Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем заменили двигатели мотор сич

Долгое эхо «большой приватизации»

Группа «DCH» харьковского бизнесмена Александра Ярославского подтвердила, что будет совместно с китайской компанией «Skyrizon» развивать запорожское авиапредприятие «Мотор Сич». Об этом «Дню» сообщили в пресс-службе «DCH».

«Сегодня представители группы «DCH» Александра Ярославского достигли договоренности с китайскими инвесторами, представляющими «Skyrizon Aircraft Holdings Limited». Обе стороны будут вести всестороннее сотрудничество, совместно осуществляя деятельность по развитию украинского авиастроения и, в частности, запорожской «Мотор Сич», — говорится в сообщении.

Других деталей сделки в группе не раскрывают.

Напомним, что 7 июня 2019 г. Антимонопольный комитет (АМКУ) получил совместное заявление «Укроборонпрома» и китайских компаний «Skyrizon» и «Xinwei» на концентрацию более 25% и 50% акций «Мотор Сичи». В конце ноября комитет продолжил рассмотрение заявки, однако, как рассказывал советник главы «Укроборонпрома» Руслан Корж, к июлю 2020 госконцерн больше не претендовал на долю в «Мотор Сичи».

В декабре того же 2019-го президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев рассказал, что он решил не закрывать завод, а найти инвесторов. Инвесторы из Китая пообещали вложить в предприятие $250 млн.

За полтора года до «сделки с китайским инвестором» — 23 апреля 2018 — сотрудники СБУ провели масштабные обыски в главном офисе «Мотор Сичи» в Запорожье.

Официальная версия — не дать возможности иностранному владельцу акций получить полный контроль над мощностями и разработками украинского стратегического завода, а затем перенести их за границу.

По данным следствия СБУ, в рамках проводимой в 2016 году сделки купли-продажи акций «Мотор Сич», на сегодняшний день 56% акций предприятия опосредованно владеет некий гражданин Китая, владелец Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, поэтому спецслужбы Украины видели риск в переносе производства вертолетов на территорию Китая и закрытия его в Украине.

Напомним, что «Мотор Сич» — одно из главных авиационных предприятий постсоветского пространства. Предприятие производит авиадвигатели и газотурбинные установки, поставляя свою продукцию в более чем 100 стран. За первое полугодие 2020 г. «Мотор Сич» получила 562 млн грн чистой прибыли.

Зачем «Мотор Сичи» был нужен «китайский инвестор»?

За последние годы «Мотор Сич часто оказывалась в фокусе внимания как украинских, так и иностранных СМИ, а также. правоохранительных органов.

Так, например, в декабре 2016 года военная прокуратура Южного региона Украины сообщала о возбуждении уголовного дела по закупке вертолетов в «Мотор Сич». Тогда пресс-служба ведомства заявляла, что по контракту между предприятием и Министерством обороны Украины для Вооруженных сил Украины были закуплены вертолеты, которые не пригодны к использованию в военных целях. При этом должностными лицами воинской части, для которой была приобретена техника, машины были приняты и поставлены в штат части. В ведомстве также отметили, что эти же вертолеты уже были проданы Министерством обороны Украины «Мотор Сич» в 2010 году как избыточное военное имущество, непригодное к использованию.

Комментируя заявление военной прокуратуры агентству Укринформ, президент и генеральный конструктор ОАО «Мотор Сич», народный депутат Вячеслав Богуслаев назвал его ошибкой.

«Военная прокуратура просто пока не разобралась в том, что вертолеты бывают разные. Например, транспортно-десантные вертолеты, согласно техзаданию, не могут иметь и не имеют оборудования и технических характеристик боевых вертолетов. Они предназначены для других целей: для переброски боевой силы и именно этим характеристикам должны соответствовать и соответствуют. Прокуратура просто пока в этом не разобралась, разберется, и все будет нормально», — заявил Богуслаев.

В руководстве «Мотор Сич» тогда также подтвердили факт закупки в Минобороны в 2010 году нескольких вертолетов в нерабочем состоянии, сообщив, что они были модернизированы в транспортно-десантные вертолеты.

В следующем году «Мотор Сич» стала объектом следственных действий Генпрокуратуры и СБУ. 20 июля 2017 на предприятии произошли обыски по делу, которое вел Департамент по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ. На следующий день пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган прокомментировала обыски, сообщив, что выявлена преступная схема растраты средств ОАО «Мотор Сич» с последующим их присвоением.

«В течение 2013—2016 годов служебные лица ОАО «Мотор Сич» приобрели «мусорные» ценные бумаги путем перечисления денежных средств в сумме более 350 млн грн на расчетные счета ряда предприятий с признаками фиктивности, которые в дальнейшем обналичивались через банковские учреждения. По состоянию на настоящее время завершено проведение обысков на основных объектах и по месту жительства ключевых фигурантов, задействованных в противоправной схеме, следствием которых является изъятие 500 тыс. долларов США и значительного объема антикварных ценностей, в отношении которых решается вопрос об аресте», — отметила пресс-секретарь Юрия Луценко.

На озвученные прокуратурой обвинения в «Мотор Сич» отреагировали, обнародовав официальное заявление на сайте предприятия. В нем было указано, что общество не контролирует процесс распоряжения своими активами владельцев акций предприятия, так как с 1994 года является акционерным обществом с частной формой собственности и не входит в состав предприятий-участников Государственного концерна «Укроборонпром», которые должны согласовывать с государственными структурами отчуждение акций.

Что касается обвинений в завышении цен на двигатели с последующим выводом этих средств через фиктивные структуры, то на «Мотор Сич» заявили, что они не устанавливают самостоятельно цену на оборонные заказы: «она принимается (утверждается) на уровне заказчика — Министерства обороны Украины. ПАО «Мотор Сич», выполняя такие заказы, действует строго в рамках нормативных актов, регулирующих данный вопрос, и заключает их несмотря на убыточность для предприятия с целью содействия повышению обороноспособности страны, освоению производства военной техники, которая способна заменить физически и морально устаревшее вооружение, которое годами закупалось только у зарубежных производителей».

А в 2018 году ПАО «Мотор Сич» оказалось в центре громкого международного скандала. В России начался судебный процесс по обвинению ряда российских коммерсантов, чиновников и руководителей предприятий Минобороны Российской Федерации в незаконной продаже Украиной турбореактивных двигателей для крылатых ракет Х-55 класса «воздух — земля» средней дальности.

Суть уголовного дела в том, что в 2012—2013 годах руководство федерального казенного предприятия «Государственный Казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» (ФКП ГкНИПАС, расположенный в 60 км от Москвы) заключило госконтракт на утилизацию 93 двигателей, снятых с ракет Х-55 , способных нести ядерный заряд. Но вместо утилизации двигатели были отремонтированы и через ряд фиктивных фирм проданы под видом металлолома украинскому ПАО «Мотор Сич», которое ранее и производило их для нужд Минобороны СССР.

Информацию о том, что двигатели были проданы именно ПАО «Мотор Сич» по цене 1,2 млн рублей за штуку подтвердил предприниматель Михаил Дзама, который помогал «отмывать» и обналичивать деньги в ходе операции. В феврале 2018-го горсуд Воскресенска приговорил Дзаму к двум годам лишения свободы. А также бывший начальник вышеупомянутого полигона Олег Пронин, который пошел на сделку со следствием и сдал всех сообщников.

Кроме руководства подмосковного полигона авиационных систем (ГкНИПАС) и приближенных предпринимателей в незаконных сделках по продаже двигателей участвовали должностные лица Министерства торговли и промышленности РФ, ЗАО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» («Южно-Уральский СЦУ») и «Тураивского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» (ТМКБ «Союз»).

Предприятие «Мотор Сич» по украинским законам ничего не нарушало. Оно купило свои же старые двигатели — фактически, металлолом. Но ситуация малоприятная, потому что ведущим странам мира достоверно известно: в 2013 году Украина не имела ни ядерных, ни термоядерных, ни фугасных, ни каких-либо других боевых частей (БЧ) к ракетам Х-55 или Х-55СМ, поскольку в Украине такие БЧ никогда не производились; до 2013 года, то есть до даты поставок двигателей из России, в Украине не осталось ни одного стратегического бомбардировщика, способного осуществить пуск Х-55 или Х-55СМ; в 2013 году Украина не имела никакого вероятного противника. Государство тогда еще полагалась на Будапештский меморандум, потому вообще мало занималось развитием собственных вооруженных сил.

До сих пор открыми остаются вопросы: зачем ПАО «Мотор Сич» покупало двигатели для крылатых ракет Х-55; где и когда «потерялись» эти двигатели; кто эти двигатели «нашел»?

В истории с «китайским инвестором» 80-летний владелец «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев на самом деле втянул Украину в глобальное противостояние.

«Это вопрос, который, я считаю, важен для Украины, но также важен для США, для Европы, для Японии, Австралии, Канады, других стран», — отреагировал на информацию о продаже компании «Мотор Сич» китайскому инвестору американский советник по национальной безопасности Джон Болтон в комментарии «Радио Свобода» 27 августа прошлого года.

Аналитики говорят, что на кону для Украины потенциально стоят миллиарды долларов инвестиций из Китая, тысячи рабочих мест, а также членство в НАТО и поддержка союзников в войне с Россией. Но семья Вячеслава Богуслаева занята решением других, очевидно, более актуальных для них вопросов. На днях украинские медиа узнали о том, что сын Вячеслава Богуслаева — Александр Богуслаев — спас от «банкротства» 9 итальянских семей, приобретя у них остров у берегов итальянской Лигурии — Галлинари — за 10 млн евро.

Читать еще:  Двигатель l7x рено характеристики

40 лет островом владели 9 состоятельных итальянских семей. На острове был дорогой ресторан и виллы этих семей. В последние годы в Италии экономический кризис, который с наступлением эпидемии коронавируса существенно усилился. Поэтому состоятельные итальянские семьи решили продать остров, чтобы спасать свои бизнесы. И помогли им не кредиты МВФ и не донорская помощь МВФ, а банальная украинская. коррупция и «большая приватизация» президента Кучмы. Ведь именно благодаря им вот уже третий десяток лет украинские олигархи, а теперь уже и их дети, шокируют мировые СМИ своими невероятными доходами и приобретениями.

Мотор Сич

Мотор Сич
ТипПубличное акционерное общество
Основание1907
Расположение Украина : Запорожье
Ключевые фигурыВ. А. Богуслаев
Отрасльавиадвигателестроение
Продукцияавиационный двигатель
Оборот▲ 15,15 млрд грн (2017) [1]
Операционная прибыль▲ 5,59 млрд грн (2017) [1]
Чистая прибыль▲ 3,1 млрд грн (2017) [1]
Число сотрудников▲ 27320 чел. (2017) [1]
Дочерние компанииМотор Сич и ТРК «Алекс» [2]
Сайтmotorsich.com​ (укр.) ​ (рус.) ​ (англ.)
Медиафайлы на Викискладе

«Мотор Сич» — украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Штаб-квартира расположена в городе Запорожье.

Название компании «Мотор Сич» (укр. «Мотор Січ» ) происходит от слова «Січ», то есть Запорожская Сечь.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Российская империя
    • 1.2 СССР
    • 1.3 Украина
      • 1.3.1 1990-е
      • 1.3.2 2000-е
      • 1.3.3 2010-е
      • 1.3.4 2020-е
  • 2 Продукция предприятия
    • 2.1 Авиадвигатели самолётные
    • 2.2 Авиадвигатели вертолётные
    • 2.3 Вспомогательные силовые установки
    • 2.4 Наземные газотурбинные двигатели
    • 2.5 Газотурбинные электростанции
    • 2.6 Товары народного потребления
  • 3 Структура «Мотор Сич»
    • 3.1 Запорожский моторостроительный завод
    • 3.2 Запорожский машиностроительный завод имени В. И. Омельченко
    • 3.3 Снежнянский машиностроительный завод
    • 3.4 Волочиский машиностроительный завод
    • 3.5 Лубенский станкостроительный завод
    • 3.6 Авиакомпания «Мотор Сич»
  • 4 Участие в объединениях организаций
  • 5 Экономические показатели
  • 6 Награды
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

История [ править | править код ]

В разное время, сначала в составе российской, затем советской, а затем украинской промышленности, предприятие имело следующие названия: [3]

  • Завод по выпуску авиационных двигателей иностранных моделей акционерного общества «Дюфлон, Константинович и К о » (1916—1920),
  • Завод «Большевик» (1920—1927),
  • Государственный союзный завод № 29 (1927—1933),
  • Завод № 29 Народного комиссариата авиационной промышленности / Авиаремонтный завод им. П. И. Баранова (1933—1943),
  • Завод № 478 Народного комиссариата → Министерства авиационной промышленности (1943—1954),
  • п/я 18 (1954—1962),
  • Запорожский моторостроительный завод имени П. И. Баранова (ЗМЗ) (1962—1974),
  • Запорожское моторостроительное производственное объединение (1974—1981),
  • Запорожское ПО «Моторостроитель» имени Великой Октябрьской Социалистической Революции (1981—1991),
  • Завод «Мотор Сич» (1991),
  • АО «Мотор Сич» (1991 — н. в.).

Российская империя [ править | править код ]

Предприятие было основано в городе Александровске Екатеринославской губернии Российской империи в 1907 году. До декабря 1915 года завод выпускал сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнял различные виды механической обработки, отливал изделия из чугуна и меди. В период Первой мировой войны России потребовалось наладить производство авиадвигателей и в декабре 1915 акционерное общество «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») выкупило завод и изменило его профиль на производство авиационных двигателей. Уже в августе 1916 года для авиации был изготовлен первый мотор — 6-цилиндровый «Дека М-100» с водяным охлаждением [4] . Его чертежи создали под руководством инженера Воробьёва [5] .

СССР [ править | править код ]

Украина [ править | править код ]

1990-е [ править | править код ]

В 1999 году завод получил статус спецэкспортёра (право на самостоятельный экспорт продукции военного назначения) [6] .

2000-е [ править | править код ]

В 2009 году «Мотор Сич» подготовила VIP-самолёт на базе пассажирского Ан-74 для ливийского лидера Муаммара Каддафи [7] .

2010-е [ править | править код ]

По состоянию на 2010 год ПАО «Мотор Сич» производило и сопровождало в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолётов и вертолётов [8] .

Доля «Мотор Сич» на российском рынке в 2009 году составляла 50 %, но в 2010 году снизилась до 30 % (при этом в структуре экспортных поставок «Мотор Сич» стала расти доля азиатских стран — в частности, Китая. Ранее с этой страной было заключено соглашение на поставку 250 двигателей АИ-222-25Ф для учебных самолётов L-15) [9] .

В 2009—2011 году проходили переговоры о совместном производстве украинских двигателей МС-500В для учебных вертолётов «Ансат», которые не увенчались успехом [9] . Однако в ноябре 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолёты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому запорожская компания должна была ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28 [10] .

До марта 2013 года предприятие возглавлял В. А. Богуслаев. С марта 2013 года и. о. председателя совета директоров ПАО «Мотор Сич» стал директор по производству и миноритарный акционер «Мотор Сич» С. А. Войтенко.

В 2013 году «Мотор Сич» занял пятое место в рейтинге ведущих предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню управленческих инноваций. [11]

Весной 2014 года правительство Украины запретило военно-техническое сотрудничество с Россией. Затем Президент Украины Пётр Порошенко своим указом № 549/2015 16 сентября ввёл в действие решение СНБО Украины от 2 сентября «О применении персональных специальных и экономических и других ограничительных мер (санкций)». Под санкции попали российские потребители продукции «Мотор Сич», а именно — различных модификаций вертолётных двигателей ТВ3-117, ВК-2500 и вспомогательных силовых установок АИ-9В. [12]

В середине ноября 2014 года, после смены власти на Украине, предприятие «Мотор Сич» заявило о приостановке поставок двигателей для российских крылатых ракет. [13]

С 2017 года ведутся переговоры [ уточнить ] о приобретении контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co; взамен пообещано инвестировать 250 миллионов долларов в развитие производства. Конкурентом выступала американская Oriole Capital Group (в 2017 г. эта компания уже обещала инвестировать 150 млн долларов в Харьковский государственный авиационный завод, ХГАЗ) [14] . Именно китайские инвестиции позволили заводу работать после запрета экспорта продукции в Российскую Федерацию.

В 2017 году в Чунцине началось строительство предприятия по производству авиадвигателей, в котором принимает участие «Мотор Сич» и китайская компания «Тяньцзяо». В производстве двигателей будут использованы украинские технологии [15] [16] [17] .

В начале 2018 года СБУ возбудила уголовное дело о вывозе части оборудования «Мотор Сич» в Китай, на новый завод в Чунцыне (23 апреля сотрудники СБУ провели в компании обыски; официальная причина — «диверсия» со стороны руководства компании. В самой компании считают это рейдерским захватом предприятия [18] ). Торговля акциями на украинских биржах была заморожена, на акции «Мотор Сич» и реестр акционеров наложили арест, так что завершить сделку не удалось. В августе, после визита в Киев советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, СБУ открыло расследование в отношении «Мотор Сич» по подозрению в «возможной подготовке диверсии и государственной измене на предприятии» (иначе, компанию заподозрили в «нелегальных поставках продукции в Россию»). Сделка с китайцами окончательно сорвалась. [14]

Летом 2019 был предложен ещё один вариант сделки: 25 % акций должны были достаться госпредприятию Укроборонпром, а также в схеме появилась группа DCH, принадлежащая украинскому бизнесмену Александру Ярославскому; в августе 2020 появилась информация, что его компания приобрела у китайских инвесторов более 25 % акций.

В августе 2019 г. СМИ объявили о том, что 50 % акций предприятия выкуплены китайскими компаниями «Skyrizon Aircraft Holdings Limited» и Xinwei Group [en] «.

После этого сделку поставил на паузу Антимонопольный комитет Украины (АМКУ), который должен был дать своё одобрение (только после согласия АМКУ предприятие может окончательно быть продано китайцам, в противном случае сделка отменяется).

2020-е [ править | править код ]

СБУ возбудила уголовное производство [ когда? ] в отношении сделки о приобретении контрольного пакета акций украинского предприятия; по ходатайству СБУ Шевченковский суд Киева наложил арест на акции, приобретённые пулом компаний во главе с Skyrizon.

По сей день окончательного решения ведомства нет и когда оно будет принято неясно (заседание Киевского апелляционного суда по делу о снятии ареста с акций должно было состояться в ноябре 2020): процесс затягивается, а по данным украинских и американских СМИ, вероятность отмены сделки достаточно высока.

В ноябре к переговорам о покупке «Мотор Сич» подключился основатель американской частной военной компании Blackwater, неофициальный советник президента США Трампа Эрик Принс [19] .

Читать еще:  Циклы работы бензинового двигателя

Курирует тему продажи «Мотор Сич» команда вице-премьера — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского; он отметил, что для развития предприятия нужен инвестор, и правительство продолжает заниматься его поисками [20] .

В получении Китаем, своим стратегическим противником, доступа к украинским технологиям, имеющим военное значение, не заинтересованы США, которые начали прилагать активные усилия, чтобы сорвать сделку (отчасти для решения этой проблемы в конце августа 2019 г. в Киев приезжал помощник президента США по вопросам нацбезопасности Джон Болтон) [21] .
7 августа 2020 года прокуратура Украины арестовала акции «Мотор Сич» после объявления о подаче в Антимонопольный комитет Украины совместной заявки китайскими инвесторами и группой DCH о покупке доли в компании.

В декабре 2020 китайские инвесторы обратились [ уточнить ] в международный арбитраж; китайская сторона пытается взыскать с Украины 3,5 миллиарда долларов на основании соглашения между Киевом и Пекином о поддержке и взаимной защите инвестиций [22] . Эксперты приводят десятки вариантов развития событий — от получения Китаем полного контроля над украинскими технологиями, к признанию сделки недействительной и прихода других инвесторов в Украину [23] .

США активно давят на Киев, требуя отмены сделки. 14 января 2021 они ввели против компании «Skyrizon Aircraft» санкции, а 29 января уже и президент Украины В. Зеленский подписал указ о введении санкций против китайских инвесторов «Мотор Сич» (инвестиционной компании Skyrizon и её основного акционера Ван Цзин); указ предусматривает блокировку активов, ограничение торговых операций, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины, запрет сделок с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под санкциями.

31 января СБУ устроила скандал, обвинив китайского инвестора в попытке уничтожить мощности предприятия. [24] [25]

5 декабря 2020 года китайские инвесторы уведомили украинское правительство об обращении в международный арбитраж; китайская сторона пытается взыскать с Украины 3,5 миллиарда долларов на основании соглашения между Киевом и Пекином о поддержке и взаимной защите инвестиций. [22]

11 марта Совет национальной безопасности Украины (СНБО) под председательством президента Зеленского принял решение о национализации завода (согласно заявлению секретарь СНБО А. Данилюка оно, «в ближайшее время будет возвращено в собственность народа законным способом в соответствии с действующим законодательством»).

20 марта Шевченковский районный суд Киева арестовал имущество и 100 % акций предприятия. 24 марта президент В. Зеленский подписал указ о национализации завода «Мотор Сич». [26] [27]

После этого китайские инвесторы подали в суд на президента Украины В. Зеленского, СБУ и СНБО. Через день МИД КНР потребовал от Украины учесть интересы китайских инвесторов. [28] [29] [30]

Президент «Мотор Сич» — РБК: «Мы потеряли Россию»

До присоединения Крыма к России запорожское объединение «Мотор Сич» было основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, а также грузовых и пассажирских самолетов марки «Ан». Продукция компании — 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов — эксплуатируется более чем в 100 странах мира, уточняется на официальном сайте компании. Выручка «Мотор Сич» за 2017 год составила 14,9 млрд грн (30,6 млрд руб.), чистая прибыль — 3 млрд грн (6,3 млрд руб.), следует из данных СПАРК.

После обострения российско-украинских отношений и начала вооруженного конфликта в Донбассе последовал разрыв военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом; на поставки продукции «Мотор Сич» в России были наложены ограничения.

В российской ​Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») ранее обещали полностью заместить самый востребованный украинский вертолетный двигатель ТВ3-117 его российским аналогом ВК-2500 до конца 2019 года. В марте 2017 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов заверил, что украинские двигатели используются в России только для производства гражданских вертолетов — на военные машины ставят исключительно ВК-2500. При этом, по данным «Коммерсанта», в Государственной программе вооружений (ГПВ) на 2018–2027 годы закупки вертолетов для военных будут сокращены.

Украинские СМИ регулярно обвиняют «Мотор Сич» в продолжении сотрудничества с российскими оборонными предприятиями. В сентябре 2017 года, после того как ​Вячеслав Богуслаев, президент и основной совладелец компании, провел серию сделок по продаже акций компании инвесторам, связанным с китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по статье «подготовка к диверсии». По версии спецслужбы, иностранный инвестор в результате сделки с «Мотор Сич» получил контрольный пакет акций стратегического предприятия. В апреле 2018 года в компании прошли обыски с участием спецназа. На международной оружейной выставке KADEX-2018 в Астане, которая проходит с 23 по 26 мая, Богуслаев рассказал РБК о сотрудничестве с Россией и Китаем.

«Нас трудно испугать»

— 23 апреля сотрудники СБУ пришли с обыском в офис «Мотор Сич». 18 мая прокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело в отношении сотрудников вашей компании. Как все это отразилось на вашей деятельности?

— Вы слышали такое понятие, как маски-шоу? Нас трудно испугать. Мы не боимся. Это все пройдет со временем. Оно уже прошло. Мы работаем, и работаем по закону. Нам не запрещают делать то, что по закону. Тем более что мы производим гражданскую продукцию. Военную продукцию мы не отгружаем.

— История с обысками может повлиять на участие Украины в создании российско-китайского тяжелого вертолета нового поколения AHL?

— Сейчас мы готовим двигатель для китайско-российского проекта. Он проходит испытания. Успешно. С Китаем мы уже подписали рамочное соглашение. Пока такой турбовальный двигатель никто в мире не делает.

Что такое AHL

Межправительственное соглашение о создании тяжелого вертолета нового поколения было подписано два года назад в Пекине. Головной разработчик AHL (Advanced Heavy Lift) — китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Холдинг «Вертолеты России» отвечает за разработку технического предложения на вертолет, а также за разработку трансмиссии, рулевого винта и элементов противообледенительной системы, рассказали РБК в пресс-службе холдинга.

«Мотор Сич» произведет для вертолета двигатель на базе двигателя Д-136. Предполагается, что взлетный вес машины составит 38,5 т, максимальная нагрузка — 14 т. Планируется, что вертолет сможет развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км, а практический потолок — 5,7 тыс. м.

Сейчас на украинском Д-136 летает Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире, главным эксплуатантом и производителем которого является Россия. Несколько десятков Ми-26 есть на балансе ВКС России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Пока альтернативы этому двигателю нет ни на Западе, ни в Китае, ни в России. 11,4 тыс. лошадиных сил Д-136 позволяют Ми-26 подниматься в воздух с максимальной взлетной массой 56 т, включая до 20 т груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске. «Летающая корова», как иногда называют Ми-26, способна развивать скорость до 270 км/ч, летать на расстояние до 800 км и имеет практический потолок до 4,6 тыс. м (зависать в статическом положении машина может на высоте до 1,5 км).

Китайский вертолет будет быстрее, но с меньшими объемом грузовой кабины, дальностью и грузоподъемностью. AHL будет конкурировать с американским Sikorsky CH-53E Super Stallion с похожими характеристиками.
Ожидается, что непосредственно сам контракт о создании нового тяжелого вертолета Россия подпишет с Китаем в июне-июле этого года.

— Появилась информация, что «Мотор Сич» прекратил отгрузки двигателей в Россию. Это правда?

— Нет. У нас все идет по плану, кроме военной программы. Военную программу мы не делаем. А подобные по мощности двигатели мы производим для разных стран. В России, я знаю, ставят [на вертолеты] для Минобороны двигатели второй категории (в терминологии Минобороны Украины ко второй категории относится не новое имущество, а выданное со склада и пригодное для использования, а также прошедшее капитальный ремонт. — РБК). Они дешевле в три раза. Но не акцентируйте внимание на военной программе. Мы не заполняем эту нишу. А так новые двигатели мы делаем и по всему миру продаем.

«Объемы упали на 40%»

— Кто ваш основной заказчик?

— Мы делаем двигатели для вертолетов ООН, которые участвуют в программе пожаротушения. В ней в основном задействованы российские пожарные вертолеты [компании] Utair — очень много Ми-26. Я их встречал и в Северном Судане, и в Южном Судане, и в Сомали. В Африке тоже стоят они, раскрашенные под ООН.

Есть такой пожарный самолет — Бе-200. Россия, Украина и еще несколько десятков стран входят в пожарную ассоциацию (Международная ассоциация пожарных и спасательных служб. — РБК). И эти самолеты тушат пожары по всему миру. Нам официально разрешают на завод-изготовитель Бе-200 подгружать двигатели Д-436ТП. Были какие-то «песни», наводящие вопросы, что этот самолет участвует в военных программах, что он является патрульным. На самом деле это исключительно пожарная машина. Есть она у МЧС разных стран, в том числе в Америке. И мы не имеем права не поставлять двигатели для Бе-200, поэтому к нам с пониманием относятся разрешительные структуры.

Читать еще:  Что лучше бензинового двигателя или дизель

— В то же время на сотрудничество с Россией наложены ограничения. Как вы возмещаете потери?

— В сотрудничестве с Россией, конечно, есть ограничения. Мы потеряли Россию, в результате объемы [производства] упали на 40%. Тут у нас ограничено все. Напрямую [двигатели] мы не поставляем. Разрешительные схемы работают в рамках международных обязательств. Их мы не имеем права не выполнять. Приходится выходить и на новые рынки, чтобы поддерживать производство — продавать Китаю, Индии, они покупают.

Герой Украины в списке Forbes

Герою Украины и доктору технических наук Вячеславу Богуслаеву в этом году исполнится 80 лет. В 2016 году, согласно последнему опубликованному рейтингу «Forbes Украина», Богуслаев вошел в сотню самых богатых украинцев (30-е место) с состоянием $137 млн. По сравнению с рейтингом 2013 года его состояние сократилось почти в два раза.

Богуслаев родился в казахстанском городе Уральске. В 1966 году окончил Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря по специальности «авиационные двигатели». С 1966 года работал на Запорожском моторостроительном заводе, пройдя путь от рядового инженера до гендиректора предприятия​. Богуслаев награжден медалью «За доблестный труд» (1970) и орденом Трудового Красного Знамени (1982).

В 1990-е Богуслаев стал президентом и основным совладельцем компании «Мотор Сич». Избирался депутатом Верховной рады Украины нескольких созывов, включая нынешний.

В 2016 году Богуслаев подвергся критике после своего визита в Валаамский монастырь за сутки до встречи там же Владимира Путина и патриарха Кирилла. Тогда Богуслаев открыл на острове памятник образу Валаамской Божией Матери, установленный на средства «Мотор Сич» и российского Фонда Андрея Первозванного, попечительский совет которого возглавляет Владимир Якунин.

«На заводе присутствуют всего 26 китайцев»

— Говорят, что вы переносите свое производство в Китай.

— Это еще одна глупость. Ну как можно перенести? Ну вы представляете, что здесь 25 тыс. человек работают? Кроме того, станки не разрешают вывозить — ни Россия, ни Европа, ни Украина.

— А китайцы к вам приезжают?

— Сегодня на заводе у нас присутствуют всего 26 китайцев. Они пытаются изучать двигатель МС-500, он их очень интересует. Хотят его использовать на учебном тренировочном самолете. Для китайцев модификация двигателя называется МС-500В-02С.

— При этом в Китае, в городе Чунцин, строится завод, на котором будут производить двигатели конструкции «Мотор Сич». ​​

— Завод в Китае еще не построили, он все еще в строительстве. Я сам заинтересован, чтобы на этот рынок проникнуть, потому что там все — американцы, немцы, россияне. Там все, кроме нас.

— Можно считать, что речь идет о расширении производства «Мотор Сич»?

— Речь идет о рынке Китая. Завод строим не мы, а китайцы. Сейчас они хотят купить стенды под этот двигатель МС-500В-02C. Они строят самолеты для других компаний. Под эти самолеты хотят собирать двигатели. Они не собираются делать детали, они собираются собирать [самолеты] из модулей. Это везде так. «Боинг» собирает крылья, «Эйрбас» — фюзеляжи. Это интеграция рабочей силы, это кооперация.

— Почему вы продали китайским инвесторам более 50% акций?

Обойдется ли Россия без ракет и двигателей с Украины?

Автор фото, RIA Novosti

Завод «Мотор Сич» производит двигатели для транспортных самолетов и вертолетов

Украинские власти планируют прекратить военное сотрудничество с Россией, заявил в пятницу первый вице-премьер Украины Виталий Ярема.

В конце марта, как сообщали украинские СМИ, поставки оружия и военной техники в Россию уже заморозил концерн «Укроборонпром».

Исполняющий обязанности главы концерна Юрий Терещенко признал, что Украина понесет экономические потери, однако задался в этой связи вопросом: «Но разве разумно вооружать армию противника?».

В пятницу Ярема говорил о том же: «Выпускать продукцию для России, которая будет потом направлена против нас, — это полное безумие».

В то же время далеко не вся продукция военного назначения, которую Россия выпускает в кооперации с Украиной, может быть использована Москвой в случае конфликта с южным соседом. Трудно представить, например, что Россия сможет задействовать в нем межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В «Воевода» («Сатана» по классификации НАТО).

Последние производились на заводе в Днепропетровске, и их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты все еще являются основой ядерного щита России.

Пример с «Воеводой» демонстрирует, что прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией может стать для Москвы болезненным.

Запорожские и николаевские моторы

При этом эксперты по-разному оценивают зависимость России от украинского ВПК в том, что касается обслуживания «Воевод». По мнению директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, эта зависимость весьма велика.

В интервью «Независимой газете» он заявил, что если отношения с Украиной будут разорваны, то придется либо самим заниматься обслуживанием самой мощной российской МБР, либо искать замену этим ракетам.

С другой стороны, в случае «Воеводы» сотрудничество с украинцами уже в любом случае близится к завершению, так как срок службы ракет подходит к концу, и им на смену готовятся МБР российской разработки.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, российские специалисты вполне смогут заменить своих украинских коллег в том, что касается обслуживания «Воевод».

Многие российские эксперты полагают, что наиболее чувствительное место в военном сотрудничестве России и Украины — это не выпускавшиеся в Днепропетровске баллистические ракеты, а производимые в Запорожье двигатели для российских вертолетов и транспортных самолетов, а также выпускаемые в Николаеве газотурбинные моторы для российских военных кораблей.

Автор фото, RIA Novosti

«Воеводы» в российской армии до сей поры обслуживаются специалистами из Украины

Как подчеркивает Макиенко, запорожское предприятие «Мотор Сич» выпускает до 70% всех двигателей для российских вертолетов.

В то же время, как отмечает военный эксперт Илья Крамник, завод более половины своих комплектующих получает из России, а российский рынок является для предприятия одним из основных.

Похожая ситуация, по его словам, наблюдается и в случае с николаевским заводом «Зоря» — «Машпроект»: здесь налицо как зависимость российских корабелов от украинской продукции, так и заинтересованность украинских двигателестроителей в заказах из России.

Обоюдоострая угроза

Российские эксперты признают, что в случае разрыва Киевом военного сотрудничества ситуация с двигателями для вертолетов и военных кораблей будет для России болезненной.

По оценкам Макиенко, для того, чтобы заменить продукцию «Мотор Сич» российскими аналогами потребуется 3-4 года и миллиардные инвестиции.

При этом эксперт отмечает, что найти быструю замену украинским двигателям будет невозможно, и возникнет очень тяжелая ситуация. Илья Крамник также полагает, что российским вертолетостроителям не останется ничего другого, как снизить объемы выпускаемой продукции.

Однако российские аналитики уверены, что украинские власти не пойдут дальше деклараций. Эксперты из России подчеркивают, что разрыв военного сотрудничества будет иметь обоюдоострый характер, и социальная цена за разрыв связей с Россией в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры может оказаться неприемлемо высокой.

Они отмечают, что следствием такого шага Киева может стать банкротство ряда украинских предприятий, подчеркивая при этом важность РФ для украинской оборонки: украинский военный экспорт в Россию, составляющий около 40% от общего украинского экспорта военной продукции, по некоторым оценкам, достигает 1 млрд долларов в год.

В России скептически относятся и к заявлениям властей Украины о том, что украинские оружейники смогут переключиться на иные, «восточные», как говорят в Киеве, рынки, указывая, что едва ли украинский ВПК в его нынешней форме способен предложить какие-то новые продукты, помимо обслуживания ранее поставленной техники.

Кому продать?

С такими оценками в Киеве не могут согласиться. По мнению эксперта киевского центра Разумкова Алексея Мельника, несмотря на всю болезненность разрыва военной кооперации с Россией, в создавшихся условиях этому шагу нет альтернативы.

При этом эксперт отмечает, что Россия сама более 10 лет назад взяла курс на создание автономного цикла производства вооружений, так что в какой-то момент кооперация с Киевом для Москвы все равно потеряла бы актуальность.

Мельник считает, что, отказавшись от связей с Россией, Украина вполне сможет утвердиться на новых рынках, включая и страны НАТО.

Эксперт также подчеркивает, что помощь украинскому ВПК в этой непростой ситуации окажут более активные закупки военной техники со стороны министерства обороны Украины, о чем заявляют украинские власти.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector