Arskama.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателя вас 2121

Двигатель ВАЗ 2121

  • Двигатели
  • ВАЗ
  • 2121

Двигатель ВАЗ 2121 1.6 литра 8 клапанов является адаптацией классического тольяттинского мотора 2106 для установки под капот Нивы. Изменений было настолько мало, что в большинстве справочников данный агрегат и вовсе не выделяют в отдельный вид.

В двигатели Нивы также входят: 21213, 21214, 2123 и 2130.

  • Характеристики
  • Описание
  • Поломки
  • Цены

Технические характеристики двс 2121

Основные параметры силового агрегата мы свели таблицу.

Марка двигателя2121
Система питаниякарбюратор
Тип двигателярядный
Объем двигателя1569 см³
Кол-во цилиндров4
Клапанов на цилиндр2
Ход поршня80 мм
Диаметр цилиндра79 мм
Степень сжатия8.5
Мощность75 л.с.
Крутящий момент116 Нм
Экологические нормы

Хорошая подборка мануалов для Нивы выложена в блоге Драйв 2

Кованые поршни для этого мотора предлагает фирма Поршни СТИ

Особенности конструкции ВАЗ 2121

Так как первая Нива была основана на агрегатах модели 2106 немудрено, что и мотор взяли именно от шестерки Жигулей. Адаптации подвергся только поддон для более крупного маслоприемника, а также немного по другому был организован контроль уровня масла.

Во всем остальном это классический двигатель ВАЗ с так называемым высоким блоком: рядный, с верхним расположением единственного распредвала. Привод ГРМ цепной, требует подтяжки каждые 10 000 км пробега. Примерно также часто нужно регулировать зазоры клапанов.

Аналогичные двигатели других производителей:

Распространенные поломки ДВС 2121

Данный мотор крайне склонен к перегреву. Обычно виной тому забившийся радиатор, неисправный термостат или помпа. Реже — прохудившаяся прокладка головки блока цилиндров, из-за неё идет прорыв газов в систему охлаждения на высоких оборотах.

Причиной того, что автомобиль глохнет сам по себе, могут быть засорившиеся жиклеры карбюратора. Однако иногда проблема кроется в системе зажигания.

Низкооктановый бензин, пробой прокладки ГБЦ, прогар одного из клапанов или порванные подушки двигателя — все это может привести к троению и вибрациям на холостых оборотах.

При использовании некачественных ГСМ, клапана и стенки камеры сгорания покрываются нагаром, а кольца закоксовываются и залегают. В результате расход масла может достигать 1 литра на 1000 км и даже больше.

Также характерными для этого силового агрегата являются: ускоренная выработка распредвала, детонация из-за плохого топлива, стуки от поршневых пальцев и шатунных подшипников.

Инженеры АвтоВАЗ определили ресурс двс в 125 тысяч километров пробега, но в хороших руках мотор легко бегает 200 000 км и даже больше.

Цена бу ВАЗ 2121 на вторичке

Купить такой новый двигатель уже не получится, поэтому волей — неволей придется обращаться на вторичный рынок. В интернете и на авторазборках предлагается куча вариантов на любой вкус и кошелек. Стоимость варьируется от 1000 рублей за явный металлолом до 10 000 за агрегат в рабочем состоянии.

Состояние:б у
Рабочий объем:1.6 литра
Мощность:75 л.с.
Для моделей:Лада 2121, 4х4 Нива

* Двигатели не продаем, цена указана справочно

Диагностика и восстановление движка Нивы после клина.

  • Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

    Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

    Двигатели на Ниву 4×4 Шевроле Нива 21214 21213 2123 2121 2130 2131 Масло объем

    Двигатели на Ниву 4×4 (Ниву Шевроле). Характеристики, особенности обслуживания.

    Мотор ВАЗ 2121;

    Мотор ВАЗ 2123;

    Мотор ВАЗ 2130;

    Мотор ВАЗ 2131;

    Мотор ВАЗ 21213;

    Мотор ВАЗ 21214;

    Какое масло заливать в двигатели Нива 4×4

    Двигатели на Ниву 4×4 (Ниву Шевроле) 21214, 21213, 2123, 2121, 2130, 2131. Характеристики, особенности обслуживания.

    В 1977 году с конвейра стали выходить первые Нивы с двигателем ВАЗ 2121. По сути, это был тот же самый 2106, с некоторыми небольшими доработками — изменена система контроля масла и поддон был адаптирован для более крупного маслоприемника.

    Двигатель ВАЗ 2121 устанавливался на Ниву 4×4 вплоть до 1993 года, когда на смену ему пришли ВАЗ 2130 (для пятидверной модификации Нивы) и ВАЗ 21213 в 1994 году. Первый инжекторный двигатель Нива получила в 2002 году, это была модификация ВАЗ 21213 — ВАЗ 21214. Доработки притерпел так же привод ГРМ, цепь обзавелась гидронатяжителем. Так же, были установлены гидрокомпенсаторы, автоматически регулирующие зазоры клапанов.

    На базе двигателя ВАЗ 2130 был создан ВАЗ 2131 для длиннобазной пятидверной «Нивы» – ВАЗ-2131 «Кедр». А на модернизированной версии ВАЗ 21214 — ВАЗ 2123 в 2002 году стала выпускаться Шевроле Нива

    Все вышеперечисленные двигатели довольно интересны и надежны, но каждый имеет ряд особенностей по уходу и обслуживанию. Далее, рассмотрим их устройство, характеристики, условия обслуживания и масляный сервис.

    Характеристики двигателя ВАЗ 2121:

    Таблица 1. Характеристики двигателя ВАЗ 2121
    Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
    1569 см. куб. / Цепной75 л.с. / 116 Н·мКарбюратор / Бензин АИ-92

    Таблица 1.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2121
    Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
    Рядный / 4 / 879 мм80 мм8.5

    Особенности обслуживания:

    • ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега (замена масла, фильтра), каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
    • Каждые 10 т. км. — поднатяжение цепи ГРМ;
    • Каждые 10 т. км. — регулировка зазоров клапанов;
    • Каждые 45 т.км. — проверка состояния термостата и помпы, радиатора на предмет загрязнения, прокладки ГРМ на предмет пропуска газов, «развоздушивание» системы охлаждения;
    • Каждые 90 т.км. (или по необходимости) — чискта жиклеров карбюратора, регулировка карбюратора.

    Характеристики двигателя ВАЗ 2123:

    Таблица 2. Характеристики двигателя ВАЗ 2123
    Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
    1690 см. куб. / Цепной79.5 л.с. / 125 Н·мИнжектор / Бензин АИ-92Евро 4/5

    Таблица 2.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2123
    Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
    Рядный / 4 / 882 мм80 мм9.4

    Особенности обслуживания:

    • ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега (замена масла, фильтра), каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
    • Каждые 45 т.км. — проверка заднего сальника коленвала, клапанной крышки на предмет течи масла;
    • Каждые 45 т.км. — проверка состояния термостата и помпы, радиатора на предмет загрязнения, прокладки ГРМ на предмет пропуска газов;
    • Каждые 50 т.км. (или по необходимости) — проверка работоспособности гидронатяжителя цепи ГРМ, проверка работоспособности гидрокомпенсаторов;
    • Каждые 60 т.км. — замена ремней привода вспомогательных агрегатов и охлаждающей жидкости;
    • Каждые 90 т.км. — проверка работоспособности модуля зажигания, при повышении расхода масла на этом пробеге — проверить состояние клапанов и маслосъемных колпачков.
    Читать еще:  Volvo xc70 какой двигатель лучше

    Характеристики двигателя ВАЗ 2130:

    Таблица 3. Характеристики двигателя ВАЗ 2130
    Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
    1774 см. куб. / Цепной81.8 л.с. / 126 Н·мКарбюратор / Бензин АИ-92 Евро 0/2

    Таблица 3.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2130
    Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
    Рядный / 4 / 882 мм84 мм9.5

    Особенности обслуживания:

    • ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега (замена масла, фильтра), каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
    • Каждые 45 т. км. — проверка работоспособности натяжителя и успокоителя цепи ГРМ;
    • Каждые 45 т. км. (или по необходимости) — регулировка зазоров клапанов;
    • Каждые 45 т.км. — проверка состояния термостата и помпы, радиатора на предмет загрязнения, прокладки ГРМ на предмет пропуска газов, «развоздушивание» системы охдаждения;
    • Каждые 90 т.км. (или по необходимости) — чискта жиклеров карбюратора, регулировка карбюратора.

    Характеристики двигателя ВАЗ 2131:

    Таблица 4. Характеристики двигателя ВАЗ 2131
    Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
    1774 см. куб. / Цепной84.7 л.с. / 139 Н·мИнжектор / Бензин АИ-92Евро 0/2

    Таблица 4.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2131
    Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
    Рядный / 4 / 882 мм84 мм9.5

    Особенности обслуживания:

    • ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега (замена масла, фильтра), каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
    • Каждые 45 т.км. — проверка заднего сальника коленвала, клапанной крышки на предмет течи масла;
    • Каждые 45 т.км. — проверка состояния термостата и помпы, радиатора на предмет загрязнения, прокладки ГРМ на предмет пропуска газов;
    • Каждые 50 т.км. (или по необходимости) — проверка работоспособности гидронатяжителя цепи ГРМ, проверка работоспособности гидрокомпенсаторов;
    • Каждые 60 т.км. — замена ремней привода вспомогательных агрегатов и охлаждающей жидкости;
    • Каждые 90 т.км. — проверка работоспособности модуля зажигания, при повышении расхода масла на этом пробеге — проверить состояние клапанов и маслосъемных колпачков.

    Характеристики двигателя ВАЗ 21213:

    Таблица 5. Характеристики двигателя ВАЗ 21213
    Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
    1690 см. куб. / Цепной78.9 л.с. / 126 Н·мКарбюратор / Бензин АИ-92

    Таблица 5.1. Характеристики двигателя ВАЗ 2130
    Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
    Рядный / 4 / 882 мм80 мм9.3

    Особенности обслуживания:

    • ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега (замена масла, фильтра), каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
    • Каждые 45 т. км. — проверка работоспособности натяжителя и успокоителя цепи ГРМ;
    • Каждые 45 т. км. (или по необходимости) — регулировка зазоров клапанов;
    • Каждые 45 т.км. — проверка состояния термостата и помпы, радиатора на предмет загрязнения, прокладки ГРМ на предмет пропуска газов, «развоздушивание» системы охдаждения;
    • Каждые 90 т.км. (или по необходимости) — чискта жиклеров карбюратора, регулировка карбюратора.

    Характеристики двигателя ВАЗ 21214:

    Таблица 6. Характеристики двигателя ВАЗ 21214
    Объем / Привод ГРММощность / Крутящий моментСистема питания / Тип топливаЭкологические нормы
    1690 см. куб. / Цепной81 л.с. / 127.5 Н·мИнжектор / Бензин АИ-92Евро 3/4

    Таблица 6.1. Характеристики двигателя ВАЗ 21214
    Тип / Кол-во цилиндров / КлапановДиаметр цилиндраХод поршняСтепень сжатия топливной смеси
    Рядный / 4 / 882 мм80 мм9.3

    Особенности обслуживания:

    • ТО каждые 10 — 15 т.км. пробега (замена масла, фильтра), каждое второе ТО — замена свеч зажигания, по необходимости — воздушного фильтра;
    • Каждые 45 т.км. — проверка заднего сальника коленвала, клапанной крышки на предмет течи масла;
    • Каждые 45 т.км. — проверка состояния термостата и помпы, радиатора на предмет загрязнения, прокладки ГРМ на предмет пропуска газов;
    • Каждые 50 т.км. (или по необходимости) — проверка работоспособности гидронатяжителя цепи ГРМ, проверка работоспособности гидрокомпенсаторов;
    • Каждые 60 т.км. — замена ремней привода вспомогательных агрегатов и охлаждающей жидкости;
    • Каждые 90 т.км. — проверка работоспособности модуля зажигания, при повышении расхода масла на этом пробеге — проверить состояние клапанов и маслосъемных колпачков.

    NIVA Legend 3 дв

    цена ОТ 639 900 РУБ *

    ФОТО LADA 4X4 (3 ДВ.)

    КОМПЛЕКТАЦИИ И ЦЕНЫ LADA 4X4 (3 ДВ.)

    ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

    Очевидная выгода при покупке LADA 4×4 3 дв

    Полный привод
    Простота обслуживания
    Кузов из оцинкованной стали
    Внедорожник 2016 года

    Технические характеристики LADA 4×4 3 дв.

      Кузов

    Дизайн

    Внешний облик новой Нивы имеет характерные узнаваемые особенности: прямые линии кузова, круглые фары и строгие очертания радиаторной решетки. Конструкция задней части отличается эргономичностью. В целом, дизайн легендарного российского внедорожника привлекает внимание сдержанностью, спокойной уверенностью и рациональностью каждой детали.

    Эргономика и комфорт

    Впечатляющие показатели мощности и проходимости сочетаются в LADA (ВАЗ) 2121 с просторным салоном и вместительным багажником для перевозки объемных грузов, в частности, в условиях бездорожья. Размер багажного отделения в модификации Нива 3-х дверная составляет 265 л и 585 л при сложенных задних сидениях. 5-дверная модель предоставляет еще больше свободного пространства: 420 и 780 л соответственно.
    В 2006-2013 годах внедорожник получил серьезный технический апгрейд. Отдельно инженеры уделили внимание комфорту салона. При сохранении общей концепции лаконичности, рациональности и утилитарности интерьер стал более дружелюбным к пользователю. Это выражается в наличии опции подогрева передних сидений, качественной тканевой обивке кресел и многих других решениях, созданных для удобства водителя и пассажиров.

    Адаптация к суровым условиям

    Нива 4×4 оптимально приспособлена к сложному зимнему климату. Она легко преодолевает снежные преграды, а эффективная система отопления поддерживает комфортный микроклимат в салоне даже в самые сильные морозы. Автомобиль отлично подходит для эксплуатации во время зимней рыбалки и охоты, а также для междугородних и любых бытовых поездок.
    Максимальное удобство в холодный период года обеспечивают:

    • модифицированная конструкция двигателя, гарантирующая уверенный старт в условиях низких температур;
    • широкие и прямые дверные проемы для простой посадки даже в объемной верхней одежде;
    • крупные элементы управления для возможности быстро запустить системы автомобиля, не снимая перчаток;
    • усовершенствованная конструкция замков, защищенная от промерзания и позволяющая легко открывать авто на морозе.
    Читать еще:  Чем убрать кокс в двигателе

    Безопасность

    Новая LADA 4×4 взяла много положительных качеств от предшественника ВАЗ 21214 и дополнительно обзавелась современными опциями активной защиты. В их числе – усиленная функция экстренного торможения (BAS) и антиблокировщик тормозов (ABS), которые по характеристикам не уступают системам, устанавливаемым на внедорожники иностранных производителей. Благодаря этому автомобиль чувствует себя уверенно на разных типах покрытий и в любых погодных условиях.
    Во всех комплектациях предусмотрено наличие гидравлического корректора света фар. Он существенно улучшает видимость в темное время суток во всех режимах вождения. Для увеличения заметности машины на дороге при плохих погодных условиях служат дневные ходовые огни. Инженеры АвтоВАЗ провели работу и над повышением пассивной безопасности, что было продиктовано текущими дорожными реалиями и требованиями ЕС. На данный момент во всех версиях и комплектациях LADA 4×4 Нива имеет надежные крепления для детского кресла ISOFIX, а также трехточечные ремни со звуковой и световой индикацией, напоминающей о необходимости пристегнуться перед началом движения.

    Управляемость и проходимость

    В пользу решения купить новую Ниву говорит ее уникальная проходимость, которую оценили десятки тысяч российских, европейских, американских, азиатских и даже африканских автомобилистов. Внедорожник обладает впечатляющей способностью преодолевать большие расстояния вне зависимости от типа покрытия, а также продолжать движение при любых обстоятельствах.

    Такая выносливость и безотказность обеспечивается благодаря:

    • надежной подвеске с улучшенными характеристиками;
    • дифференциальному полному приводу;
    • усовершенствованному сцеплению Valeo;
    • большому дорожному клиренсу в 213 мм;
    • задней пружинной подвеске с телескопическими амортизаторами;
    • передней независимой подвеске со стабилизаторами поперечной устойчивости и амортизаторами пружинного типа.

    Лада 4х4 Нива сохраняет безупречную управляемость на разбитой дороге и в условиях бездорожья. По сравнению с предыдущими моделями обновленные версии имеют более совершенную тормозную систему. Она комплектуется надежными тормозными цилиндрами и вакуумным усилителем. Таким образом, внедорожник эффективнее тормозит даже на высокой скорости и быстрее реагирует на команды водителя. В целом, новые автомобили могут похвастаться значительно возросшим комфортом управления за счет внедрения гидроусилителя руля и прогрессивной системы сцепления. Это положительно сказалось на эксплуатационном сроке фрикционных накладок, поскольку необходимое усилие на педали снизилось на 40%.

    Двигатели и трансмиссия

    Купить LADA 4×4 Нива у официального дилера можно с двигателем на 1,7 л и 8-клапанной конструкцией. Данный силовой агрегат доказал свою экономичность и эффективность на примере многолетней практики, однако сейчас стал еще более надежным за счет внесенных доработок. Заметно повысились динамические характеристики авто. Теперь 3-дверная Нива уверенно разгоняется до 142 км/ч, а 5-дверная версия – до 137 км/ч. Машины набирают 100 км/ч за 17 и 19 секунд соответственно.

    В комплекте с проверенным двигателем идет традиционная 5-ступенчатая механическая КПП. Это надежный и экономичный вариант устройства, обеспечивающий рациональное расходование эксплуатационного ресурса мотора. Кроме того, такая «коробка» обеспечивает высокую точность контроля движения и максимальные показатели проходимости по разным покрытиям и в любых условиях, чего невозможно достичь при помощи «автомата».

    Опции

    На данный момент автолюбители имеют возможность купить LADA 4х4 в любой комплектации, в том числе с широким рядом дополнительных опций. Максимум преимуществ предоставляет версия «Люкс», которая показывает повышенный уровень комфорта и позволяет чувствовать себя уверенно различных любых обстоятельствах.

    Разные модификации Нива ВАЗ 2121 включают:

    • оригинальное исполнение тканевой обивки кресел;
    • электрические стеклоподъемники передних дверей;
    • обогрев и электропривод зеркал заднего вида;
    • дополнительную защиту салона от вибрационной нагрузки;
    • систему подогрева передних кресел;
    • литые колесные диски.

    Продажа LADA 4×4 3 дв от официального дилера

    Вазовский «один и семь»

    ВАЗОВСКИЙ «ОДИН И СЕМЬ»

    Среди автомобилистов бытует мнение, что новый, 1,7-литровый двигатель «Нивы» — всего-навсего «расточенный» мотор VAZ 2121 рабочим объемом 1,6 л. На самом же деле 21213 — по сути, новый агрегат. О нем рассказывает начальник отдела исследований и доводки двигателей ГДР ВАЗа

    Новый двигатель задумывался как самый мощный для престижной в то время «семерки» — соответственно, его индекс в конструкторской документации был 21073.

    В нынешнем виде мотор на заднеприводные модели так и не попал, зато оказался весьма кстати модернизированной «Ниве», заметно повысив ее энерговооруженность или, говоря проще, добавив резвости. Возросший крутящий момент (см. табл. 1) и иная его характеристика позволили уменьшить с 4,1 до 3,9 передаточные числа главных пар, ввести пятую, повышающую ступень в коробке. Реальный результат — лучшие динамические показатели модернизированной «Нивы»: разгон до 100 км/ч за 19. 21 с (был — 23. 25) при том же примерно расходе топлива. И, конечно, большая мощность позволяет развить максимальную скорость повыше — 137 км/ч (было — 132 км/ч). Новое свое обозначение мотор заимствовал у автомобиля VAZ 21213.

    Пока речь шла о двигателе с карбюратором, а есть еще вариант с центральным впрыском топлива. Его, кроме «нив», ставят на классические «жигули» (модели 21214, 21074, 21044), а наши автолюбители знакомы с ними лишь благодаря реэкспорту.

    Почему раньше не делали «Ниву» с 1,7-литровым двигателем? Вспомним, какие моторы делали на ВАЗе до «восьмого» семейства. «Геометрия» их была жестко задана имеющейся на заводе технологией и оборудованием: расстояние между центрами цилиндров — 95 мм, ход поршня — 66 или 80 мм, диаметр цилиндра (и поршня) — 76 и 79 мм. Так получались четыре разных по рабочему объему агрегата, из которых самый большой — 1,6-литровый. Кстати, на ВАЗе отливают четыре разных заготовки блоков цилиндров, отличающихся по высоте и диаметру цилиндров, причем как внутреннему, так и наружному. То есть толщина стенки цилиндра одинакова и у мотора 2103 (76х80), и у 2106 (79х80), и у других. Очень важный вывод: ни один из вазовских моторов с цилиндрами диаметром 76 мм не предназначен под расточку до 79 мм, чем иногда грешат самодеятельные ремонтники. Пришла пора капремонта — растачивайте цилиндры на здоровье, но только до ремонтного диаметра, увеличенного на 0,4 или 0,8 мм.

    Читать еще:  Вибрация двигателя причины шевроле авео

    Блок с цилиндрами 82 мм и соответствующее оборудование появились на ВАЗе с освоением модели 21083 (82х71 мм). Открылась возможность перенести размер 82 мм и на классические моторы. Соотношение диаметра цилиндра и хода поршня 82х80 мм соответствует объему 1690 смз (1,7 л) у двигателя 21213 (рис. 1). Чтобы завершить историческую часть, отметим, что этот двигатель впитал технические решения сразу трех семейств — самого близкого к нему классического 2101–2106, разработанного к тому времени дизельного и «переднеприводного» 2108–21083.

    Блок двигателя 21213 сохранил от классических межцентровое расстояние — 95 мм. Больший диаметр цилиндров заставил сузить каналы для охлаждающей жидкости между цилиндрами. Кстати, любое последующее увеличение диаметра приведет к необходимости создания беспроточного блока, подобного модели 21083.

    Коленчатый вал — оригинальный, полнопротивовесный (рис. 2). На валах моторов первого поколения противовесов было всего четыре, на валах семейства 2108, дизеля и 21213 — в два раза больше, на каждой щеке, чтобы уменьшить вибрации. Собственно, с дизеля этот вал и перешел на «двести тринадцатый» — конкретный пример унификации.

    Постели в блоке цилиндров и вкладыши одинаковы для всех двигателей ВАЗ, а вот коленвалы отличаются толщиной шеек. «Двести тринадцатый», как и «восьмой», имеет шейки увеличенного диаметра — примерно на две «сотки» по сравнению с валом 2101 или 2103. Таким образом, зазоры в подшипниках скольжения уменьшились на 0,02 мм и масляный слой между деталями стал тоньше, приблизившись к оптимальному значению 0,02. 0,05 мм. Пользу нововведения можно объяснить так: в тонком масляном слое меньше перемещаются детали, а значит, снижаются динамические нагрузки и вибрации; в то же время чрезмерно малый зазор в подшипниках скольжения тоже недопустим — должна же где-то быть смазка!

    Шатун — новый. Малые зазоры в подшипниках скольжения предъявили требование: крышка шатуна нисколько не должна перекашиваться при затяжке болтов. Поэтому болты неподвижно и прочно посажены в тело шатуна, а на их стержне выполнены центрирующие пояски под отверстия в крышке. Важное предупреждение — теперь болты нельзя выбивать: при ремонте они должны оставаться в шатуне.

    Верхняя головка шатуна сделана под «плавающий» поршневой палец (рис. 3) — решение, пришедшее с дизеля. В головку запрессована сталебронзовая втулка, внутренний диаметр которой делят на три класса (через 0,004 мм) — как и поршни. Понятно, что класс шатуна, поршня и пальца должен быть один и тот же. Класс шатуна выбит на верхней головке (не путать с номером цилиндра, выбитым внизу и на крышке, и маркировкой по массе, выполненной краской); класс пальца обозначают краской на торце (синяя — первый, зеленая — второй, красная — третий); класс поршня по отверстию для пальца клеймят цифрой на днище.

    Поршень — оригинальный, с частью камеры сгорания в днище. Это, пожалуй, самая интересная особенность нового двигателя. Разделенные камеры сгорания (часть — в головке, часть — в поршне, часть — в щели, см. ЗР, 1996, № 8) известны давно. Весь фокус — найти наилучшую форму камеры. И, похоже, специалистам ВАЗа удалось это сделать. Основная камера сгорания (в головке блока) — клиновидная, похожая на камеры других «жигулевских» двигателей. Дополнительный объем камеры — выемка в днище поршня (по форме — часть сплющенного эллипсоида) и лунки под клапаны). Эту выемку придумали доводчики мотора, о чем свидетельствует полученный патент.

    Благодаря новой камере сгорания удалось оптимизировать характеристики мощности и крутящего момента, уменьшить расход топлива, повысить стойкость двигателя к детонации, и все это — без увеличения токсичности выбросов. Вот что значит оптимизация рабочего процесса мотора, а, казалось бы, всего-навсего — выемка в поршне.

    Головка блока цилиндров — оригинальная, хотя конструктивно решена так же, как на 2101. Прежними остались клапаны, пружины, а вот распредвал — новый. У него иная форма кулачков, в частности, обеспечивающая увеличенный ход впускного клапана, а значит, лучшее наполнение цилиндра и большую мощность. Привод распредвала — цепной, что продиктовано требованиями унификации (напомню, близкий по конструкции двигатель 2105 с ременным приводом снят с производства в 1988 году и все моторы для «жигулей» и «нив» вновь стали «цепными»).

    Система охлаждения на модернизированной «Ниве» — с алюминиевым радиатором. По сравнению с латунным он технологичнее и «дружелюбнее» к природе — экологически вредная пайка при его изготовлении не нужна. В целом система охлаждения исчерпала почти все ресурсы — у «двести тринадцатой» температурный запас сравнительно невелик. «Всего» 40°С должно быть на дворе, чтобы при движении с максимальной скоростью охлаждающая жидкость нагрелась до 115°С. Делать запас меньше, чем 40°С, нельзя.

    На новом двигателе применили и новую систему вентиляции картера, соответствующую современным требованиям ЕЭК ООН. На холостом ходу картерные газы отводятся из крышки маслоотделителя в задроссельное пространство карбюратора (на классических моторах они попадали в воздушный фильтр). По тем же ооновским правилам выполнена система рециркуляции отработавших газов. Устроена она так. Во впускном коллекторе стоит термовакуумный включатель, который срабатывает при температуре охлаждающей жидкости 40. 48°, открывая клапан на выпускном коллекторе, и часть отработавших газов через трубку рециркуляции и впускную трубу вновь попадает в цилиндры.

    В системе питания главное новшество — карбюратор 21073 типа «Солекс», близкий по конструкции к приборам серии 2108. Его тарировочные данные, отличающиеся от карбюратора 2108, приведены в табл. 2.

    Система зажигания также подобна «восьмерочной» и отличается лишь иными характеристиками датчика-распределителя зажигания. Начальный угол опережения зажигания — 1° до ВМТ по коленвалу.

    Не упомянутые здесь узлы и системы выполнены аналогично классическим.

    Рис. 1. Поперечный разрез двигателя 21213:

    1 — карбюратор; 2 — распределительный вал; 3 — головка блока цилиндров; 4 — клапан рециркуляции отработавших газов; 5 — поршень; 6 — шатун; 7 — блок цилиндров;

    8 — коленчатый вал. А — дополнительный объем камеры сгорания (выемка в днище поршня).

    Рис. 2. Коленчатые валы: а — двигателя 2121; б — полнопротивовесный, двигателя 21213.

    Рис. 3. Шатунно-поршневая группа: 1 — шатун; 2 — поршень; 3 — палец; 4 — стопорные кольца; 5 — блок цилиндров. А — суженный канал системы охлаждения.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector