Что дает сапун на двигателе
Что такое сапун?
Сапун на двигателе (дыхательный клапан) — устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В двигателях внутреннего сгорания сапун уравнивает давление внутри картера ДВС.
В процессе эксплуатации ТС и работы силового агрегата давление в картере может расти, в результате чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается лишнее моторное масло и т.п. Если же давление в картере двигателя оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает наружный воздух, посредством чего устраняется разница между внешним атмосферным и внутренним давлением в полости картера.
Где устанавливается сапун
Сапуны на автомобиле устанавливаются:
- в самом двигателе;
- в устройстве КПП;
- в конструкции переднего и заднего моста;
Отметим, что функции данных устройств практически одинаковые независимо от места установки. Следует добавить, что клапан также имеет дополнительный фильтр, который не позволяет механическим частицам, грязи и влаге проникать в двигатель вместе с наружным воздухом.
После остановки двигателя и прекращения работы других узлов, а также при попадании в воду (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. При охлаждении давление в емкости падает, снова возникает разница давлений и наружный воздух пытается прорваться внутрь через прокладки и т.д. Для противодействия указанным явлениям и безопасному выравниванию давления на двигатель, КПП и т.п. устанавливаются сапуны. Получается, клапан предотвращает попадание воды и грязи внутрь силовых узлов при падении давления, а также не позволяет выдавить прокладки и вытечь рабочей жидкости (смазочному материалу) при возникновении избытков давления.
Почему нужно чистить сапун
Работа в описанных выше условиях предполагает то, что сапун может забиваться. Выход масла через клапан сопровождается последующим накапливанием пыли, которая закупоривает проходное отверстие клапана. В результате при нагреве создается избыточное давление или недостаточное давление при остывании, что приводит к течи масла через сальники и прокладки двигателя и других агрегатов.
Для устранения неисправности сапун нужно снять для очистки или замены. Поменять сапун двигателя или коробки на новый рекомендуется в том случае, если он сильно загрязнен. Перед установкой нового сапуна необходимо качественно очистить место его установки. Это позволит избежать его быстрого повторного загрязнения.
Следует учитывать, что сапуны на мостах (раздатках) работают в условиях постоянного контакта с водой, пылью и грязью. В этом случае проверять их следует намного чаще. Не стоит исключать риск попадания влаги в смазочный материал через сапун, особенно если машина часто эксплуатируется в условиях серьезного бездорожья, часто пересекает водные преграды и т.д. Результатом становится значительное ухудшение смазывающих, защитных и охлаждающих свойств масла в мостах, что означает быстрый выход из строя узлов данного типа.
Вполне очевидно, что сапуны желательно проверять на каждом ТО (10-15 тыс. км. пробега), особенно если автомобиль часто эксплуатируется на бездорожье с проездом водных преград. В отдельных случаях чистить сапун следует после 2-3 таких поездок. Это поможет избежать течей масла через различные уплотнители. Также можно сделать вывод, что в случае обнаружения подтекания масла на двигателе и других агрегатах следует первым делом обратить внимание на сапун. Устройство необходимо снять, после чего проверяется ход его крышки. Крышка сапуна должна свободно перемещаться, не допускается залипание детали.
Напоследок добавим, что постоянный контроль работоспособности сапунов позволяет продлить ресурс двигателя и других агрегатов, в конструкции которых используется клапан. Сильно загрязненные сапуны лучше сразу менять на новые, так как стоимость указанной детали является вполне доступной для подавляющего большинства автолюбителей.
Что означает сапун в автомобиле, и для чего он используется?
- Что означает сапун в автомобиле, и для чего он используется?
- Где используются сапуны
- Сапун в двигателе
- Сапун в коробке передач
- Сапуны мостов
Сапун (или дыхательный клапан) — это приспособление, при помощи которого ёмкость сообщается с атмосферой, чтобы поддержать равенство давлений. Если говорить «простым» языком, то сапун пускает воздух и газы, которые возникают в результате работы устройств автомобиля, что дает возможность пройти воздуху внутрь, когда работа механизмов автомобиля прекратилась. Это необходимо для того, чтобы восстановить одинаковое давление в двух плоскостях.
- Где используются сапуны
- Сапун в двигателе
- Сапун в коробке передач
- Сапуны мостов
Где используются сапуны
В автомобильной практике сапун можно встретить в двигателе, коробке передач, переднем мосту, а также заднем мосту. Но при этом, в любом месте он выполняет одни и те же функции.
Сапун в двигателе
Cапун в двигателе выпускает газы и воздух, проходящие через него, которые возникли вследствие работы цилиндров, тем самым предотвращая утечку масла из картера.
В случае прекращения работы двигателя давление в пространстве картера и атмосфере выравнивается путем поступления воздуха из атмосферы. Сапун предупреждает попадание грязи и влаги в устройство двигателя. Благодаря этому качеству сегодня сапуны очень часто устанавливают на внедорожниках, ведь они незаменимы при езде по бездорожью.
Но все же не забывайте периодически проверять все сапуны в автомобиле. По причине постоянного движения масла в нем скапливается мусор и пыль. Чтобы от них избавиться, нужно правильно снять и почистить сапуны. В случае сильного загрязнения его придется заменить на новый. Но прежде чем установить новый сапун, тщательно очистите место установки, чтобы избежать дальнейшего загрязнения нового устройства.
Сапун в коробке передач
Достаточно часто, по причине сильного загрязнения сапуна коробки передач, последняя начинает плохо работать. В КПП сапун расположен на крышке картера коробки. Когда грязь и пыль попадает в сапун, то начинает заедать колесо, смонтированное на вторичном валу. Как следствие – повышается риск изнашивания подшипников и синхронизаторов. Чтобы избежать этого, нужно при каждом прохождении технического осмотра (а иногда и чаще) очищать сапун. Если клапан будет засорен очень сильно, то в КПП будет повышаться давление, и как результат – масло будет протекать через уплотнители.
Сапуны мостов
Внутри моста, соединяющего колеса, находится масло. А так как внутренняя полость контактирует с внешним миром, то делает она это при помощи сапуна. Благодаря этому клапану предотвращается повышение давления внутри самого моста. Кроме того, сапун выступает в роли «защитника»: он ограждает мост от попадания в него грязи и жидкости, во время преодоления водных преград. А еще внутри моста есть специальное отверстие, по которому стекает масло.
Большего внимания требует сапун картера заднего моста. Он находится в верхней его части, с правой стороны. Если этот клапан засорен, то возможно подтекание масла. Чтобы решить эту проблему, нужно очистить сапун и проверить, чтобы крышка сапуна двигалась во всех направлениях.
После того как крышку сапуна почистили, рекомендуется проверить его после 20-ти километрового пробега. Если вы опять обнаружите следы масла, то это значит, что вам необходимо заменить устройство. Помните, что сапун заднего моста играет важную роль в работе всего автомобиле, а потому следует всегда держать его в исправном состоянии.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Для чего нужна очистка вентиляции картера на классических двигателях?
Добро пожаловать!
Очистка системы вентиляции картера – что это такое и для чего оно вообще нужна? Порой этот вопрос задают многие люди которые имеют в своём имуществе автомобиль. На самом деле очистка этой системы дело обязательное и из-за сильной загрязнённости этой системы, у двигателя начинают проявляться такие проблемы, как: Выдавливание масла из всевозможных щелей в двигателе (В основном через уплотнители), и соответственно повышается расход масла.
Для чего нужна очистка системы вентиляции картера?
Она производится потому что со временем вентиляция картера в автомобиле засоряется и в связи с чем картерным газам начинает всё труднее проходить через засорённые шланги системы и поэтому загрязнённость этой системы как правило приводит к увеличению давления газов в двигателе и к сокращёнию ресурса деталей самого мотора.
Примечание!
Под сокращением ресурса деталей мотора подразумеваются такие детали, как: Различного рода сальники, уплотнители и т.д. Потому что как правило при выдавливании масла (О чём говорилось выше), первым делом страдают именно они. А в том случае если система вентиляции загрязнена очень сильно, тогда страдают уже большинство деталей двигателя, в основном стенки цилиндров!
По какому принципу работает система вентиляции картера?
На самом деле всё очень просто, вы наверное уже имеете представление о том как работает двигатель у автомобиля, то есть при работе двигателя, воздух совместно с бензином сжимается и затем взрывается в цилиндре. Но всё же нужно учитывать тот факт то что цилиндр не может быть герметичен «на 100%» и поэтому часть взорванных газов прорывается в картер двигателя где эти газы как правило находится не должны. И чтобы они не находились долгое время в картере, газы посредством маслоотделителя и сапуна выходят очень быстро наружу и там через шланг попадают обратно в двигатель автомобиля.
А почему газы попадают обратно в двигатель и не вредно ли это?
Помните? Практически в начале статьи было указано то что из-за картерных газов могут повредится стенки цилиндров. А связано всё это с тем, что шланг идущий от сапуна подсоединяется напрямую в корпус воздушного фильтра и ещё в том месте где воздухофильтр отсутствует, так как он находится чуть выше. И в следствии чего через загрязнённый шланг, грязь попадает в двигатель и после очередного такта сжатия эта грязь может навредить зеркальной части стенки цилиндра, и уменьшить ресурс вашего мотора.
А то что газы попадают обратно в двигатель, то это очень хорошо потому что не загрязняется окружающая среда т.е. наша экология. Но зато это вредно двигателю автомобиля, потому что как правило картерные газы постоянно циркулируют и если система картера будет сильно загрязнена, как говорилось выше это очень плохо скажется на ресурсе вашего мотора.
Примечание!
В конце статьи приведён интересный видео-ролик, в котором показано как можно сделать чтобы картерные газы не попадали обратно в двигатель автомобиля, а всё время выходили лишь в атмосферу при этом не загрязняя её!
Как очистить систему вентиляции картера?
- Как произвести очистку системы – на классике?
Дополнительный видео-ролик:
В данном видео-ролике, известный всем карбюраторщик «Наиль» демонстрирует интересную идею, благодаря которой двигатель вашего автомобиля прослужит более долгую жизнь, да и к тому же будет не очень сильно загрязнять окружающую среду.
Из-за чего может гнать автомобильное масло через сапун
У многих владельцев старых авто возникает вопрос: почему гонит масло через сапун? Данная ситуация требует немедленного решения, иначе может возникнуть необходимость в ремонте мотора. Если гонит масло через сапун, то это говорит о наличии определенных неисправностей. Причем их диагностика довольно сложна. Но ее все же можно провести своими силами. Для этого не нужно специальное оборудование и умения.
Принцип функционирования сапуна
При работе в картере мотора скапливаются газы. Для их удаления существует вентиляционная система, которая называется сапуном. Это дает возможность уменьшать давление в самом моторе. Потому как в картере всегда присутствуют воздушные массы с мельчайшими частичками масла, то немного смазки иногда проходит в сапун наряду с воздушными потоками.
Здесь имеется сетка для улавливания масла. Но некоторым каплям все же удается проникнуть. Так что небольшое загрязнение фильтрующей системы является вполне нормальным явлением. Но если масла чересчур много, то стоит задуматься о причинах его попадания. Частички масла способствуют забиванию каналов и увеличению количества сажи. Последняя попадает в картер и закоксовывает каналы, по которым поступает масло. В результате ухудшится работа всей смазочной системы.
Если конкретные признаки, по которым можно определить, что гонит масло через сапун. В карбюраторном моторе могут появиться следы смазки в корпусе фильтра. Также могут наблюдаться значительные смазочные следы и на самом фильтрующем компоненте.
В инжекторных двигателях появляются отложения на дроссельном узле. Мотор при этом может потерять свою мощность, а потребление топлива может возрасти.
Почему происходит выброс смазки из сапуна
Причин, по которым выбрасывается масло из сапуна, существует довольно много, а потому диагностика является такой сложной.
- При значительном износе колец газ начинает проходить в картер. В результате там возникает высокое давление. Оно и начинает гнать масло из сапуна.
- Засорение стока маслоотражателя. В результате отсутствия возможности для выхода воздушные массы с маслом начинают выводиться не через очиститель. Такая причина является очень часто встречаемой.
- Забился фильтр, фильтрующий воздух. В результате этого мотор начинает поглощать воздух с большой мощностью. Часть воздуха в этом случае приходит и из сапуна. Это приводит к появлению налета в фильтре.
- Неисправность клапана сапуна.
- Проблемы с клапаном. В мотор начинают проникать отработанные газы, которые повышают давление.
Диагностика
Поскольку причин того, почему гонит масло через сапун, достаточно много, понадобится комплексная проверка двигателя. Для проведения такой проверки даже не потребуется разбор силовой установки. Необходимо будет лишь замерить ряд параметров и оценить, в каком состоянии пребывает вентиляционная система.
Для рассмотрения можно взять автомобиль ВАЗ-2110. Допустим, в его двигателе образовался налет смазки. Это говорит о том, что гонит масло через сапун. Для выяснения причины этой проблемы понадобятся компрессометр, отвертка и несколько ключей.
Диагностика начинается с оценки газов, выходящих через выхлопную трубу. Сначала заводится мотор и оценивается цвет выхлопов. Если они имеют очень темный цвет, то это указывает на то, что масло проникает в цилиндры в результате повреждения колец ЦПГ.
Важно проверить и компрессию в каждом цилиндре. Если цилиндропоршневая группа находится в нормальном состоянии, то она должна находиться в диапазоне 11-13 МПа. Между показателями цилиндров разница не должна превышать 1 МПа. Если в одном из цилиндров компрессия является более низкой, то это может провоцировать выход масла.
А вот от клапанов или от колец возникает эта проблема поможет определить только свеча зажигания, которая устанавливается на данном цилиндре. Если на ней будет присутствовать сильный нагар, то это будет свидетельствовать об определенных неполадках с ЦПГ.
Если же компрессия небольшая, а у свечи имеется обыкновенный вид без налета, то стоит провести осмотр клапанов. В ситуации, если во всех цилиндрах компрессия нормального уровня, необходимо провести проверку вентиляционной системы.
Проверка вентиляционной системы
Рассмотрим ее на примере автомобиля ВАЗ-2110.
- Патрубки отсоединяются от сапуна, клапанной крышки и воздушного патрубка. Проверяется уровень их загрязнения. При необходимости они могут быть промыты в бензине и высушены.
- Гайки откручиваются, после чего снимается крышка. Внутри нее располагаются 2 болта присоединения крыши отделителя масла, которые понадобится выкрутить.
- Выкрученная крышка снимается, достается маслоотделитель. Он сделан из пластинок, которые можно легко разобрать и промыть.
На других машинах устройство системы может выглядеть по-другому. Поэтому ее разбор будет выполняться иначе. Но сущность действий от этого не изменится. Все составляющие нужно будет снять и промыть.
Несложно провести осмотр и промывку клапана регулировки выпуска старого газа. Необходимо извлечь его и проверить ход его штока. Если он немного заклинивает, то клапан нужно просто промыть бензином, просушить и установить на место.
На этом работы по осмотру и промывке вентиляции картера заканчиваются. Они являются несложными, так что с ними справится любой автолюбитель. Важно заметить, что чистить вентиляционную систему стоит каждый раз при замене масла.
Обычно проблемы с выходом масла через сапун появляются не сразу. Они нарастают постепенно. В результате двигатель за короткое время может терять до 1 л смазки. В этот момент автовладельцы и начинают задумываться над проблемой, почему гонит масло из сапуна. Данная ситуация является очень пугающей. Она усугубляется еще и отсутствием в автосервисах опытных специалистов по проведению диагностики. Обычно владельцы авто после проведения диагностики разбирают силовой агрегат. Но хватило бы и снижения уровня «расходника» или чистки сапуна.
Видео: как почистить сапун своими руками
Что такое сапун двигателя?
Для функционирования двигателя автомобиля должно соблюдаться ряд условий, среди которых и нормальное давление в картере. И обеспечивает это система отвода картерных газов, одним из основных элементов которой является сапун.
Назначение
Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.
В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.
Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.
Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.
Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.
Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.
Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном. Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.
Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.
При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.
Конструктивные особенности
Ранее сапун представлял собой обычный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтобы исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории движения газов, при этом масло благодаря инерции оседало на стенках маслоотделителя и стекало в поддон.
Система вентиляции картера ВАЗ 2111:
1. Картер двигателя.
2. Сапун.
3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.
4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.
5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.
6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.
7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.
В современных авто, для повышения экологичности, используется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.
Эта система включает в себя:
- Сапун.
- Маслоотделители.
- Патрубки.
Примечательно, что в системе отвода картерных газов используется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.
Размещается сапун в самых разных местах нижней части блока двигателя. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.
Сапун – элемент очень простой по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через несколько минут возросшее давление выдавит масло. Если масло выйдет через щуп, тогда достаточно лишь восстановить уровень смазочного материала и вытереть подкапотное пространство. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.
В сапуне нет никаких подвижных частей, поэтому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все же требует. Маслоотделитель не способен уловить все масло и масляные частицы в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и загрязняющими элементами. Постепенно диаметр трубок уменьшается, что ухудшает вентиляцию картера. В зимнее время к грязи на стенках добавляется замерзшая вода.
На некоторых авто система вентиляции картера предусматривает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязью, поэтому пропускная способность снижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Обслуживание
Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.
Загрязненный сапун Skoda Octavia
Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.
После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.
Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.
Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.
Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.
Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.