Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем очистить алюминиевый блок двигателя

Масляный поддон

Масляный поддон — корпусная деталь ДВС, предназначенная для хранения и сбора масла (кроме двигателей с сухим картером [1] , где функцию хранения масла выполняет отдельно стоящий масляный бак). Другие распространённые названия — поддон двигателя, поддон картера [2] . Поддон также изолирует полость картера (блок-картера, блока цилиндров — смотря по конструкции) от загрязнения деталей снаружи и препятствует потере масла при работе. В поддоне оседают крупные загрязнения (стружка, отколовшиеся детали и попавшие в двигатель загрязнения) [2] .

Содержание

  • 1 Устройство масляного поддона
    • 1.1 Материал поддона
    • 1.2 Форма и объём
  • 2 Узлы, связанные с поддоном
  • 3 Неисправности
  • 4 Примечания

Устройство масляного поддона [ править | править код ]

Поддон имеет корытообразную форму, определяемую как размещёнными внутри агрегатами, так и возможностью вытяжки применяемой стали, общей технологичностью изготовления. Поддон прикрепляется к картеру (блок-картеру) на болтах (чугунный блок), либо шпильках (алюминиевый блок); для уплотнения стыка устанавливается цельная или сборная прокладка из резины, пробки или картона. Во многих новых конструкциях двигателей прокладка поддона отсутствует, уплотнение осуществляется герметиком [2] .

Материал поддона [ править | править код ]

Основные применяемые материалы — низкоуглеродистая сталь, алюминиевый сплав [3] .

  • Большинство двигателей имеет поддон, получаемый глубокой вытяжкой из стального листа марок 08кп (ранее), 03ХГР, 06ХГСЮ, либо другой малоуглеродистой, отвечающей необходимым требованиям к глубине вытяжки (глубокая, весьма глубокая, весьма особо глубокая). Глубина вытяжки, определяется конструкцией (формой и объёмом) поддона. Преимуществами стали является дешевизна и сопротивление ударам, недостатками — корродируемость, низкая жёсткость стыка с блоком, невозможность придания произвольно заданной формы.
  • Алюминиевые поддоны получают обычно литьём из алюминиево-магниевых либо алюминиево-кремниевых сплавов. Им можно придать любую необходимую форму, в том числе снабдить рёбрами для жёсткости и охлаждения. При равной массе поддон из алюминиевого сплава имеет большую жёсткость и прочность, однако при ударах может разрушаться хрупко (силумины). Поддоны из алюминиевого сплава не нуждаются в окраске, и придают двигателю хороший вид; также увеличивают теплоотдачу в воздух благодаря высокой теплопроводности и наличию рёбер. В двигателях небольшой мощности этого достаточно для устранения масляного радиатора и/или водомасляного теплообменника, при поддержании нужной температуры масла[2] .

Форма и объём [ править | править код ]

Как правило, поддон образует вместе с картером кривошипную полость двигателя, поэтому необходимая глубина поддона и его объём определяется расстоянием от оси коленвала до плоскости разъёма, радиусом кривошипа и размером кривошипной головки шатуна, а также количеством масла в системе. Объём должен быть таков, чтобы находящееся в поддоне масла не подхватывалось вращающимися деталями (кривошипы и шатуны) во всём интервале допустимых углов наклона двигателя. В противном случае это приведёт к большому вспениванию и расходу масла, а также возможному снижению давления масла в системе, с соответствующими последствиями (выплавление вкладышей) [2] . Увеличение высоты поддона и уменьшение расстояния от оси коленвала до плоскости разъёма уменьшает массу двигателя, но снижает жёсткость блока; таким образом, форма и объём поддона зависят от заданной разработчиком прочности и жёсткости картера (блок-картера, блока цилиндров — смотря по конструкции). Во избежание избыточного вспенивания и переливания масла, поддон обычно имеет внутреннее оребрение (алюминиевые/пластмассовые), либо внутренние перегородки (приваренные к стальному поддону).

Узлы, связанные с поддоном [ править | править код ]

В полости поддона обычно смонтирован шестерёнчатый маслонасос с его приводом, масляный щуп; поддон имеет также сливное отверстие с завертной (часто магнитной) пробкой. Всё это относится к «мокрому» поддону, так как системы с сухим картером имеют обычно масляный насос снаружи, а масляный щуп и сливная пробка установлены в масляном баке. Современные двигатели могут иметь также встроенный индикатор уровня масла (блокирующий пуск при его нехватке), есть варианты с подогревными змеевиками (военные машины); в случае использования внешнего масляного радиатора поддон имеет присоединительную резьбу для сливного шланга.

Сливное отверстие, закрываемое пробкой, позволяет быстро слить масло из самой нижней точки двигателя, а тем самым, удалить и часть накопившихся отложений. Наличие металлических включений в сливаемом из поддона масле указывает на происходящий в двигателе аварийный износ или разрушение деталей.

Неисправности [ править | править код ]

Поддон может быть повреждён (смят) при наезде автомобиля на препятствие [2] , при неаккуратном перемещении/монтаже двигателя. При этом может разрушаться или изгибаться, например, маслозаборник двигателя, что приводит к масляному голоданию. При пробитии поддона теряется масло [2] , и двигатель также выходит из строя [ источник не указан 873 дня ] .

Очистка двигателя и его деталей при ремонте

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ДВИГАТЕЛЯ

Механические способы очистки включают очистку с помощью скребков, щеток и обдувкой потоком абразивных частиц (так называемая пескоструйная очистка). Механические способы очистки следует использовать крайне осторожно при очистке мягких металлов. Прочные отложения, не удаленные при химической очистке, придется удалять механическими способами.

В качестве инструмента для соскабливания загрязнений используется шпатель (рис. 10.3). Отложения отделяются от очищаемой поверхности путем поддевания их лезвием шпателя. Лучше всего очистка шпателем подходит для плоских поверхностей, например поверхности прилегания уплотнительной прокладки и головки поршня. Широкое лезвие шпателя не царапает поверхности при ее очистке.

Для очистки неровных поверхностей используются проволочные щетки. Для очистки наружных поверхностей блока цилиндров и головки блока цилиндров используется ручная щетка. Круглая проволочная щетка, закрепленная в дрели, хорошо очищает камеры сгорания и неровные поверхности головки. Для очистки клапанов можно использовать проволочный диск (рис. 10.4).

Не допускается очищать с помощью стальной проволочной щетки алюминиевые поверхности. Сталь обладает более высокой твердостью, чем алюминий, и очистка стальной проволочной щеткой приведет к повреждению алюминиевой поверхности.

Любая технология очистки призвана восстановить первоначальный внешний вид детали. Чтобы тщательно очистить каналы охлаждения в блоке цилиндров и головке блока цилиндров, необходимо вынуть из них пробки.

Вынуть пробку поможет парафин

Перед тем как приступать к всесторонней очистке блока цилиндров, из него необходимо вынуть все пробки масляных магистралей. Для облегчения этой работы используется известный способ — пробка (но не стенка блока, в которую она вкручена) прогревается с помощью кислородно-ацетиленовой горелки. При нагреве пробка расширяется и сильнее врезается в стенки отверстия. Нагревать пробку нужно осторожно, чтобы не перегреть ее (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Прогрев пробок масляной магистрали в блоке цилиндров восьмицилиндрового V-образного двигателя Chevrolet

Когда нагретая пробка начнет остывать, прижмите к ней кусок парафина (для этой цели можно использовать также пчелиный воск или восковую свечу) (рис. 10.2). Парафин, расплавляясь, будет за счет капиллярного эффекта затекать в промежуток между витками резьбы, когда в процессе остывания пробка станет сжиматься. После полного остывания пробка легко выкручивается.

Рис. 10.2. К прогретой пробке прикладывается кусок парафина. Обратите внимание на то, что в данном случае парафин испаряется. Это указывает на то, что пробка еще слишком горячая. Для того чтобы парафин затекал в промежуток между витками резьбы пробки он должен расплавляться, но не испаряться

Рис. 10.3. Механическая очистка с помощью шпателя и аналогичных инструментов позволяет удалить нагар и отложения загрязнений

Рис .10.4. Очистка камеры сгорания с помощью круглой проволочной щетки

ТЕРМИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА

Термическая очистка заключается в нагреве изделия до такой высокой температуры, при которой загрязнения испаряются и обугливаются, превращаясь в пепел. Термическая очистка более всего подходит для чугунных изделий, нагреваемых до высокой — порядка 425°С — температуры. В то же время алюминий нельзя нагревать до температуры выше 315°С.

Термическая очистка обладает следующими важными достоинствами.

1. Она обеспечивает всестороннюю— как снаружи, так и изнутри — очистку блоков и деталей.

2. В результате нагрева образуются безопасные, легко утилизируемые шлаки.

Но нагрев и термокамере обычно приводит к тому, что металл окрашивается цветами побежалости или становится тусклым. Для восстановления надлежащего внешнего вида изделия требуется, как правило, дополнительная дробеструйная обработка

Читать еще:  Хорошее масло в двигатель теана

Рис. 10.7. Головки блока цилиндров, прошедшие очистку в пиролитической нагревательной установке. Термин пиролитический означает нагрев органических соединений до очень высокой температуры. После такой обработки остается только пыль. На большинстве ремонтных предприятий используется этот метод очистки, потому что при его использовании не образуется опасных отходов

В пиролитической (высокотемпературной) нагревательной установке детали двигателя очищаются путем разложения загрязнений, смазок и прокладок в процессе высокотемпературного нагрева. Этот метод очистки деталей двигателей становится самым распространенным, потому что при его использовании не образуется опасных отходов. Трудозатраты также снижаются, поскольку процесс очистки идет автоматически, не требуя постоянного контроля со стороны персонала (рис. 10.7).

ОЧИСТКА ПОГРУЖЕНИЕМ В НЕПОДОГРЕВАЕМЫЙ МОЮЩИЙ РАСТВОР

Очистка погружением в неподогреваемый раствор используется для обезжиривания и удаления сажи с изделий. Детали разобранного двигателя погружаются в ванну с химическим моющим раствором — очищаемые изделия должны быть полностью покрыты раствором. После выдержки в растворе в течение установленного времени детали выгружаются из ванны и промываются до тех пор, пока эмульсия не станет молочно-белой. Затем промытые детали высушиваются сжатым воздухом. Чистые, высушенные детали покрывают обычно тонким слоем чистого минерального масла для защиты от ржавления. Одним из наиболее широко используемых моющих средств, применяемых в автомастерских для очистки погружением в ванну с неподогреваемым раствором, является средство для очистки карбюраторов. Обычно поверхность слоя химического реагента покрывается слоем воды для предотвращения его испарения. Такой слой воды называется гидрозатвором.

Вместо отмывочных ванн часто используются моечные установки, в которых детали постоянно «полощутся» в растворе или раствор постоянно прокачивается через ванну. Такое перемешивание обеспечивает постоянное освежение раствора, контактирующего с поверхностью деталей, способствуя их очищению. Моечная установка обычно оснащена предохранительной крышкой с низкотемпературным плавким фиксатором. В случае возгорания раствора фиксатор расплавляется и крышка опускается на ванну, гася пламя.

ОЧИСТКА ПОГРУЖЕНИЕМ В ПОДОГРЕВАЕМЫЙ МОЮЩИЙ РАСТВОР

Очистка погружением в ванну с горячим моющим средством (рис. 10.8) используется для удаления плотных органических отложении и ржавчины с поверхности чугунных и стальных изделий. Каустический моющий раствор, используемый в этом методе очистки, нагревают до температуры около 93°С для усиления его действия.

Рис. 10.8. Струйная моечная установка по конструкции аналогична большой посудомоечной машине

При очистке алюминиевых деталей раствор необходимо обязательно ингибировать. После разрушения отложении детали выгружаются из ванны и промываются струей воды или пара для удаления загрязнений. Нагретые детали быстро высыхают. Их необходимо покрыть тонким слоем чистого минерального масла для защиты от ржавления.

СОВЕТ

Для качественной защиты от ржавления лучше всего покрывать металлические детали маслом с помощью аэрозольного распылителя, создающего масляный туман.

ОЧИСТКА В ПАРАХ РАСТВОРИТЕЛЯ

В некоторых автомобильных мастерских популярностью пользуется очистка в парах растворителя. Очищаемые детали развешиваются над емкостью, наполненной горячим раствором перхлорэтилена. Горячие пары перхлорэтилена разрушают загрязнения на поверхности металла, после чего детали можно очистить от отслоившихся загрязнений, сдув, стерев или смыв их с поверхности деталей.

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ОЧИСТКА

Ультразвуковой очистке подвергают мелкие детали, которые необходимо сделать абсолютно чистыми,— например, такие детали, как гидравлические толкатели и топливные форсунки дизельных двигателей. Разобранные детали погружаются в ультразвуковую ванну с очищающим раствором. Под действием ультразвука, возбуждаемого в моющем растворе, все загрязнения отделяются от поверхности очищаемых деталей, переходя в раствор или оседая на дне ванны.

ВИБРАЦИОННАЯ ОЧИСТКА

Вибрационная очистка лучше всего подходит для небольших изделий. Детали загружаются в вибрационную ячейку с мелкими керамическими или стальными кусочками неправильной формы, которые называются рабочей средой, заполненную очищающим раствором — уайт-спиритом или водным раствором моющего средства. В состав очищающего раствора обычно входит присадка, облегчающая скольжение частиц рабочей среды в растворе. Под действием моющего раствора и механического действия вибрирующих частиц рабочей среды, соскребающих загрязнения с поверхности деталей, происходит превосходная очистка металла.

ДРОБЕСТРУЙНАЯ ОБРАБОТКА

После очистки чугунных и алюминиевых деталей двигателя с помощью растворителей или высокотемпературного нагрева обычно приходится выполнять еще одну технологическую операцию, необходимую для придания поверхностям деталей гладкости. Дробеструйная обработка поверхности стальной, чугунной, алюминиевой дробью, дробью из нержавеющей стали или стеклянной дробью позволяет легко придать поверхности деталей матовый или глянцевый блеск (рис. 10.9). Во избежание прилипания дробинок обрабатываемые детали перед дробеструйной обработкой должны быть высушены и полностью очищены от масла или смазки. Это означает, что дробеструйная обработка является вторым этапом очистки деталей, который выполняется только после того, как они пройдут очистку в ванне, струйной установке или пиролитической камере.

Рис. 10.9. Дробеструйная обработка стеклянной дробью поверхности головки блока цилиндров

Дробеструйная обработка выполняется автоматически в дробеструйной установке с безвоздушным распылением дроби или с помощью воздушного распылителя в герметизированной камере.

ВНИМАНИЕ

Стеклянная дробь часто остается во внутренних каналах деталей двигателя, откуда позднее, в процессе эксплуатации, она может попасть в цилиндры. В числе других мест, эти крошечные, но разрушительные крупинки могут легко попасть под маслоотражатели клапанных коромысел, в масляные поддоны и канавки поршневых колец. Во избежание налипания стеклянной дроби на обрабатываемые поверхности необходимо, чтобы детали были полностью очищены от смазки и грязи и были абсолютно сухими.

Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:

  • Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
  • «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
  • Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
  • По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.

Для чего нужен и как работает антифриз?

Функционал современных автомобильных антифризов:

  1. Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
  2. Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
  3. Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.

Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.

Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.

Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.

Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:

  • принципами антикоррозионной защиты;
  • совместимостью с материалами;
  • сроками службы.

Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.

Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?

Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.

Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.

Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно здесь.

Читать еще:  Что можно сделать из маховика двигателя

Виды антифризов

Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.

Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.

Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.

Правильная классификация антифризов

Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.

Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:

  1. Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
  2. Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.

За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.

На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.

В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.

G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.

  • Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
  • Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).

    Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

    Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?

    Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!

    Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.

    Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!

    Нужно долить. Как не ошибиться?

    Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.

    Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.

    Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

    Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.

    При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

    Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:

    1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
    2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
    3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
    4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

    Таблица смешивания антифризов различных стандартов.

    Как правильно поменять антифриз?

    Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!

    Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.

    Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:

    1. Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
    2. Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
    3. Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.

    Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.

    Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.

    Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.

    Читать еще:  Чего состоит электро двигатель

    Производство алюминия

    «В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется в свете в совершенно готовом виде».

    Александр Герцен
    русский публицист, писатель

    Производство металла делится на три основных этапа: добыча бокситов – алюминийсодержащей руды, их переработка в глинозем – оксид алюминия, и, наконец, получение чистого металла с использованием процесса электролиза – распада оксида алюминия на составные части под воздействием электрического тока. Из 4-5 тонн бокситов получается 2 тонны глинозема, из которого производят 1 тонну алюминия.

    В мире существуют несколько видов алюминиевых руд, но основным сырьем для производства этого металла являются именно бокситы. Это горная порода, состоящая, в основном, из оксида алюминия с примесью других минералов. Боксит считается качественным, если он содержит более 50% оксида алюминия.

    Бокситы могут сильно отличаться друг от друга. По структуре они бывают твердые и плотные либо рыхлые и рассыпчатые. По цвету – как правило, кирпично-красные, рыжеватые или коричневые из-за примеси оксида железа. При небольшом содержании железа бокситы имеют белый или серый цвет. Но иногда встречаются руды желтого, темно-зеленого цвета и даже пестрые – с голубыми, красно-фиолетовыми или черными прожилками.

    Около 90% мировых запасов бокситов сосредоточено в странах тропического и субтропического поясов – из них 73% приходится на пять стран: Гвинею, Бразилию, Ямайку, Австралию и Индию. В Гвинее бокситов больше всего – 5,3 миллиарда тонн (28,4%), при этом они высокого качества, содержат минимальное количество примесей и залегают практически на поверхности.

    Следующим этапом является производственной цепочки является переработка бокситов в глинозем – это оксид алюминия Al2O3, который представляет собой белый рассыпчатый порошок. Основным способом получения глинозема в мире является метод Байера, открытый более ста лет назад, но актуальный до сих пор – около 90% глинозема в мире производятся именно так. Этот способ весьма экономичен, но использовать его можно только при переработке высококачественных бокситов со сравнительно низким содержанием примесей – в первую очередь кремнезема.

    Метод Байера основан на следующем: кристаллическая гидроокись алюминия, входящая в состав боксита, хорошо растворяется при высокой температуре в растворе едкого натра (каустической щёлочи, NaOH) высокой концентрации, а при понижении температуры и концентрации раствора вновь кристаллизуется. Посторонние, входящие в состав боксита (так называемый балласт), не переходят при этом в растворимую форму или перекристаллизовываются и выпадают в осадок до того, как производится кристаллизация гидроокиси алюминия. Поэтому после растворения гидроокиси алюминия балласт легко может быть отделен – он называется красный шлам.

    Это густая масса красно-бурого цвета, состоящая из соединений кремния, железа, титана и других элементов. Его складируют на тщательно изолированных территориях – шламохранилищах. Их обустраивают таким образом, чтобы содержащиеся в отходах щёлочи не проникали в грунтовые воды. Как только хранилище отрабатывает свой потенциал, территорию можно вернуть в первоначальный вид, покрыв её песком, золой или дёрном и посадив определённые виды деревьев и трав. На полное восстановление могут уйти годы, но в итоге местность возвращается в изначальное состояние.

    Многие специалисты не считают красный шлам отходом, так как он может служить сырьем для переработки. Например, из него извлекают скандий для дальнейшего производства алюминиево-скандиевых сплавов. Скандий придает таким сплавом особую прочность, сферы использования – автомобиле- и ракетостроение, спортивная экипировка, производство электропроводов.

    Также красный шлам может использоваться для производства чугуна, бетона, получения редкоземельных металлов.

    У глинозема нет срока годности, но хранить его непросто, так как при малейшей он возможности активно впитывает влагу – поэтому производители предпочитают как можно быстрее отправлять его на алюминиевое производство. Сначала глинозем складывают в штабели весом до 30 тысяч тонн – получается своеобразный слоеный пирог высотой до 10-12 метров. Потом пирог «нарезают» и грузят для отправки в железнодорожные вагоны – в среднем, в один вагон от 60 до 75 тонн (зависит от вида самого вагона).

    Существует еще один, гораздо менее распространенный способ получения глинозема – метод спекания. Его суть заключается в получения твердых материалов из порошкообразных при повышенной температуре. Бокситы спекают с содой и известняком – они связывают кремнезем в нерастворимые в воде силикаты, которые легко отделить от глинозема. Этот способ требует больших затрат, чем способ Байера, но в то же время дает возможность перерабатывать бокситы с высоким содержанием вредных примесей кремнезема.

    Глинозем выступает непосредственным источником металла в процессе производства алюминия. Но для создания среды, в которой этот процесс будет происходить, необходим еще один компонент – криолит.

    Это редкий минерал из группы природных фторидов состава Na3AlF6. Обычно он образует бесцветные, белые или дымчато-серые кристаллические скопления со стеклянным блеском, иногда – почти черные или красновато-коричневые. Криолит хрупкий и легко плавится.

    Природных месторождений этого минерала крайне мало, поэтому в промышленности используется искусственный криолит. В современной металлургии его получают взаимодействием плавиковой кислоты с гидроксидом алюминия и содой.

    Ток для производства алюминия

    Для запуска двигателя автомобильный аккумулятор должен обеспечить электрический ток в 300-350 А в течение 30 секунд. То есть в 1000 раз меньше, чем нужно одному электролизеру для постоянной работы.

    В каждой ванне происходит процесс электролиза алюминия. Емкость ванны заполняется расплавленным криолитом, который создает электролитическую (токопроводящую) среду при температуре 950°С. Роль катода выполняет дно ванны, а анода – погружаемые в криолит угольные блоки длиной около 1,5 метров и шириной 0,5 метра, со стороны они выглядят как впечатляющих размеров молот.

    Каждые полчаса при помощи автоматической системы подачи глинозема в ванну загружается новая порция сырья. Под воздействием электрического тока связь между алюминием и кислородом разрывается – алюминий осаждается на дне ванны, образуя слой в 10-15 см, а кислород соединяется с углеродом, входящим в состав анодных блоков, и образует углекислый газ.

    Примерно раз в 2-4 суток алюминий извлекают из ванны при помощи вакуумных ковшей. В застывшей на поверхности ванны корке электролита пробивают отверстие, в которое опускают трубу. Жидкий алюминий по ней засасывается в ковш, из которого предварительно откачан воздух. В среднем, из одной ванны откачивается около 1 тонны металла, а в один ковш вмещается около 4 тонн расплавленного алюминия. Далее этот ковш отправляется в литейное производство.

    При производстве каждой тонны алюминия выделяется 280 000 м 3 газов. Поэтому каждый электролизер независимо от его конструкции оснащен системой газосбора, которая улавливает выделяющиеся при электролизе газы и направляет их в систему газоочистки. Современные «сухие» системы газоочистки для улавливания вредных фтористых соединений используют ни что иное, а глинозем. Поэтому перед тем как использоваться для производства алюминия, глинозем на самом деле сначала участвует в очистке газов, которые образовались в процессе производства металла ранее. Вот такой замкнутый цикл.

    Для процесса электролиза алюминия требуется огромное количество электроэнергии, поэтому важно использовать возобновляемые и не загрязняющие окружающую среду источники этой энергии. Чаще всего для этого используются гидроэлектростанции – они обладают достаточной мощностью и не имеют выбросов в атмосферу. Например, в России 95% алюминиевого мощностей обеспечены гидрогенерацией. Однако есть в места в мире, где угольная генерация пока доминирует – в частности, в Китае на нее приходится 93% производства алюминия. В результате для производства 1 тонны алюминия с использованием гидрогенерации в атмосферу выделяется чуть более 4 тонн углекислого газа, а при использовании угольной генерации – в пять раз больше – 21,6 тонны.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector