Влияние помпы на работу двигателя
В оптимальном диапазоне
Система охлаждения автомобиля не только охлаждает двигатель, не допуская его перегрева и отводя избыточное тепло. Данная система обеспечивает функционирование агрегата в определенном – оптимальном – температурном диапазоне для достижения максимальной эффективности, и потому ее исправность принципиально важна для надлежащей эксплуатации транспортного средства.
Система охлаждения двигателя работает, скажем так, в двух плоскостях. Она одновременно является и системой нагрева, и системой охлаждения, поскольку рабочая температура двигателя должна находиться в достаточно узком диапазоне. С одной стороны, если мотор долго нагревается, он функционирует неэффективно: не выбраны зазоры, стенки цилиндра холодные, и на них конденсируется топливо, что не самым лучшим образом сказывается на качестве масляной пленки и ведет к повышенному износу колец, стенок цилиндра и поршней.
С другой стороны – если двигатель будет перегреваться, то компоненты двигателя (в частности поршни) будут расширяться, что в итоге может привести к выходу двигателя из строя. И хотя, по мнению некоторых ремонтников, система охлаждения не относится к числу важных, ее выход из строя замечают сразу. А значит, реагировать на малейшие проблемы надо максимально быстро для того, чтобы они не повлекли более тяжелых последствий.
Система охлаждения автомобиля состоит из нескольких компонентов, каждый из которых обеспечивает ее корректное и эффективное функционирование. В данной статье мы рассмотрим два конструктивно, пожалуй, наиболее важных из них. Это водяной насос системы охлаждения (так называемая помпа) и термостат. Неисправности и ненадлежащая работа этих компонентов влекут серьезные проблемы, чреватые не только дорогостоящей, с точки зрения ремонта, поломкой, но и полным выходом двигателя из строя.
Водяной насос
Водяной насос или помпа – один из основных компонентов системы охлаждения двигателя. Дмитрий Осипов,
технический тренер, «Контитек Рус»:
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе: по большому или малому кругу и через теплообменники. Все водяные насосы за исключением электрических (с электроприводом, как, например, на многих современных двигателях BMW) приводятся в действие от двигателя, от одного из ремней: либо зубчатого (и тогда помпа является частью привода механизма газораспределения), либо поликлинового – ремня привода вспомогательных агрегатов (вместе с компрессором кондиционера, насосом гидроусилителя рулевого управления и генератором).
Производительность насоса зависит от оборотов двигателя: чем больше обороты, тем больше жидкости он прокачивает. В принципе сложных деталей в нем нет, если мы говорим об обычных механических водяных насосах. Конструктивно это достаточно простые узлы, состоящие из корпуса, вала с подшипниками, сальника вала и непосредственно крыльчатки, которая обеспечивает перекачивание жидкости.
К основным неисправностям помпы относятся: течь (стабильно на первом месте по частоте) и подклинивание. Явные признаки проблемы: нехарактерный шум (если помпа шумит, это значит, что она уже пришла в негодность и ее надо срочно менять), протечки (сальник вала уже не держит антифриз).
Что может в значительной мере сократить ресурс или повлиять на выход из строя помпы раньше положенного срока?
В первую очередь это ошибки, допущенные при монтаже. К самым частым ошибкам, допускаемым механиками при установке, относится установка водяного насоса на герметик. То есть с использованием дополнительных средств герметизации контура.
Дмитрий Осипов:
Еще одной довольно распространенной причиной сокращения ресурса водяного насоса является использование неправильного антифриза: когда вместо положенного карбоксилатного или лобридного в систему заливают этиленгликолевый.
Кроме того, очень часто к выходу помпы из строя, особенно если эта помпа приводится в действие зубчатым ремнем ГРМ, приводит неправильное натяжение ремня, потому что перетянутый ремень будет избыточно нагружать подшипники вала водяного насоса.
Дмитрий Осипов:
Отдельно следует отметить: все компоненты водяного насоса изначально готовы к работе во всех доступных режимах силового агрегата. Никакой, скажем так, «обкатки» помпы после установки не требуется.
Дмитрий Осипов:
Срок службы помпы автопроизводители, как правило, не регламентируют. Производители оригинального оборудования рекомендуют в случае замены ремня ГРМ и всех компонентов привода менять заодно и помпу. Так гораздо целесообразнее, потому что при среднем межсервисном интервале для ремня в 120 тыс. км пробега (или 5 лет) следующая инспекция системы произойдет довольно поздно. Помпа может потребовать замены гораздо раньше, что приведет к повторному выполнению всех работ по замене ремня и роликов – то есть придется повторно оплачивать весь комплекс работ и запчастей. Плюс заклинившая помпа может привести к очень неблагоприятным последствиям, в частности, обрыву ремня.
Специалисты компании Gates уточняют: неисправность ремня и натяжителя может привести к преждевременному отказу подшипника и вала и резкому сокращению срока службы насоса. Кроме того, утечка охлаждающей жидкости из насоса неизбежно сказывается на состоянии ремня и натяжителя. Именно поэтому компания Gates рекомендует производить одновременную замену водяного насоса, ремня и других деталей системы привода в качестве эффективной профилактической меры.
Термостат
Одним из самых маленьких, но не менее важным компонентом системы охлаждения является термостат, который собственно и занимается постоянной регулировкой температуры охлаждающей жидкости, перенаправляя потоки из малого контура в большой и наоборот. В отличие от распространенного мнения, что у термостата есть только два положени — открытое и закрытое — на самом деле он изменяет свое положение постоянно – он перераспределяет потоки. В какой-то момент времени при росте нагрузки больший объем охлаждающей жидкости циркулирует по большому кругу, меньший – по малому и наоборот.
То есть ситуации, когда вся охлаждающая жидкость циркулирует исключительно по большому кругу через радиатор – это ситуации повышенной нагрузки на двигатель. В обычной жизни при стандартных условиях движения задействуются оба контура охлаждения. И это один из очень интересных нюансов.
Если термостат заклинивает в открытом положении – это, конечно, неприятно: мотор дольше прогревается, расход топлива увеличивается, износ повышается, но все это не имеет немедленных негативных последствий. Если же термостат заклинило в закрытом положении, то вполне вероятен перегрев двигателя. И если его вовремя не распознать, то риск выхода из строя с последующим либо капремонтом двигателя, либо заменой отдельных компонентов существенно возрастает. Особенно это справедливо для 6- и более цилиндровых двигателей с алюминиевыми головками, потому что при перегревах, которые способен перенести блок цилиндров сам по себе, такие головки подвергаются термической деформации. Или, говоря простыми словами, их ведет.
Алексей Сердюк, технический тренер, МАЛЕ РУС:
Для решения этой задачи, как объясняют специалисты компании Gates, восковой элемент термостата с электронным управлением оснащается встроенным нагревательным резистором. Электрический нагреватель воскового элемента срабатывает в тот момент, когда двигатель подвергается специфическим нагрузкам и система управления двигателя ожидает необходимость в отводе избытка тепла. Термостаты с электронным управлением могут не работать из-за «традиционной блокировки в открытом или закрытом положении», а также вследствие неисправности электрического соединения или нарушений в работе электронного блока управления двигателя.
Нужно проверить разъем на отсутствие повреждений и коррозии и заменить его в случае неисправности. Если это не устранит проблему, проверьте коды неисправностей в системе управления двигателем. Также проверьте термостат на отсутствие признаков стандартных неисправностей и замените его в случае необходимости.
Алексей Сердюк:
Другой момент – при установке термостата (так же как и при установке водяного насоса) активно пользуются герметиком. Несмотря на то, что практически у всех современных корпусных термостатов прокладка (резиновая или полимерная) уже внедрена непосредственно в корпус, механики часто дополнительно наносят герметик. Этот герметик, высыхая, попадает в систему охлаждения, собирается в крупные фракции и точно так же способен вывести из строя термостат, попав под его клапан.
Алексей Сердюк:
В заключение традиционная рекомендация от экспертов. Со слов Дмитрия Осипова: всегда читайте инструкции, не стыдно чего-то не знать и регулярно проверять/пополнять свои знания. Очень многие механики, особенно мультибрендовых СТО, имеют дело с очень широким модельным рядом автотехники. К ним часто попадают машины, с которыми они прежде не имели дела. Поэтому это нормально, что они чего-то не знают. Вместо того, чтобы самоуверенно делать то, о чем вы имеете самое поверхностное представление, лучше прочтите инструкцию. Механику не надо знать устройство всех марок и моделей автомобилей последних 20, 30, 40 лет выпуска в мельчайших нюансах. Но он всегда должен знать, где найти необходимую ему информацию в каждом конкретном случае.
Что такое автомобильная помпа и зачем она нужна
- Конструкция и особенности
- Признаки неисправности
- Распространенные поломки и их причины
- Каковы последствия?
- Менять или ремонтировать?
- Как часто производить замену?
Во время работы двигатель автомобиля производит много тепла. Чтобы ДВС работал в определенном диапазоне температур (т.н. «зеленой зоне»), в его конструкции предусмотрена система охлаждения. Основным ее элементом является водяной насос (она же помпа). Помпа в автомобиле нужна для принудительной циркуляции антифриза в системе. Так, горячая жидкость из «рубашки» двигателя замещается холодной из радиатора. Помпа должна быть всегда в исправном состоянии. Если устройство приходит в негодность, двигатель начинает кипеть и вскоре выходит из строя. Что же, давайте подробнее узнаем, что такое помпа в автомобиле, как она устроена и каковы ее неисправности.
Конструкция и особенности
Помпа – одна из главных составляющих системы охлаждения ДВС. Она представляет собой насос центробежного типа, включающий рабочее колесо и вал со шкивом. Корпус механизма может быть чугунным или алюминиевым. Также в корпусе предусмотрены каналы для отвода антифриза к крыльчатке. Между блоком цилиндров ДВС и корпусом имеется прокладка, что исключает утечку охлаждающей жидкости.
Основной рабочий элемент помпы – крыльчатка. Она создает давление жидкости в системе. Крыльчатка устанавливается на приводной вал. С обратной стороны вала имеется приводной шкив.
Водяной насос устанавливается в передней части ДВС, зачастую около термостата. Помпа автомобильная имеет электрический или механический привод. Последний более распространен среди автопроизводителей. Такая помпа приводится в действие от шкива коленчатого вала ремнем. На машинах с цепным ГРМ это отдельный приводной ремень, а на ременных он может быть объединен с системой газораспределения. Принцип работы прост: шкив коленвала вращает ремень, а последний приводит в действие насос. Электрическая помпа имеет отдельный электродвигатель с системой управления (часто подобные насосы встречаются на немецких авто). Принцип ее работы заключается в следующем. Электронный датчик считывает температуру антифриза и дает сигнал на включение помпы только при +30°С и выше. Далее срабатывает кольцевая диафрагма, жидкость циркулирует по системе в полном объеме.
Признаки неисправности
Поскольку неисправная помпа может быстро перегреть двигатель автомобиля, водитель должен знать, при каких признаках стоит задумываться о ее ремонте:
- Характерный вой, свист во время работы двигателя. Это говорит о проблемах с подшипником, либо с крыльчаткой. Последняя во время работы может касаться корпуса, отчего и слышен звук.
- Люфт шкива насоса. Это можно обнаружить, взявшись за вал помпы пальцами. Если шкив имеет ход, механизм вскоре выйдет из строя.
- Следы охлаждающей жидкости возле помпы. На крыльчатке или в месте соединения насоса с блоком можно увидеть течь антифриза. Это говорит о проблемах с прокладкой или сальником.
- Наличие сладкого запаха под капотом или в салоне. Внутрь он может попасть через систему вентиляции. Данный запах также указывает на течь охлаждающей жидкости.
- Несоосность натяжного ролика и приводной шестерни. Это можно увидеть, приложив линейку в одной плоскости с помпой и роликами. Если проблема появилась давно, это будет видно по затертым углам ремня. Ситуация опасна тем, что ремень может порваться в любой момент. Также увеличивается нагрузка на подшипники.
- Увеличение рабочей температуры мотора. Водяная помпа не в состоянии нормально прокачивать антифриз, либо упал уровень охлаждающей жидкости ввиду изношенных прокладок.
Распространенные поломки и их причины
Частая неисправность – это выход из строя подшипника. Он изнашивается ввиду большого пробега авто (обычно через 100 тысяч километров), но не стоит исключать и ускоренный износ. Сюда можно отнести неправильное натяжение ремня, попадание масла или антифриза на поверхность ремня.
Следующая поломка – это уплотнения, а именно сальник. Он выходит из строя из-за некачественного антифриза без присадок. Сальник «дубеет» и больше не задерживает жидкость внутри системы. Антифриз попадает не только на ремень, но и на подшипник, вымывая из последнего смазку.
Неправильная установка или брак креплений. Водяная помпа может плохо прилегать к блоку мотора из-за неровной привалочной поверхности (грязь, коррозия на металле), либо быть изначально кривой (заводской брак, что не редкость среди дешевых заменителей). В итоге шкив вращается с перекосом, нагружая больше подшипник и съедая ремень. Реже несносность обнаруживается после попадания авто в ДТП.
Еще одна причина неисправности помпы – это применение герметика для устранения течи радиатора.
Антифриз медленно циркулирует в системе. Если вовремя не сделать промывку, вскоре потребуется замена помпы.
Причина, о которой владельцы могут даже и не догадываться – это качество антифриза. Помпа во время работы должна смазываться. Если качество антифриза приближено к воде, вскоре придут в негодность сальники, а затем и подшипники. Негативно влияет на состояние насоса и образование коррозии. Качественные антифризы имеют пакет смазывающих и антикоррозионных присадок, что положительно виляет на ресурс помпы.
Использование некачественного антифриза приводит к появлению коррозии
Каковы последствия?
Если водитель заметил, что помпа приходит в негодность, необходимо как можно раньше начинать ремонт автомобиля. Неисправный подшипник может заклинить на ходу, а ремень – порваться. За считанные секунды такой двигатель может перегреться. Когда наступит этот момент, неизвестно – помпа может продержаться еще 500 километров, либо прийти в негодность уже на втором запуске. Последствия – дорогой ремонт автомобиля (расточка блока цилиндров, замена колец, гильзовка цилиндров мотора).
Менять или ремонтировать?
Водяной насос можно разобрать и отремонтировать, но большинство автовладельцев предпочитают полную замену. Причин этому несколько:
- Не всегда удается найти нужную деталь для конкретной водяной помпы. Зачастую ее приходится покупать под заказ, либо стоимость ее будет необоснованно высокой.
- Разборка и сборка элемента требует больше усилий. Если работа выполняется в сервисе, цена ремонта увеличится.
Новая водяная помпа
Сопоставив стоимость и время выполнения работ, можно сделать вывод, что быстрее и дешевле заменить водяной насос. Исключение составляет замена прокладки.
Как часто производить замену?
Не стоит дожидаться признаков неисправности. Водяной насос меняют заблаговременно. Пробег может быть разным. Для отечественных авто это 60 тысяч километров, для иномарок – 120-150. Оптимальный вариант – замена вместе с ремнем ГРМ или антифризом. Производитель запчастей может быть разным. Однако нужно обращать внимание на качество детали и стоимость. Хороший заменитель не должен стоить в 3 раза дешевле оригинала. Установив качественную помпу, можно забыть о проблемах в ближайшие 3-5 лет эксплуатации.
Как проверить помпу двигателя автомобиля без снятия
Водяной насос системы охлаждения автомобильного двигателя, чаще называемый просто помпой, выполняет важнейшую роль в поддержании теплового режима, обеспечивая активную циркуляцию рабочей жидкости. При его отказе мотор под нагрузкой вскипает практически мгновенно и разрушается. Поэтому важно обеспечить максимальную надёжность, вовремя замечая малейшие признаки начавшихся проблем.
Как проверить исправность помпы на автомобиле
Оптимальным решением будет профилактическая замена помпы при пробеге 60-100 тысяч километров, в типовом случае одновременно с ремнём привода ГРМ, если шкив насоса работает от него же.
В других случаях насос меняется просто по регламенту завода изготовителя, однако не всегда так получается:
- ресурс насосов у разных производителей сильно отличается;
- многое зависит от свойств применяемой жидкости, не все антифризы одинаково долго сохраняют изначальные свойства;
- нагрузка на подшипник зависит от внешних факторов, особенно от натяжения ремня;
- сильно влияет режим эксплуатации, простои машины и частота температурных перепадов.
Отсюда происходит необходимость знания типичных признаков начавшейся деградации узла.
Посторонние шумы
В состав помпы входят две изнашивающиеся детали, от которых почти полностью и зависит её ресурс. Это сальник и подшипник. Износ сальника никак не проявляется на слух, зато подшипник при наличии выработки бесшумно работать не сможет.
Звук может быть разным, это визг, гудение и постукивание, а иногда с хрустом. Поскольку вывести помпу из вращения затруднительно, то надо исключить все прочие подшипники со стороны ремней привода агрегатов, убедившись в их исправности, оставив под подозрением помпу.
После чего изучить её состояние более детально. Вращение ротора насоса должно быть абсолютно плавным, без малейших признаков переката шариков подшипника или люфтов. А лучше сразу её поменять, особенно если узел уже много поработал.
Замаскировать шум насоса могут натяжные и обводящие ролики ременного привода. Их тоже надо проверить, что значительно проще, поскольку при снятии ремня их легче раскрутить от руки и понять наличие износа.
Люфт шкива
Бывают случаи, когда износ качественного подшипника происходит равномерно и шум не возникает. Такой насос ещё бы поработал, но образовавшийся люфт не позволяет нормально трудиться сальнику.
Возникает опасность течи, которая неминуемо и проявится. Таким образом, радиальные или осевые зазоры в подшипниках, ощутимые при покачивании за шкив – сигнал к безотлагательной замене помпы в сборе.
В ходе диагностике ремень надо снять, поскольку он очень плотно прижимает подшипник и маскирует имеющийся люфт.
Появление течи
Потерявший герметичность сальник никак не сможет удержать напор антифриза. Система охлаждения работает под избыточным давлением, что при нормальном сальнике играет положительную роль, поджимая его рабочие кромки.
После критического износа поджимать там уже нечего, и антифриз под давлением начинает выходить наружу. Это заметно визуально.
Затрудняет диагностику быстрое высыхание антифриза на горячем моторе. Но следы в виде характерного налёта остаются, в том числе и на приводном ремне.
Когда течь значительна, то это уже трудно не заметить, уровень жидкости падает, ремень постоянно мокрый и не успевает высыхать, антифриз разбрасывается вращающимися деталями и даже стекает с нижней части кожуха.
Дальше ездить нельзя, нужна немедленная замена. Иначе возможен износ и обрыв ремня с последующим серьёзным ремонтом двигателя.
Появление запаха антифриза
Не все водители имеют привычку часто заглядывать под капот, тем более знают куда именно надо смотреть для оценки состояния сальника помпы. Но подкапотное пространство редко настолько герметично, что испаряющийся антифриз не найдёт выход, причём даже прямо в салон.
Запах очень характерен, у кого хоть раз протекал радиатор печки, то его запомнит. Дальнейший поиск источника может привести как к прохудившимся патрубкам и радиаторам, так и к водяному насосу.
Повышение температуры двигателя
Самый опасный симптом неисправности помпы. Он может означать, как уже описанные причины дефекта, так и относительно редко встречающийся третий – проблемы с крыльчаткой насоса.
Непосредственно за перемешивание жидкости и создание её напора отвечает ряд изогнутых лопастей на валу ротора, образующих крыльчатку. Раньше она изготавливалась литьём из чугуна, поэтому её поломки были исключены. Разве что встречались редкие случаи смещения отливки с вала из-за нарушения технологии прессовой посадки её с нужным натягом.
Сейчас для изготовления крыльчаток применяется в основном пластмасса переменного качества.
В условиях быстрого вращения в горячем антифризе на больших скоростях, порождающих кавитацию, лопасти могут начать разрушаться «облысевшая» крыльчатка ничего перемешивать уже не сможет, циркуляция жидкости нарушается, и температура двигателя начинает быстро возрастать. При этом радиатор будет относительно холодным, жидкость из него просто не попадёт к блоку и головке.
Очень опасный режим, двигатель надо немедленно выключить и заняться поиском проблемы.
Те же симптомы могут образоваться и при неповреждённой крыльчатке, но для этого потребуется значительная утечка жидкости, образование воздушных пробок и полное пропадание уровня в расширительном бачке. Это достаточно легко заметить при проверке.
Как устранить неисправности
Вплоть до конца прошлого века помпы на многих машинах можно было отремонтировать. Узел снимался и распрессовывался на отдельные детали, после чего обычно заменяли подшипник и сальник. Сейчас уже никто этим не занимается.
В настоящее время ремкомплект помпы представляет собой часть корпуса с сальником, подшипником, валом, шкивом и прилагаемую прокладку. Как правило, один и тот же типоразмер с известным из каталога заводским номером изготавливается множеством фирм.
Качество здесь прямо зависит от цены. Не стоит надеяться, что деталь неизвестного производителя сможет обеспечить приемлемый ресурс. Стоит остановиться на фирмах, специализирующихся на многолетних поставках проверенных насосов. В том числе и на конвейеры автопроизводителей.
Замена помпы не представляет особых сложностей. Поэтому обычно её меняют в составе комплекта ремня ГРМ. Существуют наборы от одного и того же производителя, как с включением насоса, так и без него.
Покупка такого набора наиболее целесообразна, поскольку солидная фирма не станет комплектовать ремень и ролики некачественной помпой, а при комплексной замене цена работ значительно ниже, поскольку большинство сборочно-разборочных операций совпадают, останется только слить часть антифриза и отвернуть крепёж насоса.
Прочитай: Что такое ремень и цепь системы ГРМ
Новая деталь ставится с имеющейся в ремкомплекте прокладкой, после чего уровень охлаждающей жидкости доводится до нормы.
Долгий срок службы деталей обеспечится правильной натяжкой приводного ремня, исключающей перегруз подшипников. Обычно применяется динамометрический ключ, который позволяет избежать ошибок при регулировке. Надо только выставить нужное усилие в соответствии с инструкцией.
НЕИСПРАВНОСТЬ ПОМПЫ АВТОМОБИЛЯ
Здесь Вы найдете полезные сведения и ценные советы о насосе охлаждающей жидкости или водяном насосе для автомобилей.
Насос охлаждающей жидкости обеспечивает циркуляцию ОЖ в контуре охлаждения и надежный отвод тепла двигателя в окружающий воздух. В то же время это самый нагруженный компонент системы охлаждения. Узнайте на этой странице, как работают насосы охлаждающей жидкости, какие причины могут привести к их повреждению и что следует учитывать при их замене.
Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.
Неисправность водяного насоса
Возможные картины повреждений при неисправности водяного насоса
ПОМПА : ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Насосы охлаждающей жидкости, часто называемые просто водяными насосами, большей частью приводятся в действие механически, посредством зубчатого или поликлинового ремня, и перемещают охлаждающую жидкость через контур охлаждения двигателя. Насосы могут напрямую прифланцовываться к двигателю или также располагаться отдельно. Конструкционные формы очень различны.
Насосы охлаждающей жидкости должны выдерживать огромные колебания температуры (от — 40°C до ок. +120°C). Переменная частота вращения (500–8000 об/мин) и давление до 3 бар требуют высокой стойкости подшипников и уплотнений.
Для экономии топлива в будущем будут все больше использоваться насосы охлаждающей жидкости с электрическим приводом и электронным управлением.
Принцип действия
Приводное колесо и крыльчатка располагаются на валу с совместной опорой. Торцевое уплотнение герметизирует вал насоса наружу. Посредством вращательного движения крыльчатки охлаждающая жидкость перемещается по системе охлаждения. Крыльчатки, как правило, выполнены из пластмассы или металла. Нагрузка на подшипники при пластмассовых крыльчатках меньше. Одновременно они не так подвержены действию кавитации. Однако со временем пластмассовые крыльчатки становятся хрупкими. Торцевое уплотнение постоянно смазывается и охлаждается охлаждающей жидкостью. Вследствие конструкции небольшое количество охлаждающей жидкости может попадать в свободное пространство за уплотнительным кольцом и выступать на предохранительном отверстии насоса. Возможно, видимые следы охлаждающей жидкости не являются однозначным свидетельством дефекта насоса.
На срок службы насоса охлаждающей жидкости в большой степени влияют следующие факторы:
правильность монтажа;
- уход и техобслуживание системы охлаждения;
- качество хладагента.
- Состояние и функциональная готовность приводного ремня и сопряженных вспомогательных агрегатов.
Электрические насосы охлаждающей жидкости
Механические насосы охлаждающей жидкости, имеющие непосредственный привод от двигателя, при работающем двигателе постоянно перемещают охлаждающую жидкость, даже если в охлаждении нет никакой потребности. Электрические насосы охлаждающей жидкости с интегрированным электронным регулированием, напротив, включаются плавно, в соответствии с требуемой холодопроизводительностью. Они могут использоваться как главные, вспомогательные или даже как циркуляционные насосы и работают независимо от двигателя и в соответствии с потребностью. При холодном запуске электрический насос охлаждающей жидкости сначала не работает. Благодаря этому двигатель быстрее достигает своей рабочей температуры. Даже на холостом ходу или после остановки двигателя электрический насос охлаждающей жидкости может давать достаточную холодопроизводительность, поскольку он не связан с частотой вращения двигателя. Такая потребность в охлаждении двигателя снижает потребляемую мощность и вместе с тем уменьшает потери от трения и расход топлива. Тем самым электрические насосы охлаждающей жидкости современных систем охлаждения способствуют сокращению вредных выбросов.
Еще одним достоинством является то, что электрические насосы охлаждающей жидкости могут устанавливаться индивидуально, вне двигателя. Они относительно легкие и благодаря исполнению без щеток не требуют обслуживания. При рабочем напряжении в 12–360 В они достигают мощности от 15 до 1000 Вт. Электродвигатель насоса охлаждается охлаждаюшейся жидкостью. Плавное регулирование осуществляется посредством включения широтно-импульсного (ШИМ) управляющего сигнала. Так объемный расход может регулироваться независимо от частоты вращения двигателя, в соответствии с фактической потребностью, и температура охлаждающей жидкости может сохраняться постоянной в соответствии с условиями системы. Благодаря интеграции в электронику бортовой сети электрические насосы охлаждающей жидкости доступны для диагностики. В зависимости от типа привода (двигатель внутреннего сгорания, гибридный, электрический) и системы в автомобиле могут устанавливаться один или несколько насосов.
Электрические насосы охлаждающей жидкости имеют много областей применения:
- охлаждение двигателя,
- охлаждение наддувочного воздуха,
- охлаждение системы рециркуляции ОГ,
- охлаждение привода и аккумулятора в гибридных и электрических автомобилях
- охлаждение коробки передач,
- охлаждение различных вспомогательных приводов.