Двигатель в угоне как быть
Старуха, дверь закрой: как не стать жертвой угонщиков
За полгода московские суды рассмотрели более сотни дел об угонах автомобилей. Судя по приведенным Мосгорсудом примерам, зачастую виновные находились в состоянии алкогольного опьянения и почти всегда попадали в ДТП. Как не стать жертвой угона, можно ли получить компенсацию за поврежденный автомобиль и почему важно правильно завершать аренду каршеринга, разбирались «Известия».
Угоном Уголовный кодекс РФ считает завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Именно отсутствие корыстного умысла отличает этот состав от кражи. В России количество краж автотранспорта традиционно превышало количество угонов, например, за прошлый год их соотношение, согласно статистике МВД, составило 20 284 против 18 895.
Угоняют больше, чем крадут
Пандемия значительно повлияла на статистику. В условиях действовавших ограничений и системы пропусков для передвижения, введенной в Москве и некоторых других крупных городах, угоны транспортных средств были значительно затруднены, пояснили в пресс-службе «АльфаСтрахования».
О том же говорит и статистика МВД, но при этом количество угнанных без цели хищения автомобилей снизилось всего на 2%, в то время как количество украденных — на 22%. Таким образом, число угонов превысило число хищений — 8457 против 7380.
Согласно ст. 166 УК РФ, угон автомобиля без отягчающих обстоятельств грозит крупными штрафами, принудительными работами или лишением свободы до пяти лет. Строгость наказания не останавливает угонщиков. Впрочем, судя по приведенным пресс-службой Мосгорсуда случаям, некоторые из них вряд ли понимали, что делали, так как были пьяны.
Выпил, угнал, разбил
В состоянии алкогольного опьянения находился гражданин М., который вытащил из шкафчика, где хранились ключи от обслуживавшихся в автосервисе машин, первый попавшийся. Как оказалось позднее, ключ был от седана Audi A8L. Злоумышленник проник в машину и, выехав с территории автосервиса, попал в аварию, после чего был задержан инспекторами ДПС.
Гражданин Ф. был более настойчив, хотя не менее пьян. Сначала он обнаружил на неохраняемой парковке чужой Renault Fluence, в салоне которого владелица забыла ключ-карту. Двери, естественно, были незаперты, поэтому угонщик легко проник внутрь и завел машину. Проехать ему удалось всего 50 метров (судя по отсутствию прав, водить он не умеет). Автомобиль ударился о бордюр, заехал на газон и врезался в поваленное дерево.
На этом Ф. не успокоился и присмотрел следующую жертву — каршеринговый VW Polo. Он оторвал от деревянного щита доску и разбил стекло водительской двери. Ф. долго пытался завести двигатель зафиксированным в замке зажигания ключом, пока не был обнаружен сотрудниками полиции.
Другой угонщик влез в каршеринговый Smart с незапертыми дверями и работающим двигателем. Водительских прав у него также не было, но в этот раз обошлось без ДТП — машину вовремя остановили инспекторы.
От столицы не отстают и регионы. В Ульяновске пассажир угнал машину такси, пока водитель проверял колесо. В Ростовской области угонщика обнаружили спящим в похищенной машине. Жителя Ухты осудили за угон погрузчика, с помощью которого он пытался вытащить застрявшую машину.
Автомобиль угнали — что делать
Если машину угнали или повредили при попытке угона, первое, что должен сделать владелец автомобиля, — это сообщить в правоохранительные органы. Там проведут доследственную проверку, по результатам которой вынесут постановление о возбуждении уголовного дела.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Александр Спиридонов рекомендует автовладельцам самостоятельно фиксировать следы преступления, которые потом могут быть утеряны.
Работу по сбору основных доказательств он советует доверить сотрудникам правоохранительных органов. Они лучше технически оснащены и имеют практический опыт в этом вопросе. Обычно угоны транспортных средств раскрывают намного чаще, чем хищения, но владельцу, как правило, возвращают машину с повреждениями — в результате взлома или ДТП.
Как возместить ущерб
Теоретически потерпевший в рамках уголовного дела может заявить гражданский иск о взыскании ущерба, причиненного имуществу, рассказал «Известиям» юрист юридической службы «Единый центр защиты» Виталий Титов. Он уточнил, что при обращении в суд не потребуется дополнительно доказывать, что вред автомобилю был причинен именно угонщиком. Сумма ущерба устанавливается на основании экспертизы, проводимой в рамках уголовного дела.
Так, упомянутая ранее владелица Renault Fluence смогла отсудить более 120 тыс. рублей в счет возмещения материального ущерба. Однако, если похититель не установлен, рассчитывать можно только на страховку.
«Договор ОСАГО в этом случае вообще неприменим, так как по нему владелец транспортного средства страхует свою ответственность перед третьими лицами, а не ущерб, причиненный своему автомобилю и имуществу», — отмечает юрист Александр Спиридонов. Он также уточнил, что за вред, причиненный третьим лицам, владелец угнанной машины не отвечает. Главное — доказать факт угона: показаниями свидетелей, техническим контролем местоположения владельца, записями камер и любыми другими доказательствами.
Страховка каско может покрыть ущерб от попытки угона, если это предусмотрено в договоре. Часто, чтобы сэкономить, автовладельцы страхуют машину с франшизой, и мелкий ущерб может не попасть под страховой случай. Не получится возместить по каско и стоимость похищенных из салона вещей.
Что делать с штрафами
Автовладельцу, возможно, придется оспаривать штрафы, полученные с дорожных камер. Для этого также необходимо подтвердить факт угона.
«Необходимо доказать, что в момент фиксации камерой правонарушения владелец транспортного средства им не управлял. Данный факт будет подтвержден принятым процессуальным решением дознавателя или следователя. Впоследствии владелец транспортного средства сможет обратиться с жалобой на неправомерно выписанный штраф с камер видеофиксации к должностному лицу ЦАФАП, выписавшему постановление, вышестоящему руководителю ГИБДД или в суд», — рассказал Виталий Титов.
Стоит ли платить за стоянку
Согласно данным МВД, в основном автомобили угоняют в ночное время с неохраняемых парковок придомовых территорий. При этом шлагбаум охраняемого паркинга, как и охранная сигнализация, вряд ли станут серьезной преградой для воров-профессионалов. Нужно также помнить, что автостоянка юридически отвечает за автомобиль в том случае, если с ней заключен договор хранения.
Узнаем «прошлое» своего авто: как проверить двигатель на угон по номеру?
Сложно представить жизнь современного человека без автомобиля. Когда его нет, приходится тратить уйму времени на дорогу, добираясь на работу, до супермаркета или дома.
Решившись на покупку авто, россияне не представляют, с чем столкнутся, перед тем как получат новый ПТС: заполнение бланков, получение справок и т.д.
Только так можно избежать проблем и не попасть в историю с автомобилем, купленным у соседа и оказавшимся в угоне. Как получить справку об угоне, зная номер двигателя?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87. Это быстро и бесплатно !
Что такое маркировка деталей?
С каждым днем в РФ в геометрической прогрессии растет количество иностранных авто. Россияне уже не так охотно покупают себе отечественные машины, например, Lada Granta или Lada Kalina, предпочитая выбирать Volkswagen Jetta или Mitsubishi Montero Sport. Согласно российскому законодательству в ПТС вписывают номер мотора, номер кузова, VIN и иные параметры.
Из-за разного отношения к мотору на Западе и в РФ по-прежнему не принят ни один документ, касающийся его регламентации на международном уровне.
Между тем, в России номер двигателя – параметр, который заносят в ПТС. Под ним подразумевают код мотора в буквах и заводской номер. На заводах вбивают его на разделительный шов между двигателем и коробкой передач.
Он также продублирован на защитном кожухе ремня привода ГРМ. Подняв крышку капота, ищут указанные выше места и обращают внимание на 9-значный код, состоящий из 2-х частей – буквенная (ABC) и цифровая (123456). Иногда номер двигателя выглядит по-другому – 4 буквы и 5 цифр, но только из-за того, что производитель выпустил более 999 999 моторов.
Как проверить автомобиль на угон по номеру двигателя в ГИБДД?
В начале 2014 г. на официальном сайте Госавтоинспекции запустили online-сервис, который позволяет проверить приобретаемый автомобиль или просто узнать штраф на свой собственный. Зная идентификационные номера – номер мотора, VIN и т.д., проверяют, числится ли авто в угоне, находится в залоге или нет.
До последнего не были уверены, что новый online-сервис будет популярным среди россиян, но ошиблись. Пока он работал в тестовом режиме, он уже был очень популярным и даже часто «зависал» из-за высокой нагрузки.
Чтобы проверить ТС на угон, надо:
- Перейти по ссылке http://www.gibdd.ru.
- Выбрать вкладку «Сервисы», а в ней пункт «Проверка автомобиля».
- Ввести номер двигателя в строке «VIN/КУЗОВ/ШАССИ».
- Ознакомиться с найденными в базе сведениями.
Каждый автовладелец сможет узнать, когда в перерегистрации авто на нового владельца в ГИБДД откажут.
Где еще можно узнать прошлое транспортного средства онлайн?
- stolencars24.eu (проверка по базам данных Чехии, Италии, Румынии и Словакии );
- vin-info.com (проверка по европейской базе данных и более расширенная процедура идентификации в отношении авто, зарегистрированных в Польше);
- nicb.org (с этого сайта в день разрешают отправить пять запросов с одного IP и при этом проверку проведут по базе National Insurance Crime Bureau, проработав досконально Канаду и США).
Перечисленные выше ресурсы – зарубежные, но и российских хватает. Они также предоставляют нужные сведения, но только если сервис не принадлежит мошенникам. Еще один хороший, но дорогостоящий способ проверки авто – обращение в экспертное бюро (от 2,5 тыс. рублей). Эксперты составляют акт криминалистической экспертизы по результатам проверки в российской и международной базе данных.
Если россиянин не хочет идти окольными путями, то у него есть два легальных способа проверки приобретаемого автомобиля.
- Во-первых, он может посетить пост ГИБДД, например, стационарный, приехав на том самом ТС и поставив его в пределах видимости сотрудника. Инспектор охотно отправит запрос, введя нужные данные в окошко запроса у себя на компьютере. Через пару секунд он узнает, были ли зарегистрированы заявления о пропаже проверяемого автомобиля или нет. Этот способ постепенно теряет свою актуальность, так как есть другой.
- Во-вторых, он может проверить авто на угон с помощью online-сервиса. Для этого он зайдет на сайт Госавтоинспекции, укажет VIN-код и изучит имеющуюся в базе информацию. Она пополняется сведениями регулярно, ошибки исключены.
Если зная номер двигателя, можно проверить авто на угон, но по госномеру нет. Как бы возможность такой проверки остается, но вот сведения могут быть ошибочными. Идя таким путем, можно остаться через пару дней без ТС. Почему?
Продавая дорогостоящий иностранный авто, мошенники ищут и находят новый не засвеченный нигде номер, который был зарегистрирован на похожую машину. Будущий владелец проведет проверку, отбросит все сомнения, заплатит деньги, а чуть позже узнает о поддельном госномере. А все из-за своей же неосмотрительности и не проведения проверки на угон через сайт Госавтоинспекции по VIN-коду.
Что можно узнать по данным на моторе?
Если модель двигателя можно узнать в большинстве случаев, просто открыв капот, то по его номеру какую-либо информацию может получить только профессионал. Немецкий автоконцерн Volkswagen по-прежнему маркирует свои двигатели фирменной маркировкой – EA 288 или EA 888.
Также поступает компания Mercedes, но помечая их другими буквами – ОМ. Если автомобиль уже проехал пару другую сотен километров, то вряд ли такая информация о модели сохранится. Что же делать?
Придется искать информацию о моторе по номеру, вбитому на левой стороне блока (в редких случаях маркировку наносят в иные места). По нему можно узнать год выпуска (если он был выпущен после 2000 г., будет не цифра, а буквенное обозначение), модификацию агрегата и климатическую версию.
Полезное видео
Смотрите подробнее о проверке автомобиля на угон по номеру двигателя в видео ниже:
Заключение
Зачем проверять автомобиль на угон? Чтобы не столкнуться с крупными неприятностями после его покупки. Ведь так можно потерять свои деньги, заплатив их мошеннику, и писать объяснительную записку в кабинете сотрудника полиции. Лучше перед покупкой проверить его либо на посту ГИБДД, либо через online-сервис на официальном сайте Госавтоинспекции.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Патентованные средства от Юрия деточкина, или Как спасти машину от угона
Кто-то оставляет под домом дорогущий джип и совершенно не беспокоится за его сохранность, а у кого-то уже третий раз «дергают» видавшую виды мазду. В чем секрет, что должен знать автомобилист, чтобы сохранить имущество и не спустить на это все накопленные сбережения. В последнее время злоумышленники придумали схемы, которые разошлись по стране. Они основаны на невнимательности владельца автомобиля. К примеру, автолюбителя мошенники выслеживают в крупном торговом центре, где он сосредоточен на продаваемых вещах и ни на чем ином. В толпе у водителя «пропадают» метки от спутниковой сигнализации и ключи. Их попросту крадут.
Весьма распространен и другой способ. Это подстава на дороге. Злоумышленники создают видимость аварийной ситуации. Водителя вынуждают выйти из своего автомобиля и посмотреть на повреждения. В итоге, в то время, пока водитель осматривает свой автомобиль и повреждения на нем, машина уезжает. Бывают случаи, когда машину пытались угнать способом, известным в простонародье как «жестяная банка» или «жестянка». Алгоритм такой: злоумышленник привязывает к авто консервную банку. Водитель начинает движения, но, услышав посторонний шум, останавливается и, не заглушив двигатель машины, выходит посмотреть на источник шума. В это время злоумышленник запрыгивает в салон и стартует, оставив владельца в недоумении. Правда, на такой способ чаще других клюют женщины.
Да, зачастую способы будто заимствованы из анекдотов. Но на то и расчет. Водителю и в голову не может прийти, что именно он станет участником подобного балагана. Здесь поможет только внимание и бдительность. В остальных случаях, вас спасет хорошая надежная сигнализация.
В наше время существует огромное число автомобильных сигнализаций разных моделей, с разными функциями и параметрами. Далеко не каждый автолюбитель знает какие бывают автосигнализации и как правильно сделать выбор сигнализации на автомобиль.
Сигнализации для автомобилей бывают:
— сигнализация для автомобилей с односторонней связью
— сигнализация для автомобилей с обратной связью
— сигнализация для автомобилей с двухсторонней связью
Сигнализация для автомобилей с односторонней связью является самой простой и надежной. Включены такие функции: блокировка двигателя, возможность управления центральным замком, датчик удара, световая сигнализация, сирена, охрана дверей, охрана капота и багажника. Сигнализация с односторонней связью устанавливают, в основном, на не дорогие машины.
Сигнализация для автомобилей с обратной связью обладает функциями теми же, что и односторонняя сигнализация, и дополнена функцией пейджера. Благодаря этому, управлять сигнализацией можно с дальнего расстояния до 1 км в городе. При срабатывании предупреждения или сразу сигнализации, на брелок подается оповещение срабатывания или вибровызов с зоной срабатывания. Цена на сигнализация с обратной связью побольше, чем на одностороннюю.
Сигнализация для автомобилей с двухсторонней связью имеет те же функции, что и сигнализация с обратной связью, и дополнена функцией автозапуска двигателя. Устанавливают такую сигнализацию не только на машины с автоматической коробкой передач, но и с механической. Запуск двигателя производится несколькими способами: автоматический запуск двигателя срабатывает по таймеру, если упало напряжение в аккумуляторе и если температура двигателя упала ниже заданного предела, также запускается в разное время, например, через каждые два часа.
Сигнализация для автомобилей с двухсторонней связью стоит значительно дороже, чем два предыдущих вида сигнализаций.
В последнее время наиболее ревностные любители своих авто все чаще задумываются о возможности установки на автомобиль спутниковой и/или радиопоисковой системы защиты от угона.Современное поколение спутниковых автосигнализаций считается, пожалуй, самым надежным защитником транспортного средства. Кроме того, после установки спутниковой или радиопоисковой системы на автомобиль многие страховые компании предоставляют значительные скидки по страховым премиям (средняя скидка по страховым взносам составляет 15% по риску «каско» и 50% по риску «угон» в структуре «каско»), что позволяет окупить установку за несколько лет. А при установке на дорогой автомобиль система может окупиться уже при первом страховом взносе.
Передача информации в спутниковых системах осуществляется по GSM-каналу. К сожалению, даже такое решение не дает автовладельцу стопроцентной защиты от угона. Основным недостатком GSM систем является их низкая помехозащищенность. Профессиональные угонщики, используя специальные «глушилки», могут подавить GSM- сигналы. Гораздо надежнее в этом случае использовать спутниковые охранные системы с наличием дублирующего радиоканала, который является более помехоустойчивым и гарантированно доставит тревожный сигнал силам реагирования.
При установке спутниковых и радиопоисковых систем на автомобиль они подключаются к автосигнализации или непосредственно к датчикам. В состав системы могут входить свои собственные датчики. Это могут быть датчики объема, удара (в зависимости от силы удара этот датчик может быть запрограммирован на реагирование на ДТП – высылается соответствующее сообщение в диспетчерский пункт), крена (реагирует и на перемещение автомобиля при буксировке). Для предотвращения разбойного нападения в системе могут быть предусмотрены иммобилайзер, тревожная кнопка, определенная последовательность открытия дверей, а также прослушивание салона автомобиля при возникновении нештатных ситуаций.
Как такая система работает?
При срабатывании автосигнализации или одного из датчиков самой системы информация об этом сразу передается через модуль связи в диспетчерский пункт. При поступлении сигналов тревоги оператор диспетчерского пункта, отслеживая информацию на электронной карте на дисплее компьютера о перемещении автомобиля, связывается с владельцем для подтверждения факта угона и передает соответствующую информацию, в случае подтверждения угона автомобиля, в правоохранительные органы.
Кроме того, спутниковые и радиопоисковые системы, как правило, предусматривают возможность дистанционного включения на автомобиле звуковой и световой сигнализации и безопасной блокировки работы двигателя и дверей автомобиля, что очень удобно для задержания преступников. Блокировка работы двигателя осуществляется путем отключения бензонасоса и является достаточно безопасной для избегания создания аварийной ситуации на дороге.
Еще одна причина установить спутниковую систему, это наличие тревожной кнопки. Далеко нередки случаи разбойного нападения, особенно на владельцев дорогих автомобилей. При угрозе личной безопасности тревожная кнопка позволяет пострадавшему передать сигнал о чрезвычайной ситуации. В Санкт-Петербурге недавно был случай. Неизвестный мужчина перегородил автомобилю дорогу, нанес повреждения машине и начал угрожать водителю. Клиент, не растерявшись, нажал тревожную кнопку, а оператор диспетчерского центра, получив сигнал тревоги, направил к пострадавшему наряд полиции, который прибыл на место происшествия спустя всего несколько минут и задержал дебошира.
«Вместе с тем, как показывает статистика, автомобили отечественного производства, а также автомобили иностранного производства стоимостью менее 600 тысяч рублей похищаются в целях их разукомплектования на запасные части на так называемых «авторазборках». Из общего количества похищенных транспортных средств 78,4% не были оборудованы дополнительными противоугонными механизмами и системами», — сказано в сообщении прокуратуры.
«Места совершения краж автотранспортных средств в процентном соотношении выглядят следующим образом: 24,6% хищений совершено от торгово-развлекательных центров, 22,2% хищений совершено на неохраняемых парковках, 51,4% хищений совершено от жилых домов, 1,8% хищений совершено в иных местах. Вместе с тем, количество охраняемых парковок на территории города явно недостаточно, так, на 1 миллион 312 тысяч транспортных средств приходится всего 613 охраняемых стоянок, в связи с чем прокуратурой города профильному комитету Правительства Санкт-Петербурга настоятельно рекомендовано пересмотреть политику в данной сфере», — уверены в прокуратуре.
Разбивка по времени совершения краж транспортных средств выглядит следующим образом: с 07 часов 00 минут до 19 часов 00 минут похищается 39,9% транспортных средств, с 19 часов до 07 часов 00 минут совершается 60,1% транспортных средств, при этом самым потенциально опасным временем является период с 20 часов 00 минут до 01 часа 00 минут, в данный период совершено 69,3% краж транспортных средств от общего количества зарегистрированных в вечернее и ночное время.
По словам специалистов, спрос в среде автоугонщиков на японские машины обеспечен не только качеством самого авто, но и степенью его защиты. Японцы подвержены быстрому угону, в отличие от немцев, которых «увести» не так-то просто. Поэтому если угнали машину-продукт немецкого автопрома, то, несомненно, работали профессионалы самого высокого класса. Так или иначе, можно однозначно сказать одно, угнать возможно совершенно любую машину.
Японские же машины нуждаются в дополнительной защите. Им необходимо установить не только спутниковую систему или сигнализацию, но и целый комплекс противоугонных устройств, к примеру, блокировки на коробку передач и руль, дополнительные замки капота, под которыми скрываются другие защитные приспособления.
Чем больше у преступников препятствий, тем больше им требуется времени на их преодоление. Соответственно, риск потерпеть неудачу гораздо выше, а ваш шанс увидеть свой припаркованный авто на своем месте гораздо выше! Угонщику проще выбрать автомобиль, не оснащенный спутниковой охранной системой.
Самые угоняемые автомобили Москвы и Санкт-Петербурга (за какой период)
Так, чаще всего с начала 2013 года в столице угоняли автомобили Lada — на них пришлось около 15% от всех случаев. После российских машин преступники предпочитают марки Mazda (12%), Mitsubishi (10%), Toyota (9%), Honda (7%), Ford и BMW (по 4%) и Mercedes (2%).
Самыми угоняемыми автомобилями в Санкт-Петербурге являются:
FordFocus, BMW X 3/5/6, Infinity EX/FX/QX, ToyotaLandCruiser (150-200)/Highlander, RangeRover/Discovery, NissanPatrol/X-trail, ChevroletLacetti/Lanos, Mazda 3/6/CX-7, HondaCivic/Accord и MitsubishiOutlander. Об этом сказано в сообщении прокуратуры Северной столицы.
Просто хотел покататься: наказание за попытку угона
Пьяный преступник
Игорь Полин*, находясь в состоянии алкогольного опьянения, увидел стоявший во дворе дома чужой автомобиль и решил покататься на нем. Он открыл замок, проник в салон, вынул провода из зажигания и замкнул их, попытался запустить двигатель. Но в машине не было аккумулятора, и у Полева ничего не вышло. Тогда злоумышленник открыл при помощи отвертки замок другого авто, проник в салон, замкнул провода. Неожиданно приехала полиция, и Полина задержали прямо на месте преступления.
В Мелеузовском районном суде Республики Башкортостан подсудимый не признал свою вину. Он рассказал, что оказался вечером с другом во дворе, было холодно, хотел погреться, в подъезд зайти не удалось — домофон никто не открыл. Тогда Полин подошел к чужой машине, которая не была заперта, сел на переднее сиденье за руль, а его приятель — на заднее сиденье. Тут он увидел, что в машине висели провода зажигания, все было разбросано. Полин решил поскорее выйти из автомобиля, чтобы не подумали на него. Вдруг возникли сотрудники полиции, попросили документы, которых с собой не оказалось. По словам Полина, правоохранители избили его, отняли телефон и пневматический пистолет. Обвиняемый настаивал: заводить и угонять машину он не собирался, отвертки у него не было, дверь не вскрывал, а ко второму автомобилю и вовсе не подходил.
Но владельцы машин утверждали, что закрыли двери на замок, а в салоне все было в порядке. Имущественных претензий они не имеют. Сотрудники полиции видели Полина за рулем машины и слышали слова его приятеля во время задержания «лучше бы поехали на такси». Как говорят полицейские, задержанных никто не избивал, сотовый телефон не отбирал. Увидев сотрудников полиции, Полин выбросил две отвертки и пневматический пистолет. Кроме того, момент вскрытия замка видел случайный прохожий, который и вызвал сотрудников правоохранительных органов.
В ходе расследования уголовного дела приятель Полина дал показания, согласно которым подсудимый хотел доехать на машине до дома. Однако на суде от этих показаний он отказался, заявив, что получил травму головы и ничего не помнит.
Приговор со смягчающими обстоятельствами
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан оценил все доказательства и пришел к выводу, что Полин вскрыл ночью авто, чтобы угнать их. Суд отметил: если бы он хотел погреться, не было необходимости вскрывать вторую машину, которая в зимнее время тоже была холодной. Суд признал смягчающим обстоятельством инвалидность Полина и наличие у него тяжелого заболевания, а также помощь больной матери во время отсутствия отца. Отягчающим обстоятельством стал рецидив преступлений (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК). В итоге суд признал Полина виновным в покушении на неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (покушении на угон) и назначил наказание в виде лишения свободы сроком 3 года (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 166 УК). Верховный суд Республики Башкортостан зачел в срок отбытия наказания время нахождения Полина под стражей, в остальной части приговор оставил без изменений.
Полин подал кассационную жалобу в Верховный суд. Обвиняемый настаивал: он не пытался угонять машины, выводы суда о проникновении внутрь и попытках завести авто не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Полина, доказательствами его причастности к покушению на угон послужили показания потерпевших, в которых те излагали свои предположения, а не достоверно известные им факты. При этом в ходе судебного заседания свидетель не смог подтвердить свои показания, которые дал на стадии предварительного следствия. Полин указал: первая инстанция заняла обвинительную позицию и не приняла во внимание доводы защиты. Судья ВС Татьяна Хомицкая изучила все обстоятельства дела и не нашла существенных нарушений норм уголовного или уголовно-процессуального закона. В передаче кассационной жалобы Полина было отказано (№ 49-УД19-22).
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49 Конституции). Он считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ст. 14 УПК). Бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Несмотря на это, в действительности именно стороне защиты приходится на протяжении всего следствия представлять доказательства, подтверждающие невиновность обвиняемого
Кирилл Махов, партнер Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 14 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 48 место По выручке Профайл компании ×
Очевидно, что криминальный «послужной список» угонщика-рецидивиста в совокупности с динамичным изменением уголовного законодательства вызвал у судов серьезные затруднения при применении в отношении осужденного уголовно-правовых процедур, считает адвокат уголовно-правовой практики ЮФ ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) × Алексей Ануфриенко.
* — имя и фамилия изменены редактором.