Чем вытаскивают втулку из двигателя
Замена втулок стартера ВАЗ 2109.
Добрый день дорогие посетители сайта zerga.ru. В данной статье, мы поговорим о стартерах, конкретно речь пойдёт о такой работе как замена втулок стартера ВАЗ 2107-2110. Данная проблема (износ втулок стартера), сильно распространённая среди автомобилей, которые эксплуатировались длительное время и нуждаются в частичном сервисном обслуживании по причине постепенного износа деталей.
Якорь стартера вращается на специальных втулках, изготовленных из бронзы с графитовыми добавками для уменьшения износа при трении. Ресурс втулок как правело большой и выход их со строя возможен только при длительной эксплуатации.
На автомобилях ВАЗ, устанавливается несколько видов стартеров, которые существенно отличаются друг от друга, но принцип замены втулок практически одинаков, так что будем рассматривать всё по порядку.
Не будим, как говорят «лить воду» и сразу перейдём к делу.
Для начала нам нужно полностью разобрать стартер. Как его правильно разобрать, рекомендую прочитать соответствующую статью «Разборка стартера ВАЗ 2106-2114»
Начнём с автомобилей ВАЗ 2101-2107.
В стартерах данной модели, нам нужно заменить две бронзовые втулки, которые находятся спереди (в носке) и в задней крышке. Вот бронзовая втулка, запрессованная в носок стартера.
Её нужно выбить с посадочного места. Делается это с помощью молотка и специально изготовленной наставкой. Наставкой может быть кусок подходящей трубы или металлический кругляк определённого диаметра.
При выпрессовке, будьте внимательны, что бы наставка ни пошла на перекос, потому как можно повредить посадочное место втулки в носке стартера.
После извлечения старой втулки принимаемся за установку новой. При покупке новых втулок будьте внимательны, что бы они были нужного вам размера и формы, для этого можно воспользоваться штангенциркулем и замерить размеры старой втулки. Вот так она выглядит, изношенная и новая.
Смазав новые втулки маслом, запрессовываем их обратно в носок стартера. Втулка должна заходить без применения больших усилий, но если она идёт туго, нужно немного обработать её снаружи мелкой наждачной бумагой, иначе есть опасность что может лопнуть корпус носка стартера в месте запрессовки.
После запрессовки, втулка вжимается и внутренний её размер уменьшается. Если в снятом положении она находила на вал якоря стартера свободно, то после запрессовки якорь стартера не входит во втулку или если входит то очень туго. Для свободного проворачивания якоря, нам нужно втулку обработать специальной развёрткой диаметром 12 миллиметров. Лучше взять развёртку вот такого типа, это будет самый лучший вариант.
Такие развёртки отлично выполняют свою работу и Вы без особого труда, подгоните внутренний диаметр втулки под нужный диаметр. Идеальным вариантом подгона втулки будет то, когда вал якоря свободно проворачивается во втулке и не болтается.
Задняя втулка меняется таким же способом, как и передняя.
Далее, замена втулок стартера ВАЗ 2109.
Задняя втулка меняется точно так же как и на всех стартерах, а вот с передней есть некоторые проблемы, вот об этом и буду дальше расказывать.
Дело в том, что на этом автомобиле (ВАЗ 2109) используется вот такой тип стартера.
Здесь стартер имеет только одну опору сзади, а вторая опора расположена в корпусе коробки передач. Вот в этом и есть вся задача, что бы заменить втулку, которая установлена в картере коробки.
Здесь, просто взять и выбить повреждённую втулку не получится, потому что нет сквозного отверстия, куда бы она выходила, поэтому нужен специальный съемник, с помощью которого мы сможем вытащить её из корпуса коробки передач.
Бывает и такая ситуация, когда втулка снимается вместе со стартером и на оборот она не фиксируется в своём посадочном месте, как это исправить я расскажу чуть дальше.
А теперь представьте, Вы сняли стартер и обнаружили вот такую картинку.
Видно как расплющило втулку. В таком состоянии якорь смещается со своего места и начинает доставать по магнитам (башмачит), как результат стартер плохо крутит и быстро садится батарея.
Что бы вытащить втулку, нужно сделать вот такой съемник.
В его основе используется метчик м14 и приваренная к нему рукоятка. Затем на эту конструкцию одевается массивная металлическая обойма. Инструмент готов к использованию. Закручиваем метчик во втулку и выбиваем её. Эта конструкция похожа на маленький обратный молоток.
Таким способом мы легко удалили старую втулку.
Перед установкой новой бронзовой втулки, нужно убедиться, что она нормального размера, потому что если мы запрессуем её в корпус, то пройти её развёрткой не будет возможности, а значит, нам нужно сделать во втулке немного больше внутренний диаметр. Можно просто купить новую втулку с уже большим внутренним диаметром.
Если втулка спокойно выпадает из своего места, то можно изготовить новую с увеличенными размерами или стандартную усадить на фиксатор резьбы, обезжирив при этом место посадки растворителем.
Далее запрессовываем новую бронзовую втулку.
Данные варианты замены относятся ко всем стартерам автомобилей ВАЗ, и правильное проведение работ обеспечит нормальную работу стартера.
Если плотно подогнать втулки, стартер будет заклинивать после двух секунд работы или вообще медленно и тяжело крутится. Некоторые мастера говорят, что плотная посадка втулка вал это хорошо, мол, притрётся, поверьте мне, пока они притрутся, Вы десять раз захотите снять стартер и переделать всё заново. Так что лучше сразу сделать всё нормально.
Авторесурс
- О cайте
- Обратная связь
- Форум
В случае, когда стартер очень тяжело осуществляет прокрутку двигателя и при этом аккумулятор имеет полную зарядку, то вся причина кроется в том, что якорь задевает статор.
При этом образующийся между ними зазор имеет ширину равную малой части миллиметра, именно поэтому даже если будет небольшой перекос вала стартера, то это в любом случае вызовет появление неисправностей.
Помимо этого они могут возникать и после того как сильно износится подшипник на передней его части. Стоит отметить, что эта поломка легко устраняется своими силами. Только следует взять патрон от дрели, гвозди, метчик нужного вам размера, гайку, старую втулку и болт большой длины.
Выполняя ремонт стартера киев следует только придерживаться представленной ниже инструкции.
- Сначала необходимо отключить аккумулятор и стартер, для этого снимите провода с клемм, на которых они закреплены. Внизу стартера открутите расположенный там болт. В случае если он служит способом закрепления двигателя, то следует установить моторную поддержку, при этом слегка приподнимите его с помощью гидравлического домкрата за коробку передач, которая находится у колеса с левой стороны. Теперь можно отвинтить остальные болты стартера и снять его.
- Далее необходимо зажать метчик в патроне от дрели и аккуратно вкрутите его во втулку, при этом следует нарезать резьбу. Стоит отметить, что сталь метчика весьма хрупкая и если стоят сильные заморозки, то это делает ее еще более ломкой. Именно по этой причине если будет даже небольшой перекос, то вполне вероятно, что вы просто сломаете его. Если вдруг это произошло, то следует взять гайку или использованную втулку, самое главное чтобы она имела подходящую резьбу, и накрутите ее на поломанный хвостовик. Если же метчик сломался и при этом хвостовика не остается, то следует взять болт большой длины, имеющий подходящую резьбу, и вытачивайте в нем новые канавки. Или же можно купить новый метчик.
- В полученные канавки вставляются гвозди нужного размера и делать это нужно так чтобы их концы слегка выходили над торцом примерно на сантиметр. После чего полученную конструкцию рекомендуется вставить в саму втулку, которая имеет сломанный конец, и сделайте так, чтобы вынуть обломок. В случае если втулка стартера никогда не заменялась, то примерно через несколько оборотов ее можно будет очень легко выкрутить. И когда будете это делать, то следите, чтобы не было перекоса. Если же втулка прикипела, то сделайте на ней примерно 8 оборотов резьбы, достаньте метчик и на его место установите болт, который подойдет по размерам. После болта выньте втулку.
- Если у стартера была неоднократно заменена втулка, то он со временем плохо ее удерживает, и втулку вы сможете поменять своими руками без каких-либо инструментов. Во время эксплуатации стартера втулка может провернуться в этом отверстии, и при этом будет разбивать ее. После в полученном отверстии появляется эксцентриситет и это, несомненно, приведет к перекашиванию вала или же неправильной работе стартера. Именно по этой причине еще раз менять втулку не рекомендуется, а лучше всего заменить стартер в сборе.
Передняя втулка стартера ВАЗ
Передняя втулка стартера. Замена своими руками
Случается что стартер начинает очень медленно крутить двигатель. Владельцы в первую очередь думают, что проблема связана с аккумулятором, густым маслом, недостаточной зарядкой от генератора….
После покупки нового аккумулятора, замены масла, переборки генератора и даже чистки контактов — клемм они с разочарованием понимают, что дело было в чем-то другом.
И очень часто проблема бывает в изношенной передней втулке стартера.
Особенно остро это проблема ощущается на безредукторных стартерах с длинным ротором. В изношенной втулке ротор перекашивается, начинает задевать стенки корпуса стартера. Таким образом, он сам об себя подклинивает, скорость прокрутки двигателя значительно падает, вплоть до полного ее отсутствия.
Подобная неисправность приводит к интенсивной разрядке аккумулятора, плохому запуску двигателя, повреждению обмоток стартера, подгоранию щеток и контактов втягивающего реле…
Замена передней втулки стартера своими руками.
Снимается стартер в сборе. Специальным съемником втулка выпрессовывается из посадочного места в корпусе коробки передач.
С помощью микрометра подбирается новая втулка. Внешний диаметр втулки должен быть 14,03…14,05 мм. Если внешний диаметр окажется меньше – втулка не будет хорошо держаться в посадочном месте – будет прокручиваться, что неизбежно приведет к повреждению посадочного места в коробке передач.
Специальной оправкой (можно использовать стартер), слегка смазанная моторным маслом втулка аккуратно забивается в предварительно очищенное от грязи посадочное место.
Стартер устанавливается на место. Все!
Если нет специального съемника – можно воспользоваться метчиком подходящего диаметра. Вкручиваем его во втулку, нарезаем в ней резьбу до тех пор, пока втулка не стронется с места и не начнет проворачиваться. Поворачивая втулку, вытягиваем ее из посадочного места. Если метчик дошел до упора, а втулка так и не провернулась – используйте метчик большего размера. Метчиком можно вытаскивать только втулки с целым внешним периметром. Если втулка с одного края стерлась насквозь – метчиком пользоваться нельзя – повредите посадочное место. Ищите специальный съемник!
Если втулка слишком легко зашла в посадочное место и вытаскивается с незначительным усилием или вообще без усилия – посадочное место разбито. В этом случае, чтобы избежать замены корпуса коробки передач или дорогостоящего ремонта корпуса (растачивание корпуса, вставка ремонтной втулки под штатную втулку) можно поступить так.
Переднюю втулку стартера облудить (покрыть слоем припоя) с помощью паяльника 80-100 Ватт и паяльной кислоты (хлористый цинк работает – проверено). Припой равномерно нанести со всех сторон втулки, со стороны захода чуть меньше. Толщина слоя припоя зависит от степени повреждения посадочного места.
После лужения забиваем втулку на место. Если втулка зашла с ощутимым усилием – есть шанс, что будет работать долго и безотказно. Обматывать втулку фольгой и разными пластиночками — прокладочками бесполезно – ничего хорошего не получится .
По описанной технологии лужения нам удавалось крепко и ровно поставить втулки в посадочные места, по которым стартер работал вообще без втулки (да-да, так тоже бывает – снимаем стартер, ищем втулку — а там только половина втулки, или вообще ее нет). И все прекрасно работало. Машину было не узнать – стартер крутил как новый.
Замена втулки стартера ВАЗ 2114
В эксплуатации автомашин случаются различные казусы и поломки, касающиеся в основном подвижных элементов механизма.
![]() | |
Новые втулки стартера ВАЗ 2114. Данный комплект втулок стоит копейки и меняется не очень сложно. |
В полной мере это относится к электростартеру, поскольку он участвует в столь важном процессе – запуск двигателя автомобиля. Неполадки в работе стартера, могут ярко проявляться при попытке запуска двигателя. Наиболее подвержены нагрузкам, втулки электростартера, поскольку вся нагрузка вращения коленчатого вала при запуске двигателя, передается к ним. Чтобы смягчить силу трения, втулки выполнены из цветных металлов, меди, бронзы, латуни и других.
При длительной эксплуатации автомашины, может потребоваться замена втулки стартера ВАЗ 2114. Стартер на самом деле, надежный механизм, который способен служить весь срок жизни автомобиля. На поломки электростартера по большей степени влияют чрезмерные механические воздействия, причиненные запуском стартера во время работы двигателя, заеданием бендикса в рабочем положении и другие причины. Все эти факторы сопутствуют изнашиванию втулок электростартера автомашины ВАЗ 2114. Если автомобиль при попытке запуска двигателя издает неприятный треск, приходит мысль о надобности замены стартера, но в большинстве случаев, виновниками неполадки являются втулки. Именно их, вы научитесь менять в изложенном материале.
Что необходимо для замены втулок стартера ВАЗ 2114?
Существует два варианта замена втулки стартера ВАЗ 2114, один избавляет вас от хлопот и денег, другой, доставляет несущественные хлопоты, очень дешев, но требует некоторых навыков ремонта.
Замена втулки стартера ВАЗ. |
Большинство водителей авто ВАЗ, предпочитают чинить своего железного коня самостоятельно, поскольку собственный ремонт, всегда лучше и менее накладен.
Для начала необходимо найти удобное место для произведения ремонта, отлично подойдет эстакада или «яма». Необходимо приготовить инструменты:
- ключи торцовые 10мм, 13мм
- отвертка
- молоток
- специальная наставка, которую можно изготовить самостоятельно
Смена втулок начинается с полной разборки стартера, который снимается с помощью подготовленного ключика на 13, предварительно отключив питание аккумулятора. После откручивания крепежных болтов, необходимо плавно вытащить электростартер из кожуха маховика. Теперь можно приступить к разборке стартера, в чем пригодится отвертка и ключик на 10.
Теперь можно выбить старые втулки наставкой, заменив их новыми аккуратно постукивая, сажая их на место.
Для замены втулки кожуха, понадобится съемник определенного размера, выполненный из метчика резьбы. Он поможет вытащить испорченную втулку и заменить ее новой.
Таким образом можно самостоятельно чинить свой автомобиль инструментом, находящемся в гараже у каждого водителя. Все что для этого необходимо – немного импровизации.
Читайте так-же, другие обзоры

Чем вытаскивают втулку из двигателя
Предпосылка: Стартер с трудом проворачивает двигатель, «заедает» и останавливается. При этом аккумуляторная батарея в порядке – заряжена. Причина «заедания» стартера – якорь задевает за статор. Зазор между якорем и статором стартера составляет десятые доли миллиметра, поэтому малейший перекос вала якоря стартера относительно статора приводит к касанию полюсов якоря о полюсы статора. Перекос вала якоря стартера происходит вследствие износа подшипников скольжения, в которых вращается якорь (износ шеек вала якоря незначителен). Более интенсивно изнашивается передний подшипник, т.к. на него приходится основная нагрузка. Подшипники представляют из себя латунные втулки. Передний подшипник крепится(вставляется с натягом) в отверстие в картере сцепления. Задний подшипник крепится в задней крышке(кожухе) стартера. Стартер с постоянными магнитами статора имеет дополнительный подшипник на передней крышке стартера. Стартер с обмотками статора (BOSCH 00 208 416 (417) WV AUDI 055 911 023 J) подшипника на передней крышке не имеет.
Лечение. Отсоединяем провода с + аккумулятора, отсоединяем провода от стартера.
Выкручиваем нижний длинный болт крепления стартера и вкручиваем его с противоположной стороны – это необходимо для «крепления» двигателя к передней опоре, иначе он «нырнет» вперед. Можно поддомкратить (гидравлическим домкратом) двигатель за коробку передач ближе к левому колесу. Выкручиваем оставшиеся два болта крепления стартера и снимаем стартер. Как упоминалось выше, втулка вставлена в картер сцепления с небольшим натягом. Чтобы ее извлечь потребуется метчик М12 (внутренний диаметр втулки 11мм) и патрон от дрели. Вставляем метчик в патрон, зажимаем, далее аккуратно пробуем вкрутить во втулку (нарезать резьбу). Это надо делать очень осторожно, т.к. сталь метчика очень хрупкая (особенно на морозе;) и малейший перекос с усилием – метчик сломался – хвостовик остается в руке — режущая часть во втулке – все крандец, приехали. Не, не крандец. Длина втулки около 14мм, значит в руке осталось около 10-20мм режущей части метчика. Берем гайку(или старую втулку) с резьбой М12 (как у метчика) и наворачиваем на сломанный метчик (если обломалось так, что не на что накрутить — берем болт длинной сантиметров 10 и с соответствующей резьбой и вытачиваем канавки как у метчика или бежим за новым метчиком). Метчик (как правило для этих случаев) имеет 3 канавки, в эти то канавки и вставляем гвозди (под гайку) нужного размера так, чтобы концы гвоздей выступали за торец метчика примерно на 10мм., смотри рис.1. Теперь эту конструкцию надо попытаться вставить во втулку с обломанным концом метчика — получится не с первого раза, а далее попытаться выкрутить обломок.
Если втулка посажена без большого натяга (заводская сборка, заводская втулка — втулка не менялась) то после 1-3 оборотов метчика она начнет прокручиваться и её можно осторожно без перекосов «вывернуть» метчиком. Если втулка «прикипела» то необходимо нарезать в ней резьбу на 5-8 оборотов, затем вынуть метчик и вместо него вкрутить подходящий болт и за него уже вытаскивать втулку. Новая втулка вставляется и слегка запресовывается.
После нескольких замен , н овая втулка уже вставляется легко от руки. Однако в процессе эксплуатации это приводит к тому, что втулка может провернуться в посадочном отверстии а далее со временем посадочное отверстие разбивается, образуется эксцентриситет в отверстии картера, что приводит к перекосу вала стартера и далее — заедание стартера – невозможность пуска двигателя. Как выяснилось из общения с различными сервисменами это довольно распространенная болезнь гольфов и пассатов старше 10 лет.
Мне удалось вылечить это следующим способом.
0. Определяем размер эксцентриситета.
1. а. Вытачиваем (приобретаем, заказываем) втулку большего(на величину
эксцентриситета) наружного диаметра. Удаляем лишний металл.
б. Берем новую втулку и напаиваем сбоку припой несколько мм. Лишнее удаляем.
2. Вставляем втулку с небольшим натягом.
3. Если стартер с постоянными магнитами то его лучше заменить на стартер с обмотками на статоре – у такого стартера зазор между якорем и статором больше и следовательно допустимый перекос вала тоже больше (на разборке стартер стоит примерно 2500 руб., при покупке обратить внимание на состояние хвостовика — это который во втулку будет вставляться — он должен быть без задиров, отполированный). Оптимально заменить также заодно заднюю втулку стартера, чтобы «забыть» о проблеме надолго. Кстати заодно можно заменить щетки, раз уж стартер разобран, щетки можно взять от ваз-2108 и немного обточить. Штатные щетки приварены, но можно и припаять аккуратно мощным паяльником, тоководы щеток во время пайки пережать круглогубцами чтобы не залудились, иначе тоководы потеряют гибкость. Вот и всё, удачи в ремонте!