Arskama.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вирусы как двигатель эволюции

Бесцеремонное вмешательство: Вирус как двигатель эволюции

Результаты исследования подтверждают теорию, выдвинутую в 1950-х годах Барбарой Мак-Клинток. Согласно её гипотезе, мобильные элементы генетического материала (ДНК), называемые транспозонами, могут выступать в роли «контролирующих элементов», влияющих на регуляцию генов. Для этого достаточно однократного включения транспозона в геном. За открытие мобильных генетических элементов Барбара Мак-Клинток была удостоена Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1983 г.

Результаты работы группы ученых под руководством Гийома Бурка (Guillaume Bourque), опубликованные в журнале Nature Genetics 6 июня 2010 г, внесли значительный вклад в исследования стволовых клеток и потенциала их использования в регенеративной медицине (например, для лечения лейкоза или болезни Паркинсона).

Используя новую технология секвенирования, ученые исследовали участки генома, соответствующие трем регуляторным белкам (Oct4, NANOG и CTCF) в человеческих и мышиных эмбриональных стволовых клетках (ЭСК). Было обнаружено, в частности, что некоторые специфические типы вирусов, внедрившиеся миллионы лет назад в человеческий геном, коренным образом изменили генные регуляторные сети эмбриональных стволовых клеток.

Исследование представляет доказательство того, что некоторые транспозоны, которые нередко считают просто мусорной ДНК, являются ключевыми компонентами регуляторных последовательностей, лежащих в основе развития человека.

Сравнивая геномы мыши и человека, ученые смогли показать, что связывающие участки для факторов транскрипции в геноме мыши и человека далеко не всегда располагаются в одном и том же месте. Более того, многие из этих участков «привязаны» к транспозонам, которые являются остатками вирусных геномов. Чужеродные транспозоны «перетащили» границы регуляторных последовательностей человеческого генома на новое место. Подобные изменения в регуляции генов не могли не отразиться на организме в целом. Ученые считают, что это сыграло решающую роль в процессе видообразования, и возможно, в эволюции человека от его предшественников.

Сравнение моделей стволовых клеток человека и мыши при изучении генных сетей способствовало более глубокому пониманию того, как стволовые клетки способны дифференцироваться в различные типы клеток организма. Несмотря на преимущества использования ЭСК мыши для изучения генных сетей, дальнейшие исследования будут сосредоточены на стволовых клетках человека. Это связано с трудностями преобразования результатов исследований, проведенных для одного вида, в данные, относящиеся к другому. Необходимо будет выполнить исследования для ЭСК как человека, так и других приматов, чтобы получить результаты, пригодные для использования в клинической практике.

Источниками чужеродных транспозонов в геноме млекопитающих могут служить не только вирусы. О кровососущих «переносчиках генов» читайте в статье «Гены комара: . И паразиты — иногда».

«Прирученные» вирусы защищают человека

Симбиоз – это не менее важный фактор эволюции, чем конкуренция. Большую роль в симбиотических системах играют вирусы. Теплокровный организм – идеальное место для размножения бактерий, и если бы не иммунная система – бактерии просто уничтожили бы нас. Иммунную систему сформировали «прирученные» животными вирусы. Только симбиоз с вирусами помогает человечеству выжить.

Доктор биологических наук, сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Марков рассказывает, как эволюция симбиотической системы животных и вирусов привела к созданию иммунной системы, необходимой для существования теплокровного организма, и о той важнейшей роли, которую играют вирусные механизмы в жизни животных и растений.

– Александр, давайте начнем с какого-нибудь яркого примера симбиоза, в котором участвуют вирусы.

– Я могу привести просто поразительный пример такого симбиоза. Совсем недавно появилась статья американских биологов из Йелоустонского национального парка (Yellowstone National Park) Там есть горячие источники и в некоторых местах почва раскалена до 50-60 градусов. И на этой почве растет трава. Как она выдерживает такую высокую температуру? Нормальное растение не может расти на такой раскаленной почве. Было установлено, что в этой траве имеется симбиотический гриб, который живет внутри клеток травы. Если удалить гриб, то растение выжить при такой температуре не может, но и гриб тоже не может! Дальнейшее исследование показало, что есть третий участник – гриб обязательно должен быть заражен определенным вирусом. Если убрать вирус, что удалось сделать в эксперименте, то гриб вместе с растением теряют эту термоустойчивость и на раскаленной почве расти не могут. То есть действительно вирусы часто входят в состав симбиотических комплексов. И, кроме того, поскольку вирусы способны переносить фрагменты генов или целые гены от одного организма к другому, участвуют в глобальном процессе кооперации, информационного обмена. В процессе эволюции вирусы играют большую роль.

– Чем вирусы отличаются от бактерий?

– У вируса нет клетки. У них есть наследственная информация в виде молекулы РНК или ДНК и у них есть белковая оболочка, и больше ничего. Вирус – это, конечно, не самостоятельная система, можно сказать, что это часть мирового генетического банка.

– Давайте подробнее остановимся на роли вирусов в эволюции животного мира.

В эволюции животных можно привести, как минимум, три примера, когда вирусы или вирусоподобные объекты – мобильные кусочка генома – сыграли важную положительную роль.

Во-первых, знаменитый фермент – теломераза по своему происхождению, скорее всего, вирусный объект. Дело в том, что теломераза – это специальный белок, который занимается тем, что он достраивает кончики хромосом. Согласно одной из теорий, многоклеточные организмы стареют, потому что при каждом клеточном делении хромосома немножечко укорачивается и возникает опасность, что хромосомы в конце концов так укоротятся, что утратят функциональность и каким-то образом нужно эти кончики, которые не воспроизводятся при копировании, достраивать. Российский ученый Алексей Оловников предположил, что должен существовать специальный фермент для достройки кончиков хромосом. И этот фермент действительно открыли и назвали теломеразой. Это фермент, который спасает наши клетки от необратимого старения.

Но причем здесь вирусы? Дело в том, что, как сейчас считается, этот белок теломераза имеет вирусное происхождение. Вирус – это специальное устройство (я говорю сейчас о так называемых РНК-содержащих вирусах), это специальное устройство для записи информации в геном других организмов. Он содержит РНК, попадает в клетку. И та информация, которая записана в этой вирусной РНК, она переписывается в форме ДНК уже в геном, скажем, человеческой клетки. Вирус кодирует необходимые ферменты для для записи информации в геном.

Чтобы синтезировать ДНК, потерянную на кончиках хромосомы используется этот же механизм, то есть теломераза содержит в своем составе кусочек РНК, РНК-матрицу, на основе которой тем же самым вирусным способом дописывается кусочек ДНК по этой матрице, и хромосомы таким образом достраиваются. Каким-то образом предкам всех высших организмов (эукариотам) удалось «приручить» какой-то РНК-вирус и использовать его таким образом, чтобы он достраивал кончики хромосом. Вирусы сами по нельзя назвать живыми организмами, но, попадая в клетку, они начинают работать как часть этой клетки. И это далеко не всегда имеет патологические последствия, далеко не все вирусы вызывают болезни.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя хендай матрикс

Удивительно, но по последним данным, 40-45% всего генома человека – это всевозможные мобильные и повторяющиеся элементы, обладающие способностью перемещаться по геному, то есть, грубо говоря, это бывшие вирусы или размножившиеся вирусоподобные объекты, и это до 45% генома человека.

– То есть мы можем сказать, что молекула ДНК – это симбиотическая молекула. Когда мы видим сложнейшую молекулу ДНК, то непонятно как могло возникнуть столь сложное устройство? Но в действительности она возникла не под воздействием единичных мутаций, а в результате симбиотического обмена – то есть фактически собиралась из строительных блоков.

– Совершенно верно. Это – блочный принцип эволюции.

Второй случай, когда в эволюции высших позвоночных животных пригодились вирусы – это система приобретенного иммунитета. Что происходит, когда мы вырабатываем иммунитет к новой болезни? Ведь антитела вырабатываются даже к синтетическим веществам, которых в природе нет.

В геноме человека нет готовых генов антител, а есть набор заготовок. Ген антитела собирается из трех кусочков, причем в геноме есть сотни вариантов первого кусочка, несколько десятков вариантов второго кусочков и несколько вариантов третьего, их надо собрать. Вот в каждом лимфоците происходит вырезание, берется один кусочек ДНК первого типа, один второго, один третьего, и они склеиваются вместе в работающий ген, и уже с него синтезируется антитело. Оно потом еще может дополнительно доводиться до нужной кондиции, но начальный этап – это нарезание и сбор из кусочков гена. Так происходит редактирование генома.

Кто совершает эти операции – нарезку, перемещение? Это делают белки, тоже заимствованные у мобильных генетических элементов – у вирусов. Есть так называемые транспонзоны (Transposon) это давно «прирученный» вирус, потерявший способность передаваться между организмами, эти вирусы передаются только от родителей к потомкам, но они сохранили подвижность внутри генома. Транспозон кодирует белок, который способен этот транспозон вырезать и перенести на новое место, размножить. Они могут размножаться, они и составляют до 40% нашего генома. Для нарезки блоков иммунных молекул были тоже использованы ферменты мобильных генетических элементов.

– Необходимо подчеркнуть, что роль иммунной системы чрезвычайно важна. Она позволяет человеку выжить и противодействовать атакам микроорганизмов.

– Посудите сами: теплокровное млекопитающее – это просто инкубатор. 37 градусов постоянная температура тела – это же рай для бактерии. Если бы не иммунная система, нас бы просто съели.

И третий важный пример, того что принесли вирусы в симбиотическую систему, которой является организм животных. Недавно был обнаружен ген в геноме млекопитающих, который необходим для развития плаценты – того органа, который осуществляет обмен между организмом матери и плодом, благодаря которому сравнительно долго плод может безопасно развиваться в утробе матери. А то что это занимает довольно продолжительное, кстати, считают важнейшей предпосылкой для развития мозга и, в конечном счете, для появления разума.

Был найдет регуляторный ген, который необходим для развития плаценты. Структура этого гена оказалась сходной со структурой одного из мобильно-генетических элементов. То есть это опять-таки «прирученный» РНК-вирус.

– Александр, мы приходим к выводу, что симбиоз играет гораздо более важную роль, чем это может показаться. Мы все слышали, о таких симбиотических системах, в которых насекомые опыляют растения. Но то, что вы рассказали, говорит о том, что симбиоз – это действительно магистральное развитие всей эволюции, именно симбиоз может дать объяснение, почему организмы могут так быстро усложняться и приобретать совершенно новые функции и возможности.

– Мне и представляется эта тема очень важной, но до сих пор в биологии сохраняется отношение к симбиозу, как к некоему курьезу, какой-то причуде матушки-природы. Но если взять факты, то мы видим, что это не просто типично, но это основа и прогрессивной эволюции и функционирования биосферы. Это – всеобщее явление.

Когда был открыт один из первых случаев симбиоза – оказалось, что лишайник – это симбиотический комплекс гриба и водоросли –ученые очень удивились: надо же, чудеса какие. Мы думали, это растение, а это какой-то немыслимый комплекс – и гриб, и водоросли вместе переплелись, и получился лишайник. Но с тех пор уже столько открыто еще более удивительных симбиотических систем, что уже пора перестать удивляться, а включить это явление в общую теорию как неотъемлемый ее элемент.

– То есть, можно сказать, главное в природе это не всеобщая борьба и взаимное уничтожение, а синтез, взаимопомощь и сотрудничество.

Вирусы как двигатели эволюции

Простейшая форма жизни определила развитие человека разумного

Макрофаг, первым встречающий различные опасности для организма. Фото Physorg

Мир одна за другой захлестывают эпидемии. Но началось это, по-видимому, очень и очень давно. Недавно китайские ученые произвели фурор, явив миру около полусотни человеческих зубов, возраст которых 80 тыс. лет. Отчет об этой находке был опубликован в журнале Nature. По мнению китайских ученых, это свидетельствует о том, что вышедшие из Африки предки современных людей сначала устремились в Китай и только много позже – в Европу. Миграция праотцев была обусловлена бегством от многочисленных болезней, присущих (эндемичных) Черному континенту…

Птичий грипп, ближневосточная лихорадка, лихорадка Зика – все эти эпидемии вызываются коронавирусами. Поверхностные белки этих вирусов образуют эдакую «корону», хорошо видную под электронным микроскопом. Садятся эти вирусы на протеиновые молекулы клеточной оболочки, представляющие собой фермент аминопептидазу. В Стэнфорде выяснили, что треть ее изменений (замен аминокислот), случившихся за время разделения на эволюционном пути ветвей наших предков и предшественников нынешних шимпанзе, связана с защитой против коронавирусов. Параллельная эволюция вирусных и человеческого протеинов привела к молекулярной «гонке вооружений», направленной на воспрепятствование вирусным атакам.

Мониторинг этого процесса стал возможным благодаря процессингу больших баз данных – Big Data, – накопленных специалистами по рентгеноструктурному анализу протеинов и геномике. Мониторинг изменений в аминокислотных последовательностях клеточного рецептора для «посадочных» белков коронавируса показал, что история пандемий в истории развития популяций показывает развилку двух возможных исходов – приспособление или вымирание. Можно напомнить, что более 90% видов, некогда обитавших на нашей планете, по тем или иным причинам «избрали» второй вариант.

Читать еще:  Что шумит в шаговом двигателе

Ученых Стэнфорда удивило столь сильное воздействие вирусов на клеточную адаптацию, о чем они поведали коллегам на встрече Американского общества генетики. По мнению авторов, вирусы являются доминирующими драйверами приспособляемости протеинов у млекопитающих. Важно отметить, что ретровирусы, вернее их ДНК-копии, во множестве «населяют» наш клеточный геном, во многом предопределяя уязвимость клеток предрасположенных людей и животных с точки зрения раковой трансформации.

На другом полюсе биологической изменчивости находятся так называемые антитела широкого спектра действия (bABs). В некоторых случаях они дают защиту от ВИЧ у инфицированных людей, у которых при наличии вируса в крови СПИД не развивается. К сожалению, такое бывает крайне редко, в подавляющем же числе случаев скорость изменения вирусного генома намного обгоняет таковую у клетки. Проявляется это на уровне ее рибосом, которые ВИЧ «использует» для синтеза своих оболочечных белков, в результате чего они постоянно застают протеиновые рецепторы клетки «врасплох».

Вирусологи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, что воздействие на вирусную РНК в клеточных рибосомах вдвое уменьшает инфицирование вирусом здоровых клеток

(J. Virology). В будущем это может стать основой если не лечения, то по крайней мере сдерживания развития СПИДа (то же касается, кстати, и раковых клеток, за которыми не поспевает иммунная система организма).

Пока же приходится полагаться на новые и более эффективные антитела и так называемые CART, или Т-лимфоциты с химерическими рецепторами антигенов (Chimeric Antigen Receptors). Подобные генетически модифицированные клетки уже полтора десятилетия разрабатываются для борьбы с вирусами и раком, показывая свою эффективность на животных моделях. В самое последнее время они используются и в клинических испытаниях. В том же Лос-Анджелесе показано, что CART можно применять для успешной борьбы с клетками иммунной системы человека, инфицированными ВИЧ.

Более агрессивные химерические рецепторы цитотоксических лимфоцитов и натуральных киллеров эффективно выискивают зараженные клетки, на поверхность которых «вылезают» вирусные протеины, и уничтожают их. Механизм здесь таков. Отростки борцов с вирусной опасностью посредством CAR «связываются» с протеинами вируса. После «стыковки» здоровые иммунные клетки пробивают в мембране зараженного макрофага брешь диаметром до 0,1 нанометра (100 ангстрем), в результате чего те погибают.

Разработка урока по биологии «Неклеточные формы жизни. Вирусы» (проблемный урок в 10 классе)

«Неклеточные формы жизни. Вирусы» (проблемный урок в 10 классе)

Выполнила: Карп О.Г. учитель биологии I категории

ГО Богданович 2012 — 2013 учебный год

• Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни — вирусах и бактериофагах;

• Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой.

• Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

• Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

• Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

• Создать условия для формирования навыков работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал (алгоритмы подготовки сообщений по заданной теме), учебник «Общая биология» для 10-11 классов под редакцией В.Б. Захарова, учебник «Общая биологии, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм «Вирусы» для демонстрации.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к активному восприятию новой темы. Вступительное слово учителя: Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах). Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами — возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Поэтому целью нашего урока является рассмотрение особенностей строения и жизнедеятельности вирусов, а также изучение роли вирусов в жизни человека. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть следующее. Обратимся к плану урока. План урока: 1. Общие сведения о вирусах 2. История открытия вирусов

3. Строение вирусов и их биологические особенности на доске 4. Репродукция вирусов 5. Вирусные инфекции и их профилактика. 3. Изучение нового материала.

1. Общие сведения о вирусах (рассказ учителя, во время которого учащиеся делают краткие записи в тетрадях). • Вирус (от лат. virus-яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов • Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу • Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином) • Вирусы избирательны. Они проникают внутрь совершенно определенной клетки, и именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке. • Вирусы являются самой распространенной формой существования органической материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды) (показываем пробирку с водой). • Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами. Учитель: Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и всего живого мира? Расскажет нам об этом Бублис Анна , пожалуйста, тебе слово. 2. «История открытия вирусов» сообщение учащегося В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость — обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке — вирусологии («vira» — яд, «logos» — учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому — Дмитрию Иосифовичу Ивановскому. Учитель: Спасибо, присаживайся. А сейчас вы будете работать в группах. Цель работы: изучить строение вирусов их биологические особенности, а также репродукцию виусов. Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов разбираются учащимися в ходе самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его. Первая группа, внимание. По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы — это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы. Вторая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы — самозванные диктаторы и двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на партах. На работу вам отводится 10 минут, можете приступать. Задание для 1 группы. «Вирусы — это плохие новости в хорошей упаковке из белка» Внимательно изучите текст по учебнику «Общая биологи на стр., 181 — 1839( до взаимодействие вируса с клеткой) Ответьте на вопросы: • Что такое вирусы? • Какие группы вирусов известны? • Какие виды инфекций различают? • Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне? Задание для 2 группы. «Вирусы — самозванные диктаторы и двигатели эволюции» В одной из работ (автор В.З. Солоухин) можно прочесть о том, что на планете есть три природных очага сосредоточения возбудителей гриппа — это биоценоз, водоплавающие птицы, млекопитающие, а также кровососущие насекомые северных морей и тундры, водоемов умеренного и тропического поясов. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки? Внимательно прочитайте текст учебника «Общая биология» под редакцией В.Б. Захарова, стр.183 о взаимодействии вирусов с клеткой, изучите рис., 5.25. После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся. Ключ для проверки группы № 1: на слайде рисунок строения вируса, схема «Группы вирусов», схема «Виды инфекций». Ключ для проверки группы №2: на слайде этапы проникновения вируса в клетку. Учитель: Когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но. В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает свое действие до тех пор, пока не ослабнет иммунитет человека. Обратимся к словам японского писателя Акутагава Рюноскэ. «Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно — опасно». Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, ВИЧ — инфекция. И сегодня, я не могу не сказать об одном вирусе, который известен человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса. Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека). В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название СПИД. В 1983 году был открыт вирус, названный ВИЧ, вызывающий это заболевание — А что вы знаете о ВИЧ- инфекции?

Читать еще:  Цокот дизельного двигателя на холодную

Учитель: ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающее заболевание СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита. При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета — развиваются инфекционные заболевания и злокачественные новообразования, организм становится совершенно беззащитным перед микробами. Вирус, вызывающий СПИД, содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови — лейкоцитами, вследствие чего снижается их функциональная активность.

Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями. Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют? Дать краткую консультацию по этому вопросу я попросила Калугина Дениса выбравшего медицину своей будущей специальностью. Учащийся: Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.: • Первый способ — вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу. • Второй способ — химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток. • Третий способ — интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее. Учитель: А теперь проверим ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. Итак, наш урок подходит к концу. Мы осветили все вопросы, которые запланировали. И теперь, я думаю, вы сможете ответить на главный вопрос, почему с вирусами — возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (Ответы учащихся: — Вирусы микроскопичны — Вирусы — неклеточные формы жизни -Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют -Могут долгое время находится в скрытой форме.) 4. Домашнее задание по выбору: 1. Собрать материал о вирусном заболевании и оформить информацию в виде презентации. 2. Написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний. 3. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом? 5. Рефлексия И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

Я желаю вам здоровья, спасибо за активную работу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector