Факты лучшие российские двигатели - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факты лучшие российские двигатели

60 ЛЕТ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

В 2021 году Россия отмечает 60-летнюю годовщину первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Для предприятий космического приборостроения это событие стало важнейшим, продемонстрировавшим всему миру научно-технический потенциал ракетно-космической промышленности нашей страны. Предприятия интегрированной структуры РКС и их предшественники внесли неоценимый вклад в подготовку и осуществление этого легендарного полета.

Следящая антенна бортовой системы радиоуправления

Разработки РКС помогли вывести корабль «Восток-1» на орбиту

НИИ-885 (ныне АО «Российские космические системы», РКС) разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, которая стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Позднее на базе боевой Р-7 было создано семейство ракет-носителей, которые внесли существенный вклад в освоение космоса.

Для успешного выполнения задачи ракетам необходима была эффективная и надежная система управления. Важность такой системы и определила то, что в Совете главных конструкторов по ракетной технике, который возглавлял Сергей Королев, из шести его членов два отвечали за создание системы управления. Это были Михаил Рязанский и Николай Пилюгин. Оба они работали в НИИ-885 (сегодня – РКС).

В НИИ-885 работы с самого начала велись по трем направлениям: автономные системы управления ракет, радиосистемы управления и радиотелеметрические системы.

Усилитель-преобразователь сигналов
слежения бортовых антенн

С 1952 года в НИИ-885 работали два базовых подразделения: комплекс 1 во главе с главным конструктором автономных систем управления, главным инженером НИИ-885 Николаем Пилюгиным и комплекс 2 под руководством главного конструктора радиосистем управления, директора института Михаила Рязанского.

Точность полета ракеты в основном определялась возможностями системы управления. В начале 1950-х годов считалось, что инерциальные автономные системы без радиокоррекции не способны обеспечить приемлемую точность. Например, отклонение боевой части ракеты Р-7 без применения радиоуправления могло достигать десятков километров. Поэтому применялись и автономная, и радиосистема управления.

Пеленгационная антенна
системы локационного наведения
наземных антенн

В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя. В состав автономной системы управления входили автомат угловой стабилизации, система нормальной стабилизации, система боковой стабилизации, система регулирования кажущейся скорости, система одновременного опорожнения баков и синхронизации уровней компонентов, а также автомат управления дальностью.

Чувствительными элементами автомата угловой стабилизации являлись гироскопические приборы: гирогоризонт и гировертикант, системы нормальной и боковой стабилизации и автомата управления дальностью (одностепенные физические маятники), системы регулирования кажущейся скорости (электролитические интеграторы продольных ускорений).

Стабилизация третьей ступени ракеты-носителя «Восток» осуществлялась по командам автономной системы управления с помощью специальных сопел, работающих на отработанном газе после турбонасосного агрегата жидкостного ракетного двигателя. Систему управления третьей ступени также разрабатывали в НИИ-885 под руководством Николая Пилюгина. Выключение двигателя третьей ступени и подача команды на отделение космического корабля выполнялись системой радиоуправления при достижении расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

Главный токораспределитель автономной системы управления

В целом система управления ракеты-носителя «Восток» в полете Гагарина проработала без замечаний, но на завершающем этапе система радиоуправления не выдала команду на выключение двигателя третьей ступени. Это произошло из-за неустойчивой работы преобразователя постоянного тока в переменный в системе бортового радиокомплекса, разработанного и изготовленного другим предприятием.

Двигатель проработал дольше расчетного времени и отключился по сигналу дублирующей автономной системы управления, которая была настроена на скорость большую, чем заданная для системы радиоуправления. В результате космический корабль «Восток-1» вышел на несколько более высокую орбиту. Тем не менее, этот сбой не привел к необратимым последствиям, и Юрий Гагарин, облетев земной шар, благополучно вернулся на Землю.

НИИ ТП создал командную радиолинию для первого корабля «Восток».

Телеуправление космическим кораблем-спутником «Восток-3А» обеспечила созданная НИИ-648 (ныне АО «НИИ ТП») командная радиолиния, при помощи которой с командно-измерительных пунктов передавались разовые команды на борт корабля.

Коллектив НИИ-648 приобрел уникальный опыт при разработке командной радиолинии для объекта «Д» – третьего отечественного искусственного спутника Земли, поэтому Сергей Королев лично рекомендовал поручить предприятию разработку аналогичной аппаратуры для пилотируемого корабля-спутника «Восток». Соответствующее решение было закреплено постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года.

Приступая к разработке КРЛ для корабля «Восток», специалисты НИИ-648 модернизировали успешно отработавшую аппаратуру, созданную для объекта «Д». В наземном комплексе использовали аппаратуру модернизированных серийных станций минного радиовзрывателя МРВ-2М, для бортовой аппаратуры командной радиолинии – БПУ-ДП (бортовое приемное устройство для объекта «Д», полупроводниковый вариант). Новая командная радиолиния для корабля «Восток» получила обозначение КРЛ «МРВ-ВС — БКРЛ-В».

Модернизация КРЛ позволила увеличить число разовых команд вдвое, с 20 до 40, за счет частотно-временного метода разделения команд, передававшихся на двух несущих частотах. Разработчики впервые ввели высоконадежную команду «Спасение» для катапультирования космонавта в случае аварийных ситуаций на активном участке полета, а также увеличили надежность исполнения команды «Спуск» космического корабля.

Новая КРЛ для космического корабля «Восток» в УКВ-диапазоне волн была создана в кратчайшие сроки и обеспечила беспоисковое и бесподстроечное вхождение в связь, обладая при этом высокой помехозащищенностью от неорганизованных помех, надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации.

За успешное выполнение работ по обеспечению полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток-3А» сотрудники НИИ-648 были отмечены правительственными наградами.

НПО ИТ разработало измерительную аппаратуру для первого полета человека в космос

Предшественник АО «НПО ИТ» (входит в интегрированную структуру РКС) – 5-й научно-исследовательский комплекс НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш) – в 1950–60-х годах разрабатывал датчиковую аппаратуру и аппаратуру сбора и регистрации измерительной информации, получаемой при стендовых и летных испытаниях ракет.

Датчиковая аппаратура, разработанная в 5-м комплексе НИИ-88, использовалась в том числе и при стендовых и летных испытаниях ракеты-носителя, выведшей на орбиту корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.

В 1958 году коллектив 5-го научно-исследовательского комплекса НИИ-88 создал первую отечественную специализированную вычислительную систему автоматизированной обработки телеметрической информации «Старт».

«Мы разработали специальный магнитофон, на который регистрировались одновременно несколько параметров, – вспоминает ветеран отрасли, главный специалист НПО ИТ, а в то время инженер 5-го центра Вячеслав Иванович Савин. – Обрабатывая эту информацию, мы получали физические значения параметров. В 1959-м году опытный образец системы «Старт» был внедрен в эксплуатацию, что существенно сократило время получения результатов летных испытаний».

Читать еще:  Чем можно перебить номер двигателя

12 апреля 1961 года сразу после запуска космического корабля «Восток», пилотируемого Юрием Гагариным, система «Старт» обработала телеметрические данные, зарегистрированные на магнитную ленту телеметрической системой Трал-К (разработка АО «ОКБ МЭИ», которое сегодня также входит в интегрированную структуру РКС), и выдала информацию о физиологическом состоянии первого космонавта во время полета.

5-й комплекс НИИ-88 также создал автономную систему регистрации параметров корабля «Восток» и физиологических параметров космонавта Юрия Гагарина «Мир-В-1» – так называемый «черный ящик» или бортовой самописец.

«Небольшой магнитофон был размещен в бронированной кассете, которая выдерживала большие ударные нагрузки и температурные значения, – рассказывает Вячеслав Савин. – Эта система дала возможность сохранять для последующего анализа информацию об обстановке на корабле во время полета».

Сегодня НПО ИТ продолжает создавать и модернизировать датчико-преобразующую аппаратуру и бортовые системы сбора и передачи измерительной информации. Продолжается совершенствование автономной системы запоминания информации СЗИ прототипом которой была «Мир-В-1» на борту корабля «Восток-1». Этой современной системой оснащаются пилотируемые корабли «Союз».

Аппаратура ОКБ МЭИ обеспечивала полет первого космонавта

Разработанный в ОКБ МЭИ измерительный комплекс «Восток» позволил решить задачи радиотелеметрии, контроля траектории и телевизионной передачи изображения космонавта во время полета Юрия Гагарина в космос.

В состав радиоизмерительного комплекса космического корабля «Восток» входила радиотелеметрическая система «Трал» с бортовым устройством «Трал-П1»; комплекс радиотехнических средств траекторных измерений, включавший радиолокационные станции «Бинокль-Д», работающие по бортовым ответчикам «Рубин-Д», и прецизионные угломерные станции фазовой пеленгации «Иртыш», работающие по бортовым передатчикам-маякам «Факел-М»; телевизионная система «Трал-Т».

Бортовая аппаратура этого комплекса размещалась в приборном отсеке корабля, а наземная – на стартовой позиции и измерительных пунктах командно-измерительного комплекса.

Бортовые устройства «Трал-П1» были установлены на одном из блоков первой ступени и на третьей ступени ракеты-носителя. На корабле-спутнике «Восток» было размещено бортовое устройство «Трал-П1» с орбитальным запоминающим устройством ЗУ-О.

Радиотелеметрическая система «Трал» обеспечивала телеметрическую информацию о состоянии физических параметров космонавта, работе систем жизнеобеспечения, состоянии и работе всех систем и агрегатов, о ходе полета, ориентации и других параметрах и характеристиках систем корабля, а также о состоянии и работе систем первой, второй и третьей ступени ракеты-носителя.

Станции приема телевидения были расположены в Медвежьих озерах (Московская область), в Красном Селе (Ленинградская область) и в районе старта.

Во время запуска и полета Юрия Гагарина все средства ОКБ МЭИ работали безупречно. Радиотелеметрия подтвердила нормальное функционирование всех систем ракеты-носителя и корабля, если не считать незначительной ошибки в системе управления носителя. Телевизионная система «Трал-Т» выполнила возложенные на нее задачи телевизионного мониторинга состояния самочувствия Юрия Гагарина и всего происходящего на борту корабля.

Дизельные двигатели: интересные исторические факты

А вы знаете, что Россия – первая страна, где было запущенно успешное массовое производство дизельных двигателей? В Европе их называли «Русскими дизелями». Несмотря на то, что патент на дизельный двигатель один из самых дорогих в истории, путь становления этого устройства тяжело назвать успешным и гладким, как и жизненный путь его создателя — Рудольфа Дизеля.

Первый блин комом – так можно охарактеризовать первые попытки производства дизелей. После успешного дебюта, лицензии на производство новинки раскупались как горячие пирожки. Однако промышленники столкнулись с проблемами. Двигатель не работал! В адрес конструктора все чаще звучали обвинения в том, что он обманул общественность и продал негодную технологию. Но дело было вовсе не в злом умысле, опытный образец был исправен, вот только производственные мощности заводов тех лет не позволяли воспроизвести агрегат: требовалась недостижимая тогда точность.

Дизельное топливо появилось через долгие годы после создание самого двигателя. Первые, наиболее успешные в производстве агрегаты, были адаптированы под сырую нефть. Сам Рудольф Дизель на ранних этапах разработки концепции предполагал использовать как источник энергии угольную пыль, но по результатам экспериментов отказался от этой идеи. Спирт, масло — вариантов было множество. Однако и сейчас опыты с дизтопливом не прекращаются. Его пытаются сделать дешевле, экологичнее и эффективнее. Наглядный пример — меньше, чем за 30 лет, в Европе было принято 6 экологических стандартов дизтоплива.

В далеком 1898 году инженер Дизель подписал договор с Эммануилом Нобелем, крупнейшим в России нефтепромышленником. Два года длились работы по усовершенствованию и адаптации дизельного двигателя. И в 1900 году началось полноценное серийное производство, что стало первым настоящим успехом детища Рудольфа.

Однако мало кому известно, что в России существовала альтернатива установке Дизеля, которая могла его превзойти. Тринклер-мотор, создаваемый на Путиловском заводе, пал жертвой финансовых интересов могущественного Нобеля. Невероятно, но КПД этого двигателя составляло на стадии разработки 29%, а ведь Дизель потряс мир 26,2%. Но Густаву Васильевичу Тринклеру в приказном порядке было запрещено продолжать работы над своим изобретением. Разочарованный инженер уехал в Германию и в Россию вернулся через годы.

Рудольф Дизель, благодаря своему детищу, стал по-настоящему богатым человеком. Но интуиция изобретателя отказывала ему в коммерческой деятельности. Череда неудачных вложений и проектов истощила его состояние, а тяжелый финансовый кризис 1913 года добил его. Фактически он стал банкротом. По словам современников, последние месяцы перед гибелью он был мрачен, задумчив и рассеян, однако его поведение свидетельствовало, что он что-то задумал и как будто прощается навсегда. Доказать невозможно, но вероятно, что расстался с жизнью он добровольно, стремясь сохранить достоинство в разорении.

АО «НПО ЭНЕРГОМАШ ИМ.
АКАДЕМИКА В.П. ГЛУШКО»

Поддерживаем талантливую молодежь

Факты о НПО Энергомаш

Факты о Протон-ПМ

Факты о КБХА

Созданный под руководством В.П. Глушко в НПО Энергомаш при участии Исследовательского центра им. М.В. Келдыша РД-171 и его последующие модификации (РД-180, РД-191) являются самыми современными с точки зрения науки, конструкции, материалов и технологий. Высокое качество и надежность двигателей обеспечивает успешную работу РН «Протон», «Союз», «Зенит», «Ангара», носителя США «Атлас».

Разработанные в АО «НПО Энергомаш» совместно с ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» проекты ядерных двигателей в настоящее время получили дальнейшее развитие в работах под научным руководством академика А.С. Коротеева по созданию транспортно-энергетического модуля мегаватного уровня для перспективных систем дальнего космоса.

Читать еще:  Чем отличаются дизельные двигатели вольво

Работы Валентина Петровича Глушко по электрическому ракетному двигателю в настоящее время получили широкое развитие, как в системах управления космическими аппаратами, так и в перспективных проектах в качестве двигателей для систем дальнего космоса.

Уверен, что дальнейшее творческое сотрудничество АО «НПО Энергомаш» и ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» позволят успешно решать все задачи ракетного двигателестроения.

Сотрудничество было продолжено в процессе изготовления ракеты-носителя серии «Космос».

На современном этапе наши предприятия реализуют проект по созданию перспективной ракетной техники.

Уверен, наша работа будет продолжена для успешного выполнения всех задач, поставленных государством, для развития отечественной ракетно-космической отрасли.

Предприятие является одним из наших ключевых партнеров, поставляющих двигатели для ракеты-носителя «Протон» и ракет семейства «Ангара».

Созданные НПО Энергомаш жидкостные ракетные двигатели РД-276 для первой ступени РН «Протон» обеспечили высокие энергетические возможности и успешную летную историю этой ракеты. Форсированная тяга первой ступени модернизированной ракеты-носителя «Протон-М» за счет установки РД-276 позволяет существенно увеличить массу выводимой полезной нагрузки. РД-276 является самым мощным в мире из однокамерных жидкостных ракетных двигателей, работающих на высококипящих компонентах топлива.

В ГКНПЦ им. М.В. Хруничева высоко ценят качество и надежность ракетных двигателей, которые НПО Энергомаш создает для перспективных ракет-носителей «Ангара»: для первых двух ступеней РН «Ангара» кислородно-керосиновый двигатель РД-191 — самый лучший в современном мире ракетный двигатель.

От имени коллектива ГКНПЦ им. М.В. Хруничева выражаю искреннюю благодарность коллегам из НПО Энергомаш и надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество на благо нашей страны.

Уже более полувека двигатели производства НПО Энергомаш устанавливают на самарские ракеты-носители «Союз».

Ракетно-космический центр «Прогресс» и НПО Энергомаш – надежные партнеры в деле по созданию космических средств выведения.

Сегодня высокий профессионализм и уникальный научно-конструкторский опыт коллектива АО «НПО Энергомаш» позволяют создавать новые усовершенствованные модификации двигателей, успешно реализовать сложные и ответственные проекты, наращивать конкурентоспособность научно-производственного объединения на российском и мировом рынках.

Выражаю твердую уверенность, что и в дальнейшем мы сможем вместе поддерживать славные традиции российской космонавтики и осуществлять новые перспективные проекты.

АО «ГРЦ Макеева» и АО «НПО Энергомаш» связывает история совместной разработки ракетных комплексов, начиная с 1972 года.

АО «ГРЦ Макеева» и АО «НПО Энергомаш» на постоянной основе ведут совместные работы по перспективному ракетному комплексу, в котором используется двигатель 15Д285 (РД-274).

Высокие технические характеристики двигателей разработки АО «НПО_Энергомаш» позволяют создавать ракетные комплексы с требуемыми характеристиками. В ходе проведения совместных работ АО «НПО Энергомаш» обеспечило успешное решение сложных научно-технических проблем, возникающих в ходе применения двигателей в составе носителей и в ходе автономной стендовой отработки.

Желаю коллективу АО «НПО Энергомаш» дальнейших творческих успехов, благополучия и процветания.

Коллективы НПО Энергомаш и НПО Лавочкина связывают крепкие дружеские и партнерские отношения. Мы вместе, являясь градообразующими предприятиями городского округа Химки, вносим вклад в социально-экономическое развитие округа, укрепляем позиции России на международном рынке ракетно-космической продукции и услуг.

В год 110-летия со дня рождения Валентина Петровича Глушко хочу пожелать славному коллективу НПО Энергомаш продолжения добрых традиций, новых побед в создании перспективных ракетных двигателей и дальнейших успехов в модернизации отечественного ракетного и космического двигателестроения.

Интересные факты о Екатеринбурге

♦ Екатеринбург – самый крупный город на сухопутной границе Европы и Азии. По статистике, границу частей света через Екатеринбург каждый час пересекает 78 поездов. Уникальное географическое место находится в семнадцати километрах от центра Екатеринбурга и является одним из самых посещаемых мест города.

♦ Город назывался Свердловском в течение 67 лет (1924-1991).

♦ Екатеринбург – самый компактный город-миллионник страны. В России среди городов с населением свыше одного миллиона жителей нет другого такого аккуратного и хорошо скомпонованного мегаполиса. Протяжённость застроенной территории Екатеринбурга – 20 километров с севера на юг и 15 с запада на восток. Поездка на Екатеринбургском метрополитене от конечной северной станции «Проспект Космонавтов» до конечной южной станции «Ботаническая» занимает всего 19 минут.

♦ В 2002 году комиссия ЮНЕСКО признала Екатеринбург одним из 12 идеальных городов мира.

♦ Ещё древним грекам были известны уральские земли, на которых расположен Екатеринбург. Эсхил, Платон и Геродот упоминали о фантастических богатствах уральской земли, её таинственной силе и населявших её волшебных мифологических существах.

♦ В Екатеринбурге хранится древнейшая в мире деревянная скульптура — Большой Шигирский идол. Он старше египетских пирамид, его возраст — 9 500 лет. Радиоуглеродный анализ фрагментов идола, найденного в окрестностях города, дал сенсационный результат: он был изготовлен каменными орудиями в эпоху мезолита в 8 тысячелетии до н.э.

♦ В Екатеринбурге хранится единственный в своём роде Каслинский чугунный павильон, созданный уральскими мастерами и завоевавший Гран-при и золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Каждый из 25 уральских рабочих, собравших павильон на выставке, получил в Париже в награду за своё искусство именные серебряные часы. Павильон составлен из более чем 1 500 уникальных чугунных деталей и скульптурных композиций и весит около 20 тонн. В 1978 году павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

♦ Продукция металлургических заводов Екатеринбурга была использована при создании известнейших архитектурных сооружений и конструкций по всему миру. Первые промышленные станки в Англии были изготовлены именно из уральского железа. В 1820 году крыша здания английского парламента в Лондоне была изготовлена из кровельного железа, произведённого в Екатеринбурге. Уральская сталь использовалась при строительстве Эйфелевой башни в Париже, а уральская медь – при строительстве статуи Свободы в Нью-Йорке.

♦ Екатеринбург — первый город в России, в котором нашли и начали добывать рудное золото. С 1745 по 1922 годы было добыто 559 тонн россыпного и 145 тонн коренного золота – примерно треть в общем балансе России. Но значимость этого уральского металла трудно переоценить: это было первое российское золото. Здесь отрабатывалась технология поисков коренных и россыпных месторождений, технологии переработки руд из содержащих золото песков, конструировались машины по извлечению золота. Словом, значимость уральского золота историческая, геологическая, технологическая — необыкновенно велика.

Читать еще:  Электрическая схема включения однофазного двигателя

♦ В XVIII веке до 80 % медной монеты в Российской империи производил Екатеринбургский монетный двор. Почти два века всё население огромной страны ежедневно расплачивалось за покупки уральскими пятаками.

♦ Первый велосипед, аналог современных моделей, был изобретён в Екатеринбурге. Крестьянин Ефим Артамонов соорудил модель, мало чем отличающуюся от современных, и в 1801 году прибыл на ней на коронацию императора Александра I в Санкт-Петербург. Аналогичная двухколёсная «машина для бега» с педалями появилась в Европе только в 1839 году.

♦ Первый в мире реактивный самолет БИ–1 был испытан в Екатеринбурге. 15 мая 1942 года БИ-1 под управлением лётчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи впервые взлетел с использованием ракетного двигателя. Полёт длился 3 минуты 9 секунд на высоте 840 метров.

♦ Екатеринбург, как и весь Урал, имеет самое непосредственное отношение к открытию космической эры человечества. Именно в Екатеринбурге был изобретён передатчик, позволяющий принимать сигналы со спутника на Землю.

♦ Самый известный в мире шагающий экскаватор, занесённый в Книгу рекордов Гиннеса, был произведён в Екатеринбурге. Длина стрелы гигантской модели ЭШ 100.100, изготовленной на знаменитом заводе «Уралмаш» в 1980 году, составляет 100 метров. Один ковш такого экскаватора загружает за раз два железнодорожных вагона.

♦ В годы Великой Отечественной войны Свердловск был центром радиовещания СССР — здесь находился самый мощный в стране радиопередатчик и в 1941 году в обстановке строжайшей секретности в cвердловскую радиостудию переехал Юрий Левитан, который получал информацию Совинформбюро из Москвы по телефону. Таким образом, знаменитые левитановские слова «Внимание, говорит Москва» на самом деле звучали из Свердловска.

♦ С 1943 года в городе функционирует Свердловская киностудия – единственная в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, снимающая не только документальное, но и художественное кино.

♦ В годы Великой Отечественной войны в Свердловске хранились коллекции Государственного Эрмитажа, а также были эвакуированы МХАТ имени Чехова и Центральный театр Советской Армии.

♦ Имя Екатеринбурга присвоено подводному атомоходу. Подводный крейсер К-84 «Екатеринбург» был построен в 1984 году в Северодвинске. Закладка крейсера произошла 17 февраля 1982 года на ПО «Севмашпредприятие». К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год. В 2003 году на «Екатеринбурге» успешно прошли испытания ракетного комплекса по программе «Синева». В 2006 году с «Екатеринбурга» был успешно запущен ИСЗ «Компас 2».

♦ Миллионный житель Екатеринбурга был рождён 23 января 1967 года.

♦ В 1973 году город был награждён Орденом Ленина «за трудовые и научные заслуги, а также за вклад жителей города в обеспечение разгрома фашистских захватчиков».

♦ В 1979 году город внесён в список исторических городов России.

♦ За всю историю в Екатеринбурге побывало 35 глав государств — начиная от визита императора Александра I в 1824 году и заканчивая саммитами стран ШОС и БРИК с участием 13 президентов, которые прошли 15-16 июня 2009 года.

♦ В 1963 году, когда в уральской столице гостил Фидель Кастро, городскими ЗАГСами было зарегистрировано одиннадцать новорождённых по имени Фидель.

♦ Екатеринбург занимает третье место в стране (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству дипломатических представительств, при этом их консульские округа распространяются далеко за пределы Свердловской области, и обслуживают другие регионы Урала, Сибири и Поволжья. Город имеет обширные внешние связи. В столице Урала периодически проводятся дни культуры других городов и стран. К 2013 году у Екатеринбурга 13 городов-партнёров. Сейчас ведётся активное сотрудничество со многими городами в сфере культуры, науки и промышленности. Примечательным фактом является, например, то, что эмблему клуба НХЛ «Сан-Хосе Шаркс» из города-побратима Сан-Хосе разработал екатеринбургский художник Анатолий Пасека. А специалисты из итальянской Генуи в настоящее время внедряют специальную систему «умного» светофорного регулирования на улицах Екатеринбурга, чтобы избавить город от проблемы дорожных заторов.

♦ Екатеринбург — один из ведущих спортивных центров в России. С городом связано большое количество известных спортсменов, мировых и олимпийских чемпионов. Начиная с 1952 года екатеринбургские спортсмены завоевали на Олимпийских играх 145 медалей (50 золотых, 60 серебряных и 35 бронзовых).

♦ Первый официальный чемпионат страны по биатлону с участием в основном лыжников-гонщиков прошёл в Екатеринбурге на Уктусских горах в 1957 году.

♦ Приняв в 2009 году финальные игры Кубка УЕФА по мини-футболу, Екатеринбург стал самым восточным городом, где проходил финал соревнования под эгидой УЕФА, за более чем полувековую историю организации.

♦ Екатеринбург — один из российских городов, в котором прошли игры Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™.

♦ В настоящее время Екатеринбург — один из ведущих театральных центров России, в городе действует 57 театров, большинство из которых пользуется популярностью не только в России, но и за рубежом. Здания многих театров (например, Театр оперы и балета) являются памятниками архитектуры.

♦ Орган Свердловской государственной академической филармонии в Екатеринбурге считается одним из крупнейших в России. Он весит 22 тонны, состоит из 3 840 труб и 52 регистров. Самые большие трубы весом до 180 килограммов достигают 6 метров в высоту и 40 сантиметров в диаметре. Самые маленькие – не выше 15 сантиметров и 1,5-2 мм в диаметре. Благодаря своим неповторимым звуковым качествам орган участвует в самых различных программах: сольных, ансамблях с певцами и инструменталистами, симфоническим и камерным оркестрами, хором.

♦ Екатеринбург стал первым российским городом, имеющим официальное представительство в кириллической Интернет-зоне.

♦ Два самых северных небоскрёба мира расположены в Екатеринбурге. Жилая башня «Исеть» (209 м) и бизнес-центр «Высоцкий» (188 м) – самые высокие здания не только Екатеринбурга, но и всей страны к востоку от Москвы.

♦ Первый президент России Борис Ельцин начинал политическую карьеру в Екатеринбурге. Город считается одним из форпостов развития демократии в стране. В 2015 году в Екатеринбурге открылся Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector