Что такое газовка двигателя в самолете
Авиация
GE Aviation — ведущий мировой поставщик реактивных и турбовинтовых двигателей , бортовых и механических систем, генераторов электроэнергии, сервисных и цифровых решений для коммерческой, военной и бизнес-авиации, ежегодно инвестирующий более $1 млрд. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в авиационном двигателестроении. GE Aviation располагает глобальной сервисной сетью для технического обслуживания своей продукции.
С 2007 года GE Aviation непрерывно наращивает производство коммерческих двигателей по ранее поданным заявкам. В 2011-м GE Aviation выпустила около 3000 коммерческих и военных двигателей. В 2012 году эта цифра достигла 3552 двигателей, а в 2013-м – примерно 4000. Основная часть этого количества – заказы на крупные двигатели, GEnx и GE90, а также на самые продаваемые двигатели компании CFM International, CFM56. На сегодняшний день в эксплуатации находится более 33 000 авиадвигателей GE.
С 1992 года двигатели GE успешно эксплуатируются на самолетах российских компаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Волга-Днепр» и других авиалиний. GE Aviation сотрудничает в области инженерно-конструкторских разработок c российскими предприятиями и научными институтами, включая ЦИАМ, ВСМПО и НПО Сатурн.
Действующие программы производства двигателей
GE90: самый мощный двигатель в мире. GE90 олицетворяет приверженность GE широкофюзеляжным двухмоторным лайнерам, таким, например, как Boeing 777. Именно благодаря этому двигателю они способны совершать беспосадочные перелеты на расстояния, которые ранее не мог преодолеть ни один двухмоторный самолет. GE90 – первый серийный турбореактивный двигатель с лопатками вентилятора, изготовленными из полимерного композиционного материала.
GE9X: крупнейшая на сегодняшний день авиационная силовая установка в мире, разработанная специально для новейшего пассажирского авиалайнера Boeing серии 777-X. Диаметр вентилятора двигателя cоставляет 335 см и сопоставим с диаметром фюзеляжа Boeing-737. При его производстве использовались аддитивные технологии – 3D-печать. Благодаря GE9X самые большие дальнемагистральные пассажирские авиалайнеры Boeing 777-X смогут не только осуществлять беспосадочные перелеты на 15 тыс. км., но и расходовать на 10% меньше топлива, чем Boeing 777-300ER. Первые летные испытания прошли в марте 2018 года.
GEnx: разработан для Boeing 787 Dreamliner и Boeing 747-8. GEnx – самый быстро продаваемый «тяжелый» двигатель GE за всю историю. В основе двигателей этого семейства лежит технология, которая была ранее апробирована и впоследствии применена при создании моторов GE90. GEnx обеспечивает новый уровень операционной эффективности благодаря корпусу и лопаткам вентилятора, изготовленным из полимерного композиционного материала, а также уникальной камере сгорания TAPS, не имеющей аналогов по уровням эмиссии, эффективности, розжигу и ресурсу. GEnx был принят в эксплуатацию в 2011 году на воздушные суда серии 747-8, а в 2012-м – серии 787. Двигатели этой модели успешно эксплуатируются на воздушных судах B747-8 компании «ЭйрБриджКарго».
GP7200: произведен компанией Engine Alliance, которая является совместным предприятием GE и Pratt & Whitney (соотношение 50:50). GP7200 был принят в эксплуатацию в 2008 году для самолетов Airbus A380.
CF6: предназначен для различных типов широкофюзеляжных самолетов, таких как Airbus A300, A310 и A330, а также Boeing-747, 767 и MD-11.
CFM56: CFM International (собственность компаний GE и Safran Aircraft Engines в соотношении 50:50) — самое успешное совместное предприятие в истории производства реактивных двигателей. CFM выпустило более 30 000 двигателей для ныне действующих коммерческих и военных воздушных судов, в том числе семейства Airbus А320 и Boeing 737.
LEAP: следующее поколение двигателей СFM International для воздушных судов типа Comac C919, Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. В сравнении с авиадвигателем CFM56-7B двигатель LEAP-1B обеспечивает повышение топливной эффективности на 15%, а также значительное снижение выбросов парниковых газов и уровня шума. Передовые технологии CFM, используемые в двигателе LEAP, направлены на повышение налета и надежности; увеличение межремонтного интервала, снижение трудоемкости и стоимости технического обслуживания.
T700/CT7: эксплуатируется на 21-м типе конструкции винтокрылых самолетов и летательных аппаратов с неизменяемой геометрией крыла. Во всем мире используется свыше 15 000 двигателей T700.
CF34: создан на основе двигателя TF34, наиболее знаменитым «носителем» которого является штурмовик А10. Турбовентиляторные двигатели CF34 разных модификаций устанавливаются на региональные самолеты Bombardier (Канада) и Embraer (Бразилия), а также на новый китайский лайнер Comac ARJ21.
Passport: создан для самолетов Bombardier Global 7000 и Global 8000. В линейке GE двигатель заменяет модель CF34. Основное отличие нового двигателя — монолитный диск с лопатками, а также инновационные материалы, в частности, керамические матричные композиты (CMC), впервые использованные в двигателе LEAP.
Турбовинтовые двигатели GE Aviation Czech
В 2008 году GE Aviation покупает чешское производственное предприятие Walter Aircraft Engines и открывает новую страницу в своей истории. Завод, специализирующийся на турбовинтовых двигателях М601 различных модификаций, получает имя GE Aviation Czech и становится штаб-квартирой турбовинтового бизнеса GE. Первым делом компания проводит серьезную доработку существующего двигателя М601 и запускает в серию двигатели GE Hxx series мощностью от 750 до 850 л.с., поддержка старых двигателей продолжается. Только в СНГ в составе самолетов L410 эксплуатируется более 200 двигателей Н80-200 и М601Е.
GE H80: более мощная и экономичная модификация двигателя Walter M601. Двигатель GE H80 отличается улучшенными характеристиками во время взлета в условиях повышенных температур и полета на крейсерской скорости на больших высотах. Двигатель разработан с применением технологии 3-D моделирования и новейших материалов, использованных при создании ступеней компрессора и турбины. GE H80 также имеет увеличенный межремонтный ресурс— 3 600 летных часов, с возможностью увеличения до 4 000 часов.
GE Catalyst: первая за последние 50 лет турбовинтовая силовая установка, которая создана с нуля и воплотила в себе ряд самых современных технических решений. Двигатель будет выпускаться с мощностью от 850 до 1650 л.с., он на 30% создан с применением аддитивных технологий. В своем классе его отличает самое высокое соотношение мощности к весу, на 20% меньший расход топлива и на 33% больший межремонтный ресурс. Первый запуск состоялся в декабре 2017 года, на 2019 год в активной стадии процесс сертификации и запуска в серию.
Совместный центр обслуживания GE Aviation и УЗГА
В 2017 году подписано соглашение между УЗГА и GE Aviation Czech о создании в России (на базе УЗГА) авторизованного сервисного центра по техническому обслуживанию и ремонту турбовинтовых двигателей GE. Главная задача создаваемого центра – помочь российским эксплуатантам самолетов L410UVP-E20 (и более ранних модификаций) максимально снизить расходы на техобслуживание и ремонт турбовинтовых двигателей GE.