Что происходит при перегреве двигателя симптомы
Перегрев двигателя: причины, признаки и способы устранения
Автомобиль — это сложнейший механизм, который состоит из множества деталей, агрегатов и узлов. Самый важный компонент любой машины и самый дорогостоящий — это её двигатель. К счастью, при нормальной эксплутации автомобиля мотор ломается очень редко, а значит не так часто требует ремонта. Но есть ситуации, которые приближают наступление этого трудоемкого ремонта. Одна из них — перегрев двигателя.
Во время своей работы мотор автомобиля нагревается до высоких температур, выше 100 градусов по Цельсию, что является рабочей температурой двигателя, при которой мотор может работать при нормальных рабочих тепловых зазорах, предусмотреных заводам-изготовителем. Если не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он быстро выйдет из строя. Для этого в машине была создана специальная система охлаждения, в которой постоянно циркулирует охлаждающая жидкость — тосол.
Любые неполадки и неисправности в системе охлаждения приводят к перегреву двигателя автомобиля. И если вы заметили, что датчик температуры на приборной панели показывает крайне высокие величины, то следует незамедлительно разобраться в причинах. Давайте разберемся, почему перегревается двигатель, в чем причины, как устранить неполадки?
Последствия перегрева двигателя
Даже разовый перегрев мотора на протяжении непродолжительного времени может вызвать проблемы в дальнейшем. Двигатель имеет детали, которые чувствительны к высоким температурам. К ним относятся, например, маслоотражательные колпачки клапанов и маслосъемные поршневые кольца. При перегреве маслоотражательные колпачки теряют упругость (дубеют), их резиновая часть. Маслосъемные поршневые кольца (они стальные) при перегреве залегают, то есть перестают сжиматься и разжиматься в определенных конструкторами пределах.
В результате резко повышается масляный аппетит мотора. Такой повышенный расход ГСМ только усугубляет ситуацию с перегревами двигателя, потому что на поверхности камеры сгорания образуются отложения. Что ещё более усугубляет ситуацию потому что начинает образовываться нагар, из-за которого могут выйти из строя свечи и даже катушки зажигания (ну и соответственно и компрессионные кольца с вытекающими из этого последствиями).
Но это не самое страшное. Гораздо более серьезный вред наносится металлическим деталям двигателя. Как известно, при нагреве материал расширяется. При нормальной работе мотора после охлаждения компоненты возвращаются в исходное состояние без остаточных деформаций. Однако в случае перегрева детали расширяются больше обычного и тогда остаточных деформаций не избежать. Отсюда мы получаем коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. А это уже серьезно, что требует дорогостоящего ремонта двигателя.
Признаки перегрева мотора
Специалисты разделяют два вида перегрева двигателя: внутренний и внешний. Самым опасным из них можно считать первый, так как он не сразу заметен водителю. При нем повышения температуры охлаждающей жидкости практически нет. Тепло как бы остается внутри агрегата. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь.
Какие существуют основные признаки перегрева двигателя?
1. Стрелка датчика температуры на приборной панели находится в красной зоне. Это означает превышение температуры охлаждающей жидкости.
2. Из-под капота выходит пар или дым. Появление пара означает, что охлаждающая жидкость закипела (при испарении). Если из-под капота идет дым, это значит что уже что-то горит, скорее всего тут система охлаждения двигателя не виновата. В любом из этих случаев нужно сразу же остановить машину и выключить двигатель.
3. Снижение эффективности автомобильной печки. Отопитель, который расположен выше других элементов системы охлаждения, получает тепло от тосола. Если жидкость перестает туда попадать, то эффективность печки падает.
Причины перегрева двигателя автомобиля
Если вы заметили признаки того, что двигатель греется, необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля. Следует провести диагностику системы охлаждения, чтобы выявить причины. Таких факторов может быть десяток. Вот наиболее распространенные причины перегрева двигателя:
1. Радиатор пробит или загрязнен. Радиатор играет важную роль в охладительной системе, если он перестает нормально работать, то происходит повышение температуры. Очень часто на нем скапливается грязь, пыль или листья. В этом случае стоит очистить радиатор. Также он может забиться внутри, а значит его следует прочистить. Если это сделать невозможно или в радиаторе появились дырки, трещины, то можно его просто заменить на новый.
2. Сломался термостат. Поломка термостата часто становится причиной перегрева мотора. В этом случае элемент нужно заменить.
3. Вышел из строя вентилятор системы охлаждения. Если вентилятор сломался, то возникает плохое охлаждение двигателя. Неисправности могут быть вызваны плохой коммутацией или поломкой электропривода. В данном случае нужен ремонт или замена вентилятора. Кроме того, может ослабнуть натяжение ремня, который приводит в движение вентилятор от коленчатого вала. Если привод вентилятора электрический, то может неправильно работать датчик температуры.
4. Поломка водяной помпы. Неисправность насоса нарушает циркуляцию охлаждающей жидкости, в результате чего система перегревается. Помпа может выйти из строя в результате износа или другой причины. Также могут порваться ремни водяного насоса.
5. Низкий уровень охлаждающей жидкости или ее отсутствие. Необходимо регулярно проверять наличие рабочих жидкостей в автомобиле. Если их недостаточно, то нужно долить. Тосол (вода, антифриз) при высоких температурах в процессе эксплуатации постепенно испаряется, к тому же нередко происходит утечка. В системе охлаждения большое количество всевозможных трубок, хомутиков, которые могут сдвигаться, ослабляться, повреждаться, а значит пропускать жидкость. Следите внимательно за подтеками и в случае необходимости затяните хомуты, поменяйте уплотнения.
6. Работа двигателя в трудных условиях. Нередко перегрев двигателя автомобиля происходит летом в жару. Конечно, температура окружающей среды не является главной причиной перегрева, но может быть сопутствующим фактором. А теперь представьте, что таких факторов собралось много в один момент. Старый перегруженный «жигуленок» поднимается медленно в гору. Педаль нажата в пол, из-за чего нагрузка на мотор большая. Обороты коленчатого вала малые, а значит помпа не качает много охлаждающей жидкости, система работает плохо. Скорость движения автомобиля тоже маленькая, а значит недостаточно скорости набегающего воздушного потока. Вот вам и перегрев мотора, кипение тосола, пар из-под капота.
Несколько советов
Когда вы заметили перегрев мотора, то следует незамедлительно приступать к поиску причины неполадок. В зависимости от факторов, вызвавших неблагоприятную ситуацию, будет подобрано решение, последовательность действий.
Не забывайте регулярно проверять уровень охладающей жидкости: тосола, антифриза. На расширительном бачке указана отметка, до которой следует доливать жидкость. Кроме того, следует заменять старую жидкость на новую, так как она со временем теряет свои свойства. Более подробно об этом мы рассказали в этой статье.
Важно периодически проверять работу термостата. Именно он нередко становится причиной перегрева. Чтобы проверить работоспособность элемента, при прогретом двигателе дотроньтесь до радиатора. Если он теплый, значит термостат работает как надо. То есть при достижении высокой температуры правильно срабатывает клапан, которые и запускает охлаждающую жидкость в радиатор.
Проверить работоспособность термостата можно еще одним способом. Нужно снять его и положить в емкость с кипящей водой. Если клапан сработает, значит все в порядке.
Если тосол в машине закипел и пошел пар, будьте осторожны! Не нужно бросаться открывать крышку расширительного бачка или пробку радиатора. В этот момент в системе высокое давление и, открыв доступ к ней, избежать ожогов вам не удастся. Кроме того, охлаждающая жидкость должна оставаться в системе. Просто заглушите двигатель, откройте капот, дав возможность воздуху несколько охладить двигатель.
Нельзя поливать горячий мотор водой! Вы рискуете залить проводку и еще сильнее усугубить ситуацию. К тому же, температурный контраст горячего и холодного приведет к разрушению компонентов двигателя.
Кстати, агрессивная езда тоже может привести к рассмоторенным выше проблемам, так что едьте спокойнее. Удачи на дорогах!
Как определить перегрев двигателя? Симптомы и самостоятельная диагностика
Скачать PDF
В летнее время, возникает вопрос — как определить перегрев двигателя автомобиля? Это довольно-таки распространённая проблема, а также очень неприятная, способная повлечь за собой массу плохих последствий. Эксперты отмечают тот факт, что даже кратковременный и едино разовый перегрев мотора, может вызвать серьезные поломки.
Чтобы избежать всего этого, нужно помнить некоторые правила эксплуатации машины, особенно в жаркое время года.
Как определить перегрев двигателя и предпринять меры, по нормализации его состояния? Этот вопрос актуальный, но помните, что осторожность никогда не бывает лишней, особенно в вопросах главного агрегата автомобиля. Двигатель современной машины, имеет, как правило, сложную конструкцию и состоит из различных деталей. Некоторые узлы мотора, очень чувствительны к перепадам температур, особенно к ее повышению за допустимые границы.
Содержание
- Что происходит при перегреве?
- Причины перегрева
- Ищем поломки
Что происходит при перегреве?
Если вы помните курс начальной физики, то наверняка в курсе, что детали при перегреве имеют свойство расширяться. Если происходит охлаждение, то они возвращаются в свое первоначальное состояние. При резких перепадах температуры, детали могут деформироваться.
Остаточные деформации очень опасны для некоторых деталей двигателя. К примеру, головки цилиндров или самого блока, в последствии перегрева деформируются на столько, что повышается их износ в процессе работы. В некоторых особо сложных случаях наблюдается рост размера поршневой группы.
Причины перегрева
Безусловно, современный автомобиль хорошо защищен различными системами. В первую очередь, качественным радиатором, который хорошо рассеивает тепло. В качестве помощников, устанавливаются эффективные вентиляторы, чаще всего малошумные.
Даже если автомобиль долго стоит в пробке при высокой температуре воздуха, мала вероятность, что двигатель закипит. Но это возможно лишь при полной исправности системы охлаждения.
Сам перегрев может быть двух типов, внешним и внутренним.
Внешний легко отслеживается датчиком температуры масла или охлаждающей жидкости. Бортовой компьютер (если у вас такой имеется), обязательно сообщит о превышении допустимого температурного порога. Однако есть и внутренний перегрев двигателя, его отследить не всегда удается. Но есть симптомы, по которым его можно наверняка выявить.
В первую очередь, если у вас есть ощущение, что температура окружающего воздуха достаточно велика, обратите внимание на его мощность. Если вы наблюдаете резкий спад данного параметра, то это он. Если вы продолжите эксплуатировать автомобиль в данном режиме, то скорее всего произойдет задирание поршней и потребуется капитальный ремонт.
Ищем поломки
Первая, и самая распространенная причина, что двигатель не охлаждается должным образом, это недостаток охлаждающей жидкости в системе. В современных авто, эта жидкость представлена тосолом. По сути, вся система замкнутая, но по тем или иным причинам, могут возникать пробои (чаще всего грешат этим хомуты) и уровень жидкости падает.
В особо сложных случаях, тосол может проникать в цилиндры двигателя, вызывая тем самым гидроудар, тут без капиталки не обойтись.
Как отмечалось выше, системы охлаждения имеют в своем распоряжении некоторые защитные компоненты. К ним можно отнести термостат. Дело в том, что охлаждающая система имеет два круга циркуляции тосола.
Это позволяет экономить топливо на быстром разогреве двигателя. Работает данная система так, после повышения определенного порога (примерно 85°C), специальный прибор – термостат, открывается путь тосолу на большой круг – к радиатору.
Если термостат не исправен, он может замкнуть всю систему на малом круге и в итоге будет перегрев.
Одна из распространенных проблем — это засорение решетки радиатора. Радиатор может выполнять свои функции лишь тогда, когда его решетка способна свободно пропускать воздух.
Если нарушить этот процесс, происходит застой воздуха и рассеивание тепла не идет должным образом. Для того, чтобы этого не произошло, достаточно периодически промывать радиатор охлаждения. Но помните, при этом не следует подвергать воздействию воды электрические части авто, которые находятся за самим радиатором. Теперь вы знаете, как определить перегрев двигателя и избежать его. Рекомендуется постоянно контролировать состояние всей системы охлаждения, проверяя уровень тосола в расширительном бачке.
Признаки, причины и последствия перегрева двигателя. Что делать.
Именно перегрев двигателя практически любого транспортного средства является одной из самых важных проблем современных автолюбителей. В современном мире пик таких неприятностей приходится на последние месяцы лета. Данное явление является достаточно опасным, после даже совсем небольшого перегрева, ваше транспортное средство может существенно пострадать, появиться множество неприятных последствий, устранить которые можно будет исключительно в профессиональных СТО, это повлечет очень серьезные расходы.
Если после проверки будут выявлены структурные повреждения определенных элементов — многие специалисты будут рекомендовать капремонт двигателя, а эта процедура обойдется очень дорого. Современный двигатель собран из огромного количества разнообразных элементов, каждый из которых имеет определенную чувствительность к изменениям температурного режима. Маслоотражательные колпачки могут сразу же пострадать от резкой смены температурного режима, после них поршневые кольца также могут оказаться под пагубным воздействием высокой температуры. У современных расширителей маслосъемных колец есть одна особенность — они могут потерять свою изначальную упругость, когда температура становиться слишком высокой, это повлечет за собой достаточно существенные изменения в двигателе, поменяются показатели потребления масла.
Но это только небольшие проблемы, которые могут настигнуть ваше транспортное средство в момент перегрева его основного агрегата. Согласно законам физики — тела расширяются от сильного нагрева. Если перегрев двигателя случился — значит все детали очень сильно расширились. Они подвергаются деформации, и уже не смогут вернуться к своему естественному состоянию. Это приведет к достаточно серьезным повреждениям, ремонт двигателя будет достаточно дорогостоящим.
Из—за чего возникает перегрев
Для перегрева двигателя есть множество факторов. В современном мире выделяют всего семь основных, которые все автовладельцы должны всегда помнить. Это позволит своевременно реагировать на изменения в работе транспортного средства и его деталей.
- Охлаждающая жидкость заканчивается, ее слишком мало в системе, отвечающей за охлаждение. Антифриз иногда вытекает через небольшие трещины, которые образуются в патрубках или самом радиаторе. Автовладельцу придется регулярно проводить осмотр пространства под своим транспортным средством, это позволит своевременно определить утечку и принять нужные меры. Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата. Устройство перестанет проявлять необходимую реакцию на температурные показатели антифриза, который выходит из двигателя, это нарушит циркуляцию охлаждающей жидкости — она будет проходить только малый или большой круг, это существенно скажется на правильном функционировании транспортного средства. Если только малый круг — перегрев двигателя вашему транспортному средству гарантирован. Большой — слишком медленный прогрев агрегата, который повлечет за собой проблемы иного типа.
Но может возникнуть внутренняя утечка — в данном случае все намного хуже. Антифриз будет попадать непосредственно сам картер двигателя, это будет способствовать разжижению используемого моторного масла. Гидроудар — один из ожидаемых результатов такой проблемы, также может произойти неожиданное заклинивание коленвала.
Сломанный термостат и другие его неисправности.
Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата. Устройство перестанет проявлять необходимую реакцию на температурные показатели антифриза, который выходит из двигателя, это нарушит циркуляцию охлаждающей жидкости — она будет проходить только малый или большой круг, это существенно скажется на правильном функционировании транспортного средства. Если только малый круг — перегрев двигателя вашему транспортному средству гарантирован. Большой — слишком медленный прогрев агрегата, который повлечет за собой проблемы иного типа.
Охлаждение радиатора является неэффективным.
Грязь, которая собирается в пространстве между ребрами этого агрегата, становиться причиной такой серьезной проблемы.
Вентилятор больше не сможет правильно выполнять все свои функции. Если его активирует электромотор — значит нужна замена температурного датчика, если активация происходит механически — нужно проверить уровень натяжения ремня приводного.
Все эти причины способствуют том, что, перегрев двигателя начинает наносить существенный вред вашему транспортному средству. Существуют специальные датчики, их показания позволяют своевременно применять определенные меры при появлении изменений в температурном режиме двигателя вашего транспортного средства. Но есть еще несколько причин, вызывающих перегрев двигателя, их практически невозможно сразу же заметить, и они приводят к тому, что происходит внутреннее перегревание основного агрегата вашего транспортного средства. Если такое случается — современным автолюбителям приходится обращаться в профессиональные СТО, чтобы устранить последствия проблем:
Нагар в большом количестве остается в специальных камерах сгорания.
В основном с такой проблемой сталкиваются транспортные средства с достаточно большими показателями пробега. Циллиндропоршневая группа достаточно сильно изнашивается, это приводит к тому, что моторное масло начинает собираться в элементах цилиндра, когда оно сгорает — остается много нагара. Специальные датчики температур в таких ситуациях не могут сигнализировать о том, что появились достаточно серьезные проблемы. Для водителей остается секретом, откуда берется огромное количество дыма из трубы выхлопа. Бензиновые моторы особенно подвержены данной проблеме, для них наличие нагара является очень опасной проблемой, может возникнуть калильное зажигание.
Наличие разнообразных отложений в системе охлаждения
Такие отложения могут полностью или частично заблокировать специальные каналы, отвечающие за отвод тепла от радиатора или двигателя вашего транспортного средства.
Присадки, которые имеются в современных моторных маслах.
Это прерогатива многих современных автовладельцев — они пытаются добавлять в используемые масла специальные присадки. Это может привести к тому, что цилиндры покроются металлокерамическим слоем, который будет способствовать существенному перегреву двигателя.
К чему лучше всего присмотреться
Есть признаки перегревания двигателя, которые можно заметить во время движения. Есть несколько признаков, которые дадут возможность понять, что случился перегрев:
- поднялась температура охлаждающей жидкости или сильно упала мощность все это понятно даже начинающему водителю.
Чтобы понять, что случился перегрев двигателя — можно заглянуть под капот вашего транспортного средства. Если появилась деформация определенных элементов — к примеру, прокладки ГБЦ, значит нужно срочно посетить автосервис.
Нужно провести осмотр расширительного бачка. Если в бачке вы увидите потемневшие хлопья — значит произошел перегрев.
Если прокладка головки блока получила повреждения — придется обращаться в автосервис, чтобы устранить все последствия данной проблемы.
Последствия перегрева
Для многих водителей перегрев двигателя — обычная проблема, которая ничем серьезным не угрожает их транспортному средству. Но благодаря перегреву двигателя — транспортное средство может получить очень серьезные повреждения, водитель обязан учитывать этот фактор:
Слабый перегрев двигателя
Если агрегат работал не так долго при колоссальных температурных нагрузках — ничего серьезного не случиться. Важно, чтобы водитель вовремя оценил показатели специального датчика, указывающего на наличие проблемы. Поршни немного поплавятся, но двигатель продолжит нормально функционировать. Если случился более сильный перегрев — поршни существенно деформируются, выхлопная труба будет выдавать исключительно черный дым. Это приведет к регулярному повторению перегрева — деформированные поршни будут тереться о стенки цилиндров.
Серьезный перегрев двигателя
Может деформироваться головка блока, прогореть прокладка, разрушиться определенные элементы на поршнях.
Катастрофический придел перегрева ДВС
Здесь поршни в цилиндрах могут попросту заклинить. Это приведет к полному разрушению двигателя вашего транспортного средства. Элементы конструкции цилиндра будут пробиты шатуном — придется транспортировать автомобиль в автосервис и просить замену двигателя.
Хроника событий
Сначала прогорают поршни, это отражается на работе цилиндров. Коленвал получает повреждения, к нему прилипают определенные элементы.
В дальнейшем воздействию поддается головка блока, это может существенно сказать на функционировании двигателя вашего транспортного средства.
Если поршни крепкие — сломается коленчатый вал, агрегат может продолжить работу. Заклиненный поршень разрывает, он наносит множество повреждений двигателю,поршневой палец с шатуном наносят вред цилиндру — ваше транспортное средство становиться непригодным к использованию.
Как лучше поступить, если основной агрегат сильно перегрелся
Если перегрев сильный — глушите двигатель, если не очень — нужно дать ему постепенно остынуть, чтобы избежать деформации деталей. Если вы откроете коробку расширительного бачка — получите ожоги рук. Если начнете доливать воду — детали деформируются от резких изменений температур.
Как защитить свое транспортное средства от перегрева определенных элементов:
- Нужно следить за тем, сколько в расширительном бачке осталось антифриза, следить за появлением утечки.
- Проверить состояние приводного ремня помпы, датчика, который отвечает за показатели температурного режима. Проверить вентилятор, в противном случае — он может не включиться в самый необходимый момент. Он связан с датчиком, от которого зависит момент его включения.
- Достаточно часто нужно мыть радиатор. Эта процедура позволяет избегать перегрева двигателя, но проводить ее нужно очень осторожно. Если транспортное средство достаточно старое — радиатор снимается и промывается отдельно. Используются специальные защитные составы. Если на радиаторе установлены специальные жалюзи — их нужно открывать, это позволяет избегать регулярных перегревов двигателя.
Ваше транспортное средство должно быть полностью исправным — это является основной гарантией защиты от перегревания двигателя. Лучше всего регулярно обращаться в автосервис и проходиться техническое обслуживание.
Симптомы перегрева двигателя
Первые автомобили имели воздушную систему охлаждения – их моторы охлаждались потоками забортного воздуха – сегодня подобное можно увидеть у мопедов, бензопил и прочих подобных механизмов. Но подавляющее большинство современной техники (не только автомобилей, но и локомотивов, тракторов, комбайнов) оснащено жидкостной системой охлаждения двигателя. Присутствует она даже у электромобилей и части мотоциклов.
Плюсы жидкостного охлаждения (иногда, по старинке, называемого водяным) налицо:
равномерное охлаждение всех узлов двигателя и, при необходимости, прочих агрегатов;
низкий уровень шума (водяная рубашка выступает как шумоизоляция);
возможность отбора теплоносителя для обогрева салона/кабины;
более корректная система контроля нагрева двигателя.
Последнее качество важно особенно – как для правильной работы автомобильной электроники, так и для ресурса двигателя вообще. Но, несмотря на очевидные плюсы, жидкостная система охлаждения имеет и минусы, главные из которых – сложность и наличие множества узлов и деталей, требующих ухода и контроля.
НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПЕРЕГРЕВУ
Говоря о неисправностях, приводящих к чрезмерному нагреву двигателя, нужно выделить две группы неполадок:
способствующие снижению уровня охлаждающей жидкости;
препятствующие нормальной циркуляции ОЖ по системе.
В жидкостных системах охлаждения автомобилей сегодня преимущественно используются антифризы. Эти жидкости, хотя и состоят примерно наполовину из воды, имеют более низкую температуру замерзания, и более высокую – кипения. Антифриз менее подвержен испарению, поэтому основной причиной снижения его уровня в системе являются его течи. Причинами утечки охлаждающей жидкости могут стать:
повреждения патрубков/шлангов, по которым протекает ОЖ;
неплотное прилегание элементов системы;
нарушение эластичности уплотнений (сальников, прокладок;
механические повреждения элементов системы охлаждения: трубок радиаторов (в том числе, отопителя), расширительного бачка, прокладки ГБЦ, рубашки в блоке цилиндров.
В нарушении проходимости жидкости по системе чаще всего виноваты:
Помпа (водяной насос). Прекращение циркуляции по вине насоса (или обрыва приводящих его в движение ремня или цепи) очень опасно и быстро приводит к перегреву двигателя.
Термостат. Охлаждающая система автомобиля имеет два контура. По малому кругу (рубашка двигателя, радиатор отопителя, некоторое навесное оборудование и подводящие патрубки) антифриз циркулирует сразу после запуска мотора до достаточного прогрева. По достижении рабочей температуры термостат открывает для ОЖ доступ в основной радиатор охлаждения, находящийся, как правило, в передней части автомобиля. Несвоевременное открытие клапана термостата, как и его неисправность, ведет к неправильному температурному режиму. Если клапан зависает в открытом состоянии – это недостаточный нагрев двигателя, в закрытом – перегрев из-за невозможности качественного охлаждения жидкости.
Засорение элементов системы – чаще всего, трубок основного радиатора или радиатора отопителя салона. Происходит из-за накопления в узких местах отложений: ржавчины, грязи, продуктов разложения антифриза.
Кроме того, причиной перегрева двигателя во время движения может быть недостаточное охлаждение жидкости, вызванное наружным засорением основного радиатора (при попадании в соты грязи, пыли, насекомых), радиатора кондиционера, поскольку он обычно находится перед основным, а также пространства между ними.
Неисправность вентиляторов радиатора тоже ухудшает охлаждение, следовательно, способствует перегреву двигателя.
КАК ОБНАРУЖИТЬ ПЕРЕГРЕВ
Главным признаком, указывающим на перегрев двигателя, являются показания датчиков охлаждающей жидкости. Их данные поступают как на указатель температуры на панели приборов, так и в блок управления двигателем. Водителю необходимо постоянно контролировать термометр: при повышении температуры стрелка поднимается вверх. Нормальным является ее среднее положение, приближение к красной зоне должно насторожить, переход в красную зону – стать сигналом принять меры. В некоторых автомобилях предусмотрена аварийная лампочка перегрева двигателя или даже звуковой зуммер.
Контролировать температуру двигателя можно и через табло бортового компьютера, и через приложение в смартфонах или мультимедиа, подключенных через OBD-сканер.
Однако бывают ситуации, когда проконтролировать температуру аппаратно не представляется возможным:
при отказе датчиков температуры;
обрыве в их цепи;
если уровень ОЖ опустился ниже места вкручивания датчика (на автомобилях устаревшей конструкции с одним датчиком в радиаторе).
Кроме указателя температуры, о перегреве свидетельствуют:
пар из-под капота;
слишком горячий или, наоборот, слишком холодный воздух из отопителя;
белый дым из выхлопной трубы;
металлические звуки из двигателя.
КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ ПЕРЕГРЕВЕ
Поскольку последствия перегрева могут серьезно сказаться на состоянии двигателя – привести к разрушению головки блока цилиндров и самого блока, привести к заклиниванию и дорогостоящему капитальному ремонту, игнорировать симптомы перегрева, не выяснив его причины, категорически запрещается.
Нужно заметить, что чаще всего среднего характера перегрев – без выкипания антифриза, когда стрелка поднялась лишь в начало красной зоны, не приносит фатальных последствий для мотора. В этом случае можно, дав двигателю остыть, продолжить движение к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности.
Остановитесь в безопасном месте. Если из двигателя не слышно посторонних звуков, не глушите его сразу, дайте поработать минуту-две на холостых.
В теплое время года откройте капот сразу, в холодное – подождите несколько минут, чтобы не вызвать трещин разницей температур.
Осмотрите двигатель, патрубки, пространство под машиной и салон на предмет течи охлаждающей жидкости.
Не открывайте радиатор или расширительный бачок сразу – это чревато ожогами от пара или минимум – потерей внушительного количества ОЖ. Подождите, пока двигатель остынет (руки смогут терпеть температуру патрубков).
Помните, антифриз, особенно на основе этиленгликоля – сильный яд. Попадание его внутрь организма даже в форме паров вызывает отравление.
Проверяйте уровень жидкости и в бачке, и в радиаторе.
Не доливайте в систему простую водопроводную воду, тем более – из луж или водоемов. Если подходящего антифриза нет, лучше залить дистиллированную воду, или антифриз другого класса, но тогда его нужно будет как можно быстрее заменить.
Если удалось восстановить уровень ОЖ, течи и явных неисправностей не обнаружено, двигайтесь со средней скоростью, избегая высоких оборотов, объезжая заторы и постоянно контролируя температуру. В противном случае не предпринимайте попыток запустить двигатель, отбуксируйте автомобиль к месту ремонта – например, на любую СТО сети умных автосервисов Wilgood.
Причины перегрева двигателя
Вы спокойно себе едете по дороге и вдруг замечаете, что из-под капота повалил белый пар. Ну всё, приехали. Что случилось? Перегрелся мотор. Такое случается. Как ни крути, а современная техника пока ещё базируется на принципах примитивной механики, поэтому от перегрева не застрахована ни одна машина.
Впрочем, до пара дело может и не дойти. Опытный водитель знает и другие признаки перегрева двигателя – это резкое возрастание температуры охлаждающей жидкости (по датчику более 120 градусов), а также металлический стук под капотом. Любой водитель обратит внимание и на то, что мощность резко падает, машина не может разгоняться.
Итак, у вас перегрелся двигатель, что делать в первую очередь? Сразу же найти место для остановки, заглушить мотор, включить печку на максимальные обороты, а затем выйти из машины и открыть капот. А теперь, когда вы всё это сделали, можно разбираться с проблемой перегрева двигателя.
Почему вообще такое возможно? Потому что современные двигатели всё ещё несовершенны. Без сложной системы отведения тепла двигатели в любой машине перегревались бы постоянно. Как ни крути, реально только 25% топлива действительно переходят в энергию движения, а всё остальное уходит на нагрев. В чём же дело? Что сломалось? Существует множество причин перегрева авто, и мы рассмотрим 10 наиболее распространённых.
1. Уровень антифриза ниже минимальной отметки
Антифриз – это охлаждающая жидкость, она находится в расширительном бачке. Если охлаждающей жидкости мало, система охлаждения уже не эффективна – и происходит перегрев двигателя авто. Проверьте, сколько осталось жидкости. Если её уровень ниже отметки min, нужно долить ещё. Слишком много лить не нужно, иначе жидкость, которая находится выше отметки max, выплеснется наружу.
2. Неисправна помпа охлаждающей системы
Антифриз в системе охлаждения движется не сам по себе, его качает помпа. Если крыльчатку помпы заклинит, или она вообще отвалится, причиной станет перегретый двигатель.
3. Повреждён радиатор или шланг радиатора
Если перегрев авто произошёл не вдруг, а после заметного удара в переднюю часть, может статься, что у вас повреждён радиатор охлаждения. Не обязательно врезаться на полной скорости в столб – причиной повреждения его может стать и камень, вылетевший в вашу машину из-под обгоняющего вас грузовика. Хорошо осмотрите радиатор, а также подходящие к нему шланги. Попробуйте устранить пробоины, используя подручные средства. Даже если удара не было, осмотреть радиатор всё равно стоит – он ведь может сломаться и от старости.
4. Радиаторная решётка слишком грязная
Почему перегревается двигатель? Причины могут быть настолько банальными, что даже смешно: например, сильное внешнее загрязнение радиатора после езды по глинистым грунтовкам. Пыль, грязь, колоски трав при езде в чистом поле забивают радиаторную решётку, и она уже не может выполнять свою функцию. Система охлаждения не справляется с работой, и вот вам результат.
5. Внутренние засоры в радиаторе
А как давно вы выполняли промывку системы охлаждения? Делать это нужно регулярно, поскольку в противном случае радиатор и внутренние поверхности двигателя имеют свойство засоряться и окисляться. Кроме того, некоторые прокладки от работы могут разрушиться. Накипь и засоры – это распространённые причины перегрева двигателя у тех, кто не слишком аккуратно проводит плановый техосмотр авто.
6. Неисправен паровой клапан
Чтобы система охлаждения работала исправно, в ней поддерживается рабочее давление. За изменением давления «следит» паровой клапан. Если клапан неисправен, он может наломать дров – радиатор может разорвать, либо же антифриз закипит. А может быть, причиной перегрева стало ослабление крышки клапана от езды по тряской дороге?
7. Разрушился кожух вентилятора
После перегрева двигателя обязательно проверьте, работает ли вентилятор охлаждения. Он может работать только заключённым в специальный кожух. Если кожух разрушается, приток воздуха становится слишком слабым, и система не справляется с охлаждением двигателя.
8. Отказала электрика вентилятора
Вообще-то вентилятор работает не всегда – если двигатель нагревается до определённой температуры, его включает электроника. Электроника может не включиться по множеству причин: оборвался проводок, сгорел предохранитель. А может быть, вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости? Без опытного мастера здесь трудно разобраться.
9. Сломался термостат
Помните, когда-то очень давно инструктор по вождению что-то говорил вам о малом и большом круге? Пора напрячь память, и вспомнить, что это такое. Речь шла как раз о системе охлаждения. Термостат регулирует подачу охлаждающей жидкости, гоняя её то по малому, то по большому кругу. Если же его заклинит в закрытом положении, жидкость на большой круг не попадёт – двигатель может и закипеть.
10. Прогорела прокладка головки блока цилиндров
Самая неприятная причина – это неисправность мотора. И самой распространённой из них в плане перегрева является повреждение прокладки блока цилиндров. Из камеры сгорания горячие газы вырываются в систему охлаждения, антифриз начинает кипеть, в систему попадает моторное масло. Исправить такое самостоятельно весьма сложно – проще вызвать эвакуатор.
Что делать, если перегрелся двигатель?
Можно ли избежать такой неприятности, как перегрев? Можно. Для этого вам только нужно регулярно проводить ТО своего автомобиля. И лучше делать это не самостоятельно в гараже, а у опытного специалиста – например, в нашем техцентре «Лига».