Что может случиться при перегреве двигателя
Что может случиться при перегреве двигателя
Жаркая погода и пробки являются основными причинами перегрева двигателя. Начинающему водителю нелегко своими силами справиться с этой неприятностью, отчего могут нарушиться планы и сорваться поездка. В худшем случае водителя ожидает полноценная переборка и ремонт двигателя. Как же этого избежать?
Как определить, что двигатель перегрелся?
Для новичков и тех, кто ни разу не сталкивался с проблемой перегрева двигателя, будет нелегко найти причину и определить неисправность. В этом помогут основные моменты, на которые стоит обратить внимание: они помогут определить, что произошло с вашим авто.
- Температурный датчик. Самый простой способ понять, что вы перегрели авто – взглянуть на датчик температуры. Если стрелка находится в красной зоне, с машиной явные проблемы. В этом случае рекомендуется немедленно остановиться и поискать причину.
- Необычный звук педали газа. Если вы чувствуете детонацию при нажатии на педаль, стоит обратить внимание на двигатель.
- Дым и пар из-под капота. Это самый серьезный признак того, что с двигателем вашей машины что-то не так. Система охлаждения не справляется со своей задачей, температура зашкаливает. Если вовремя не остановить движущееся авто, можно готовиться к серьезному ремонту.
Перегрев двигателя – одна из самых опасных проблем, которые могут произойти с машиной. Не стоит легкомысленно к ним относиться, ведь последствия могут оказаться печальными и для авто, и для водителя.
Причины перегрева двигателя
Как только вы поняли, что столкнулись с перегревом двигателя, следует выявить причину этой проблемы. Это в будущем поможем вам избежать неприятной поломки автомобиля. К самым распространенным можно отнести:
- Утечка тосола – говорит о не герметичности системы охлаждения. Это может произойти из-за порванных шлангов, износа водяной помпы и других факторов. Не стоит забывать, что резкий перепад температуры также может вывести систему из строя.
- Грязный радиатор. Данный элемент следует периодически прочищать от грязи, пуха и листвы. Если вы не можете этого сделать самостоятельно, обратитесь в специализированный сервис.
- Неисправность термостата. Качество его работы проверяется следующим образом: прогрейте двигатель и потрогайте подводящие шланги. Если они холодные, термостат идет под замену.
- Неисправность помпы – из-за нее неправильно циркулирует жидкость по системе охлаждения.
- Поломка вентилятора. В этом случае двигатель перестает охлаждаться, а система отказывает.
Избежать перегрева двигателя можно нехитрым способом – включить печку в салоне. Часть тепла уйдет в эту часть системы и немного охладит двигатель.
Действия при перегреве
Итак, вы уже столкнулись с проблемой. В этом случае вам следует знать, какие действия рекомендуется предпринять, а какие – категорически не стоит. Что делать при перегреве:
- При появлении первых признаков перегрева двигателя, нужно остановить транспортное средство и выключить зажигание.
- Выставьте знак аварийной остановки и откройте капот. Следует оставить так машину минимум на полчаса, чтобы двигатель перестал кипеть.
- Следует провести первичный осмотр на наличие протечки. При отсутствии таковой подождите, пока давление снизится, и долейте тосол.
- Через полчаса попробуйте запустить двигатель. Если температура стремительно растет, следует отправить машину на диагностику на эвакуаторе. Температура поднимается медленно – успейте доехать до ближайшей мастерской.
Если вы хотите сохранить свой двигатель в порядке, не стоит ни в коем случае продолжать движение при перегреве. Не пытайтесь полить мотор, чтобы охладить его! Все эти действия приведут к более серьезным последствиям как для авто, так и для вашего кошелька. По возможности следует регулярно проводить диагностику двигателя, чтобы избежать перегрева.
Причины и последствия перегрева двигателя
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Одна из главных проблем в эксплуатации авто – это перегрев двигателя. Многие автолюбители, которые сталкиваются с такой ситуацией впервые, делают множество ошибок.
Поливание водой и прочие «хитрости» могут и вовсе угробить дорогостоящий узел автомобиля. Чтобы выявить неисправность и устранить ее, необходимо знать причины перегрева двигателя.
Но основная сложность в том, что вариантов-то много. Давайте рассмотрим, по какой причине может быть перегрет двигатель, что делать в такой ситуации и как избежать проблем.
Двигатель – один из самых сложных узлов автомобиля, работа которого зависит от состояния множества узлов и параметров. При этом причины перегрева могут быть двух видов – внешние и внутренние.
К ним относятся:
- Низкий уровень охлаждающей жидкости;
- выход из строя термостата;
- низкое качество охлаждения, засорение радиатора;
- работа в непредусмотренных для двигателя режимах;
- ошибки в регулировке зажигания ;
- прогар выпускного клапана;
- неисправность или неправильная работа водяного насоса;
- отложения внутри камеры сгорания;
- налет в полости охлаждения.
Давайте рассмотрим все эти категории более подробно и разберем как избежать перегрева движка транспортного средства.
Внешние причины перегрева двигателя
1. Низкий уровень охлаждающей жидкости. Как правило, двигатель перегревается из-за острой нехватки ОЖ в системе. В процессе эксплуатации можно не заметить появление течи в системе охлаждения.
Воде или антифризу достаточно небольшого отверстия, чтобы уже через несколько сотен километров уровень упал до недопустимо низкого уровня.
Диагностировать такую проблему можно по явным потекам на поверхности двигателя, влажным пятнам под авто во время долгой стоянки или появлению ОЖ на радиаторе или патрубках.
Страшнее всего, если антифриз или тосол попадает в масло или камеру сгорания двигателя. Это может стать причиной гидроудара , повреждения внутренних узлов двигателя и его клина. В этом случае ремонтные работы выльются в «копеечку».
2. Выход из строя термостата. При перегреве силового узла важно обращать внимание на состояние термостата – устройства, которое контролирует пути движения охлаждающей жидкости, пуская ее по большому или малому кругу.
Если же термостат вышел из строя и перестает реагировать на повышение температуры (или его заклинивает), то ОЖ может проходить только по малому или по большому контуру.
В первом случае двигатель будет все время перегреваться, а во втором, наоборот, возникнут проблемы с набором рабочей температуры (особенно зимой).
Часто выход из строя термостата связан с повышенной жесткостью воды, используемой в качестве охлаждающей жидкости. Вот почему так важно использовать качественный антифриз.
3. Низкое качество охлаждения, засорение радиатора. Часто причиной перегрева становится сильное загрязнение одного из основных узлов системы – радиатора.
Наличие грязи на ребрах и в «сотах» устройства снижают качество теплоотдачи. Особое внимание нужно уделить вентилятору – он может попросту не работать.
Здесь также может быть несколько причин, к примеру, возникли проблемы с натяжением ремня, вышел из строя датчик температуры или сам двигатель вентилятора.
4. Длительная работа в непредусмотренных для двигателя режимах. Часто причиной распространенной проблемы являются грубые ошибки водителя, который злоупотребляет возможностями своего авто.
Долгая работа на холостом ходу, неправильные буксировочные режимы, завышенные обороты двигателя – все это негативным образом сказывается на двигателе.
Система просто не успевает охлаждать элементы силового узла. Как следствие, перегрев становится неизбежным. Интересен тот факт, что мотор может закипеть, к примеру, в пробке, когда двигатель работает на холостых оборотах. Если на улице жара, то воздуха от вентилятора недостаточно для эффективного охлаждения ОЖ.
5. Продолжительная работа двигателя в условиях детонации. При появлении детонационных режимов или троения двигателя на автомобиле не желательно. Это может привести не только к перегреву силового узла, но и износу дорогостоящих деталей. Впоследствии ремонтных работ не избежать.
6. Ошибки в регулировке зажигания или системы впрыска. Такая проблема также влияет на эффективность охлаждения силового узла. Объяснить это просто. Момент сжигания топливовоздушной смеси немного сдвигается по времени.
При этом топливо не успевает полностью сгореть до момента открытия клапанов и выпуска отработанных газов. В итоге часть пламени попадает к головке блока цилиндров, которая получает свою порцию дополнительного тепла.
Если к этому прибавить еще и сложные температурные условия, то проблем с перегревом и вовсе не избежать.
7. Прогар выпускного клапана. В случае такой неисправности разогретые до максимальной температуры газы приведут к быстрому перегреву силового узла. Здесь справиться с проблемой поможет только ремонт двигателя.
8. Неисправность или неправильная работа водяного насоса. При неисправности этого узла охлаждающая жидкость плохо циркулирует или не циркулирует вовсе. Причин может быть несколько – слабое натяжение приводного ремня, дефект лопастей или неисправность самого устройства.
Все перечисленные неисправности можно быстро диагностировать и заметить по изменению уровня температуры на датчике.
Внутренние причины перегрева двигателя
Но есть и другие причины, которые приводят к внутреннему перегреву силового узла. Их несколько:
1. Большие объемы отложения внутри камеры сгорания. Данная проблема, как правило, возникает в старых автомобилях, которые прошли не одну сотню тысяч километров.
В камеру сгорания двигателя попадает избыточное количество масла. Последнее плохо сгорает и оставляет на стенках цилиндров вредный налет. Как следствие, двигатель перегревается, но датчик температуры этого не чувствует и не дает сигнала водителю.
Проблема будет заметна только при появлении дополнительных признаков –сизого дыма из выхлопной трубы или сбоям в работе силового узла.
2. Налет в полости охлаждения. Если заливать воду в систему охлаждения или тосол низкого качества, то на стенках узлов и трубок может появляться налет, который нарушает процессы охлаждения.
Как следствие, многие каналы могут быть перекрыты, а сам доступ жидкости к системе нарушен. Налет минеральных солей приводит к резкому снижению качества охлаждения двигателя и, как следствие, его перегреву.
3. Присадки в масло. Есть автолюбители, которые бездумно добавляют присадки в моторное масло , даже не зная об их истинном назначении. Как следствие, на стенках цилиндров может образовываться мощный налет, который нарушает качество охлаждения двигателя и приводит к его неизбежному перегреву.
Какие последствия перегрева двигателя?
Как правило, последствия перегрева двигателя зависят от расторопности автолюбителя. Чем меньше силовой узел будет работать в опасном для себя режиме, тем ниже вероятность повреждения его узлов.
К примеру, если мотор работал в режиме перегрева до десяти минут, то каких-то серьезных проблем ожидать не стоит – двигатель и его узлы должны с достоинством выдержать действие повышенных температур.
Худшее, что может произойти – легкое оплавление поверхности поршней. Если же в процессе перегрева дым валил из-под капота, то авто лучше все-таки показать мастеру.
В случае, когда мотор в условиях перегрева работал где-то двадцать минут, последствия могут быть более серьезными.
Наиболее распространенные неисправности в этом случае – появление трещин в головке блока цилиндров, ее искривление, прогорание прокладки между ГБЦ и сами блоком, повреждение сальников, дефект межкольцевых перегородок и так далее.
Обратите внимание! Что сильный перегрев может привести к катастрофическим последствиям – он равносилен «инфаркту». Поломки могут начаться непосредственно с камеры сгорания и полностью обездвижить силовой узел.
Начинает плавиться поршневая система, появляются следы прогара. Плавленый алюминий прилипает к стенкам цилиндров и еще больше усложняет процесс работы мотора.
Высокая температура приводит к мощному перегреву масла. Итог – потеря им всех своих смазывающих характеристики и выход из строя трущихся деталей.
К коленчатому валу начинают прилипать шатунные и коренные вкладыши, которые также плавятся под действием высоких температур. Да и сам коленвал может не выдержать и развалиться на несколько частей.
Худшее, что может случиться – это пробитие шатуном стенки блока цилиндра. Тогда на двигателе можно ставить «крест».
Как защититься от перегрева двигателя
Чтобы избежать описанных выше проблем, со стороны автолюбителя необходима бдительность, а самому двигателю – эффективная защита от перегрева.
Основная задача – это применение качественной охлаждающей жидкости с хорошими присадками и регулярная проверка ее уровня.
Не нужно лениться – важно заглядывать под капот перед каждой важной поездкой хотя бы раз в 500-1000 километров пробега.
Не лишним будет периодически проверять работоспособность термостата автомобиля. Сделать это просто – достаточно прикоснуться рукой к радиатору машины (действуйте осторожно, чтобы случайно не обжечься).
Если двигатель разогрет до рабочей температуры, а сам радиатор (или патрубок, который подводит охлаждающую жидкость) остается холодным, то термостат вышел из строя и требует ремонта.
Исправное устройство должно открывать доступ ОЖ к большому кругу уже при достижении 90-55 градусов Цельсия. Особое внимание уделите и водяной помпе, которая гоняет охлаждающую жидкость по системе. Перегрев двигателя может быть вызван и ее неисправностью.
Время от времени стоит осматривать проходные каналы – на них не должно быть большого налета. В противном случае перегрев силового узла – это лишь дело времени, ведь сужение каналов неизбежно приводит к ухудшению эффективности отвода тепла от двигателя.
Многие автолюбители применяют в качестве охлаждающей жидкости обычную воду из-под крана. Это неправильно. В такой воде слишком много солей и минералов, которые неизбежно найдут себе место на стенках системы охлаждения. Лучший вариант – использовать качественный антифриз ( тосол ) или дистиллированную воду.
Периодические проверки системы охлаждения на герметичность позволят избежать снижения уровня ОЖ и перегрева двигателя. Особое внимание нужно уделять верхней части системы.
В случае подсасывания воздуха эффективность может уменьшиться в разы, что приведет к резкому снижению давления в системе.
Еще один важный узел – вентилятор. Исправное устройство должно срабатывать при достижении температуры 90-100 градусов Цельсия.
Если же вентилятор не функционирует, то при работе двигателя на холостых оборотах или при длительном движении на небольшой скорости высока вероятность перегрева.
Важно беречь силовой узел от перегрева, следить за его техническим состоянием, регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и стараться своевременно проводить технический осмотр автомобиля. При выявлении первых же проявлений перегрева важно найти причину и как можно быстрее ее устранить.
Стоит помнить, что игнорирование такой проблемы может привести к более серьезным поломкам или, что еще хуже, полному выходу из строя силового узла. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Замена термостата
Иногда, особенно летом, автолюбитель может столкнуться с такой проблемой, как перегрев двигателя, когда сердце вашей машины просто закипает. Перегрев сопровождается активным выделением пара из пароотводной трубки радиатора и аварийным сигналом на панели, когда температура охлаждающей жидкости превысила все нормы. Также возможно присутствие черного дыма. Особенно подвержены подобной ситуации автомобили старше 5-8 лет. Столкнувшись с такой проблемой нужно максимально быстро ее устранить и диагностировать причину.
Для начала давайте разберемся, какие виды перегрева двигателя бывают.
Во-первых, существует градация по степени перегрева, в зависимости от того, сколько времени пришлось проработать ДВС при запредельных температурах:
- Незначительный или слабый перегрев, когда двигатель работал 5-10 минут. Большая часть современных двигателей стойко переносят подобный перегрев, немного могут оплавиться поршни, что приведет к повышению сопротивляемости. Причиной зачастую являются выход из строя термостата либо вентилятора;
- Заметный или средний перегрев, когда двигатель работал около 20 минут. В такой ситуации последствия будут более плачевными. Вы можете столкнуться с вылетом клапанного гнезда, прогоранием прокладки ГБЦ, разрушением межкольцевых перегородок на поршнях, искривлением плоскости алюминиевых блоков, пропусканием масла сальниками.
- Сильный перегрев. В данном случае последствия будут фатальными, ведь основным деталям ДВС не удастся уцелеть под действием губительной температуры. Плавится и прилипает к стенкам цилиндров алюминий, поршни сгорают до полного разрушения, масло перестает выполнять свою функцию и больше не смазывает детали, глушится двигатель.
Также перегрев двигателя стоит разделить на внешний, как раз когда валит пар и кипит антифриз, и внутренний. Во втором случае дела обстоят сложнее, как с выявлением (температура охлаждающей жидкости увеличивается незначительно), так и с последствиями (калильное зажигание и детонация).
Основные причины внешнего перегрева двигателя:
- Недостаток антифриза. Охлаждающая жидкость может просто незаметно подтекать из-за нарушения герметичности системы охлаждения. Обратите внимание на целостность расширительного бочка и радиатора, всех патрубков и соединения хомутов. Стоит насторожиться, обнаружив утечку антифриза под машиной во время стоянки или белые разводы на двигателе авто. Если внешних утечек не обнаружено, то дело обстоит хуже: антифриз уходит в цилиндр ДВС либо смешивается с маслом. В результате Вы рискуете столкнуться с закаливанием коленвала, а возможно, и гидроударом мотора. В любом случае необходимо выявить и заменить неисправные элементы системы охлаждения на новые.
- Неполадки в работе воздушного охлаждения, связанные с забиванием радиатора (например, тополиным пухом или обычной грязью), нарушением работы вентилятора либо датчика температуры. Стоит проверить натяжение ремней вентилятора. В случае малой скорости нормализации температуры в движении, стоит обратить внимание именно на работу радиатора, скорее всего он просто забит.
- Неполадки в работе термостата. Со временем в системе охлаждения накапливаются различные отложения, снижающие подвижность упругого элемента термостата, он просто перестает правильно фиксировать температуру охлаждающей жидкости и может зациклить ее движение по большому либо малому кругу. В последнем случае перегрев наступит очень быстро. Если же антифриз все время циркулирует по большому кругу, то Вам просто придется дольше прогревать машину зимой.
- Прогар выпускного клапана приводит к высвобождению высокотемпературных газов, как следствие, перегрев деталей двигателя. Нужно отметить, что случается такая неполадка достаточно редко.
- Нарушение работы системы зажигания и впрыска. При позднем начале сгорания топлива сдвигается и время окончания горения, как результат высвобождение к моменту открытия выпускного клапана высокотемпературных отработавших газов. Вот уже наш антифриз и кипит.
- Эксплуатация ДВС в условиях детонации длительное время.
- Высокая нагрузка на двигатель в сочетании с жаркими погодными условиями. Тут все просто. Расход антифриза зависит от частоты вращения коленвала. В случае подъема загруженной машины под гору двигатель работает на малых оборотах, охлаждающая жидкость циркулирует медленно, встречные потоки воздуха из-за низкой скорости не дают охлаждающего эффекта, а педаль при этом в пол – перегрузки колоссальные. Результат – перегрев двигателя.
Основные причины внутреннего перегрева двигателя:
- Скопление большего количества отложений минерального характера в полостях охлаждения. Обилие отложений имеют низкую теплопроводность, препятствуют циркуляции антифриза, как результат, внутренний перегрев при нормальном уровне температуры на датчиках. Также может произойти кавитация полостей охлаждения, когда металл стенок ДВС моментально разъедается до сквозных отверстий. Данную ситуацию часто путают с коррозией, греша на качество антифриза.
- Скопление большого количества отложений в камере сгорания, когда нагар просто теплоизолирует камеру сгорания, расход масла идет сверх нормы, отложения накапливаются еще активнее. В результате антифриз не получает тепло, датчики в норме, а двигатель горит. Это все может привести к калильному зажиганию. Подобному явлению в большей мере подвержены ДВС с большим пробегом.
- Активное применение присадок в масло. Основной функцией различных присадок является увеличение металлокерамического слоя на поверхности цилиндров. При всех плюсах этого явления, нужно понимать, что металлокерамика является мощным теплоизолятором и может работать по типу накопившихся отложений в камере сгорания. А если оба фактора присутствуют единовременно, то перегрева двигателя просто не избежать. Так что важно не переусердствовать с автохимией, особенно со старыми автомобилями.
Подводя итог, стоит перечислить советы, которые помог уберечь вашу машину от перегрева. А он всего один: необходимо отслеживать работу ДВС своего автомобиля! Каждый автолюбитель может самостоятельно контролировать натяжение ремня вентилятора, чистоту радиатора, расход масла автомобилем, также стоит заливать высококачественное топливо и не усердствовать с присадками. В случае малейших подозрений и неполадок стоит в кратчайшие сроки проводить диагностику, впрочем, о плановом осмотре ДВС также не стоит забывать. В противном случае в скором времени Вам просто придется выбросить старый двигатель на помойку, выложив кругленькую сумму за новое сердце для своей машины.
Автокомплекс «Автосервис23» предлагаем Вам и вашему автомобилю полный спектр услуг в области плановой диагностики и срочного ремонта двигателя. Обратившись к нам, Вы сможете получить максимально полную информацию о главном компоненте вашей машины!
Что может случиться при перегреве двигателя
Перегрев двигателя часто оборачивается большой проблемой на дорогах и может иметь нежелательные, серьезные, негативные последствия в работе всего автомобиля. Бывает, что это становилось причиной возгорания двигателя или его полного заклинивания, когда есть только один выход — вызывать эвакуатор и обращаться в автомастерскую.
При всей кажущейся простоте, причины такого явления не всегда очевидны и важно знать, что может стать первопричиной такого поведения вашего надежного “стального” коня. Дело в том, что перегрев имеет свойство накопительного характера, когда последствия после нескольких случаев могут носить фатальный характер.
Признаки перегрева двигателя машины
У водителей современных авто на панели имеется индикатор перегрева двигателя, с помощью которого можно легко контролировать температуру работы движка, то важно знать: она не должна превышать предел рабочей и если она достигает 110 градусов — это критическое состояние и реагировать следует моментально. В случае, когда такой индикатор отсутствует на приборной панели, то за пиктограммой перегрева, лучше всего следить, если будет цифровой или стрелочный индикатор, который поможет оценить ситуацию и не допустить возникновение критической ситуации.
Также стоит беспокоиться, когда под ногами чувствуется нагрев стенок салона машины. Само состояние перегрева не столь опасно, но его многократное повторение может вылиться уже в серьезную проблему.
Перегрев двигателя и последствия
Проблема с перегревом обязательно негативно отразятся на работе многих блоков и деталей. Это может быть:
- износ резиновых сальников, колечек, клапанов, прокладок, патрубков — все они от высокой температуры со временем становятся жесткими и ломкими;
- быстрая потеря свойств охлаждающей жидкости;
- происходит окисление тосола;
- в соты радиатора охлаждения попадают продукты окисления и забивают их.
Все это не столь критично, но может повлечь за собой серьезные неполадки. Довольно часто перегрев происходит в жару, при сильный перегрузках или продолжительном движении пробках большого города.
Водители с опытом не станут доверять электронике и показаниям внутрибортовых приборов — они умеют на слух определить неисправности и неполадки в работе двигателя на начальной стадии возникновения потенциальной проблемы. Чтобы убедиться в своем предположении, можно брызнуть аккуратно водой на головку двигателя — ее вскипание подтвердит ваши догадки.
А “кипение” — это уже стопроцентный признак того, что мотор машины перегрет. В этом случае необходимо максимально снизить скорость и как можно быстрее припарковаться на обочине. Если условия движения на дороге позволяют, лучше докатиться на нейтралке. Не спешите сразу глушить двигатель — в некоторых случаях (например, при признаках разрушения вкладышей, когда присутствует низкий гул или металлические звонкие удары) машине нужна циркуляция воздуха и нарушать ее еще более опасно — может произойти из радиатора выброс закипевшего тосола. Нужно дать мотору немного поработать при открытом капоте, затем его заглушить, дать немного остыть и очень аккуратно долить в расширительный бачок чистой воды (идеально — дистиллированной). Все это нужно делать не спеша — торопливость может стать причиной полученных ожогов парами или каплями кипящего тосола.
Основные причины перегрева двигателя
Причин перегрева двигателя может быть множество, но есть несколько основных, о которых должен знать каждый водитель и не допускать их:
- в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости — может случиться, что антифриз вытек через патрубки или трещины. Важно постоянно осуществлять зрительный контроль этой области. Но может быть внутренняя утечка, когда антифриз попал в картер двигателя. Это становится причиной того, что моторное масло серьезно разжижается. Привести к такому явлению могли заклинивание коленвала или гидроудар;
- неисправный подвижные элемент термостата, который может заклинить. Чем грозит такое состояние? Устройство перестанет реагировать на температуру антифриза, который выходит из двигателя, что неизбежно приведет к перегреву;
- длительная работа мотора в нестандартных режимах — при буксировке, когда работа идет на холостом ходу, когда не хватает силы воздушного потока для полноценного отвода тепла;
- малоэффективное охлаждение радиатора из-за скопившейся между его ребрами грязи;
- нарушение в регулировании системы впрыска или зажигания, когда рабочая смесь сгорает при открытом клапане. Это приводит к перегреву головки блока, от которой закипает антифриз в самой системе охлаждения;
- прогар выпускного клапана, когда на перегрев влияет повышенная температура отработанных газов.
- засоры в камерах сгорания — это свойственно для возрастных авто, у которых двигатель порядком изношен. Тогда цилиндры начинают потреблять много масла, которое плохо горит — несгоревшие части откладываются в камере сгорания. Внешний признак — сизый дым из выхлопной трубы, что особо опасно для бензиновых агрегатов;
- отложения минеральных солей в полостях охлаждения — еще одна причина, того что движок перегретый;
- некачественные присадки, которые обычно водители добавляются в масло. Иногда на поверхности цилиндров появляется металлокерамический слой, который проявляет себя как сильный теплоизолятор.
Это происходит по причине того, что часть смеси догорает уже в выхлопной системе. При этом перегрев будет не таким уж и интенсивным, но частые его повторы могут привести к проблемам с работой двигателя. По этой причине перегрев двигателя зимой случается чаще всего.
Многие водители, которые не знают, как определить перегрев двигателя своевременно, боятся, что двигатель может взорваться. Но такую ситуацию помогает избежать конструкторская хитрость — при повышенной температуре разные детали начинают разрушаться по-разному, каждый со своей скоростью, что приводит к тому, что машина просто глохнет. Перегреву могут быть подвержены и дизельные двигатели. Обычно причиной такого явления являются изношенные патрубки, поломка термостата или повреждение термостата, протекание водяной помпы или датчика, который показывает температуру работы “сердца” авто. И в этом случае стоит сразу же съехать на обочину, остановить машину, дать агрегату естественно охладиться и потом при необходимости долить в расширительный бачок охлаждающую жидкость.
Был ли двигатель перегретым — признаки
Установить это сложно при зрительном осмотре — после ремонтов все погрешности, вызванные таким явлением, устраняются. И все же имеются некоторые признаки:
- перешлифовке подвергалась привалочная плоскость головки движка;
- мутный, с элементами хлопьев, тосол в системе охлаждения;
- в двигателе нарушается внешняя геометрия в области стыковки головки, блока и масляного картера — наблюдается деформация металла;
- падение масла до нулевой отметки без всяких предпосылок — это происходит из-за того, что сальники и манжеты стали из-за перегрева твердыми и неупругими.
Как можно не допустить перегрев двигателя
Существуют правила, соблюдая которые защита двигателя от перегрева станет максимальной и эффективной. Самое важное — систематически проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости ее доливать. Также немаловажно контролировать работу термостата — его перегрев чувствуется на ощупь. А вот холодный термостат — это уже серьезный повод заняться ремонтом. Важно устанавливать состояние проходных каналов — они не должны иметь трещины и дефекты,через которые может вытекать охлаждающая жидкость — лучше, если это будет тосол или жесткая вода (дистиллированная, грунтовая, дождевая, морская).
Нужно хотя бы иногда проверять систему охлаждения — особо важна герметичность ее верхней части. Исправно должен работать вентилятор, из-за остановки которого может произойти тепловой удар двигателя.
Важно следить и не допускать перегрев двигателя — это точно приведет в повышенному расходу нерационально использованному топливу, затруднит его повторный запуск и может обернуться серьезными ремонтными работами.
Перегрев двигателя
Перегрев двигателя — одна из самых распространенных причин поломок мотора. Нормой работы двигателя считается температура 82° — 95°С. Если двигатель камаза нагревается более 100°С, это может говорить о неисправности мотора.
распространенные причины перегрева:
- Условия эксплуатации: медленная скорость движения, высокие нагрузки, высокая температура окружающей среды.
- Неисправный термостат;
- Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости;
- Неисправность вентилятора, будь то электрический вентилятор или вентилятор на гидромуфте;
- Забитый радиатор;
- Порванный ремень привода водяной помпы
- Неисправность водяного насоса;
- Низкий уровень охлаждающей жидкости;
- Некачественное топливо;
- Некачественное масло, засоренный маслофильтр.
Как перегревается двигатель
Небольшой перегрев
Двигатель проработал 5-10 мин при повышенной температуре. Такое бывает когда водитель вовремя замечает перегрев и глушит двигатель, например при отказе вентилятора или термостата. Последствия небольшие — могут подплавиться поршни. Для современных двигателей такой перегрев и вовсе некритичен.
Средняя степень перегрева
Появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. . Это приводит к искривлению плоскости головки блока цилиндров или образованию трещины в ГБЦ, что в свою очередь может привести к вылету с места клапанного гнезда. Возможно прогорание прокладки ГБЦ, сильная деформация поршней, разрушение перегородок между кольцами на поршнях, покоробятся сальники.
Сильный перегрев
Вызывает очень серьезные последствия, двигатель может застучать и заклинить. Поршни начинают плавиться и прогорать вплоть до полного разрушения, расплавленный алюминий прилипает к стенкам цилиндров, чем сильнее затрудняет ход поршня. Моторное масло теряет свои смазывающие свойства при повышенных температурах, прекращается смазка трущихся деталей, коренные и шатунные вкладыши плавятся и прилипают к коленвалу и могут провернуться.
Головка блока цилиндров начинает деформироваться, прогорают клапаны, вылетают клапанные гнезда, появляется резкий звонкий стук в верхней части двигателя.
На шейке коленвала, где провернулся вкладыш, образуется трещина и коленвал разрушается на части.
Либо поршень заклинивает в цилиндре и рвется пополам. Безголовый шатун вместе с поршневым пальцем начинают болтаться в блоке и в скором времени пробивают дыру в стенке блока (это называют — «кулак дружбы»).
Что делать при перегреве
При небольшом перегреве нужно дать двигателю поработать пару минут на холостых оборотах, и только потом заглушить.
При сильном перегреве глушить сразу, чтобы предотвратить более серьезные проблемы.
Полоса кипения на гильзе цилиндра двигателя КамАЗ – причина отказа от гарантийных обязательств.
Из—за чего возникает перегрев
- Охлаждающая жидкость заканчивается, или ее недостаточно в системе. Возможна внутренняя утечка антифриза, который будет попадать непосредственно в картер двигателя, это будет способствовать разжижению используемого моторного масла. Возможен гидроудар или может произойти неожиданное заклинивание коленвала.
Неисправный термостат.
Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата.
Неэффективная работа радиатора.
Основная причина — грязь, которая собирается в пространстве между ребрами радиатора.
Неправильная регулировка систем зажигания или впрыска. Если регулировки нарушены — это существенно влияет на прогорание рабочей жидкости, в этом случае могут случиться повреждения двигателя. Отработавшие газы существенно увеличивают свою температуру и головка блока цилиндров начинает сильно перегреваться, что приводит к закипанию антифриза.
Выпускной клапан начинает прогорать. Эта неисправность также будет иметь достаточно серьезные последствия для вашего транспортного средства — детали двигателя существенно перегреваются из-за того, что повысится температура отработанных газов.