Arskama.ru

Автомобильный журнал
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газотурбинный двигатель м90фр характеристики

Газотурбинный двигатель м90фр характеристики

  • Home
  • Archieve
  • News
  • Publications
  • Photo
  • Video
  • ADS
  • Subscription
  • Объявления

Перед началом Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге от специалистов и руководителей разного уровня из Объединённой двигателестроительной корпорации последовало сразу несколько заявлений и выступлений на тему того, как в ОДК обстоят дела с двигателями для военно-морского флота России.

А дела, исходя из сказанного, налаживаются. И это не может не радовать, потому что наш флот – это наша боль, мы болеем и переживаем за него. А как не переживать, когда картина просто маслом: немцы опустили нас в санкции, поэтому вместо немецких дизелей на наши ракетные корабли мы ставим китайские. Такой повод для гордости, что зубы скрипят, особенно когда читаешь, что пришлось разрезать корабль вдоль, чтобы извлечь этот китайский дизель, который оказался негодным.

Да, с двигателями у нас было все весьма печально. Особенно с большими, для кораблей от фрегата и выше. Ну и ничуть не лучше от корвета и ниже, если честно.

А когда-то, правда, тридцать лет тому назад и совсем в другой стране, мы полностью обеспечивали флот всей линейкой двигателей, от рейдового катера до тяжелого авианесущего крейсера.

Но эти времена, увы, остались в истории, так что посмотрим, чему можно порадоваться сегодня.

Сегодня, по мнению ОДК, можно порадоваться тому, что начатые в начале двухтысячных годов опытно-конструкторские разработки по морским газотурбинным дизелям наконец-то почти закончены.

Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин поведал о шагах, которые были осуществлены корпорацией в рамках программы создания отечественных морских силовых агрегатов.

В 2006 и 2008 годах соответственно были представлены разработки морских ГТД: М75РУ мощностью 7 000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14 000 л.с. соответственно.

В 2014 году началась реализация второй части программы. И с 2014 по 2017 годы были успешно выполнены три серии опытно-конструкторских работ.

1. Разработана технология серийного производства двигателя мощностью 27 500 л.с.
2. Разработан реверсивный газотурбинный двигатель М70ФРУ-Р.
3. На базе двигателя М70ФРУ-2 был разработан ГТА для кораблей на воздушной подушке.

Эти ОКР, осуществленные компанией ПАО «ОДК-Сатурн», которое базируется в Рыбинске, позволили заменить востребованные у нас двигатели украинского производителя «Зоря-Машпроект» ДО63 и ДС71.

До настоящего момента мы полностью зависели от украинцев в вопросах производства таких двигателей. Можно сказать, что с 2018 года у нас забрезжил свет в конце тоннеля, и если все пойдет, как положено, о дефиците украинских двигателей можно будет забыть.

Заместитель гендиректора ОДК Виктор Поляков тоже настроен весьма оптимистично. Поляков считает, что созданная линейка двигателей от 7 000 до 27 500 л.с. (хоть там их всего три) сможет закрыть все потребности флота в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Поляков уверен, что кроме массового выпуска двигателей ОДК по силам наладить гарантийное и послегарантийное обслуживание, сервисное обслуживание и ремонты всех уровней.

ОДК по заявлениям сотрудников разных уровней, готова обеспечить газотурбинными энергетическими установками ВСЕ надводные корабли ВМФ. Это заявление, скажем так, смотрится очень громко.

«В частности, корпорация готова предоставить ВМФ двигатели для применения в составе десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061 и 12322, корветов проекта 20386, фрегатов проектов 22350/22350М и 11356, а также кораблей, находящихся в эксплуатации при их модернизации», — отметили в ОДК.

Насчет модернизации кораблей, которые уже находятся в эксплуатации – вот тут точно смотря каких кораблей. Сомнительно, что такое можно организовать для «Москвы» или «Варяга», поскольку двигатели для них делались не в России.

Кстати, о замещенных украинских двигателях.

То, что заместили три двигателя – это прекрасно. Фрегаты, корветы, десантные корабли – стоит порадоваться. Особенно за фрегаты, которые нам очень нужны.

Однако для действия в дальней океанской зоне нужны корабли несколько иного масштаба и, соответственно, с другими силовыми установками.

И здесь стоит вспомнить двигатели, которые остались там, в Украине, на «Зоря-Машпроект». ДМ33Л мощностью 45 000 л.с., ДА80 мощностью 40 000 л.с. – такие двигатели нам тоже нужны. Для других кораблей, которые пока в перспективе. Крупнее фрегата.

Возможно ли одновременно строить двигатели, которые нужны сегодня и работать над двигателями, которые будут нужны завтра?

Уверен – да, можно.

Смогли же решить проблему с двигателями для фрегатов. Для «Адмирала Головко» и «Адмирала Исакова» уже поставлены двигатели М55Р. Именно из той линейки, пришедшей на смену украинским двигателям.

Хороший расклад, не так ли? Но надо идти дальше.

Предполагается, что М90ФР станет основой для создания новых морских двигателей.


Газотурбинный двигатель М90ФР. Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

ОДК прорабатывает варианты создания двигателя мощностью 25 МВт/34 000 л.с. на базе М90ФР. Дальше – ряд двигателей мощностью от 25 МВт (34 000 л.с.) до 35 МВт (47 500 л.с.).

В ОДК говорят, что смогут поставлять около 20 двигателей М90ФР. Много ли это, ли нет? Это по сути на 10 кораблей. В корпорации понимают, что это не так уж и много. Учитывая необходимость плановых замен двигателей и ремонтов.

Специалисты ОДК уверенно считают, что двигатели импортного производства на кораблях вполне могут быть заменены на М90ФР в ходе капитальных ремонтов. Правда, учитывая возраст таких кораблей и стоимость замены ГТД, прямого решения не принималось, но теоретическая возможность существует. Как сегодня в ОДК производят капитальные ремонты тех же украинских двигателей.

Однако, стоит сказать, что хоть за 20 лет было сделано немало в плане импортозамещения, для того, чтобы всерьез говорить о том, что стараниями ОДК замещено все и флот не будет иметь недостатка в двигателях, наверное. преждевременно.

Пока стоит отметить, что на уровне «корвет-фрегат» двигатели есть. В качестве маршевого М70ФРУ, в качестве форсажного М90ФР. Уровнем ниже (малые ракетные, артиллерийские корабли, десантные) можно использовать двигатели на базе того же М70ФРУ мощностью от 10 до 13 тысяч л.с.

Интересно, но базовый двигатель семейства М70ФРУ был спроектирован еще в 2008 году, но увы, никому не был нужен. Если кто не помнит, тогда этот двигатель предназначался для корветов проекта 20380, которые наверху решили оснащать дизельными двигателями импортного производства. Немецкими.

Потом начались санкции, и вместо немецких были установлены китайские со всеми выходящими последствиями. И заказов на М70ФРУ не поступало.

И вот, когда мы реально доигрались, вспомнили о том, что у нас есть свои наработки. И в довольно короткие сроки создали на базе М70ФРУ две модификации, М70ФРУ-Р с реверсивной турбиной для надводных кораблей и М70ФРУ-2 для десантных кораблей на воздушной подушке.


Газотурбинный двигатель М70ФРУ. Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

Считается, что М70ФРУ вполне современный двигатель на уровне зарубежных аналогов и ничем не уступает импортным в плане новинок типа локальной системы автоматизированного управления, система вибродиагностики и прочих новаций.

А базовая модель М70ФРУ вообще планируется к выпуску в качестве главной двигательной установки перспективных корветов и фрегатов.

Кроме того, в рамках договора, который был заключен ОДК с Минпромторгом РФ, идет работа морского двигателя нового поколения. Пусть будет пятого, мы любим номера давать.

34 000 л.с., малоэмиссионная камера сгорания, куча новых высокотемпературных коррозионностойких сплавов – все это (по словам все того же Шмотина) в рамках проекта обещает целую платформу для создания двигателей различного назначения и различной мощности.

Как говорят в ОДК, сегодня там применяют отечественные материалы, созданные при помощи аддитивных технологий и не уступающие по своим характеристикам иностранным аналогам. Хочется верить. Очень хочется.

В целом очень хочется поделать всем работникам ОДК успехов. Учитывая, что эта корпорация, а точнее, ее морской отдел из Рыбинска, не фигурировали в громких скандалах, а потихоньку все-таки делали двигатели и турбины, то было бы просто прекрасно, если они так же тихо продолжили эту деятельность на благо флота.

Ну согласитесь, несерьезны эти немецкие MAN, лицензионные и нелицензионные китайские двигатели. На российских корабля должна стоять только российская техника. Это залог безопасности в первую очередь и некоторое количество патриотизма в последнюю.

Читать еще:  Двигатель бмв м60в30 характеристики

Так что повод для гордости есть. На «Сатурне» действительно красиво справились с поставленной задачей.
Но остается открытым вопрос о больших двигателях и ГТД для больших кораблей от эсминца и выше.

«Сатурн» для ВМФ – логика диверсификации

Яркий пример диверсифицированного производства — семейство газотурбинных двигателей НПО «Сатурн» различной мощности, которые могут быть использованы и как приводы для газоперекачивающих агрегатов, и как силовые установки для морских военных и гражданских судов. «Земное» и «морское» использование этого семейства двигателей вообще имеет авиационные «корни» — газогенератор перспективного авиационного двигателя, созданный в конце годов.

Сегодня на НПО «Сатурн» создается база российского морского газотурбостроения. Это еще раз отметил во время своего недавнего посещения предприятия главнокомандующий флотом России Владимир Куроедов. Это был рабочий визит делегации ВМФ, в ходе которого обсуждались конкретные аспекты дальнейшего сотрудничества компании с оборонным ведомством.

После распада СССР в России не оказалось собственного центра по разработке и производству морских газотурбинных двигателей. Он остался на Украине. Поэтому руководство ВМФ решило ликвидировать зависимость от иностранного поставщика в вопросах обеспечения национальной безопасности, чтобы сохранить боеспособность страны. Базовым предприятием было определено НПО «Сатурн». Компания стала единственным российским разработчиком и производителем морских газотурбинных двигателей и агрегатов на их основе.

Такой выбор был не случаен. Предприятие работает по заказам ВМФ с годов прошлого века. На рыбинских двигателях летали гидросамолеты , и , «Альбатрос», палубные самолеты вертикального взлета и посадки и , а также крупнейший в мире летательный аппарат — экраноплан КМ и знаменитые палубные истребители . За прошедшие 10 лет компания освоила ремонт мор­ских двигателей и , использующихся на кораблях ВМФ ( поздравления с днем вмф ).

В 1993 году командование ВМФ закрепило за предприятием разработку двух типов морских двигателей четвертого поколения — М75РУ и М70ФРУ. Сегодня НПО «Сатурн» уже проводит испытания первых отечественных морских силовых установок.

— Мы проводим стендовые испытания полностью российского газотурбинного двигателя четвертого поколения М75РУ максимальной мощностью 7 тысяч л. с., — рассказывает Андрей Бровкин, заместитель главного конструктора по промышленным двигателям. — В июле 2003 года успешно прошел очередной этап испытаний газогенератора этого двигателя продолжительностью 91 час. Он отработал без отказов и поломок, а полученные характеристики двигателя соответствовали расчетным. Сейчас делаем второй двигатель М75РУ. В начале 2005 года мы планируем начать его испытания.

«Земной» аналог морского двигателя — устанавливается на газоперекачивающий агрегат мощностью 4 МВт. В сентябре он успешно прошел межведомственные испытания на подземном хранилище газа в городе Касимове Рязанской области. По их результатам эксперты дали заключение, что НПО «Сатурн» создало агрегат, пригодный для дальнейшей эксплуатации и тиражирования. Сейчас по заказу компания начала производство нескольких модификаций , предназначенных для перекачивающих станций и хранилищ «Мострансгаза», «Лентрансгаза» и «Севергазпрома».

Одновременно НПО «Сатурн» ведет активные работы по созданию второго морского газотурбинного двигателя М70ФРУ.

— В августе стартовали стендовые испытания газогенератора первого экземпляра двигателя, параллельно создан его общепромышленный аналог для газоперекачивающих агрегатов — , — рассказал Андрей Бровкин. — Первая поставка запланирована на конец этого года.

На предприятии успешно реализуется программа по созданию морского газотурбинного двигателя мощностью 27,5 тысячи л. с. — М90ФР и корабельного агрегата на их основе. Его головным разработчиком и изготовителем выступает украинское НПП , а НПО «Сатурн» освоило производство силовых турбин для этого двигателя.

— Наши двигатели могут применяться не только на кораблях, но и на любых других морских и приморских объектах общепромышленного назначения — плавучих электростанциях, буровых платформах, быстроходных грузовых и пассажирских судах, в припортовых производствах, — отметил Андрей Бровкин.

Создание на НПО «Сатурн» центра по разработке и производству морских газотурбинных двигателей идет полным ходом. Первое семейство российских силовых установок уже суммарно наработало более четырех тысяч часов. Впереди еще много задач. Государство поддерживает проект и в 2005 году существенно увеличивает финансирование работ в этом направлении, что дает предприятию не только новые возможности, но и накладывает дополнительные обязательства. Компания готова выполнить оборонный заказ, что позволит укрепить боеготовность российского флота.

Самые интересные новости — на нашем канале в Telegram

Газотурбинный двигатель м90фр характеристики

В одном из первых январских номеров «Красной звезды», подводя итоги 2005 года, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин отметил, что в оборонно-промышленном комплексе все больше становится предприятий, способных обеспечить разработку и производство самых современных образцов вооружений и техники, необходимых силовым структурам. К ним экс-секретарь Совета Безопасности РФ отнес Научно-производственное объединение (НПО) «Сатурн». Действительно, это предприятие у нас в стране и за рубежом известно как динамично развивающаяся структура в области авиационного двигателестроения. И вот на днях ведущая российская фирма объявила об открытии структурного подразделения в Санкт-Петербурге в целях создания и производства газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России.

Открытие филиала — логический этап той работы, которую НПО «Сатурн» проводит в течение десяти лет. Программа создания российских корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) началась после утраты конструкторской и производственной базы по данным изделиям. В союзном государстве эта работа более пятидесяти лет велась на Украине. Причем разрабатывались и производились не только двигатели, но и энергетические установки для корабля целиком. Ведь сам по себе двигатель не самоцель, для корабля требуется вся система, обеспечивающая его движение. Директор программы «Сатурн» — ВМФ» Леонид Иванов и контр-адмирал Святослав Мосцеев рассказали о проделанной работе и поделились планами на ближайшее будущее по морской тематике.

Еще в 1993 году была создана совместная российско-украинская фирма ЗАО «Турборус», которая разрабатывала судовую энергетическую установку на базе двигателя М90ФР мощностью 27 500 л.с. для кораблей класса «фрегат» и «эсминец». Начальный этап ОКР проводился совместно украинским НПКГ «Зоря-Машпроект» и Рыбинским конструкторским бюро моторостроения (РКБМ) (ныне оно как ОКБ-1 входит в состав НПО «Сатурн»). Осенью 2005 года ГТД М90ФР успешно прошел государственные испытания в составе газотурбинного агрегата М56. В итоге этой работы Россия получила первый корабельный двигатель, юридически принадлежащий ей, производство которого можно выполнять в стране. На РКБМ был также освоен ремонт ГТД и судовых агрегатов украинского производства для ракетных катеров «Молния», которые широко используются как нашим ВМФ, так и зарубежными. Именно с этого началось накопление эксплуатационного опыта.

В 2001 году главкоматом ВМФ была утверждена концепция создания российской базы морского газотурбостроения. При ее разработке исходили из необходимости активизации опытно-конструкторских работ по созданию базовых двигателей, которые могли бы обеспечить потребности ВМФ России в этом виде судовой энергетики. В рамках этой программы на НПО «Сатурн» была выполнена реконструкция стендовой базы и осуществлена модернизация производства.

Работы, выполняемые в г. Рыбинске, это не копирование украинского опыта, а свой путь по использованию конструкторских, инженерных и технических заделов Рыбинского КБ моторостроения. За основу взят высокоэффективный газогенератор для перспективного всережимного бомбардировщика, разрабатывавшегося в 80-е годы. На его базе началось создание М75РУ в классе 5.000 — 7.000 л.с. и М70ФРУ — 12.000 — 14.000 л.с. Параллельно на его же основе создавался двигатель для газоперекачивающих агрегатов по заказу ОАО «Газпром». Лидерная установка по «наземному» проекту три года назад прошла межведомственные испытания, на сегодняшний день наработала 8.000 часов.

Здесь надо особо отметить, что НПО «Сатурн», выполняя заказ ОАО «Газпром», отказалось от старой практики многих авиационных заводов. Реализована новая идеология изготовления и комплексной поставки газоперекачивающих агрегатов целиком. Денежные средства, полученные за счет серийного выпуска агрегатов для «Газпрома», позволили продвинуть и морскую тематику производственного объединения. В дальнейшем и государство изыскало возможности для увеличения финансирования, что обеспечит окончание ОКР в 2006 — 2007 гг. По прогнозам специалистов, при реализации своей морской программы НПО «Сатурн» сможет в ближайшие 10 лет поставить различным заказчикам судовые энергетические установки с 260 базовыми ГТД М75РУ и М70ФРУ.

Читать еще:  Автомат защиты двигателя schneider схема

Почему государство уделяет этой теме особое внимание?

Не секрет, что в настоящее время отечественные ГТД уступают по некоторым качественным характеристиками своим зарубежным аналогам. Однако без обладания опытом эксплуатации силовых установок невозможно дальнейшее продвижение вперед, а оно того стоит. К тому же после оснащения новыми установками российские корабли ВМФ и других силовых структур станут быстроходнее. Может, тогда из новостей исчезнут сообщения о длительных преследованиях иностранных судов, нарушающих наши морские границы с целью браконьерского промысла.

Не менее весомой причиной является создание специальных амфибийных транспортных средств для реализации программы освоения новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и шельфа Арктики. Здесь, кстати, для транспортировки вахт, техники и грузов могут использоваться суда, близкие по конструкции к десантным кораблям на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена». Помимо этого, способные работать на соленом морском воздухе газотурбинные двигатели найдут применение на буровых платформах и припортовых объектах.

Российскими разработками уже заинтересовались некоторые зарубежные страны. Однако на внешний рынок могут продвигаться не только корабли, но и сами двигатели и агрегаты. Многие из стран — партнеров по военно-техническому сотрудничеству — имеют намерение модернизировать ранее купленные у нашей страны корабли с газотурбинными судовыми энергоустановками. Речь может идти и о комплектовании кораблей зарубежных проектантов, например, в классе «корвет». Однако, прежде чем принимать окончательное решение, потенциальные заказчики хотят увидеть реализованный проект российского корабля с газотурбинным или дизель-газотурбинным агрегатом.

В соответствии с «Концепцией создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ» НПО «Сатурн», который определен головным разработчиком по этой тематике, завершает работы по созданию опытной партии базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей 4-го поколения. Государственные испытания двигателя М75РУ пройдут уже во второй половине 2006 года, а в первом квартале 2007 года — М70ФРУ.

Создание и производство газотурбинных корабельных агрегатов требуют налаживания широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, локальную систему управления, другие узлы и комплектующие. С этой целью на 2-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, который прошел в прошлом году, ОАО НПО «Сатурн» (комплексный головной поставщик), ЗАО «Завод «Киров-энергомаш» — дочернее предприятие ОАО «Кировский завод» (агрегаты) и ФГУП НПО «Аврора» (системы управления кораблями) подписали генеральное соглашение. На головное предприятие решением Главкомата Военно-морского флота возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов. Серийное производство и сервисное обслуживание данных судовых двигателей также будут вести в Рыбинске.

Очередным этапом в организации кооперации российских предприятий по созданию судовых газотурбинных агрегатов (ГТА) стало формирование в Санкт-Петербурге филиала НПО «Сатурн», основные задачи которого — разработка судовых ГТА на базе новых российских судовых ГТД 4-го поколения и реализация соглашений о производственной кооперации.

Такое решение, как пояснил директор программы «Сатурн» — ВМФ» Леонид Иванов, вполне закономерно. Санкт-Петербург занимает особое место в судостроительной отрасли России. Здесь сосредоточены ведущие научные учреждения, курирующие вопросы боевого применения и конструкций кораблей и судов (1-й ЦНИИ Минобороны РФ, 24-й ЦНИИ Минобороны РФ, ЦНИИ им. академика Крылова и др.), ведущие учебные заведения по судовым ГТУ (Военно-морской инженерный университет, Морской технический университет, Университет «ВоенМех», Военно-морская академия и др.), крупнейшие судостроительные КБ, разрабатывающие проекты с газотурбинными судовыми установками (ЦМКБ «Алмаз», Северное ПКБ и др.), серийные заводы, строящие корабли с судовыми ГТУ (Северная верфь, Балтийский завод, СФ «Алмаз», МЗ «Алмаз» и др.), основные производители редукторов (ЗАО «Киров-энергомаш», ОАО «Звезда» и др.) и САУ для судовых энергетических установок различных видов (ФГУП НПО «Аврора»). Не случайно именно здесь проводятся ведущие российские выставки по военному кораблестроению («Морской салон») и гражданскому морскому судостроению («Нева»). Именно в этом городе придется непосредственно решать большинство вопросов, связанных с привязкой судовых ГТА к конкретным проектам кораблей, взаимодействием с ключевыми контрагентами.

Руководителем филиала — заместителем директора программы «Сатурн» — ВМФ» назначен Евгений Чихачёв, который ранее работал на заводе им. Климова, главным конструктором корабельных ГТА — Валентин Паюсов, до последнего времени — главный конструктор ОАО «Звезда». Под их руководством будет работать полноценное подразделение, укомплектованное квалифицированными специалистами ведущих заводов Санкт-Петербурга, КБ и институтов морского и газотурбинного направления, с большим опытом работы на предприятиях. Все это позволит быстро и грамотно решать задачи, поставленные перед филиалом в частности и НПО «Сатурн» в целом в плане создания российских ГТА для обеспечения потребностей ВМФ РФ и других силовых структур, а также гражданских проектов и экспорта.

В заключение отметим еще одну деталь. По мнению директора программы «Сатурн» — ВМФ» Леонида Иванова, российско-украинское сотрудничество по этой тематике могло бы иметь хорошую перспективу. Однако политическая нестабильность, таможенные процедуры, введенный украинской стороной в прошлом году НДС на кооперационные поставки и некоторые другие проблемы мешают этому. Украинские партнеры НПО «Сатурн» ожидают итогов парламентских выборов. С точки зрения экспертов, у НПО «Сатурн» имеется резерв времени, но к концу года России и Украине необходимо принять решение по перспективам дальнейшего сотрудничества в этом вопросе: действуем мы на внешнем рынке сообща или политические амбиции возобладают в ущерб экономической целесообразности.

И еще. Как говорилось выше, у программы ГТД морской тематики довольно хорошие перспективы не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. А это, согласитесь, возможность привлечения немалых инвестиций, государственных средств, ведь Концепция по ГТД рассчитана не на один год. Вот почему в последнее время появилось немало блефующих организаций промышленности, желающих только поучаствовать в «дележе пирога» под предлогом пересмотра ранее принятых решений на уровне Правительства РФ. Однако, думается, у государства нет причин для пересмотра своей позиции в данном вопросе. В этом мы убедились на примере головного разработчика морских ГТД. У этой программы, как говорят летчики, чистый горизонт, а моряки — семь футов под килем.

«Адмиралы» дождались агрегатов

Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех в ноябре 2020 года отгрузила ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» первый серийный дизель-газотурбинный агрегат М55Р с двигателями М90ФР для строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко». Второй агрегат планируется отгрузить в декабре. Потенциал нового для ОДК сегмента корабельных энергоустановок высок: в ближайшее время ожидается поставка нескольких комплектов агрегатов М55Р, агрегатов МА3 для перспективных корветов 20386, агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена». Плюс к тому — возможные экспортные заказы и гражданское применение двигателей М90ФР и его модификаций.

Форсажное импортозамещение

Фрегаты проекта 22350 стали первыми крупными надводными боевыми кораблями, спроектированными и построенными в России в постсоветский период. При стандартном водоизмещении 4550 тонн и длине 135 метров, корабли несут мощное ракетное, противолодочное и зенитное вооружение. Максимальная скорость — до 29 узлов. Автономность достигает 30 суток. Достижение высоких характеристик стало возможным благодаря использованию дизель-газотурбинного агрегата М55Р, имеющего в своём составе форсажный газотурбинный двигатель М90ФР, маршевый дизельный двигатель 10Д49, редуктор РО55 и трансмиссии. На корабль устанавливается по два агрегата, приводящих винты фиксированного шага.

Головной корабль проекта «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду в конце октября 2010 года, а его испытания были завершены только в середине 2018 года. Второй корабль проекта «Адмирал флота Касатонов» заложен в конце ноября 2009 года, вступил в строй в июле 2020 года. Третий и четвёртый корабли, заложенные в 2012 и 2013 годах, находятся в стадии строительства.

Изначально газовые турбины и редукторы для фрегатов поставлялись украинским предприятием «Зоря-Машпроект», в то время как головным исполнителем работ по изготовлению агрегатов М55Р, их поставке, монтажу на корабле и пусконаладочным работам выступало совместное российско-украинское предприятие ЗАО «Турборус».

Однако на фоне осложнения внешнеполитической обстановки на военно-техническое сотрудничество украинских предприятий с Россией был наложен запрет, который распространялся и на поставку газовых турбин и редукторов для фрегатов проекта 22350. Импортные газотурбинные двигатели получили только первые два корабля проекта, дальнейшее исполнение госзаказа на поставку фрегатов оказалось под угрозой. На этом фоне в срочном режиме был запущен проект импортозамещения, в рамках которого головным исполнителем и поставщиком дизель-газотурбинных агрегатов М55Р стало предприятие АО «ОДК».

Читать еще:  Датчик температуры волга 402 двигатель

Основными вехами проекта стали освоение серийного производства двигателей М90ФР на предприятии ОДК, освоение выпуска редукторов РО55 в Санкт-Петербурге на мощностях предприятия «Звезда», строительство и ввод в эксплуатацию сборочно-испытательного комплекса корабельных агрегатов на предприятии ОДК. Состоявшаяся в ноябре поставка первого агрегата М55Р позволяет заключить, что проект импортозамещения успешно реализован. «Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоёмкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых газотурбинных агрегатах. Второй агрегат данной серии планируется поставить в декабре 2020 года», — отметил первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков. «Начиная с 2014 года мы проводили опытно-конструкторские работы, строили специальный испытательный стенд. Сегодня я констатирую, что мы серийно производим морские газотурбинные двигатели и агрегаты на их основе», — охарактеризовал событие заместитель генерального директора — управляющий директор предприятия ОДК Виктор Поляков. Говоря же в целом о новой для Объединённой двигателестроительной корпорации компетенции, В. Поляков подчеркнул, что «на сегодняшний день Объединённая двигателестроительная корпорация способна разрабатывать, производить, испытывать, устанавливать на корабли и сопровождать в эксплуатации все газотурбинные агрегаты», подразумевая не только М55Р, но и другие изделия морской тематики.

Надёжный и экономичный

Задача, поставленная перед предприятием ОДК в части двигателей М90ФР, сводилась к освоению серийного производства, ремонта и сопровождения в эксплуатации ранее разработанного двигателя, на который предприятие имело комплект документации. По словам генерального конструктора предприятия ОДК Романа Храмина, значительных дополнительных работ по улучшению характеристик двигателя не проводилось: проточная часть выполнена без изменений. Впрочем, за счёт использования современных технологических процессов, применения при производстве деталей высокоточного оборудования удалось повысить КПД двигателя примерно на 2-2,5%. «Это более точное изготовление [деталей — «АвиаПорт»], меньшие радиальные зазоры по проточной части, за счёт чего достигается повышенный КПД», — уточнил Роман Храмин. Также заместитель управляющего директора по программам промышленных и морских газотурбинных двигателей предприятия ОДК Иван Беляев отметил, что в ходе работ по освоению двигателя был внесён ряд конструктивных изменений, направленных на повышение надёжности.

По словам топ-менеджеров предприятия ОДК, освоение выпуска двигателя на территории России позволило удержать стоимость продукции на конкурентном уровне. В сравнении со стоимостью импортных двигателей, отечественная продукция выигрывает, не в последнюю очередь, из-за влияния курсовых разниц. «С учётом нынешнего курса наши агрегаты выигрывают по цене. Но я переведу вопрос в другую плоскость. Вы сами видели предприятие, вы видели новые современные технологии. Это совершенно другая культура производства, а следовательно — и высокое качество», — отметил В. Поляков.

Говоря о работах по созданию ДГТА М55Р, представители компании ОДК не обошли вниманием и других участников кооперации. Так редукторную передачу РО55 — ПАО «Звезда», систему управления «Метель-55» и локальную систему управления «Шексна-90» — АО «Концерн «НПО «Аврора», вибродиагностическую аппаратуру ВДА-56 — АО «Технические Системы и Технологии» (все три — г. Санкт-Петербург). Также в кооперации участвуют завод пермское «ОДК-СТАР» (Пермь), «Агат» (г. Гаврилов-Ям), и другие предприятия.

Меж тем конструкции третьего и четвёртого поколения не должны восприниматься как финал программы морского газотурбостроения в этом классе мощности. Ранее в СМИ озвучивались планы создания фрегата проекта 22350М, который получит существенно более мощное вооружение. Но, помимо ударной мощи, возрастёт и его водоизмещение. Поэтому для сохранения или улучшения скоростных характеристик может потребоваться применение новой энергетической установки.

В ОДК видят возможность создания на базе М90ФР нового двигателя мощностью 25 МВт. «Относительно дальнейшего развития на базе этого двигателя семейства ГТД большей мощности, мы знаем, как это сделать, и можем эту машину довести с 20 до 25 МВт. Такие предложения у нас есть, с ними мы выходили к заинтересованным организациям и государственным органам. В настоящее время данные предложения рассматриваются», — подчеркнули в корпорации.

В обеспечение работ по дальнейшему развитию морских двигателей ОДК совместно с ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» ведёт работу по созданию новых коррозионностойких жаропрочных сплавов. Создание новых материалов позволит поднять температуру газа перед турбиной, параллельно улучшив ресурсные характеристики.

Новые горизонты — морские

Крупнейшим проектом в части морского газотурбостроения на сегодняшний день для ОДК видится оснащение ДГТА М55Р фрегатов проекта 22350. По мнению заместителя генерального директора предприятия ОДК, на ближайшие годы прогнозируется загрузка в объёме 8-10 комплектов агрегатов.

Второй корабль, в основе энергетической установки которого служит двигатель М90ФР — корвет проекта 20386. По информации ПАО «ОДК-Сатурн», агрегат МА3 для корвета уже разработан, материальная часть, за исключением редукторного комплекса производства ПАО «Звезда», произведена и находится на предприятии ОДК на ответственном хранении. «Мы ждём редуктор, он должен быть изготовлен ПАО «Звезда» в июне [2021 года — «АвиаПорт»], после чего агрегат будет отгружен заказчику», — рассказал заместитель управляющего директора по программам промышленных и морских газотурбинных двигателей. Непосредственно двигатель М90ФР для корветов отличается от двигателя для фрегатов наличием капотирования. Редукторный комплекс корабля отличается наличием межредукторной передачи. В целом же энергетическая установка корабля получит, помимо газотурбинных двигателей, пару главных электродвигателей АДР-1600-В разработки АО «Силовые машины».

Моторостроители уверены, что у двигателей М90ФР есть перспективы и с точки зрения экспорта, и в части применения в гражданском секторе. «У нас, я считаю, стоят колоссальные задачи по освоению шельфовых месторождений Заполярья. Это, прежде всего, морские буровые платформы, с применением «оморяченных» двигателей, способных работать в агрессивной соляной среде. Это большие газовозы для транспортировки сжиженного газа. Безусловно, гражданское применение очень широкое. Ждём заказов», — заявил В. Поляков. Что же касается исполнения существующих и будущих контрактов, производитель не имеет проблем с выпуском нужного количества двигателей. «Пропускная способность предприятия ОДК позволяет выполнять любые заказы», — уверяет он.

В ходе пресс-конференции были затронуты и вопросы строительства морских газотурбинных двигателей семейства М70. Так в рамках программы импортозамещения по контракту с Минпромторгом были выполнены опытно-конструкторские работы по созданию модификаций двигателя М70ФРУ-2 и М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной. «Эти ОКР успешно завершены. По результатам государственных испытаний конструкторской документации на двигатели присвоена литера О1. Что касается двигателя М70ФРУ-2, у нас изготовлены и находятся на территории, на хранении, которые планируются для головных кораблей «Зубр» и «Мурена», — рассказал И. Беляев.

«Без флота Россия не может существовать»

По окончании пресс-конференции Виктор Поляков ответил на вопросы корреспондента «АвиаПорта» относительно развития новой компетенции корпорации.

— Как проходило освоение новой продукции?

— Компетенции, которые мы получили, позволили быстро освоить выпуск морских установок. Производство газотурбинных двигателей — привычная для нас вещь. Вызовом было сконфигурировать весь корабельный агрегат. Но компетенции наших людей, с привлечением профильных институтов, позволили оперативно выполнить проект.

— Какую загрузку предприятию даст новый сегмент бизнеса?

— То, что появилась дополнительная загрузка — это хорошо, но вы видите, какие сейчас есть заказы. В общем объёме предприятия они не превышают пока 10%. Тем не менее, это значимые агрегаты. Когда мы будем их делать по паре в год, это уже будет весомо. Причём мы готовы делать и больше, с точки зрения пропускной способности у нас нет критических мест. Но всё в данном случае зависит от кооперантов. И от заказов.

— На ваш взгляд, как расшить проблемы кооперантов?

— Я думаю, что ситуация на «Звезде» уже стала лучше, они начали системно работать. Но для того, чтобы решить проблему, на базе предприятия надо создать национальный центр по тяжёлым редукторам. Их нужно делать в России. Мы обречены быть морской державой, без флота Россия не может существовать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector