Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателей для ракет

«У нас есть задел для создания многоразовых ракет»

В подмосковных Химках расположено предприятие по производству лучших в мире ракетных двигателей. Они поставляются на большинство российских ракет, закупаются США. К продукции подмосковного предприятия проявляют интерес Китай и Южная Корея. О перспективах международного сотрудничества и современных разработках российских специалистов в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

— Каково соотношение зарубежных и российских заказов в общем портфеле заказов предприятия?

— Сегодня зарубежные контракты обеспечивают более половины выручки, остальное — госзаказ. Основная часть выручки формируется из поставок ракетных двигателей в США — РД-180 для United Launch Alliance и РД-181 для Orbital ATK.

— Известно, что в сенате США постоянно требуют запретить использование российских двигателей. Проблем с их поставкой не возникает?

— На сегодняшний день все обязательства перед партнерами мы выполняем. У нас заключены контракты по 2019 год включительно, идет обсуждение поставок на последующие годы. С учетом цикла изготовления мы находимся в активной фазе переговоров с компаниями Orbital ATK и ULA. Это очень хороший для нас заказ, который обеспечивает финансовую устойчивость предприятия.

Один из четырех российских ракетных двигателей РД-180, изготовленный по заказу США на НПО «Энергомаш», транспортируется на тягаче в аэропорт Шереметьево

— США ведут разработку двигателей на замену российским, что будете делать, когда американские контракты закончатся?

— Есть ли жизнь после РД-180? Сегодня у предприятия достаточный объем контрактов. Это разработка РД-171МВ для новой российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и в перспективе для сверхтяжелого носителя. После летных испытаний «Союза-5» в 2022 году эта разработка должна пойти в серийное производство. Также мы изготавливаем двигатели РД-191 для «Ангары». После 2020 года ожидается рост их производства. Помимо того, мы не прекращаем поиск новых зарубежных партнеров, ведем разработки новых двигателей для перспективных средств выведения. Например, мы видим, что рынок запуска малых космических аппаратов растет большими темпами, но у нас пока нет эффективных технических решений в области сверхлегких и легких ракет-носителей. В стратегии развития госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года предусмотрена их разработка, поэтому мы ведем создание двигательных установок для подобного класса ракет.

— НПО «Энергомаш» ведет переговоры с китайской компанией «Великая стена». Что конкретно интересует КНР?

— Китай создает двигатель, близкий по своим характеристикам к российскому РД-180, поставляемому на экспорт для американских ракет Atlas 5. Интересует Китай и самый мощный в мире двигатель РД-170, использовавшийся в советской сверхтяжелой ракете «Энергия», а затем в модифицированном виде на ракетах «Зенит». Его дальнейшее развитие связано с российской ракетой среднего класса «Союз-5» и в будущем со сверхтяжелой ракетой. Китай тоже движется в сторону создания носителя сверхтяжелого класса, поэтому ему интересны наши наработки.

Американская ракета Atlas 5

Мы не первый год обсуждаем возможные направления сотрудничества. Недавно ратифицировано «Соглашение между правительствами России и Китая об охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях». Теперь у России и Китая открывается более широкое пространство для конкретных проектов.

— Обсуждается ли вопрос продажи партии российских двигателей в Китай?

— Нет, об этом речи не идет. Мы понимаем, что для КНР будет неприемлема форма взаимодействия, которую мы используем с американскими партнерами, — поставка готовых ракетных двигателей. Если сотрудничество и будет развиваться, то в области научно-исследовательских работ, обмена специалистами, консультаций в решении возникающих проблем.

— Помимо Китая к вам за консультациями по созданию метанового двигателя обращалась Южная Корея. Как вы оцениваете перспективы такого сотрудничества?

Читать еще:  Характеристика двигатель nissan z20

— В ходе прошедших недавно переговоров нам была продемонстрирована стратегия развития средств выведения Республики Корея. Здесь есть большой интерес к тематике кислородно-метанового двигателя. Корейская сторона видит решение этой задачи в сотрудничестве с Россией. О какой-либо конкретике пока говорить рано.

— А как обстоит дело с разработкой метанового двигателя по заказу «Роскосмоса»?

— Сегодня это в большей степени научно-технический задел, сам по себе, без ракеты-носителя он ценности не представляет. Мы стремимся показать государству и возможным инвесторам потенциал метанового двигателя для дальнейшего использования в многоразовых ракетных системах легкого и сверхлегкого класса. Первые результаты уже имеются — успешно проведены испытания 40-тонного двигателя, разработан эскизный проект кислородно-метанового тягой 85 т.

— Какие перспективы в области водородных технологий?

— Что касается кислородно-водородного двигателя третьей ступени для «Ангары-А5В» и перспективной ракеты сверхтяжелого класса, то пока ведется проектирование обеих ракет-носителей. Но у нас в Конструкторском бюро химавтоматики уже разработан водородный двигатель — РД-0146, модернизированная версия которого будет использована в «Ангаре-А5В» и сверхтяжелой ракете. Мы готовы начать работы в любой момент.

Ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5» во время запуска с космодрома Плесецк в Архангельской области

— В существующей внешнеполитической обстановке продолжается ли сотрудничество с Европой?

Ракетные двигатели В.П.Глушко

В.П.Глушко — основатель советского жидкостного ракетодвигателестроения. Но его первый ракетный двигатель был электрореактивный (ЭРД). Тяга в нем возникала благодаря мгновенному испарению тонких полосок металла при нагревании их электрическим током. Скорость истечения газов из таких двигателей на порядок выше, чем в двигателях с химическим топливом. В 1929-1930 годах работая в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), В.П.Глушко изготовил опытные образцы ЭРД, провел испытания и доказал их работоспособность. Но из-за малой мощности ЭРД ученый стал работать над разработкой жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Характеристики ракетного двигателя в наибольшей степени определяются характеристиками компонентов ракетного топлива (КРП), которое в нем применяется. В 1930 г. В.П.Глушко исследовал такие окислители, как азотная кислота, растворы тетроксид азота в азотной кислоте, тетранитрометан, перекись водорода, хлорная кислота. В 1931 г. предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо.

Валентин Петрович сам готовил необходимые смеси, отрабатывал технологию их изготовления и только потом передавал в лабораторию для изготовления и испытаний. Создавая конструкции ЖРД, В.П.Глушко разрабатывал агрегаты для подачи топлива различных типов — поршневые, турбонасосные и др. Многочисленные исследования многих пар КРП дали Глушко возможность сформулировать требования к ним. Исходя из требуемой эффективности ЖРД и эксплуатационных требований, он остановился на паре азотная кислота — керосин. Именно эта пара использовалась в его исследовательских ракетных двигателях (ОРМ-И — ОРМ-65).

Двигатели такого же типа он создавал во время войны для реактивных ускорителей самолетов. Это были РД-1 и другие. Для первой советской ракеты дальнего действия Р-1 (аналог Фау-2), ракет Р-2, Р-5 В.П.Глушко разрабатывает кислородно-спиртовые двигатели РД-100, РД-101, РД-103М с тягой на земле, соответственно — 26, 37, 44 тс). А для первой космической ракеты-носителя Р-7 были разработаны кислородно-керосиновые двигатели РД-107 и РД-108 (тяга на земле (в пустоте), соответственно 83/102 и 76/96 тс). Подвергнув модернизации, эти двигатели работают до сих пор .

Но процесс горения в таких двигателях был недостаточно устойчивым. Кроме того, очень сложно хранить жидкий кислород. Поэтому, разрабатывая ЖРД для боевых ракет, В.П.Глушко вновь возвращается к использованию азотистого окислителя (азотный тетроксид), а в качестве топлива — несимметричного диметилгидразина. Ракеты с такими двигателями могли храниться годами в заправленном состоянии. Вооруженные силы получили действительно боевые ракеты, пригодные для многолетнего дежурства в готовности к немедленному пуску. Но для космических ракет были необходимы мощные двигатели. В азотно-кислотных двигателях РД-253 (тяга 150/166 тс) ракеты «Протон» для повышения мощности В.П.Глушко ввел дожигание газа-окислителя. Впоследствии введение этого же процесса в кислородно-керосиновых двигателях повысило не только их мощность, но и стабильность работы. На этом принципе был создан самый мощный в мире кислородно-керосиновый двигатель РД-170 с тягой 740/806 тс для ракет «Зенит» и «Энергия».

Читать еще:  Двигатели бмв какие они

Конечно, усовершенствование ЖРД в КБ В.П.Глушка происходило не только за счет совершенствования ракетных топлив и процесса сгорания. Было обосновано и внедрено немало конструктивных наработок, в том числе — по форме и профилю сопла, охлаждения камеры сгорания, конструкции форсунок и т. Д.

Основана В.П.Глушко школа строительства ракетных двигателей и до сих пор не утратила своих позиций мирового лидера, а созданные в НПО «Энергомаш» им. В.П.Глушка двигатели США покупают для своих ракет «Атлас».

Рогозин заявил об успешном испытании мощнейшего в мире ракетного двигателя

Самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-171МВ успешно прошел первые огневые испытания, заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

«Энергомаш» сегодня провел первое полноразмерное огневое испытание самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все параметры в норме», — написал Рогозин в своем Twitter.

НПО «Энергомаш» (входит в «Роскосмос») начало изготовление разрабатывавшихся с 2017 г. двигателей РД-171МВ в 2019 г. Эти агрегаты получили неофициальное название «царь-двигатель». Их предполагается использовать на проектируемой сверхтяжелой ракете «Енисей», а также на первой ступени новой ракеты-носителя «Союз-5», которая может стать составной частью «Енисея».

Летом «Роскосмос» заявил, что до 2027 г. для «Союза-5», первый запуск которого намечен на 2023 г., планируется изготовить 20 таких двигателей.

РД-171МВ — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащенный четырьмя камерами сгорания и работающий на паре кислород-керосин. Он является доработанной и более мощной версией советских двигателей РД-170 и РД-171.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • Ведомости.Спб
    • Город
    • Экология
    • Ведомости&
    • Бизнес-регата
    • Как потратить
    • Конференции
    • Недвижимость
    • Форум

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Характеристики двигателей для ракет

    • О Фонде
    • Органы управления
      • Правление
      • Попечительский совет
      • Научно-технический совет
    • Лаборатории
    • Центры
    • Документы
    • Противодействие коррупции
    • Направления
    • Предложить проект
    • Вакансии
    • Партнеры
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Контакты
    • Пресс-центр
    • О Фонде
      • Цели и задачи
      • Органы управления
        • Генеральный директор
        • Правление
        • Попечительский совет
        • Научно-технический совет
      • Лаборатории
      • Центры
      • Документы
      • Противодействие коррупции
    • Проекты
      • Все проекты
      • Физико-технические исследования
      • Химико-биологические
        и медицинские исследования
      • Информационные исследования
    • Конкурсы
      • Все
      • Завершенные
    • Сотрудничество
      • Направления
      • Предложить проект
      • Вакансии
      • Партнеры
    • Пресс-центр
      • Новости Фонда
      • СМИ о нас
      • События
    • Контакты

        Проезд от ст. м. «Киевская»
        автобусы №7, 17, 34 до остановки
        «Патентное ведомство»

        • Цели и задачи
        • Органы управления
        • Лаборатории
        • Центры
        • Документы
        • Противодействие коррупции

        Совместный проект ФПИ и Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

        Лаборатория «Детонационные ПВРД» создана Фондом перспективных исследований в 2014 году на базе ОАО ТМКБ «Союз», которое входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», являющейся одним из крупнейших в мире разработчиков и производителей авиационных средств поражения и морского подводного оружия.

        С начала 1980-х годов ТМКБ «Союз» проводило широкомасштабные исследования путей решения проблем создания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (далее – ПВРД) для сверхзвуковых крылатых ракет и разработку ПВРД для комплекса «Москит» и ракеты Х-31. На собственных стендах, а также с участием ЦАГИ и ЦИАМ были экспериментально исследованы различные способы топливоподачи и оптимизирована геометрия камер сгорания, определена зависимость полноты сгорания от типа впрыска, геометрии проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания. В ходе работ был реализован принципиально новый способ размещения стартового двигателя.

        На предприятии обеспечен полный цикл создания двигателей для высокоскоростных летательных аппаратов (далее – ВЛА). Научный, конструкторский, производственный и испытательный потенциал позволяет не только совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования с целью создания новых типов воздушно-реактивных двигателей.

        В ходе работы лаборатории создан демонстратор детонационного воздушно-реактивного двигателя для высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА). Изучены возможности повышения тягово-экономических характеристик двигателя путем организации детонационного горения, а также способы обеспечения работоспособности конструкции двигателя в потоке продуктов сгорания углеводородного топлива в течение заданного времени путём применения композиционных материалов с требуемыми свойствами. Проведены работы по изучению возможности обеспечения сверхзвукового горения жидкого углеводородного топлива в камере сгорания ПВРД.

        Новизна данных исследований определена применением принципиально новых способов организации рабочего процесса в камере сгорания высокоскоростного прямоточного воздушно-реактивного двигателя и использованием для создания его конструкции не имеющих аналогов высокотемпературных керамоматричных композиционных материалов со специфическими свойствами. Эти материалы обладают малой плотностью и позволяют обеспечить работоспособность стенки камеры сгорания без системы охлаждения в течение заданного времени. В результате реализации проекта будет создан новый двигатель, тягово-экономические характеристики которого позволят значительно улучшить характеристики высокоскоростных летательных аппаратов. Кроме того, в ходе реализации проекта разработан ряд уникальных технологий, математических моделей и программных продуктов, которые могут быть использованы для других перспективных работ.

        В настоящее время в составе лаборатории работают десять человек. Это ведущие сотрудники конструкторского бюро ОАО ТМКБ «Союз», которые имеют уникальный опыт расчетов и разработки конструкций ПВРД, а также проведения научно-исследовательских работ в области создания прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

        голоса
        Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector