Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем опасно гбо для двигателя

Вопросы-ответы про ГБО

  • Прочитано: 13992
  • Дата: 27-08-2012, 10:42
  • Печатать

По материалам компании «Астрон-Автогаз» приводим наиболее распространенные вопросы о газоболонном оборудовании с ответами на них.

Что выбрать? Метан или пропан?
Различия между пропаном и метаном
Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан — это природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер). Из-за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны. Для пропана достаточно будет металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны, способные выдержать такое давление. Чтобы облегчить массу баллонов, их делают металлопластиковыми. Теперь о запасе хода. В стандартный (50-ти литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газ, расход пропана чуть выше расхода бензина (на 10-20%). Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. Кроме того, у метановых установок более высокие требования к безопасности. Исходя их этого, чаще всего на легковые автомобили ставят пропановое оборудование.

Какому виду топлива отдать предпочтение?
Для владельца личной легковушки мы посоветуем сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.

Какое бывает газобаллонное оборудование? Экономичность ГБО
Типы ГБО
Газовое оборудование автомобиля бывает двух типов ИНЖЕКТОРНОЕ и ЭЖЕКТОРНОЕ. Отличие у них принципиальное: у инжекторного газового оборудования газ подается в двигатель автомобиля под давлением, а у эжекторного оборудования газ «засасывается» в двигатель разряжением (как бензин в карбюраторе). Для перевода на газ инжекторных моторов предназначены газовые установки автомобиля третьего и четвертого поколений. Они подают газ через смеситель, встроенный во впускной воздуховод (газовые установки 3-го поколения), или через специальные газовые форсунки (газовые установки 4-го поколения) автомобиля. Бензиновые форсунки при этом отключаются ЭБУ.

Время установки ГБО
Установка комплекта газобаллонного оборудования на автомобиль в сервисном центре занимает до одного дня.
Самостоятельная установка газового оборудования автомобиля грозит ошибками, что негативно скажется на деталях Вашего автомобиля и сложностью получения техосмотра.

Окупаемость ГБО
Для пропана нужны такие исходные данные: цена бензина, который Вы заливаете, и цена газа.
Поделите месячный пробег Вашего авто на расход бензина и умножьте на его цену. Таким образом Вы подсчитаете затраты на этот вид топлива в месяц. Эти же вычисления проведите для газа с учетом того, что на системах моновпрыска расход газа, как правило, на 10-20% больше расхода бензина. Разница этих двух цифр — и есть экономия в месяц. Последний шаг — сравнить ее со стоимостью газовой установки оборудования.

Особенности работы на газе и бензине
Какой расход газа относительно бензина?
По многочисленному опыту и по описанию множества установок принято считать, что нормальный расход газа составляет от 100 до 110 % расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10% — надо искать причину такого явления. Иногда (на продвинутых системах) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики — в идеале динамика на газе должна быть одинаковой с динамикой на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше, чем на бензине (хотя бы потому что на бензине машина едет хуже, чем должна). Чаще всего бывает так, что динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, это нормально и с этим надо смириться или поменять свое ГБО.

Как меняется динамика автомобиля на газовом топливе?
Газ сгорает немного медленнее, чем бензин. Использование газа в качестве моторного топлива снижает нагрузку на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает «мягче». Однако это вызывает ухудшение динамики разгона примерно на 2-5% (в зависимости от степени сжатия).

Как изменяется моторесурс двигателя при работе на газу?
Износ двигателя на газу меньше, чем на бензине. При правильной установке и настройке ГБО моторесурс двигателя не изменяется, наоборот, появляются дополнительные плюсы:
— снижаются ударные нагрузки на цилиндро-поршневую группу за счет более плавного сгорания газо-воздушной смеси;
— при работе на газу не смывается масляная пленка с цилиндров двигателя;
— моторное масло не так интенсивно окисляется и чернеет.

Сколько газа входит в баллон?
Основное правило безопасности заключается в том, что баллон должен быть заполнен не более чем на 80% своего объема, остальное пространство заполнит образующаяся паровая подушка, за счет которой при нагревании объем жидкого газа увеличивается, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. На практике давление газа в баллоне при (-40°) — (+45)°С находится в пределах 0,2 — 1 МПа.

Не опасно ли ГБО?
Что произойдет при повреждении газовой магистрали?
В блоке арматуры имеется специальный вентиль, называемый «скоростной клапан». Он предназначен для закрытия расходной магистрали в случае обрыва трубки, проложенной от баллона в моторный отсек.

Правда ли, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля?
Две топливных системы в одном автомобиле — это усложнение конструкции, и, если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой, так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО), возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания. Газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами, способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет значительной и пожароопасной утечки.

Как влияет ГАЗ на клапаны?
На этот вопрос нет однозначного ответа. По теории, клапаны работают в более теплонагруженном режиме, поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов, если оборудование настроено правильно.

Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?
Ответ на этот вопрос однозначен — правильно установленное оборудование НИКАК не влияет на работу на бензине. Хотя допускается такой момент — если смеситель установлен над карбюратором, он может немного обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. Но это может сказаться только на расходе бензина, но никак не на качестве работы мотора на бензине.

ГБО и свечи зажигания
Иногда распускаются слухи, что для газа нужны свечи, отличающиеся от обычных, некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG (для газа). Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Самое главное — чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча — это вероятность «обратного хлопка», последствия которого для инжекторного мотора могут быть плачевными.

Купить ГБО в Украине — компания «Астрон-Автогаз». В настоящее время «Астрон-Автогаз» является ведущим предприятием в Украине по установке и обслуживанию автомобильного газобаллонного оборудования. Компания «Астрон-Автогаз» гарантирует высокое качество как газобаллонного оборудования, так и его установки на Ваш автомобиль. Компания «Астрон-Автогаз» заинтересована в развитии сети сервис-центров, работающих под маркой «Астрон-Автогаз». Компания приглашает к сотрудничеству СТО, желающие заняться установкой на автомобили газобаллонного оборудования.

Опасно ли газобалонное оборудование (ГБО)

Статья предоставлена Академией ГБО,
специально для Уазбуки

На дворе октябрь 2017 год, а в народе до сих пор бытуют мнения, что газ связан с некой опасностью. Опасностью для работы двигателя и взрывоопасностью при эксплуатации – это самые распространенные из них.

Давайте разберем несколько подобных примеров

Во-первых безопасность эксплуатации газа.

В голове сразу возникают картинки и кадры из популярных каналов СМИ, когда авто, оборудованный ГБО, буквально разлетается на части.

Так давайте разберем почему это происходит.

Современное оборудование позволяет сохранить высокий уровень безопасности.

Запас прочности чаще выше, чем у Вашего автомобиля в целом. Взять тот же баллон, толщина стенок обычного жидкостного баллона под пропан составляет 3 – 3,5 мм, что заведомо больше, чем толщина кузова авто.

Запорная арматура – мультиклапан, через него заправляется баллон, он же запирает газ в емкости и он же отвечает за подачу газа в магистраль. Мультиклапана евро стандарта постоянно закрытого типа, т.е. газ постоянно заперт и поступает в систему лишь в момент необходимости подачи его в магистраль за счет электромагнитного клапана. В случае обрыва магистрали газ также перекрывается за счет скоростного клапана. Имеется противопожарный клапан и клапан сброса высокого давления (27 бар), т.е при экстренной ситуации из баллона сбрасывается газ для того, чтобы не было взрыва.

Под капотом устанавливается еще один газовый клапан, т.е. мы уже имеем еще одну дополнительную защиту. Все это надежно связывается посредством использования фитингов. Любые соединения газовых рукавов так же обжимаются пружинными или червячными хомутами. Все элементы в подкапотном пространстве устанавливаются в максимально безопасном месте.

Запах газ не должен присутствовать при использовании качественных материалов.

Так как же взорвать это все? С дури можно все сломать))).

Необходимо отметить, что любой вид жидкостного топлива способен гореть, если он превращен из жидкой фазы в газообразную (путем нагрева) или смешан с кислородом. Бензин — наиболее опасное жидкое топливо в плане пожарной безопасности.

Пары бензина могут вспыхнуть от открытого огня в любой момент.
Приблизительно можно опираться на данные по самовоспламенению, что соответствуют, 400 – 500 для бензинов и 600 – 700 градусов для газов. И так же можно сравнить нижний предел объемной доли взрываемых паров в воздухе: бензины – 0,75 %, пары сжиженных газов — 9,5 %.

Простой пример:
Вы на рыбалке. Сыро, холодно, осень. Дрова для костра нашли, но они сырые!
Возник вопрос: «Что делать?»
Идея: «Пыхнуть бензином. »
Берем канистру, плещем обильно на поленья. Чиркнули спичкой и бензин воспламенился с хлопком. Дай Бог, что при этом Вы успели отскочить и не забыли закрыть канистру, что в руках.

Читать еще:  Двигатели японских автомобилей какой лучше

А если для данных целей взять баллончик с газом, то горит он плавно и без хлопков при поднесении открытого огня. И мы со спокойствием можем поджечь дровишки с любой из сторон не опасаясь взрывных волн, которые возникли бы при воспламенении бензина.

Какой вывод: Основываясь на вышеприведенные данные мы можем полагать, что бензин опаснее газов. И использование бензина, как вид топлива больше сопряжено с опасностью(бензиновый бак при желании можно пробить «кулаком»). Соответственно, все что вызывает последствия, снятые на видео каналах, мы относим к разряду некачественных установок и монтажей ГБО. И из этого следуют: некорректные моменты работы двигателя, запах газа (соответствующий утечки), использование некачественного(дешевого) оборудования, а также материалов, самостоятельный ремонт или обслуживание ГБО, либо отсутствие такового вообще и т.д., и т.п.

Во-вторых безопасность для работы двигателя.

Все, что касается работы двигателя на газе. Самыми страшными страшилками являются две: газ сушит и газ сжигает клапана.

Сушить двигатель, что это такое вообще мало понятно. Первое-все в двигателе смазывает масло. Второе- бензин тоже не имеет смазочных качеств, а наоборот скорее выступает в роли растворителя. Единственное объяснение этому использование газа в качестве топлива во времена карбюраторных двигателей. На данных двигателях происходило рассыхание прокладок карбюратора и для избежания данной проблемы приходилось периодически переключаться на бензин или использовать его при ускорении (как делал мой отец).

Разберем также прогар клапанов. Из-за чего он возникает?

Да все просто!
Повышение температуры в цилиндрах пагубно влияет на клапанную и поршневую группу. Высокая температура образуется при высоком содержании кислорода в горючей смеси. Соответственно – это бедная смесь. Т.е., если забеднить смесь бензина, то ждите прогар клапанной или поршневой группы. Значит при настройке газа необходимо подать правильную топливную смесь в цилиндры, что с легкостью позволяет сделать математика, заложенная в ЭБУ ГБО 4-го поколения. Но тут скрывается еще одна проблема, профессионализм установщика ГБО, дефицит которых в нашей стране на лицо. Исходя из этого нужно забыть о вопросах: «А можно еще ужать газку, хочу чтоб ела меньше чем бензина?!»

Еще один немаловажный аспект – это длительное горение газа. При отсутствии понимания происходящего можно так же угробить сердце автомобиля. Газ сгорает более равномерно и длительнее бензина и при некорректной настройке может догарать при открытии выпускных клапанах. Современное ГБО использует дополнительные стратегии для правильной работы оборудования, использует подвпрыск бензина в качестве некого детонатора смеси. Все эти способы позволяют дожечь горючую смесь к моменту открытия выпускных клапанов и извлечь максимальное КПД двигателя.

Вспомнился вопрос: «А теряется ли мощность?»

Ответ: «Использование современного оборудования не ведет к потере мощности двигателя, по простой причине, что свою максимальную мощность автомобиль выдает на максимальных об/мин и крутящем моменте. Если на высоких оборотах ЭБУ газа видит, что не хватает газа(высокий процент рабочего цикла газовых форсунок), начинается допвпрыск бензина(не ведет к заметному расходу бензина), что в свою очередь снимает все проблемы прогара клапанов. Кстати, данную стратегию можно активировать вручную, к примеру, установить подвпрыск бензина после 3500 об/мин или на 5000 об/мин вообще сделать полный переход на бензин. 5000 об/мин не такие частые, поэтому про временный расход бензина, который закрывает всю экономию можно вообще забыть, как и прогаре клапанов.

Еще о прогаре клапанов, лет 10 назад такое встречалось часто, но технологии не стоят на месте и на сегодняшний день это большая редкость, чаще всего связанная неправильным выбором оборудования, мастерством установщика или неготовностью самого автомобиля к использованию альтернативного вида топлива. Простой пример, есть скрытые неисправности в работе двигателя на бензине, которые хозяин автомобиля хочет перекрыть установкой ГБО, поверьте –это не работает. Автомобиль перед установкой ГБО в обязательном порядке должен проходить диагностику при приемке его на переоборудование.

Итог:

1. Первая ошибка, экономия начинается неправильно в случае выбора дешевого ГБО.

2. Ищите не сервис по установке, а мастера.

3. Диагностика двигателя в сервисе ГБО перед установкой газового оборудования – обязательна.

4. Важно – подбор нужного оборудования на Ваш автомобиль и технически грамотная его установка, а также программирование.

5. Не забываем за обслуживание газового оборудования и замену фильтрующих элементов, как правило через каждые 10000-15000 км/пробега, зависит от условий сервиса.

6. Используем свечи зажигания, которые рекомендует производитель автомобиля, либо иридиевые свечи. Газовых свечей не бывает –это маркетинг.

7. Моторное масло используем то, что рекомендует завод изготовитель автомобиля. В связи с тем, что визуально, оно чище, чем при работе двигателя на бензине, менять моторное масло рекомендуется с теми же интервалами, что и на бензине, т.к в связи с температурными режимами(плюс зима-лето) оно теряет все свои смазывающие свойства.

Безопасен ли газ в авто?

Неизвестное всегда пугает. Все знают, что газ может взрываться, но только опытные водители и профильные специалисты знают, как устроено ГБО и как правильно его эксплуатировать. При этом для многих остается актуальным миф, что газ опаснее бензина. Хотя на деле не все так однозначно.

Возможно ли обеспечить достаточную степень безопасности водителя и пассажиров в транспортном средстве, переоборудованном на газ? Стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование на легковые автомобили, или использовать его исключительно на крупногабаритном пассажирском и коммерческом транспорте? Вопросы безопасности мы рассмотрим в этом материале.

Элементы ГБО, безопасность которых важна в первую очередь

Главный элемент газобаллонного оборудования, который, по мнению большинства простых обывателей, содержит в себе наибольшую угрозу безопасности — это газовый баллон. Нужно знать, что ударная прочность современных стальных баллонов значительно выше, чем стандартных бензобаков — до 20 тонн (бензобак — 5 тонн). Современные пропан-бутановые баллоны могут состоять из многослойного полиэтилена, полиамида, клеевых составов, которые по прочности также превосходят стандартные автомобильные бензобаки. Хваленные модели Mercedes, BMW, Honda и другие зачастую имеют пластиковые баки, и что же? От этого их не перестают покупать, и никто не говорит, что они не безопасны. Все изготовители газовых баллонов придерживаются многоступенчатого контроля качества, позволяющего выявить даже незначительный брак. Стальные баллоны ГБО проходят жесткую проверку сварных швов, тестируются повышенным давлением.

В отличие от бензина, который содержится в бензобаке при обычном атмосферном давлении, сжиженный газ заливается и содержится в баллонах под давлением, которое может достигать 16-20 атмосфер (то есть, на стенки сосуда воздействует сила, достигающая 16-20 кг на каждый квадратный сантиметр внутренней поверхности). Практически, на газовых заправках редко превышается давление в 10 атмосфер. Баллон рассчитан на максимальное давление до 30 атмосфер. Получается, что запас прочности газового баллона не превышается в обычных условиях эксплуатации. Для наглядного примера можно посмотреть видеоролики в сети YouTube, где в лабораторных тестах проводят испытания газовых баллонов на разрыв: разгерметизация стального баллона происходит при повышении давления до 80 и более атмосфер.

Если каким-то образом давление в баллоне повышается выше допустимого уровня (например, при нагревании) в 25-30 атмосфер, избыток газа спускается через специальный предохранительный клапан. За несколько циклов стравливания газа баллон остается практически пустой и взорваться уже не может при самом критическом изменении воздействующих условий. На практике это происходит так: даже если произошло возгорание автомобиля, аварийный сброс газа из баллона начнется через 5-12 минут, чего вполне достаточно для своевременной эвакуации пассажиров. Чтобы убедиться в безопасности газового баллона, посмотрите это видео, в нем вы увидите испытания пропан-бутановых, метановых баллонов и бензобака.

Многофункциональное устройство для газового баллона — мультиклапан. Его задача — не только участвовать в заправке баллона и подаче газа в подкапотное пространство, но и обеспечивать безопасность.

Мультиклапан оснащается следующими элементами:

  1. Предохранительный клапан (обеспечивает сброс газа):

Предназначается для сброса избытка газа при повышении давления. Таким образом, клапан предотвращает разрушение баллона в случае повышения внешней температуры, или если вы случайно заправили баллон полностью (рекомендуется — не более 80% объема). Когда давление достигнет 25 атмосфер, предохранительный клапан открывается и стравливает газ, пока давление не вернется к норме. Чтобы газ не попадал в салон автомобиля, его отводят с помощью специальных шлангов наружу. Даже если газовый баллон поместить в огонь, с помощью предохранительного клапана газ будет постепенно выходить до опустошения емкости. Взрыва не произойдет.

  1. Отсекающий поплавок.

Мультиклапаны бывают двух типов — класс А и класс В. Мы уже рассмотрели мультиклапаны класса А, в которых присутствует предохранительный клапан, а вот в классе В они отсутствуют. Владельцы первого типа баллонов могут не беспокоиться — даже неправильно заправленный баллон надежно защищен. Второй тип баллонов снабжен отсекающим поплавком, который предотвращает подачу газа в баллон после того, как он заполнен на 80-85%. Остальное пространство занимает паровая подушка, за счет которой может увеличиваться объем сжиженного газа без угрозы разрушения емкости.

  1. Скоростной клапан.

Задача этого устройства — прекратить подачу газа, если произошел обрыв трубки, по которой подается газ. Повреждение газовой магистрали чревато выходом газа под высоким давлением, что может создать угрозу вашей безопасности. Для таких аварийных случаев предназначен скоростной клапан, который перекроет выход газа. Если вдруг клапан не сработал, можно вручную перекрыть заправочный и расходный вентили.

  1. Обратный клапан.

Сжиженный пропан-бутан имеет довольно низкую температуру: около -40 -50 градусов Цельсия, поэтому при заправке необходимо соблюдать меры безопасности. Струя сжиженного пропан-бутана под давлением при попадание на тело может привести к обморожению. Обратный клапан предназначен для остановки выхода газа после окончания заправки.

  1. Датчик уровня топлива.

Данное устройство вовремя предупредит водителя о малом количестве топлива в баллоне.

  1. Электромагнитный клапан.

Предназначен для отключения подачи пропан-бутана в случае, если выключено зажигание. Если автомобиль заглох, а водителя рядом не оказалось, ЭМК закрывает клапаны и не дает возможности газу скапливаться в подкапотке. Хотя наличие электромагнитного клапана увеличивает стоимость ГБО, степень безопасности эксплуатации газового оборудования значительно возрастает.

Читать еще:  601 двигатель мерседес датчик давления масла

Таким образом, современные системы ГБО безопасны за счет наличия датчиков утечки газа, системы стравливания газа при повышении температуры и другие необходимые опции.

Если газовая система на Вашем автомобиле установлена остаточно давно, и Вы не производили замены газовых шлангов, нужно задуматься об этом. Иногда бывают ситуации, что старый одеревеневший шланг трескается прямо в пути, и газ начинает «травить» в подкапотном пространстве настолько очевидно, что нарушается работа двигателя, и даже во время движения слышен характерный свист. Во избежание воспламенения, необходимо срочно остановить автомобиль и открыть капот. Продолжать движение на бензине можно только после того, как будет перекрыта подача газа на баллоне. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, старайтесь вовремя менять газовые шланги – периодичность Вам подскажут сервисные специалисты, или узнайте эту информацию в Интернете.

Может ли нести угрозу газ пропан-бутан?

Несмотря на то, что многие считают ГБО опасной, это не совсем так. Рассмотрим несколько потенциальных проблем:

— Выхлоп отчетливо пахнет газом. Что мы делаем, если наша газовая плита начинает издавать запах газа? Мы срочно звоним в городскую газовую службу и вызываем мастера. Та же последовательность действий и в случае с утечкой на автомобиле. Газовая утечка на транспорте устраняется специалистами в специализированных автосервисах, которые имеют все необходимые документы на проведение подобных работ. Сравните утечку газа с утечкой бензина: газ достаточно быстро испаряется и удаляется в окружающее пространство, не повышая угрозу взрыва, а вот утечка и накапливание бензина значительно опаснее.

— Если пахнет газом в салоне. По инструкции, первое, что нужно сделать — закрыть на баллоне распределительный вентиль и направиться (на бензине) в автосервис для выяснения причин проблемы. Это может быть или попадание в салон одоранта, который не сгорел и попал сюда вместе с воздухом из воздухозаборников. Или сломана запорная арматура, что случается нечасто. Отчетливый запах газа в салоне может быть вызван неправильным удалением конденсата в ГБО 1 и 2 поколения. В любом случае, неприятный «газовый» запах — повод для быстрого устранения неполадок. Но не повод паниковать! Очередное ТО в надежном автосервисе устранит все возникшие проблемы. К тому же, запах газа присутствует преимущественно на ГБО 1-3 поколения. На более новом оборудования такие проблемы не актуальны.

— Можно ли курить в автомобиле с ГБО. В принципе, это не запрещено. Но нужен ли вам устойчивый неприятный запах табака в салоне?

Подводя общие итоги сказанного, скажем честно: газ — самое безопасное топливо, значительно безопаснее бензина. Кроме работоспособности ГБО, в безупречном состоянии должны быть и другие системы автомобили. Для этого необходимо вовремя проходить ТО и заботиться о технической исправности своего автомобиля.

Что такое ГБО

Что такое ГБО — это газобаллонное оборудование для автомобилей. Большинство автомобилей, выпускаемых автопроизводителями использует дизель или бензин — это наиболее распространенные виды топлива, но, вместе с тем, и наиболее дорогие.

Газ является реальной доступной, а, главное, экономичной альтернативой (рассчитать экономию использования ГБО). Использование ГБО на авто было продиктовано двумя основными моментами: экономией и экологией.

Экономия — газ дешевле бензина, это является определяющим пунктом для большинства автолюбителей, которые решили установить газовое оборудование на автомобиль. Если Вы уже решили установить ГБО – перейдите по ссылке для расчета стоимости установки ГБО и записи в установочный центр.

Экология — для таких стран как США или Германия основополагающим фактором является экология. Выхлоп газовых автомобилей значительно чище бензиновых, и уж тем более дизельных, поэтому правительства этих стран активно продвигают перевод транспорта на газовое топливо. В нашей стране основным мотивом для перехода на газ, конечно же, является экономия — газ дешевле.

История газобаллонного оборудования

Пионером в газобаллонном оборудовании является Италия. Более 50 лет назад небольшие семейные компании на севере Италии начали осваивать производство компонентов для перевода бензиновых автомобилей на газ. Италия и по сей день является основным поставщиком газового оборудования на автомобили и новых газовых технологий. История бренда Lovato.

В последнее время эту эстафету активно подхватили такие страны как Польша, особенно в области электроники, Турция, Китай и Литва. Помимо Италии, которая сегодня является страной с самым большим распространением газового оборудования на авто, много автомобилей с ГБО также появилась в Польше, России, Украине, в странах Южной Америки, Индии, Китае и Австралии. Во многих из этих стран автопроизводители непосредственно на конвейере производят либо полностью газовые, либо двухтопливные (например, бензин и газ) автомобили.

Типы систем газового оборудования для автомобилей

Газобаллонное оборудование различается на два вида, в зависимости от типа используемого газа. Наиболее распространенные в нашей стране пропановые системы ГБО, использующие смесь пропана и бутана. Преимущество этих систем основано на, относительно, недорогом оборудовании и широкой сети заправочных станций, охватывающей всю территорию нашей страны.

Газовые заправки, возможно, не выглядят такими яркими и красивыми как бензиновые, но найти ГАЗС не составит проблем в любом регионе нашей страны. Дополнительное удобство пропанового газового оборудования на автомобиль — это газовые баллоны, которые бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные, которые возможно разместить в нишу запасного колеса.

Второй тип ГБО на авто — это метановые газовые системы. Метан — это именно тот газ, которым активно торгует наша корпорация «Газпром» по всему миру. Метановое оборудование более дорогое, но использование метана более выгодно, т.к. он дешевле пропана. Минусами метана являются: во-первых, тяжелые и дорогие метановые баллоны, а во-вторых — неразвитая сеть метановых заправок.

Принцип действия газового оборудования на авто

Системы ГБО по своему принципу действия делятся на традиционные и инжекторные.

Традиционное ГБО предназначено, в основном, для карбюраторных автомобилей и использует принцип карбюрации. Поступающий в двигатель воздух проходит через специальный смеситель и засасывает необходимое количество газа — чем сильнее водитель нажимает на педаль газа, тем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше воздуха поступает в двигатель, тем большее количество газа засасывается вместе с этим воздухом в двигатель.

Инжекторное газовое оборудование на авто аналогично бензиновой инжекторной системе, то есть газ поступает в двигатель через газовые форсунки, которыми управляет электроника ГБО. Основной принцип действия инжекторного газового оборудования — это быть незаметным для штатной электроники автомобиля, т.е. автомобильный блок управления не подозревает, что используется альтернативное топливо вместо бензина.

Безопасность ГБО

Слово «газ» само по себе несет некую опасность, поэтому производители газовых систем уделяют огромное внимание безопасности своих систем.

Арматура газового баллона оборудована пожарным, аварийным и электромагнитными клапанами, а также клапаном, перекрывающим поток газа, в случае обрыва газовой магистрали. Под капотом автомобиля газобаллонная электроника моментально перекрывает подачу газа, в случае использования бензина или остановки двигателя машины. Подробное описание принципа работы и безопасности ГБО смотрите здесь.

Все компоненты ГБО проходят обязательную сертификацию и многочисленные испытания, подтверждающие их безопасность. Стандарты безопасности для газобаллонного оборудования на авто, устанавливаемых на вторичном рынке абсолютно идентичны стандартам газовых автомобилей, производимых автопроизводителями. Установив ГБО на авто, Вы можете быть уверены, что защищены так же, как и владелец газового автомобиля с установленным газовым оборудованием непосредственно на конвейере.

Существуют некоторые мнения об опасности использования газового оборудования на автомобиле. На самом деле – это не более, чем миф. Посмотрите опровержения самых распространённых мифов о ГБО.

Классы ГБО на авто

Газобаллонное оборудование можно разделить на несколько классов.

К первому классу относятся, так называемые, брендовые системы. Это ГБО, поставляемое и состоящее полностью из компонентов одного производителя. Конечно, это оборудование является самым лучшим и сбалансированным. Каждый компонент такой системы знает, как работает его сосед, и использование этой информации позволяет добиться наилучших характеристик: максимальной экономии и минимальной потери мощности.

Второй класс — системы ГБО так называемого «салатного» типа. Это когда компоненты разных производителей, собранные в один комплект, продаются под именем, обычно, придуманным продавцом этой компоновки. Данные «салатные» системы также можно разделить на два подкласса:

  • системы, собранные из компонентов итальянских производителей, достаточно, высокого класса;
  • системы, в основном, состоящие из турецких или китайских компонентов.

Конечно, последний вариант более низкого класса.

И, наконец, к четвертому классу можно отнести сравнительно недавно появившиеся подделки под брендовое газовое оборудование на авто, сделанные в Китае. Говорить о каком-либо качестве этого ГБО вообще смысла не имеет.

Современные тенденции газобаллонного оборудования на авто

В настоящее время помимо традиционного и инжекторного газобаллонного оборудования на авто появились новые направления развития. Это дизельные газовые системы, так называемые газодизели. Иначе говоря — использование газа на дизельных автомобилях.

В таких системах ГБО газ подается в двигатель одновременно с подачей основного топлива — дизеля. Использование газодизельного оборудования позволяет существенно снизить затраты на топливо, особенно это актуально для использования на магистральных тягачах.

Вторым современным направлением является использование газа на бензиновых автомобилях с прямым впрыском бензина. На данных современных автомобилях бензиновые форсунки установлены непосредственно в камеру сгорания двигателя. ГБО под прямой впрыск, которое может быть установлено на данные машины, также использует одновременную подачу газа и бензина.

Еще одним современным направлением является углубление связей между газовыми и автомобильными системами управления. Современное газобаллонное оборудование умеет общаться со штатными автомобильными контроллерами через системы передача данных по определенным протоколам, что позволяет информировать водителя, например, через бортовой компьютер о возникших неполадках или сбоях в работе газобаллонного оборудования.

Автомобили на газу: считаем убытки от перевода машины на газ

Учитывая безбожно растущие цены на бензин, об установке ГБО начинают задумываться даже те, кто несколько лет назад о подобном не помышлял в принципе. А если учесть, что ценообразование в нашей стране зависит исключительно от жадности нефтедобывающих компаний, но никак не от объективных макроэкономических факторов, число желающих перейти на менее дешевое моторное топливо будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Но тут не все так просто.

Читать еще:  230 1996 какой двигатель

Как только вы начинаете искать оптимальный путь реализации задуманного, на вас выливается огромный поток информации. И далеко не всегда правдивой. Различные форумы также не дают однозначного ответа. Одни считают газ чуть ли не вселенским злом, убивающим двигатель, а в случае ДТП еще и владельца авто. Другие, напротив, рассматривают его, как отличный инструмент, позволяющий серьезно снизить расходы на содержание машины В эти дебри мы вникать не будем, приведем лишь несколько бесспорных фактов.

Плюсы. Газ примерно вдвое дешевле бензина. Он чище, поскольку бодяжить его дороже, чем продавать как есть. Запас хода машины увеличивается в среднем в полтора раза, а у владельца появляется альтернатива – газ или бензин.

Минусы. Расход газа выше, чем расход бензина. Мало того, при установке ГБО потребление последнего также немного возрастает. Двигатель теряет примерно 10-15% номинальной мощности, что также сопряжено с особенностями установки.

Долой стереотипы

При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.

Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.

Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.

13 000 рублей экономии

А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они не лукавят. В Москве, к примеру, средневзвешенная цена литра 92-го составляет 31,3 рубля, а литрп пропана — около 16 рублей, метана – 15 рублей. Поэтому, если откинуть ценник, заложенный на работу, стоимость сотни километров, пройденных на условной LADA Granta при паспортном расходе в 7 литров, снизится более чем существенно – с 220 до 130 рублей. А это значит, что выбегая около 20 000 километров в год, вы будете экономить около 13 000 рублей.

Выгода не для всех

Однако эти суммы сами по себе ничего не значат. Стоимость пропановой системы (вместе с установкой) для Granta в Москве оценивается примерно в 30 000 рублей. И это не потолок, но и не нижний ценовой сегмент – оборудование «бизнес-класса» от одного из лидеров отрасли.

Метановая при прочих равных дороже на 7000-10 000. Кроме того, в последнем случае вы, наверняка, захотите поставить облегченный металлопластиковый (или даже композитный) баллон, ценник которого рассчитывается исходя из объема – от 290 рублей/литр (металлический – 220 рублей/литр). Таким образом, весь проект обойдется минимум в 45 000. И теперь посчитайте, сколько лет вам потребуется, чтобы окупить установку. Нменьше четырех. Во всяком случае, если ваш пробег равен уже указанным 20 000 километров.

Иными словами, задумываться о ГБО имеет смысл лишь в том случае, когда пробег выше указанного в полтора-два раза, либо вы обладаете гораздо более прожорливым авто, оснащенным мотором V6 или V8. Но тут, как говорится, «сам бог велел». При среднем расходе в 15-17 литров, время окупаемости снижается до 1,5-2 лет. Кроме того, при таких рабочих объемах и, как следствие, мощностях один из основных минусов перехода на газ – потеря мощности – оказывается не такой уж и существенной. Ну потеряете «лошадей» 25-30 – на динамике почти не скажется, однако ценник на топливо снизится весьма серьезно.

Что характерно, бюджет проекта при этом вырастает не так уж и значительно – в среднем до 50 000 рублей. Остается проблема с пространством в грузовом отсеке, но она вполне решаема. Берите напоминающие пончик тороидальные баллоны, устанавливающиеся в нишу запасного колеса, либо монтирующиеся под днищем автомобиля.

Кроме того, в природе существуют и вертикальные тороидальные емкости, которые можно крепить к боковине грузового отсека. Пространство они, конечно, съедают, но при этом не лишают водителя возможности хотя бы частично трансформировать задний диван и не исключают наличия запаски. Сложность в том, что все это касается систем для пропана – попутного нефтяного газа. Если же вы предпочитаете более чистый природный, о подобной вариативности можно даже не заикаться.

«Сухой» метан лучше «мокрого» пропана

Пропан хранится в сжиженном состоянии, метан – в газообразном, причем под давлением в 200 атмосфер (пропан – 5 атмосфер). Поэтому емкости тут исключительно цилиндрические, массивные и, как правило, более дорогие. Если, конечно, вы не хотите возить в багажнике лишний центнер. Для комтранса это проблемой не является, но в случае с легковыми машинами об этом следует помнить.

Тем не менее, у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Во-первых, это самое быстро возобновляемое топливо на планете. То есть его ценник от объемов добычи и переработки нефти напрямую не зависит. Во-вторых, он сухой, то есть в нем в принципе отсутствует конденсат, от которого владельцам авто, выбравших нефтяной газ, избавляться нужно регулярно. По большому счету, метан может стать промежуточным звеном между бензином и чистой энергией. В-третьих, в отличие от пропана, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП. То есть при утечке он не концентрируется в самом низком месте, а образует подвижное облако, которое рассеивается ветром. Взрывоопасной считается 5-процентная концентрация, добиться которой в бытовых условиях почти нереально.

Впрочем, это не значит, что у него нет недостатков. Самый главный – жесткий технический контроль: система, работающая под давлением в 200 атмосфер, наплевательского к себе отношения не терпит. Второй фактор – цена и габариты оборудования. То есть окупается он гораздо дольше. Третье – количество заправок. В Москве и Подмосковье их, например, можно пересчитать по пальцам. В южных регионах, напротив, особых проблем с поиском нужной АГНКС, как правило, не возникает. В любом случае, если встал вопрос об установке ГБО, изучить ценообразование и инфраструктуру в регионе не помешает. Согласитесь, глупо экономить на топливе, теряя деньги на регулярном перепробеге.

Готовых решений нет

Оптимальным вариантом в таком случае выглядит не дооборудование автомобиля, а покупка готового. Что, к слову, решает массу проблем, начиная с вопросов компоновки системы и заканчивая ее работоспособностью. Некоторое время назад на редакционном тесте у нас побывал VW Passat EcoFuel (подробнее об этой машине читайте здесь) , который впечатлил буквально всех.

Он выглядел и ездил, как обычный Passat, но его бензиновый бак был урезан до 15 литров. Освободившееся же место занимали три 10-литровых метановых баллона (21 килограмм), куда влезало ровно 6 кубов газа. Запас хода тот же – 500-600 километров, а ценник на заправку – в три раза ниже, чем у бензинового аналога. Но поставлять такие Passat в Россию немцы так и не начали. Мало того, не так давно они отказались и от ввоза Caddy EcoFuel. Остальные же производители о подобных авантюрах даже не задумывались. В общем, нам остается пользоваться теми возможностями, что есть, то есть ставить ГБО.

Стоит ли оно того?

Итак, подведем итог. На машинах с небольшим рабочим объемом двигателя и относительно низким расходом особого смысла в переоборудовании нет. Даже если водитель уложится в 30 000 рублей, процесс окупаемости растянется на 4-5 лет. Исключение – драйверы, наматывающие за год по 40 000-50 000 километров. Однако здесь весьма актуальным становится вопрос ресурса самой машины – за какие-то два-три года она при такой нагрузке превратится в «ведро». Плюс изначальная потеря мощности и снижение ресурса ДВС. И то, и другое в такой ситуации может оказаться весьма существенным.

Вот с достаточно мощными авто и внедорожниками и тем более с легким комтрансом все более однозначно. Выгода очевидна. Возможно, владельцу придется заложить на переоборудование более серьезный бюджет – 40 000-50 000 рублей, но срок окупаемости снизится примерно вдвое. Впрочем, среднегодовой пробег тут тоже нужно учитывать: если он не превышает тех же 20 000 километров, владельцу стоит хорошенько подумать и тщательнейшим образом все просчитать.

Машины же, которые официально считаются коммерческими (те же «каблуки» или микроавтобусы), проще без колебаний сразу переводить на метан, так как у них и пробеги, как правило, большие, и проблем с размещением баллонов на порядок меньше. Кроме того, тут можно использовать самые бюджетные емкости, монтировать дополнительный фальшпол или ставить их вертикально. Все это возможно и доступно. Разумеется, при наличия желания и соответствующих возможностей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector