Вертолет заглох двигатель что делать - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолет заглох двигатель что делать

Что такое авторотация, или Как посадить вертолет при отказе двигателей

Если во время полета у самолета отказывают двигатели, пилот имеет шанс спланировать и спасти машину и пассажиров. Бытует мнение, что раз у вертолета нет крыльев, то он не может планировать. Неужели отказ двигателя означает гибель винтокрылой машины? Нет, вертолет может совершить посадку в режиме авторотации винта.

Авторотация – вращение несущего винта вертолета с помощью набегающего потока воздуха. Во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и мягкой посадки судна.

Режим авторотации чаще всего используется для аварийной посадки вертолета при отказе двигателя. Также она применяется, когда выходит из строя рулевой винт (или нарушается управление по рысканью), в результате чего продолжать нормальный полет невозможно.

Авторотация – это аварийный режим, который тем не менее необходимо освоить любому пилоту, но только под руководством опытного инструктора. От умения управлять вертолетом в режиме авторотации зависит жизнь экипажа и пассажиров.

Как работает авторотация

Когда несущий винт вертолета раскручивается за счет энергии двигателя, он создает нисходящий воздушный поток и функционирует по принципу пропеллера, который ориентирован в пространстве горизонтально.

Если во время полета перестает работать двигатель, скорость вращения винта начнет падать, а машина ‒ терять скорость и снижаться. В этот момент на лопасти начинает действовать набегающий снизу поток воздуха. Это воздействие, при соблюдении определенных условий, раскручивает несущий винт, который снова создает подъемную силу. В режиме авторотации винт работает как горизонтально ориентированная ветряная мельница.

Чтобы при авторотации кинетическая энергия не тратилась на вращение двигателя, в вертолетах используется обгонная муфта. Это элемент трансмиссии, который блокирует передачу крутящего момента с ведомого вала на ведущий. Обгонные муфты также используются в велосипедах. Благодаря этим устройствам педали не вращаются, когда велосипедист едет с горы по инерции.

Кстати, у гиропланов (автожиров) несущий винт вращается и создает подъемную силу только за счет авторотации. Воздушные суда этого типа похожи на вертолеты внешне, но летают они скорее по принципу самолетов.

Как посадить вертолет в режиме авторотации

Аварийная посадка в режиме авторотации входит в курс подготовки пилотов гражданских вертолетов. Алгоритм действия летчика зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полета, места посадки и других факторов. Схематически его можно описать так:

  • Сразу после отказа двигателя пилот должен перейти на режим авторотации. Благодаря наличию муфты холостого хода несущий винт будет вращаться под воздействием набегающего снизу потока воздуха без сцепления с валом двигателя.
  • Если после отказа двигателя скорость вращения винта резко снизилась, его необходимо раскрутить. Пилот должен уменьшить общий шаг до минимального. Это раскручивает винт, но уменьшает создаваемую им подъемную силу. Одновременно летчик должен оценить высоту и скорость снижения судна и установить стабилизированный режим снижения с помощью органов управления.
  • Если после отказа двигателя винт вращается с высокой скоростью, машина будет снижаться довольно быстро. Это компенсируется увеличением шага, что повышает, однако, сопротивление несущего винта и уменьшает его обороты.
  • За несколько метров до земли пилоту необходимо достаточно резко увеличить шаг и компенсировать увеличение угла тангажа вертолета отдачей ручки управления «от себя». Это практически останавливает горизонтальное движение машины, однако и обороты несущего винта при этом резко снижаются. Вертолет относительно плавно опускается на землю. В идеале, спуск получается почти вертикальным или с коротким пробегом.

Легкие вертолеты, например, Robinson R44, в режиме авторотации под управлением опытного пилота могут ненадолго зависать в воздухе. Благодаря этому посадка получается мягкой. Управлять тяжелыми воздушными судами при отказе двигателя сложнее. Поэтому посадить их с помощью авторотации без повреждений удается не всегда, но такие вертолеты всегда снабжены двумя двигателями, что значительно повышает уровень безопасности.

Видео посадки вертолета в режиме авторотации

Двойной рекорд Жана Буле

Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил за один полет сразу два рекорда, которые не побиты до настоящего времени. Летчик рассчитывал достичь рекордной высоты на своем Aérospatiale SA.315B Lama. Это ему удалось: машина поднялась на фантастическую высоту ‒ 12 442 метра над уровнем моря.

А вот второй рекорд получился спонтанным. У Жана Буле не оставалось выбора, так как на огромной высоте из-за перегрузок вышел из строя двигатель. Пилот перешел в режим авторотации и посадил машину. Летчик и его машина даже не получили повреждений.

После необычного полета Жан Буле остался в авиации. До выхода на пенсию он работал летчиком-испытателем ВВС Франции.

Читать еще:  Хорошее масло для двигателя дизеля

Авторотация – «штатный внештатный режим»

Режим авторотации позволяет мягко посадить вертолет в случае отказа двигателя. Выход из строя силовой установки – это, без сомнения, крайне опасная аварийная ситуация. В таких условиях у летчиков остается единственный шанс избежать катастрофы, но действовать необходимо быстро. Именно поэтому в программу подготовки пилотов вертолетов входит тренировка посадки в режиме авторотации. Конечно, для гарантированно мягкой посадки в тренировочных полетах за несколько метров до земли двигатель вновь запускают, но навык закрепляется и совершенствуется без малейшего вреда для воздушного судна и его экипажа.

Пилотов готовят к посадке со свободно вращающимся винтом в расчете на то, что они будут действовать в аварийной ситуации так же уверенно и спокойно, как и во время штатного полета. А это повышает безопасность пассажиров и вероятность мягкой посадки.

Названа причина падения в КЧР Ми-8

В четверг стала известна причина, по которой 29 августа нынешнего года в поселке Архыз в КЧР рухнул вертолет Ми-8 с десятью пассажирами на борту. Тогда в результате падения в больницу попали пять человек, в том числе заместитель полпреда президента РФ в Северо-Кавказском округе Максим Быстров, который совершал рабочую поездку вместе с председателем совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмедом Билаловым. В Архызе чиновники должны были участвовать в торжественной закладке опоры первой канатной дороги Северокавказского туристического кластера. Генеральный директор компании ОАО НПК ПАНХ Андрей Козловский, эксплуатировавшей Ми-8, заявил, что, по предварительным данным Межгосударственного авиационного комитета, причиной катастрофы стала поломка электронного блока в двигателе.

Авария произошла, когда Ми-8 уже заходил на посадку и находился на сравнительно небольшой высоте 10–15 м. По словам очевидцев, среди которых было много журналистов, приехавших в Архыз освещать торжественное мероприятие, вертолет внезапно накренился влево и рухнул на левый борт. От удара отвалились хвостовая балка и лопасти, а над самой машиной поднялся дым. К счастью, несмотря на то что из баков вертолета начало вытекать горючее, возгорания не произошло. Спасатели МЧС и сотрудники МВД смогли извлечь из кабины членов экипажа Сергея Фоминцева, Сергея Андросова и Виталия Кондру, которые пострадали сильнее остальных. А затем, после того, как с двух сторон удалось открыть заклиненную дверь в салон, спасли и пассажиров, в том числе заместителя полпреда Максима Быстрова, его помощницу Екатерину Боенко и зампреда совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Виктора Бережного. Все они были доставлены в больницу Зеленчукского района. Генеральный директор «Курортов Северного Кавказа» Ахмед Билалов и гендиректор МРСК «Северный Кавказ» Магомед Каитов, также летевшие в этом вертолете, не пострадали. Тем не менее господин Билалов заявил, что все пассажиры могут теперь отмечать еще один день рождения.

Сразу же после аварии в качестве возможных причин падения Ми-8 называли в том числе и те, что машину сбило сильным порывом ветра, что она могла упасть из-за перегруза и даже что в кабине пилотов в момент захода на посадку находились посторонние. Заместитель полпреда президента в СКФО Максим Быстров, получивший при крушении вертолета травму, в свою очередь, усомнился в профессионализме пилотов.

Ветер сбил вертолет

Эту версию в компании, эксплуатировавшей вертолет, сразу же отвергли. Заместитель генерального директора по маркетингу и организации авиационных работ ОАО НПК ПАНХ Ангелина Касымова пояснила, что пилотировал Ми-8 опытный экипаж, имеющий большой стаж работы в горных условиях. По ее словам, летчики своевременно отреагировали на нештатную ситуацию и «сделали все возможное, чтобы удержать воздушное судно в воздухе, сохранив жизнь пассажиров».

Руководитель компании ОАО НПК ПАНХ Андрей Козловский объявил, что компания уже получила данные Межгосударственного авиационного комитета (МАК), согласно которым причиной падения вертолета все-таки стала техническая неисправность. По словам господина Козловского, по информации комитета, вышел из строя один из электронных блоков в двигателе, что в конечном счете «привело к падению оборотов двигателя» и аварии вертолета. Руководитель НПК ПАНХ в то же время уточнил, что МАК «еще не закончил исследования записи с бортовых регистраторов».

Потерпевший крушение вертолет принадлежал московской компании ООО «РН-Аэрокрафт» и эксплуатировался авиационной компанией ОАО НПК ПАНХ, базирующейся в Краснодаре. В парке этой компании 30 вертолетов, из которых 3 Ми-8МТВ. Сертификат эксплуатанта ОАО НПК ПАНХ был выдан до 5 мая 2012 года.

«У вертолета заглох двигатель, и он рухнул, как камень, но не взорвался из-за неработающих двигателей»

Возбуждено уголовное дело по факту крушения вертолета Robinson R44 в Татарстане

Николай Шадрин, Казань

Читать еще:  Jtc 1431 для каких двигателей

Приволжское следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по факту крушения 5 июля в Новошешминском районе Татарстана вертолета Robinson R44 авиакомпании «Ак барс аэро». Об этом во вторник сообщила пресс-служба управления.

Дело возбуждено по статье 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»; она предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до четырех лет. Виновнику, если он будет установлен, придется возместить ущерб в 10 млн рублей.

Пресс-служба управления подробностей расследования не разглашает. «Только после проведения всего комплекса следственных и процессуальных действий можно будет сделать выводы о причинах этой авиакатастрофы, а также виновности тех или иных лиц», — говорит сотрудник пресс-службы. По его словам, следствие рассматривает в качестве основных версий крушения техническую неисправность, ошибку пилотирования, а также неблагоприятные погодные условия.

Вертолет Robinson с бортовым номером RA-04288 выполнял рейс Бугульма-Казань. В 15.00, пролетая недалеко от деревни Слобода Архангельская, он неожиданно и резко начал терять высоту, а затем рухнул в поле с высоты более 500 метров. Единственный пилот 33-летний Вадим Гильманов остался жив. Пассажиров на борту не было.

«Я рыбачил на Шешме, услышал, что летит вертолет, неожиданно у него заглох двигатель, и он упал», – рассказал KazanFirst главный свидетель авиакатастрофы, хирург Новошешминской районной больницы Ильгиз Фазилиев.

На поиски рухнувшего вертолета у Фазилиева ушло несколько минут. Он оказал необходимую первую помощь пилоту и вызвал скорую. Уже через 15 минут Гильманова с множественными переломами доставили в больницу. Впоследствии врачи отметили, что Гильманов остался жив благодаря действиям хирурга.

Пострадавший пилот по-прежнему находится в Республиканской клинической больнице, говорит источник в следственном управлении. У Гильманова жена и единственный ребенок. В Следкоме не исключают, что вина за крушение вертолета может пасть на пилота.

По словам Фазилиева, была пасмурная погода. Свидетель утверждает, что четко слышал, что заглох мотор: «Именно поэтому вертолет не взорвался когда упал на землю».

Он уверен, что пилот не виновен в катастрофе. Однако с ним не согласен Мурат Фатахов, работник Казанского вертолетного завода. Он поделился с KazanFirst своим видением ситуации:

«Здесь все не так однозначно, разбиться на вертолете на так то просто. Robinson считается очень надежным, сейчас он пользуется популярностью во всем мире. У вертолета семь контуров безопасности, при отказе двигателей, они включаются по очереди». Также он уверен, что даже в случае отказа двигателей, пилот способен планировать и посадить вертолет.

Получить комментарий в «Ак барс аэро» не удалось.

«Вопрос закрыт окончательно»: российский ОПК полностью отказался от украинских двигателей для кораблей и вертолётов

Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил журналистам, что российские предприятия решили вопрос замены украинских двигателей для вертолётов и кораблей Военно-морского флота. Теперь оборудование будут поставлять Объединённая двигателестроительная корпорация, НПО «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы») и ОАО «Климов» (Санкт-Петербург).

«Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые действительно мы ещё испытывали в 2014 году, пройдены. Это были в основном двигатели для вертолётов от компании «Мотор Сич» и турбинные установки, редукторы для кораблей классов «корвет» и «фрегат», — сказал Борисов.

Он добавил, что в настоящее время заканчиваются испытания и сертификация широкой номенклатуры силовых установок. Борисов уверен, что, отказавшись от поставок двигателей в РФ, Киев потерял объёмный рынок сбыта и понёс существенные экономические потери.

«Готовились заранее»

До 2014 года Россия была основным заказчиком продукции ПАО «Мотор Сич» (Запорожье), КБ «Ивченко-Прогресс» (Запорожье) и ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (Николаев). Данные предприятия ежегодно поставляли десятки двигателей для нужд российской армии.

В 2015 году Киев полностью разорвал военно-техническое сотрудничество с Москвой и тем самым уничтожил существовавшие со времён СССР связи. Украина выполнила контракты, заключённые с российскими коллегами до 2015 года, но отказалась подписывать новые соглашения даже на продукцию двойного назначения.

Негативный эффект от разрыва сотрудничества с РФ не заставил себя долго ждать. В сентябре 2018 года на прошедшем в Геленджике «Гидроавиасалоне» президент ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев констатировал, что поставки в РФ с 2014 года рухнули в десять раз. До «революции достоинства» российский рынок приносил около 50% чистого дохода.

Россия тоже столкнулась с затруднениями: украинские санкции сдвинули сроки строительства сторожевых кораблей дальней морской зоны (проекты 11356 и 22350) и корветов (проекты 20380 и 20385).

Читать еще:  Утренний запуск дизельного двигателя

В июне 2015 года вице-премьер (сейчас — глава «Роскосмоса») Дмитрий Рогозин рассказал, что отечественная промышленность будет осваивать производство 186 газотурбинных агрегатов, которые ранее поставлял Киев. К 2017 году специалисты «Сатурна» смогли оперативно найти замену украинской продукции. В частности, в апреле прошлого года предприятие запустило производство морского газотурбинного двигателя (ГТД) М-70ФРУ-2 мощностью 14 тыс. лошадиных сил.

«Отказ Киева от поставок двигателей стал серьёзным стресс-тестом для нашей армии и оборонки. Однако у меня сложилось впечатление, что к выкрутасам Украины мы готовились заранее, задолго до 2014 года, потому что создать с нуля новый двигатель за 3—4 года абсолютно нереально», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Мнение эксперта подтверждается тем, что с 2000 года президент РФ Владимир Путин назначил «Сатурн» головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех морских ГТД. Ранее расположенное в Рыбинске предприятие специализировалось на выпуске авиационных силовых установок.

Также Россия подстраховалась в сфере вертолётных двигателей. В 2014 году ОАО «Климов» запустило серийное производство турбовального двигателя ВК-2500 мощностью 2700 лошадиных сил (на замену ТВЗ-117 ПАО «Мотор Сич»). В 2017 году предприятие выпустило 130 силовых установок. Семейство ВК-2500 может устанавливаться на большинство машин ОКБ Камова и Московского завода им. Миля.

Как пояснил Тимошенко, по состоянию на 2014 год российские инженеры располагали необходимой научно-технологичной базой. По его словам, часть двигателей была создана во времена СССР, а в процессе кооперации и эксплуатации российские специалисты накопили достаточный опыт для развёртывания производства их более совершенных версий.

«Закупать у «Мотор Сича» двигатели было удобно по той причине, что там располагается гигантский производственный комплекс и испытательные стенды. Настало время развернуть собственное производство, и мы это сделали. Кроме того, на замену украинским двигателям наши инженеры разработали ряд перспективных опытных образцов, которые ожидают сертификации. Об этом, кстати, тоже говорил Борисов, но их производство начнётся через 1,5—2 года», — отметил Тимошенко.

Вопреки давлению Вашингтона

В беседе с журналистами Юрий Борисов не обошёл вниманием и ситуацию вокруг экспортных поставок зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» разработки концерна «Алмаз-Антей». Вице-премьер заявил, что Турция не поддалась на угрозы Соединённых Штатов и не отказалась от сделки. По его словам, контракт с Анкарой будет исполнен в 2019 году. Также, как добавил Борисов, концерн будет загружен заказами «на ближайшее десятилетие».

«Не только наши традиционные партнёры, но и, как вы знаете, страна — член НАТО, Турция, вопреки всем угрозам со стороны Соединённых Штатов, не отказывается от этого контракта. В срок, в 2019 году, Анкара получит всю технику в соответствии с нашими контрактными обязательствами», — сообщил Борисов.

Вице-премьер подчеркнул, что отечественные системы ПВО пользуются огромной популярностью во всём мире. Россия, как полагает Борисов, является признанным мировым лидером в этом сегменте вооружения. В 2015 году контракт на поставку С-400 подписал Китай, на финальной стадии находятся и переговоры с Индией о поставке российских ЗРК.

«Рынок сбыта С-400 и других средств ПВО чрезвычайно широк. Если говорить о «Триумфе», то его могут купить все государства, которые уделяют большое внимание воздушным угрозам и обладают соответствующими финансовыми ресурсами. Это в первую очередь Иран, Саудовская Аравия, из союзников США — Япония и Южная Корея», — пояснил RT военный эксперт Юрий Кнутов.

Специалист подчеркнул, что по боевым характеристикам «Триумф» превосходит новейший американский аналог Patriot Pac 3. Российский ЗРК является универсальной системой, способной сбивать практически весь спектр целей, включая малозаметные ракеты и самолёты-невидимки. Эффективность поражения С-400 составляет 90—95%.

Ещё одно достоинство «Триумфа», которое влияет на его экспортный потенциал, заключается в автономности, говорит Кнутов. Он пояснил, что Patriot работает только «в связке с американскими спутниками». По этой причине государство, которое приобретает заокеанский комплекс, обрекает себя на тотальную зависимость от США в сфере ПВО—ПРО.

«Сейчас единственным серьёзным препятствием на покупку С-400 зарубежными государствами является колоссальное давление со стороны Вашингтона. Конечно, это не новость: американцы всегда пытались помешать крупным сделкам с участием Москвы. Вряд ли С-400 купит Саудовская Аравия, но сломить волю Индии и ряда других государств Штатам точно не удастся», — считает Кнутов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector