Что означает маркировка масла для двигателя
Моторное масло SAE 5W
Содержание
- 1. Расшифровка маркировки
- 2. Основные виды масел 5W
- 2.1. 5W-20
- 2.2. 5W-30
- 2.3. 5W-40
- 3. Маркировка моторных масел по API
- 4. Маркировка моторных масел по ILSAC
- 5. Технические характеристики моторных масел ROLF 5W
- 6. Каталог моторных масел ROLF 5W
Масла ROLF доказали свою надежность при эксплуатации в заявленном диапазоне температур.
Расшифровка маркировки
Маркировка 5W – это обозначение класса вязкости моторного масла по международной системе классификации SAE J300. Она была разработана в США Обществом автомобильных инженеров и получила признание во многих странах мира. Согласно этой системе, вязкость масла измеряют в условных единицах – степенях. Чем больше число в маркировке, тем выше степень.
В ряду зимних моторных масел к маркировке добавляют букву W (winter). Основными характеристиками таких материалов являются:
- максимальное значение низкотемпературной динамической вязкости,
- минимальное значение кинематической вязкости при +100 °С.
Другими словами, зимние масла должны обеспечивать прокачиваемость и проворачиваемость на морозе, при этом сохранять смазывающую способность при нагревании. Продукты SAE 5W предназначены для эксплуатации в диапазоне температур от -35 до -10 °С. Например, масло 5W-30 от ROLF Lubricants GmbH удовлетворяет требованиям к зимним продуктам (и даже превосходит их), так как может эксплуатироваться при температурах от -40 °С.
Маркировкой 5W также обозначают ряд всесезонных автомобильных масел. В комбинацию добавляют значение вязкости смазочного материала через дефис. Чем больше цифра после дефиса, тем выше вязкость материала при высокой температуре и тем лучше будет смазывание внутренних деталей двигателя в жару. Чем ниже число, тем меньше вязкость и тем лучше масло прокачивается по системе, то есть облегчает холодный пуск.
Основные виды масел 5W
5W-20. Масло характеризуется относительно низким коэффициентом вязкости, поэтому применяется в моторах высокой мощности. Масла 5W-20 используют в регионах с относительно прохладным летом.
5W-30. Масло имеет среднюю вязкость, упрощает пуск двигателя в мороз, но при высокой температуре становится текучим, не способным к образованию стабильной смазывающей пленки. Продукты 5W-30 рекомендованы для использования в средней полосе России.
5W-40. Смазочный материал образует стабильную пленку, исключает сухое трение поверхностей при температуре мотора до +120…+140 °С. Масла SAE 5W-40 рекомендованы для использования в современных двигателях с высокой тепловой напряженностью, а также в агрегатах с пробегом.
Маркировка моторных масел по API
По назначению и уровню эксплуатационных свойств моторные автомасла делятся на две группы (первая буква в маркировке):
- S (Service) – для бензиновых двигателей легковых машин, грузовиков, микроавтобусов;
- C (Commercial) – для дизельных агрегатов коммерческого транспорта, сельхозмашин, промышленного оборудования, спецтехники и т. д.
Вторая буква в маркировке показывает уровень эксплуатационных свойств продукта от самого низкого (А) до высокого (N).
Компания ROLF Lubricants GmbH производит моторные масла 5W, подходящие как для бензиновых, так и дизельных двигателей (ROLF JP SAE 5W-20 ILSAC GF-5/API SN – только для бензиновых). Смазочные материалы имеют двойную маркировку в соответствии с API. Моторные масла ROLF отвечают требованиям высокой спецификации SN (для ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 – SL) и CF.
Маркировка моторных масел по ILSAC
Система классификации ILSAC разработана Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee), в который вошли представители американской и японской ассоциаций автопроизводителей. Новый стандарт стал дополнением к API, но ужесточил требования к материалам для бензиновых двигателей.
Существует 5 категорий моторных масел по ILSAC:
- GF-1 – устаревший класс, полностью совпадающий с API SH;
- GF-2 – соответствует API SJ;
- GF-3 – соответствует API SL. К маслам этой категории предъявляются высокие требования в части сокращения расхода топлива, экологической безопасности, обеспечения производительности двигателя при критических нагрузках;
- GF-4 – класс был введен в 2004 году и соответствует требованиям API SM;
GF-5 – самая свежая категория, установленная в 2010 году вместе с введением API SN. Она повышает требования к вышеперечисленным характеристикам масел, а также к моющей способности и межсервисному интервалу.
Технические характеристики моторных масел ROLF 5W
- Высокие диспергирующие и моющие свойства. Моторные масла ROLF эффективно очищают внутренние детали двигателей от сажи и загрязнений.
- Высокая окислительная стабильность. Материалы сохраняют свои основные свойства в сильно нагревающихся агрегатах.
- Отсутствие коррозионного воздействия на металлические поверхности. Масла безопасны для двигателя при длительном простое.
- Хорошая прокачиваемость и проворачиваемость в установленном диапазоне температур. Масла обеспечивают легкий запуск двигателя и качественное смазывание поверхностей в холодную погоду.
- Химическая инертность по отношению к материалам уплотнителей. Значительно снижается риск протечек при использовании масла в двигателях с пробегом.
- Максимальная защита от износа. Передовые пакеты присадок помогают обеспечить высокую стабильность пленки в термонагруженных зонах, предотвратить образование отложений на поверхностях деталей.
Каталог моторных масел ROLF 5W
ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30
Синтетическое масло премиум-класса на основе синтезированного гидрокрекингового базового масла, алкилированных нафталинов и полиальфаолефинов. Предназначено для применения в бензиновых и дизельных моторах, включая турбированные двигатели с непосредственным впрыском и высоким риском механической деструкции смазочного материала. Характеристики продукта соответствуют требованиям API SL/CF и ACEA A3/B4.
ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40
Полностью синтетическое масло категории «премиум» с уникальным составом из трех базовых масел (аналогично ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30) и пакета присадок. Смазочный материал предназначен для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с риском механической деструкции пленки. Характеристики продукта соответствуют требованиям API SN/CF, ACEA A3/B3 и A3/B4.
ROLF GT 5W-30 SN/CF
Легкотекучее синтетическое масло высокого класса, предназначенное для использования в дизельных и бензиновых двигателях с турбонаддувом и без него. Помогает увеличить мощность силового агрегата. Характеристики продукта соответствуют высшей спецификации моторных масел API SN.
ROLF GT 5W-40 SN/CF
Всесезонное легкотекучее масло (синтетика) высокого класса для бензиновых и дизельных моторов. Использование смазочного материала позволяет увеличить мощность двигателя. Характеристики моторного масла соответствуют высшей категории API SN.
ROLF JP SAE 5W-20, ILSAC GF-5/API SN
Энергосберегающее синтетическое моторное масло для современных двигателей азиатских и американских авто, в которых рекомендовано использовать смазочные материалы спецификаций API SN, ILSAC GF-5.
Физико-химические характеристики
ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30
ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40
ROLF GT 5W-30 SN/CF
ROLF GT 5W-40 SN/CF
ROLF JP SAE 5W-20, ILSAC GF-5/API SN
Как расшифровываются маркировки моторного масла, что они означают и что выбрать
Выбор моторного масла для новичка порой задача более сложная, чем может показаться. Мало того, что нужно выбрать определенный бренд, так еще и не ошибиться с типом и вязкостью масла. Маркировок много, вариантов еще больше, а что означают цифры «5W40» и чем такое масло отличается от «0W30», понимают не все. Давайте выясним базовые характеристики моторного масла, разберемся в маркировках и поймем, можно ли критично ошибиться в выборе.
Взяв в руки любую упаковку моторного масла, на ней можно увидеть массу аббревиатур, цифр, индексов и допусков автомобильных брендов. О них мы поговорим чуть ниже, а сначала определимся с тем, из чего, собственно, состоит масло. С совсем базовой точки зрения моторное масло состоит из основы и присадок. Базовая основа – это само масло, а присадки – это добавки, улучшающие характеристики масла до требуемых.
При этом расхожие названия «минералка» и «синтетика» имеют под собой реальные обоснования: ведь фактически по составу базовой основы моторные масла условно делятся на минеральные и синтетические. У этой классификации тоже есть свои слабые места, но и потребители, и маркетологи к ней привыкли. Минеральные масла по этой классификации – те, где базовая основа производится из нефти, а синтетические имеют в основе масло, произведенное при помощи органического синтеза. Из этих двух категорий появилась и третья – «полусинтетика». Фактически полусинтетические моторные масла – это минеральные масла с добавлением синтетических компонентов, то есть, строго говоря, они все равно относятся к минеральным.
Такая маркировка масла используется для обозначения его вязкости и текучести по классификации SAE – американской Ассоциации автомобильных инженеров. В этой маркировке содержатся два показателя: первые два символа – это вязкость масла при низких температурах, а вторые два – при высоких. Буква W в маркировке как раз означает «winter» – то есть зима. Классов низкотемпературной вязкости шесть: 0W, 5W и так далее до 25W. Чем больше число в индексе, тем выше вязкость масла при низких температурах: например, масло 0W в мороз будет более жидким, чем 10W. Классов высокотемпературной вязкости больше, но самых распространенных в потребительском сегменте – пять: 20, 30 40, 50 и 60. Принцип здесь тот же самый: чем больше число, тем выше вязкость масла при высоких температурах.
Существуют масла с одной маркировкой: например, 5W. Это означает, что масло предназначено только для применения при низких температурах. Однако в большинстве своем современные моторные масла являются всесезонными – то есть могут работать как при низких, так и при высоких температурах. Основная задача в таких условиях – обеспечить необходимые параметры вязкости, а также сохранить смазывающие, защитные и очищающие свойства во всем рабочем диапазоне температур.
Моторные масла в процессе сертификации проходят тестирование на соответствие стандартам различных профильных организаций. Например, ACEA – это Ассоциация европейских автопроизводителей, а API – Американский институт нефти. Эти организации оценивают масла и присваивают им классы в зависимости от их характеристик. Современные масла практически всегда имеют такие маркировки, поэтому при выборе их можно использовать лишь для проверки соответствия масла вашему автомобилю.
Еще одна категория маркировок моторного масла – допуски автопроизводителей. Качественные моторные масла обычно имеют допуски большинства крупных автопроизводителей, так что на упаковке будет целая россыпь брендов с указанием конкретных допусков.
Как ни странно, вопрос выбора моторного масла одновременно крайне прост и крайне сложен. С одной стороны, базовый ответ здесь элементарен: нужно заливать то масло, которое рекомендовано производителем в сервисных документах вашего конкретного автомобиля. То есть, для неискушенных автовладельцев вопроса как такового нет: нужно просто открыть руководство по эксплуатации и купить соответствующую жидкость. При этом, разумеется, необязательно строго соблюдать рекомендации по выбору бренда. Обычно автопроизводители указывают «рекомендованное» масло компании-партнера, но владелец машины может сам выбирать производителя – главное, чтобы параметры моторного масла совпадали с рекомендованными производителем, и у него был соответствующий допуск от автопроизводителя.
С другой стороны, даже рекомендованные автопроизводителем масла не всегда оказываются абсолютно оптимальными для всех сценариев эксплуатации. Здесь могут играть роль такие «внешние» факторы как манера езды, климатические условия, периодичность замены масла, а также ожидания владельца по ресурсу двигателя. Например, при активной манере езды масло может требовать более частой замены, как и при постоянной эксплуатации в дорожных пробках. Пробки и активная езда также провоцируют перегрев, так что современные маловязкие масла в таких условиях иногда могут не обеспечивать идеальную защиту деталей двигателя. А вот эксплуатация в холодном климате с короткими поездками, напротив, может быть поводом использовать менее вязкое масло. Ну и выбор бренда в конечном итоге тоже важен: ведь соответствие двух разных масел одному и тому же набору параметров и допусков еще не означает, что они имеют абсолютно идентичные эксплуатационные свойства.
Резюмируя вышесказанное, можно сформировать простую рекомендацию по выбору масла. Если вы не уверены в том, что купить, просто откройте руководство по эксплуатации вашего автомобиля и уточните, какую вязкость и прочие параметры рекомендует производитель. Приобрести можно любое масло крупного бренда, имеющее нужную вязкость и нужный допуск от производителя вашей машины.
Если же вам интересно разобраться в выборе масла более подробно, то начать можно с нашего материала о том, почему маловязкие масла – не всегда лучший выбор и в каких случаях повышение вязкости может пойти на пользу мотору.
Маркировка моторных масел
Замена моторного масла – процедура, которую водитель может выполнить самостоятельно. Для этого достаточно найти эстакаду, после чего выполнение работ потребует максимум полчаса. Но перед тем как выполнять работу по замене масла, его необходимо приобрести. При выборе расходных жидкостей всегда нужно придерживаться рекомендаций производителей. Но если имеются специфические требования к маслу, либо найти нужный состав не удается в магазине, можно самостоятельно разобраться в маркировке масла, чтобы подобрать оптимальный вариант.
Какие бывают типы моторных масел
Как известно, главная задача моторного масла — минимизировать трение движущихся деталей в моторе автомобиля. Чем меньше детали трутся, тем меньше вероятность поломки, а значит, двигатель прослужит дольше.
В зависимости от того, какой мотор используется на автомобиле, существует 3 типа моторных масел: бензиновое, дизельное и универсальное. Как можно понять из их названий, первые два предназначены для конкретных типов двигателей, а универсальный вариант подойдет, как для дизеля, так и для бензинового мотора.
Помимо деления масел по типу двигателя, также их можно классифицировать по сезонности, когда рекомендуется такие составы использовать. Масло может быть летним, зимним или всесезонным. Стоит отметить, что сезонность масла зависит от его вязкости, а также от показателя изменения консистенции при повышении или понижении температуры.
В зимний период лучше использовать менее вязкие масла, чтобы мотору было проще стартовать после стоянки на холоде. Летом же такие масла применять не рекомендуется, поскольку они недостаточно качественном смазывают компоненты двигателя. Для лета подойдут более вязкие варианты, но если их использовать зимой, они могут препятствовать быстрому пуску мотора при отрицательной температуре окружающей среды.
Обратите внимание: Наиболее распространены сейчас всесезонные моторные масла, вязкость которых практически не меняется от температуры окружающей среды.
Из чего состоят моторные масла
Каждый производитель моторного масла имеет свою уникальную рецептуру, которая, по его мнению и испытаниям, является идеальным сочетанием между стоимостью и исполняемыми защитными функциями. Тем не менее, основа у всех моторных масел одна — это масляные фракции, которые были получены во время переработки нефти.
Обратите внимание: В последнее время некоторые производители начали использовать масляные фракции, полученные искусственным путем.
Моторные масла можно разделить на 3 типа по составу: минеральные, синтетические и полусинтетические.
Производители современных автомобилей рекомендуют использовать для повышения срока службы мотора синтетические или полусинтетические масла. Минеральные составы в настоящее время применяются, в большинстве своем, для грузовых автомобилей или старых моделей легковых машин.
Важно: Если на канистре с моторным маслом не указано, что оно является синтетическим или полусинтетическим, вероятнее всего, данный состав минеральный.
При выборе типа масла для автомобиля обязательно нужно ознакомиться с рекомендацией производителя. Далеко не всегда синтетическое масло подходит моторам, для которых изначально установлено использование минерального состава.
Основные свойства и параметры моторных масел
Как отмечалось выше, каждый производитель хранит в секрете точный состав своих моторных масел, поскольку использует свои собственные уникальные наборы присадок. Но основной параметр вязкости должен быть указан при маркировке моторного масла.
Вязкость моторного масла
При выборе подходящего состава нужно обращать внимание, в первую очередь, на показатель вязкости масла. От него непосредственно зависит, насколько сильно будут повреждаться детали в процессе работы:
- Высокая вязкость. Излишне высокая вязкость ведет к тому, что мотору сложно стартовать при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, при высокой вязкости может возникнуть “масляное голодание”, поскольку не сразу после пуска двигателя до трущихся деталей дойдет масляный состав;
- Низкая вязкость. Также может приводить к повреждению трущихся деталей из-за недостаточного давления в системе смазки.
Дополнительные присадки
Каждое моторное масло, которое можно встретить в продаже, имеет свой уникальный набор присадок, дополняющих его эксплуатационные свойства. В зависимости от состояния мотора, его склонности к износу, а также других параметров владелец автомобиля может подобрать необходимое ему масло. Некоторые из свойств, которые добавляются с наборами присадок:
- Дополнительная защита от износа;
- Минимизация вероятности отложения стружки и различных посторонних веществ в моторе;
- Устойчивость к возникновению коррозии;
- Наличие дополнительных антиокислительных свойств;
- Дополнительные “чистящие” присадки.
Этот список далеко не полный. На канистре каждого моторного масла можно увидеть основные преимущества, которые выделяет его производительно.
Маркировка моторных масел
В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.
Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:
- Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
- Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
- Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.
Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.
Расшифровка маркировки SAE
Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.
По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.
Читается маркировка по стандарту SAE просто:
- Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
- Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
- Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.
Расшифровка маркировки API
Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:
- Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
- Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
- Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
- Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
- Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.
Расшифровка классификации масел ACEA
Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.
Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:
- A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
- С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
- E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.
Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.
Расшифровка классификации масел ILSAC
Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.
Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих.
В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:
- GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
Классификация SAE, расшифровка 10W40
Расшифровка обозначения 10W 40 или правильно сказать классификация SAE, достаточно проста. Первая цифра 10W обозначает температуру, при которой возможно прокачивание масла по масляным каналам и проворачивание двигателя при запуске. Вторая 40 обозначает вязкость масла при нагреве двигателя, соответственно, чем этот показатель выше, тем гуще масло при рабочей температуре.
0W | 5W | 10W | 15W | 20W | 25W | |
Проворачивание | -30°С | -25°С | -20°С | -15°С | -10°С | -5°С |
Прокачиваемость | -40°С | -35°С | -30°С | -25°С | -20°С | -15°С |
Диапазон применения в зависимости от температуры °С
Класс вязкости | Температурный диапазон °С |
5W — 30 | от минус 25 до плюс 20 |
5W — 40 | от минус 25 до плюс 35 |
10W — 30 | от минус 20 до плюс 30 |
10W — 40 | от минус 20 до плюс 35 |
15W — 30 | от минус 15 до плюс 35 |
15W — 40 | от минус 15 до плюс 45 |
20W — 40 | от минус 10 до плюс 45 |
20W — 50 | от минус 10 до плюс 45 и выше |
SAE 30 | от 0 до плюс 45 |
К чему может привести неправильное применение?
Давайте представим, что произойдёт с двигателем, если его эксплуатировать при температуре минус 30°С используя масло 15W40. При запуске двигателя масляный насос не сможет достаточно быстро прогнать масло по всем каналам, что приведет к повреждению поверхностей нуждающихся в постоянной смазке. Давление при таких условиях увеличится в разы, что грозит нарушению целостности смазочной системы.
Теперь представим обратную ситуацию, когда при высокой температуре вязкость масла не будет достаточной для нормальной работы двигателя, что приведет к низкому давлению масла в смазочной системе, а также повышенному износу постоянно трущихся деталей и возможно к стуку гидрокомпенсаторов.
Какое масло заливать летом, а какое зимой?
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы. Моторное масло 10W40 характеризуется, как «всесезонное» и подойдет для эксплуатации, как летом, так и зимой в тех регионах, где стрелка термометра не опускается ниже -20°С. Если температура воздуха гораздо ниже этого уровня, то рекомендуется применять масло 5W40 или 0W40, что будет способствовать запуску двигателя при низких температурах.