Arskama.ru

Автомобильный журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель газ 4509 его тех характеристика

Грузовик ГАЗ-4301

В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.

Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.

Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.

Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.

Технические особенности грузовика

В качестве силового агрегата для новинки было решено использовать шестицилиндровый дизельный мотор ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., являющийся лицензионной копией двигателя фирмы Deutz. Это был первый дизельный мотор, производимый на мощностях Горьковского автомобильного завода.

Топливная система ГАЗ-542 состоит из двух видов насосного оборудования: низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Плунжерная топливоподкачивающая помпа позволяет, в случае необходимости, осуществлять подкачку дизеля в ручном режиме. Двигатель снабжен следующими топливными фильтрами: для грубой очистки – в виде фильтровального сепаратора с сетевым компонентом; для тонкой очистки – в виде сменного фильтровального бумажного компонента. Также имеется система сухого воздушного фильтрования, оснащенная сменными фильтрами и датчиком степени загрязненности. Воздушное охлаждение выполняется за счет шестеренной вентиляторной передачи с применением гидромуфты.

Трансмиссия состоит из однодискового замкнутого сцепления сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравлической установкой. Установлена механическая пятиступенчатая трехходовая коробка переключения передач, в которой осуществлена синхронизация на всех передачах, за исключением первой и задней. Карданная передача осуществляется за счет пары открытых валов, имеющих в промежутке опору и три шарнира на подшипниках.

Тормозная система ГАЗ-4301 – двухконтурная, в каждом колесе смонтированы тормозные узлы, и имеется два автономных привода, позволяющих работать с ними. Максимальную эффективность процесса торможения с сохранением высокой степени управляемости обеспечивает грамотное распределение тормозного усилия на каждое колесо. В случае оптимального соответствия этих сил производится одновременная блокировка всех колес, независимо от дорожных условий. Поэтому определение соответствия тормозных нагрузок всех колес происходит так, чтобы в случае осуществления максимального торможения предотвращалась преждевременная блокировка передних колес, ведущая к снижению управляемости, и блокировка задних колес, вызывающая занос автомобиля.

При плавной остановке грузовика с замедлением 0,6 м/с осуществляется перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям в соотношении примерно 60:40. Это обусловливает необходимость повышения продуктивности передних колес в полтора раза. Поэтому ГАЗ-4301 комплектуется двухконтурными тормозами с гидроприводом и двумя пневмоусилителями. Кроме того, грузовик оснащается двухпроводным пневматическим агрегатом, управляющим тормозной системой прицепа.

Каждое колесо оснащено литым чугунным тормозным барабаном. Передние барабаны центрируют и устанавливают на кромках ступиц, а задние – на кромках полуосей. С целью упрощения контроля они изготавливаются съемными. В тормозной системе ГАЗ-4301 имеется специальный прибор, обеспечивающий автоматическую регулировку величины зазора в системе «колодка-барабан». Тормозные узлы задних колес снабжены механическим приводом и используются в качестве стояночных тормозов.

самосвал-тягач ГАЗ-САЗ 4509 на базе ГАЗ-4301

В производстве ГАЗ-4301 используются оригинальные детали, призванные улучшить потребительские характеристики автомобиля: электрофакельный механизм, обеспечивающий простоту запуска дизеля; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.

Отличительные особенности автомобиля

В техническом плане линейка ГАЗ-4301 и 3307 достаточно серьезно различались, а вот внешне они были практически идентичными. Одним из немногих отличий являются оригинальные колесные диски, которые, помимо четырех продолговатых вентиляционных окон, имеют еще четыре небольших отверстия, размещенных между ними. Эти диски не подходили для установки ни на один другой автомобиль, поскольку их центровка на ступице выполняется не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием.
Кроме того, разницу между ГАЗ-4301 и 3307 заключается в наличии двух главных тормозных цилиндрах с пневмоусилителями, расположенными с левой стороны рамы между кабиной и топливным баком.

ГАЗ-4301 комплектуется радиальными пневматическими шинами серии 8,25Р20, имеющими класс слойности НС12. Компрессия в передних колесах составляет 370 кПа, задних – 540 кПа; величина развал-схождения составляет от 0 до 3 мм. За счет разноплановой унификации по механизмам и оборудованию снижается себестоимость производства грузовика, а также упрощает техобслуживание и проведение капитального ремонта.

ГАЗ-4301 оснащается рулевым механизмом на основе глобоидального червяка с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. Рулевой аппарат серийной модели получил гидравлический усилитель, обеспечивающий облегчение выполнения поворота, что по достоинству оценило большое количество водителей впоследствии. Использование гидроусилителя способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого механизма, благодаря чему необходимость в многократном вращении руля по направлению поворота и назад в процессе поведения маневра отпала. Это имеет особенную ценность при движении автомобиля в условиях ограниченного пространства.

За счет гидравлики сглаживаются удары на рулевой механизм от дорожных неровностей, а также улучшается управляемость грузовика при контакте с крупными булыжниками либо в случае пробития шины.

Инженеры Горьковского автомобильного завода полностью переработали конструкцию большей части узлов, обновили коробку переключения передач, заднюю ось с возможностью дистанционного управления блокировкой дифференциала посредством пневматического крана, передний мост и другие агрегаты, что положительно сказалось на устойчивости автомобиля. Для достижения этой же цели была увеличена ширина колесной колеи и понижен центр тяжести.


В основе грузовика лежит высокопрочная, износоустойчивая и долговечная рама. Передняя подвеска ГАЗ-4301 является комплексом узлов и механизмов, обеспечивающих соединение опорных частей колес с корпусом автомобиля. Ее главным предназначением является снижение уровня нагрузок и равномерное их распределение по опорным частям в процессе движения, а также улучшение тяговых показателей транспортного средства. В данной модели грузовика установлена пара фронтальных пружин полуэллиптического типа с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя пару пружин и вспомогательные рессоры.

Установленные амортизаторы обеспечивают эффективную трансформацию динамической работы в тепловую, продуктивное гашение колебаний и поглощение толчков на автомобильной раме. Гидравлические амортизаторы телескопического типа с двухсторонним эффектом устанавливаются на переднюю ось и сочетаются с упругими узлами.

В автомобиле установлено однопроводное электрооборудование, негативные выводы источников питания подключены к корпусу. Оптимальный уровень напряжений – 24 В. Силовой агрегат, вырабатывающий ток марки 5101.3701, укомплектован интегрированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Также присутствует пара аккумуляторных батарей серии 6СТ-110А емкостью по 110 Ач и устройство для пуска марки 3002.3708.

ГАЗ-4301 стал значительным шагом вперед в производственной деятельности Горьковского автозавода и всего отечественного автопрома. Однако посредственное качество дизельных силовых агрегатов и их неудовлетворительная работа сдерживали спрос и не позволяли наладить массовый выпуск данной модели. Еще одним фактором, негативно влияющим на популярность грузовика, являлась ее невысокая проходимость.

Вследствие установки более мощного и массивного силового агрегата нагрузка на переднюю ось значительно увеличилась, поэтому в раскисшем грунте грузовик нередко застревал. Кроме того, повлиял и экономический кризис девяностых годов, приведший к ликвидации государственных заказов на сельхозтехнику и, как следствие, увеличению себестоимости единицы продукции ввиду малых объемов производства. Все это привело к вынужденному прекращению выпуска собственных дизелей и снятия ГАЗ-4301 с производства в 1995 году. Общее число сошедших с конвейера автомобилей составило 28158.

Читать еще:  Бад флаер технические характеристики двигателя

ГАЗ-3307

ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 — советские и российские крупнотоннажные грузовые автомобили в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускался серийно с конца 1989 по январь 2020 года, а турбодизельный грузовик ГАЗ-3309 — с конца 1994 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995) и 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995). C 1999 года выпускался 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.

Содержание

  • 1 История создания и развития
  • 2 Технические характеристики карбюраторного двигателя
  • 3 Технические характеристики инжекторного двигателя (образца 2016 года)
  • 4 Технические характеристики дизельных двигателей
    • 4.1 ММЗ
    • 4.2 ЯМЗ-5344 (образца 2013 года)
    • 4.3 ЯМЗ-53443 (образца 2016 года)
  • 5 Модификации
  • 6 Ссылки

История создания и развития [ править | править код ]

Работы по созданию нового поколения среднетоннажных грузовых автомобилей марки ГАЗ для перспективной замены предыдущего семейства ГАЗ-53А начались уже во второй половине 1960-х годов. Вначале планировалось лишь модернизировать выпускавшуюся заводом модель. В 1972 году были построены опытные образцы такого грузовика, получившие обозначение ГАЗ-53-11. Автомобили отличались новыми панелями оперения и интерьером кабины. Они прошли испытания, однако становилось ясно, что требуется абсолютно новая модель [ источник не указан 1126 дней ] . В это время в СССР стали поступать тяжёлые грузовики марки Магирус-Дойц западно-немецкого концерна Клекнер-Хумбольдт-Дойц. И хотя по западным меркам эти автомобили не были столько выдающимися, на советских специалистов они произвели впечатление, дизели воздушного охлаждения прекрасно зарекомендовали себя в суровых условиях Сибири. А прошедший в феврале-марте 1976 года XXV съезд КПСС постановил начать массовую дизелизацию грузового автопарка СССР. Перспективное поколение грузовиков ГАЗ было принято решение сделать дизельным и не просто, а с дизелями воздушного охлаждения. Двигатель немецкого грузовика и его просторная кабина оказали существенное влияние на замысел горьковчан. Начались переговоры с немцами на условия покупки лицензии на производство дизелей воздушного охлаждения.

Технический проект нового грузовика, получивший индекс ГАЗ-4301, рассмотрели на научно-техническом совете Минавтопрома 9 февраля 1978 года. Работу над новой машиной возглавил инженер Александр Михайлович Бутусов. Ведущий конструктор Валерий Дмитриевич Запойнов, дизайнер Станислав Витальевич Волков. Первые опытные образцы были построены в 1979 году. Вторая серия опытных машин была закончена в 1981 году.

Весной 1981 года XXVI съезд КПСС утвердил решение о дизелизации парка грузовых автомашин и разработке новых моделей грузовиков с дизельными двигателями, в соответствии с которым началась разработка новой модели грузовика ГАЗ с дизельным двигателем и улучшенной кабиной водителя [1] .

В результате, автомобиль получил более просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления, впервые применённую в 1984 году на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301. В конструкцию рулевого управления, в отличие от предшественников, впервые входит гидроусилитель руля.

На выставке «Автопром-1984» был представлен демонстрационный образец тягача ГАЗ-4509 [2] . 26 декабря 1986 года завод ГАЗ завершил испытания ГАЗ-3307 [3] . Серийное производство 4,5-тонного грузовика ГАЗ-3307 (4х2) с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 мощностью 125 л. с. началось в конце 1989 года и продолжалось по январь 2020 года (с перерывом в 1996—1997 гг.) с проведением необходимых модернизационных мероприятий по повышению экологического класса двигателей, совершенствованию тормозной системы (например, добавлена АБС) и проч. в соответствии с требованиями национального законодательства и экспортных рынков [ источник не указан 1126 дней ] .

В 1992 году на ГАЗе было развёрнуто серийное производство 5-тонного грузовика ГАЗ-4301 с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л. с., выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы Deutz, а также сельскохозяйственного самосвала ГАЗ-САЗ-4509 на его шасси для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (самосвал ГАЗ-4509 + прицеп ГКБ-8536). При значительных конструктивных различиях, например, колёса у моделей 3307 и 4301 невзаимозаменяемы, внешне автомобили практически идентичны. Производство ГАЗ-4301 продолжалось до 1995 года. Всего произведено 28 158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.

В 1993 году освоен выпуск замены модели ГАЗ-52 — 3-тонный грузовик ГАЗ-3306 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-544 мощностью 85 л. с. По некоторым данным в 1992 году ограниченной серией была выпущена 2,5-тонная модификация 33061 с карбюраторным двигателем от ГАЗ-52. Производство трёхтонки ГАЗ-3306 (преимущественно в исполнении «Грузовое такси») продолжалось до 1995 года.

В конце 1994 года с освоением на ГАЗе выпуска четырёхцилиндрового турбодизеля воздушного охлаждения ГАЗ-5441 мощностью 116 л. с. появилась модель ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т, полностью унифицированная по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только трубой воздухозаборника двигателя с левой стороны кабины). К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторный грузовик 3307. В середине 1997 года собственное производство дизельных «воздушников» на ГАЗе было признано экономически нецелесообразным [ источник не указан 1126 дней ] , вследствие чего выпуск модели 3309 был приостановлен до конца 2001 года, а в производстве была восстановлена карбюраторная 4,5-тонка ГАЗ-3307. В дальнейшем ГАЗ переориентировался на закупку белорусских дизелей ММЗ Д-245.7 (аналогичный турбодизель водяного охлаждения устанавливался на ЗИЛ-5301 «Бычок») Минского моторного завода (ММЗ), которые также начали устанавливать на возобновлённую в производстве модель ГАЗ-3309.

С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производился полноприводный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях. В начале 2000-х на его базе было создано семейство грузопассажирских автомобилей ГАЗ-3325 «Егерь» с двойной 5-местной кабиной, а также полноразмерный внедорожник ГАЗ-3309 (ГАЗ-330811) «Вепрь», выпускаемый под заказ.

В 2006—2008 годах на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливали бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а в 2008—2012 годах — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ был прекращен в 2009 году, но сохранялось их мелкосерийное производство под заказ, например, под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). В 2010—2012 гг. среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащали преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2. В 2013—2016 годах все грузовики ГАЗ 4-поколения гражданского назначения в качестве базового двигателя использовали турбодизель ММЗ Д-245.7 Е-4 мощностью 119 л. с. По состоянию на конец 2017 года применение дизелей серии Д-245.7 производства ММЗ на грузовиках ГАЗ 4-поколения (в том числе военного назначения) ограничено экспортными версиями экологических классов Евро-0, Евро-2 и Евро-3 для поставок в Египет и прочие страны третьего мира.

В 2012—2016 годах под заказ производилась модификация ГАЗ-33096 с дизелем Cummins ISF 3.8L, аналогичном использовавшемуся на грузовике ГАЗ-3310 «Валдай». В 2013 году двигатель был сертифицирован под Евро-4.

Читать еще:  Глохнет двигатель гольф 3 причина

В феврале 2013 года в серию пошла модификация ГАЗ-33098 с новым дизелем российского производства — ЯМЗ-5342.10 класса Евро-4, а также новая версия грузовика-вездехода ГАЗ-33088 «Садко» с аналогичным двигателем ЯМЗ-5344 класса ЕЭК-96. По состоянию на конец 2017 года именно данный двигатель являлся основным для среднетоннажников производства ГАЗ. Однако осенью 2016 года также было получено одобрение типа на модель ГАЗ-3307 с модернизированным бензиновым двигателем ЗМЗ-524400 типа V8 мощностью 137 л. с. с гидрокомпенсаторами клапанов в ГРМ, распределенным впрыском топлива (бензин АИ-92, возможно использование АИ-95) и каталитическим нейтрализатором (Евро-4), которое действует по май 2021 года [ источник не указан 1126 дней ] . Данная бензиновая версия отличается от дизельных, не только двигателем (снаряженная масса автомобиля ниже на 310 кг), но и 12-вольтовой бортовой электросетью и главной передачей с увеличенным числом 6,17. В отличие от бензиновых грузовиков прежних выпусков ГАЗ-3307 образца 2016 года оснащен пневмогидравлическим приводом тормозов и АБС, а также гидроусилителем руля пластинчатого (шиберного) типа.

С 2014 года на автомобили устанавливалась новая решётка радиатора с заводской эмблемой вместо решётки с надписью «ГАЗ».

ГАЗ 4301 — дизельный грузовик-пятитонник

Проектирование среднетоннажных заднеприводных самосвалов марки ГАЗ 4301 стартовало вначале 90-х гг. Начальные экземпляры появились в 1982 г., а через год они уже прошли тестовый автопробег по направлению Горький-Куйбышев-Аральск-Ташкент-Памир длительностью 9 тыс. км, до этого техника прошла испытания при посевных и уборочных работах близ Солнечногорска.

Опытно-производственная партия ГАЗ 4301 была выпущена в апреле 1984 г., а в 1992 г. на автозаводе запустили серийное производство согласно лицензии немецкого предприятия Deutz, продолжавшееся вплоть до 1994 г. За это время завод успел сделать 28158 машин этой марки. От предыдущих прототипов новый автомобиль ГАЗ 4301 существенно отличался рядом особенностей: использованием дизеля и внедренной в процессе проектировки способностью эксплуатации в комплексе автопоезда.

Чем «начинили» свой грузовик горьковские автостроители?

ГАЗ 4301 имеет шестицилиндровый 125-сильный дизель марки ГАЗ-542 с воздушной охладительной системой и мощностью 125 л.с., который является лицензионным аналогом дизеля фирмы Deutz (был приобретен разрешительный документ на весь ряд шести- и четырехцилиндровых моторов различной мощности). Двигатель ГАЗ 4301 является первым и единственным лично изготовленным дизелем на автозаводе ГАЗ. Он зарекомендовал себя довольно ходким, неприхотливым, тяговым и рациональным. Продолжительность равномерного движения машины, как правило, небольшая относительно общей длительности ее работы. При перемещении в городских условиях техника едет равномерно лишь 15…30% времени, 40…45% — с ускорением и 30…40% — с замедлением.

Топливная система, предназначенная для питания ГАЗ-542 дизтопливом, его хранения и очищения, включает два вида насосного оборудования: низкокомпрессионный поршневой инжектор для топлива и высококомпрессионный, механический, регулируемый, 2-хрежимный, центробежный инжектор рядного типа. Топливоподкачивающая помпа – плунжерная, с возможностью подкачивать топливо вручную. Двигатель 542 имеет следующие фильтры для топлива: грубой очистки – фильтровальный сепаратор с сетевым компонентом; тонкой очистки – сменный фильтровальный компонент сделан из бумаги. Воздушное фильтрование относится к сухой категории, имеет сменные фильтры и датчик уровня замусоренности. Воздушное охлаждение осуществляется посредством шестеренной вентиляторной передачи с использованием гидромуфты.

Трансмиссия представлена 1-дисковым замкнутым сцеплением сухого трения, с пружинной диафрагмой и гидравликой. КПП ГАЗ 4301 – механическая, 5-ступенчатая, 3-ходовая, синхронизированная на всех передачах, кроме первой и задней. Карданная передача осуществляется парой открытых валов с опорой в промежутке и тремя шарнирами на подшипниках.

ГАЗ-4301 оснащен современной 2-х контурной системой тормозов (рабочих, запасных и стояночных). Тормозные узлы смонтированы в каждом колесе, имеется 2 автономных привода для работы с ними. Для совершения процесса торможения техники с максимальной эффективностью без снижения управляемости и устойчивости требуется рациональное соответствие тормозного усилия и припадающей на каждое колесо энергией. При оптимальном соответствии этих сил обеспечивается одновременная блокировка всех колес при любых дорожных факторах. В связи с этим соответствие тормозных нагрузок всех колес определяется так, чтобы при осуществлении наибольшего торможения предотвратить преждевременное блокирование передних колес, приводящее к ухудшению управляемости, или блокирование задних колес, обуславливающих занос транспорта.

При плавной остановке ГАЗ 4301 с замедлением 0,60 м/с происходит перераспределение, из-за которого на передний мост припадает около 60 % массы, на задний мост – оставшиеся 40 %. Поэтому продуктивность передних колес следует повышать в 1,5 раза. В связи с этим самосвал ГАЗ 4301 оснащается 2-хконтурными тормозами с двумя пневмоусилителями, с разрозненным тормозом осей, с гидравлическим приводом. Также грузовик этой модели имеет 2-хпроводный пневматический агрегат, управляющий тормозным механизмом прицепа.

Тормозные барабаны каждого колеса цельные, чугунные, литые. Передние барабаны центруют и монтируют на кромках ступиц, задние – на кромках полуосей. Для облегчения контроля их производят съемными. Кроме этого, тормозная система ГАЗ 4301 оборудована прибором автоматического регулирования величины зазора в системе «колодка-барабан». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные узлы задних колес, оборудованных механическим приводом.

В машинах ГАЗ 4301 внедрены оригинальные запчасти, позволяющие увеличить потребительские характеристики техники – электрофакельный механизм для легкого запуска дизеля, кабина оборудована подрессоренным водительским креслом с функцией регулирования положения, имеется рациональная отопительная и вентиляционная система, механизм для обдувания и обмыва частично панорамного переднего стекла.

Устройство и отличительные особенности автомобиля

Отличительные технические характеристики автомобилей ГАЗ 4301 заключаются в уникальных колесных дисках, имеющих среди 4-х удлиненных вентиляционных окошек еще 4 небольшие дополнительные отверстия. Колеса такой конструкции не подходят к другим маркам машин, поскольку только у ГАЗ-4301 дисковый обод центрируют на ступице не конической частью колесных крепежей, а отверстием в центре. Колеса оснащены 2-хкомпонентным ободом с разделенным бортом недеформирующегося сердечника из стальной нити, который прочно фиксирует соединение шины диском и способствует герметизации.

Шины у автомобилей этой марки – радиальные, с пневматикой, серии 8,25Р20, класса слойности – НС12, с компрессией в передних колесах 370 кПа, задних – 540 кПа; развал-схождение – от 0 до 3 мм. Разноплановая унификация по механизмам и оборудованию грузовика способствует снижению их стоимости и вместе с тем упрощает техобслуживание и капитальный ремонт ГАЗ 4301.

Самосвал ГАЗ 4301 оснащен широкой модернизированной 2-хместной, 2-хдверной стальной кабиной с ремнями безопасности. В левой части кабины расположена длинная труба воздухозаборника. Отопительная система кабины – масляная, имеет два радиатора, которые питаются из смазочной системы мотора. Кроме этого, есть автономный воздушный 2-хрежимный обогреватель, работающий на дизтопливе. Водительское и пассажирское кресла – раздельные. Оперение кабины – стальное, с аллигаторовым капотом и отбрасывающейся облицовочной решеткой радиатора.

Рулевое оборудование представляет собой глобоидальный червяк с трехгребневым колесом на шарикоподшипнике. В отличие от прототипов в рулевом аппарате ГАЗ 4301 используется гидравлический усилитель для облегчения поворота, что заслужило надлежащие отзывы о данной модели. Гидроусилитель способствует рациональному снижению передаточного числа рулевого оборудования, вследствие чего водителю не нужно для проведения маневра вращать руль 5-6 раз по направлению поворота и назад, что особенно ценно при движении транспорта в ограниченных условиях.

Гидравлика гладко снижает удары на рулевой механизм от неровностей на дорогах и способствует улучшению управляемости техники при контакте с громоздкими булыжниками или в случае прострела шины. Другой отличительной особенностью ГАЗ-4301 является наличие в левой части рамы за кабиной, спереди бака для топлива – пары основных тормозных цилиндров с пневмоусилителями.

Читать еще:  Холостые обороты дизельного двигателя мерседес

Для увеличения устойчивости грузовика полностью изменена конструкция большинства узлов, обновлена КПП, задняя ось с дистанционным управлением блокировкой дифференциала через пневматический кран, передний мост и ряд других агрегатов. Повышению устойчивости также способствует достаточная по ширине колея колес и размещенный снизу центр тяжести.

Остов автомобиля образует рама, которая отличается прочностью, износоустойчивостью и долговечностью. Передняя подвеска ГАЗ 4301 представляет собой комплекс узлов и механизмов, соединяющих опорные части колёс с корпусом техники. Ее главное назначение – уменьшение уровня нагрузок и ровная их передача на опорные части в ходе движения, а также увеличение тяговых характеристик автомобиля. В данной модели ГАЗа она включает в себя пару фронтальных полуэллиптических пружин с дополнительным комплектом сжатия из резиновых пластин. Задняя подвеска помимо пары фронтальных пружин оснащена вспомогательными рессорами.

Амортизаторы данной марки ГАЗа эффективно трансформируют динамическую работу в тепловую, продуктивно гасят колебания и поглощают толчки на раме автомобиля. Амортизаторы модели 4301 – гидравлические, телескопические, 2-стороннего эффекта, устанавливаются на переднюю ось, используются в комплексе с упругими узлами.

Автомобиль оснащен 1-проводным электрооборудованием, негативные выводы источников питания присоединены к корпусу. Оптимальное напряжение – 24 В. Силовой агрегат для выработки переменного тока марки 5101.3701 оснащен вмонтированным выпрямителем и стабилизатором напряжения. Имеется пара аккумуляторов серии 6СТ-110А по 110 А∙ч, пусковое устройство марки 3002.3708.

Бесспорно, автомобиль этого семейства явился новым витком в производственной деятельности завода. Но слабый спрос, объяснявшийся посредственным качеством дизелей и, как результат, их неудовлетворительной работой, не давал наладить массовый выпуск горьковских силовых агрегатов. Другим фактором, обуславливающим малый объем выпуска этой техники – ее низкая проходимость.

Это объясняется тем, что грузовик часто застревал на раскисшем грунте из-за утяжеления переднего моста в результате установки мощного двигателя. Помимо этого, сказался экономический кризис 90-х гг., который ликвидировал госзаказ на сельхозтехнику, в связи с чем себестоимость мотора ввиду малых объемов производства в разы превысила себестоимость грузовика. Эти факторы обусловили вынужденное решение об отмене выпуска дизелей и полного прекращения производства ГАЗ-4301 в 1994 г.

Вопреки тому, что выпуск грузовиков этой модели уже 20 лет прекращен, он заслуженно востребован и эффективно конкурирует с зарубежной техникой. Это связано с тем, что цена ГАЗ модели 4301 значительно ниже импортных аналогов данной категории. Машина отличается стабильной работой, надежностью, проходимостью в условиях бездорожья.

ГАЗ-3307

Производитель :ГАЗ
Годы пр-ва:1989—настоящее время
Класс :Грузовой
Иные обозначения:ГАЗик, ГАЗон
Длина:6550 мм
Ширина:2380 мм
Высота:2350 мм
Клиренс :265 мм
Колёсная база :3770 мм
Колея задняя:1690 мм
Колея передняя:1630 мм
Масса:7850 кг (полная)
Макс. скорость:90 кмч

Расход топлива:19,6 л100 км
Объём бака:105 л

ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 — российские грузовые автомобили в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года, а турбодизельный грузовик ГАЗ-3309 — с середины 1994 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1984—1994) и 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995). C 1999 года выпускается 2-х и 2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4), а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк».

Содержание

История создания и развития четвёртого поколения автомобилей ГАЗ (4х2)

В начале 80-х при разработке конструкции грузового автомобиля ГАЗ-3307 и других моделей четвёртого поколения предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства (шасси и карбюраторная силовая установка, по сути, перешли от модели ГАЗ-53-12), что позволило удешевить автомобили и одновременно облегчило их техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию. Автомобиль получил более просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления, впервые применённую на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году. В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Серийное производство 4,5-тонного грузовика ГАЗ-3307 (4х2) с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 мощностью 125 л.с. началось в конце 1989 года.

В 1992 году на ГАЗе было развёрнуто серийное производство 5-тонного грузовика ГАЗ-4301 с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы Deutz, а также сельскохозяйственного самосвала ГАЗ-САЗ-4509 на его шасси для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (самосвал ГАЗ-4509 + прицеп ГКБ-8536). При значительных конструктивных различиях, например, колёса у моделей 3307 и 4301 невзаимозаменяемы, внешне автомобили практически идентичны. Производство ГАЗ-4301 продолжалось до 1994 года. Всего произведено 28 158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.

В 1993 году освоен выпуск замены модели ГАЗ-52 — 3-тонный грузовик ГАЗ-3306 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. По некоторым данным ограниченной серией была выпущена 2,5-тонная модификация 33061 с карбюраторным двигателем от ГАЗ-52. Производство трёхтонки ГАЗ-3306 (преимущественно в исполнении «Грузовое такси») продолжалось до 1995 года.

В 1994 году с освоением на ГАЗе выпуска четырёхцилиндрового турбодизеля воздушного охлаждения ГАЗ-5441 мощностью 115 л.с. появилась модель ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т, полностью унифицированная по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только трубой воздухозаборника двигателя с левой стороны кабины). К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторный грузовик 3307. В середине 1997 года собственное производство дизельных «воздушников» на ГАЗе было признано экономически нецелесообразным, вследствие чего выпуск модели 3309 был приостановлен до конца 2001 года, а в производстве была восстановлена карбюраторная 4,5-тонка ГАЗ-3307. В дальнейшем ГАЗ переориентировался на закупку белорусских дизелей ММЗ Д-245.7 (аналогичный турбодизель водяного охлаждения устанавливается на ЗИЛ-5301 «Бычок») Минского моторного завода (ММЗ), которые начали устанавливать на возобновлённую в производстве модель 3309.

С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.

C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2. В 2011 году возможно появление модификаций с новыми дизелями как российского производства — ЯМЗ-534, так и с китайским Cummins ISF.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector