Чем укрывают двигатель машины зимой
Зимовка авто в Якутске. Как подготовить машину и сколько это стоит?
Холода в России испытывают на прочность автомобили большинства жителей страны. Особенно остро данная проблема стоит в Якутии, где уже привычны резкие перепады температур и столбик термометра опускается ниже 50 градусов. Как правильно подготовить машину к езде в таких суровых условиях и во сколько это обойдется – в материале ЯСИА.
Любой автомобиль имеет свой ресурс службы, рассчитанный заводом изготовителем при правильной эксплуатации. Но во время езды машина сталкивается с целым рядом неуправляемых факторов, которые сложно учесть заранее. Основным из них в Якутии являются сложные природно-климатические условия, а именно экстремально низкие температуры. Как продлить жизнь любимому железному коню корреспонденту ЯСИА рассказали эксперты из автодорожного факультета СВФУ.
Почему автомобили так боятся мороза?
Среди специалистов существуют различные мнения, касающиеся вреда холодного пуска для автомобиля. В зависимости от условий, урон от каждого такого запуска эквивалентен дополнительным 10 — 120 километрам пробега.
Все дело в том, что машина состоит из нескольких тысяч деталей, и множество узлов очень чувствительны к внешним температурам. Кроме того, горюче-смазочные материалы под воздействием морозов меняют свои свойства не в лучшую для автовладельца сторону.
Простой пример — зимой показатели эффективности моторных масел и тормозных жидкостей неизбежно перестают соответствовать заявленным, что приводит к большому износу элементов, когда трущиеся механизмы работают с превышением нагрузки. В результате автолюбитель получает риск отказа ключевых систем, связанных с двигателем, тормозами, подвеской и так далее.
«Автомобилисты регионов Дальнего Востока и Сибири, особенно в Якутии, используют различные способы утепления. В их числе — автоодеяла, брезент, а также предпусковые подогреватели. Такая подготовка положительно сказывается на использовании машины зимой», — отмечает старший преподаватель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта и автосервиса АДФ СВФУ Евсей Анисимов.
Зима пришла – меняем резину.
Отправной точкой для каждого водителя, решившегося продолжать использовать автомобиль в зимний период, является установка комплекта хороших шин. «Переообувка» на зимнюю резину обеспечит надежное сцепление колес с дорогой, минимизирует возможность возникновения заноса и поможет при преодолении заледеневших подъёмов. Такие покрышки имеют особый состав и специальный рисунок протектора.
Летнюю резину зимой использовать категорически нельзя, а зимняя является всесезонной, то есть ее эксплуатация в летний период допускается. Таким образом, желая сэкономить, автолюбители более склонны приобретать круглогодичный вариант. Действительно, зачем приобретать два комплекта, если можно купить универсальный? Но специалисты считают иначе.
«Если у автолюбителя есть два комплекта резины — на зиму и на лето, то это очень хорошо. Ведь зимняя резина летом изнашивается больше. Она мягкая и быстрее стирается на сухом асфальте», — подчеркнул старший преподаватель АДФ СВФУ Семен Адамов.
Поэтому лучше иметь несколько комплектов шин для летней и зимней эксплуатации – они прослужат вам дольше и надежнее. Если же вы делаете выбор в пользу всесезонки, то обратите внимание на состояние протектора. Местами стертый или нечеткий рисунок, а также трещины — это верные признаки, что резину придется обновить.
Греть или не греть – не вопрос. Вопрос в том, сколько греть?
По теме зимнего прогрева двигателя существует необъятное количество мнений среди автомобилистов. Есть даже те, кто считает нецелесообразным дать машине «молотить» вхолостую, мотивируя это излишней процедурой для современных автомобилей. Спешим разочаровать — прогрев двигателя является обязательным в условиях минусовых температур.
Современные моторы быстро набирают рабочую температуру и главную роль здесь будет играть качество масла. Ведь износ металлических элементов происходит, когда при холодном пуске защитная масляная пленка в стенках цилиндров стирается насухо. В результате начинается интенсивное трение, что приводит к существенному износу силового агрегата. Чтобы минимизировать такие последствия от зимних пусков, специалисты рекомендуют менять масло перед началом холодного сезона.
По опыту преподавателей АДФ СВФУ, современным бензиновым двигателям хватает 10-15 минут прогрева даже после серьезной заморозки. Дизельному мотору требуется большее количество холостых оборотов и до рабочей температуры он дойдет за 20-30 минут. Специалисты отмечают, что в этот период времени никакой нагрузки на силовой агрегат быть не должно. Так что активно газовать, стоя на парковке сразу после пуска, — губительный для двигателя и абсолютно не зимний вариант.
Также после простоя на морозе получает «стресс» и подвеска автомобиля. Поэтому первые 3-4 километра на дороге необходимо вести аккуратно, плавно разгонятся и тормозить без больших нагрузок.
А как уменьшить «стресс» силовой установки при пуске — в следующем разделе.
Особенности предпусковых подогревателей.
Предпусковые подогреватели заметно облегчают «жизнь» мотора в зимнее время. Такие устройства позволяют прогреть жидкости двигателя перед ездой и минимизировать вышеупомянутое пагубное влияние трущихся металлических элементов. Они бывают нескольких видов: электрические и автономные.
Электрические предпусковые подогреватели работают от бортовой сети самого авто в 12 вольт или внешней сети в 220 вольт. Второй случай — это многим знакомая ситуация, когда жильцы домов спускают кабель питания из окон квартир на парковку. Стоимость подобных приборов невысока и вместе с установкой может обойтись в сумму чуть выше 3 тысяч рублей.
Автономные предпусковые подогреватели питаются непосредственно от топливной системы и более эффективны, чем электрические. Но выше и цена – от 15 тысяч рублей за отечественный прибор и от 30 тысяч рублей за модели зарубежных производителей, например, всем известные «Webasto».
Мой гараж всегда со мной.
В последнее время портативные гаражи стали довольно популярными среди якутян. Их относительно удобно перевозить и устанавливать поверх автомобиля, например при поездке на работу или стоянке у дома. Такой чехол позволяет аккумулировать тепло от двигателя и сохранять рабочую температуру всех основных узлов продолжительное время.
У портативного гаража есть определенное время, в течение которого он может уберечь незаведенную машину от воздействия холода. Температура двигателя при сильных морозах доходит до критических значений за 8-9 часов. В таких случаях велика вероятность внезапных отказов узлов и агрегатов или машина просто не заведется.
Но при периодически работающем двигателе, это хорошая альтернатива традиционному теплому гаражу. Стоимость изделия варьируется от 8 до 15 тысяч, в зависимости от фирмы-изготовителя и размеров самого автомобиля. Служит такой гараж от 2 до 3 лет.
Дополнительные советы автомобилистам по зимней эксплуатации.
Обязательно перед наступлением холодов нужно зарядить аккумулятор, проверить его плотность, ведь при запуске зимой двигатель потребляет больше энергии, чем летом. Рекомендуется перейти на зимние сорта масел и проследить за плотностью охлаждающей жидкости. Возможно, что антифриз со временем мог потерять свои свойства. Это можно выяснить по цвету жидкости. Здесь в помощь автолюбителям специальный прибор — ареометром, который определяет плотность и температуру замерзания жидкостей.
Не менее важно проверить и тормозную жидкость. «Очень многие забывают про это. А ведь она гигроскопична, втягивает влагу, и в этом случае начинает быстрее замерзать. Что может привести к отказу тормозов в холодное время. Поэтому соблюдайте правила эксплуатации автомобиля и меняйте тормозную жидкость хотя бы раз в год», — добавил Семен Адамов.
Будет нелишним утеплить подкапотное пространство, решетку радиатора, днище а также установить двойные стекла. Средние цены на подготовку легковой машины к якутской зиме можете посмотреть ниже в нашей инфографике.
Зимний лайфхак: можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой и для чего это нужно?
Сезон серьезных морозов известен автомобилистам не только по Новому году и Рождеству, но и по наличию определенных проблем, связанных с эксплуатацией личного транспорта. Здесь важно не только вовремя подготовить комплект зимней резины и аккумулятор, но и принять меры для организации оптимального температурного режима силовой установки. Использование авторадиатора – один из способов добиться таких условий, причем, доступный как в плане подготовки, так и реализации.
Смысл: можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой и для чего это делать?
- Ограждение сот препятствует потокам холодного воздуха, который не позволяет нагреться охлаждающей жидкости до рабочей температуры.
- На непродолжительной стоянке мотор будет немного дольше остывать.
- При запуске двигатель быстрее нагревается.
Немного теории
На машинах, где нет ЭБУ, а функции охлаждения производятся механически благодаря ременной передаче и вентилятору. Такая система чрезвычайно зависима от оборотов силового агрегата. На практике такое охлаждение не всегда эффективно летом, а в зимнее время мешает мотору прогреться при атмосферных температурах ниже -25°C.
В подобных случаях вопроса, можно ли закрывать радиатор автомобиля зимой, практически не возникает. Дело в том, что при такой температуре даже с выключенным вентилятором нагреть ОЖ крайне сложно, не говоря уже о движении с набегающими потоками холодного воздуха. Поэтому шоферы стареньких авто предпочитают прикрыть радиаторную решетку картонкой.
На более современных авто присутствует вискомуфта, регулирующая работу вентилятора. Такая система весьма эффективна на всех температурных режимах. В зимний период вентилятор практически не включается. Но здесь важно учитывать среднюю температуру в вашем регионе. Если она часто опускается ниже -20°C, то картонка не помешает и в современной машине. В паре с утеплением двигателя такая мера поможет быстро привести авто в рабочее состояние.
Легенды и мифы
Справедливости ради, нужно отметить, что в среде автолюбителей зимняя модернизация системы охлаждения является чуть ли не универсальной панацеей. Некоторые из мифов довольно популярны:
- Возможность снизить расход горючего на 25% при помощи утеплителей – маркетинговый ход производителей утеплительной продукции. В действительности экономия, конечно, есть, но ее процент завышен, потому что это происходит за счет быстрого прогрева двигателя в зимний период.
- Теплоизоляция радиатора значительно облегчит утренний запуск силового агрегата в лютый мороз. Это мнение справедливо, когда машина, отстояв 2-3 часа и сохранив часть тепла, заведется проще и быстрее. Другое дело, если авто простояло всю ночь на морозе, в таком случае влияние наличия утеплителя на запуск минимально.
Теплозащита: чем закрыть радиатор охлаждения автомобиля на зиму и фото реализованных проектов
Как уже упоминалось, определенная часть автовладельцев абсолютно не парится и ставят перед радиаторными сотами обычную картонку, вырезанную по определенному размеру. Метод прост и практически не требует никаких вложений – достаточно надежно закрепить деталь тюнинга. Но, такая картина возможна по причине банального незнания других вариантов, поэтому есть смысл рассмотреть их подробнее.
Заводские комплекты
Автовладельцы, знающие ответ на вопрос, можно ли закрывать радиатор охлаждения автомобиля зимой, советуют заглянуть в магазины автозапчастей. Здесь встречаются готовые комплекты для подготовки авто к холодам, состоящие из утеплителей мотора и радиаторных сот. Несомненное преимущество такого варианта выражается в следующих пунктах:
- Нет необходимости искать материал для изделий.
- Не нужно делать выкройку и подгонять утеплитель.
- Комплекты выпускаются под определенную модель.
Стоимость комплектов стартует от 3 000 рублей. В него входят утеплители для мотора и радиатора. В случае, когда двигатель утеплять не нужно, то можно приобрести только заслонку на радиатор. Их стоимость находится в пределах 500-700 рублей, хотя цена на некоторые фирменные образцы (например, Tammers) доходит до 3 500 рублей. На нижнюю часть бампера выпускаются щитки из пластика.
Большая часть недорогих комплектов имеют низкие теплоизоляционные характеристики, поэтому некоторые автомобилисты стараются самостоятельно сделать эффективные аналоги. И, нужно признать, делают это небезуспешно.
Рукодельные изделия
Уже упоминалось, что самый элементарный способ защитить радиатор от потоков холодного ветра – поставить простую картонку. Но настоящие эстеты, конечно, возмутятся от такого предложения. Одни примутся искать заводские изделия, а у кого руки из правильного места, те сделают себе эксклюзивный вариант самостоятельно. Опытные автолюбители делятся опытом и чем закрыть на зиму радиатор своего автомобиля на фото, где показаны способы реализации. Сложность исполнения каждый определяет себе сам:
- Самое простое решение реализуется при помощи фольгированного полипропилена, который вырезается по форме радиаторной решетки и крепится кабельными хомутами. Использовать войлочный материал нежелательно, так как он впитывает горюче-смазочные вещества и склонен к воспламенению.
- Более сложный способ включает дополнительное изготовление чехла из дермантина или искусственной кожи. Трудность реализации компенсируется высокой декоративной составляющей, которая может стать изюминкой декора машины.
Радиаторные решетки с горизонтальными ребрами хорошо закрываются при помощи утеплителя для труб. Чаще всего достаточно всего две двухметровые трубки диаметром 34 и 52 мм. Такой комплект обойдется в сумму всего 150-200 рублей.
Утеплитель необходимо порезать на куски определенной длины и сделать поперечные прорези в местах, где находятся усилительные перемычки решетки. Конструкция вставляется в распор между ребрами, и при необходимости крепится хомутами. Использование такого варианта теплоизоляции оправдано при температуре ниже -15°C, поскольку такие трубки имеют внушительную толщину, что может привести к перегреву охлаждающей жидкости.
Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой?
Приведенные цифры (включая стоимость и скидки) верны на дату публикации материала.
Использование наших материалов (полностью или частично) разрешено с указанием активной ссылки на публикацию
Чем вредно отсутствие прогрева?
Холодный пуск, особенно в сильные морозы, считается пагубным, хотя и неизбежным событием для двигателя. По разным оценкам, не имеющим, впрочем, практического подтверждения, холодный пуск способен отнять до 200 километров ресурса мотора в зависимости от многочисленных факторов: типа, пробега и состояния мотора, вязкости залитого масла, температуры окружающей среды.
Если двигатель не прогревать, а сразу давать ему нагрузку, то, в частности, начнут страдать канавки, в которых установлены поршневые кольца. Происходит это из-за большого перепада температур между ними и быстро разогревающимся днищем поршня. Соответственно, в области канавок происходят значительные напряжения со всеми вытекающими негативными последствиями. Кроме того, моторные масла на морозе могут значительно густеть, а значит, пары трения двигателя в первые мгновения после холодного пуска находятся в неблагоприятных условиях и дополнительная нагрузка для них может быть вредна.
Как лучше прогревать?
Популярное
Аргументы против
А что говорит закон?
Греть двигатель во дворе можно. Главное — не увлекаться. Пункт 17.2 Правил дорожного движения гласит, что «в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест». Напомним, что стоянка — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Для водителей, чьи машины подолгу чадят воздух, предусмотрена статья 12.28 КоАП. В ней сказано следующее: «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей». При этом в Москве и Санкт-Петербурге придется заплатить три тысячи рублей.
Вам также понравится:
Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.
Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.
Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!
Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.
Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.
Готовим систему капельного полива к холодам
Кроме главной осенней заботы – уборки урожая – у садоводов и огородников есть еще несколько важных дел, необходимых для правильного завершения дачного сезона. Одно из них – подготовка системы полива к зиме.
Статьи по теме:
Часто за время простоя зимой поливочная система приходит в негодность: трубы даже из эластичных материалов могут лопнуть от замерзшей внутри воды, вентили и клапаны начинают пропускать влагу, а капельные ленты и вовсе бывают съедены грызунами. Чтобы избежать неприятных сюрпризов весной, стоит изучить правила консервации системы полива и выполнить все рекомендованные процедуры. Трубы капельного полива обычно укладывают на поверхности земли, а если и заглубляют, то не более чем на 20-40 см. Но грунт в условиях средней полосы промерзает зимой на 60-120 см. Из этого можно сделать простой вывод: если мы хотим получить в начале будущего дачного сезона исправную систему подачи воды (включая напорное оборудование, накопитель и дождеватели) – позаботиться о ней нужно уже сейчас. Оптимальное время для того, чтобы заняться подготовкой капельного полива к зиме, – октябрь-ноябрь, когда еще не ударили морозы.
Разберем по шагам алгоритм действий, который позволит правильно законсервировать систему полива на вашем участке.
Первый этап подготовки системы капельного орошения к холодам – промывка труб водой, которая проводится под давлением. Для этого с поливочных линий снимают заглушки и подают в систему воду. Потоком из труб вымываются все частицы грязи, сор и песчаная взвесь. Когда становится очевидно, что по трубам идет чистая вода, промывку прекращают и заглушки возвращают на место.
Следующим шагом желательно провести кислование – очищение труб от бактериального налета и отложений солей. Обычно для этого используют раствор азотной, хлорной либо ортофосфорной кислоты (концентрация 0,6%). Систему заполняют реагентом и оставляют примерно на полчаса-час, после чего промывают водой. Если капельный полив служит уже не первый год, и вы понимаете, что трубы могли сильно загрязниться внутри, – стоит повторить процедуру несколько раз.
Кислоты – опасные для здоровья химические вещества! Перед началом работы с ними внимательно ознакомьтесь с инструкцией и правилами техники безопасности. В частности, помните, что при разведении кислоту добавляют в воду – никак не наоборот!
После кислования еще раз повторяют этап промывки труб водой под давлением. Если в системе капельного полива присутствует емкость для сбора воды, то ее следует опустошить и вымыть внутри. При этом люк емкости закрывают, а вентили для подачи воды оставляют в открытом (либо полуоткрытом) положении.
В случае, когда напорное оборудование установлено в отапливаемом помещении, его просто отключают от сети электропитания. Если насос находится на улице, то его необходимо демонтировать, очистить от механических загрязнений и просушить. Для удаления воды из насоса в нижней части его корпуса предусмотрены сливные отверстия – их следует открыть и слить остатки влаги. На зимний период агрегат помещают в сухое теплое место – техническую комнату в доме или утепленный гараж. Фильтрующие элементы системы снимают, промывают и также убирают на хранение в помещение.
Все трубы, клапаны, фитинги при выключении системы капельного полива остаются заполненными водой. Если не удалить эти остатки из системы, зимой они замерзнут, увеличатся в объеме и могут разорвать трубы. Поэтому продувать систему полива обязательно. Для этого подачу воды на контроллере отключают и к узлу продувки подсоединяют компрессор, который будет под давлением подавать воздух в трубы. Воздушный поток, проходя через все элементы системы, выталкивает из них остатки воды и мелкий мусор. Производится несколько коротких продувов труб при следующих параметрах: время – от 1 до 3 минут, давление 3-8 бар (учитывайте максимально допустимое давление в вашей системе). Длительное воздействие воздуха под давлением на трубы системы нежелательно, т.к. поток может перемещать с собой сорные частицы, которые повредят покрытие труб изнутри. Со временем в местах царапин будут скапливаться вредные бактерии.
Необходимо соблюдать правила техники безопасности при проведении продувки. Работайте в защитных очках и следите за тем, чтобы в зоне действия дождевателей не находились люди и животные, так как поток воздуха под давлением может выталкивать из труб не только остатки воды, но и мелкие загрязнения или песчаную взвесь. Продувать систему полива нужно до тех пор, пока из труб, форсунок, разбрызгивателей не выйдет вся вода – сначала она польется фонтаном, затем пойдет клубами тумана. Когда вы услышите характерный свист воздуха без каких-либо признаков влаги, это будет означать, что продувка закончена. Начинать продувать систему нужно с тех контуров, которые расположены на участке выше, постепенно спускаясь к нижним. Это делается для того, чтобы в процессе вода не переливалась из нижнего контура в верхний и обратно. Как правило, очередность зон продувки совпадает с порядком их расположения на контроллере – от первой к последней.
Покупать компрессор для обслуживания системы капельного автополива необязательно – его вполне можно взять напрокат для разового использования: и стоимость будет значительно ниже, и искать место для хранения агрегата не придется.
Все выключатели блоков управления на холодный период переводят в положение Off («Выключено»), пульт управления также отключают и обесточивают (отсоединяют от электросети либо снимают элементы питания). Подробно процесс отключения управляющих блоков, как правило, описан в инструкции к поливочной системе. Если ваша система оснащена датчиками дождя и другими дополнительными элементами, их тоже следует защитить от влаги и морозов – герметично укрыть или снять и убрать в помещение.
Ленты капельного полива также рекомендуется хранить в сухом теплом месте. Предварительно их промывают и просушивают. Для промывания можно использовать натрий гидрохлорид из расчета 20 г на 100 л воды. Чистые ленты следует смотать в бухты или намотать на катушки и хранить в защищенном от морозов и от грызунов месте. Не стоит подвешивать бухты на крючки – в таком положении они могут деформироваться под собственным весом. При сматывании следите, чтобы ленты не перекручивались, формируя загибы.
Металлические вентили, краны, соединительные элементы смазывают спецсредством для защиты от коррозии.
Если все описанные манипуляции кажутся вам слишком сложными и трудоемкими, то можно обратиться за помощью к профессионалам. Компании, которые занимаются установкой автоматических систем полива, обычно предлагают услугу их обслуживания и могут выполнить консервацию вместо вас. Это не самый дешевый, но очень простой способ сохранить систему капельного полива в порядке к следующему дачному сезону.