Датчик давления масла двигателя 40524
Конструкция системы смазки двигателя ЗМЗ-40524
Система смазки — комбинированная, с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием и автоматическим регулированием температуры масла термоклапаном
Гидравлические толкатели клапанов и натяжители цепей смазываются и выполняют свои функции под давлением масла.
Система смазки включает: масляный картер, масляный насос с приемным патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке цилиндров, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр, стержневой указатель уровня масла, термоклапан, крышку маслоналивного патрубка, пробку слива масла и датчики давления масла.
Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос 1 засасывает масло из картера 2 и по каналу блока цилиндров подводит его к термоклапану 4.
При давлении масла 4,6 кгс/см 2 происходит открытие редукционного клапана 3 масляного насоса и перепуск масла обратно в зону всасывания насоса, благодаря чему уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное давление масла в системе смазки — 6,0 кгс/см 2 .
При давлении масла выше 0,7 . . .0,9 кгс/см 2 и температуре выше плюс 81 + 2°C термоклапан начинает открывать проход потоку масла в радиатор, отводимый через штуцер 9. Температура полного открытия канала термоклапана — плюс 109 + 5°С.
Охлажденное масло из радиатора возвращается в масляный картер через отверстие 22.
После термоклапана масло поступает к полнопоточному масляному фильтру 6.
Очищенное масло из фильтра поступает в центральную масляную магистраль 4 блока цилиндров, откуда через каналы 18 подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, через каналы 8 — к подшипникам промежуточного вала, через канал 7 — к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса и также подводится к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов.
От коренных подшипников масло через внутренние каналы 19 коленчатого вала 20 подводится к шатунным подшипникам и от них через каналы 17 в шатунах подается для смазки поршневых пальцев.
Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.
От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой через отверстие в центральной масляной магистрали.
Из центральной масляной магистрали масло через канал 10 блока цилиндров поступает в головку цилиндров, где по каналам 12 подводится к опорам распределительных валов, по каналам 14 — к гидротолкателям, по каналу 11 — к гидронатяжителю верхней цепи привода распределительных валов.
Вытекая из зазоров и стекая в масляный картер в передней части головки цилиндров, масло попадает на цепи, рычаги натяжных устройств и звездочки привода распределительных валов.
В задней части головки цилиндров масло стекает в масляный картер по отверстию головки через отверстие в приливе блока цилиндров.
Заливка масла в двигатель осуществляется через маслоналивной патрубок крышки клапанов, закрываемый крышкой 13 с уплотнительной резиновой прокладкой.
Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе 21 уровня масла меткам: верхнего уровня — “MAX” и нижнего — “MIN”. Слив масла производится через отверстие в масляном картере, закрываемое сливной пробкой 23 с уплотнительной прокладкой.
Очистка масла осуществляется сеткой, установленной на приемном парубке масляного насоса, фильтрующими элементами полнопоточного масляного фильтра, а также центрифугированием в каналах коленчатого вала.
Контроль за давлением масла осуществляется по сигнализатору аварийного давления масла (контрольная лампа на панели приборов), датчик 16 которого установлен в головке цилиндров.
Сигнализатор аварийного давления масла загорается при снижении давления масла ниже 40.. .80 кПа (0,4.. .0,8 кгс/см 2 ).
Масляный насос — шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера, крепится с прокладкой двумя болтами к блоку цилиндров и держателем к крышке третьего коренного подшипника.
Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штифта, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса.
На верхнем конце валика З сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса.
Центрирование ведущего валика насоса осуществляется благодаря посадке цилиндрического выступа корпуса насоса в отверстии блока цилиндров.
Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава, перегородка 6 и шестерни изготовлены из металлокерамики.
К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок 7 с сеткой, в котором установлен редукционный клапан.
Редукционный клапан — плунжерного типа, расположен в приемном патрубке масляного насоса.
Плунжер клапана стальной, для увеличения твердости и износостойкости наружной рабочей поверхности подвергнут нитроцементации.
Редукционный клапан отрегулирован на заводе подбором шайб 3 определенной толщины. Менять регулировку клапана в эксплуатации не рекомендуется.
Привод масляного насоса — осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов.
На промежуточном валу с помощью сегментной шпонки 3 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2.
Ведомая шестерня 7 напрессована на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров.
В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована стальная втулка 6, имеющая внутреннее шестигранное отверстие.
В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой 4, закрепленной через прокладку 5 четырьмя болтами.
Ведомая шестерня при вращении верхней торцовой поверхностью прижимается к крышке привода.
Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы для улучшения их износостойкости.
Шестигранный валик изготовлен из легированной стали, и углеродоазотирован. Валик привода 8 стальной, с местной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты
Масляный фильтр — на двигатель устанавливаются полнопоточные масляные фильтры однократного использования неразборной конструкции.
Фильтры 2101С-1012005-НК-2 и 406.1012005-02 снабжены фильтрующим элементом перепускного клапана, снижающего вероятность попадания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.
Фильтры очистки масла 2101С-1012005-НК-2 и 406.1012005-02 работают следующим образом: масло через отверстия в крышке 7 под давлением подается в полость между наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, проходит через фильтрующую штору элемента 5, очищается и попадает через центральное отверстие крышки 7 в центральную масляную магистраль.
При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или холодном пуске, когда масло очень густое и с трудом проходит через основной фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан 4 и масло в двигатель проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана.
Противодренажный клапан 6 препятствует вытеканию масла из фильтра при стоянке автомобиля и последующему «масляному голоданию» при пуске.
Фильтр 406.1012005-01 устроен аналогично представленным выше масляным фильтрам, но не содержит фильтрующего элемента 3 перепускного клапана.
Масляный фильтр подлежит замене при ТО-1 (каждые 10 000 км пробега) одновременно со сменой масла.
Термоклапан — предназначен для автоматического регулирования подачи масла в масляный радиатор в зависимости от температуры масла и его давления.
На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и масляным фильтром.
Термоклапан состоит из корпуса 3, отлитого из алюминиевого сплава, двух клапанов: предохранительного, состоящего из шарика 4 и пружины 5, и перепускного, состоящего из плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10; резьбовых пробок 7 и 8 с прокладками 6 и 9.
Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11.
От масляного насоса масло подается под давлением в полость термоклапана А.
При давлении масла выше 0,7. . . 0,9 кгс/см шариковый клапан открывается, и масло поступает в канал корпуса термоклапана Б к плунжеру 1.
При достижении температуры масла 81 + 2°C поршень термосилового элемента 2, омываемого потоком горячего масла, начинает перемещать плунжер 10, открывая путь потоку масла из канала Б к масляному радиатору.
Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего падения давления масла в системе смазки.
Датчик давления масла на моторах ЗМЗ: характеристики, проверка и замена
Датчики давления масла считаются одними из самых капризных устройств в смазочной системе двигателей. Однако если водитель своевременно начинает подмечать начавшиеся сбои и неполадки в их работе, то вполне можно избежать неприятных последствий для двигателя. Моторы ЗМЗ также нуждаются в постоянном внимании владельца, так как оснащены датчиком давления масла, который требует бдительности и неусыпного контроля.
Производители датчиков давления масла для ЗМЗ
ОАО «Заволжский моторный завод», образованный в 1958 году, специализируется на производстве двигательных агрегатов для автомобилей разного типа. На сегодняшний день завод в Заволжье (Нижегородская область) выпускает как бензиновые, так и дизельные моторы, а также все основные устройства и элементы, необходимые для качественной работы двигателей.
Двигатели и запчасти к ним от ОАО «ЗМЗ» используются сегодня для комплектации автомобилей УАЗ, ГАЗ и автобусной техники.
Двигательный агрегат с автомобиля УАЗ
Однако используемые в системе смазки датчики давления разрабатываются другим предприятием. Для двигателей ЗМЗ-405, 406 и 409 характерно использование ДДМ маркировки ММ358. На автомобилях УАЗ и некоторых моделях ГАЗ этот датчик работает в паре с указателем давления 15.3810, который размещён в салоне. Указатель передаёт актуальные данные о силе давления в системе, засчёт чего водитель всегда может принять своевременные меры, если давление начнёт отклоняться от нормы.
Датчик имеет форму бочонка, поэтому многие водители его так и называют
Датчики производятся как на Ульяновском автозаводе, так и на частных предприятиях типа «Автоприбор» или «Пекар». Конструкция устройства на протяжении нескольких лет остаётся неизменной.
Где установлен ДДМ на различных моторах ЗМЗ
Датчик давления масла ММ358 имеет свои технические характеристики, которые необходимо знать любому владельцу автомобилей с двигателями ЗМЗ:
рабочий диапазон давления от 0 до 6 кг/см;
оптимальное сопротивление на выходе — 159–173 Ом;
резьба под посадку — ¼ дюйма;
подключение осуществляется винтом М4.
На разных моторах ЗМЗ датчик давления масла может быть расположен по-разному. На автомобилях УАЗ (ЗМЗ 409) его устанавливают в подкапотном пространстве прямо над выпускным коллектором. На более современных моделях датчик монтируется там же, только прикрывается ещё и защитным экраном, так как от коллектора идёт сильный жар. Собственно говоря, такое положение для чувствительного прибора нельзя назвать оптимальным, так как высокие температуры действуют на показания, которые выдаёт ДДМ.
Устройство в виде бочонка сразу же бросается в глаза
На автомобилях ГАЗ «Волга» (ЗМЗ 406) устройство обычно расположено там же — слева по ходу движения, непосредственно над выпускным коллектором. Открыв капот, найти его не составит труда, так датчик выглядит как бочонок и выделяется на фоне остальных элементов в авто.
В автомобилях «ГАЗ Волга» найти датчик давления масла не составит труда
Автомобили «ГАЗель» (ЗМЗ 405) всех модификаций оснащены датчиком давления масла, который монтируется на сам двигатель, с правой его стороны. Обычно датчик можно увидеть на головке блока цилиндров.
Устройство располагается с правой стороны от мотора
Таким образом, при необходимости водитель сразу же смоет найти датчик давления масла в своём моторе ЗМЗ, так как он монтируется с внешней стороны силового агрегата и имеет крупные размеры.
Проверка датчика давления масла ММ358
Проверка работоспособности ДДМ вида ММ358 проходит совместно с проверкой и его указателя. Для этого потребуется использовать обыкновенный манометр. Если у автовладельца нет под рукой этого прибора, вполне подойдёт манометр от шинного насоса со шкалой до 8 или 10 кг/см.
Пошаговая инструкция по проверке
Открыть капот автомобиля.
Вывернуть из гнезда датчик давления масла, предварительно отключив идущий от него провод.
Датчик ввернуть в переходник от манометра.
Сам манометр подключить в освободившееся гнездо датчика.
Завести мотор и сверить показания манометра и указателя давления масла в салоне. Если их показания не отличаются друг от друга или имеются несущественные различия, оба прибора рабочие. В том случае, если манометр показывает одно давление, а указатель другое, необходимо заменить датчик.
Необходимые элементы для проверки ДДМ
Сопротивление рабочего ДДМ ММ358 должно быть следующим:
на холостых оборотах при давлении не более 2 кк/см — 159–173 Ом;
при повышении оборотов мотора при давлении 4 кг/см — 55–66 Ом, не более.
Как заменить датчик давления масла на моторах ЗМЗ
Процедура займёт не более 10–15 минут, так как датчик расположен достаточно удобно для его демонтажа и монтажа. Следует отметить, что замена ДДМ необходима в тех случаях, когда водитель уже убедился в его неисправности или некорректной работе. При этом процедура замены подразумевает снятие и установку сразу двух устройств: датчика ММ358 и датчика аварийного давления масла, который подаёт сигналы на указатель в машине.
На моторе ЗМЗ ясно виден датчик давления масла
Для успешной работы необходимо заранее подготовить инструменты:
гаечный ключ на 17;
гаечный ключ на 22;
Пошаговый алгоритм по замене
Выключить зажигание двигателя.
Если требуется, то подождать, пока мотор охладиться.
Плоской отвёрткой следует открутить винт крепления наконечника провода, который подключается к самому датчику.
Провод нужно как-нибудь пометить, чтобы не перепутать его с другими.
Точно так же снимается проводок от датчика сигнализатора аварийного давления масла, который идёт в салонный указатель. Этот провод также лучше пометить.
Датчик ММ358 откручивается ключом на 17.
Датчик аварийного давления отворачивается ключом на 22.
В освободившиеся посадочные места вкручиваются новые устройства.
Перед их установкой рекомендуется на резьбу датчиков нанести несколько капель герметика для надёжности нового соединения.
К каждому из устройств прикручивается соответствующий провод.
После чего необходимо завести двигатель и проверить соединения на предмет утечки масла. В случае необходимости датчики нужно будет ещё раз подтянуть.
Видео: как заменить датчик давления масла на «ГАЗели»
Таким образом, процедура замены датчика давления масла и аварийного датчика на моторах ЗМЗ не подразумевает особенных сложностей. Только для владельцев новых моделей УАЗ замена будет занимать немного больше времени: чтобы добраться до ДДМ, необходимо будет открутить экран между датчиком и коллектором, а потом установить его обратно.
Моторы ЗМЗ считаются одними из самых выносливых и «неубиваемых». Однако место установки датчика давления масла (вблизи выпускного коллектора) делает их довольно уязвимыми: владельцу машины придётся довольно-таки часто проводить замену датчика. Поэтому целесообразнее самому научиться проверять и менять устройство, чтобы не зависеть от СТО.
Двигатель ЗМЗ 405 Евро 3, 4 140 л.с. ГАЗ 3302 Газель под ГУР без навесн. оборудования, арт. 40524.3906170-10
Условия возврата и обмена
Компания осуществляет возврат и обмен этого товара в соответствии с требованиями законодательства.
Сроки возврата
Возврат возможен в течение 14 дней после получения (для товаров надлежащего качества).
Обратная доставка товаров осуществляется по договоренности.
Если по какой-либо причине запчасти не подошли или оказались невостребованными, Вы всегда можете их вернуть в течение 14 дней с момента покупки. Возврат денежных средств производится по письменному заявлению при обязательном сохранении товарного вида упаковки и самой запчасти, отсутствии механических повреждений и следов установки, а так же при наличии документов, подтверждающих покупку. Если запчасти не устанавливались и у нас будут достаточные основания для подтверждения брака, мы не будем просить проводить независимую экспертизу. Если таковых оснований не будет, мы максимально быстро рассмотрим результаты независимой экспертизы. В случае брака все расходы на экспертизу и логистику мы берем на себя.
Название: Двигатель ЗМЗ 40524 Евро 3, 4 140 л.с. ГАЗ 3302 Газель под ГУР без навесного оборудования, арт. 40524.3906170-10
Артикул: 40524.3906170-10
Вес, кг: 188,2
Габариты, м: 1,05 × 1,05 × 0,8
Применяемость: ГАЗ 3302 Газель | ГАЗ 2217 Соболь и их мод.
В комплект не входит:
- Кронштейн генератора дв. ЗМЗ 405, 406, 409 нижний ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 4062.3701028
- Прокладка дросселя дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40624.1148015-01
- Ремень привода агрегатов дв. ЗМЗ 40524 ГАЗ 3302 Газель под ГУР, арт. 6PK1413 | 40624.1308020-10
- Шланг вентиляции картера дв. ЗМЗ 40524 ГАЗ 3302 Газель, арт. 40524.1014076
- Шланг вентиляции картера дв. ЗМЗ 40524 ГАЗ 3302 Газель, арт. 40524.1014075-10
- Генератор дв. ЗМЗ 405, 406, 409 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 5122.3771
- Датчик аварийного давления масла ММ111Д/Б, арт. 6012.3829
- Датчик детонации дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40904.3855
- Датчик синхронизации дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40904.3847010-03
- Датчик температуры охлаждающей жидкости ГАЗ, УАЗ, ПАЗ, арт. 40904.3828
- Датчик фазы распредвала дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40904.3847
- Катушка зажигания дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40904.3705
- Заслонка дроссельная дв. ЗМЗ 40524 ГАЗ 3302 Газель, арт. 40624-1148090
- Свеча зажигания дв. ЗМЗ 405, 406, 409 ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. DR17YC | 4052.3707000-10
- Стартер дв. ЗМЗ 405, 406, 409 редукторный ГАЗ 3302 Газель, УАЗ – 1,9 кВт, арт. 405.3708000-01
- Рампа топливная дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 в сб. с регулятором и форсунками ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40904.1100010
- Вентиляционная трубка дв. ЗМЗ 405, 409 Евро 3 сб. с обратным клапаном ГАЗ 3302 Газель, УАЗ, арт. 40904.1014020
Двигатель ЗМЗ 40524 предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности типа «Газель» и микроавтобусы «Соболь». ЗМЗ 40524 имеет высокие характеристики. Это инжекторный двигатель с повышенными мощностью. Мотор получил экологическую норму — Евро 3, что позволило продавать автомобили за границу на момент выхода с конвейера. При этом конструкторы смогли устранить ряд недоработок, которые были обнаружены у ЗМЗ 406, который является прямым предшественником.
ЗМЗ 40524 двигатель оборудовался 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Сцепление устанавливалось сухое. При подтёках из-под заднего сальника коленчатого вала обычно намокал диск, и узел работал неисправно. Во многих случаях приходилось из-за этого менять диск сцепления вместе с манжетом коленвала.
Обслуживание двигателей ЗМЗ 40524 начинается с ТО-0, которое делается после пробега в 2 500 км. Каждое последующее техническое обслуживание необходимо проводить каждые 15 000 км при эксплуатации на бензине, 12 000 км — на газу.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Система смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь комбинированная, с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением, разбрызгиванием и автоматическим регулированием температуры масла термоклапаном. Гидравлические толкатели клапанов и натяжители цепей привода распределительных валов смазываются и выполняют свои функции под давлением масла.
Система смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь, устройство, работа, контроль давления в системе смазки.
Система смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь включает в себя масляный картер, масляный насос с приемным патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке цилиндров, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр, стержневой указатель уровня масла, термоклапан, крышку маслоналивной горловины, пробку слива масла, датчики указателя и сигнализатора давления масла и масляный радиатор.
Циркуляция масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.
Циркуляция масла в системе смазки происходит следующим образом. Масляный насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к термоклапану. При давлении масла 4,6 кгс/см2 происходит открытие редукционного клапана масляного насоса и перепуск масла обратно в зону всасывания насоса. Благодаря этому уменьшается рост давления в системе смазки. Максимальное давление масла в системе смазки – 6,0 кгс/см2.
При давлении масла выше 0,7-0,9 кгс/см2 и температуре выше плюс 79-83 градуса термоклапан начинает открывать проход потоку масла в радиатор, отводимый через штуцер. Температура полного открытия канала термоклапана – плюс 104-114 градуса. Охлажденное масло из радиатора возвращается в масляный картер. После термоклапана масло поступает к полнопоточному масляному фильтру.
Очищенное масло из фильтра поступает в центральную масляную магистраль блока цилиндров. Оттуда через каналы подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам промежуточного вала, к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса и также к гидронатяжителю нижней цепи привода распределительных валов.
От коренных подшипников моторное масло через внутренние каналы коленчатого вала подводится к шатунным подшипникам. От них через каналы в шатунах подается для смазки поршневых пальцев. Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.
От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, разбрызгиваемой через отверстие в центральной масляной магистрали.
Из центральной масляной магистрали моторное масло через канал блока цилиндров поступает в головку цилиндров. Где по каналам подводится к опорам распределительных валов, к гидротолкателям, и также к гидронатяжителю верхней цепи привода распределительных валов. Вытекая из зазоров и стекая в масляный картер в передней части головки цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки и звездочки привода распределительных валов. В задней части головки цилиндров масло стекает в масляный картер по выполненному в литье отверстию головки через отверстие в приливе блока цилиндров.
Заливка, контроль и очистка масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.
Заливка масла в двигатель ЗМЗ-40524 осуществляется через маслоналивную горловину крышки клапанов, закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по нанесенным на указателе уровня масла меткам. Верхнего уровня — «MAX» и нижнего — «MIN». Слив масла производится через отверстие в масляном картере, закрываемое сливной пробкой с уплотнительной прокладкой.
Очистка масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40524 осуществляется сеткой приемного патрубка масляного насоса, фильтрующими элементами полнопоточного масляного фильтра, а также центробежными силами в каналах коленчатого вала.
Контроль за давлением масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.
Контроль за давлением масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-40524 осуществляется с помощью датчика давления и указателем на щитке приборов. Также контроль осуществляется по сигнализатору аварийного давления масла (контрольная лампа на панели приборов). Сигнализатор аварийного давления масла загорается при снижении давления масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2). Датчики давления ввернуты в штуцер установленный в масляный канал головки цилиндров.