Двигатель ваз 341 дизель характеристики
Подвижная автомобильная ремонтная мастерская
Меню навигации
- Форум
- Участники
- Поиск
- Регистрация
- Войти
Пользовательские ссылки
- Активные темы
Информация о пользователе
ВАЗ-341
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться130-07-2015 09:10:12
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2818
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 13 часов - Последний визит:
Вчера 19:06:30
«Двигатель дизельный ВАЗ-341 для автомобилей ВАЗ-2104, 21213, 2131, 2123 («Нива»)«
Дизельный двигатель ВАЗ-341 и его модификации разработаны Волжским Автомобильным заводом и выпускаются АО Барнаултрансмаш для автомобилей ВАЗ следующих моделей: ВАЗ-2104, 21213, 2131, 2123 («Нива»). Дизели могут быть использованы на автомобилях «Москвич», УАЗ, ГАЗ.
Разработаны модификации дизеля ВАЗ-341 для минитрактора, самоходных коммунальных машин, дизель-генераторов.
Двигатель ВАЗ-341 — 4-тактный, 4-цилиндровый рядный вихрекамерный дизель размерностью 76 х 84 мм. с рабочим объемом 1,52 л., с жидкостной системой охлаждения. Циркуляция жидкости принудительная. Привод циркуляционного насоса и вентилятора клиноременный. Дизель оснащен стартером повышенной мощности и блоком предпусковых свечей накаливания, что обеспечивает надежный пуск при низких температурах. Дизель предназначен для установки в автомобиль ВАЗ-2104.
На базе дизеля ВАЗ-341 разработано семейство дизелей, различающихся назначением, комплектацией и техническими характеристиками, в том числе: дизели ВАЗ-3411 и ВАЗ-3431 с турбонаддувом для автомобилей ВАЗ-21213 и ВАЗ-2131 («Нива») а также для перспективного автомобиля ВАЗ-2123; силовой модуль ВАЗ-3413, представляющий собой единый агрегат из дизеля и его систем и предназначенный для установки на малогабаритный трактор, а также для привода электрогенератора в составе силовой энергетической установки (электроагрегата).
Основные характеристики дизелей:
Характеристики ВАЗ-341 ВАЗ-3413 ВАЗ-343 ВАЗ-3431
Размерность дизеля (диаметр цилиндра х ход поршня), мм 76х84 . 76х84 . 82х84. 82х84
Полный рабочий объем, л 1,52 . 1,52 . 1,8 . 1,8
Полная (для ВАЗ-3413 номинальная) мощность , л.с 55 . 32. 63. 80
Частота вращения, соответствующая полной (номинальной) мощности, об/мин . 4800 . 3000 . 4800 . 4600
Максимальный крутящий момент, кгс.м 9,4 — 11,6 15,0
Частота вращения при максимальном крутящем моменте. об/мин . 3000 . —. 2500 . 2500
Максимальный удельный расход топлива , г/л.с.ч . 190 . 185 . 187. 184
Масса сухого дизеля, кг 130 . 160 . 132. 145
Габаритные размеры , мм :
— длина . 560 . 737. 560. 560
— ширина . 575. 752. 575. 575
— высота . 688 . 688 . 688. 688
Гарантийная наработка . 50000 км . 3000 ч. 50000 км..50000 км
Назначенный ресурс до капитального ремонта. 120000 км. 10000 ч..120000 км 120000 км
Поделиться230-07-2015 10:26:04
- Автор: Пан
- Активный участник
- Зарегистрирован : 28-05-2015
- Приглашений: 0
- Сообщений: 160
- Пол: Мужской
- Возраст: 43 [1977-11-24]
- Провел на форуме:
2 дня 19 часов - Последний визит:
26-08-2021 23:31:48
Тот-же вопрос,что и по роторным моторам: какова их судьба сейчас?
Поделиться330-07-2015 11:25:17
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2818
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 13 часов - Последний визит:
Вчера 19:06:30
Тот-же вопрос,что и по роторным моторам: какова их судьба сейчас?
«Классика» умерла. Куда его сейчас?
Поделиться430-07-2015 12:52:05
- Автор: Пан
- Активный участник
- Зарегистрирован : 28-05-2015
- Приглашений: 0
- Сообщений: 160
- Пол: Мужской
- Возраст: 43 [1977-11-24]
- Провел на форуме:
2 дня 19 часов - Последний визит:
26-08-2021 23:31:48
На Ниву/Шниву,на агрегаты:
единый агрегат из дизеля и его систем и предназначенный для установки на малогабаритный трактор, а также для привода электрогенератора в составе силовой энергетической установки (электроагрегата).
Поделиться530-07-2015 15:07:47
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2818
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 13 часов - Последний визит:
Вчера 19:06:30
Дизельный двигатель на автомобиль ВАЗ 2121 является давней мечтой всех настоящих ценителей дизеля. Для многих будет интерес узнать, что Нива с дизельным двигателем Peugeot сходила с конвейера АвтоВАЗа ранее и имела индекс 21215-50. Также дизель устанавливался на длиннобазную версию и имел название ВАЗ 21315. Автомобиль имел такую цену, которая была не по карману российскому обыватели, и шел исключительно на экспорт.
Сегодня любители автомобиля Нива готовы платить большие деньги и некоторые мастерские занимаются переделкой автомобиля, меняя стандартный бензиновый двигатель на дизель. В ход идут любые варианты от проверенного французского Peugeot, до японских дизелей. Кроме двигателя чаще всего приходиться менять коробку.
Becнoй 2009 гoдa в ceть пpocoчилacь нoвocть o тoм, чтo в oгpaничeннoй пapтии выxoдит в пpoдaжy Chevrolet Niva (DIESEL-TURBO). Bpoдe бы нoвocть xopoшaя — для внeдopoжникoв дизeля пoдxoдят бoльшe, чeм бeнзинки. Oднaкo пpoшлo cтoлькo вpeмeни, a шиpoкoгo pacпpocтpaнeния тaкaя Hивa нe пoлyчилa. Пoчeмy? Пoпытaeмcя oтвeтить нa этoт вoпpoc.
Haчaть cлeдyeт c тoгo, чтo aвтopoм пpoeктa былo нe pyкoвoдcтвo GM-AвтoBAЗ, a тoльяттинcкaя фиpмa «Teмa Плюc», кoтopaя cпeциaлизиpyeтcя нa тюнингe Hивы. A зaвoд GM-AвтoBAЗ тoлькo paзpeшил фиpмe пpeдcтaвлять aвтoмoбиль пoд cвoим бpeндoм (и тo, нe cpaзy).
B этoй фиpмe и кpoeтcя пepвaя пpичинa тoгo, пoчeмy Hивa Шeвpoлe Дизeль Typбo с двигателем ФИАТ нe пoльзoвaлacь пoпyляpнocтью. Дeлo в тoм, чтo бoльшинcтвo aвтoлюбитeлeй нeлecтнo oтзывaютcя o кaчecтвe ee paбoт.
A тeпepь пepeйдeм к тexничecким xapaктepиcтикaм и фyнкциoнaлy. Дизeльнaя вepcия ничeм нe oтличaeтcя oт бeнзинoвoй. Bcя paзницa лишь в мoтope, и вoт кaк oн xapaктepизyeтcя:
oбъeм 1.9 литpoв;
мoщнocть – 100 л.c. (бeз тypбoнaддyвa) и 120 л.c. (c тypбoнaддyвoм);
мaкcимaльный кpyтящий мoмeнт – 195 Hм, дocтигaeтcя пpи 2600 oб/мин.
Kacaeмo пoдвecки: дизeльнaя Chevrolet Niva имeлa пoлный пpивoд, нo c вoзмoжнocтью oтключить зaднюю ocь. Пepeдниe cтyпицы были нepeгyлиpyeмыми. Kapдaннaя пepeдaчa ocнaщeнa ШPУCaми, кoтopыe зaмeнили кpecтoвины. Kopoбкa любeзнo пpeдocтaвлeнa япoнcкoй фиpмoй «Aйcин». Из фyнкциoнaлa мoжнo oтмeтить вcтpoeнный кoндициoнep и гидpoycилитeль pyля.
Bлaдeльцы дизeльнoй Hивы были нe oчeнь дoвoльны aвтoмoбилeм. Звyк paбoчeгo двигaтeля coздaeт oщyщeниe, чтo вы cидитe зa pyлeм тpaктopa. Bo вpeмя движeния звyк cнижaeтcя, нo вce paвнo чeткo пpocлyшивaeтcя. B oтвeт нa этo coтpyдники фиpмы «Teмa Плюc» гoвopят, чтo пo ypoвню гpoмкocти дизeльный мoтop cooтвeтcтвyeт бeнзинoвoмy. Пpocтo eгo чacтoтa кoлeбaний пoчти тaкaя жe, кaк y чeлoвeчecкoгo гoлoca. Пoэтoмy oн бoльшe вocпpинимaeтcя cлyxoм.
Kopoбкa пepeдaч тaкжe нe пpишлacь пo нpaвy – вce пepeдaчи имeли кopoткий xoд, чтo нeпpивычнo для нaшeгo чeлoвeкa.
A eщe им нe пoнpaвилocь тo, чтo пocлe включeния зaжигaния нeльзя зaвoдить мoтop в тeчeниe пяти ceкyнд, пoкa нe пoгacнeт лaмпa Check engine. Пayзa нeoбxoдимo для тoгo, чтoбы зapaбoтaли cвeчи нaкaливaния.
A тeпepь BHИMAHИE. Цeнa нa тaкoe нoвшecтвo cocтaвлялa 597 тыcяч pyблeй. Boт oнa – втopaя и ocнoвнaя пpичинa, пo кoтopoй Chevrolet Niva (DIESEL-TURBO) нe пpoдaвaлacь.
Beдь мoжнo чyть-чyть дoбaвить и кyпить зapyбeжный внeдopoжник, кoтopый пpeвocxoдил бы пo вoзмoжнocтям Hивy. Ha xyдoй кoнeц, зa 600 000 pyблeй мoжнo былo взять пoддepжaнный внeдopoжник в нeплoxoм cocтoянии.
Про различные дизель-электрические агрегаты, я уже и не вспоминаю- наши восточные соседи делают их в достаточном количестве и по цене на порядок ниже отечественных, а японские дизельки и по качеству на порядок выше.
Так стоит-ли «городить огород» при наличии отсутствия спроса на дизеля с маркой ВАЗ?
ВАЗ-2104
ВАЗ-2104 «Жигули» — советский и российский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа универсал. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускался с 1984 года по 2012 год [3] .
Содержание
- 1 История
- 1.1 Салон
- 2 Конструктивные особенности
- 3 Дизельная модификация
- 3.1 Отличия от бензиновой версии
- 4 Модификации
- 5 Галерея
- 6 См. также
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
История [ править | править код ]
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 («четвёрки») был начат на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года. Параллельно с новой моделью выпускали аналогичный по классу автомобиль ВАЗ-2102 («двойка»), который к апрелю 1985 года был полностью вытеснен с конвейера. От автомобиля-«донора» «четвёрке» достался ряд оригинальных деталей, касающихся задней части авто.
При создании этой модели конструкторы руководствовались важной особенностью того времени: создание новой модели с минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом. Поэтому за основу была взята модель ВАЗ-2105. После удлинения крыши появились выштамповки для усиления жёсткости. Такая конструкция кузова позволяет разместить на крыше длинный багажник, перегружать который не рекомендуется, так как расчётная жёсткость кузова универсала значительно ниже, чем у седана. Задняя дверь открывалась вверх, на ней было применено абсолютно новое решение — обогрев заднего стекла и стеклоочиститель, — до 1994 года использовавшееся только в производстве автомобилей, шедших на экспорт, а затем вошедшее в стандартную комплектацию.
В конце 1990-х годов несколько лет выпускалась «улучшенная» модификация ВАЗ-21043-20, оснащённая пятиступенчатой коробкой передач, рейлингами на крыше, электрооборудованием и салоном с анатомическими передними сиденьями от ВАЗ-2107.
Салон [ править | править код ]
Салон для новой модели был позаимствован у базовой модели, за исключением заднего сиденья. Складное заднее сиденье позволяет увеличить объём багажного отсека с 375 до 1340 л, и тогда можно перевозить крупногабаритные грузы. Полная нагрузка автомобиля увеличилась до 455 кг. В базовой комплектации отделка салона довольно проста. Спартанский вариант предполагает стандартную панель с минимально необходимым набором приборов, обивку салона и сидений со стандартными съёмными подголовниками из искусственной кожи и резиновые коврики пола. Желание большего комфорта предложено удовлетворить улучшенной обивкой сидений из ворсованного трикотажа, цельноформованными накладками дверей, ворсованными ковриками пола, панелью приборов с дополнительной центральной консолью, которая располагает расширенным набором функциональных клавиш и контрольной аппаратуры, оригинальным рулевым колесом.
Конструктивные особенности [ править | править код ]
Так как передняя часть авто идентична моделям с кузовом седан, серийному отопителю сложнее согреть больший объём салона в холодный период года. Задняя часть авто часто запотевает в холода. У авто штатно отсутствуют задние вентиляционные отверстия для сброса салонного воздуха (в отличие от ВАЗ-2107), что затрудняет процесс закрытия дверей (с закрытыми стеклами). По сравнению с ВАЗ-2105, 2107 (с идентичными моторными установками), имеет меньшую максимальную скорость (данные из «инструкции по эксплуатации»
142 км/ч) в связи с изменённым передаточным отношением главной передачи — 4,44 (ранние модификации) против 4,3 на седане. Задняя дверь подвержена загрязнению дорожной грязью (пылью, поднимаемой колесами), локально затягиваемой при движении на больших скоростях в зону пониженного давления — исправляется установкой на 5-ю дверь верхнего дефлектора, подающего (в зону разрежения) более чистый воздух с крыши. Еще существует способ, как избежать накопления грязи на задней двери — это изменение конструкции заднего бампера — нижнюю часть надо выгнуть в обратную сторону и закрыть щель между бампером и кузовом — пластину 1 метр на 15 см посередине. Бензобак объёмом 43 литра (против 39) расположен горизонтально под днищем багажника без дополнительной защиты — есть вероятность повреждения при движении по пересеченной местности.
Дизельная модификация [ править | править код ]
В 1999 в Тольятти мелкой серией стала выпускаться модификация ВАЗ 21045 с дизельным двигателем ВАЗ-341 производства «Барнаултрансмаш» объёмом 1,52 литра с ТНВД Bosch. С 2005 года предполагалась установка более мощной версией дизельного мотора объёмом 1,8 литров (модификация ВАЗ-21048), однако эти планы остались нереализованными [4] .
Дизельная модификация отличалась значительно большей стоимостью и меньшей мощностью силовой установки, несмотря на то, что в данные года дизельное топливо стоило заметно дешевле бензина, экономическая целесообразность приобретения данной версии была под сомнением [ источник не указан 2158 дней ] .
В 2004 году производство ВАЗ-21045 было прекращено, оставшимися неустановленными дизельными двигателями в количестве 500 штук была укомплектована партия новой модификации ВАЗ-21055 [5] .
Отличия от бензиновой версии [ править | править код ]
- дополнительная шумоизоляция моторного отсека;
- усиленные передние пружины подвески;
- главная пара 3,91 (у бензиновой 4,1);
- завёрнутая петлёй выхлопная труба (во избежания загрязнения сажей правого фонаря);
- на панели управления: наличие клавиши подогрева топливного фильтра, а также индикатора разогрева свечей накаливания [6] .
Модификации [ править | править код ]
- ВАЗ-2104 — двигатель ВАЗ-2105, 1,3 литра, карбюратор, с 4-ступенчатой коробкой передач (КПП), базовая модель.
- ВАЗ-21041 — двигатель ВАЗ-2101, 1,2 литра, карбюратор с 4-ст. КПП. Серийно не выпускалась.
- ВАЗ-21042 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор, правый руль.
- ВАЗ-21043 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор с 4- или 5-ст. КПП.
- ВАЗ-21044 — двигатель ВАЗ-2107, 1,7 литра, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель.
- ВАЗ-21045 — двигатель ВАЗ-2107, 1,8 литра, моновпрыск, 5-ст. КПП, экспортная модель. Серийно не выпускалась.
- ВАЗ-21045Д — двигатель ВАЗ-341, 1,5 литра, дизель, 5-ст. КПП.
- ВАЗ-21046 — двигатель ВАЗ-2105, 1,3 литра, 4-ступенчатая КПП, правый руль.
- ВАЗ-21047 — двигатель ВАЗ-2103, 1,5 литра, карбюратор, 5-ст. КПП, салон и электрооборудование от ВАЗ-2107.
- ВАЗ-21048 — двигатель ВАЗ-343, 1,77 литра, дизель, 5-ст. КПП.
- ВАЗ-21041i — двигатель ВАЗ-21067 1,6 литра инжектор, 5-ст КПП, салон и электрооборудование ВАЗ-2107, передние сиденья от Иж-2126.
- ВАЗ-21041 VF — дизайн радиатора ВАЗ-2107, двигатель ВАЗ-2103 1,5 литра инжектор, 5-ст КПП, салон и электрооборудование ВАЗ-2107, передние сиденья от ИЖ-2126.
Галерея [ править | править код ]
Lada Riva (экспортный праворульный вариант), в Вустершире, Англия, 2007
Дизельные двигатели ВАЗ 341, 343, 3431 на автомобилях ВАЗ 2104 , ВАЗ 2121 и ВАЗ 2107
Начало производства дизельных двигателей ВАЗ — 341, 343, 3431 для автомобилей ВАЗ 2104, 2121 и 2107
Характеристики дизельных двигателей ВАЗ
Цены на дизельные двигатели ВАЗ
Начало производства дизельных двигателей ВАЗ — 341, 343, 3431 для автомобилей ВАЗ 2104, 2121 и 2107
Идея разработать дизельный двигатель для автомобилей ВАЗ посетила светлые советские умы после последствий энергетического кризиса в семидесятых. До этого момента бензин стоил в СССР настолько дешево, что советские люди, громко посмееваясь над остальным миром смело заправляли тягачи 93-м, сжигая бензин тоннами. Рост цен на топливо и его нехватка в середине семидесятых, начале восьмидесятых ощутились настолько, что появилась необходимость выпускать легковые автомобили не только на бензине, но и на солярке. Разрабатывать дизельный двигатель для ВАЗ принялись в 79-80 годах, стараясь максимально унифицировать его с бензиновыми собратьями. За его основу был взят двигатель ВАЗ 2103
Первый дизельный 1,45 объемный двигатель ВАЗ с индексом ВАЗ-341 официально прошел приемочные испытания уже в 1983 году. Двигатель получил вихревую камеру сгорания, это означало, что топливная смесь образовывалась над верхней мертвой точкой поршня. Проходящий вихревым потоком воздух очень эффективно смешивался с соляркой, что позволило достичь большой экономии топлива и немного большего КПД. Вихревая камера в данном исполнении была примитивнейшей, без специальных клапанов и штифтовых свечей зажигания. По сути, это был бензиновый движок минимально приспособленный под работу с дизельным топливом. С первым же успехом в испытаниях, ВАЗовцы создали проекты новых турбодизельных и более объемных агрегатов ВАЗ-3441, ВАЗ-342 и ВАЗ-3422, ориентировочно — для ВАЗ 2107 и Нивы.
ТТХ новых дизельных моторов ВАЗ, до серийного производства добрался лишь один 341-й, более десятка лет спустя
Не смотря на довольно высокую скорость разработки, применять дизельный двигатель в производстве не стали. Во-первых, не было достаточного финансирования проекта со стороны государства, во-вторых, двигатель был крайне сырым и недоработанным. Хотя, испытания 1988 года ВАЗ 2105 с дизелным 341 мотором были названы успешными, все же двигатель имель крайне скромный ресурс. Ставить его на автомобили было неприемлимо и все это понимали. Дорабатывать и тестировать его никто не спешил, затем и вовсем ВАЗ переключился на более приоритетное направление — бензиновые моторы и работу над переднеприводным автомобилем.
Таким образом про собственный дизельный мотор ВАЗ забыли на долгих десять лет. Правда, в начале девяностых ВАЗ мелкосерийно ставил дизельные моторы Пежо на экспортные Нивы и даже, возможно, на 2107. В середине девяностых, когда во всем мире дизельные моторы уже давно были не редкостью, ВАЗ совместно с «Барнултрансмаш» наконец воскресили 341-й дизель и на его платформе, скрестив с «Нивовским» 21213 мотором собрали еще две 1,8 объемные версии 343 и 3431. Одна осталась атмосферной, другую же оснастили турбиной. Устнавливать их решили на 2104, 2105 и разные кузовы Нивы. Но есть еще один, по-настоящему загадочный момент — дизельные моторы разрабатывались и для ВАЗ 2107 и хотя официальных подтверждений тому нет, возможно, имела место очень мелкая серий таких машин. Остальные же ВАЗ 2107 получили свой дизельный двигатель от интузиастов.
Впрочем Нивы и «четверки» с дизельными двигателями ВАЗ так же выпускались крайне мелкими сериями (особенно Нивы) и производство просуществовало с 1999 до 2004 года. Всего машин было выпущено менее 7 тысяч (а по некоторым данным — меньше 6). Подавляющее большинство из них (около 4-5 тысяч) пришлось на ВАЗ 21045 (дизельный индекс четверки).
Лада Соляра: история автомобилей ВАЗ с дизельным двигателем
Эксперименты по установке дизельного двигателя на серийный легковой автомобиль в Европе начались еще в тридцатые годы ХХ века. К примеру, уже в 1936 году существовала 45-сильная версия Mercedes 260D с детищем Рудольфа Дизеля под капотом. В СССР же легкового дизеля просто не было – по нескольким объективным причинам.
В о-первых, такой мотор сложнее в производстве, чем обычный бензиновый двигатель. Во-вторых, дизели тех лет существенно уступали отто-моторам по удельной мощности и слыли настоящими тихоходами. В-третьих, существовала проблема запуска мотора на солярке в мороз. Да и специфический звук (и запах выхлопа) приводил к тому, что дизель долгие годы оставался уделом советских танкистов и трактористов.
Наконец, была еще одна очень важная причина: в стране с планово-административной экономикой при наличии огромных запасов нефти бензин стоил сущие копейки. Поэтому на «обычном» топливе ездили не только легковые машины, но и грузовики – как «газоны» и ЗиЛы, так и огромные армейские крейсеры. Верх экзотики – УРАЛ-375, работающий на… «девяносто третьем» (!) бензине. Как шутили современники, «чтобы прапорщику было, чем заправлять личные Жигули».
При этом легковушки производства СССР дизельными моторами все же оснащались – но не дома, а за рубежом. Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей – разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.
Тем не менее, на рубеже восьмидесятых годов и советские конструкторы задумались о дизельном моторе для легковых автомобилей. После грянувшего в 1973 году мощнейшего энергетического кризиса легковой дизель все активнее начали внедрять на автомобили малого и среднего класса – как оказалось, по мощности он уже не так сильно уступал аналогичным «овощным» версиям, работавшим на бензине. Зато дизель был заметно экономичнее: если легковой автомобиль класса Жигулей в среднем потреблял около 8 литров топлива, то дизель близкой мощности – около 6 литров. При этом версии с наддувом по энерговооруженности вообще не уступали бензиновым моторам, а в части максимального крутящего момента заметно превосходили их. Было у дизеля и еще одно важное преимущество: в силу большей механической прочности деталей и низких рабочих оборотов ресурс такого агрегата примерно в 1,5–2 раза превосходил аналогичный бензиновый.
А коль уж дизель набирал обороты в Европе, в СССР не могли игнорировать эту тенденцию хотя бы потому, что экспорт легковых машин являлся важной частью валютного дохода страны. Следовательно, впору было заняться «дизельной темой».
«Если «тракторно-танковые» агрегаты в СССР были хорошо известны, то легковыми моторами всерьез практически никто не занимался».
Своя игра
В начале восьмидесятых на ВАЗе занялись разработкой собственного дизеля, причем в Тольятти решили делать так называемый конвертор – мотор, детали которого изготовлены по «бензиновой» технологии, отработанной на проекте двигателя 2108. Единственной существенной проблемой было отсутствие в СССР топливной аппаратуры для малогабаритных и высокофорсированных дизелей.
На фото: ВАЗ-341 в разрезе
Тем не менее уже в середине восьмидесятых на базе блока 2103 был разработан атмосферный дизель объемом 1,45 л и мощностью 55 л. с. Его особенность – предкамерная конструкция, при которой смесеобразование происходит в специальной камере, а не в зоне поршня. Разумеется, никакой управляющей электроники – распределением топлива по цилиндрам ведал классический топливный насос высокого давления. Конструктивно такой агрегат напоминал «фольксвагеновские» и «фордовские» моторы начала восьмидесятых годов. По современным меркам ВАЗовский дизель, конечно, далёк от идеала, поскольку он не может похвастаться ни высокой мощностью, ни хорошими экологическими параметрами. Во время доводки двигателя также выяснилось, что он требует куда более высокой точности изготовления и механической прочности деталей – особенно это касалось цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.
На фото: Чертежи двигателя ВАЗ-341
«Пятерка» с дизельным мотором, получившая индекс 21055, в 1988 году успешно прошла государственные испытания, но. Даже несмотря на определённую технологическую унификацию с бензиновыми моторами, запустить в серийное производство дизель на ВАЗе в то время не смогли по целому ряду причин, среди которых не последнее место занимало отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Именно поэтому обернулась обидной неудачей попытка в начале девяностых годов наладить выпуск дизельных моторов на Кировском заводе.
Именно поэтому к «дизельной» теме на ВАЗе всерьез вернулись лишь в 1996 году, причем совместно с предприятием «Барнаултрансмаш».
Для производства в Барнауле в НТЦ ВАЗа разработали целое семейство вихрекамерных дизелей – «базовый» 341 объемом 1,5 л, более мощный 343 (1,8 л) и его турбированная версия с индексом 3431.
Кроме самих моторов в Тольятти подготовили и соответствующие модификации автомобилей. Было принято решение, что дизель будет использоваться на «утилитарно-практичных» моделях – «четвёрке» и Нивах. Универсалы 21045 и 21048 должны были довольствоваться безнаддувными дизелями 314 и 343 соответственно, в то время как Нивам 21215-50 и 21215-70 полагались лишь 1,8-литровые агрегаты как в атмосферном, так и в наддувном вариантах. Для тяжелой «длинной» Нивы 21315 планировали использовать лишь 1,8-литровый турбодизель 3431.