Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателя танка т34

Танк Т-34-85

Обозначение Т-34-85 носило последнее поколение «тридцатьчетверки». Это был танк последнего года войны и послевоенного времени. Число 85 обозначало новый увеличенный калибр орудия. Место 76-мм орудий прежних выпусков заняла новая 85-мм пушка Д-5Т или ЗИС-С-53. Сразу отметим, что марка ЗИС обозначала «Завод имени Сталина», но к знаменитому московскому автозаводу никакого отношения не имела. Совсем другой завод с тем же именем, расположенный в подмосковных Подлипках (в наше время город Королев), выпускал артиллерийские орудия, разработанные в СКБ-38 (позднее ЦАКБ), которым руководил знаменитый конструктор В.А. Грабин. Новое орудие главного калибра позволяло экипажу «тридцатьчетверки» поразить цель на расстоянии до 1,5-2 километров. В радиусе километра от танка снаряд, выпущенный из Д-5Т или ЗИС-С-53, пробивал броню толщиной до 100 мм. Подкалиберный снаряд справлялся с броней до 138 мм, но только на расстоянии максимум полкилометра. Такие параметры закладывались в техническое задание, сформулированное на основе опыта, приобретенного во время Курской битвы, Орловской наступательной операции, боев за Прохорвку – крупнейших танковых сражений войны. Советским танкистам пришлось выдержать тяжелые бои с «Тиграми», «Пантерами», самоходными орудиями «Фердинанд», поэтому они нуждались в танке с более мощным вооружением.

Танки с пушкой Д-5Т отличались от машин с пушкой ЗИС-С-53, прежде всего, маской пушки: у первых она была уже. Вместо прицела ТШ-15 (телескопический, шарнирный) на Т-34 с пушкой Д-5Т стоял прицел ТШ-16. Танки с пушкой ЗИС-С-53 имели электропривод поворота башни, которым мог управлять как командира танка, так и наводчик.

Для более мощной пушки танку потребовалась усиленная башня. Т-34-85 отличался от своих предшественников полностью новой литой башней. Для нее понадобилось делать новую опору – более крепкий погон. Таким образом, корпус Т-34-85 отличался от корпуса Т-34-76 верхним подбашенным листом.

Новая большая башня позволила увеличить экипаж на одного человека. Механик-водитель, сидящий справа от него пулеметчик-радист и находившийся справа в башне заряжающий остались на своих местах. А вот командира экипажа удалось освободить от обязанностей наводчика. Эту роль возложили на появившегося в машине пятого бойца. Теперь командир мог полностью сосредоточится на основных обязанностях: наблюдать за местностью, выявлять цели, уничтожать их из пушки и пулемета.

Улучшить условия для экипажа были призваны мощные вентиляторы. Они находились в видимых снаружи характерных «грибках» на башне. У орудий того времени еще не было эжекторов, и стреляные гильзы наполняли внутренность танка токсичными газами, от которых угорали многие танкисты. Экипажи старались поскорее выбросить гильзу из танка. Вентиляторы, появившиеся на Т-34-85, позволили эффективно бороться с концентрацией вредных газов. У танков, которые выпускало в Горьком «Красное Сормово» (оно же завод №112), грибки располагались иначе, чем у машин уральских заводов. У Т-34-85 послевоенного выпуска вместо двухстворчатого люка командирской башенки устанавливали новый одностворчатый.

Двигатель, силовая передача и ходовая часть «тридцатьчетверки» остались практически неизменными. Еще во времена Т-34-76 в 1943 году у танка появилась пятиступенчатая коробка передач вместо четырехступенчатой. Тогда же в 1943 году под руководством Главного конструктора А.А. Морозова были стандартизированы узлы танков Т-34, выпускаемых разными заводами.

Модель Т-34-85 считается «моделью 1943 года». Осенние и зимние месяцы ушли на проектирование нового вооружения для Т-34 совместными усилиями артиллерийских и танковых конструкторов. Первую машину новой модели собрали на «Красном Сормове» 31 декабря 1943 года. В январе и феврале новые машины выпускали только в Горьком, причем понемногу – всего 100 машин за два месяца. И лишь в марте 1944 года их производство освоило головное предприятие №183 – «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. А летом Т-34-85 пошел в серию и на заводе №174 в Омске. Самыми массовыми были нижнетагильские танки – их в 1944-1945 строили примерно по 720-730 в месяц. На втором месте шли сормовские – месячная производительность завода составляла примерно по 315 машин. Наконец, в Омске выпуск «тридцатьчетверок» держался на скромном уровне 150-200 машин каждый месяц. Массовость производства и разница в технологиях на разных заводах определяла различную себестоимость танков. В 1945 году нижнетагильский Т-34-85 стоил 136 800 рублей, горьковский – 173 тысячи рублей, омский – 170 тысяч рублей.

Официально танки Т-34-85 выпускали до 1946 года. Но пришедший им на смену новый танк Т-54 был еще практически не готов к производству. Чтобы перевести заводы на его выпуск, модернизировать оснастку потребовался целый год. Все это время в Нижнем Тагиле, Челябинске и Горьком из запаса комплектующих собирали «тридцатьчетверки», поэтому их выпуск завершился только в 1947-м. Лицензии на производство Т-34-85 были переданы братским социалистическим странам – Польше и Чехословакии, где их модернизированные варианты производили в 50-е годы.

Хотя поздние «тридцатьчетверки» с 85-мм вооружением предстали перед всей Европой в последний год войны, а потом участвовали в послевоенных конфликтах, до 1958 года Т-34-85 официально оставался секретным танком. Лишь после снятия грифа старые танки начали устанавливать на постаменты в качестве памятников. Чаще всего, для этого использовали Т-34-85, так как их сохранилось намного больше, чем Т-34-76. Также именно поздние «восемьдесят пятые» обычно снимались в художественных фильмах о войне.

Читать еще:  Шевроле лачетти хэтчбек схема двигателя

Но Т-34-85 и в послевоенные десятилетия нередко использовался по прямому назначению во время различных вооруженных конфликтов, ведь он состоял на вооружении стран-участниц Варшавского договора, а также Албании, Анголы, Конго, Кубы, Вьетнама, Китая, Северной Кореи, Монголии, Египта, Гвинеи, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Мали, Сирии, Финляндии, Югославии. Например, во время ближневосточных войн, начавшихся в 1967 году, арабские войска сражались против Израиля на чешских Т-34. «Тридцатьчетверки» в начале 50-х участвовали в Корейской, а в 60-70-е – во Вьетнамской войне. Последние случаи массового применения Т-34-85 отмечены во время гражданской войны в Югославии в 1990-е годы. Интересно, что у себя на родине Т-34-85 был окончательно снят с вооружения уже не в Советской а в Российской армии. Соответствующий указ вышел в сентябре 1997 года, то есть после первой войны в Чечне.

Техническая характеристика

Средний танк Т-34-76

Т-34 – советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком Красной Армии до 1944 года, когда на смену ему пришел танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.

Опыт применения советской бронетехники на полях гражданской войны в Испании показал необходимость создания нового танка – быстроходного, но при этом хорошо бронированного. В 1937 году на Харьковском паровозостроительном заводе было создано конструкторское бюро под руководством талантливых инженеров М. И. Кошкина и А. А. Морозова. В основу конструкции разрабатываемого Т-34 легли наиболее удачные узлы и механизмы советских опытных танков А-32, А-20, БТ-СВ. Весной 1940 года после трехлетнего напряженного труда конструкторов и всего коллектива ХПЗ средний танк Т-34 успешно прошел государственные испытания и был принят на вооружение.

Успешность проекта была предопределена применением новейшего дизель-мотора авиационного типа В-2, благодаря которому, при хорошем противоснарядном бронировании, танк Т-34 имел необычайно высокую удельную мощность. Это обеспечило в течение всей Второй мировой войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, маневренности и подвижности, а также весовой резерв для дальнейшей модернизации. Танк Т-34 имел по меркам 1940-го года очень мощное вооружение – 76-мм пушку. В своем классе средних танков по бронезащите и вооружению танк был лучшим в мире.

В то же время в боях 1941 года выявлялись его недостатки. Одним из них была тесная двухместная башня с недостаточной обзорностью. C 1942 года на Т-34 появляется башня улучшенной формы, отличавшаяся большей шириной, меньшим наклоном броневых листов. Из-за характерной формы такие башни были известны как «шестигранные» или «башни-гайки». Еще одним существенным изменением стало введение в 1943 году командирской башенки. Именно такую надстройку цилиндрической формы, улучшавшую обзорность из танка для командира, можно видеть на крыше башни нашей машины. В Т-34 командир танка также выполнял функции наводчика, в такой ситуации эффективность командира машины, как руководителя боем, была недостаточной. В поздней модификации Т-34-85 башня танка была увеличена, и в экипаже появился дополнительный член – командир орудия. В этих машинах командир танка только руководил боем. Большинство Т-34, выпущенных в 1940–1941 годах, не имели радиосвязи, что существенно снижало боевые возможности танковых подразделений. Не хватало радиостанций и ими оснащались только машины командиров подразделений и лишь небольшая часть линейных танков. В дальнейшем ситуация с выпуском радиостанций постепенно улучшилась, но окончательно к полной радиофикации танков смогли перейти только в 1944 году во время выпуска Т-34-85.

Первые «тридцатьчетверки» стали поступать в войска в конце осени 1940 года, в 1940 году промышленность СССР выпустила только 117 танков. К 22 июня 1941 года в Красной Армии было 1066 танков Т-34. Танки для армии были новыми, и экипажей, освоивших в совершенстве новую технику, почти не было. Танк считался сверхсекретным, и для сохранения технических характеристик в тайне большинство экипажей обучались и тренировались на неходовых макетах. Это привело к тому, что к 22 июня 1941 года в основном экипажи плохо знали материальную часть и не имели опыта реальной эксплуатации Т-34.

После Битвы за Москву Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков вместе взятых. Танков Т-34 с 76-мм пушкой было выпущено 35 467 штук. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта. Особенно значительной была роль этих танков в Сталинградской битве, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки уходили прямо на фронт.

С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развернуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири. Ведущим заводом по производству и модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183 в Нижнем Тагиле (сейчас «Уралвагонзавод»). «Тридцатьчетверка» именно этого завода представлена на бронетанковой площадке нашего музея.

1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, ценой больших жертв удалось остановить немецкое наступление. Но стало ясно, что модернизированные немецкие танки Т-4 и штурмовые орудия, имевшие усиленную лобовую броню, стали малоуязвимы для 76-мм пушки Т-34. Появление мощно вооруженных и хорошо бронированных тяжелых танков «Тигр» и «Пантера» требовало срочной модернизации «тридцатьчетверки», необходимо было усилить вооружение и бронирование Т-34. С марта начала 1944 года начинается выпуск завершающей модификацией танка – Т-34-85. Новая просторная трехместная орудийная башня и мощная 85-мм пушка, сочетание ряда конструктивных доработок и появление пятого человека в экипаже (наводчика орудия) значительно повысили боевую эффективность Т-34-85. Этот танк будет заслуженно величаться Танком Победы.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя вольво 440

Т-34 – танк, оказавший огромное влияние на исход войны, и один из самых узнаваемых символов Великой Отечественной.

На танке Т-34-76, представленном в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машине 4-го гвардейского танкового корпуса во время Львовско-Сандомирской операции в июле 1944 года.

Технические характеристики Т-34 выпуска 1943 года:

Боевая масса: 28,2–30,9 т

Экипаж 4 человека: командир, механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий.

Размеры
Длина с пушкой вперед:5920 мм
Ширина корпуса:3000 мм
Высота:2520 мм
Клиренс:400 мм

Вооружение:
76-мм нарезная пушка Ф-34 образца 1940 г. Боекомплект пушки 100 снарядов.
Два 7,62-мм пулемета ДТ.

Танк Т-34 76

Танк Т-34 76 по праву считается одним из лучших танков Второй мировой, вобравшим в себя все лучшие качества этих боевых машин. Он был признан лучшим для своего времени не только советскими военными, но даже их противниками, которые непосредственно сталкивались с этим танком в боевых условиях.

  1. Из истории танка Т-34
  2. Разработка Т-34 76
  3. Устройство танка
  4. Корпус
  5. Башня
  6. Пушки
  7. Ходовая часть
  8. Двигатель
  9. Подъем танка Т-34 76
  10. Видео: танк Т-34 76 в действии

Из истории танка Т-34

Немецкие танкисты в сорок первом году не могли ничего противопоставить танку Т-34 76 с его отменной броней и серьезной огневой мощью. Помимо оптимальных характеристик для военного времени, танк отличался достаточно простой конструкцией, высокой технологичностью и приспособленностью к ведению боя в различных условиях. Танк с легкостью ремонтировался в полевых условиях, что несомненно стало его огромным плюсом. До появления на вооружении Германии «Тигров», “Пантер” и “Фердинандов” советский Т-34 был смертельной угрозой для немцев. Т-34 вступал в тяжелейшие бои и зачастую выходил из них победителем.

Разработка Т-34 76

Спроектировали и собрали Т-34 в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. Занималось им не только знаменитое конструкторское бюро М.И. Кошкина, в работе участвовало также КБ Адольфа Дика. Технический проект в этом бюро подготовили с опозданием на целый месяц, из-за чего А. Дик был арестован. В итоге ответственным за проект стал только М. Кошкин. В процессе работ конструкторы создали два варианта движителей танка: колесно-гусеничный и гусеничный, в итоге предпочтение отдали второму. В марте сорокового года два образца нового танка доставили на Ивановскую площадь Кремля, чтобы продемонстрировать его военной комиссии и правительству. Стоит отметить, что для этого новые боевые машины своим ходом преодолели целых 750 километров от Харькова и до Москвы, двигаясь они по бездорожью, и тем самым показав отличную проходимость. В конце марта танки начала выпускать советская промышленность.

К началу Великой Отечественной войны танк Т-34 был лучшей в мире машиной, подвижной, несложной в производстве, с противоснарядной броней и мощной 76 миллиметровой пушкой, способной пробить любой немецкий танк образца сорок первого года. 37-миллиметровые пушки немцев были практически бессильны против “тридцатьчетверки”. С 1941 года для Вермахта начали выпускать “Panzer III”, большая часть которых была оснащена 50 миллиметровой пушкой, уже более эффективной против брони Т 34. Но пробитие обеспечивалось на расстоянии был не более шестисот метров, и только если стреляли подкалиберным снарядом, а вот пушка Т-34 могла пробить броню ранних модификаций “Panzer III” с двух тысяч метров. Позднее появились модификации Panzer с 60 и 50 миллиметрами брони, но ее Т-34 пробивал бронебойными снарядами с расстояния в полторы тысячи метров. Даже более поздние и укрепленные модели “Panzer III” Ausf.M и Ausf.L с 70-миллиметровой броней могли быть пробиты “тридцатьчетверкой” с расстояния в пятьсот метров.

Стоит отметь и 45 миллиметровую броню Т-34, которая благодаря своей наклонной конструкции нередко провоцировала рикошеты при обстреле с дальних дистанций, что сильно затрудняло борьбу с этим танком. Но у Т-34 были и недостатки – плохой обзор и не очень надежная трансмиссия. Кроме того, боевое отделение было достаточно тесным и сильно стесняло работу экипажа.

Устройство танка

Сначала о Т-34 76 в общих чертах:

  • Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
  • Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
  • Мощность двигателя – 500 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость – 55 километров в час;
  • Экипаж – четыре человека;
  • Было выпущено около 20 000 штук.

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа – боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Читать еще:  Двигатель up170 ремонт своими руками

Башня

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа – люк вентиляции.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.

Ходовая часть

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь – мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков. Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 – это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Подъем танка Т-34 76

Видео: танк Т-34 76 в действии

Средний танк Т-34-85

Боевая масса32 т
ДвигательV-образный, четырехтактный, 12-цилиндровый жидкостного охлаждения дизель В-2-34М
Максимальная мощность500 л/с
Максимальная скорость55 км/ч
Запас хода420 км
Бронирование
корпус45 мм
башня90 мм
Экипаж5 человек
Вооружение
пушка85-мм ЗИС-С-53
пулемет2 х 7,62 мм ДТ
Боекомплект
выстрелов56 шт.
патронов1920 шт.
Средства связирадиостанция 9РС, танковое переговорное устройство ТПУ-3бисФ

Описание:

T-34 — средний танк, самый массовый танк Второй мировой войны. Выпускался серийно с 1940 года.

T-34-85 — создан на базе танка Т-34 образца 1942 года. Его разработкой занимались специалисты Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством Александра Александровича Морозова. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5021 от 23 января 1944 года. Серийно выпускался на заводах Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила и Омска. В 1944 году с конвейеров страны каждые 20 минут сходила новая тридцатьчетверка. Танк производился в СССР с января 1944 года по 1950 год. По лицензии СССР выпускался в Польше и Чехословакии вплоть до 1958 года. Всего танков Т-34-85, с учётом произведённых по лицензии, выпущено почти 30,5 тысячи. Из них, за годы войны, произведено 16199 боевых машин.

В модификации Т-34-85 значительно повышается боевая эффективность по сравнению с танком Т-34-76. Установлено 85-мм орудие и командирская башенка с смотровыми приборами. Дальность стрельбы пушки ЗИС С-53 по прицелу ТШ-16 достигала 5,2 км. Новая литая трехместная башня была с усиленной броневой защитой до 90 мм. Улучшены условия взаимодействия теперь уже пяти членов экипажа. Показатели подвижности — быстроходность, манёвренность и проходимость — танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы на шесть тонн снизились незначительно, а скорость осталась прежней.

Боевое крещение 19 танков Т-34-85 приняли в ночь с 23 на 24 марта 1944 года в Уманско-Ботошанской операции 2-го Украинского фронта. Боевые машины в составе гвардейских танковых бригад участвовали в освобождении Украины и Белоруссии. Широко применялись в наступательных стратегических операциях 1945 года: Висло-Одерской, Померанской, Берлинской и на озере Балатон в Венгрии. Сражались за Прагу и разгромили Квантунскую армию Японии. Танки Т-34-85 6-й гвардейской танковой армии совершили 350 км бросок через пустыню Гоби, горы Хингана и на Тихом океане закончили Вторую мировую войну.

После войны средний танк Т-34-85 составил основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Тридцатьчетверки состояли на вооружении около 42 государств мира, а в некоторых до сих пор еще используются. В 2019 году 32 танка Т-34-85 чехословацкой сборки были переданы в РФ из Лаоса, где состояли на вооружении. Официально Т-34-85 снят с вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации в 1993 году.

Машина, представленная в экспозиции, изготовлена на заводе № 183 в Нижнем Тагиле в августе 1945 года. В сентябре отправлена в Южную группу войск в Румынию, затем — в СССР на ЦБРЦ в Пышме, а далее -Кантемировская дивизия. В 2012 году танк поступил в коллекцию Центрального музея БТВТ. Он — участник Парада Победы 2005г. на Красной площади в Москве. В 2017 году средний танк Т-34-85 участвовал в съемках художественного фильма «Т-34».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector