Электрическая схема дистанционного управления двигателем
Монтаж электрической схемы управления электродвигателем
Главная > Курсовая работа >Физика
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 3
«Монтаж электрической схемы управления электродвигателем»
Учащегося группы 7/8:
Левицкого Павла Владимировича
1 Введение. Роль Электротехники в развитии судостроения
2 Основная часть
2.1 Схема управления электродвигателем
2.2 Основные элементы схемы и их назначение.
2.3 Принцип работы электрической схемы вентилятора
2.4 Технология монтажа электрической схемы
3. Материалы, используемые для монтажа схемы
5. Техника безопасности
1. Введение. Роль электротехники в развитии судостроения
Электротехника в судостроении имеет очень большое значение. Эта отрасль науки и техники, связанная с получением, преобразованием и использованием электрической энергии.
В судостроении применяются электрические и магнитные явления. На судах прокладываются многокилометровые артерии электропроводок, монтируются многочисленные электроприводы судовых механизмов, устанавливаются и настраиваются современные автоматические устройства, навигационная и радиотехническая аппаратура.
От надёжности электротехнических устройств зависит надёжность и долговечность спущенного на воду судна.
В 1832 году Фарадей открыл закон электромагнитной индукции и тем самым положил начало электромашиностроению. Годом рождения судового электропривода можно по праву считать 1838 год, когда русский учёный Б.С.Якоби создал первую в мире гребную электрическую установку. Изготовленный им электродвигатель постоянного тока был установлен на небольшом катере и испытан на Неве. Питание двигатель получал от гальванической батареи. Очень слабая энергетическая база в первой половине 19 века тормозила развитие электропривода, и электроэнергия на судах применялась только для освещения.
Первые серьёзные работы по становлению судового электропривода на российских судах были предприняты во второй половине 19 века. Так в 1886 году на крейсерах «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов», «Лейтенант Ильин» были использованы электрические вентиляторы, а в 1892 году на броненосном крейсере «Двенадцать апостолов» впервые в мировой практике был установлен электропривод рулевого устройства. Использование электродвигателей для привода грузоподъёмных устройств было начато в 1897 году установкой электрической лебёдки на транспортном судне «Европа». В последующие годы производится электрификация рулевых и якорных устройств на крейсерах «Громобой», «Паллада» и других.
Подлинным переворотом в развитии судовой энергетики явились работы русского изобретателя трёхфазного тока М.О. Доливо-Добровольского. Созданные им синхронные генераторы, трёхфазный трансформатор и асинхронные двигатели преобразили судовую энергетическую установку. С 1908 года на судах стал внедряться переменный ток, что давало большие технические и экономические преимущества. На крейсере «Баян» и минном заградителе «Амур» были установлены водоотливные насосы с приводом от асинхронных двигателей. Построенные по проекту академика А.Н. Крылова линейные корабли типа «Севастополь» имели судовую электростанцию трёхфазного тока. [2]
Россией и Украиной создано огромное количество судов, оснащённых комплексными системами автоматизации с большой степенью электрификации судовых механизмов и систем. Значительно возросла мощность генераторных агрегатов судовых электростанций.
Электротехника очень важна на судах. Для обеспечения нормальных условий работы и обитаемости необходимо электрическое освещение. Нагревательные приборы предназначены для тепловыделения, необходимого для приготовления пищи, повышению температуры окружающего воздуха, жидкости, отдельных элементов, склонных к обмерзанию, а также удовлетворения бытовых нужд пассажиров и экипажа. От многих электроустройств зависит безопасность плавания груза, жизнь людей и сохранность груза, например, рулевое устройство, пожарный и осушительный насосы, радиостанция, навигационные приборы, сеть аварийного освещения и т.д. Электрификация механизмов, обслуживающих якорные, швартовые, грузовые и спасательные устройства позволяет автоматизировать эти трудоёмкие процессы.
2.1 Схема управления электродвигателем
Функциональная cхема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором изображена на рисунке 1.
Рис.1.Функциональная схема управления асинхронным двигателем.
Трёхфазный переменный ток подаётся на автоматический выключатель, который применяется для подключения трёхфазного асинхронного двигателя. В автоматическом выключателе помимо системы контактов, имеются комбинированные расцепители (тепловой и электромагнитный), что обеспечивает автоматическое отключение при длительной перегрузке и коротком замыкании. От автоматического выключателя питание подаётся на магнитный пускатель. Магнитный пускатель — аппарат для дистанционного управления двигателем. Он осуществляет пуск, остановку и защиту двигателя от перегрева и сильного снижения напряжения. Основная часть магнитного пускателя — трёхполюсный электромагнитный контактор. От магнитного пускателя управление передаётся трёхфазному асинхронному электродвигателю переменного тока. Асинхронный двигатель отличается простотой конструкции и несложностью обслуживания. Он состоит из двух основных частей — статора – неподвижной части и ротора — вращающейся части. Статор имеет пазы, в которые укладывается трёхфазная статорная обмотка, подключаемая к сети переменного тока. Эта обмотка предназначена для создания вращающего кругового магнитного поля. Вращение кругового магнитного поля обеспечивается сдвигом по фазе друг относительно друга каждой из трёх систем трёхфазного тока на угол, равный 120 градусам.
Обмотки статора для подключения к напряжению сети 220В соединены треугольником (Рис.8). В зависимости от типа обмотки ротора, машины могут быть с фазным и короткозамкнутым ротором. Несмотря на то, что двигатель с фазным ротором обладает лучшими пусковыми и регулировочными свойствами, двигатель с короткозамкнутым ротором проще и надёжнее в эксплуатации, а также дешевле. Я выбрал двигатель с короткозамкнутым ротором, так как в настоящее время большинство изготовляемых промышленностью двигателей являются двигателями с короткозамкнутым ротором. Обмотка ротора выполняется по типу беличьего колеса, в пазы ротора заливают под давлением горячий алюминий. Проводники обмотки ротора соединены, образуя трёхфазную систему. Двигатель приводит в движение вентилятор. Вентиляторы, применяемые на судах, различают в зависимости от создаваемого ими напора. Смонтированный в схеме вентилятор является вентилятором низкого давления. Обычно вентиляторы не регулируются и не реверсируются, поэтому их привод имеет простейшую схему управления, которая сводится к пуску, остановке и защите.[2]
Принципиальная электрическая схема нереверсивного управления трёхфазным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором посредством автоматического выключателя и магнитного пускателя с двухполюсным тепловым реле представлена на рисунке 2.[4]
От силового щита питание подаётся на автоматический выключатель с тепловыми и электромагнитными расцепителями максимального тока. Схема магнитного пускателя составлена с соблюдением рекомендуемых условных графических обозначений элементов схем автоматического управления двигателем. Здесь все элементы одного и того же аппарата обозначены одинаковыми буквами.
с трёхполюсным электромагнитным контактором.
Рис.2.Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутой обмоткой ротора.
Так, главные замыкающие контакты линейного трёхполюсного контактора, находящиеся в силовой цепи, его катушка и вспомогательные замыкающие контакты, находящиеся в цепи управления, обозначены буквами КЛ. Нагревательные элементы теплового реле, включённые в силовую цепь, и остающиеся размыкающие контакты с ручным возвратом этого же реле в исходное положение, которые находятся в цепи управления, обозначены буквами РТ. При включенном трёхполюсном выключателе после нажатия пусковой кнопки КнП включается катушка линейного трёхполюсного контактора КЛ и его главные замыкающие контакты КЛ присоединяют обмотку статора трёхфазного асинхронного двигателя АД к питающей сети в результате чего ротор приходит во вращение. Одновременно замыкаются вспомогательные замыкающие контакты КЛ, шунтирующие пусковую кнопку КнП, что позволяет её отпустить. Нажатие остановочной кнопки КнС отключает цепь питания катушки КЛ, вследствие чего якорь контактора выпадает, главные замыкающие контакты КЛ размыкаются и обмотка статора двигателя отключается от питающей сети.
Лабораторная работа № 6 типовые схемы управления асинхронными элетродвигателями
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Ознакомиться с устройством, назначением и принципом работы релейно-контактной аппаратуры и типовыми электрическими схемами управления асинхронными электродвигателями.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
1. Ознакомиться с устройством и принципом работы релейно-контактной аппаратуры управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором.
2. Исследовать работу типовых релейно-контактных схем управления асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На принципиальных электрических схемах изображают все электрические элементы и устройства, необходимые для осуществления и контроля требуемых процессов. Они показывают все связи между электрическими элементами, а также места подключения внешних входных и выходных устройств. В результате эти схемы дают детальное представление о порядке работы технологического оборудования и работе электротехнических устройств, в том числе и при управлении электроприводами.
Принципиальные электрические схемы управления электроприводами выполняют в соответствии с требованиями ГОСТов по правилам выполнения схем, условным графическим обозначениям, маркировке цепей и буквенно-цифровым обозначениям элементов схем. Положение всех элементов на схемах показывается в исходном состоянии, т. е. все электрические элементы обесточены (находятся в отключенном состоянии) и отсутствуют внешние механические воздействия на аппараты и устройства, используемые в схеме. Как правило, эти схемы содержат: условные изображения элементов и связи между ними; поясняющие надписи; части отдельных элементов данной схемы, используемые в других схемах, а также элементы из других схем; диаграммы переключения контактов; перечень используемых приборов и аппаратуры.
Применительно к электроприводам различают две различные цепи схемы: силовая часть (включает пускозащитную аппаратуру, электродвигатель и соединительные цепи) и схема управления (включает командные аппараты, пускатели, реле и датчики).
В типовых схемах управления асинхронными электродвигателями широко используются электрические устройства и аппараты, условные графические обозначения которых приведены на рис. 6,1.
Для дополнения условного графического обозначения элементов на принципиальных электрических схемах применяют буквенно-цифровые позиционные обозначения, состоящие в общем случае из трех частей, указывающих вид элемента, его порядковый номер и функциональную принадлежность. В первой его части для указания вида элемента записывают одну или несколько букв, во второй — одну или несколько цифр, обозначающих номер элемента, и в третьей — одну или несколько букв, расшифровывающих его функцию. Вид и номер элемента являются обязательной частью условного обозначения. Указывать функцию элемента необязательно.
Принципиальные схемы выполняются срочным методом. При этом условные графические обозначения элементов, входящих в одну цепь, изображают последовательно один за другим по прямой, а отдельные цепи – рядом, образуя параллельные горизонтальные или вертикальные строки.
Рис. 6.1. Условные обозначения устройств, используемых
для управления асинхронными электродвигателями
а — асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором; б — асинхронный электродвигатель с фазным ротором; в — рубильник трехполюсный или замыкающиеся силовые контакты магнитного пускателя; г — автоматический выключатель трехфазный; д — рубильник двухполюсный; е — автоматический выключатель двухфазный; ж — плавкая вставка; з — контакт реле или магнитного пускателя замыкающийся; и — контакт реле или магнитного пускателя размыкающийся; к — контакт реле или магнитного пускателя переключающийся; л — контакт замыкающийся с самовозвратом (кнопка «Пуск»); м — контакт размыкающийся с самовозвратом (кнопка «Стоп»); н — контакты двухцепного кнопочного элемента с самовозвратом (верхний — замыкающийся, нижний — размыкающийся) и имеющие между собой механическую связь; о — блок-контакт теплового расцепителя; п — контакт датчика (конечного выключателя), замыкающийся с механическим приводом; р — контакт датчика (конечного выключателя), размыкающийся с механическим приводом; с — контакт, замыкающийся с замедлением, действующим при срабатывании, т. е. задержка происходит при включении; т — контакт, замыкающийся с замедлением, действующим при возврате, т. е. задержка происходит при отключении; у — контакт, замыкающийся с замедлением, действующим при срабатывании и возврате, т. е. задержки происходят при включении и при отключении; ф — катушка реле или магнитного пускателя; х — сигнальная лампочка; ц — однофазный нагревательный элемент теплового расцепителя; ч — резистор; ш — конденсатор.
Условные буквенно-цифровые обозначения составляют из букв латинского алфавита и арабских цифр. Буквенные коды наиболее распространенных видов элементов, применяемых в схемах управлениям электроприводами, приведены в табл. 6.1.
Электрические схемы и их начертание
Любое электротехническое устройство состоит из определенного количества составных элементов, объединенных в общую систему с четким, заранее установленным порядком взаимодействия. Графическое изображение элементов системы и связей между ними называется схемой электротехнического устройства.
Различают структурные, функциональные, принципиальные, схемы соединений (монтажные) и другие схемы.
На структурной схеме весь прибор или систему показывают в виде его укрупненных функциональных частей.
Функциональная схема дает более подробное представление о системе, чем структурная. По функциональной схеме разрабатывается принципиальная схема.
![]() |
На принципиальной схеме дается детальное представление о принципе работы установки (системы). На этой схеме в виде условных графических и буквенных обозначений изображены все элементы приборов и устройств, составляющих установку и все связи между ними.
Схема соединений (монтажная) показывает соединения в аппарате, на панели, на станции управления и определяет провода и кабели, которыми ведется монтаж, а также показывает места, к которым присоединяются провода (клеммы, разъемы, проходные изоляторы и др.).
На принципиальных схемах аппараты и их элементы обозначаются буквами в соответствии с требованиями ГОСТ 2.710–81. КМ – контактор (магнитный пускатель), К – реле промежуточное, КН – реле указательное, КА – реле токовое, КК – реле электротепловое, КР – реле поляризованное, КТ – реле времени, KV – реле напряжения, РА – амперметр, PV –вольтметр, PW – ваттметр, QF – выключатель автоматический (в силовых цепях), QS – разъединитель, в цепях управления: SA – выключатель или переключатель, SB – выключатель кнопочный, SF – выключатель автоматический; выключатели, срабатывающие от различных воздействий: SL – от уровня, SP – от давления, SQ – от положения, SR – от частоты вращения, SK – от температуры; ТА – трансформатор тока, TV – трансформатор напряжения, VD – диод и стабилитрон, VT – транзистор, VS – тиристор, YA – электромагнит.
При одинаковом назначении нескольких аппаратов после букв ставится порядковая цифра КМ1, КМ2, КМ3; К1, К2, К3.
Контакты в элементных схемах изображаются в их нормальном положении, т.е. при отсутствии напряжения на катушках контакторов, магнитных пускателе, реле и т.д.
Порядок замыкания контактов универсальных переключателей, реле времени, конечных выключателе исполнительных механизмов, регуляторов температуры указывается в виде специальных диаграмм на чертежах со схемами.
Для примера начертания электрических схем релейно-контакторного управления рассмотрим принципиальную электрическую схему местного и дистанционного управления нереверсивным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором (рис. 2.21).
![]() |
Рис. 2.21. Принципиальная электрическая схема местного
и дистанционного управления асинхронным двигателем
с короткозамкнутым ротором
Данная схема может быть применена для управления электроприводом вентилятора, насоса, компрессора, транспортера и др. Все элементы схемы имеют графическое и буквенное обозначение в соответствие с ГОСТ 2.710–81. Зажимы всех элементов в цепи управления имеют также цифровое обозначение 1, 3, 5 и т.д.
Схема состоит из силовой цепи и цепи управления. В силовую цепь включены: автоматический выключатель QF1, силовые контакты магнитного пускателя КМ1, нагревательные элементы электротеплового реле КК1 и электродвигатель М1. В этой цепи могут проходить большие токи до 100 А и более.
В цепь управления включаются катушки электромагнитных аппаратов, избиратели режимов управления электроприводом, сигнальная арматура, кнопки управления и аппараты защиты цепи. В этой цепи токи не превышают 1 А.
Принцип работы схемы. Перед началом пуска электродвигателя включают автоматический выключатель QF1 и устанавливают переключатель SA в положение 0. Схемой предусмотрено два вида управления – местное и дистанционное. При местном управлении переключатель SA устанавливают в положение М (местное). В этот момент замыкаются контакты (9-13) переключателя SA. Для включения электродвигателя М1 нажатием на кнопку управления SB3 (пуск)подается питание на катушку магнитного пускателя КМ1, который срабатывает и замыкает свои силовые контакты КМ1 в цепи электродвигателя М1. Электродвигатель включается в работу и передает вращение рабочей машине (насосу, вентилятору и т.д.). Одновременно замыкаются блок-контакты КМ1 (7-13) в цепи управления, которые шунтируют кнопку SB3. Теперь кнопку SB3 можно отпустить. Ток на катушку КМ1 будет поступать через замыкающий блок-контакт КМ1 (7-13). Если насос НЦ1 включился в работу, то замыкаются контакты датчика давления SP и загорается сигнальная лампа HL1, сигнализирующая о нормальной работе электропривода насоса. Для отключения электродвигателя М1 необходимо нажать на кнопку управления SB1 (стоп), контакты которой разрывают цепь питания катушки КМ1 и магнитный пускатель отключается. Все его контакты принимают первоначальное состояние.
При дистанционном управлении электроприводом насоса переключатель SA переводят в положение Д (дистанционное). В этот момент замыкаются контакты (11-13) переключателя SA. Процесс пуска и остановки электродвигателя М1 осуществляется аналогично управлению электродвигателем в режиме местного управления. Нажатием на кнопку управления SB4 осуществляют пуск электродвигателя, а кнопкой SB2 отключают электродвигатель от сети.
Максимальная защита электродвигателя осуществляется электромагнитным расцепителем автоматического выключателя QF1, а защита от перегрузки – электротепловым реле КК1 и тепловым расцепителем автоматического выключателя QF1. Защита от токов короткого замыкания цепи управления осуществляется плавким предохранителем FU.
![]() |
2.3.2. Электрическая схема управления задвижкой
Для управления задвижками применяется реверсивный электропривод. Задвижки с электрическим приводом широко применяются в схемах управления паровых и водогрейных котлов. Их устанавливают на трубопроводах сетевой воды до и после котла, газопроводе и мазутопроводе к котлу, трубопроводах обвязки насоса питательной воды, на напорном трубопроводе сетевой воды.
Для примера рассмотрим схему управления электроприводом задвижки на напорном трубопроводе сетевой воды (рис. 2.22) [9]. В схеме применен реверсивный магнитный пускатель, состоящий из двух контакторов КМ1, КМ2 и электротеплового реле КК. Схемой предусматривается ручное и автоматическое управление электроприводом. В ручном режиме нажатием на кнопку управления SB1 подается напряжение на катушку КМ1 магнитного пускателя открытия задвижки. При достижении запорным органом полного открытия конечный выключатель SQ1 разрывает цепь питания катушки магнитного пускателя, и электропривод останавливается. Закрытие задвижки осуществляется дом нажатием на кнопку управления SB2.
Останов электропривода при закрытии задвижки осуществляется муфтой предельного момента SQ5. При достижении необходимой плотности при закрытии задвижки момент вращения, развиваемый электроприводом, становится больше номинального значения, и муфта предельного момента воздействует на конечный выключатель SQ5, который, срабатывая, кратковременно размыкает свой контакт. Цепь катушки КМ2 магнитного пускателя разрывается, и электропривод останавливается. Для прекращения действия ошибочно поданной команды, а также для
кратковременно остановки задвижки в промежуточном положении в схеме предусматривается установка кнопки управления SB3 (Стоп).
Рис. 2.22. Принципиальная электрическая схема управления
электроприводом задвижки на напорном трубопроводе се- тевой воды
![]() |
При включении магнитным пускателем электропривода на открытие задвижки блок-контактом контактора КМ1 размыкается цепь катушки контактора КМ2, и наоборот, то есть в схеме предусмотрена электрическая блокировка, исключающая возможность одновременного включения обеих катушек реверсивного магнитного пускателя. Сигнальные лампы HL1, HL2 и HL3 сигнализируют соответственно полное открытие, полное закрытие запорного органа и срабатывание муфты предельного момента. Ключ SA, установленный в цепях сигнальных ламп HL1 и HL2, обеспечивает эксплуатацию щита автоматизации с нормально погашенными сигнальными лампами.
В автоматическом режиме открытие и закрытие задвижки осуществляется контактами К1 реле дистанционного управления К1 насоса сетевой воды(см. рис. 2.27). При пуске электродвигателя насоса задвижка открывается и после его отключения закрывается.
Лекция 13. Тема: Электрооборудование и электрические схемы дистанционного управления машинами и механизмами
- Элла Алмазова 4 лет назад Просмотров:
1 Лекция 13 Тема: Электрооборудование и электрические схемы дистанционного управления машинами и механизмами План 1 Общие сведения 2 Требования к схемам дистанционного управления горными машинами 3 Принципиальные электрические схемы дистанционного управления 1 Общие сведения В зависимости от условий работы, технических требований и требований правил безопасности, для обеспечения производительной работы машин применяют три способа управления ими: местное, дистанционное и автоматическое. Местное управление осуществляется в случаях, когда исполнительная машина и аппаратура управления ею находится рядом, а условия эксплуатации не требуют частых включений и отключений электропривода. При местном (непосредственном) управлении обычно применяется ручная пусковая и защитная аппаратура, иногда магнитные пускатели, управление которыми производится с помощью встроенных кнопок. К достоинствам местного управления относятся: простота устройства и обслуживания, невысокая стоимость аппаратуры управления; к недостаткам: необходимость постоянного присутствия обслуживающего персонала, невозможность осуществления многих необходимых видов’ защиты, необходимость размещения аппаратуры управления рядом с исполнительным механизмом, повышенная опасность эксплуатации оборудования во взрывоопасных условиях. Местное управление в подземных выработках применяют довольно редко. Дистанционное управление управление исполнительной машиной на расстоянии. Оно дает возможность: наиболее полно осуществлять необходимые защиты машины и обслуживающего персонала, располагать взрывоопасную аппаратуру управления и защиты в местах с наиболее благоприятными
2 климатическими условиями, сосредоточить управление несколькими машинами в одном, наиболее удобном месте, повысить производительность труда и т. д. В связи с этим дистанционное управление нашло широкое применение в подземных условиях. Под автоматическим управлением понимается такое управление, когда весь процесс выполнения работы электроприводом происходит без непосредственного участия человека. 2 Требования к схемам дистанционного управления горными машинами В соответствии с требованиями ПБ схемы дистанционного управления горными машинами: должны иметь: 1 — минимальное количество проводов, по которым осуществляется управление; 2 — следующие защиты: а) нулевую; б) минимальную; в) максимальную; г) температурную; д) от потери управления; е) от обрыва и ухудшения качества заземления передвижной машины; ж) от включения напряжения на участок электрической цепи с плохим качеством изоляции относительно земли; 3 — напряжение в цепях управления не более 40 В; 4 — искробезопасные цепи управления (для шахт, опасных по газу); должны обеспечивать: 1 — последовательность включения и отключения механизмов в соответствии с технологией работы их; 2 — контроль за исправной работой механизмов, работающих в одной технологической линии; 3 — возможность включения и отключения механизмов с необходимого количества мест; 4 — автоматическое отключение напряжения в силовых линиях до размыкания
3 силовых контактов штепсельных соединений при попытке разъединить их; 5 — размыкание и замыкание силовых контактов в местах с наименьшим содержанием метана в рудничной атмосфере; 6 — отсутствие рабочего напряжения в кабеле при отключении двигателя машины. К схемам дистанционного управления специальных машин, помимо вышеперечисленных, предъявляются дополнительные требования, вытекающие из специфики их работы. Правильный выбор аппаратуры управления обеспечивает выполнение многих требований ПБ к схемам дистанционного управления. Выбор пускателей серий ПВИ, ПВ-1140 и агрегатов АП, АОС или магнитных станций СУВ обеспечивает наличие в схемах всех необходимых защит (исключая температурную), нужного напряжения в цепях управления и искробезопасность их. Остальные требования выполняются следующим образом: — температурная защита обеспечивается за счет размещения температурных реле в работающих электродвигателях и включения их размыкающих контактов в цепи управления пускателей; — определенная последовательность включения и отключения машин достигается за счет электрических блокировок между пускателями; — контроль за нормальной работой машин осуществляется путем включения в цепь управления пускателя контактов специальных реле, установленных на машине; — автоматическое отключение напряжения при размыкании штепсельных соединений достигается за счет конструкции контактных систем штепсельных муфт; — замыкание и размыкание силовых цепей в благоприятных условиях достигается за счет соответственного размещения аппаратуры; — остальные пункты требований выполняются за счет конструкций схем управления.
4 3 Принципиальные электрические схемы дистанционного управления Рис. 1 Принципиальные схемы дистанционного управления: а трехпроводная; б двухпроводная с самофиксацией; в двухпрвводная без самофиксации Все схемы дистанционного управления базируются на двух принципиальных схемах управления контакторами: двухпроводной и трехпроводной. На рис. 1 приведены цепи управления пускателями в рудничном исполнении. На рис.1, а приведена принципиальная схема дистанционного управления, которая требует наличия между пускателем и машиной шести токоведущих проводов: три для управления (на чертеже провода 1 4; 2 5; 3 6) и три для передачи энергии от пускателя к электродвигателю машины (на чертеже не показаны). Такая схема называется трехпроводной. В схеме для управления используются искробезопасные цепи (все линии, отходящие от клемм 1, 2, 3). Контакты реле, обеспечивающие блокировку последовательности пуска машин, защиту от перегрева электродвигателя, защиту от работы машины при опасной концентрации метана в атмосфере и т. д., включаются в схему управления последовательно между контактами 3 и 6 (на рисунке показаны пунктиром). Контроль за наличием заземленияо осушествлен путем включения заземляющей жилы 3 6 как токоведущей в цепь управления. Контроль за величиной сопротивления заземляющей жилы осуществляется катушкой РП, которая при большом сопротивлении цепи с диодом не сможет ни притянуть якорь, ни удержать его в притянутом состоянии. Защита от потери
5 управления выполняется путем размещения диода Д в конце цепи управления. Нулевая защита обеспечивается катушкой К и блок-контактом ее К-1. Минимальная защита обеспечивается применением резистора R, который ограничивает ток в катушке РП до величины, достаточной для удержания якоря в притянутом состоянии только при напряжении на зажимах катушки (0,6 0,7) U ном и выше. Данная схема отвечает всем требованиям ПБ, поэтому широко используется в подземных условиях. При подсоединении схемы А к фазам а и б первичные и вторичные обмотки трансформатора Тр, стабилизатора СТ и катушка РП будут обтекаться переменным током; все контакты останутся в положениях, изображенных на рисунке. При нажатии кнопки «Пуск» ток от вторичной обмотки СТ в первый полупериод пройдет, по цепи: СТ «Стоп 1» Д «Стоп 2» «Пуск» СТ, во второй полупериод по цепи: СТ РП СТ. Катушка РП обтечется постоянным током, замкнется контакт РП-1, катушка контактора К обтечется током по цепи: а Пр РП-1 РЗ-1 К б, включит силовые контакты (на рисунке не показаны), замкнет блок-контакт К-1. Теперь уже в первый полупериод ток от вторичной обмотки СТ будет проходить по двум параллельным цепям: СТ «Стоп 1» Д «Стоп 2» «Пуск» СТ и СТ «Стоп 1» Д «Стоп 2» R К-1 СТ. Отпущенная кнопка «Пуск» размыкает первую цепь, а катушка РП продолжает получать питание по второй цепи и пускатель остается включенным. При нажатии на одну из кнопок «Стоп» разрывается цепь питания постоянным током катушки РП, контактор выключается и схема приходит в первоначальное положение. На рис.1, б показана двухпроводная схема дистанционного управления, где для управляющих цепей требуется только два проводника. Эта схема отличается от предыдущей тем, что нулевая защита в ней осуществляется за счет применения резистора R, который подбирается такой величины, что при номинальном напряжении в цепи управления U ном ток в цепи катушки РП недостаточен для ее срабатывания.
6 При замыкании контактов кнопки «Пуск» резистор R закорачивается (шунтируется), катушка РП обтекается достаточно большим током, срабатывает и замыкает свой контакт в цепи катушки К контактор включается. После размыкания контактов кнопки «Пуск» величина тока в катушке РП уменьшается (так как в цепь включился резистор R), но остается достаточной для удержания контакта РП-1 в замкнутом состоянии контактор остается включенным. Недостатком схемы является ненадежность нулевой защиты, так как при значительных колебаниях напряжения сети (свыше 1,5U ном ) возможно самовключеиие пускателя. Учитывая этот недостаток, двухпроводная схема дистанционного управления с самофиксацией в подземных условиях применяется реже трехпроводной. На рис.1в приведена двухпроводная (без самофиксации) схема дистанционного управления, где включение контактора происходит только при нажатой кнопке «Пуск». При размыкании кнопки «Пуск» контактор выключается, так как размыкается цепь питания постоянным током катушки РП. Такая схема применяется для управления электросверлами, иногда для управления маневровыми лебедками. Контрольные вопросы 1 В чем особенности дистанционного управления? 2 Какие требования предъявляются к дистанционному управлени? 3 В чем достоинства трехпроводной схемы дистанционного управления? 4 Принцип работы трехпроводной схемы дистанционного управления. 5 Принцип работы двухпроводных схем дистанционного управления. Литература: Л.С.Бородино. Горная электротехника. М.Недра, 1981 с
ПРА Пускатель автоматики рудничный
Пускатель автоматики рудничный Пускатель автоматики рудничный предназначен для управления и защиты приводов толкателей ПВМ, приводов задвижек ПЗ, приводов дверей стволовых ПДС-1 и приводов моторных стрелочных