Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателя автомобиля запорожец

Запорожец (автомобиль)

«Запоро́жец» (укр. «Запорожець» ; экспортные обозначения для стран Западной Европы — Jalta, Eliette и ZAZ) — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»).

Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:

  • В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;
  • В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.

Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона.

Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (санитарный колёсный транспортёр переднего края, ЛуАЗ-967). К этому же семейству относились и «гражданские» вездеходы марки «ЛуАЗ» — различные модификации ЛуАЗ-969.

Содержание

  • 1 ЗАЗ-964/ 965А
  • 2 ЗАЗ-956/ 968/ 968А/ 968рб
  • 3 Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette
  • 4 В культуре
  • 5 Юбилей
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

ЗАЗ-964/ 965А [ править | править код ]

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год.

Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.

Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми ветровым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.

Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см 3 ) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.

ЗАЗ-956/ 968/ 968А/ 968рб [ править | править код ]

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу. В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год. До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с. От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями. Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

Экспортные варианты: Yalta / Jalta, Eliette [ править | править код ]

Наряду с базовыми модификациями автомобилей ЗАЗ-965, ЗАЗ-965А, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э, ЗАЗ-968АЭ и ЗАЗ-968МЭ. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков [ источник не указан 847 дней ] . Имели по сравнению с базовыми моделями улучшенные потребительские качества. Например, модели «965Э» и «965АЭ» отличались от «965» и «965А» улучшенной шумоизоляцией, наличием слева наружного зеркала заднего вида, пепельницей, радиоприёмником, накладками по бокам автомобиля и нижней кромке багажника. Модель «968МЭ» отличались от «968М» двухкамерным карбюратором ДААЗ 2101-20 и воздушным фильтром сухого типа.

Читать еще:  Двигатель в сборе это как

ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

В культуре [ править | править код ]

ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А были прозваны «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневиком» [1] , ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А — «ушастым» или «чебурашкой» [2] за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М — «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.

В постсоветские времена появилось множество анекдотов о различных ДТП с участием водителя «Запорожца» и «новым русским» на «600-м Мерседесе» [3] .

Упоминания о марке «Запорожец» можно встретить в песнях Богдана Титомира, Тимура Шаова, группы «Красная плесень», певицы Монеточки. «Запорожец» играет важную роль в сюжете комедийных фильмов «Три плюс два», Не послать ли нам… гонца? и «Хочу в тюрьму» и в других.

Юбилей [ править | править код ]

С 15 по 16 июля 2016 года в Запорожье прошёл 8-й международный слёт владельцев автомобилей «Запорожец», который был приурочен к 50-летию начала выпуска ЗАЗ-966. 16 июля 2016 года «Запорожцы» организованной колонной проехались по городу, после чего сделали остановку на центральной площади, где из автомобилей была построена фигура ЗАЗ — 50. В слёте принимали участие более 50 автомобилей любителей и поклонников «Запорожцев» со всей Украины, а также представители Белоруссии, Германии и Польши. Старейшей моделью на слёте была модель 1959 года выпуска [4] .

См. также [ править | править код ]

  • Trabant
  • Wartburg

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Словарь русского арго
  2. Жевачевский В.Наш самый старый «чебурашка» круче машины Путина (рус.) (недоступная ссылка — история ) . «Комсомольская правда»-Украина» (21 июля 2006). Дата обращения: 24 августа 2009. (недоступная ссылка)
  3. ↑ Образ «новых русских» в современном фольклоре // Народная культура Сибири. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 197—202.
  4. ↑Запорожье наводнили ушастые «Запорожцы» с Украины, России и Беларуси (фото), — timez.com.ua, 2016-07-18

Литература [ править | править код ]

Фучаджи, К. С., Стрюк, Н. Н. Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». — 2-е изд., перераб и доп. — М. : Транспорт, 1986. — 352 с. — ISBN 5-277-00139-5.

Быстрый ответ: Какой расход бензина у запорожца?

Расход топлива ЗАЗ Запорожец составляет от 5.5 до 5.9 л на 100 км. ЗАЗ Запорожец выпускается со следующими типами топлива: Бензин А-76, Бензин АИ-93.

Где делали машину запорожец?

22 ноября 1960 года с конвейера сошел первый ЗАЗ-965, выпускавшийся на заводе «Коммунар» в городе Запорожье. Культовый «Запорожец» сейчас — музейный экспонат, а в советские годы — желанный семейный транспорт.

Какая максимальная скорость у запорожца?

ЗАЗ-968А оснащается 1,2-литровым двигателем МеМЗ-968 мощностью 41 л. с. Мотор расходует в среднем всего 6 литров на 100 км при скорости 80 км/ч. До «сотни» «Запорожец» разгоняется за долгие 32 секунды, максимальная скорость составляет оптимистичные 118 км/ч.

Какой двигатель ставили на запорожец?

На ЗАЗ-968М устанавливались три двигателя МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ и МеМЗ-968БЭ. Для всех трёх двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ — 968ГЭ (45 л.

Сколько нужно масла в двигатель заз 968м?

Какая фирма производила запорожцы?

1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» в Запорожье сошел первый автомобиль ЗАЗ-965, знаменитый «Запорожец». За десятилетия после этого возникло новое название завода, появлялись новые модели, а в 90-х и вовсе было прекращено производство «Запорожцев».

Кто выпускал автомобиль запорожец?

«Запорожець»; экспортные обозначения для стран Западной Европы — Jalta, Eliette и ZAZ) — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960—1994 годах входивший в производственное …

Сколько километров в час едет Запорожец?

Согласно техническим характеристикам, максимальная скорость ЗАЗ-968 составляет 118 км/ч. Разгон до сотни составляет долгих 38 секунд. Любитель украинских раритетов из Литвы спустя 35 лет после выпуска машины разогнал «Запорожец» почти до максималки – 115 км/ч.

Сколько весит двигатель от Запорожца?

Вес основных агрегатов ЗАЗ-968М Двигатель в сборе со сцеплением и прочим оборудованием – 105 кг; Коробка передач (к.

Сколько кубов у запорожца?

ЗАЗ-968, 1 поколение (1966) — технические характеристики

АвтомобильЗАЗ-968
Рабочий объем, куб. см.11981198
Максимальная мощность, л. с. (кВт) / об/мин40 / 440041 / 4200-4000
Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин76 / 290076 / 2700-2900
Коробка передачмеханическая, 4-ступенчатая

Как раньше называли Запорожец?

«Горбатый» и «ушастый»

Каждая новая модель «Запорожца» имела своё прозвище — ЗАЗ-965 называли «горбатым», ЗАЗ-966 — «ушастым», ЗАЗ-968 — «мыльницей», а инвалидный ЗАЗ-965Б окрестили «инвалидкой». В 1961 году Никита Хрущёв в ходе очередного съезда ЦК КПСС обозвал 965-ю модель «консервной банкой».

Какой вес у запорожца?

Технические характеристики ЗАЗ-968М «Запорожец» ‘1979–94

ЗАЗ-968М «Запорожец» ‘1979–94
стандарт185 мм
масса
снаряженная840 кг
полная1 160 кг

Какой объем двигателя запорожец?

Объем двигателя ЗАЗ Запорожец составляет от 0.7 до 1.2 л. Мощность двигателей ЗАЗ Запорожец от

Какое масло лучше заливать в двигатель заз 968м?

Оптимально для двигателя ЗАз заливать полусинтетическое моторное масло с вязкостью 10W40.

Сколько масла в коробке Заз 968?

В коробку передач 968-го запорожца можно залить любое трансмиссионное масло, обычно льют минеральное с вязкостью 80W90, 85W90. Также можно залить полусинтетическое. Объем для заправки в картер КПП — 1.5 литра.

Читать еще:  Хорошо когда новый двигатель

Какое масло лучше заливать в луаз?

рекомендуется заливать полусинтетическое моторное масло 10W40, а также некоторые владельцы заливают синтетическое 5W30. Наиболее популярным вариантом считается — 10W40. По объему — 3,75 литра жидкости идет в ДВС. Интервал замены — каждые 5-8 тысяч км пробега.

«Запорожец» ЗАЗ-966В: своими ушами

Кажется, совсем недавно во дворах, теперь забитых нарядными разномастными иномарками, стояло всего несколько (у дома моего детства — два!) частных автомобиля. Один из них — почти всегда «Запорожец». Конечно, 966-й вызывал меньше сарказма, нежели его предшественник — «горбатый». Но и над ним посмеивались: дверей всего две, мотор — в багажнике, а хрюкает так, что ранним утром будит даже крепко спящего школьника.

Кстати, эти школьники обожали похулиганить — засунуть что-то в «уши» соседскому «Запорожцу», и делали это регулярно. В легкой иронии «безлошадных» по отношению к владельцам «ушастых» скрывалась и зависть. Особенно, когда семья счастливого обладателя украинской малолитражки, деловито загрузив и навьючив (багажник на крыше — почти обязательный атрибут) ее скарбом, пыхнув дымком из выхлопной трубы, гордо выезжал со двора — на дачу, а то и в отпуск в дальние края, к морю!

Ну, а для многих «зазик» стал единственным доступным средством передвижения. К машинам с треугольником Р (ручное управление) на стекле даже мальчишки относились с уважением. Тем более, что в мае многие из их владельцев появлялись во дворе с медалями и орденами на праздничных пиджаках.

От ускорения до замедления

Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным.

Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля. Но главное — новый трехобъемный кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.

Стране (по крайней мере, многим ее гражданам), стремящейся в космос, строящей жилья больше всех в мире, неуклонно догоняющей США, кругленький «горбун», выросший из Fiat, казался унизительно архаичным. Чтобы придать «Запорожцу» вид совсем взрослый, на серийные машины водрузили по-детски нарядную и такую же наивную хромированную решетку несуществующего радиатора. Позднее на модели 968 вернулись к более логичному декору, близкому, кстати, к тому, что был на ранних прототипах. Дизайн 966-го — бесконечный повод для споров и изысканий. Как правило, говорят о заимствовании у немецкого «NSU-Принц 4». Машины действительно поразительно похожи, но NSU стартовал в 1961-м, когда запорожские прототипы уже ездили. Увидели где-то еще не серийного «немца» и успели срисовать? Те из создателей 966-го, с кем посчастливилось общаться, вспоминали американский заднемоторный Chevrolet Corvair, дебютировавший осенью 1959-го и вскоре попавший в НАМИ.

На «американца» очень похожи обе малолитражки, что немецкая, что советская. Кстати, Chevrolet служил и примером организации охлаждения двигателя. Кузовщики и мотористы постоянно спорили — кто виноват в том, что мотор «Запорожца» работал порой с предельными температурами масла?

Опытный ЗАЗ-966 показали на ВДНХ еще в ноябре 1961-го, но серийное производство освоили лишь в 1967-м. В общем-то, на дворе была уже другая эпоха. В которую «ушастый» «Запорожец» вполне вписался.Метры, литры, километры

Он отчасти напоминает жилье второй половины 1960-х. Уже не хрущевки — вроде и фасад понарядней, и квартира чуть побольше. В ней — с трудом приобретенная импортная стенка и люстра с признаками семейного достатка, но в коридоре и кухне домочадцы все так же трутся выпуклостями, а водопроводные краны гудят и подтекают, как прежде.

Справедливости ради: на передних сиденьях «Запорожца» вполне удобно даже высоким. Ноги вытянуты (мешает лишь ниша колеса слева), руль и рычаг коробки передач под рукой. Сидишь, правда, непривычно низко, что поначалу вызывает чувство некой незащищенности.

Сзади, конечно, простор не царский, да и залезать через коротенькую дверь — та еще физкультура. Но все это можно терпеть, если дело происходит 40 лет назад, а семья едет на своей машине на дачу! Пусть и не самую, мягко говоря, просторную, но тоже — свою!

Конечно, «зазик» не победил бы на конкурсе самых тихих автомобилей. Мотор сообщает о своей деятельности и окружающим, и пассажирам, особенно задним. Впрочем, это тоже не большая беда для самого скромного автомобиля того времени с мотором-воздушником.

Зато в «Запорожце» есть эффективная автономная печка, быстро прогревающая салон. Правда, очень капризная. К тому же, ездивших на ЗАЗах зимой было очень немного. А те, кто на это отваживался, часами обсуждали в служебных курилках, при какой температуре удается возбудить мотор. О летней же эксплуатации шутили: «Под гору — 100, в гору — 120». Это о температуре масла. Опытные владельцы отчасти решали эту проблему грамотными регулировками и очисткой ребер охлаждения. А «уши», через которые к двигателю поступал живительный воздух, имели еще одну особенность, знакомую заядлым курильщикам. На ходу залихватски выброшенный в окно окурок часто попадал именно в них.

30-сильный мотор, конечно, не рассчитан на спортивное ускорение. Но везет не сильно загруженную машинку старательно и, в общем-то, прилично. Правда, то, что происходит после 60 км/ч, ускорением можно назвать столь же условно, как и одноименное течение в стране во второй половине 1980-х. Тормоза — сродни ускорению. Лучше все делать заранее и плавно, иначе малыш взбрыкнет, а водителю понадобятся навыки сохранения прямолинейного движения. Это, впрочем, особенность не только «Запорожца», но и многих его ровесников.

Читать еще:  Двигатель автомобиль лада калина схема

Полностью независимые подвески (спереди — торсионная, а-ля «Фольксваген-Жук», сзади — пружины) и высокие шины обеспечивают вполне приличный комфорт. Что касается управляемости, она, опять-таки, вовсе не хуже, нежели у большинства одноклассников того времени. Хотя к упражнениям в скоростном маневрировании машина относится предельно флегматично. Но в обычной, неторопливой жизни «ушастик» и сегодня не утомляет. Ну а типичному владельцу куда важнее была приличная проходимость. Ведущие колеса хорошо загружены, днище почти ровное, а паспортный дорожный просвет — 190 мм. Ау, современные «универсальные» кроссоверы!

Мы с сереньким «ушастиком» 1970 года рождения относимся друг к другу дружелюбно. Я его не мучаю — стараюсь делать все плавно и аккуратно, а он старательно катает меня по местам, где он ездил молодым, а я ходил юным.

Слышать, видеть, помнить

Наконец-то в 1967-м первые счастливые покупатели получили совсем другой «Запорожец». Год был юбилейный — полвека советской власти. На проспекте Калинина (нынче — Новый Арбат) соорудили невиданное чудо техники — огромный экран, на котором вечером высвечивались празднично-патриотичные композиции. С выставки Экспо-67 из Монреаля привезли советский павильон ультрасовременной архитектуры. Его водрузили в районе ВДНХ за спинами «Рабочего и колхозницы». Толпы стояли в очередях за билетами на «Неуловимых мстителей» и сочувствовали Юрию Деточкину, угонявшему «волги» у спекулянтов. Но все единогласно радовались введению пятидневной рабочей недели. Дополнительный выходной — возможность продлить общение с природой, например, с помощью собственного «Запорожца»!

Пока хозяйка возится в огороде, хозяин обязательно уделит внимание любимцу. Минимум, помоет и протрет. А может, и подрегулирует зажигание, клапаны, прочистит карбюратор или даже проинспектирует тормозные колодки…

Серому «ушастику» довелось дожить до наших дней в очень приличном состоянии, даже без реставрации. А ведь многие «зазики» давно закончили век на задворках гаражей или в тех самых дворах, где, кажется, так недавно мальчишки смотрели на новенькие 966-е с усмешкой, скрывающей зависть.

Слова — народные

Серийное производство ЗАЗ-966 начали в 1967 году. Версию 966В оснащали знакомым по ЗАЗ-965 двигателем объемом 0,9 л; его мощность выросла с 27 до 30 л.с. В 1968-м начали производство ЗАЗ-966 с 1,2-литровым 40-сильным мотором. Модель 966 выпускали до 1972 года, с конвейера ее постепенно вытеснил ЗАЗ-968. На базе 966-го делали несколько модификаций для инвалидов.

Редакция благодарит Игоря Руженцева за предоставленный автомобиль, директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества А.А. Шашкова, заместителя директора МГДД(Ю)Т В.Н. Костина и заведующую сектором информационного обеспеченияи взаимодействия со СМИ Н.И. Чистякову за помощь в организации съемки.

Горбатый с горы: легендарному «Запорожцу» — 60

Ровно 60 лет назад началось производство «Запорожца» ЗАЗ-965. Крохотный автомобиль с мотором сзади был самым доступным на тот момент, но при этом не стал массовым. Что ему помешало и каково ездить на «горбатом» сейчас, рассказывают «Известия».

Самый тихий автомобиль

В СССР был такой анекдот: «Какой самый тихий советский автомобиль?» — «Запорожец», потому что сидишь, зажав коленями уши». Честно говоря, ожидалось, что героя этого теста доведется услышать раньше, чем он выедет из-за поворота. Но нет — двигатель лихо подкатившей машины тарахтел на удивление негромко. «Всё дело в регулировке», — объясняет владелец машины Михаил, — и обслуживать мотор удобно: открутил панель сзади и сиди, занимайся».

Габариты автомобиля: 3330×1395×1450 мм. Колесная база — 2023 мм. Клиренс — 175 мм

То, что правильное обслуживание «Запорожца» творит чудеса, корреспондент «Известий» убедился несколькими днями раньше, когда продолжительное время ехал по Каширскому шоссе с несколькими «горбатыми». Машины ехали достаточно быстро, в тот момент я не знал, что они возвращались в Москву из Липецка, где у владельцев 965-х был слет. Был там и Михаил со своим автомобилем, а это на минуточку более 400 км в один конец.

Этот ЗАЗ-965А — поздняя модель 1968 года — всё еще едет бодро, но повидал многое: кузов и бамперы во вмятинах, одна из дверей топорщится в проеме. Родная краска потускнела и кое-где подкрашена кисточкой. На переднем крыле дыра, а на заднем — приклепана заплата, кажется, из кровельного железа. Это тот самый случай, когда шрамы — украшают.

Они помогают представить, какая всё же нелегкая жизнь была у автомобилей того времени. Это сейчас машину меняют каждые три-пять лет. Раньше на них могли ездить десятилетиями, передавая детям и иногда, если четырехколесное сокровище окончательно не развалится, даже внукам. Если «хрущевки» — массовые, без излишеств, дома должны были решить жилищный вопрос, то разрабатывавшийся в конце 1950-х микролитражный «Запорожец» должен был решить вопрос автомобильный.

«По сути, это был первый доступный автомобиль в СССР, который стоил 1800 рублей, дешевле любой другой модели. С «Запорожца» начались автопутешествия. Помните фильм «Три плюс два», где две девушки едут на нем в Крым», — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Между тем ЗАЗ-965 массовым не стал — за девять лет выпустили 300 с небольшим тысяч машин. Завод «Коммунар» в Запорожье специализировался на выпуске комбайнов и осваивал новую продукцию долго. Весь 1961-й год машины делали небольшими партиями, поэтому одни считают датой старта производства 1 октября, когда был собран первый «Запорожец», другие — 22 ноября, когда была изготовлена первая крупная партия машин.

Творческий подход к копированию

В любом случае конвейер полноценно заработал только в 1962 году. Да и сходившая с него микролитражка оказалась не без изъянов. По сути, первый «Запорожец» пал жертвой взаимоисключающих требований. За основу взяли популярный в Европе Fiat 600, кое-что решили позаимствовать у «Фольксвагена «Жук», однако купленные для испытаний иномарки на типично русских дорогах рассыпались. В итоге отечественный «Фиат» поставили на более крупные колеса, придав ему, как бы сейчас сказали, черты «псевдокроссовера».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector