Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что относится к электрооборудованию для двигателей

Что относится к электрооборудованию для двигателей

Электрооборудование базовых машин — часть 1

Схемы электрооборудования. Электрооборудование гусеничных тракторов предназначено для зажигания рабочей смеси в пусковом двигателе, его пуска с помощью стартера, освещения, звуковой,

световой сигнализации и контроля работы различных систем. В одноосных тягачах электрооборудование также используют для прямого пуска основного двигателя.

Кроме того, на тракторах и тягачах применяют дополнительное электрооборудование для привода вентилятора отопителя и вентиляционной установки, стеклоочистителя.

Схема электрооборудования трактора типа ДТ-75НР представлена на рис. 85. На тракторе применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В.

Электрооборудование трактора разделяют на следующие основные группы: источники электроэнергии, потребители электроэнергии, коммутационная аппаратура и провода, контрольно-измерительные приборы.

Источники электроэнергии — аккумуляторы 20 и генератор 3, работающий с реле-регулятором 30. Источником электроэнергии является также магнето 33 системы зажигания пускового двигателя.

К потребителям электроэнергии относят стартер 32 пускового двигателя, электродвигатель 21 отопителя и элекродвигатель 25 вентиляционной установки, приборы, фары, стеклоочиститель 8.

Коммутационная аппаратура и провода включают в себя соединительные штепсельные разъемы и панели, выключатель ’’массы” 21, другие выключатели и переключатели.

К контрольно-измерительным приборам относят преобразователь температуры масла 4, преобразователь 35, указатель температуры воды 28, амперметр 14.

Аппаратура и приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме, при которой ко всем элементам подходит только
один провод, второй заменен металлическими деталями трактора -’’массой”. К ’’массе” подсоединяют отрицательные выводы источников электроэнергии, а также один из полюсов всех потребителей.

На рис. 86 показана схема электрооборудования одноосного тягача МоАЗ*6442 самоходного скрепера. В отличие от схемы трактора типа ДТ-75НР номинальное напряжение здесь составляет 24 В, а двигатель запускают непосредственно от мощного стартера. Кроме того, в схеме предусмотрены все элементы электрооборудования, аналогичные элементам автомобиля (стоп-сигналам, указателям поворота, переключателям ближнего и дальнего света), так как скреперы могут выезжать на дороги и перемещаться в потоке автотранспорта.

Основные элементы электрооборудования. К этим элементам относятся следующие.

Рис. 85. Схема электрооборудования фактора:
1 — фара, 2 — соединительная панель, 3 — генератор, 4 — преобразователь температуры масла, 5 — контрольная лампа перегрева масла в дизеле, 6 — фонарь контрольной лампы включения «массы7 — фонарь контрольной лампы включения звукового сигнала, 8 — стеклоочиститель, 9 — выключатель звукового сигнала, 10 — выключатель стартера, 11 — выключатель передних фар, 12 — выключатель электродвигателей, 13 — выключатель ’’Стоп” пускового двигателя, 14 — амперметр, 15 — выключатель плафона, 16 — выключатель задних фар, 17 — светоотра-жатель, 18 — задний фонарь, 19 — штепсельная розетка, 20 — аккумулятор, 21 -выключатель ’’массы”, 22 — розетка для переносной лампы, 23 — звуковой сигнал, 24 — плафон, 25, 27 — электродвигатели, 26 — выключатель блокировки пускового двигателя, 28 — указатель температуры воды, 29 — предохранители, 30 — реле-регулятор, 31 — лампочка щитка приборов, 32 — старгср, 33 — магнето, 34 — свеча зажигания, 35 — преобразователь температуры воды

Аккумуляторные батареи (рис. 87) заряжаются во время работы генератора и отдают электроэнергию потребителям (разряжаются) при неработающем генераторе. Состоит батарея из шести аккумуляторов 5 напряжением 2 В каждый, соединенных последовательно

планками 10. Аккумулятор 5 включает в себя несколько положительных 3 и отрицательных 1 пластин, причем одноименные пластины соединены параллельно. Пластины размещены очень близко одна к другой у и для предохранения от короткого замыкания между ними устанавливают сепараторы 2 из изоляционного материала (мипласта со стекловойлоком). Пластины 3 выполнены из перекиси свинца, пластины 1 — из губчатого свинца. Электролитом служит раствор плотностью 1,23. 1,34 серной аккумуляторной кислоты в дистиллированной воде. Аккумуляторные батареи собирают в эбонитовых баках 7.

Маркировка, например, батареи 6СТ-50 ЭМС, установленной на тракторе типа ДТ-75НР, означает: 6 — число аккумуляторов в батарее; СТ — стартерная батарея; 50 — емкость в ампер-часах (по СИ — в кулонах — 1 А • ч = 3,6 кКл); Э — материал бака (эбонит); МС — материал сепаратора.

Работа аккумулятора основана на действии гальванического элемента, в котором свинцовые пластины, взаимодействуя с серной кислотой, заряжаются и вокруг них образуются электрическое поле и электрический ток.

Генератор преобразует механическую энергию в электрическую. Энергия, вырабатываемая генератором, питает потребители и заряжает аккумуляторные батареи при работающем двигателе.

По роду вырабатываемого тока генераторы бывают переменного и постоянного тока. Практически на всех базовых машинах применяют генераторы переменного тока, так как они проще по конструкции при той же мощности, более надежны в эксплуатации из-за отсутствия коллектора и поддерживают заряд аккумуляторов во время работы двигателя на малой частоте вращения. Генераторы, применяемые на базовых машинах, конструктивно подобны и различаются в основном мощностью.

Рис. 86. Схема электрооборудования одноосного тягача:
1 — преобразователь температуры воды, 2 — преобразователь давления воздуха, 3 -преобразователь давления масла, 4 — преобразователь уровня топлива, 5 — боковой указатель поворотов, 6 — подфарник, 7 — фара, 8, 43 — соединительные панели, 9

Читать еще:  Ej20 характеристики и как работает двигатель

выключатель счетчика моточасов, 10 — реле-регулятор, 11- генератор, 12 — стартер, 13 — дистанционный выключатель аккумулятора, 14 — аккумулятор, 15 -преобразователь спидометра, 16, 40 — штепсельные розетки с вилками, 17 — выключатель стоп-сигнала, 18 — выключатель поворота, 19, 26 — счетчики моточасов, 20 — указатель уровня топлива, 21 — указатель давления воздуха в тормозных камерах задней оси скрепера, 22

фонарь контрольной лампы указателя поворотов, 23 — плафон, 24 — амперметр, 25, 42 — соединительные муфты, 27

подкапотная лампа, 28 — лампа освещения, 29 — указатель давления масла, 30 — фонарь контрольной лампы дальнего света, 31 — указатель давления воздуха, 32 — ножной переключатель ближнего и дальнего света, 33

указатель температуры воды, 34 -реле указателя поворотов, 35 — штепсельная розетка, 36. 38 — предохранители, 39, 41 — блоки защиты с плавкими вставками, 44 — центральный переключатель ближнего и дальнего света, 45 — выключатель аккумуляторов, 46 — выключатель отопителя, 47 — выключатель поворотной фары, 48 — выключатель плафона, 49 -выключатель подсветки щитка приборов, 50 — выключатель зажигания, 51 — поворотная фара, 52 — задние фонари, 53 — преобразователь давления воздуха в задних тормозных камерах, 54 — фонарь освещения номерного знака, 55 — вентилятор отопителя, 56 — предпусковой подогреватель двигателя

Рис. 87. Аккумуляторная батарея (а) и замер уровня электролита (б):
1,3— пластины, 2 — сепаратор, 4 — предохранительный щиток, 5 — аккумулятор, 6 — полюсный штырь, 7 — бак, 5, 12 — положительный и отрицательный выводы, 9 — пробка, 10 — планка, 11 — вентиляционное отверстие

На рис. 88 показана конструкция генератора Г-306Г, установленного на тракторах типа ДТ-75НР, Т-4АП2.

Генератор представляет собой бесконтактную электрическую машину трехфазного переменного тока с односторонним магнитным возбуждением. Состоит генератор из статора 7, ротора 8, обмотки возбуждения 9, блока 11 выпрямителей и приводится в действие от вала двигателя с помощью клинового ремня, надетого на шкив 13. Статор включает в себя пакет штампованных пластин, на которых закреплены катушки с трехфазной обмоткой 6.

Ротор 8 выполнен из пакета пластин в виде шестилучевой звезды, напрессованного на вал 15. К передней крышке 10 крепят обмотку возбуждения 9.

Принцип работы генератора основан на явлении электромагнитной индукции. При работе генератора обмотка возбуждения 9 получает питание постоянным током от аккумулятора, а затем — от блока 11 выпрямителей и сильно намагничивает ротор, который в результате становится мощным электромагнитом.

Во время вращения ротора возникает переменный магнитный поток, который, пересекая витки обмотки статора, наводит в них переменную ЭДС.

Индуктируемая ЭДС создает трехфазный переменный ток, который с помощью кремниевых диодов блока выпрямителей преобразуется в постоянный ток, поступающий потребителям.

Генераторы не смазывают, так как его шарикоподшипники 3 и 14 закрытого типа и не требуют замены или добавления смазочного материала. Генератор не регулируют.

Реле-регулятор устанавливают в комплекте с генератором Г-306Г и аккумуляторной батареей. Контактно-транзисторный реле-регулятор РР-362 (рис. 89) предназначен для автоматического поддержания заданного уровня напряжения и защиты регулирующего органа — транзистора в аварийном режиме при коротком замыкании в цепи.

Рис. 88. Генератор переменного тока Г-306 Г:
1 — задняя лапа, 2, 5, 10 — крышки, 3, 14 — шарикоподшипники, 4 — панель выводов, 6 — обмотка катушки статора, 7 — статор, 8 — ротор, 9 -обмотка возбуждения, 11 — блок выпрямителей, 12 — крыльчатка вентилятора, 13 — шкив, 15 — вал ротора

Электрооборудование автомобиля: устройство и виды

Электронные устройства автомобиля используют энергию от различных источников и затем преобразуют ее в энергию другого вида, например, свет или движение. Но все устройства не могут функционировать без постоянной подачи электроэнергии.

Все оборудование автомобиля можно условно разделить на три группы:

  1. Основного действия;
  2. Длительного;
  3. Кратковременного.

К первой группе принадлежат устройства, без которых функционирование автомобиля невозможно в принципе. Это система запуска двигателя, осуществления подачи топлива и другие.

Ко второй группе относятся чуть менее важные устройства, делающие его эксплуатацию более комфортным. Это печка, кондиционер, система безопасности и другие.

К последней группе относят устройства подачи сигнала, прикуриватель, свечи накалывания и другие.

Виды электрооборудования автомобиля

Аккумулятор

Играет важную роль в устройстве транспортного средства. Благодаря АКБ все электрические устройства могут функционировать. Он осуществляет накопление электроэнергии и передает ее всем подключенным устройствам.

Корпус аккумулятора сделан из антикислотного пластика. Внутри находится шесть секций, сделанных из пластика. Внутренние элементы между собой соединяются специальными мостами, корпус накрывается пластиковой крышкой. На ней находятся два отвода, необходимые для присоединения к ним клемм. Сам же аккумулятор находится под капотом автомобиля.

Читать еще:  Шевроле круз универсал тюнинг двигателя

Электрический генератор

Он существенно отличается от электрического двигателя и по назначению, и по функциям, не стоит их путать. Генератор создает энергию путем вращения через ременную передачу. Имеет две обмотки, что помогает стабилизировать получаемое напряжение.

Стартер

Это тоже своеобразный электродвигатель, который совершает обороты от получаемой энергии аккумулятора. Задача стартера – начальный старт всего транспорта, для этого он создает искру, от которой воспламеняется топливо и запускается двигатель.

Повышающая катушка

Имеет ферромагнитный сердечник и две обмотки, на одной из них находится меньше витков, чем на другой. Это необходимо для получения электромагнитного поля, которое создается на другой стороне витков и имеет большее напряжение. Когда напряжение подается на катушку, она дает искру.

Противоугонная сигнализация

Некоторыми автопроизводителями устанавливается по умолчанию, но чаще автовладельцам приходится заботиться о безопасности машины самостоятельно. Может быть звуковой, световой или комплексной.

Получает питание от аккумулятора, способна реагировать на любые методы механического воздействия:

  • Взаимодействие с замками или стеклами,
  • Попытки перемещения автомобиля,
  • Снятие колес.

Поскольку от правильного монтажа и дальнейшей работоспособности автосигнализации зависит сохранность транспортного средства, лучше доверить ее установку специалистам http://auto-bezopasnost.ru, способным выполнить все работы на профессиональном уровне.

Электрическая свеча

Создает искру в самом двигателе благодаря подключенным проводам с напряжением. В цилиндре двигателя находятся электроды, которые и создают искру. Между свечой и катушкой расположен распределитель, он подает энергию на свечу, благодаря чему, она может создать искру в необходимое время.

Система электрооборудования

Обеспечивает требуемое количество света во время движения автомобиля при недостаточном уровне освещения. Сюда входят фары, лампочки освещения салона, багажника и другие.

Световая сигнализация

Отвечает за создание и передачу световых сигналов другим участникам транспортного потока о действиях водителя, о смене направления движения. Эта система включает в себя передние и задние лампочки, фонари и боковые поворотники.

Фары предназначены для освещения дороги и передаче информации водителю о возможных препятствиях. Все автомобили имеют симметрично расположенные пары фар – спереди и сзади. Передняя пара может выполнять сразу несколько функций:

  • ближний и дальний свет,
  • габаритные огни и пр.

По бокам авто находятся поворотные сигналы.

Ближний свет необходим для переключения при замечании движения встречного транспорта. Он способен достаточно освещать дорогу и при этом не слепить водителей встречных автомобилей.

Дальний свет светит намного ярче и дальше, его можно использовать если нет транспорта, движущегося навстречу. С помощью поворотных ламп водитель автотранспорта может передать информацию и своих намерениях повернуть вправо или влево, развернуться.

Электрооборудование автомобиля

Электрообору́дование автомоби́ля — совокупность устройств, вырабатывающих, передающих и потребляющих электроэнергию на автомобиле.

Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.

Содержание

  • 1 Параметры питания бортовой сети
  • 2 Источники питания
  • 3 Вспомогательные устройства
  • 4 Потребители электроэнергии
    • 4.1 Световые приборы
    • 4.2 Прочие потребители
  • 5 Ссылки

Параметры питания бортовой сети [ править | править код ]

Практически всегда для питания бортовых электроприёмников используется постоянное напряжение. На ранних автомобилях использовалось напряжение 6 В, сейчас преобладает напряжение 12 В на легковых автомобилях и лёгких грузовиках и 24 В на тяжёлых грузовиках и автобусах с дизельными двигателями [ источник не указан 662 дня ] .

Проводка обычно однопроводная — в качестве второго провода используется «масса» — металлический кузов и рама автомобиля. Это упрощает и удешевляет проводку, но снижает её надёжность в отношении коротких замыканий. К корпусу («массе») автомобиля подключают, как правило, отрицательные клеммы источника электроэнергии, это снижает коррозию металлических элементов кузова.

Напряжение бортовой сети достаточно условно. Если указано, что сеть 12-вольтовая, то на клеммах генератора напряжение будет приблизительно 13,7 — 14 вольт, в зависимости от модели автомобиля и настройки регулятора напряжения.

Источники питания [ править | править код ]

На подавляющем большинстве современных автомобилей источником питания является синхронный генератор трёхфазного переменного тока с приводом от основного двигателя; трёхфазный переменный ток с генератора поступает на встроенный трёхфазный выпрямитель и схему регулятора напряжения — в современных автомобилях регулятор напряжения встроен в корпус генератора. Для постоянного и непрерывного питания части потребителей при неработающем двигателе, таких как освещение, автомагнитола, стоп-сигналы, противоугонная сигнализация, а также для полного запитывания всех систем автомобиля при запуске двигателя, служит автомобильный аккумулятор. После запуска двигателя аккумулятор подзаряжается от генератора, а в дальнейшем он работает в буфере с генератором, сглаживая перепады напряжения при подключении мощных потребителей. Мощность генератора современного легкового автомобиля среднего класса лежит в пределах около 700-1000 Ватт.

На старых автомобилях использовались генераторы постоянного тока, имевшие бо́льшие размеры и массу в сравнении с трёхфазными генераторами; для поддержания постоянства напряжения использовался реле-регулятор, состоящий из трёх устройств — регулятор напряжения, ограничитель тока и реле обратного тока.

Читать еще:  Блоки управления шаговыми двигателями схема

В ряде случаев на автомобилях специального назначения, а также на бронетанковой технике устанавливают дополнительный генератор с приводом от отдельного двигателя внутреннего сгорания (т. н. вспомогательная силовая установка), что позволяет снабжать потребителей электроэнергией независимо от работы основного двигателя.

Вспомогательные устройства [ править | править код ]

К ним относятся: выключатели и переключатели, реле, предохранители, колодки разъёмов, распределительные и коммутационные коробки, а также силовые блоки.

Потребители электроэнергии [ править | править код ]

Системы автомобиля, в зависимости от модели и комплектации:

  • ABS — антиблокировочная система колёс (антиюзовый автомат торможения)
  • SRS — система безопасности (подушки безопасности, натяжители ремней и т. д.)
  • EFI, ЭСУД — электронные системы управления двигателем
  • Автоматическая коробка передач с электронным управлением
  • Маршрутный компьютер
  • и другое

Световые приборы [ править | править код ]

Автомобильные световые приборы делятся на наружные и внутренние.

  • К наружным относятся фары (с ближним и дальним светом), габаритные огни, указатели поворота (совмещены с аварийной сигнализацией), стоп-сигналы, фонари заднего хода, фонари освещения номерного знака, противотуманные фары, контурные огни, прожекторы, в некоторых случаях — декоративные лампы.
  • К внутренним относятся лампы освещения салона, подкапотная лампа, лампа освещения багажника, лампа освещения перчаточного ящика, лампы подсветки приборной панели и др.

Прочие потребители [ править | править код ]

  • Стартер
  • Система зажигания
  • Бортовой компьютер
  • Электроусилитель руля
  • Двигатели вентиляторов, приводов стеклоочистителей, электростеклоподъёмников, и т. п.
  • Обогреваемые стекла
  • Парковочные датчики (парктроник)
  • Видеокамеры заднего обзора
  • Сервоприводы сидений
  • Прикуриватель
  • Радиоприёмник (магнитола), телевизор, мультимедийная развлекательная система
  • Звуковой сигнал
  • Противоугонная сигнализация
  • GPS-навигатор, встроенный или отдельный,
  • Обогреватели сидений,
  • а также другие вспомогательные и информационные системы и приборы.

Некоторые виды бытовой техники, приспособленной также и для работы в автомобиле, могут получать питание от автомобильной электросети (подключение осуществляется либо через специальное гнездо, либо через гнездо прикуривателя). Для этой цели применяются различные адаптеры — от простейших делителей напряжения до импульсных блоков питания с двойным преобразованием тока. Но гнездо прикуривателя изначально не было рассчитано на подключение иных потребителей, кроме как нагревательного элемента «электрозажигалки», поэтому нередки перегорания предохранителей и термическое повреждение гнезда (необходимо рассчитать допустимый потребляемый ток по предохранитялям прикуривателя).

На некоторых машинах с мощными генераторами может быть установлен инвертор с выходом ≈ 220 Вольт для питания обычной бытовой техники. Мощные машины специального назначения могут иметь другие сети с другими питающими напряжениями.

Классификация и состав системы электрооборудования ТС

Электрооборудование автомобилей и тракторов представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электрических и электронных устройств. К автотракторному электрооборудованию относят следующие системы и устройства:

  • электроснабжения
  • электростартерного пуска двигателя
  • зажигания
  • освещения, световой и звуковой сигнализации
  • информации и контроля технического состояния автомобиля, трактора и их агрегатов
  • электропривода
  • подавления радиопомех
  • электронного управления системами и агрегатами автомобиля и трактора

В систему электроснабжения входят генераторная установка и ак­кумуляторная батарея.

Система электростартерного пуска двигателя включает в себя ак­кумуляторную батарею, электростартер, реле управления (дополни­тельные реле и реле блокировки) и электротехнические устройства облегчения пуска двигателя.

Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в Цилиндрах бензиновых двигателей искрой высокого напряжения, возникающей между электродами свечи зажигания. Помимо свечей к системе зажигания относятся катушки зажигания, прерыватели-рас­пределители, транзисторные коммутаторы, электронные блоки управления (контроллеры), добавочные резисторы, высоковольтные провода, наконечники свечей и т.д.

Система освещения и световой сигнализации объединяет осветитель­ные приборы (фары головного и рабочего освещения), светосигнальные фонари (габаритные огни, указатели поворота, сигналы торможе­ния, фонари заднего хода и др.) и различные реле управления ими.

Система информации и контроля технического состояния автомоби­ля, трактора и их агрегатов включает в себя датчики и указатели дав­ления, температуры, уровня топлива в баке, спидометр, тахометр, сигнальные (контрольные) лампы и т.д. На автомобиле может быть установлена бортовая система контроля с компьютером.

Электропривод (электродвигатели, моторедукторы, мотонасосы, элек­тромагниты) находит все большее применение в системах стеклоочистки, отопления, вентиляции, предпускового подогрева двигателя, в стекло­подъемниках, в системах подъема и опускания антенны, в устройствах блокировки дверей, в исполнительных механизмах электронных систем.

Используется разнообразная коммутационная и защитная аппара­тура:

  • выключатели
  • переключатели
  • реле различного назначения
  • контакторы
  • предохранители и блоки предохранителей
  • соединитель­ные панели и разъемные соединения

Расширяется применение электронных систем впрыскивания топ­лива, антиблокировочных, противобуксовочных и навигационных систем, систем предотвращения столкновений.

Число и мощность потребителей электроэнергии на автомобилях и тракторах постоянно увеличиваются, соответственно возрастает мощность источников электрической энергии. На смену устаревшему электрооборудованию приходят новые, более сложные по конструк­ции и схемным решениям электрические и электронные изделия и системы.

От совершенства конструкции и технического состояния электро­оборудования зависят эксплуатационная надежность и производи­тельность автомобиля и трактора.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector