Что с двигателями для вмф россии
Ростех для фрегатов «адмиральской» серии
Корабли проекта 22350 или «адмиральской» серии, как ее часто называют, – одни из самых современных в составе ВМФ России. Сегодня в строю «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов», еще два фрегата должны поступить на службу в ближайшие три года.
Фрегаты «адмиральской» серии являются носителями самого передового вооружения и оборудования. Многое из этого производится на предприятиях Госкорпорации Ростех: новейшие газотурбинные двигатели, радиопрозрачные укрытия морских РЛС, корабельные вертолеты.
«Адмиралы» в строю
Корабли проекта 22350 – это многоцелевые фрегаты первого ранга с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. Головной фрегат проекта – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – заложили на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге еще в 2006 году, и тем самым он стал первым крупным надводным боевым кораблем, созданным в новейшей истории России.
Судостроители поставили перед собой задачу создать универсальный фрегат, оснащенный самыми передовыми технологиями. Еще на этапе строительства «Адмирал Горшков» стал площадкой для испытаний многих новинок, к примеру, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Новизна и амбициозность проекта послужили причиной того, что срок передачи корабля в строй несколько раз сдвигался – фрегат поступил на службу в 2018 году.
За небольшой срок службы «Адмирал Горшков» смог оправдать статус самого современного корабля ВМФ России и даже стать рекордсменом. Фрегат совершил кругосветное путешествие, зашел в порты семи стран Азии, Африки и Южной Америки, прошел через воды всех океанов, преодолев порядка 74 тыс. километров. Этот поход «Адмирала Горшкова» признали достижением и занесли в Книгу рекордов Вооруженных сил Российской Федерации.
«Адмирал флота Советского Союза Горшков»
Недавно к «Адмиралу Горшкову» присоединился «Адмирал Касатонов» – он поднял свой флаг и вошел в состав Северного флота 21 июля 2020 года. Согласно планам Минобороны РФ, третий и четвертый фрегаты – «Адмирал Исаков» и «Адмирал Головко» – должны поступить на службу в ближайшие три года. Помимо этого, на разной стадии строительства находятся еще несколько кораблей данного проекта. Так, в апреле прошлого года состоялась церемония закладки сразу двух из них – «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов», а в июле этого года началось строительство кораблей «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».
Все представители «адмиральской» серии универсальны и готовы к любым задачам в дальней морской зоне: защита судов, коммуникаций, проведение контртеррористических операций и др. Для этого корабли проекта 22350 оснащены самым передовым вооружением и оборудованием. Госкорпорация Ростех для фрегатов «адмиральской» серии производит газотурбинные двигатели, радиопрозрачные обтекатели РЛС и другое оборудование. На борту фрегатов может работать морской «Панцирь-МЕ», а на летной палубе эксплуатироваться противолодочные вертолеты Ка-27.
«Морская» программа импортозамещения
На днях Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) объявила о том, что поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для проекта 22350. Изделие планируется установить на третий по счету фрегат – «Адмирал Исаков».
Для Объединенной двигателестроительной корпорации и всей страны в целом, это не просто очередная поставка, а пожалуй, один из самых значимых проектов в новейшей истории России. Дизель-газотурбинный М55Р – это первый российский морской агрегат, изготовленный полностью на отечественном предприятии. Он был создан в рамках программы импортозамещения украинских силовых установок, которые поставлялись в Россию до 2014 года.
После того, как Украина объявила о прекращении поставок, было принято решение начать производство морских газотурбинных двигателей в ОДК. С 2014 по 2017 год на предприятии велись опытно-конструкторские работы по силовым установкам М90ФР (они используются на фрегатах проекта 22350), «Агрегат-ДКВП» и М70ФРУ-Р. В апреле 2017 года Владимир Путин в рамках своего визита на предприятие ОДК, лично дал старт испытаниям новых морских газотурбинных агрегатов.
В прошлом году ОДК официально объявила, что закрыла потребность в двигателях для кораблей ВМФ России, которые ранее производились в Украине. Таким образом, начиная с третьего фрегата, корабли проекта 22350 оснащаются полностью отечественными морскими газотурбинными дизелями.
Композитный щит для морских радиолокаторов
ОНПП «Технология» с 2003 года занимается оснащением боевых кораблей. В течение этих лет обнинским предприятием было выпущено более одной тысячи комплектующих для корабельных радиолокационных станций, в том числе для фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов».
«Адмирал флота Касатонов»
Четырехметровая многослойная конструкция из полимерных композиционных материалов производства «Технологии» «венчает» фрегат, защищая радиолокационное оборудование, которое располагается на самой верхней точке корабля. Это своеобразный щит, легкий и прочный одновременно, и при этом абсолютно радиопрозрачный – сохраняет уверенный прием и передачу сигнала для обнаружения целей в радиусе до 300 км.
Для фрегатов «адмиральской» серии ОНПП «Технология» производит и другие изделия из композиционных материалов: воздуховоды, балки и элементы антенных блоков.
Морской «Панцирь» прикроет
На базе легендарного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С» специалистами тульского КБП была разработана морская версия – «Панцирь-МЕ». Серийное производство комплекса началось летом 2017 года. Вскоре комплекс был представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, затем состоялся его международный дебют на выставках в Индии и ОАЭ, где вызвал огромный интерес у иностранных специалистов.
«Панцирь-МЕ» может сбивать цели, летящие на высоте от 2 м до 15 км, на расстоянии до 20 км. При этом он позволяет вести огонь сразу по четырем целям, скорость которых может доходить до 1 км/с. Под артиллерийский огонь попадают объекты, находящиеся на удалении до 4 км на высоте от 0 до 3 км.
В комплексе используется высокоинтеллектуальная многорежимная адаптивная радиолокационно-оптическая система управления. Это значит, что работа оператора – от поиска цели до ведения огня – полностью автоматизирована. Кроме того, совместное использование радиолокационной и оптической систем управления позволяет работать комплексу в любое время суток и при любой погоде.
Главный конструктор по комплексам ПВО морского базирования КБП Александр Жуков ранее сообщал, что «Панцирь-МЕ» может размещаться на любом корабле водоизмещением от 300 тонн. В перспективе его могут получить фрегаты «адмиральской серии».
Вертолеты на борту
На борту фрегатов проекта 22350 размещается Ка-27 – основной корабельный противолодочный вертолет ВМФ России. На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) холдинга «Вертолеты России» прошла серийная модернизация этих машин. Обновленные Ка-27М уже приступили к службе.
Противолодочный Ка-27 способен обнаруживать современные подводные лодки и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты, а также атаковать обнаруженные цели. Для этого Ка-27 оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой «Осьминог», может нести торпеды, глубинные и ориентирные бомбы. С палубы корабля Ка-27 способен взлететь при волнении моря до пяти баллов, когда высота волны доходит до двух метров.
События, связанные с этим
Первый пошел: о полете лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14
Русский дизель
«Русский Дизель» | |
---|---|
![]() | |
Год основания | 1862 |
Год закрытия | 1999 |
Прежние названия | Механический завод «Людвиг Нобель» |
Основатели | Людвиг Нобель |
Расположение | Санкт-Петербург |
Отрасль | машиностроение |
Продукция | дизельные двигатели |
Механический завод «Людвиг Нобель», в 1919 году переименованный в «Русский Дизель» — машиностроительный завод в Санкт-Петербурге, в XX веке специализировавшийся на мощных дизельных двигателях.
Завод занимал северную часть квартала между Пироговской набережной, улицей Фокина, Большим Сампсониевским проспектом и Евпаторийским переулком на Выборгской стороне. Людвиг Нобель построил его на базе механического завода Шервуда. В первые годы предприятие выпускало военную продукцию: орудия, лафеты, снаряды, мины. После русско-турецкой войны предприятие производило гражданскую продукцию, главным образом снабжая бизнес-империю Нобелей. Такой продукцией были в том числе цистерны, буровые инструменты, вагоны, паровые насосы и котлы. После смерти Людвига Нобеля завод унаследовал его сын Карл, но тот рано умер, и завод перешёл его старшему брату Эммануилу. На рубеже веков Эммануил построил восточнее завода жилой район для работников, с библиотекой и школой. Эти здания сейчас располагаются по обе стороны Нобельского переулка.
В конце XIX века Эммануил Нобель приобрёл у Рудольфа Дизеля лицензию на производство дизельных двигателей. Не удовлетворившись производством готового образца, на заводе до революции были созданы десятки новых видов дизельных двигателей. Здесь в 1899 году появился первый в мире дизельный двигатель, работавший на сырой нефти; за границей он стал известен как «русский дизель». В 1908 году на заводе был создан первый в мире дизельный двигатель с непосредственным реверсом коленчатого вала. В 1911 году завод построил V-образный 8-цилиндровый двигатель для подводных лодок с рекордно малой удельной массой двигателя. Завод поставил двигатели первому в мире дизельному судну «Вандал» и первой в России дизельной подводной лодке «Минога». Такие же как на «Миноге» двигатели были установлены на канонерках «Карс» и «Ардаган». В 1900–1912 годах завод изготовил 540 дизельных двигателей, в том числе 87 судовых.
После большевистского переворота завод был фактически остановлен. В 1923 году возобновил производство. В 1926 году объём выпускаемой продукции превзошёл уровень 1913-го года, к началу 1930-х годов завод обеспечивал треть потребностей советских заводов, электростанций и теплоходов в дизельных двигателях [1] . Под руководством конструктора Всеволода Ваншейдта завод сконцентрировался на производстве двухтактных судовых двигателей. «Русский Дизель» поставил двигатели подводным лодкам типа «Крейсерская».
В послевоенное время завод стал основным поставщиком дизельных двигателей для советского гражданского и военного флотов. Так, двигатели производства «Русского дизеля» по состоянию на ноябрь 2019 года использовались на 27 кораблях и судах Военно-Морского Флота России. В их числе большие десантные корабли проекта 1171, спасатель подлодок проекта 537 «Алагез», танкеры типа «Дубна», ракетные корабли проекта 11661 и др. [2]
В 1980-х годах было принято решение расширить производство, построив филиал «Русского дизеля» в промзоне Всеволожска. В 1990-х годах завод был акционирован и в 1999 году обанкрочен. Петербургские здания завода были по отдельности распроданы под производства и офисы, большую часть цехов во Всеволожске занял водочный завод «Ливиз» [3] [4] .
Собственником конструкторской документации на двигатели является Министерство обороны РФ. В 2018 году совместным решением министерства промышленности и торговли и министерства обороны РФ держателем подлинников комплектов рабочей конструкторской документации, разработанной ПО «Русский Дизель», был назначен Кингисеппский машиностроительный завод (ООО «КМЗ») [5] . Документ датирован июнем 2018 года [6] , его подписали в частности заместитель министра промышленности и торговли О. Н. Рязанцев, заместитель министра обороны А. Ю. Криворучко и представители Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа.
Ремонтом двигателей «Русский Дизель» на кораблях и судах ВМФ со второй половины 2010-х годов занимается Кингисеппский машиностроительный завод [7] [8] . В 2021 году предприятие заключило контракт с Минобороны РФ на поставку комплектующих для корабельных дизельных двигателей производства ПО «Русский Дизель», став единственным поставщиком деталей для этих двигателей [9] [10] .
Что с двигателями для вмф россии
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА (Москва), N220 29.11.2006
На ОАО «НПО «Сатурн» подписан акт Государственной комиссии по приемке корабельного газотурбинного двигателя М75РУ максимальной мощностью 7.000 л.с. Таким образом, в России, на родине адмирала Федора Ушакова, создан и прошел испытания первый российский базовый корабельный ГТД 4-го поколения. На его основе будет создано семейство двигателей для ВМФ России, пограничной службы и гражданских судов. НПО «Сатурн» стало четвертой в мире фирмой после «Дженерал Электрик» (США), «Роллс-Ройс» (Великобритания) и «Зоря-Машпроект» (Украина), способной самостоятельно разрабатывать и производить морские газотурбинные двигатели.
Государственные испытания морских газотурбинных двигателей в нашей стране проводились впервые. Госкомиссия под председательством капитана 1 ранга Михаила Александрова работала на НПО «Сатурн» с 25 октября 2006 года в течение месяца. В ее состав вошли более двадцати человек — представители Министерства обороны РФ, Военно-морского флота РФ, Пограничной службы ФСБ РФ, ЦНИИ им. академика Крылова, Военно-морской академии им. адмирала Кузнецова, ведущих кораблестроительных проектно-конструкторских бюро. Проведены испытания опытных образцов газотурбинного двигателя М75РУ. Дефектов при испытаниях не выявлено. Госкомиссией двигатель принят и рекомендован для поставки на корабли ВМФ РФ.
В составе ГТД разработаны, поставлены и испытаны новые современные системы: микропроцессорная локальная система управления «Шексна-07» (ФГУП «НПО «Аврора», г. С. -Петербург), система вибродиагностики «СВД 70/75» (ЗАО «Технические системы и технологии», г. С. -Петербург), система раскрутки двигателя (ФГУП «ЦНИИ СЭТ», г. С. -Петербург). Будущую эксплуатацию сможет существенно облегчить интерактивное электронное руководство, разработанное фирмой «Исток» (г. С.Петербург).
Технический директор — генеральный конструктор ОАО «НПО «Сатурн» Михаил Кузменко назвал испытания первого отечественного морского ГТД исторически значимым событием: «В Советском Союзе была одна база корабельного двигателестроения в Николаеве, и после распада СССР она осталась в Украине. Сегодня решается стратегическая задача создания, производства и поддержания эксплуатации корабельных газотурбинных двигателей для ВМФ России. Конечно, эти двигатели можно применять и на гражданских судах. Новый двигатель имеет достаточно широкий экспортный потенциал».
На данный момент вопрос о применимости нового двигателя на кораблях ВМФ прорабатывается, но остается открытым. По словам Михаила Александрова, бояться этого не стоит, потому что программа кораблестроения, которая предусматривает проектирование и строительство различных классов кораблей, формируется на определенный дискретный период. Сейчас действует программа, принятая несколько лет назад, когда готового двигателя не было. Но «такие высокотехнологичные изделия Военно-морскому флоту нужны, — отметил Михаил Александров. — Перспективы у этого двигателя есть не только на кораблях ВМФ, но и на катерах и кораблях береговой охраны Пограничной службы». Директор программы «Сатурн — ВМФ» Леонид Иванов уверен, что именно факт отсутствия испытанного двигателя сдерживал решение вопроса о его применении: «Теперь и проектанты кораблей, и заказчики смогли убедиться: двигатель у «Сатурна» есть, можно приступить к проработке главных энергетических установок на его базе для катеров и кораблей водоизмещением от 100 тонн и выше».
Работы по созданию корабельных газотурбинных агрегатов НПО «Сатурн» ведет по заказу Военно-морского флота России. В 2008 году НПО «Сатурн» планирует предъявить на испытания еще один морской газотурбинный двигатель — М70ФРУ максимальной мощностью 14.000 л. с. Газотурбинные двигатели разработки НПО «Сатурн» — М75РУ и М70ФРУ — являются базовыми высокоэкономичными автоматизированными морскими газотурбинными двигателями 4-го поколения. Помимо разработок М75РУ и М70ФРУ, НПО «Сатурн» совместно с НПП «Зоря-Машпроект» участвует в создании российского морского ГТД М90ФР мощностью
27.500 л.с. На НПО «Сатурн» подготовлена соответствующая база для производства, обслуживания и обеспечения эксплуатации корабельных ГТД.
В соответствии с проектом ФЦП «Развитие ОПК на 2007-2010 гг. и на период до 2015 года» НПО «Сатурн» сможет получить инвестиции на создание российской морской базы газотурбостроения. Как сообщил заместитель председателя Госкомиссии полковник Сергей Щетинкин, спецоборудование за счет Минобороны РФ закуплено, его поставка ожидается в 2007 году. На территории промплощадки головного предприятия НПО «Сатурн» будет создан универсальный стенд под испытания двигателей и агрегатов для ВМФ. Задание на его проектирование уже утверждено Федеральным агентством по промышленности. По словам Михаила Александрова, «государство доверяет «Сатурну», вкладывая в него деньги, и надеется, что получит от этого соответствующую отдачу». Напомним, что ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» — ведущая двигателестроительная компания, специализирующаяся на разработке, производстве и сервисном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
Российская компания купила поставщика двигателей для норвежского разведывательного корабля
Thomas Nilsen
В феврале компания Rolls-Royce подписала соглашение о продаже своего подразделения Bergen Engines по производству среднеоборотных газовых и дизельных двигателей за 150 млн евро компании TMH International, международному подразделению АО «Трансмашхолдинг».
На заводе на юго-западном побережье Норвегии были изготовлены двигатели для «Марьяты», шпионского судна норвежской разведки, ведущего наблюдение за действиями российского военно-морского флота на севере.
Считается, что «Марьята» очень внимательно следит за атомными подводными лодками Северного флота, выходящими с Кольского полуострова для патрулирования и учений в Баренцевом море и Северной Атлантике.
Первым о возможной проблеме с безопасностью в связи обслуживанием двигателей корабля-шпиона в будущем, написал деловой портал E24.
Штаб-квартира TMH International находится в Швейцарии, но сама компания подконтрольна московскому «Трансмашхолдингу» (ТМХ), 80% акций которого принадлежат Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву, Дмитрию Комиссарову и Кириллу Липу.
Крупнейшим заказчиком компании, производящей тепловозы, дизельные двигатели, грузовые вагоны и вагоны метро, выступает ОАО «Российские железные дороги». ТМХ также производит судовые дизельные двигатели.
Согласно докладу о трансграничной коррупции, подготовленному Форумом гражданского общества ЕС-Россия, часть продукции «Трансмашхолдинга» используется в военных целях.
ADVERTISEMENT
Один из примеров — двигатели для дизель-электрической подводной лодки «Краснодар», спущенной на воду в 2015 году, которые были произведены на принадлежащем ТМХ Коломенском тепловозостроительном заводе.
Как пишет Mil.Press FlotProm, в 2018 году Коломенский завод впервые стал участником российского форума «Армия», где в том числе представил новые дизельные двигатели для военных кораблей и подводных лодок.
По озвученным на форуме данным, на российские и зарубежные корабли и суда поставлены свыше 700 двигателей производства Коломенского завода.
В частности, на заводе производят специальные установки для корветов проекта 20380, фрегатов проекта 22350 и больших десантных кораблей проекта 11711. Все это — одни из новейших и самых мощных кораблей в составе Балтийского, Черноморского и Северного флотов.
Министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен заявил норвежскому агентству NTB, что, несмотря на продажу Bergen Engines российским владельцам, безопасности «Марьяты» ничего не угрожает.
Он пояснил, что пока TMH не занимается техническим обслуживанием норвежского корабля-разведчика.
Как сообщает издание Teknisk Ukeblad, у Bergen Engines также есть соглашения об обслуживании и ремонте двигателей ряда кораблей береговой охраны Норвегии.