Учить как работает двигатель - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учить как работает двигатель

Россия оказалась в ситуации 1929 года: инженеров новой формации просто некому учить

Но несмотря на колоссальное отставание, уверен Кулешов, мы еще можем перепрыгнуть через эту пропасть. Как страна оказалась в столь плачевном положении и что нужно, чтобы из него выбраться, – в нашем конспекте лекции академика.

Начал Александр Кулешов издалека, с 1929 года. После революции прошло 12 лет, и внезапно стало ясно, что в молодой советской республике инженеров нет. Все кадры, выращенные прекрасной российской императорской школой, эмигрировали за рубеж. Новых надо было выписывать из-за границы. По стечению обстоятельств в США в то время была великая депрессия и задача оказалась выполнимой. Американские инженеры приехали на великие социалистические стройки: Днепрогэс, АЗЛК, ГАЗ — сотни фабрик и заводов. Кроме того, они обучили новое поколение советских спецов. И вскоре в стране сложилась новая инженерная школа, самой высокой категории.

И те же кульманы, и те же старички
О том, что это была реально конкурентоспособная школа, свидетельствует хотя бы такой факт. В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда ее закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали — зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос березовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще, американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом все было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров.

Но время идет вперед, меняется подход к решению задач. Современный инженер знает о свойствах металла меньше, чем кузнец, который ковал доспехи в средние века. «Опыт на кончиках пальцев», который был так ценен столетия назад и передавался из поколения в поколение, теряет значение. А на заводе «Энергомаш», который создавал те самые легендарные «лунные» двигатели, время застыло: до сих пор те же кульманы, за которыми стоят дряхлые старички.

Лук как оружие исчез не потому, что он менее эффективен. Когда появились первые ружья, они проигрывали тетиве и стрелам. Процедура заряда порохом была очень медленной, а дальность выстрела гораздо меньше, чем у хорошего лучника. Так почему восторжествовал огнестрел? Хорошего лучника нужно было учить 20 лет, а стрелка из ружья – месяцы, а то и дни. То же самое произошло в 90-е с инженерией. В конце 80-х стали появляться мощные компьютеры, персоналки, которые полностью преобразовали науку. Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего.

Академик Кулешов до «Сколково» работал директором Института проблем передачи информации РАН, из которого вышло три лауреата Филдсовской премии. В институте, говорит лектор, была создана замкнутая экосистема, которая готовила выпускников для себя – часть для работы в исследовательской сфере, часть – в практической, в стартапах. Институту нужны были ученики, которых поставляли ему математические вузы. Удивительно, но студентов московского физтеха, самого успешного математического бренда страны, после второго курса приходилось доучивать годы.

Жизнь стала другой. Готовить специалистов надо с другой интенсивностью и обучать другим вещам. Математическая подготовка для инженерной деятельности является крайне убогой. Например, сопромат – эта дисциплина исчезла в Европе, такого понятия нет вообще. Никакой практической ценности он не имеет. А у нас людей этому учат до сих пор. «Я спрашивал у одного из ректоров: на первом курсе почему вы учите аналоговую электронику? – рассказал Кулешов. – А мне отвечают: «Ну, у нас есть Иван Иваныч в штате, и ему уже 70 лет, давайте этот предмет оставим». Ну, что ж тут делать – оставим так оставим».

Уровень математической подготовки даже в лучших вузах страны оказался невероятно низок. На входе институты получают самых одаренных ребят страны, а на выходе отдают сырье.

Раньше был слесарь дядя Вася, теперь наше оружие — флэшки
Черчения как дисциплины в мировом образовательном процессе тоже давно не существует. Для этих целей используется софт, который позволяет легко делать трехмерные модели. То, что раньше делалось на чертежах, сегодня — работа для компьютера. Эта революция подтолкнула развитие производственных средств, которые реализуют возможности вычислительной техники. Например, станков с программным обеспечением, ЧПУ. «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стеклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент — это флэшка, а не золотые руки», — говорит академик.

Российские предприятия оказались не готовы к прогрессу. И проблема не только в том, что у нас нет станков или программного обеспечения. На некоторых предприятиях есть и то, и другое. Но нет специалистов, которые могли бы перевести в электронную, понятную для современных машин форму, существующие в виде бумажных чертежей наработки. «У них есть старые чертежи, и они не могут их перевести в цифру, драматически не могут. Нет специалистов у нас по этому вопросу, – объясняет Кулешов. – Документацию на самолет «Сухой Суперджет» делали по этой причине западные фирмы, хотя это рутинная работа, там нет никакой математики».

Создание Сколковского института, считает Кулешов, — реакция правительства, осознавшего этот факт. Стало ясно: мы пришли к ситуации, когда у нас до сих пор есть наука, но нет инженерии. Нам снова нужно ввозить из-за границы людей, которые будут учить тех, кто уже потом будет учить массы.

«Нам удалось привлечь очень квалифицированных спецов с запада, по 100 человек в год они сейчас выпускают, — говорит глава Сколтеха. – Но в России своя специфика. Мы были маленькой копией MIT, Массачусетского технологического института. Лучшие мировые практики собирались внедрять без изменения на нашей почве. Но практика показала, что это не так просто. Вскрылась одна забавная проблема».
В США, в том числе в MIT, студент сам выбирает, чему ему учиться, из собственных соображений. Ту же систему перенесли на российскую почву, а она здесь работать не стала. Почему? На этот счет есть теория. Годовой курс в Массачусетсе, одном из лучших вузов мира, стоит 50 тыс. долларов. Иногда их вносят родители студента, иногда футбольная команда, иногда сам MIT платит за обучение. Но это всегда живые деньги, и у обучающегося этот факт прошит в мозгах. За него платят, и это его единственный шанс в жизни. Поэтому он рвет знания челюстями. А наши студенты учатся бесплатно, да еще и получают стипендию. И предметы они выбирают, какие попроще. Так что американскую систему обучения в России пришлось менять.

Читать еще:  Электромагнитный клапан для запуска двигателя

Сможет ли Россия сократить тот разрыв, который отделяет ее от западной инженерии? Своими силами – точно нет.

По оценкам экспертов, общая трудоемкость того, что вложено в инженерные софтовые разработки, которые существуют на данный момент, составляет 750 тысяч лет квалифицированного человеческого труда.
Даже если Россия завтра воспитает 5 тысяч таких специалистов (а это невозможно), им понадобится 150 лет непрерывной работы, чтобы создать автономную экосистему. Что же делать? «Мы не можем зависеть от санкций, — говорит ученый. — Нельзя оказываться на крючке. Решение есть – надо вычислить наиболее критические точки в системе образования и сосредоточиться на них».

Вы продаете пуговицы, а клиенту нужен костюм
Поскольку встреча состоялась в Тюмени, гость отдельно остановился на проблемах нефтегазовой индустрии. Все российские нефтекомпании живут на технологиях мировых сервисных грандов — «Шлюмберже» и «Халлибертон». А мы, россияне, что, не можем сами сделать то же самое? «Ко мне нередко приходят, особенно в рамках проекта «Сколково», — отвечает сам себе ученый. — Приходит ко мне, например, с мехмата профессор математики. Говорит: “Я написал со студентами классную гидромеханику (софт для использования при добыче), для нефтяников. Всем показываю, все хвалят, а никто не берет. Как ты можешь это прокомментировать?” А это очень просто. Мы в основном имеем дело с полевыми инженерами. Ему нужно готовое решение, он хочет работать мышкой, с комфортом. Ты ему приносишь пуговицу от пиджака, а ему нужен костюм».

То есть российским компаниям необходимо учиться создавать комплексные решения. Но сделать это силами десятка умников невозможно.

У современного инженера есть выбор интеллектуального инструментария от сравнительно простого до невероятно сложного. На максимум использует все наработки человеческой мысли лишь 1% специалистов. Это стало ясно 15 лет назад. Западное сообщество решило, что надо увеличивать этот показатель, но через 15 выяснилось: ничего не поменялось, это константа. С чем это связано, сложно сказать, есть на этот счет разные теории, но это факт. И компании пошли по другому пути. Они начали проектировать так называемые вертикально-интегрированные решения. Для нематематиков и неинженеров лектор объяснил это примером. Допустим, есть инженер, который всю жизнь проектирует редукторы. Надо сделать для него такой софт, который «экранирует» его от сложных математических расчетов, чтоб он работал только в привычной ему среде, а все, что из нее выпадает, программа обсчитывала бы за него сама. Сейчас главные производители софта на планете работают над такими решениями.

Зона применения для ограниченных людей катастрофически сокращается
Другой вызов, с которым бьется передовая человеческая мысль, связан с тем, что большую часть своего времени специалист посвящает, условно говоря, рысканью по каталогу накопленных знаний. Даже в самых высокотехнологичных компаниях мира – Airbus и Boeing, где очень сильные сотрудники, рядовой инженер тратит 60% времени на поиск аналога того решения, которое ему необходимо. То есть сидит в интернете и ищет там какую-то готовую модель, которую потом ему надо будет подправить. Некая американская компания долгие годы просто копила базу созданных инженерами всего мира 3D-моделей. Инженеры, которые их создавали, складывали эти модели бесплатно в эту базу – даже без аннотаций или с минимальной аннотацией. Недавно эта база была продана почти за миллиард долларов. И сегодня колоссальные усилия математиков направлены на создание алгоритмов, которые бы позволили эту базу использовать для извлечения необходимых моделей.

«Допустим, мне нужно спроектировать дачный домик, — приводит доступный пример Кулешов. – Наверное, все или почти все домики в мире уже спроектированы. Все, что надо — изменить один из готовых проектов. Надо, чтобы софт достал из базы наиболее близкий к тому, что у тебя в голове, объект. И если это начнет работать, будет сумасшедший дан импульс развитию инженерных технологий».
Мир, говорит профессор, со страшной скоростью разлетается в разные стороны. В одну сторону летят «яйцеголовые», а в другую – те, чья единственная функция – быть обслугой. Зона применения для людей со средними умственными навыками сжимается как шагреневая кожа.

Шансы у России есть, у нас хорошая генетика
Понятно, что сейчас российский инженер – это человек, сидящий где-то на обочине проселочной дороги. Как вернуть его на главную магистраль? Для начала нужно понять: во всех передовых направлениях простых задач не осталось. Все, что было просто, уже решено. А сложные задачи требуют сложных методов, и это тот элемент, которому мы не учим и который надо полностью менять в системе подготовки инженеров в РФ. Очередной пример: во Франции 51% выпускников школ сдает определенный тест, который нужен для дальнейшего обучения. Если не сдал – не можешь претендовать даже на учебу в ветеринарном техникуме, не говоря про топовые инженерные или математические вузы. Результаты этого теста показывают, что французский школьный диплом полностью покрывает все российское высшее образование. 18-летний француз намного лучше и глубже знает математику, чем любой выпускник российского вуза, кроме, возможно, физтеха и «вышки». А потом этого француза еще два года учат только физике и математике. И только после этого он идет учиться инженерии.

Если ты не понимаешь математики, ты не способен стать инженером. Но в России понимание этого тезиса не стало массовым, потому что нет людей, которые бы массово этому учили. Как было в СССР с 1929 по 1935 годы. Но эту проблему еще можно решить. «У нас интеллектуально хорошая генетика, у нас есть все возможности, чтобы перепрыгнуть эту пропасть и не в два прыжка, а в один, — оптимистично заявил Кулешов. — Но пока мы находимся в 1929 году. И надо ввозить кадры из-за рубежа, иначе мы приблизимся к Нигерии и Зимбабве, где люди умеют пользоваться гаджетами, но не понимают, как они работают».

Читать еще:  Цифровое измерение температуры двигателя

Авиационный механик (авиационный техник-механик, авиамеханик)

Авиационный механик выявляет и устраняет неисправности, проводя мелкий текущий ремонт летательных аппаратов, иначе говоря занимается техническим обслуживанием. Авиамехаников готовят в учреждениях среднего профессионального образования.

Обновлено: 19 декабря 2019

Авиационный механик – специалист по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов и авиационных двигателей. Его главная обязанность – поддержание самолётов и вертолётов в состоянии лётной годности. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Авиамеханики работают в трех основных направлениях:

  • авиационная электроника, двигатели и системы управления полетом;
  • системы кондиционирования и гидравлики;
  • остальные системы (в частности, система удаления отходов).

Поэтому авиационный механик – это название целой группы специальностей.

Авиамеханики в гражданской авиации

  • Авиационный механик (техник) по планеру и двигателям;
  • Авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию;
  • Авиационный механик (техник) по радиооборудованию.

Авиамеханики в вооруженных силах (ВВС)

  • Авиационный механик по эксплуатации и ремонту планера и двигательных установок летательных аппаратов;
  • Авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного вооружения;
  • Авиационный механик по эксплуатации и ремонту радиотехнического, радиоэлектронного, радиосвязного и противолодочного поисково-прицельного оборудования;
  • Авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного оборудования.

Авиамеханики работают в аэропортах и ремонтных мастерских. Рабочим местом автомеханика может быть как ангар, так и лётное поле.

Важные качества

Авиамеханику необходимы хороший глазомер, хороший слух, развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, хорошая память, умение концентрировать внимание, наблюдательность, быстрая реакция. А также дисциплинированность, терпеливость, исполнительность, аккуратность, физическая выносливость.

В некоторых случаях авиамеханику приходится работать с химикатами, поэтому очень важно не иметь аллергических заболеваний.

Для ремонта планера требуется значительная физическая сила и выносливость, поэтому женщины на таких должностях не служат. В то же время, армейских специалистов этого профиля обучают непосредственно в части, т.к. предварительная профессиональная подготовка для этого не требуется.

Для специалистов остальных групп важны не столько физические данные, сколько профессиональная подготовленность (средне профессиональное образование).

Какой язык программирования учить в 2022 году?

В последние годы на рынке программного обеспечения сформировались принципиально новые перспективные направления для профессионального развития разработчика.

1. Unity (C#)

“Более половины игр в мире создано на Unity”. — Джон Риччителло, генеральный директор Unity

Unity — самая популярная в мире платформа для создания интерактивного контента, 3D и контента в реальном времени, такого как:

  • Игры (Android, iOS, PC, Nintendo, PlayStation).
  • Интерактивный опыт (дополненная реальность и виртуальная реальность).
  • Анимация и кинематограф (визуализация в реальном времени компьютерной графики для фильмов).
  • Автомобилестроение и транспорт (повышение реалистичности деталей и дизайна автомобилей)
  • Производство (симуляция роботов).
  • Архитектура, проектирование и строительство (3D-визуализация зданий, проектирование зданий и виртуальные строительные среды).

Получается, что начав изучать Unity (C#) сейчас, вы получите шанс трудоустроиться в любой из вышеперечисленных растущих отраслей.

Unity работает на 30 платформах, таких как Android, iOS, Windows, Nintendo Switch и PlayStation.

За последние 10 лет глобальный игровой рынок ежегодно рос со совокупным среднегодовым темпом (CAGR) в 11%.

Исходя из правила 72, при тех же темпах роста текущая стоимость игрового рынка удвоится в течение следующих 6,55 лет. Даже исходя исключительно из данных об игровой индустрии, в ближайшие годы резко возрастет спрос на программистов, работающих с фреймворком Unity.

Более того, изучение Unity подготовит вас к следующей эволюции технологий — всё в 3D, AR и VR.

Язык C# достаточно легко освоить на достаточном для разработки первой игры или 3D-приложения уровне. Бесплатно доступно множество учебных пособий на YouTube и других платформах.

Конечно, существует более высококлассная альтернатива Unity: движок Unreal Engine от Epic Games. Обратите внимание, что досконально изучить Unreal Engine будет гораздо труднее, чем Unity — более крутая кривая обучения, меньше учебных ресурсов.

2. Flutter (Dart)

Кто не хочет публиковать приложение сразу на как можно большем количестве платформ, с единой кодовой базой? Flutter 2.0 позволяет разрабатывать приложения одновременно для Android, iOS и Web.

Flutter работает на всех устройствах: на мобильном телефоне, на компьютере и на всём, где есть браузер.

Да, родной для платформы язык, такой как Java для Android и Swift для iOS, зачастую более эффективен. Но все типы функций, которые вы придумаете для Java или Swift, вы также сможете реализовать и во Flutter. Более того, никто не запрещает подключить решение, написанное на Java или Swift, если всё-таки возможностей языка Dart перестанет хватать для реализации всех ваших требований к программе.

Сопоставимым конкурентом фреймфорка Flutter можно назвать React Native: с точки зрения скорости, сложности и сообщества они почти на одном уровне.

Однако сравнивая их по популярности, состоянием на 1 июля 2021 года Flutter собрал на Github 124 000 звезд, а React Native — всего 96 400: можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день Flutter обогнал по популярности React Native в качестве кроссплатформенного фреймворка для разработки мобильных приложений.

3. Golang

Go разработан компанией Google. Обратить внимание на Golang следует хотя бы из-за списка его преимуществ:

  • Golangодин из самых быстрых языков программирования, поскольку он компилируется в машинный код.
  • Golang поддерживается компанией Google.
  • Golang прост в изучении, у него большое сообщество.
  • Отлично подходит для DevOps, для backend и full stack веб-разработки.
  • Минималистичный, понятный синтаксис.
  • 3-я по величине медианная зарплата специалиста в области разработки программного обеспечения:
Читать еще:  Двигатель a14net какое масло лить

Golang создан с поддержкой высокого параллелизма, масштабируемости, многопоточности и превосходной производительности. Он на 100% совместим с технологией облачных вычислений и контейнерами. Разработчики часто используют Go для связанных с DevOps проектов, таких как Kubernetes или Docker. Многие крупные компании, такие как Google, Dropbox, Uber и Twitter, используют Golang из-за его простоты и скорости.

С учетом быстрого расширения рынка публичных облачных вычислений спрос на талантливых DevOps-разработчиков продолжит расти с каждым годом. Поскольку Golang совместим и с back-end разработкой, и с DevOps, вы сможете воспользоваться стремительным ростом не только рынка облачных вычислений, но приложений для мобильных платформ.

Выводы

В любом случае, очевиден потенциал трёх вышеупомянутых языков программирования, стремительным ростом каждого из них вы теперь можете воспользоваться.

Даже если большинство из вас уже используют более старые языки программирования, такие как PHP, Nodejs, Java или Ruby — изучение инновационного языка программирования в качестве второстепенной специализации поспособствует развитию вашей карьеры.

Кто ближе всех к звездам? 9 космических профессий

Читать: 3 мин.

Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете.
Нил Армстронг

Космос — это будущее человечества. Трудно представить более романтичную и перспективную сферу деятельности, чем освоение космоса.
В период первых полетов в космос в обществе не прекращались разговоры о космических исследованиях, казалось, что вот-вот он покорится человеку. Газеты, телевидение и разговоры взрослых задавали жизненный ориентир для всех школьников страны. Космонавты были популярны, как сегодня кинозвезды.

В настоящее же время в мире насчитывается меньше сотни «активных» космонавтов, и все они где-то далеко от нас. Современные подростки не романтизируют труд космонавта. Они знают, что исследовать космос — это физически и психологически тяжелая работа, к тому же, связана с большим риском. Поэтому современные школьники выбирают «приземленные» профессии, о которых они знают гораздо больше.

Сегодня сделаем шаг навстречу космосу! Расскажем о самых разных профессиях в космической отрасли.

1. Космонавт (астронавт)
Что делает? Проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. В течение 6 месяцев работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора.
Где готовят? Самая «проторенная дорога» в космос — профессия военного летчика. Но сегодня стать космонавтом может любой желающий с высшим образованием, физически здоровый и психологический устойчивый. Отбор и обучение кандидатов ведет Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина рядом с Москвой.

2. Астроном
Что делает? Наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной.
Где готовят? На физических факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ.

3. Инженер-конструктор
Что делает? Проектирует, строит и испытывает самолеты, ракеты и космические корабли. В своих работах инженеры-конструкторы должны учитывать ограничения каждой среды. Например, поскольку реактивные двигатели не работают в космосе, где нет воздуха для толкания, инженеры аэрокосмической промышленности вместо этого используют ракеты, которые работают на жидком кислороде и ракетном топливе для создания тяги.
Где готовят? МГТУ им. Баумана, МАИ, ГУАП

4. Инженер бортового оборудования
Что делает? Исследует, проектирует, разрабатывает и тестирует компьютерные системы и оборудование, которые используются для измерения активности в космическом пространстве или на Земле. Инженерам бортового оборудования важно уметь составить техническую документацию, чтобы любой космонавт потом мог воспользоваться или отремонтировать оборудование.
Где готовят? Получить базовое инженерное образование можно в МГТУ им. Баумана, МТУ (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ), МГТУ «СТАНКИН», НИУ «МЭИ»

5. Авиамеханик
Что делает? В сотрудничестве с другими специалистами создает такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует машины, которые необходимы для космических полетов. Например, механики могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для разработки рулевого механизма на соплах ракет.
Где готовят? Авиамехаников готовят авиационные училища, колледжи, техникумы.

6. Инженер-строитель
Что делает? Проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры-строители, а также строительные рабочие — маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты.
Где готовят? МГСУ, МГУПС им. Николая II, Московский Политех

7. Космический биолог
Что делает? Исследует биологические системы в условиях космоса и на других планетах. Специалисты этой перспективной профессии смогут выращивать на космических станциях растения и разводить животных.
Где готовят? На биологическом факультете МГУ, МВА им. К.И.Скрябина, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

8. Специалист по космической медицине
Что делает? Проводит отбор космонавтов для полета, следит за их самочувствием и психологическим состоянием. При его участии проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных аппаратов.
Где готовят? Кафедра авиационной и космической медицины МГМУ им И. М. Сеченова

9. Менеджер космического туризма
Что делает? Разрабатывает программы для туристов, которые хотят побывать в космосе в развлекательных целях. Контролирует процесс подготовки туриста к полету. Пока в космосе побывало 7 непрофессиональных космонавтов, и вопрос менеджмента таких полетов только появился, но с развитием частных космических организаций эта профессия станет востребована.

В космической отрасли есть перспективы для развития самых разных специальностей. Не важно гуманитарий вы или технарь, если вы всегда мечтали быть ближе к звездам, то выбирайте свой путь на космическую орбиту.
Для тех, кто мечтает о космосе, 26 марта 2017 года в МГУ им. М.В.Ломоносова открылся факультет космических исследований. На факультете будут готовить специалистов в аэрокосмической области и проводить новейшие исследования по освоению космоса.

Автор: Ольга Биккулова, специалист Центра «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector