Вентилятор охлаждения двигателя температура включения - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вентилятор охлаждения двигателя температура включения

Вентилятор охлаждения двигателя температура включения

Пользователь

Пользователь №: 5503
Спасибо сказали: 1 раз

Город:
Новосиб

Автомобиль:
Carisma 1.6 MPI
Кузов:
Седан, рестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
2002

Спасибо сказали: 1 раз

Главный администратор

Пользователь №: 4
Спасибо сказали: 1459 раз

Город:
Ковров 33 регион

Автомобиль:
Другое
Кузов:
Хэтчбек, дорестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
другое

Спасибо сказали: 1459 раз

Пользователь

Пользователь №: 5503
Спасибо сказали: 1 раз

Город:
Новосиб

Автомобиль:
Carisma 1.6 MPI
Кузов:
Седан, рестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
2002

Спасибо сказали: 1 раз

умывальников начальник и мочалок командир

Пользователь №: 3514
Спасибо сказали: 378 раз

Город:
Пенза

Автомобиль:
Carisma 1.6 MPI
Кузов:
Хэтчбек, рестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
2002

Спасибо сказали: 378 раз

Пользователь

Пользователь №: 5503
Спасибо сказали: 1 раз

Город:
Новосиб

Автомобиль:
Carisma 1.6 MPI
Кузов:
Седан, рестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
2002

Спасибо сказали: 1 раз

Модератор

Пользователь №: 53
Спасибо сказали: 753 раза

Город:
Замкадный Космодром

Автомобиль:
Carisma 1.8 MPI
Кузов:
Хэтчбек, дорестайлинг
Трансмиссия:
АКПП
Год выпуска:
1997

Спасибо сказали: 753 раза

Пользователь

Пользователь №: 102997
Спасибо сказали: 0 раз

Город:
Снегери

Автомобиль:
Carisma 1.6 MPI
Кузов:
Седан, рестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
2003

Спасибо сказали: 0 раз

Главный администратор

Пользователь №: 4
Спасибо сказали: 1459 раз

Город:
Ковров 33 регион

Автомобиль:
Другое
Кузов:
Хэтчбек, дорестайлинг
Трансмиссия:
МКПП
Год выпуска:
другое

Спасибо сказали: 1459 раз

У нас есть такая Alchik Она с сентября тут не бывает (сменила Карю на Королу), но ещё на старом форуме она провела эксперимент такой с датчиком и термостатом, вот её история:

«Тоже сегодня воевала с системой охлаждения.
Предыстория: зимой вентиляторы если срабатывали, то за пару делений от красной зоны. Но на то она и зима, чтобы машина не грелась. Поэтому решение отложила до весны. Недавно купила датчик, который на мозги (двухконтактный) 55126. Поменяла, и начались чудеса. Машина прогревается, вентиляторы врубаются, и больше не вырубаются. Термостат закрыт (нижний патрубок совсем холодный). Погоняла ее по всякому, не открылся. Заказала термостат, на всякий случай начала кататься с печкой. Жарко, между прочим.
Приехал термостат (заказывала оригинал). Поменяла, и…. О чудо. Ничего не изменилось…
Сварила снятый термостат. Он открывается, ход клапана 10 мм…. Пришлось включать мозги и искать необходимые причендалы. А именно: удалось найти переменный резистор и термометр, который можно варить.
Далее. Сняла клемму с датчика, который на мозги. К ней подключила переменный резистор, и крутя его выяснила, что мозги моей машины врубают вентилятор при 188 Ом
Выкрутила датчик, и пока варила его, снимала показания в табличку. Ну, это на всякий случай. Цель была выяснить, что 188 Ом он имеет при температуре 82 градуса.
А термостат у меня на 88 градусов. Ну, так на нем написано. По моему термометру он начал открываться при 86 градусах. Т.е. вентиляторы молотят, а термостат не открывается. Но мне чет жалко вентиляторы, они же не вечные. Решила исправить. Можно было заказать оригинальный датчик, потратить рубль с лишним, ждать, пока его привезут…. Пошла другим путем.
Сняла клемму с датчика. На клемму в очередной раз повесила резистор с заведомо бОльшим 188 Ом сопротивлением (чтобы вентиляторы не включались. Можно и по другому, но оно у меня уже было наготове), а на датчик мультиметр в режиме омметра. Наблюдала за показаниями мультиметра и щупала нижний патрубок. Получилось, что термостат у меня открывается при показаниях датчика 150 Ом, что по табличке соответствует примерно чуть меньше 90 градусам. Вообще это я и раньше в кастрюльке выяснила, но в кастрюльке был старый термостат, а на машине стоял новый. Не видела смысла снимать его для варки, раз старый оказался рабочим, и все равно не открывался на машине.
Вентиляторы должны врубаться позже. Решила, что пусть это будет диапазон от чуть больше 90 градусов до 95 градусов. Т.е. по показаниям моего датчика должно быть 145-130 Ом. Чтобы мой датчик выдавал на комп в этот момент 188 Ом надо к нему последовательно добавить 43-58 Ом. Из стандартных резисторов подойдут 43, 47, 51, 56 (тут могла и напутать). У меня нашлись только от 100 Ом. Воткнула два по 100 Ом соединенных параллельно (по моему мультиметру получилось 49,2 Ом)
И вот теперь, о чудо! Все действительно работает. Сначала открывается термостат, и только потом, через какое-то время, вентиляторы. Будут проблемы, или деньги лишние – куплю оригинальный датчик и выкину доп сопротивление из цепи.»

Мне понравился этот опыт и я его сохранил «для истории», может кому и пригодится.

Как проверить датчик вентилятора

    26 1 56k

Вопрос как проверить датчик вентилятора, автовладельцев может интересовать когда вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, работает постоянно. А все потому, что часто именно этот элемент и является причиной такой проблемы. Чтобы проверить датчик включения вентилятора охлаждения необходимо знать принцип его работы, а также стоит воспользоваться мультиметром для проведения некоторых измерений.

Перед тем, как перейти к описанию процедуры проверки датчик включения вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с тем как он работает и его основных видах неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Сам датчик включения вентилятора представляют собой температурное реле. В основе его конструкции лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным штоком. При нагревании чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней шток замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в нижней его части, сбоку, зависит от модели машины), но есть модели двигателей где датчик вентилятора ставят в блок цилиндров, как например, у популярного автомобиля ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, в частности, на входном и выходном патрубках радиатора. Это позволяет как включать, так и отключать вентилятор принудительно при понижении температуры антифриза.

Также стоит знать, что существуют два типа датчика температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные рассчитаны на работу вентилятора при одной скорости, а трехконтактные — на две скорости работы вентилятора. Первая скорость включается при меньшей температуре (например, при +92°С…+95°С), а вторая — при большей (например, при +102°С…105С°).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — устройство достаточно простое, поэтому причин поломок у него немного. Не работать он может в таких случаях:

Разъемы на фишке трехконтактного ДВВ

  • Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
  • Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
  • Поломка реле (штока).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Отсутствие питания от предохранителя.
Читать еще:  Starline b64 запуск двигателя

Учтите что датчик включения вентилятора является неразборным и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении отказа в работе его меняют. В современном автомобиле сигнализировать о проблеме будет лампочка чека двигателя, так как в памяти электронного блока управления (ЭБУ) будет фиксироваться одна или несколько из следующих ошибок — p0526, p0527, p0528, p0529. Коды этих ошибок будут сообщать об обрыве цепи, как сигнальной, так и питания, но случилось это из-за отказа датчика либо проблем с проводкой или подключением — можно узнать лишь после проверки.

Как проверить датчик вентилятора

Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

Проверка питания

Проверка питания ДВВ

На мультиметре включаем режим измерения постоянного напряжения в пределах около 20 Вольт (зависит от конкретной модели мультиметра). В отсоединенной фишке датчика нужно проверить наличие напряжение. Если датчик двухконтактный, то вы сразу увидите есть ли там 12 Вольт. В трех контактном датчике следует попарно проверить напряжение между выводами в фишке с тем, чтобы найти, где один «плюс», и где два «минуса». Между «плюсом» и каждым «минусом» тоже должно быть напряжение 12В.

Если питания на фишке нет — в первую очередь нужно проверить цел ли предохранитель (он может быть как в блоке под капотом так и в салоне авто). Его расположение зачастую указано на крышке блока с предохранителями. Если предохранитель целый — нужно «прозвонить» проводку и проверить фишку. Потом стоит приступать к проверке непосредственно самого датчика вентилятора.

Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

Проверка срабатывания вентилятора

При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

Проверка датчика включения вентилятора

Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию. Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь. Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):

Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

  1. Установить электронный мультиметр в режим «прозвонки».
  2. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсовому» контакту датчика, а черный — к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
  3. Щуп, измеряющий температуру подсоединить к поверхности чувствительного элемента датчика.
  4. Включить паяльник и приложить его жало к чувствительному элементу датчика.
  5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), то исправный датчик замкнет цепь, и мультиметр будет сигнализировать об этом (в режиме прозвонки мультиметр пищит).
  6. Переместить черный щуп на «минус», отвечающий за вторую скорость вращения вентилятора.
  7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд на исправном датчике должна замкнуться и вторая цепь при достижении пороговой температуры, мультиметр опять запищит.
  8. Соответственно, если при прогреве датчик не замыкает свою цепь — он неисправен.

Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

Заключение

Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Читать еще:  Гранта хэтчбек что за двигатель

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:

На карбюраторе. Чтобы проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора на карбюраторном двигателе, необходимо заглушить автомобиль. Далее находите датчик в подкапотном пространстве и снимаете с него провода, подходящие к разъему. После этого запускаем двигатель и перемыкаем разъемы, с которых были сняты провода. Если вентилятор включился, можно диагностировать поломку датчика.
Обратите внимание: В ситуации, когда датчик выходит из строя в дороге, чтобы избежать перегрева двигателя, можно подобным образом перемкнуть контакты датчика. При этом важно их изолировать, чтобы они не коснулись корпуса и не вызвали замыкание.

  • На инжекторе. В инжекторном двигателе можно провести компьютерную диагностику датчика. В ряде современных автомобилей предусмотрена отдельная диагностическая ошибка, сигнализирующая, что неисправен датчик вентилятора охлаждения. Если такая ошибка была определена, можно следующим образом провести диагностику датчика на автомобиле. Нужно отсоединить разъем с датчика и подождать несколько секунд. Блок управление обнаружит, что датчик более не подключен и запустит вентилятор.
  • Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:

    1. Возьмите тестер, термометр для измерения температуры воды, емкость для нагрева воды, воду и сам датчик;
    2. Далее налейте в емкость воду и поставьте ее разогреваться;
    3. Опустите диагностируемый датчик в воду, чтобы его контакты находились сверху;
    4. Следите по термометру за температурой воды, при этом удерживайте щупы тестера (включенного в режим замера сопротивления – Ом) на контактах датчика;

  • Пока вода не разогрета, сопротивление датчика будет стремиться к бесконечности. При определенной температуре нагрева датчик должен сработать и сопротивление значительно снизится. Необходимо определить при какой температуре воды это происходит.
  • В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

    Lifan Клуб

    Форум клуба владельцев Lifan Лифан

    • Ссылки
    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • Поиск
    • Наша команда

    Установка Борея и Фотона

    • Версия для печати
    • Перейти на страницу:

    Установка Борея и Фотона

    • Цитата

    #1

    Сообщение ksiman » 12 июл 2014, 16:40

    Пока проходит настройка и тестирование интересных устройств, расскажу немного о работе нашей системы охлаждения. Так уж получилось, что обсуждается в основном утечка антифриза (у кого чего болит ), а о работе самой системы информации маловато. Попытаюсь исправить этот пробел

    Итак, помпа гоняет антифриз в зависимости от температуры ОЖ (охлаждающей жидкости) по малому или большому контуру охлаждения. Переключаются контуры при помощи термостата. Температура начала открывания термостата 82гр, температура полного открывания термостата 95гр. Радиатор охлаждения двигателя стоит в большом контуре охлаждения, печка и подогрев впускного коллектора промываются в любом случае независимо от текущего работающего контура.
    Подача ОЖ в радиатор охлаждения идёт сверху. Там-же установлена несчастная крышка-клапан радиатора.
    Пока автомобиль спокойно движется со скоростью более 40км/ч, радиатор нормально охлаждается набегающим потоком воздуха, при этом его температура может опускаться ниже рабочей, а температура двигателя поддерживается за счёт призакрывания термостата. На меньшей скорости и особенно в жару температура ОЖ повышается, термостат полностью открыт. Если скорость совсем небольшая, либо нагрузка на двигатель повышенная, радиатор перегревается и необходимо помогать ему продуваться — для этого и служат вентиляторы принудительного охлаждения.
    На радиаторе охлаждения двигателя стоят два вентилятора:
    Первый вентилятор (более мощный — около 160Вт, диаметром 12″, скоростной и шумный) — обдувает радиатор конденсора и 1/4 часть радиатора охлаждения двигателя.
    Второй вентилятор (послабей — около 120Вт диаметром 12″ и потише) — обдувает 1/2 часть радиатора охлаждения двигателя.
    Температура включения первого вентилятора 93гр, отключения 86гр
    Температура включения второго вентилятора 94гр, отключения 87гр
    Я не знаю, чем думали разработчики нашего автомобильчика, но логика работы этих вентиляторов вызывает лёгкое недоумение.
    В итоге имеем: тихий вентилятор, хорошо охлаждающий радиатор, который почти никогда не работает и шумный вентилятор, плохо охлаждающий радиатор, который по жаре в пробке молотит постоянно, пытаясь охладить двигатель до 86гр, заглушая работу двигателя Знакомая картина, не правда-ли? При работе кондиционера этот шумный вентилятор также молотит постоянно, но тут уж никуда не деться, ибо надо хорошо охлаждать радиатор конденсора.
    Управляет всем этим безобразием ЭБУ, изменить логику его работы возможно только перепрошивкой.
    Управляющими сигналами для включения этих вентиляторов являются:
    — датчик температуры ОЖ
    — сигнал включения зажигания
    — сигнал включения кондиционера
    Датчик температуры стоит на водяном коллекторе около термостата. Внутри корпуса датчика установлено два абсолютно независимых одинаковых терморезистора. Один подключен между корпусом датчика и средним выводом разъёма — идёт на приборную панель и зажигает палочки и красный градусник
    Второй изолирован от корпуса, подключен к крайним выводам разъёма и идёт в ЭБУ. Именно по нему управляются вентиляторы и показывается температура на бортовых компьютерах и адаптерах.
    Т.к. датчика два, нет абсолютно чёткой зависимости между палками приборки и температурой в ЭБУ. Например, у меня 4 палки 70-84гр, но на другом авто может быть иначе, т.к. между датчиками есть определённый разброс параметров.

    Вентиляторы управляются при помощи двух реле, на защите силовых цепей стоят два предохранителя.
    ЭБУ проверяет наличие этих реле и исправность их катушек. В случае чего выдаёт ошибку на приборной панели. Исправность предохранителей и силовых цепей не проверяется.
    Дополнительно ЭБУ проверяет исправность температурного датчика ОЖ на обрыв и замыкание. При наличии проблем с датчиком температуры, выдаётся ошибка на приборной панели и включаются оба вентилятора на постоянную работу.

    Вентилятор охлаждения КАМАЗ

    Система охлаждения автомобиля необходима, чтобы поддерживать рабочую мощность двигателя. Во время работы детали мотора соприкасаются с раскаленными газами, что вызывает сильный нагрев деталей двигателя. Если не охлаждать элементы, то между ними произойдет выгорание смазки, а затем их заедание. У автомобилей КАМАЗ охлаждающая жидкость имеет температуру от 80°С до 120°С, причем двигатель может нагреваться до 220°С. Необходимый тепловой режим у КАМАЗа обеспечивается автоматически с помощью вентилятора охлаждения.

    Читать еще:  Чтение схем и подключение двигателя

    Особенности системы охлаждения КАМАЗ

    КАМАЗы имеют дизельные двигатели, которые оборудованы двухконтурной системой охлаждения. В ее состав входят: насос водяной, радиатор и вентилятор охлаждения двигателя КАМАЗ, система трубопроводов, а также несколько датчиков.

    В отличие от системы охлаждения легкого автомобиля, КАМАЗ имеет 2 термостата. Данная особенность связана со строением двигателя, который представляет собой V-образную восьмерку с двумя головками блоков цилиндров.

    Еще одной отличительной особенностью КАМАЗа является наличие жалюзи на радиаторе. Зимой они закрыты, поэтому двигатель прогревается быстрее. Но в летнее время радиатор не всегда работает слаженно. В жаркие дни отвод избыточного тепла ухудшается, что нередко приводит к перегреву. Данную проблему решает вентилятор, который направляет потоки воздуха на радиатор, тем самым рассеивая лишнее тепло. Без вентилятора охлаждения КАМАЗ ЕВРО-4 эксплуатировать практически невозможно.

    Схема работы системы охлаждения

    Система охлаждения КАМАЗ – замкнутая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Водяной насос приходит в движение от вращения коленвала, после чего в приемной полости возникает разряжение. Из нижнего бачка радиатора антифриз направляется в насос, а из него проходит через головки блоков цилиндров.

    Следующая локация — термостат. В зависимости от температуры нагрева жидкость направится либо к насосу, либо к радиатору. Антифриз минует радиатор, если его температура менее 75°С. Если охлаждающая жидкость нагрелась до 95°С, то радиатор охлаждает ее, и только потом она завершает большой круг.

    На КАМАЗ 65115 и других моделях самосвала работу вентилятора охлаждения обеспечивает муфта привода, которая выполняет несколько функций.

    Основным преимуществом системы закрытого типа является возможность увеличить температуру кипения жидкости охлаждения, устранив ее потери от испарения.

    Основные узлы системы охлаждения

    Система охлаждения двигателя рассчитана на постоянное использование низкозамерзающих жидкостей. Слаженную работу системы обеспечивают основные узлы, включающие в себя несколько компонентов.

    Радиатор

    Радиатор трубчато-ленточный элемент, расположенный перед двигателем. Бывает трех- или четырехрядный.

    Радиатор состоит из:

    • нижнего бачка;
    • сердцевины;
    • верхнего бачка.

    Сердцевина состоит из вертикальных трубок, расположенных в несколько рядов. Между трубками находятся пластины, придающие элементу жесткости. Кроме этого, пластины способны увеличивать поверхность охлаждения.

    Нижний и верхний бачок припаены к остову. К бачкам также прикреплены стальные пластины, образующие каркас радиатора. Подводящий подтрубок впаян в верхний бачок, а отводящий — в нижний.

    В радиаторе отсутствует заливная горловина. Жидкость для охлаждения заполняют через расширительный бачок. Найти его можно с правой стороны от мотора.

    Радиатор крепят на КАМАЗ на резиновых подушках в трех точках. С двух сторон он закреплен кронштейнами, а снизу — с поперечиной рамы.

    Вентилятор

    Вентилятор представляет собой крыльчатку с пятью лопастями, прикрепленную к ступице. Привод элемента осуществляется при помощи гидравлической муфты. Муфта автоматически включается или выключается в зависимости от температуры мотора. Если муфта выключена, то вентилятор вращается пассивно от воздушного потока.

    Для усиления обдува на вентиляторе имеется кожух. Он изготовлен из металлического листа. Благодаря ему воздух поступает исключительно на радиатор и не рассеивается по бокам.

    Гидравлическая муфта

    Гидромуфта, в отличие от электрического привода вентилятора, работает более стабильно.

    В системе охлаждения двигателя она выполняет несколько функций:

    • Подключает и отключает вентилятор от коленвала.
    • Подавляет колебания, возникающие в процессе изменения работы силовой установки.

    В совокупности с регулятором-выключателем гидромуфта решает еще ряд важных задач:

    1. При достижении высокой температуры двигателя автоматически включает и отключает крыльчатку вентилятора.
    2. Обеспечивает оптимальную скорость вращения вентилятора, исходя из температуры силовой установки.

    Совместная работа муфты и регулятора помогает управлять вентилятора и всей системой в целом.

    Водяной насос

    Водяной насос — это элемент, необходимый для постоянного обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Насос находится в передней части блоков цилиндров. Привод осуществляется через ремень, от шкива коленвала.

    Насос состоит из корпуса, сальника, подшипников и крыльчатки. Внутренние полости защищены уплотнителями. Когда крыльчатка начинает вращаться, антифриз из нижнего бачка радиатора направляется к корпусу насоса и отбрасывается к стенкам. Оттуда жидкость в полость охлаждения блоков цилиндров.

    Термостат

    Термостаты — имеют твердый наполнитель, предназначены для управления потоком антифриза. Термостат автоматически регулирует тепловой режим двигателя и ускоряет его прогрев после пуска.

    Элементы размещены в коробку. Для контроля за поведением охлаждающей жидкости на коробке установлены два датчика температуры.

    Первый — датчик температуры охлаждающей жидкости выводит все значения на щиток приборов КАМАЗа. Второй датчик, сигнализирующий о перегреве жидкости. Если температура антифриза повышается до 98 °С, то на панели загорается предупреждающая лампочка.

    Жалюзи

    Жалюзи — механическая система, состоящая из металлических пластин, закрепленных на каркасе. Данный элемент выполняет роль регулятора проходящего воздуха через радиатор. Жалюзи приводят в действие с помощью тяг и рычагов, прямо из кабины.

    Вытянутая ручка указывает на то, что жалюзи открыты, и наоборот. В холодное время года они помогают мотору быстрее прогреваться.

    Контроль температурного режима двигателя

    В каждом автомобиле присутствуют датчики, помогающие следить за состоянием работы системы охлаждения двигателя. В КАМАЗе присутствуют датчик вентилятора и температуры жидкости.

    Датчик включения вентилятора

    Датчик включения вентилятора КАМАЗа — чувствительный прибор, который подает сигнал на включение или отключение элемента в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

    Данное устройство есть только в автомобилях, которые оснащены вентиляторами охлаждения с электрическим приводом.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    ДТОЖ — это электронный датчик, который измеряет температуру жидкости для охлаждения (ЖО) двигателя КАМАЗа. Полученные результаты помогают решить несколько важных задач:

    1. Так как данные выводятся на приборную панель, водитель может визуально контролировать изменение температуры силового агрегата.
    2. Также данные с ДТОЖ подаются на электронный блок управления, который корректирует работу систем двигателя.

    Таким образом, датчик помогает контролировать температуру ЖО и поддерживать ее при разных погодных условиях.

    Обслуживание системы охлаждения

    Двигатель КАМАЗа будет работать слаженно, если соблюдать температурный режим. Перегрев мотора влияет на его мощность и потребление топлива.

    Для предотвращения поломок, необходимо регулярно проводить профилактику системы охлаждения:

    • Следить за температурой жидкости.
    • Регулярно проверять конструкцию на герметичность.
    • При возникновении нарушения температурного режима, проследить за состоянием термостатов и гидромуфты.
    • Ежедневно проверять уровень охлаждающей жидкости.

    Желательно каждый сезон подтягивать болты крепления радиатора, а также менять старую жидкость на новую. В летнее время продувать сжатым воздухом, либо промывать сердцевину радиатора.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector