Холостой шаговый двигатель ремонт - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Холостой шаговый двигатель ремонт

шаговый двигатель. диагностика, ремонт итд

копипаст моей статьи. изначально делал ее для вингроад.ру, после того как осознал всю систему управления холостым ходом и шаговый двигатель в частности.

Шаговый двигатель:
принцип работы, разборка, ремонт.
для поиска: iacv КПХХ ХХ холостой ход шаговый двигатель ремонт разборка

код для заказа: 23781-4M400
ШД — шаговый двигатель
КХХ — клапан холостого хода
ХХ — холостой ход
ДЗ — дроссельная заслонка

принцип работы ШД, ютуб

зачастую проблема проявляется после замены прокладки КХХ, чистки ШД, либо на пробегах за 200 000 км.
итак- заводится машина нормально. при нажатии на газ может заглохнуть, при включении электропотребителей обороты проседают, начинается вибрация.[/spoiler]

[b]ПРОВЕРКА, СНЯТИЕ РАЗБОРКА.[/b]

[color=#FF0000][b]демонтаж шагового двигателя.[/b][/color]
0. [spoiler=схема расположения элементов ДЗ][url=radikal.ru/fp/e9f9a4bb42b….jpg[/img][/url][/spoiler]
1. [spoiler=вид на двигатель][img]www.wingroad.ru/gallery/i…age_id=730[/img][/spoiler]
2. [spoiler=снимаем гофру с дроссельной заслонки, выдергиваем все трубочки][img]www.wingroad.ru/gallery/i…m_id=85&image_id=744[/img]
под ней находится ШД. при снятии — не бойтесь тянуть, она не сломается.[/spoiler]
3. [spoiler=сам шаговый двигатель, на ДЗ под гофрой][url=radikal.ru/fp/eb41427ff5c…2d64634ca9.jpg[/img][/url]
брызгаем ведешкой на 2 болтик и на сам разъем шагового двигателя, через 20 минут их откручиваем.
разъем АККУРАТНО двигаем отверткой, качаем из стороны в сторону, потом только снимаем. обычно он закисает и ломается.
после чего вытаскиваем ШД из КХХ. не потеряйте стальную прокладку![/spoiler]

[color=#FF0000][b]
проверка шагового двигателя
[/b][/color]

1. включить зажигание, ШД должен зажужжать, позиционируя свое положение.
2. выключить зажигание, вытащить щаговый двигатель, включить зажигание — «игла» ШД должна двигаться.
3.
[spoiler=проверить сопротивление обмоток.][img]azzrael.ru/pics/kxx22.gif[/img]
померить сопротивление обмоток.
при комнатной температуре между контактами 1-2, 2-3, 4-5, 5-6 должно быть сопротивление около 20-24 ом.
при комнатной температуре между контактами 2-1, 2-3 и 5-4, 5-6 должно быть сопротивление около 20-30 ом
[url=radikal.ru/fp/9931ee9b6e3….jpg[/img][/url][/spoiler]

Итак, проверка проведена.
если ШД не жужжит и игла не двигается — проверить провода на разрыв.
если ШД не работает после протечки прокладки — скорее всего у вас выгорела микросхема ST509A в блоке ECU.
подробнее в самом низу статьи

если ШД жужжит, но игла не двигается, скорее всего внутренности шагового двигателя загрязнены или сломаны пластамассовые детальки.

[color=#FF0000][b]разборка шагового двигателя[/b][/color]

понадобится:
маленькие плоскогубцы, кусачки
1. кладем ШД перед собой иглой вверх.
2. берем маленькие плоскогубцы и начинаем аккуратно отгибать завальцовку. отгибать нужно не сильно, за пару проходов — что бы не порвать фальц.
[spoiler=развальцовка][url=radikal.ru/fp/ed4157551f5….jpg[/img][/url][/spoiler]
когда будет готово — окончательно разворачиваем завальцовку отверткой
после чего, двигая иглу из стороны в сторону и вверх, вытаскиваем ее вместе с ротором из корпуса
[spoiler=вытаскиваем ротор из корпуса][url=radikal.ru/fp/cf5cff4e3bd….jpg[/img][/url][/spoiler]
[spoiler=вид разобранного узла. грязища прилагается][url=radikal.ru/fp/20a59e3ef8b….jpg[/img][/url][/spoiler]
разобрав корпус, видим что ШД — электромагнит с 4 обмотками. игла — это ротор, который выдвигается на необходимое количество шагов.

чистим внутренности. я чистил очистителем карбюратора, потом опустил в изопропиловый спирт. твердые отложение можно отковырять отверткой или зубочисткой.

после чего смазываем все, кроме статора и ротора.
[spoiler=сборка шагового двигателя]затем собираем обратно. порядок сборки такой:
на иглу надеваем пружинку, затем крышку, под крышку — упор, под упор — подшипник. иглу закручиваем в магнит. собранный ротор с крышкой — в корпус ШД. прижимаем пальцами, и начинаем завальцовывать.
так же, как и открывали — аккуратно, в несколько проходов. можно для верности легонько постучать по завальцовке и по краю пройтись герметиком. лишь бы он во внутрь не попал.[/spoiler]

[spoiler=вид заново завальцованного ШД.][url=radikal.ru/fp/4f7b4ab1480…0d8cce566f.jpg[/img][/url]
устанавливается на место в обратном порядке:
ставится в отверствие в КХХ, прикручиваются 2 болтика, надевается гофра со всеми трубочками[/spoiler]

[spoiler=ПОСЛЕ УСТАНОВКИ ОБУЧИТЬ ХХ!]Официальный алгоритм:
Удостовертесь, что все следующие условия удовлетворены.
«Обучение КХХ» будет отменено, если любое из следующих условий будет пропущено:
+Напряжение АКБ больше чем 12.9V (при неработающем двигателе).
+Температура антифриза: 70 — 99°C (158 — 210°F).
+Выключатель PNP: on (т.е. парк или нейтраль)
+Потребители электричества: off
(кондиционер, фары, стеклоподъемники)
+Двигатель вентилятора: не работает.
+Руль: нейтральный (прямое положение).
+ Скорость автомобиля: полная остановка.
+Трансмиссия: прогрето.

Обучения для моделей с трансмиссией A/T без сканера CONSULT-II:
1. Включить зажигание и ждать по-крайней мере 1 секунду.
2. Выключить зажигание и ждать по-крайней мере 10 секунд.
3. Прогреть двигатель до нормальной рабочей температуры.
4. Проверить, что все пункты перечисленные выше удовлетворены.
5. Выключить зажигание и ждать по крайней мере 9 секунд.
6. Завести двигатель и дать ему поработать в течение по-крайней мере 28 секунд.
7. Разъединить верхний контакт датчика (коричневый цвет), соединить в течение 5 секунд.
8. Ждать 20 секунд.
9. Удостоверьтесь, что ХХ — в пределах нормы. В противном случае найдите причину
проблемы (см. ниже).
10. Увеличить обороты двигателя в два или три раза. Удостоверьтесь, что обороты приведенные ниже в пределах нормы.

ХХ M/T: 700 плюс-минус 50 оборотов в минуту
ХХ АТ: 800 плюс-минус 50 оборотов в минуту (в положении селектора в положении «P» или «N»)
Неофициальный алгоритм (как писал один с вингроад.ру, говорит, что получилось):
Двигатель должен быть прогрет, все потребители выключены. Глушим двигатель и отсчитываем 10 секунд. Включаем зажигание (но не заводим), отсчитываем 10 секунд. Выключаем, вытаскиваем ключ, отсчитываем 10 секунд. Включаем зажигание (но не заводим), идем к двигателю, по пути отсчитываем 30 секунд. Под капотом слышно жужжание. Сдергиваем верхнюю фишку, ждем пока жужжание не прекратится. Одеваем фишку, отсчитываем 20 секунд. Не выключая зажигание заводим двигатель. Едем![/spoiler]

Читать еще:  Газель 3302 какое масло для двигателя

[b]Перекрестные статьи:[/b]
[spoiler=замена прокладки КХХ][url]www.wingroad.ru/viewtopic…f=41&t=931[/url][/spoiler]
[spoiler=ремонт сгоревшего ECU]1. azzrael.ru/zamena-kxx-rem…nissan-sunny-2000-qg15-p2 статья Azrael
2. 38a.ru/art/view/25lo статья Марк Паверман, Саянск — очень полезная, стоит почитать.[/spoiler]
[spoiler=ремонт сломанной втулки внутри ШД с разбором][url]
sylphy.ru/stati-pro-sylph…o-kxx.html[/url][/spoiler]
[spoiler=диагностика всего узла по книжке][url]sylphy.ru/library/396-kla…zhime.html[/url][/spoiler]
[spoiler=обсуждение КХХ и ШД на дроме. для Тино, но и нам подходит][url]forums.drom.ru/nissan-tin…65-p8.html[/url][/spoiler]

фотографии частично мои, частично надерганы с форума и с разных углов интернета. статья является подытоживанием коллективной мысли по борьбе с шаговым двигателем клапана холостого хода на моторах qg15, qg18. передаю огромное спасибо авторам, чьи материалы я использовал для написания сего 😀 :co_ol:

Эпопея с холостым ходом (qg15de)… — бортжурнал nissan sunny года на drive2

Клапан холостого хода nissan wingroad


Нашлись подробнейшие сведения и о микросхеме. Спасибо, что прочитали 1 год Метки:

QG15DE, глохнет на холостых. Speedy(R). , Если держать газ, двигатель работает, без перебоев, без…

После нескольких часов стоянки возле дома, машина завелась с огромным трудом — движок двоил, троил, трясся и задыхался. И третье — менталитет у нас не японский.

Говорит короче проблема точно не в. Двигатель прогрет, холостые стоят как вкопанные. То ли слишком тонкая она, то ли установочная канавка слишком глубока, но со временем появляется утечка.

Штука, которая отвечала за холостой ход просто вынималась из датчика. Был еще один РХХ, но хозяин предыдущий говорил, что не в нем дело.

Но попробовать то надо. Поставил РХХ, который отдал старый хозяин. Холостые стали меньше оборотов на вроде, плохо помню уже. Прошло пол года, решил разобрать с этой проблемой. Весной решил подключить фишку к РХХ, чтобы чутка прикрыть сам клапан, и чтобы обороты по-меньше стали, а то расход мучал меня литров на сотню. Проверяем наличие импульсов на регулятор холостого хода РХХ 1.

Без осциллографа нам тут не обойтись. Смотрим величину и скважность этих импульсов. РХХ у нас не шагового типа. Импульсы мы видим следующего типа: Вместо прямоугольных импульсов мы можем увидеть заваленные фронты. Это нормально — не забываем про индуктивность обмоток. Скважность импульсов может меняться — нас интересует факт их наличия. Конкретное значение данного параметра смотрим в мануалах. Ну а если у нас шаговый двигатель? Импульсы приобретают следующий вид: Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan Подробности Просмотров: Этот недоработанный механизм шаговый мотор и становится впоследствии головной болью для владельцев автомобилей, на которых установлены двигатели QG, SR.

При отрицательных температурах охлаждающая жидкость проникает через разрушенную временем и антифризом уплотнительную прокладку в воздушную камеру двигателя, где как раз и установлен управляемый шток шагового двигателя. Затем тосол проникает на обмотки мотора и на подшипники штока. Естественно подшипники в такой среде со временем начинают клинить. Обмотки клапана — перегреваются, лак на проводах отслаивается, а сопротивление обмоток изменяется в некоторых случаях обмотки имели короткое замыкание.

Симптомы возникновения неисправности, в автомобилях Nissan:

Ремонт В этой статье пойдет речь о двигателях Nissan QG15, QG18 и других, оснащенных регулятором холостого хода IACV idle air control valve , расположенным в корпусе дроссельной заслонки.

Итак, однажды владелец автомобиля вдруг замечает, что холостой ход стал жить своей жизнью. Например на холодном запуске двигатель норовит заглохнуть, а прогретый наоборот держит высокие обороты. При этом зачастую блок управления не фиксирует кодов ошибок. На что в первую очередь надо обратить внимание при поиске неисправности?

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся поломки двигателей Nissan, на которые поступает больше всего жалоб от владельцев данной марки автомобилей.

Проверка сканером показывает, что неисправны датчики фаз и коленвала. Замена датчиков часто не дает положительного результата. На форумах Ниссан автовладельцы указывают, что причиной может быть растянувшаяся цепь ГРМ, которая нарушает работу фаз газораспределительного механизма. После замены цепи ГРМ нормальная работа двигателя восстанавливается.

Та самая подлая прокладка, из-за которой все и вышло Предохранитель, само собой, на 15 А.

Пострадавший разъем, чьи контакты разъедены антифризом. Его, как оказалось, можно не менять, а нужно лишь разобрать и хорошо вычистить.

В Японии, само собой, взяли бы новый блок и заменили. Наверное, он там дешевле — это раз, да и доходы японского населения куда как поболее наших. Скорее всего, устранение типового заводского косяка было бы бесплатным — это два. И третье — менталитет у нас не японский. Поэтому первое, что я предпринял, так это залез в Интернет с целью разведать, что представляет собой погибшая микросхема STAA.

Я нашел немало ссылок, где говорилось о той же проблеме! Дефект начинал приобретать массовый характер!

Читать еще:  Высокооборотистый двигатель своими руками

Ремонт системы холостого хода на автомобилях Nissan

Нашлись подробнейшие сведения и о микросхеме. Сгоревшая микруха была до ужаса примитивна и представляла собой четыре ключевых полевых транзистора, управляющих тем самым шаговым двигателем. Цена ей — от силы доллар, но, поскольку никому она была особо не нужна, магазины радиодеталей ее не заказывали и, соответственно, не продавали.

Последние же события сделали ее дефицитом, что взвинтило цену Некое частное лицо предлагает ее уже за 35 долларов, и она как бы есть, но существуют проблемы с пересылкой. Других предложений я не обнаружил. NEC , и взаимозаменяема с ней. Увы, и этот аналог найти очень трудно, если не сказать — нереально Зато обнаружились многочисленные свидетельства того, что народ более или менее успешно пытается заменять STAA четырьмя отдельными транзисторами.

Что только ремонтный люд не пытается вставлять! И даже утверждают, что работает!

Для несведущих — вкратце. Полевой транзистор такого типа открыт, если на его затворе gate есть плюсовой уровень напряжения в несколько вольт. Тогда сопротивление канала сток-исток drain-to-source менее одного Ома, и напряжение через канал подается, куда надо, без потерь в нашем случае, на шаговый двигатель. Стоит снять с затвора управляющее напряжение, и канал мгновенно закроется.

Итак, нам нужно определить, какие параметры являются основными при подборе замены. Пороговое напряжение открытия затвора транзистора. При подборе аналога — чем ближе к этим значениям, тем лучше. Сontinuous Drain current ID — это допустимый постоянный ток стока управляемой цепи. В схеме управления нашим серводвигателем фактически он всегда менее 1А по каждому транзистору. При подборе — не менее 3А.

Как почистить КХХ и настроить ДПДЗ Ниссан Максима А32

Холостой шаговый двигатель ремонт

На современных Ниссановских двигателях регулировка оборотов холостого хода осуществляется при помощи простого механизма — шагового мотора. Этот недоработанный механизм и становится впоследствии головной болью для владельцев этих автомобилей.

В основном при отрицательных температурах охлаждающая жидкость проникает через уплотнительную прокладку в воздушную камеру двигателя, где как раз и стоит управляемый шток шагового двигателя.

Далее тосол проникает на обмотки мотора и на подшипник:

Естественно подшипник в такой среде со временем начинает клинить. Обмотки клапана – перегреваются, лак на проводах отслаивается, а сопротивление изменяется (в некоторых случаях обмотки были просто замкнуты).

Оконечный драйвер, управляющий этим мотором, собран на сборке из четырех полевых транзисторов с максимальным током в три ампера. В среднем в исправной системе через обмотку мотора проходит ток не более одного ампера (если быть точным 0,68).Далее происходит цепная реакция. При условии уже замкнутых обмоток и стопора мотора хх начинают перегреваться обмотки и сам драйвер. Как следствие они разрушаются:

В лучшем случае (если владелец вовремя спохватится о неправильных оборотах на своей машине и приедет в сервис) сгорит только драйвер,

фото 3 фото 4

в худшем погорят дорожки и элементы платы блока управления двигателем:

фото 5 фото 6

Предусмотрительные японцы на этих моделях не предусмотрели никакой защиты, потому и страдают счастливые обладатели этих автомобилей, а продавцы запчастей потирают руки. В нашем регионе мотор хх стоит от 4-5т.р, а блок управления от 15до 21т.р .

Теперь о ремонте. С мотором хх все понятно он практически не ремонтируется. За исключением восстановления заклинившего подшипника. ( мотор разбирается и подшипник промазывается силиконовой смазкой)

Замкнутую обмотку восстановить не удастся (если конечно вы не являетесь владельцем пластмассового завода для выплавления нового корпуса мотора):

фото 7 фото 8

Поэтому ставить нужно новый или бу (если подвернётся случай). При заказе мотора хх обязательно нужно заказать еще и прокладку, которая по большому счету и является причиной всех предыдущих проблем, установленную в месте соединения корпуса мотора и корпуса дроссельной заслонки:

При сборке корпус дроссельной заслонки следует тщательно очистить от окислов и обезжирить. Затем промазать герметиком, чтобы залить все изъяны и рытвины. После ставится на герметик новая прокладка, и узел собирается (герметику нужно дать подсохнуть).

После сборки узла заслонки необходимо позаботиться о дальнейшей защите мотора хх от выгорания. Ставим два предохранители по одному амперу на питающие провода обмоток. Теперь ваш узел будет надежно защищен как от попадания тосола, так и от токового насилия.

Теперь о ремонте блока управлении двигателя. Драйвер управления собран на четырёх полевиках в одном корпусе (обычно встречались драйвера управления на сборках STA 509 A ? uPA 1556 AN , uPA 1560 N ,но возможны и варианты). Старую микросхему необходимо безопасно удалить с платы. Возможно, потребуется её раскусить на части, дабы не повредить дорожки и элементы схемы на плате. Затем все моется растворителем от сажи, и очищаются отверстия для впайки новых элементов. Поврежденные дорожки восстанавливаются посредством перемычек:

Вместо поврежденной микросхемы впаиваем либо то, что стояло(оригинал) либо аналог из четырёх полевиков из серии IRFZ 44(46,48) N :

фото 12 фото 13

При замене на транзисторы следует отметить, что отверстия платы и расстояние между ними не позволяют их просто установить (здесь нужно транзисторы либо выносить, либо что-то изобретать при монтаже:

Читать еще:  Двигатель 4а91 мицубиси характеристики

фото 14 фото 15

На автомобилях выпуска после 2001 года инженеры Хитачи (полагаю, из-за большой части отозванных автомобилей с такой проблемой) изменили топологию печатной платы. Теперь дорожки идущие от драйвера к мотору стали тоньше и проходят с другой стороны платы, дабы при выгорании не повредить элементы платы:

Но защиты по питанию всё же не предусмотрели.

После всего ремонта необходимо адаптировать шаговый мотор, чтобы установить правильные обороты холостого хода двигателя. Делается это при помощи сканера.

Теперь несколько советов владельцам таких автомобилей. Прежде всего, нужно обращать внимание на прогревные обороты двигателя. Если обороты не изменяются или не поднимаются при запуске или не падают при полном прогреве, то следует обратить внимание на подтекание тосола в районе мотора холостого хода.

фото 17 фото 18

Если следы тосола видны, следует отключить разъём с мотора дабы исключить дальнейшее повреждение деталей. После этого нужно обратиться в сервис для более точного установления проблемы.

Если страшное уже случилось и все погорело, то эксплуатировать автомобиль в принципе возможно — с отключенным мотором ХХ:

Нужно только развальцевать старый мотор и вывернуть шток для достижения приемлемых оборотов холостого хода, а далее искать ему замену.

Большое спасибо диагностам Ариду из Москвы и Антону(12вольт) из Нижневартовска за оказанную помощь при ранних ремонтах блоков управления.

Всем удачных ремонтов!

Бекренёв Владимир г. Хабаровск

Можно скачать все фотографии одним пакетом: около 500 кб — СКАЧАТЬ

Примечание: Извините, но чуть позже я решился добавить и изменить подпись:

Владимир БЕКРЕНЕВ, Диагност, город Хабаровск

Холостой шаговый двигатель ремонт

Ремонт регулятора холостого хода на экскаваторе Hitachi

У данного экскаватора что-то произошло с «мозгами» после чего, у него перестала работать «печка», поворотники и отказал регулятор, который выставляет обороты на холостом ходу и глушит машину. Поворотники и печку победили с помощью реле, осталось разобраться с холостым ходом. Задача оказалась по истине интересная и нетривиальная. Разобрав двигатель, который управлял заслонкой стало понятно, что он шаговый. И так, мы имеем шаговый двигатель, с редуктором, и потенциометром, осталось заставить это все работать.

Шаговый двигатель (Stepper), в отличии от коллекторных или асинхронных заставить работать на много сложней, так как для их работы необходим драйвер (Stepper Motor Driver). На драйвер поступает сигнал (импульс) и он поворачивает двигатель на 1’8 градуса (в зависимости от двигателя). Для того что бы нам повернуть на 360 градусов (один оборот) нам нужно дать 200 импульсов (шагов). Если выдавать 200 импульсов в минуту, то мы получим скорость вращения 1 оборот в минуту. Из-за своей особенности данные двигатели получили широкое распространение в ЧПУ станках.

Был согласован принцип работы — блок управления, на блоке две кнопки. В момент нажатия и удержания кнопки двигатель вращался бы в одну и или другую сторону, в момент отпускания оставался бы неподвижен. Так же надо было добавить светодиод (LED), который был бы индикатором того, что блок включен или что двигатель в данный момент вращается. Для того, чтобы принимать сигналы с кнопок, выдавать сигналы DIR (направление движения), STEP (шаг), EN (удержание) и «моргать» светодиодом. Самым быстрым и дешевым средством для этих целей оказался Arduino Nano. Можно было использовать и аналоги от Амперки или Китай, но к сожалению сроки были довольно сжатые.

Технические характеристики Arduino Nano:

  • Напряжение питания 5В;
  • Входное питание 7-12В (рекомендованное);
  • Количество цифровых пинов – 14, из них 6 могут использоваться в качестве выходов ШИМ;
  • 8 аналоговых входов;
  • Максимальный ток цифрового выхода 40 мА;
  • Флэш- память 16 Кб или 32 Кб, в зависимости от чипа;
  • ОЗУ 1 Кб или 2 Кб, в зависимости от чипа;
  • EEPROM 512 байт или 1 Кб;
  • Частота 16 МГц;
  • Размеры 19 х 42 мм;
  • Вес 7 г.

Данного арсенала под нашу задачу, более чем достаточно.

В первой версии в качестве драйвера был выбран BB-A4983, Двухканальный драйвер шагового двигателя, 2.5 А, 6-35В, так как рассчитать рабочие токи двигателя было затруднительно (почти невозможно), то взят был почти на угад. В последствии на машине он смог один раз открыть/закрыть и сгорел. В финальной версии в качестве драйвера использован «взрослый» драйвер CW5045.

Код Arduino выкладываю больше даже для себя, мало ли придется его доработать. Скажу сразу, что с точки зрения программирования код «очень» не идеален, скетч написан на скорую руку. Можно было оптимизировать работу, но к сожалению было мало времени.

Как это выглядит в кабине.

Получилось в итоге довольно неплохо. Машинисту понравилось. Если бы у меня было изначально чуть больше представления о том, что делаю, то можно было бы использовать даже штатный потенциометр для управления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector