Arskama.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика двухтактных двигателей мотоциклов

Особенности современных двухтактных мото масел

Долговечность и производительность двухтактного двигателя напрямую зависит от чистоты. Первое обстоятельство — нагар, образующийся на поршне, является мягким абразивом, который способствует повышенному износу ЦПГ (Цилиндро-Поршневой Группы). Износ ЦПГ приводит к падению компрессии, мощности и увеличению расхода топлива.

Изношенные детали у двухтактных двигателей приходится заменять, и процедура эта — дорогостоящая. Помимо этого расходуется время на ее проведение. Второе обстоятельство — отложения в выпускном тракте снижают производительность мотора, его эффективную мощность. Особенно это заметно на технике, оборудованной мощностным клапаном, на картах и кубатурных кроссовых мотоциклах.

На количество нагара основное влияние оказывает состав и количество двухтактного масла. Минеральные и эстеровые средства дают максимальное количество нагара, и их использование снижает показатели двухтактного двигателя. Они же являются и наиболее «дымными» маслами, что непосредственно влияет на экологию. Технически, дымность такого продукта выражается как «зольность», то есть сухой остаток после сгорания. Обязательно указывается в технической документации на масло.

Классификация масел двухтактных двигателей

Существует классификация масел, предназначенных для двухтактных двигателей мотоциклов (и не только) — JASO, японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization).

Классификация JASO является системой сертификации и лицензирования моторных масел для двухтактных двигателей производства Японии. JASO делит существующие масла такого типа на 4 категории по их применимости на территории Японии в различных видах техники. Эта же классификация является ориентиром для остальных стран.

Классификация API

В настоящее время практически не используется.
API делит 2-х тактные масла на 4 категории согласно мощности двигателя, начиная с маломощных газонокосилок до высокомощных мотоциклов. В будущем планируется замена API групп на японскую JASO и глобальные ISO классификации. На рынке до сих пор есть еще целый ряд масел с классификацией API, так как эта система была широко распространена в прошлом.

Классификация ISO

В середине 90-х гг., стало ясно, что JASO FC уже не могут удовлетворять требованиям европейских двухтактных двигателей. В Европе была разработана серия долгосрочных испытаний, отвечающих всем требованиям. Кроме испытаний на дымность, отложения в системе выпуска, смазочную способность и моющий эффект по JASO, были добавлены 3-часовые испытания на Honda Dio для определения степени улучшения чистоты поршня и моющего эффекта. Для всех испытаний в качестве эталонного масла использовали JATRE 1. В настоящее время международная организация по стандартизации (ISO) классифицирует масла для двухтактных двигателей по трем категориям: ISO-L-EGB, -EGC, -EGD. Четвертая категория (-EGE) находится в стадии разработки. Категории ISO-L-EGB и -EGC отражают требования JASO категорий FB и FC и нуждаются в дополнительном исследовании чистоты поршня. ISO-L- EGD нуждается в исследовании низкой дымности аналогично JASO FC.

* Новые требования в дополнение к JASO FC.
Изготовление масел для двухтактных двигателей

Создание эффективной рецептуры 2-х тактных масел для мотоциклов JASO FC и FD — очень сложное мероприятие, так как необходимо соблюдение баланса между зольностью и дымностью, а также липкостью, то есть стойкостью масляной пленки.

Чисто спортивные и крайне дорогие двухтактные мотомасла делаются на основе эстеров, масел V группы по API. Их отличает очень хорошая «липкость», стойкость масляной пленки. Но при повседневной эксплуатации вылезают наружу недостатки:

  • сильнейшее нагарообразование, ведущее к быстрому снижению мощности и ресурса двигателей;
  • нестабильность в топливных смесях;
  • гигроскопичность;
  • и как следствие, коррозия.

Конечно, если мы используем один двухтактный двигатель на одну гонку, не считаем ресурс и деньги, то это приемлемо. Но более разумные производители идут по более сложному пути. Компания Liqui Moly GmbH разрабатывает и производит двухтактные масла на основе полиизобутиленов (PIB или PB). В зависимости от назначения, полусинтетические продукты имеют в составе до 30% полиизобутиленов, синтетические — до 80%. Остальные компоненты могут быть минеральными, гидрокрекинговыми или эстеровыми, в зависимости от класса.

В чем же преимущества таких формул? Полиизобутелен PIB [—СН2С(СН3)2—]n, предельный углеводород, относящийся, как и эстеры, к V группе базовых масел по API, бывает различной степени молекулярности (от этого зависит применение). В них используется полиизобутилен молекулярной массой менее 1000.

Основное достоинство PIB в бездымном сгорании у двухтактных двигателей. Сгорая сам, он дожигает остальные компоненты. Обладает хорошими смазывающими свойствами, значительно улучшающимися при добавке небольшой доли эстерового компонента, отменными моющими свойствами, химической инертностью, высоким индексом вязкости, низкой температурой вспышки. Последнее обстоятельство особенно важно для сохранения чистоты двухтактного двигателя: камеры сгорания, свечей, выпускного клапана, глушителя. Мотомасла на основе полиизобутилена не расслаиваются в смеси с топливом при хранении.

Рисунок №1 иллюстрирует результаты стандартного теста JASO M343-92, оценивающего чистоту выхлопной системы при использовании масел на различной основе. Наглядно видно, что продукция для двухтактных двигателей на основе полиизобутилена многократно превосходят прочие, в том числе, и эстеровые масла, которые по нагарообразованию не отличаются от простых минеральных.

Однако, чистые, без добавок, мотоциклетные масла на основе полиизобутиленов не производятся. Только с использованием добавок на основе минералки, гидрокрекингового или эстерового компонента. Это связано с незначительной нагрузкой. Смеси используются именно для повышения стойкости масляной пленки, так же, как и в случае с полиальфаолефинами в автомобильных маслах.

Читать еще:  Автомобильное одеяло для двигателя своими руками

Могут ли полиизобутиленовые масла использоваться с высокооборотных и высоконагруженных спортивных двухтактных двигателях, а не только в «гражданской» технике? Ответ на этот вопрос особенно важен для российского мотоспорта, где берегут ресурс, и где все финансирование происходит за счет средств самих спортсменов.

Ответ: могут, и опыт Liqui Moly это наглядно доказывает. На синтетических полиизобутиленовых маслах производителя выиграно несколько чемпионатов страны по картингу и мотокроссу в классе 125 ссм. Продукция для двухтактных двигателей Liqui Moly выпускаются как оригинальный продукт для компаний Bimota, Tohatsu, и уже не первый год подряд становятся брендом №1 в Германии в области мотоциклетных масел.

Подготовка смесей для двухтактных двигателей

Как готовить смеси полиизобутиленовых мотомасел с топливом? Так же, как и с прочими маслами! Полностью синтетические мотомасла для двухтактных двигателей на основе полиизобутиленов допускают смешивание в соотношении с топливом 1:100. Но только при условии, что производитель техники допускает такую концентрацию.

Общее правило: соблюдать требования производителя. Но грамотные механики рекомендуют, в зависимости от режима и погодных условий можно (и нужно!) уменьшить или увеличить концентрацию масла на 10-20%. При работе постоянно на мощностном режиме и оборотах концентрацию следует увеличивать.

Второй пример: мотокроссовые соревнования в зимний период при отрицательных температурах — уменьшаем концентрацию, в жару — увеличиваем. Эти рекомендации позволят сохранить двигатель и, в отдельных случаях, экономить на масле.

Что может двухтактный двигатель

Мой хороший знакомый, очень уважаемый мною моторист и бывший мотогонщик когда то сказал фразу о двухтактном моторе, которая мне очень запомнилась: «Жизнь двухтактного мотора как у бабочки, очень яркая, но недолгая».
Эта фраза мне вспомнилась после того как, я наткнулся на статью о гоночном двухтактном двигателе Honda-NSR500.

Ведь действительно автомобилисты редко сталкиваются с двухтактными двигателями и поэтому мало о них знают. А ведь двухтактники обладают двумя огромными преимуществами — огромная литровая мощность и очень малый вес. Эти характиристики идеально подходят для гоночных мотоциклов.
Технические характеристики HONDA NSR500.
Год выпуска: 1992
Мощность двигателя: до 200 лс при 14000 оборотов в минуту на 2000 год.
Крутящий момент: 106 н/м при 11450 оборотов в минуту
Рабочий объем: 498 куб. см.
Двухтактный, 60-градусный, 4 цилиндровый, V образный
Ширина двигателя 300 мм
Масса двигателя 45 кг
Масса мотоцикла без топлива 135 кг
Запас топлива 32 литра
Максимальная скорость более 320 км/час
Разгон до 100 около 2 сек. Сильно зависит от массы пилота и топлива.

HONDA NSR500 был самым успешным из полулитровых двухтактных Гран при мотоциклов, и зачастую наиболее опасным из всех. Это было связано главным образом из-за его двигателя V4, который был вообще самый мощным на гоночной сетке. Норов и мощность его была настолько жесткой, что лучшие гонщики мира в том числе и Валентино Росси, не всегда могли его полностью контролировать.
NSR дебютировал в 1984 году и с тех пор на этом мотоцикле за 18 лет, было выиграно 10 Гран-При в классе 500 и 130 отдельных гонок. Такой успех прежде всего связан с устройством двигателя и малым весом самого болида. Двухтактный двигатель HONDA NSR500 с одним коленвалом, без дополнительных балансиров, получился очень легким и обладал малым гироскопическим эффектом, что позволяло улучшить маневренность мотоцикла в поворотах. Огромная мощность позволяла быстро разгоняться.
Мощность двигателя постоянно росла и в 1989 году она составляла уже 190 лс а в 2000г 200 лс. Около 18 лет мотоциклы HONDA, оснащенные этим безумным двигателем состязались и выигрывали на гоночных трассах по всему миру. По сей день двигатель NSR500 является одним из самых безумных двигателей из когда либо созданных.

Получается литровая мощность 200 лс на 0,5 литра то есть 400 сил на 1 литр объема и при этом вес мотоцикла 135 кг.
Энерговооруженность не слабая 1,48 лс на 1 кг веса !

Но за все надо платить. В данном случае охренительный расход топлива (это вообще особенность двухтактных моторов обусловленная гениально простой системой газораспределения), а у гоночных моторов так тем более, и очень малый моторесурс.
Получается фраза бывалого мотогонщика очень точно отображает жизнь двухтактного двигателя — как у бабочки, очень яркая, но недолгая.

Масло для мотоцикла

  • Моторное масло для мотоцикла, как правильно выбрать
  • Когда нужно заменить масло
  • Как заменить масло
  • Характеристики масел
  • Масло для мотоцикла от компании MOTUL

Моторное масло для мотоциклов

Моторные масла для мотоциклов и автомобилей – совершенно разные масла, отличающиеся структурой и свойствами.

Специальной классификации моторные масла не имеют. Масло для мотоцикла имеет характеристики, которые отличают его от других масел. Достоинство масла для мотоцикла определяется по двум свойствам.

Читать еще:  Что сделать из двигателя от проигрывателя

Вязкость масла

Определенные типы моторных масел можно использовать только холодное время года, а другие – только в жаркое. В настоящее время производятся всесезонные масла, имеющие двойную маркировку. Как получают всесезонные масла? В основу, состоящую из простого масла, добавляют присадки, разжижающие масло. Даже при температуре ниже нуля двигатель легко запустится с таким маслом. Именно специальные присадки защищают все трущиеся детали двигателя в момент его нагревания.

Уровень качества масла

Различные свойства масла для мотоциклов и повышают его качество.

  • Масло не должно допускать сухого трения и поэтому оно должно прилипать в достаточной мере к трущимся поверхностям.
  • Масло не должно допускать заклинивания двигателя и поэтому должно быть жидким.
  • Масло должно охлаждать детали и не допускать их перегрева, чтобы не случилось деформации.
  • Масло убирает с мотора нагар и посторонние частицы, поэтому важны его моющие свойства.
  • Оно должно защищать мотор от преждевременного износа.
  • Хорошее масло не выделяет вредных выбросов в окружающую среду.

Как часто менять масло в двигателе

Опасны как излишки масла, так и его нехватка. При завышенном уровне масла может случиться гидроудар. При заниженном его уровне выйдет из строя двигатель.

Каждый производитель дает свои рекомендации по замене масла в двигателе. Общим правилом является замена масла на каждые шесть тысяч километров. Обычно это делается раз в год перед зимовкой. Так что ответ на вопрос «когда менять масло в двигателе?» вы уже знаете. В этом случае за зимнее время не образуется осадок из оставшегося мусора на внутренней поверхности двигателя.

Как заменить масло в двигателе

А масляный фильтр можно менять через раз, то есть каждые двенадцать тысяч километров.
Перед тем, как менять масло, в старое масло можно добавить разжижитель и на холостых оборотах проработать двигатель в течение 15 минут. Это поможет очистить внутреннюю поверхность двигателя, и вся грязь соберется в фильтре. И фильтр придется менять.

Процедура замены масла несложная, ее можно выполнить и самому. Заднее колесо должно быть на подставке. Откручивается заливная пробка и сливная. Масло должно стечь, для этого нужно подставить емкость. Теперь нужно открутить маслофильтр. Освобождаемся от масла и здесь. После полного освобождения от масла сливной винт можно закрутить, только с небольшим усилием.

Ставится новый маслофильтр. Заливается масло в том количестве, как указано в руководстве именно для вашего мотоцикла. Заменяете масло и в рулевом демфере.

Помните, что при постоянной эксплуатации мотоцикла в двигателе накапливаются как вода, так и продукты окисления и разложения масла. Все это ослабляет свойства масла и ухудшает работу двигателя. Поэтому выполняйте рекомендуемые мероприятия по замене масла, предписанные производителем.

Видео как заменить масло

Характеристики масел для двухтактных двигателей

Чаще всего двухтактные двигатели используются для мотоциклов и лодок. Но также их могут использовать на снегоходах и газонокосилках, пилах и фургонах.

Если в четырехтактных двигателях масло циркулирует, то в двухтактных оно вводится в топливо. В старых моделях определенное количество масла вводили в топливный бак вручную. В современных конструкциях применяют автоматическую систему дозирования. Но конструкция данных двигателей приводит к выбрасыванию большого количества свежей смеси с выхлопными газами.

Чтобы двухтактные двигатели более надежно работали, их нужно обеспечивать более качественными маслами. Такие масла должны иметь свойства против износа, обладать функциями очистки, не образовывать отложений, хорошо смешиваться с топливом, и иметь хорошую текучесть.

Масло для двухтактных двигателей на 85-98 процентов состоит из базового масла. А остальное – присадки, которые и придают ему необходимые ему свойства.

Таблица 1. Классификация API.
КлассОписание
API TAМоторные масла для двухтактных двигателей небольших мопедов, газонокосилок и другойх подобной техники.
API TBМоторные масла для маломощных двухтактных двигателей мотоциклов.
API TCМоторные масла для двухтактных двигателей, работающих на суше. Данные автомасла могут применяться в случаях, когда производитель мотора требует соответствия масла классам API TA или API TB.
API TDМоторные масла, специально разработанные для двухтактных подвесных моторов
Таблица 2. Классификация JASO.
КлассОписание
JASO FAДля двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (масла предназначены для применения в развивающихся странах).
JASO FBДля двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (минимальные требования для применения в Японии).
JASO FСДля двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло (основное масло для применения в Японии).
JASO FDДля двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с FC (наивысшие требования к 2-тактным маслам в Японии).
Таблица 3. Классификация ISO.
Критерии оценкиISO-L-EGB (вкл. JASO FB)ISO-L-EGC (вкл. JASO FC)ISO-L-EGD
Смазочные свойства>95>95>95
Дымность>45>85,2>85
Отложения в системе выпуска>45>90>90
Моющий эффект> 85 (1 ч испытаний)> 95 (1 ч испытаний)> 125 (3 ч испытаний)*
Чистота поршня> 85 (1 ч испытаний)*)> 90 (1 ч испытаний)*)> 95 (3 ч испытаний)*

Масло Motul для мотоциклов

Компания MOTUL всегда опережала и до сих пор опережает всех своих конкурентов в производстве моторных масел.

Это единственная компания, которая сама для себя производит и основу для масла, и все необходимые присадки.

Масло моторное мотюль представляется в самом широком ассортименте. Производство эстеров проходит по уникальной технологии, секреты которой компания не разглашает. На сегодняшний день эстеры – это высшая ступень технологии производства масел.

Самое главное и важное свойство масла – надежно удерживаться на рабочей поверхности. Прилипание масла называется адгезией. Так, именно это свойство наивысшее в маслах, прошедших этерификацию. Это дорогая серия масел, но и самая современная и лучшая. Для любого двигателя можно подобрать масло мотюль высочайшего качества.

Эксплуатационные характеристики моторных масел для мотоциклов.

Организация JASO (Японская организация автомобильных стандартов) устанавливает эксплуатационные характеристики, которые наиболее часто применяются к маслам для двигателей мотоциклов, поскольку Япония является экспортером мотоциклов №1 в мире.
Также применяются системы критериев TISI (Тайский институт промышленных стандартов) и API (Американский институт нефти) .

Классификация моторных масел для двухтактных двигателей мотоциклов

Организация JASO установила следующие эксплуатационные уровни моторных масел для двухтактных мотоциклов:

FA, FB, FC, FD

Различия между данными эксплуатационными уровнями:

  • моющие свойства
  • смазывающие свойства
  • токсичность выхлопных газов
  • дымность

Основной проблемой двухтактных двигателей, работающих на высоких оборотах и при экстремальных рабочих температурах, является коксуемость поршней. Для предотвращения коксуемости в данных двигателях необходимо использовать моторные масла с высокими моющими свойствами. Поэтому в 2004 году был принят новый класс моторных масел для двухтактных двигателей JASO FD . Моторные масла, отвечающие требованиям данной спецификации, обладают высокими моющими свойствами. Однако использование масел с более низкими эксплуатационными уровнем JASO FB, FC также имеет свое обоснование, поскольку на дорогах, можно увидеть не только высокоскоростные мотоциклы.

Система классификации TISI применяется , в первую очередь, в Таиланде и других странах Азии . В данной системе также определяются требования к моющим и смазывающим свойствам моторных масел, а также требования по дымности.

Эксплуатационный уровень моторных масел для двухтактных двигателей по классификации API:

ТА, ТВ, ТС

Согласно требованиям API, для определения эксплуатационного уровня, моторные масла проходят стендовые испытания на двигателях, в ходе которых определяется:

  • износ колец
  • отложения на поршне
  • отложения в камере сгорания
  • отложения на выпускных окнах

Международная система классификации моторных масел для двухтактных двигателей ISO Global system существует с 1998 года. Требования к эксплуатационным свойствам масла:

  • ISO-L-EGB идентичны требованиям JASO FB
  • ISO-L-EGС идентичны требованиям JASO FC
  • ISO-L-EGD отличается от JASO FD более жесткими требованиями к моющим свойствам масла и отложениям на юбке поршня

Классификация моторных масел для четырех тактных двигателей мотоциклов

Стандарт JASO T 903:2016 определяет эксплуатационный уровень моторных масел для четырех тактных двигателей мотоциклов в соответствии с классификацией API, а также их фрикционные свойства по четырем классам:

MA, MA1, MA2, MB

Данные четыре класса отличаются между собой требованиями к фрикционным свойствам масла, которые обеспечивают работу мокрого сцепления.

Основные параметры , определяющиеся в стандарте JASO T 9003:2016:

  • DFI (Dynamic Friction Index — Индекс динамического трения) – чувствительность сцепления и как быстро передается мощность в условиях проскальзывания
  • SFI (Static Friction Index — Индекс статического трения) – сопротивление проскальзыванию при большом крутящем моменте. Начальная сила трения при разгоне
  • STI (Stop Time Index — Индекс времени остановки) – как быстро происходит сцепление. Показатель скорости переключения передач в сцеплении

Тестируемые параметры

Эксплуатационные уровни JASO

MA

MA2

MA1

MB

DFI (Индекс динамического трения)

1,35 — 2,50

1,50 — 2,50

1,35 — 1,50

0,40 – 1,35

SFI (Индекс статического трения)

1,45 — 2,50

1,60 — 2,50

1,45 — 1,60

0,40 – 1,45

STI (Индекс времени остановки)

1,40 — 2,50

1,60 — 2,50

1,40 — 1,60

0,40 – 1,40

Несмотря на то, что в стандарте JASO T 903:2016 эксплуатационный уровень моторного масла определяется в соответствии с классификацией API, в четырехтактных двигателях мотоциклов, которые оснащены мокрым сцеплением, нельзя использовать моторные масла для бензиновых двигателей автомобилей. Связано это с тем, что в перечень испытаний по классификации API не входят испытания для определения фрикционных свойств масла, характеризующих его работу в мокром сцеплении мотоцикла.

На сегодняшний день JASO является единственной организацией, которая устанавливает все необходимые требования для моторных масел, предназначенных для четырехтактных двигателей мотоциклов с мокрым сцеплением.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector