кроме того, во время работы высок риск воспламенения. Например, если работать паяльником в салоне, можно случайно коснуться приборной панели, которая воспламеняется с большой скоростью.

Использование какой пайки допустимо. Автоэлектрики с опытом говорят, что паять электропроводку в салоне можно, но в очень редких случаях. При этом необходимо специальное оборудование. Ни в коем случае нельзя использовать изоленту, в целях крепежа нужно применять термоусадку либо спайку.

Это достаточно сложный метод, который требует подготовки. Но результат будет очень эффективным. Проводка, соединенная термоусадкой, не рвется и не окисляется, а хороший контакт сохраняется на долгое время.

Процесс работы состоит из нескольких шагов:

  1. Спайку надеть на один конец провода.
  2. Скрутить оголенные провода между собой.
  3. Натянуть спайку на скрученный участок и нагревать строительным феном, пока не будет виден припой.
  4. Прекратить прогревать, когда припой станет пластичным.

Получившееся соединение сохранит проводку от попадания влаги и пыли.

Скрутка электропроводки. Применять пайку лучше всего на проводах с сильным напряжением. Слаботочные провода лучше соединять методом скрутки.

Читать еще:  Двигатель h4md438 технические характеристики

На поверх скрученных проводов необходимо намотать изоленту. Кроме того, поводку нужно будет соединить с главным жгутом для избежания вибрации.

Скручивание проводов осуществляется следующим образом:

  1. Зачистить изоляцию и выровнять жилы. Оплетку нужно зачистить на расстоянии не менее 2 см от области соединения.
  2. Расправленные жилы должны напоминать форму веника на конце.
  3. Соединить два расправленных провода, чтобы жилы были друг между другом.
  4. Плотно скрутить проводку и сверху обмотать изолентой.
  5. На получившееся соединение необходимо натянуть термоусадку.

Итог. Паяльник можно применять только для соединения силового кабеля. Если речь идет о маленьких проводках с невысоким напряжением, лучше использовать метод скрутки.

  • Мы в соцсетях:
  • Одноклассники,
  • Facebook,
  • Вконтакте

Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

да-да, вполне логично

Работал на заводе по ремонту самолетов АН 2. Вибрация на этом самолете в сотни раз выше чем у любого известного миру автомобиля, влага попадает под капот абсолютно легко и тем не менее вся на пайке. Автор вообще тему хоть как то изучал или просто поумничать захотелось!?

Пайка — самое надёжное соединение. А статья — нагромождение безграмотных глупостей. Любая скрутка со временем окисляется и это — процесс прогрессирующий, особенно на сильноточных цепях по той причине, что окись вызывает повышение падения напряжения — нагрев — ещё более интенсивное окисление — ещё сильнее нагрев — пожар. Пайка очень надёжна, но только в случае применения не агрессивного флюса. Лучший — спиртоканифоль. А всякие агрессивные флюсы (паяльный жир, аспирин, хлорид цинка и т. д.) вызывают сильное окисление на границе пайки и через некоторое время — полное разрушение провода в этом месте.Причём всякие промывки только ухудшают ситуацию.

это писал баран.холодное соединение всегда горячее,а горячее соединение всегда холодное!

Бред полнейший. Когда пайка была, хуже скрутки. В месте пайки, прочность в разы больше чем прочность самого провода. Как раз скрутка при плохом контакте, будет греться и шанс возгорания на порядок больше.

Бредовее статьи еще не видела. А, спаять и изолировать термоусадкой нельзя?

это статья прикол что ли какой-то?
если у вас не получаются надежные соединения припоем — пользуетесь флюсом и паяльником с чистым жалом (можно даже за 100 рублей).
да и что это за бред: «пайка разрушится от вибрации», «100% случаев приводят к замыканию и возгоранию.»?
Автор, если ты искал минусы паянного соединения, то есть один существенный — это геморройно, поэтому проще скрутить, обжать и т.п.

Что за бред?
Для начала нужно хотя бы нормальные фотки в статью вставлять. Что бы люди видели как скручивать нужно.
Второй вопрос. От пайки проводов ничего плохого не случится, если паять правильно. Если руки из правильного места можно и обычным паяльником нормально спаять.
Основная проблема использование кислоты, которая рано или поздно дает окисление.
Единственный правильный момент в статье — это упоминание об использовании термоусадки(причем не любой).

Да вы что? Серьёзно? Ну а теперь давайте-ка разберем этот бред и разложим всё по полочкам: 1 — Вибрация приводящая к разрушению — в 99% случаев место спайки будет находиться «навесу», а более мягкая проводка будет гасить ЛЮБЫЕ вибрации. 2 — Микротрещины и замыкание — ни микротрещины, ни просто трещины к ЗАМЫКАНИЮ не приведут. Они могут начать искрить, а это уже другое дело. Ну и не появится трещин, ибо см. пункт 1 3 — Влага — вы только что запаяли провода, место спайки еще тёплое, вы берете изоленту и тщательно заматываете. Откуда там влага? В процессе пайки она вся испарилась! 4 — Про воспламенение панели с большой скоростью — не воспламенится, как ни старайтесь. Попортить можете, а вот от паяльника воспламенить что-то в машине не получится. 5 — Про автоэлектриков со стажем — да им просто ЛЕНИВО паять! Куда проще сделать обычную скрутку. 6 — Про строительный фен и проводку — в большинстве случаев провода в машине идут ПУЧКАМИ и соединения делать приходится в непосредственной близости от других проводов. Строительный фен тут вам угробит ВЕСЬ пучок проводов. ВЕСЬ! Он сплавится в монолитную «колбасу» 7 — Про напряжение — ну и вишенка на торте, цитирую: «Применять пайку лучше всего на проводах с сильным напряжением». Эта фраза сразу раскрывает грамотность писаки. В машине провода с «сильным» напряжением есть только в одном месте — это бронепровода. Всё. Вся остальная проводка слаботочная! 12 вольт (бывает 24, обычно на грузовиках). Возможно имелись ввиду сильно нагруженные провода, те, по которым идут высокие токи? Резюмируем: откуда вы берете весь этот бред? Да еще и людям эту ересь несете.

«Применять пайку лучше всего на проводах с сильным напряжением.» автор, убейся об столб- ты понимаешь в электричестве меньше чем в ракетостроении.

Паять можно и нужно. При обжатии все то же самое. Нужно грамотно изолировать, приложив к общему жгуту, чтобы не было изгибно-крутильных колебаний спайки.

Ерунда. Хорошая и главное правильная пайка никогда не разрушится, на счет изоленты согласен, не все нормально могут намотать поэтому может попасть влага только разрушать она не будет пайку так как олову на влагу наплевать, а вот если под изоляцию провода попадет то начнет окислять жилу.

А скрутка под изоленту влагу не пускает.
Эту лабуду рассказывайте какому-нибудь ботанику который кактусы разводит

Такой бред про пайку. Пайка не боится ни воды, ни вибраций, ни тем более трещин (они появляются в бесвинцовых припоях и в жестких частях соединений типа плат), а если дернете, то она не поползет как плохая скрутка. Если попадет вода, то скрутка может окислиться и начать греться, пайке вообще пофиг на воду.
Но в любом случае надо использовать термоусадку, всегда. Она надевается прямо на соединение, а не на изоленту. Изолента обычно вообще не нужна, если используется термоусадка. Изолента чаще для фиксации используется, а не изоляции.
А в целом хорошая скрутка и пайка одинаково хороши. Так что делайте как удобнее в каждом конкретном случае. Я провода соединяю чаще скруткой под термоусадкой, т.к. это просто быстрее, чем паять. А вот разъемы всегда паяю, т.к. если их дергать, то скрутка рано или поздно может поползти.

Автор, тебе просто запостить что-то захотелось? При этом сам ничего не понимаешь в этом вопросе. У меня лично было 3 автомобиля японского производства, и даже у японцев не обходится без мест соединения проводов методом скрутки, но не просто скрутки, ее еще обжимают гильзой. Но это соединение они изолируют именно изолентой. Если провода скрутить и пропаять, то никакая вибрация и окисел не разрушит это соединение! Скорее сам провод сгниет или разрушится рядом с ним!!

Не советую применять пайку на проводах подверженных вибрации(мотор-кузов,подвеска-кузов) . Пайка создает жесткость и как по практике провод ломается на стыке с пайкой. Подобный эффект в жгуте проводов выходящих из дверей с разъемами на стойках или как некоторые спаивают провод в гофре багажника также дверей.

Чтобы надёжно соединить два провода, их нужно скрутить, а затем пропаять.

Мда уж. пайка, скрутка. 99 процентов соединений в автомобиле сделан. обжимом. Для пайки нужно электричество, скрутка запрещена в строительстве, а там условия существенно более щадящие. И не забудьте, что касаться жилок руками не следует — после этого они быстро окисляются.

Я думаю, что надо запретить публиковать такой бред. Почему любой дур. неспециалист вправе писать всякие бредни и перед публикацией не редактируются техническими консультантами? Журналисты уверовали, что они специалисты во всем? Кто по специальности автор?

Читать еще:  Двигатель abs пассат б3 характеристики

На этом ресурсе есть технические консультанты? Как можно публиковать такой бред? Завтра напишут, что нужно смазывать тормозные колодки или накачивать шины до 18 атм. для экономии топлива.

Сильное напряжение, говоришь?Автор, иди коров паси.

«Спайку надеть на один конец провода» — это как так сделать?
«Натянуть спайку на скрученный участок» — еще интереснее.
«и нагревать строительным феном, пока не будет виден припой» — откуда он должен быть виден?
Автор, завязывай с графоманством. Займись чем-нибудь более полезным.

Пайка бывает разная. Если просто заполнить припоем промежуток между двумя проводниками — это и есть «просто пайка». Именно такая получается при запайке печатных плат. Припой находится между выводом и контактной площадкой, либо между выводом и металлизацией отверстия. Там он несёт основную механическую и электрическую нагрузку. А вот соединять два провода подобным образом (просто прислонив друг ко другу и заполнив промежуток припоем) — да, бяка. И не только в автоэлектрике.
Но вот если провода сперва скрутить, а потом скрутку ещё и пропаять — это уже другое. Электрический контакт будет непосредственно между проводами, а припой будет играть скорее роль «цемента». Это в целом гораздо лучше, но надо понимать, что если место соединения подвергается периодическим изгибам — то скорее всего отломится провод перед скруткой. Как раз потому что сама пропаянная скрутка, ввиду жёсткости, гнутся так уже не может. Ещё можно воспользоваться паяльными гильзами из термоусадки с колечком припоя и канифоли внутри. Надел гильзу, сделал скрутку, надвинул гильцу колечком поверх скрутки и подогрел зажигалкой. Припой расплавится и пропитает скрутку. Сама гильза термоужмётся, а за счёт дополнительных утолщений по краям загерметизирует всю конструкцию.

Жертвы ЕГЭ достали своими бредовыми статьями! Афтар, иди поучи ТОЭ!

Чем изолировать провода на двигателе

Современные технические решения, применяемые при изготовлении кабельных жгутов в автомобильной и электронной промышленности направлены на повышение надежности и сокращение времени монтажа. Это изделия для соединения проводников, изолирования, герметизации и маркировки, а также для защиты от перетирания и других механических воздействий.

Луженые соединительные гильзы в прозрачной термоусаживаемой оболочке из нейлона с внутренним подклеивающим слоем (Duraseal и ACSC) значительно упрощают труд при необходимости удлинить жгут электропроводки или произвести ремонт в месте разрыва проводов. Применяются для соединения медных и алюминиевых изолированных проводов сечением (0,5 — 6,0 мм2). Гильзы обжимаются специальными пресс-клещами прямо поверх изоляции. После нагрева и усадки изоляции, обеспечивают полную герметизацию соединений.

Припоечные гильзы SolderSleeve One-Step и ACSS в отличие от предыдущих, не требуют обжима инструментом. Соединение в них происходит за счет пайки. Внутри, в середине прозрачной термоусаживаемой гильзы из фторопласта размещено кольцо припоя с флюсом, а ближе к краям колечки термоклея. Для того чтобы соединить 2 провода, необходимо зачистить их на 3-7 мм. Концы проводов соединяются, на середину этого соединения надвигается гильза и нагревается. Термоусаживаемая оболочка выдерживает очень высокие температуры. При нагреве она усаживается, а кольцо припоя внутри расплавляется, припаивая провода друг к другу. Кольца термоклея по краям гильзы герметизируют полученное соединение. Такие гильзы удобно использовать при необходимости припаять провода к разъему с большим количеством контактов. Сначала все проводники с гильзами фиксируются на контактах, а затем все одновременно прогреваются, образуя изолированное паяное соединение.

Соединения проводов, выполненные без использования изолированных гильз, можно изолировать термоусживаемыми трубками (ACS-40, ACS-55). В подкапотном пространстве и под днищем автомобиля целесообразно применять так называемые бензостойкие трубки (ADR). Это полужесткие трубки, имеющие повышенную механическую и химическую прочность. Отрезок трубки надевается поверх соединения и нагревается. Если помимо изоляции необходимо обеспечить герметичность соединения, применяют трубки с внутренним клеящим слоем (ABK , ADW, RBK-ILS-125, RBK-VWS-125). Такие трубки защищают контакт не только от воды, поскольку обладают устойчивостью к большинству автомобильных жидкостей (ГСМ, антифризы, жидкости гидравлических систем).

Помимо защиты оголенных проводов, такие трубки применяются для обеспечения герметичности жгутов в местах прохождения между отсеками автомобиля. Чтобы исключить проникновение влаги внутри пучка проводов, производится его полная герметизация с использованием термопластичных клеев и герметизирующих мастик в комбинации с термоусаживаемыми трубками (Add-Melt и Duomelt 105). Лента термоклея прокладывается между проводами, а термоусаживаемая трубка устанавливается поверх всего пучка. При нагреве, трубка усаживается, а внутреннее пространство жгута заполняется расплавленным клеем.

У термоусаживаемых трубок есть и другое применение в автомобильной электропроводке. Чтобы укрепить место присоединения разъема к проводам, на переход «провод-разъем» устанавливается отрезок трубки с повышенным коэффициентом усадки 3:1 (ACS-3000) и 4:1 (ACS-4000). В усаженном состоянии трубка защищает провода от перегибов и поломки. Кроме того, таким образом можно отремонтировать поврежденный участок оболочки провода или кабеля.

Поскольку при ремонте автомобилей, термоусаживаемые трубки используются в незначительных количествах, то удобней приобретать их не метражом, а в виде комплектов трубок длиной 10-20см разного диаметра. Например, комплекты «АВТО», состоящие из тонкостенных трубок с повышенным коэффициентом усадки или комплекты трубок с клеевым внутренним слоем — «Гермотрубка».

Из-за плотной компоновки узлов и агрегатов в современных автомобилях, жгуты проводов соприкасаются с элементами двигателя и кузова. В этих местах происходит локальный перегрев или повышенный абразивный износ электропроводки. Для дополнительной механической и термической защиты электрических проводов используются специализированные защитные оплетки.

Растягивающиеся защитные оплетки, обладают высокой гибкостью и расширяемостью, что позволяет надевать их на жгут проводов через установленные на концах разъемы. Чтобы вывести из общего жгута отдельные провода, нужно продеть их в промежуток между нитями оплетки в нужном месте. Широкий выбор оплеток по механическим и температурным параметрам, а также ассортимент расцветок и диаметров позволяет выбрать оптимальное решение для каждого конкретного случая.

Более прочные текстильные оплетки обеспечивают не только механическую защиту, но и дополнительную защиту электропроводки от внешнего перегрева. В зависимости от материала нитей, они имеют разную термостойкость и механическую прочность. Самыми прочными являются оплетки из кевларовых нитей. Существуют также термоусаживаемые текстильные оплетки, которые уменьшаются в диаметре при нагреве. За счет этого, они очень плотно облегают жгут проводов, практически не влияя на его гибкость.

При ремонте существующей электропроводки автомобиля, удобней всего применять самосворачивающиеся (обертываемые) оплетки. Из названия понятно, что такие оплетки обертываются вокруг жгута. Поставляются они в скрученном по продольной оси состоянии, т.е. в виде полой трубки с продольным швом. Для установки на жгут или для вывода из жгута отдельных проводов, они могут раскрываться в любом месте по всей длине. Существует также тип обертываемой оплетки с застежкой типа ЛИПУЧКА (Velcro). Обертываемые оплетки являются универсальным решением, для защиты уже смонтированных проводов.

И, наконец, самый простой и привычный способ восстановления изоляции и сборки проводов в жгуты – изоляционные ПВХ ленты. В первую очередь, это высококачественные ленты компании ЗМ. В зависимости от условий применения можно выбрать ленту с соответствующими характеристиками. Чем жестче условия эксплуатации, тем дороже изолента. Для самых простых случаев (провода в салоне или багажнике автомобиля) подойдет лента экономичного класса Temflex™ 1300. Для участков электропроводки в подкапотном пространстве или под днищем автомобиля целесообразно использовать особо прочную изоленту Scotch® Super 88 и Scotch Super 33+, разработанные для профессионального применения. Ленты 3М устойчивы к истиранию, атмосферным воздействиям и различным химикатам.

Читать еще:  Что называется перегрузочная способность асинхронного двигателя

Обмоточные провода. Виды и маркировка. Изоляция и применение

Обмоточные провода служат для производства обмоток трансформаторов, электродвигателей, электромагнитных реле и многих других механизмов.

Провод обмоточный в отличие от других типов проводников имеет в качестве основного параметра диаметр токопроводящей жилы, а не ее сечение. Существует очень тонкий провод для обмоток, и имеющий ничтожный слой изоляции. Тончайшие обмоточные проводники изготавливают по специальной технологии производства для особо тонких проводников и материалов электрической изоляции.

Длительное время обмоточные провода делались исключительно медными. Сегодня для них часто используют алюминий и другие сплавы, обладающие значительным сопротивлением. Алюминий позволяет экономить дорогостоящую и дефицитную медь.

Классификация

Обмоточные провода классифицируется по материалу изоляции, по форме сечения и материалу жилы.

Материал изоляции
Провод обмоточный изготавливается со следующими видами изоляции:
  • Волокнистая.
  • Эмаль.
  • Комбинированная.
Волокнистая

Провода, имеющие волокнистую изоляцию, имеют повышенную механическую прочностью. Толщина волокнистой изоляции довольно большая, и может достигать до 0,4 мм на сторону. Химическая стойкость и влагостойкость таких проводов невысока.

Волокнистая изоляция проводов, использующихся для перемотки электрических двигателей и производства катушек масляных трансформаторов, может включать в себя бумагу, хлопчатобумажную ткань, стеклянные, а также асбестовые волокна, лавсан, шелк. Эти волокна и ткани накладываются в несколько слоев по подобию плетеного чулка.

Эмалевая изоляция

Материалом эмалированной изоляции служит винифлекс, металвин, кремнийорганическая основа, полиэфиротерефталевая кислота, полиуретан.

Обмоточная проволока, покрытая специальной эмалью, обладает электрической прочностью, устойчивостью к влаге, агрессивным химическим веществам. Особенностью эмалевых обмоточных проводов является очень малая толщина изолированного слоя (наибольшая толщина 0,09 мм). Прочность эмали провода ПЭЛ небольшая, такой провод используется только для обмоток катушек, работающих в неподвижном состоянии.

Высокопрочный эмалевый провод ПЭТВ, а также ПЭТ-155 применяется для обмоток электродвигателей мощностью до 100 киловатт. Провод, покрытый эмалью, марки ПЭТ-155 используется для производства новой серии электродвигателей, прочность его изоляции позволяет наматывать провод на автоматических станках. Эмалевые провода обладают также высокой термостойкостью, и способны выдерживать температуру до 155°С.

Комбинированная

Провод обмоточный с комбинированной изоляцией по своим параметрам находится в промежуточном положении между рассмотренными двумя видами проводов. Комбинированный вид изоляции включает в себя несколько слоев. Наружное покрытие обычно состоит из волокнистого материала, а внутреннее покрытие – эмаль. Например, провод ПЭЛШО обозначает: провод медный обмоточный с изоляцией из шелка и лаковой эмали.

Если проводник пропитан термостойким лаком и покрыт стекловолокном, то его маркировка содержит букву «К». Этот вид проволоки стал популярным из-за своей высокой надежности, и используется для электродвигателей подъемно-транспортных механизмов, в том числе судостроительных кранов.

Форма сечения
Обмоточные провода бывают двух форм сечения:
  1. Круглой.
  2. Прямоугольной.

Круглое сечение провода используется в различных сферах. Такой провод обладает высокими прочностными и электрическими характеристиками.

Размеры прямоугольных сечений проводов стандартизированы. Такой провод часто применяется для обмоток трансформаторов. Толщина прямоугольных поводов достигает до 5,9 мм, а ширина до 14,5 мм.

Соотношение этих размеров может различаться. Есть некоторые недостатки, выражающиеся в применении обмоточных проводов плоского сечения. При его наматывании на бухту есть большая вероятность повредить изоляцию, а также, при очень маленьких сечениях провода визуально трудно отличить меньшую сторону сечения от большей.

В любой обмотке важным элементом является виток проводника вокруг сердечника. По мощности тока подбирается необходимое сечение провода. Круглая проволока обычно используется для небольших нагрузок, а прямоугольную проволоку применяют для более высокой нагрузки.

Материал токоведущей жилы
Большинство обмоточных проводов производят из следующих материалов:
  • Медь.
  • Алюминий.

Медные обмоточные провода составляют большую часть всех выпускаемых проводов. Они обладают малым удельным сопротивлением, значительным весом. Стоимость медных проводов высока.

В последнее время вместо медных проводов для обмоток стали использовать алюминиевый провод, который значительно легче по весу, имеет меньшую стоимость, но обладает более высоким удельным сопротивлением, по сравнению с медным проводником.

Маркировка
Для обозначения провода выполняют его маркировку, которая означает материал жилы и изоляции:
  • Вначале обозначения находится буква «П» для медной проволоки, и означает «провод».
  • Для отличия алюминиевых и медных проводов в конце маркировки имеется буква «А», например, ПЭВА.
  • Если жила сделана из сплава, имеющего большое удельное сопротивление, то в обозначении имеются дополнительные буквы, например, НХ – нихром, М – манганин, К – константан.
  • Для обозначения мягкого проводника ставят символ «М», для твердого – «Т». Например, провод ПЭМТ – медный провод из твердой проволоки, а провод ПЭММ – из мягкой проволоки.
Буквы для обозначения изоляции
  • ЭМ – высокопрочная поливиниловая эмаль.
  • ЭЛ – масляная основа.
  • ЭВ – высокопрочная поливинилацетатная эмаль.
  • Л – лавсан.
  • Ш – шелк натуральный.
  • Б – пряжа х/б.
  • О – один слой.
  • С – стекловолокно.
  • ШК – капрон.
  • Д – два слоя.

Если в маркировке стоит 2-я буква «П», это означает, что изоляция в виде пленки. Провод ППФ оснащен изоляцией в виде фторопластовой пленки.

Для маркировки комбинированной изоляции символы стоят в порядке нахождения слоев, начиная от внутреннего. ПЭЛШО – провод медный, эмаль на масляной основе и однослойной шелковой оплетки.

Требования
  • Провод обмоточный покрывается равномерной изоляцией. Допускаются в некоторых точках утолщения соответственно марке и типоразмеру провода.
  • Проволока перевозится в бухтах, барабанах и бобинах, в зависимости от типоразмеров и марки. Проводник в таких упаковках должен быть намотан ровно и плотно, без путаницы витков. Число отрезков провода в бухте или катушке должно соответствовать размеру и марке провода.
  • Упаковки должны упаковываться бумагой, способной защитить изоляцию провода от повреждений во время транспортировки. Наибольший вес ящика с проводом не должен быть тяжелее 80 кг.
  • К барабану и катушке прикладывается ярлык с обозначением завода изготовителя, массы, типоразмера и марки поволоки, а также других параметров.
Как выбрать обмоточные провода для двигателя

Подбор необходимого провода для перемотки электродвигателей, выполняется с учетом класса термостойкости, допускаемого слоя изоляции и другими требованиями.

Минимальной толщиной слоя изоляции обладают эмалевые обмоточные провода. Их используют при повышенном проценте заполнения паза во время намотки. Гладкая поверхность изоляции облегчает их укладку в пазы, а небольшая ее толщина при повышенной теплоотдаче обеспечивает защиту от перегрева.

Использование эмалированных проводов должно соответствовать определенным видам лаков и растворителей, используемых на конкретном предприятии, или тем маркам лаков, которыми предприятие в состоянии обеспечить. Существуют растворители и лаки, которые способны разрушить эмаль. А также, при нагревании до 170 градусов эта изоляция становится пластичной, что не позволяет применять ее для обмоток роторов, вращающихся с большой угловой скоростью.

Максимальную толщину изолированного слоя имеет проволока для обмотки с комбинированным и волокнистым слоем. Ее использование запрещается для обмоток, находящихся в агрессивной или влажной среде. Для таких целей целесообразно использовать обмоточные провода, оснащенные стеклянной изоляцией, но малая прочность изоляции накладывает определенные ограничения на использование таких проводов. Хотя по термостойкости провода со стеклянной изоляцией подходят для подобных классов обмоток. При приобретении обмоточной проволоки нужнее учитывать, что стоимость провода одного типоразмера зависит от марки. При производстве ремонта низковольтных электрических машин цена провода будет составлять большую часть финансовых затрат от полной стоимости ремонта. В связи с этим необходимо учесть технические и экономические факторы выбора, то есть, цену и технические параметры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector