Arskama.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цифровой термометр температуры двигателя

Цифровой индикатор температуры охлаждающей жидкости с функцией диагностики

Многие знают, что почти во всех современных автомобилях, указатель температуры охлаждающей жидкости в двигателе, штука очень условная и данные соответственно выдает тоже условные. Штатный «градусник» показывает водителю не совсем температуру, а один из четырех режимов: холодно, нагревается, нормально и всё пропало.
Сделано это не случайно, а абсолютно умышленно. Как считают производители, владельцу автомобиля совершенно необязательно знать точные значения температуры, а достаточно видеть четыре основных параметра, чтобы не нервировать себя и окружающих ненужной информацией. Т.е. находится стрелка около отметки 90° – езжай и не думай, на отметке 130° – сливай воду и чеши репу. Всё это отлично вписывается в концепцию запланированного устаревания.

В принципе такого алгоритма вполне достаточно для большинства автомобилистов, но учитывая капризность наших двигателей к температурным режимам, мне захотелось видеть реальные значения температуры двигателя, а не абстрактные интервалы. Это можно сделать двумя способами: с помощью OBD-адаптера и с помощью цифрового индикатора температуры. Оба устройства получают точные данные с датчиков по CAN-шине, но первый вариант для меня не очень удобен, т.к. требуется постоянного подключения OBD-адаптера к диагностическому разъему, а подключенный адаптер потребляет энергию даже в режиме простоя.

Компактных цифровых индикаторов температуры на рынке еще нужно поискать. Я решил остановиться практически на единственном варианте, который производит компания Эланг из Тольятти. Тем более такие индикаторы уже применялись на Sportage несколькими коллегами с Драйва. Дополнительным бонусом в индикаторе является диагностика и выведение ошибок. Пока эту опцию не получилось протестировать из-за отсутствия самих ошибок.

Заказал и через четыре дня получил индикатор. Устройство достаточно миниатюрное и не требует специального подключения. Разъем устройства просто вставляется в диагностический разъем автомобиля.

Индикатор температуры представляет собой микропроцессорное устройство, которое периодически посылает в шину диагностический запрос температуры ОЖ и количества сохраненных кодов ошибок. Устройство принимает данные и после обработки отображает их на светодиодном семисегментном индикаторе. Если в электронных блоках управления автомобиля есть сохраненные коды неисправностей, тогда при включении зажигания на индикаторе появится количество сохраненных ошибок, а через пять секунд бегущей строкой начнут отображаться сами коды. После отображения последнего кода, индикатор покажет температуру.

Корпус девайса достаточно аккуратный и его можно приклеить в любом удобном месте салона. Но мне не очень нравятся в салоне всякие инородные предметы и я решил интегрировать индикатор в обшивку, предварительно разобрав его и выбросив корпус. Как выяснилось, подходящих мест в салоне практически нет. Последнее подходящее место было использовано при установке вольтметра несколько лет назад.

Из всех панелей в салоне, которые не жалко было дырявить и где индикатор видно с водительского места, больше всего подошла крышка салонного блока предохранителей, которую всегда можно купить новую всего за 400₽. На врезку и закрепление индикатора мне потребовались около 40 минут и минимальный набор инструментов. С обратной стороны крышки пришлось отклеить информационную табличку с расположением предохранителей, которую я приклеил на тонкий пластик и повесил на жгут проводов рядом с блоком предохранителей.

Индикатор хорошо читается с места водителя и не отвлекает от дороги. После нескольких дней использования выяснилось, что наблюдение за температурой занятие достаточно увлекательное и познавательное. Несколько цифр можно посмотреть на фото и практически никогда они не совпадают со штатным указателем температуры.

Например:
— при прогреве двигателя, когда штатный индикатор уже показывает стандартные «почти 90°», фактическая температура двигателя может находиться в пределах 50-85°.
— при движении в пробках, когда штатный индикатор уже показывает стандартные «почти 90°», фактическая температура двигателя может находиться в пределах 85-110°.

Если совсем коротко, то при единственном штатном рабочем значении «почти 90°», реальная температура двигателя может быть в интервале 50-110°. Нормальный такой разбросик.

Понятно, что недогрев или перегрев двигателя может отрицательно сказаться на его ресурсе, но с цифровым индикатором процесс контроля температуры сильно упрощается и появляется возможность предпринимать действия до наступления критических режимов. Совершенно не жалею о покупке и считаю, что цифровой индикатор температуры, устройство из категории must have для любого любознательного автовладельца.

Ухаживайте за своими конями и они ответят вам взаимностью.
Всем здоровья, удачи и добра.

Бортовой журнал ВАЗ 21074 (2006 г.)

Доп. оборудование: Цифровой термометр антифриза в ВАЗ-2107

Как вы помните, в прошлый раз я установил в автомобиль цифровой вольтметр, теперь пришло время поставить цифровой указатель температуры охлаждающей жидкости, заказанный на Али. Решил поставить его, так как родной датчик показывает неадекватно из-за установленного подогревателя. Да, и будет полезно при прогреве двигателя зимой.

Читать еще:  А что за двигатель мтр

— Сам термометр, измеряющий температуру до 120 °C

— Клей «холодная сварка» для металла

— Наждачная бумага, обезжириватель

Чувствительный элемент термометра решено прикрепить на выпускном патрубке рубашки охлаждения, где на инжекторах находится второй датчик температуры, передающий данные на ЭБУ автомобиля.

Для начала, пропускаем провод с элементом тем же путем, что и при установке вольтметра, фиксируя стяжками к жгуту проводов, а сам термометр вставляем в заранее вырезанное окошко в панели.

Сам датчик оборачиваем в пару слоев фольги, чтобы после застывания холодной сварки была возможность, в случае поломки, вытащить его и заменить. Металлическую поверхность патрубка очищаем, зашкуриваем наждачной бумагой и обезжириваем. Смешиваем компоненты «холодной сварки» — достаточно будет небольшого кусочка в 3-5 грамм. Размазываем небольшую часть клея по поверхности, прикрепляем датчик термометра плотно к металлической поверхности и плотно залепляем оставшейся частью. Сверху, пока клей не застыл, можно прикрепить кусочек фольги для лучшего теплового экранирования.

Через сутки проверяем — датчик выходит свободно, клей встал намертво.

На панели получилось так.

Теперь проверяем работу — заводим автомобиль, уже через несколько секунд температура начинает подниматься. Через примерно 11 минут доходит до 88 °C и останавливается, чуть опускается на несколько минут и снова ползет вверх — так сработал термостат, открыв большой круг циркуляции охлаждайки.

Еще через 4 минуты, дойдя до 99,7 °C, включается вентилятор.

А, как мы выяснили ранее при помощи адаптера ELM327, температура включения вентилятора составляет 100 °C. Таким образом, погрешность измерения составляет примерно 0,3 — 0,5 °C, что даже немного удивило, думал будет больше.

Датчик температуры охлаждающей жидкости + вольтметр 12В (Ø — 16мм)

  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы (20)
  • Доставка/оплата

Описание

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя + вольтметр. Работает от бортовой сети 12 вольт. Предназначен для точного измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя и контроля напряжения бортовой сети автомобиля. Датчик температуры устанавливается вместо штатного.

Прибор подходит для автомобилей Таврия, Славута, ГАЗ, УАЗ, ВАЗ и другие авто с напряжением 12 вольт (кроме моделей с электронной системой управления двигателем).

Инструкция по установке расписана на обратной стороне упаковки.

Внимание! Во избежание ожогов датчик температуры устанавливать только на холодном двигателе!

Технические характеристики цифрового датчика температуры охлаждающей жидкости:

  • Диапазон измерения термометра от -40 до +125ºС (погрешность 1ºС);
  • Диапазон измерения вольтметра от 10 до 17В (погрешность 0,1В);
  • Габариты — 60х38х18мм;
  • Размер резьбы: Ø — 16 мм, конусная;
  • Шаг резьбы: 1,5;
  • Производитель: Украина.

Питается датчик температуры охлаждающей жидкости и вольтметр непосредственно от объекта измерения.

Термометр предназначен для точного (до 1 ° С) контроля температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) двигателя в пределах от -40°С до +125°С. Нормальной считается температура от +80 ° С до +90 ° С. Вольтметр предназначен для точного (до 0,1 вольта) контроля напряжения бортовой сети автомобиля в пределах от 10 до 17 вольт.

Подключение датчика температуры:

Найти штатный датчик температуры и отсоединить провод от него. Выкрутить штатный датчик и на его место вкрутить электронный. Не прилагайте чрезмерных усилий при закручивании, датчик не вкрутится до конца резьбы, так как резьба конусная. Убедитесь, что ОЖ не подтекает из-под датчика. После того, как датчик вкручен, соединить разъем датчика с разъемом от прибора и заизолировать соединение, а кабель закрепить с помощью стяжек, которые идут в комплекте.

Подключение прибора:

Провод с белой или красной полосой +12 вольт, черный провод минус (масса). Напряжение полностью заряженного аккумулятора (двигатель выключен) 12,5 вольт. При работающем двигателе напряжение должно быть в пределах от 13,8 до 14,5 вольт.

Проверка аккумулятора под нагрузкой:

При неработающем двигателе включите дальний свет фар. Если напряжение аккумулятора больше 11,5 вольт, аккумулятор исправен и заряжен. Если напряжение меньше 11,5 вольт, то аккумулятор нуждается в зарядке.

Выключение прибора:

Чтобы выключить прибор, нажмите и удерживайте кнопку 2 сек. до появления на индикаторе светящейся точки. Чтобы включить прибор, нажмите кнопку еще раз.

Цифровой индикатор температуры двигателя для мототехники

В статье представлено оборудование для снегоходов и других транспортных средств с воздушным двигателем – цифровые индикаторы температуры двигателя ЦИТД российской разработки. Описаны их характеристики и устройство, в частности запатентованная система защиты питания ЦИТД от импульсных помех в бортовой сети.

Читать еще:  Чем больше двигатель получает

ЗАО «ТЕРМИКО», г. Москва, Зеленоград


Причины перегрева двигателей с воздушным охлаждением

Снегоход, квадроцикл, катер и другая мототехника – в большинстве этих транспортных средств используется воздушное охлаждение двигателя, и их хозяевам приходится сталкиваться с проблемой, вызванной именно этим обстоятельством. В отличие от двигателей с жидкостным охлаждением, двигателям с воздушным охлаждением требуется воздушный поток, отводящий от цилиндров тепло, а значит, если остановиться, не выключая двигателя, его температура начнет достаточно быстро повышаться, что может вывести его из строя.

Спасти ситуацию способно устройство, сигнализирующее о перегреве цилиндров. И нам очень приятно, что такое устройство разработал, выпустил и внедрил на рынок именно наш производитель – московская компания «Термико». Индикатор создан на базе собственных разработок компании, оценен владельцами «воздушников» по достоинству и уже давно пользуется у них заслуженной популярностью.

Цифровой индикатор температуры двигателя (ЦИТД)

Цифровые индикаторы температуры двигателя, или ЦИТД, выпускаются уже около 20 лет и наиболее часто приобретаются для снегоходов. За это время вышло несколько модификаций прибора, часть из которых успела морально устареть и была снята с производства. В настоящее время компания «Термико» выпускает три модели: ЦИТД‑3, ЦИТД‑5 и ЦИТД‑6. Основное назначение любой модели ЦИТД – измерять и отображать на индикаторе температуру двигателя, а также сигнализировать владельцу транспортного средства о том, что температура цилиндров (или одного из цилиндров) приблизилась к опасному пределу. На заводе в качестве критического значения предустановлена температура 195 °C, что закономерно, поскольку разрушение цилиндро-поршневой группы некоторых двигателей начинается при температуре 200 °C. Однако данную установку при желании можно изменить.

Сигнализация о перегреве у моделей ЦИТД визуальная: при достижении температуры 195 °C температурная шкала ЦИТД начинает мигать, после чего водителю необходимо принять какие-то меры для охлаждения двигателя. Опционально можно подключить внешний звуковой сигнализатор. Яркость шкалы индикации хозяин транспортного средства имеет возможность настроить, исходя из ситуации (например, в зависимости от времени суток).

Кроме того, специалисты «Термико» разработали и запатентовали решение для защиты ЦИТД от импульсных помех, которые возникают в бортовой питающей сети снегохода, чем существенно повысили надежность его работы.

Эта основная функциональность может быть дополнена рядом других функций, о чем будет написано ниже – в разделах о ЦИТД‑5 и ЦИТД‑6. Также все основные функции трех моделей ЦИТД перечислены в сводной таблице в начале статьи.

Устройство и характеристики ЦИТД

ЦИТД состоит из электронного цифрового блока индикации (он же – измерительный блок), который устанавливается на приборную панель, и трех датчиков: два предназначены для измерения температуры правого и левого цилиндров, один – для атмосферного воздуха. Датчики передают сигналы, которые считывает измерительный блок, преобразует и выводит на индикаторы в цифровом виде. По умолчанию на индикаторе всегда отображается температура цилиндров двигателя. Если необходимо посмотреть температуру воздуха, нужно нажать на кнопку смены режимов, расположенную на лицевой панели измерительного блока. Через несколько секунд ЦИТД вновь автоматически перейдет в режим отображения температуры цилиндров.

Соединительный кабель, входящий в комплект поставки, служит для присоединения датчиков к измерительному блоку. С одной стороны кабель имеет разводку, рассчитанную на три датчика. Провода разводки разной длины: самый короткий – для датчика воздуха, средний – для датчика левого цилиндра, длинный – для правого. С другой стороны кабель имеет разъем для подключения к измерительному блоку. Датчики устанавливаются под свечи или в головку двигателя, измерительный блок – в приборную панель.

Отдельно необходимо упомянуть о датчиках температуры ТПТ‑3-6х, которые являются составной частью ЦИТД. Они созданы на базе тех же чувствительных элементов, что и платиновые термометры ТПТ (рис. 1), которые, к слову сказать, и являются главной продукцией компании «Термико». Термометры ТПТ обеспечивают высочайшие показатели надежности и метрологических характеристик. Они широко применяются во многих отраслях промышленности России, а также двух десятков других государств. Платиновые термометры ТПТ «Термико» имеют самый высокий класс точности – АА, устойчивы к механическим воздействиям и надежно служат в местах, подверженных вибрациям, сохраняя метрологические показатели в пределах нормы на протяжении многих лет.

Таблица 1. Основные характеристики ЦИТД‑3, ЦИТД‑5 и ЦИТД‑6


Рис. 1. Термометры ТПТ на базе платиновых чувствительных элементов производства ЗАО «Термико»

Самая ранняя из разработанных моделей, выпускаемая до настоящего дня, ЦИТД‑3 (рис. 2), имеет наименьшие общие и посадочные размеры и подключается к сети как переменного, так и постоянного тока снегохода. Подходит практически для любого транспортного средства с воздушным охлаждением двигателя, за исключением снегоходов «Буран» некоторых модификаций с двигателем Hirth.

Читать еще:  Шевроле каптива загорается неисправность двигателя


Рис. 2. Индикатор температуры двигателя ЦИТД‑3

ЦИТД‑5 (рис. 3) был разработан на замену ЦИТД‑2 и сохранил его посадочное место, так что при желании заменить старый прибор на модель нового образца это будет легко сделать. В ЦИТД‑5, выпущенном в 2014 году, были впервые в данной линейке использованы такие функции, как изменение значения критической температуры и изменение яркости индикации.


Рис. 3. Индикатор температуры двигателя ЦИТД‑5

В ЦИТД‑5 была применена принципиально новая схема, которая позволила снизить потребляемую мощность до 1 Вт. Также у прибора был расширен диапазон питающих напряжений до 24 В.

Индикатор ЦИТД‑5 отображает расширенный диапазон температур и обладает системой самотестирования и отображения неисправностей датчиков.

У самой последней модели линейки, ЦИТД‑6 (рис. 4), был доработан как интерфейс, так и функциональность. Теперь текущая температура правого и левого цилиндров отображается в виде столбчатых гистограмм. Кроме того, добавилась функция отображения числа оборотов двигателя в виде круговой диаграммы, то есть ЦИТД‑6 дополнительно выполняет функцию тахометра, преобразуя импульсы с катушки заряда магнето в число оборотов в минуту. Температуру и обороты двигателя можно посмотреть и на цифровом индикаторе тоже. Однако следует добавить, что функция тахометра корректно работает только на двухтактных двигателях и на данный момент не предусмотрена для четырехтактных двигателей. Также ЦИТД‑6 снабжен такими функциями, как часы реального времени и подсчет времени наработки двигателя (счетчик моточасов).


Рис. 4. Индикатор температуры двигателя ЦИТД‑6

Любой владелец мототехники может самостоятельно установить ЦИТД на свою машину: инструкция приведена в паспорте на изделие, который входит в комплект поставки. Ознакомившись с паспортом ЦИТД и руководством по эксплуатации мототехники, пользователь получает возможность выполнить эту задачу.

В завершение статьи перечислим основные преимущества ЦИТД:
запатентованная система защиты питания от перепадов и бросков напряжения бортовой сети;
настройка сигнализации о критической температуре двигателя в широком диапазоне значений;
регулировка яркости индикации для работы в условиях как дневного, так и ночного освещения;
визуальное оповещение и возможность опционально подключить звуковое оповещение о превышении температуры;
система самотестирования неисправностей датчиков температуры;
простой монтаж датчиков температуры как под свечи зажигания, так и в тело головки блока цилиндров;
гарантийное и сервисное обслуживание российским заводом-изготовителем и его уполномоченными дилерами.

Запатентованная система защиты питания ЦИТД от импульсных помех в бортовой сети

Прямо в процессе подготовки этой статьи нам удалось лично убедиться в том, насколько важное решение разработала компания «Термико» для защиты линий питания самих датчиков температуры. В январе один из наших коллег установил на отечественный снегоход «Рысь» модели 119 датчики, заказанные на AliExpress. Общая сумма заказа, включая доставку, составила чуть меньше 2500 рублей, и вначале это показалось хорошим вложением, так как в принципе ничего сложного в конструкции данного изделия нет. Оборудование было оперативно установлено на снегоход, проверено на холостом ходу, и, еще раз поздравив коллегу с удачным приобретением, мы все вместе отправились на охоту. Однако уже через 40 минут езды на снегоходе без каких-либо экстремальных нагрузок и «перегазовок» один из датчиков сгорел. Вначале показалось, что отвалился провод. Но, как выяснилось, выгорел сам датчик. Его состояние видно на снимках, датчик специально сфотографирован с нескольких ракурсов, чтобы можно было увидеть степень разрушения и понять неизбежность приобретения датчиков с хорошей защитой по питанию.


Рис. Место воспламенения на плате. Судя по копоти на подкапотном пространстве снегохода, искра была порядка 5–7 см. Прекрасно видно, что сама плата прогорела насквозь

Еще одним неприятным моментом стало то, что выгорание самого датчика сопровождалось не только неприятным запахом, но и, как выяснилось впоследствии, открытым искрением. А так как техника уже немолодая и постоянно эксплуатируется, опасность возгорания была достаточно велика.


Рис. Видно два датчика, один из них не работает. Это буквально через полчаса езды по хорошему насту

Второй датчик не стали выключать уже из принципиальных соображений, чтобы посмотреть, как долго он продержится. Продержался он действительно значительно дольше – почти две недели, пока в Ярославской области можно было еще кататься по снегу. Однако после заезда в гараж датчик всё-таки вышел из строя. Причину выяснять не стали, так как было решено поставить оборудование, специально разработанное и предназначенное для техники данного класса.

Опубликовано_в журнале ИСУП № 1(85)_2020

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector