2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все возможные причины перегрева двигателя

Причины и последствия перегрева двигателя

При эффективно и правильно работающей системе охлаждения практически полностью исключается перегрев двигателя. Однако различного рода поломки термостата, помпы или повреждение радиатора могут привести к перегреву двигателя и серьезным неисправностям, вплоть до необходимости проведения капремонта мотора. Автовладельцу необходимо знать возможные последствия перегрева двигателя, исключив вероятность таких поломок машины.

Причины перегрева двигателя

Современные двигатели на автомобилях спроектированы таким образом, чтобы работать в строго определенном температурном диапазоне. Именно за охлаждение силового агрегата отвечает специальная система, которая прогоняет по замкнутому контуру антифриз, что и позволяет охлаждать мотор, не допуская его перегрева и выхода из строя.

Основной причиной перегрева двигателя является выход из строя системы охлаждения. Причём она состоит из различных узлов, на которые в процессе эксплуатации авто приходится существенная нагрузка. Выход из строя термостата, повреждение помпы или других узлов системы охлаждения может привести к критическим неисправностям, а в отдельных случаях даже требуется менять двигатель на контрактный.

Одной из причин перегрева мотора является утечка из системы охлаждающей жидкости. Если появились повреждения радиатора или же протечки по многочисленным соединениям, то, в конечном счете, уровень антифриза падает, эффективность охлаждения двигателя существенно снижается, возникают критические неисправности, что существенно увеличивает расходы автовладельца.

Еще одна причина перегрева мотора — это выход из строя помпы, которая уже не может с необходимой эффективностью прокачивать антифриз по системе, существенно увеличивается температура двигателя, который быстро выходит из строя. Водяная помпа в большинстве случаев неремонтопригодна и при появлении у нее неисправностей ее рекомендуется заменить.

Также перегрев двигателя отмечается в случаях механических повреждений радиатора, в котором образуются протечки. Не редкость загрязнения радиатора продуктами отложений, в подобном случае существенно ухудшается эффективность охлаждения мотора, двигатель работает на повышенной температуре, требуя скорейшего ремонта.

Также расходником является термостат, который представляет собой механический клапан, регулирующий движение охлаждающей жидкости по большому и малому контуру. Определить такие неисправности можно по холодному патрубку при хорошо прогретом моторе. В подобном случае необходимо вскрывать всю систему и проводить замену термостата.

Еще одна причина перегрева двигателя — это использование старого потерявшего свои свойства антифриза. Помните о том, что охлаждающую жидкость необходимо менять каждые два-три года, что позволит обеспечить правильность работы системы охлаждения и исключит загрязнение радиатора и появление ржавчины.

Не редкость такие ситуации, когда автовладельцы после зимы не убирали утеплитель капота и специальные защитные дефлекторы от холодного воздуха. В результате чего радиатор практически не обдувался воздухом, не охлаждался антифриз, а мотор неизменно работал при повышенной температуре.

Возможные поломки двигателя при перегреве

При серьезном перегреве отмечаются проблемы с головкой блока цилиндров, возможно оплавление поршней и разрушение поршневых колец, деформация головки блока цилиндров, трещины ГБЦ и другие проблемы. При появлении трещин в головке блока цилиндров в камеру сгорания или в масло начинает попадать антифриз, в результате чего требуется капитальный ремонт двигателя. Автовладельцам следует помнить, что таких неисправностей куда проще избежать, поддерживая исправное техническое состояние системы охлаждения, чем в последующем проводить капитальный ремонт двигателя.

Распространенная причина перегрева двигателя летом

Летняя жара преподносит автомобилистам немало сюрпризов. Один из самых неприятных — перегрев двигателя. Причины перегрева могут быть различными, но довольно часто это случается из-за отказа электрического вентилятора, обдувающего основной радиатор двигателя.

Обычно, когда автомобиль движется со средней скоростью, набегающего потока воздуха достаточно для эффективного обдува радиатора и отвода тепла. Циркулирующая через радиатор охлаждающая жидкость успевает отдать тепло в атмосферу, и двигатель работает при нормальной температуре. Но в летнюю жару, когда автомобиль стоит в пробке или на светофоре, обдув прекращается и ОЖ не успевает остыть в радиаторе, что неизбежно ведет к перегреву. Во избежание этого автомобиль комплектуется вентилятором, принудительно обдувающим радиатор.

Ушли в прошлое времена, когда вентилятор был жестко соединен со шкивом коленвала и вращался постоянно. Механический привод вентилятора через вискомуфту также постепенно сдает свои позиции, и на смену ему приходит более эффективный электрический. В последнем случае вентилятор обдува (иногда пара) приводится во вращение простым электромотором, включается по сигналу ЭБУ о перегреве и работает только когда это необходимо. Такая система не нагружает двигатель и является наиболее распространенной на современных легковых авто.

Возможные неисправности

Система проста и потому довольно надежна. Тем не менее иногда бывает так: ЭБУ получает информацию о перегреве, отдает команду на включение электромотора вентилятора, а вентилятор не работает. Причиной отказа может быть как механическая неисправность, так и ряд факторов, связанных с электрической частью.

К механическим неисправностям электрического вентилятора радиатора относятся:

• повреждение или даже разрушение крыльчатки (лопастей) вентилятора посторонним предметом, если вентилятор установлен на внешней стороне радиатора;
• заклинивание электромотора вследствие коррозии или сильного загрязнения.

Причины неисправности электрики в самом электромоторе могут быть следующие:

• замыкание обмотки;
• износ щеток;
• обратное нагнетание воздуха при неправильном подключении контактов на электромоторе;
• окисление контактов подключения электромотора.

Если необходима замена

В ряде случаев вышедший из строя электровентилятор охлаждения радиатора двигателя может быть отремонтирован. Но даже если речь идет о замене, не стоит отчаиваться: на помощь готова прийти компания DENSO — один их ведущих мировых производителей компонентов систем охлаждения и кондиционирования.

В каталоге DENSO для рынка послепродажного обслуживания насчитывается 140 позиций вентиляторов охлаждения радиатора. Этого ассортимента достаточно для охвата широкого модельного ряда наиболее популярных европейских, японских и американских автомобилей. В число поддерживаемых марок входят Audi, BMW, Citroën, FIAT, Peugeot, Renault, Opel, VW, Skoda, Nissan, Toyota, Ford, Jeep.

Читать еще:  Водородный двигатель что это такое

Все вентиляторы радиатора DENSO полностью соответствуют стандартам качества и спецификациям оригинального производителя. Для максимально быстрой и правильной установки каждое изделие разработано с учетом особенностей модели автомобиля, применяемого на нем двигателя и комплектации. Многие модели вентиляторов для рынка послепродажного обслуживания являются полным аналогом версии изделия, устанавливаемого на конвейере.

Надежность и высокие характеристики эффективности вентиляторов DENSO подтверждаются строгими заводскими испытаниями. В цикл тестов включены испытания на надежность и работу в сложных климатических условиях. Дополнительно все крыльчатки вентиляторов проходят тесты в аэродинамической трубе, что позволяет значительно снизить уровень шума, создаваемого вентилятором.

Если электрический вентилятор радиатора вашего автомобиля вышел из строя и требует замены, стоит обратиться к электронному каталогу DENSO для поиска и подбора нового, надежного и эффективного японского изделия.

Почему перегревается двигатель и как это устранить

Часто, особенно в летнее время, автовладельцам приходится сталкиваться с сильным перегревом мотора вплоть до кипения и подпрыгиванием температурного показателя до запредельной отметки. В результате кипящий мотор может просто заклинить или выйти из строя, когда уже не избежать проведения дорогостоящего ремонта или покупки нового двигателя. Причин для перегрева может быть множество. Какие основные из них и как все-таки не допустить неприятных ситуаций на дорогах, особенно в самый ответственный момент.

Содержание:

Частые причины

Из всей массы возможных причин перегрева движка стоит обозначить следующие:

  1. Застаивание тосола в моторном отсеке, когда охлаждающая жидкость закипает, а двигатель перегревается. Причина – долгая работа на холостых оборотах.
  2. Нарушение циркуляции жидкости в системе охлаждения. Причина – поломка, неисправность крыльчатки водяного насоса.
  3. Обрыв ремня водяной помпы, когда наблюдается стремительное повышение температуры двигателя в рабочем состоянии, нарушение циркуляции жидкости для охлаждения в системе.
  4. Неисправная работа термостата, приводящего в итоге к медленному нагреванию в рабочем состоянии, но в итоге – до запредельных температур. Это частая причина перегрева при движении машины на большой скорости и не всегда виной тому – термостат. Желательно провести диагностику его работоспособности, а в летний сезон и жару вовсе вынимать из авто. С наступлением холодов не сложно будет установить нужный элемент на штатное прежнее место.
  5. Отсутствие, недостаток жидкости в термостате, поэтому важно проверять термостат на работоспособность в момент установки или в случае замены.
  6. Неисправность свечей зажигания, что нередко приводит к сбою в работе двигателя, падению мощности при разгоне машины, в итоге достижению температурной черты точки кипения в движке.
  7. Плохая изоляция или контакт в системе зажигания, находящейся под высоковольтным напряжением, когда явно нарушена функциональность в одном из цилиндров.
  8. Исчерпывание своих рабочих ресурсов свечой, когда на конце появляется черный нагар и требуется замена.
  9. Появление трещин на крышке прерывателя-распределителя, что может произойти на фоне перегорания свечи и уже не обойтись без замены бегунка, проводки и крышки трамблера.
  10. Утечка охлаждающего тосола в системе, когда температурная стрелка находится вблизи красной отметка, а мотор перегревается на фоне недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе. Двигаться же на авто с пустым радиатором небезопасно.
  11. Повреждение или нарушение герметичности патрубков, подлежащих замене, хотя на время можно подмотать изолентой, чтобы добраться до близлежащего СТО.
  12. Завоздушивание охладительной системы, образование пробки.
  13. Сбой в работе вентилятора, который непосредственно контактирует с датчиком, подающим сигнал о том, что температура повышена. Также причина неисправности может быть в датчике, когда вентилятор перестает нормально функционировать.
  14. Забитость сот радиатора, как одна из самых частых причин перегрева движка, т. е. накопление на стенках грязи, минеральных солей внутри системы и попадания в патрубок. Радиатор становится плохим проводником тепла. Отложения перекрывают каналы, расход охлаждающей жидкости резко падает. А вот в случае внутреннего перегрева мотора заметить проблему вовремя бывает затруднительно.
  15. Длительная или вынужденная работа двигателя на холостых оборотах при буксировке, когда резко повышается нагрузка, что также может привести к перегреву.
  16. Появление трещин на клапане выпуска в результате его прогорания, когда отработанные газы приводят к повышению температуры тосола.
  17. Позднее сгорание топлива по причине неправильного урегулирования зажигания. Температура отработанных газов начинает зашкаливать, охлаждающая жидкость закипает, а мотор перегревается.
  18. Использование масляных присадок, чем часто любят увлекаться многие автолюбители. Присадки же приводят со временем к наращиванию металлокерамического слоя на внутренних стенках цилиндра, снижению теплопроводности, в результате – к неисправности либо поломке двигателя.

Перегрев, последствия?

Исход событий может быть следующим с учетом степени перегрева мотора:

  1. локальным, при незначительном перегреве, когда водителю все-таки удается заметить неполадку вовремя и остановить машину. Если температурная стрелка пребывает в красной зоне, то достаточно охладить мотор, после чего можно начать передвижение вновь, без труда устранив тем самым причину сильно нагрева мотора;
  2. серьезным, при длительной работе движка в условиях повышенной температуры, скачках температурной стрелки, закипании. В результате проблема может привести к деформации колец поршня, большим трещинам в самом корпусе мотора, перегоранию прокладки головки цилиндрического блока;
  3. критическим, когда на фоне излишнего перегрева мотор резко глохнет. Это чревато поломкой коленчатого вала, пробитием блока ДВС, плавлением шатунного вкладыша, деформацией цилиндра и поршня в целом и сильным разрушением двигателя, вплоть до невозможности восстановления. В данном случае уже не обойтись без покупки нового силового агрегата.
Читать еще:  Хороший ли двигатель ниссан кашкай

Узнать о том, что мотор сильно греется без специальных приборов и диагностического оборудования довольно сложно. Хотя специалисты советуют научиться понимать, когда мотор все-таки сильно перегревается и нужно устранять причину. Выявить перегрев можно по следующим критериям:

  • появление мути, осадка, вкраплений в охлаждающей жидкости;
  • шлифовка плоскости ГБЦ;
  • деформирование головки блока.

Двигатель греется что делать?

Главное, вовремя заметить, что температурная стрелка начинает входить в красную шкалу. Если же это такое явление имеет место быть, то при закипании и появлении явного пара нужно:

  • понизить скорость и желательно переключиться на нейтралку;
  • остановиться в разрешенном для автостоянки месте или у обочины;
  • включить печку на максимальную мощность;
  • выждать 1-2 минуты;
  • заглушить;
  • открыть капот;
  • устранить последствия перегрева, не допуская дальнейшего разрушения вкладышей.

На заметку! Вовсе небезопасно после остановки машины быстрее торопиться остужать мотор. Горячие пары из-под открытого капота могут привести к сильным ожогам.

Если нет характерного металлического стука в двигателе, то нужно:

  • включить мотор и дать некоторое время поработать “вхолостую”;
  • далее долить в бак воды или антифриз до нужной отметки;
  • остудить мотор и выявить причину перегрева.

При появлении же характерного металлического стука, который явно свидетельствует о сильном перегреве мотора и повреждении вкладышей вероятно, что без помощи сотрудников автосервиса или вызова эвакуатора уже не обойтись.

Если после проведения описанных манипуляций стрелка так и не упала до нормальных значений, то нужно:

  • дождаться полного остывания двигателя;
  • осторожно открутить клапан радиатора, надев на руки защитные перчатки во избежание получения ожогов;
  • аккуратно и медленно долить в радиатор недостающую воду;
  • включить вентилятор для быстрой подачи холодного воздуха на двигатель с целью охлаждения.

Только после того, как двигатель полностью остынет, можно продолжить дальше путь, но ехать аккуратно и осторожно, не превышая скорости более 50-60 км/ч. Так будет происходить обдувание радиатора потоком воздуха, а нагрузка на мотор значительно снизится.

На заметку! Ни в коем случае нельзя поливать холодную воду на горячий мотор. Это может привести к образованию трещин на стенках головки блока поломки двигателя, в итоге – к сбою работы вплоть до полной остановки.

Не рекомендуется откручивать крышку расширительного бачка при моторе, достигшем температуры кипения. При этом помпа может еще какое-то время оставаться работать. Если тосол под давлением начнет расширяться, то пробка может вылететь наружу в любой момент. Это сравнимо с вылетом пробки из шампанского и небезопасно. Лучше все-же дождаться полного остывания двигателя либо открутить пробку наполовину, дать тем самым лишнему потоку воздуха постепенно выйти из системы наружу.

Водителям на заметку! Лучше выработать привычку и время от времени поглядывать на температурную стрелку двигателя, чтобы своевременно заметить проблему, избежать тем самым предстоящего дорогостоящего ремонта ДВС.

Меры профилактики

Чтобы снизить до минимума возможные риски поломок, предотвратить тем самым сильное нагревание двигателя, достаточно соблюдать несложные профилактические меры. Рекомендуется:

  1. своевременно ухаживать за двигателем и проводить чистку;
  2. использовать исключительно качественное топливо или масло с высоким октановым числом;
  3. вовремя заменять детали системы охлаждения, вышедшие из строя или находящиеся на грани поломки;
  4. проверять исправность водяного насоса и термостата, который часто приводит к перегреву двигателя;
  5. правильно выставить и отрегулировать зажигание;
  6. проверять периодически работу свечей;
  7. продиагностировать степень натяжения ремня помпы;
  8. вовремя доливать охлаждающую жидкость, поскольку передвигаться при полупустом моторе опасно;
  9. не использовать химические присадки для системы охлаждения, ведь они также приводят к накипи на стенках двигателя, в итоге – стремительному передвижению температурной стрелки в сторону красной отметки.

Стрелка в районе красной черты – сигнал того, что с мотором может в любое время произойти поломка, заклинивание. Позаботиться своевременно о своей машине – значит, обеспечить бесперебойную работу двигателя и самое главное – безопасную и комфортную езду по дорогам.

Видео

Что делать, если авто перегревается

Что делать, если стрелка указателя температуры сигнализирует о перегреве, из-под капота валит пар, а под машиной образуется лужа из охлаждающей жидкости? У нас есть ответы не эти вопросы.

С наступлением жары нужно уделять пристальное внимание указателю температуры двигателя. Особенно – при движении на низких скоростях, длительной работе мотора на холостом ходу, в пробках и тянучках, а также при активном драйве и длительной работе мотора на максимальных оборотах.

Как заметить проблемы в системе охлаждения

Если вы залетели, что температура двигателя превышает нормальную – остановитесь, откройте капот и проверьте уровень охлаждающей жидкости. ВАЖНО! Ни в коем случае не открывайте крышку бачка радиатора или расширительного бачка, пока двигатель не остынет!

Примерно так выглядит расширительный бачок системы охлаждения. Как правило, он прозрачный и позволяет контролировать уровень жидкости без открывания.

Если расширительный бачок не прозрачный, в нем не видно жидкости из-за загрязнений или вы не знаете где он находится – ищите верхний патрубок радиатора. Он черного цвета, 4-6 сантиметров в диаметре, соединяет двигатель с радиатором и он горячий. Руками его трогать можно, но держать на нем руку дольше нескольких секунд не получится.

Главное – убедится, что он находится под давлением. На ощупь должен быть упругим, как слегка приспущенный футбольный мяч (нормальное рабочее давление большинства систем охлаждения – около одной атмосферы, как у недокачанного колеса).

Читать еще:  Автозапуск по температуре двигателя ягуар

Верхний патрубок радиатора, как правило, находится в доступном месте и позволяет контролировать температуру и давление в системе охлаждения.

Если патрубок горячий и твердый – скорее всего, утечки охлаждающей жидкости нет. Это хорошо. В таком случае можно охладить двигатель с помощью печки. Переведите регулятор температуры в салоне в максимальное положение, включайте обдув на максимум (не забудете выключить кондиционер) и открывайте окна.

В течение несколько минут указатель температуры двигателя должен пойти вниз. Если температура нормализовалась, можно продолжить движение не выключая отопитель. Так можно добраться до автосервиса, не испортив двигатель.

Если двигатель “закипел”

Если патрубок слишком мягкий и не очень горячий – в системе утечка! А жидкость, скорее всего, уже вытекла или вытекает. Под машиной – лужа. В таком случае нужно заглушить автомобиль и дождаться, пока он остынет хотя бы до 40-60 градусов. Как правило, это занимает 20-30 минут. Только после этого можно заливать в радиатор или расширительный бачек охлаждающую жидкость или воду.

Запрещено заливать воду или любую другую охлаждающую жидкость в горячий мотор. Обязательно нужно дождаться, пока он остынет.

Нельзя заливать жидкость в горячий мотор – резкий перепад температуры может привести к выходу из строя некоторых деталей двигателя. Если вода тут же вытекает – вызывайте эвакуатор или буксируйте авто до ближайшего автосервиса.

Если течь незначительная, можно продолжать движение, пристально наблюдая за температурой, периодически останавливаясь и доливая воду или охлаждающую жидкость в радиатор или расширительный бачок.

Главные причины перегрева

Термостат – устройство, которое управляет потоком охлаждающей жидкости. При достижении определенной температуры термостат автоматически открывает для жидкости проток в радиатор охлаждения, при остывании, обратно его перекрывает. Наиболее распространенная неисправность – заклинивание в закрытом положении. В таком случае охлаждающая жидкость циркулирует только в моторе (по малому кругу) и не попадает в радиатор охлаждения, в результате двигатель перегревается.

Иногда неисправность термостата проявляется непостоянно – он может подклинивать периодически

Диагностируется неисправность термостата довольно просто: если температура двигателя уже превышает норму, а нижний патрубок, соединяющий мотор с радиатором, холодный (можно держать рукой больше нескольких секунд) – термостат требует замены.

Если термостат исправен, но автомобиль все равно перегревается, следует обратить внимание на вентилятор охлаждения. Косвенный признак его выхода из строя – двигатель перегревается только при движении на малых скоростях или в пробках. При этом на скорости больше 30-40 км/ч мотор держит необходимую рабочую температуру.

Вентилятор охлаждения должен включаться, как только температура двигателя достигла максимума, а встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора.

Если вентилятор системы охлаждения не работает, следует проверить цепь его включения. Чаще выходят из строя датчик включения, реле или предохранитель.

В большинстве автомобилей этот вентилятор электрический. Если он не включается, не спешите его менять. Возможно проблема в датчике, который отвечает за его включение, предохранителе, реле или проводке. Диагностику лучше начать именно с этих компонентов.

Неисправная термомуфта ведет к перегреву в пробках, тянучках и длительной работе на холостых оборотах

Если автомобиль оборудован термомуфтой, следует проверить ее исправность. При прогазовках на полностью прогретом моторе вискомуфта с вентилятором должна клинить и поток воздуха, продуваемый через радиатор, должен увеличиваться. Как правило, это сопровождается дополнительным шумом.

Другие причины перегрева

Также причиной перегрева может стать забитый снаружи радиатор. Его состояние не всегда можно определить визуально, поэтому специалисты рекомендуют его периодически продувать или промывать. Правда, в некоторых автомобилях для проведения этой операции его нужно демонтировать.

Забитый грязью радиатор ведет к перегреву двигателя. Специалисты рекомендуют его продувать или промывать раз в несколько лет

Также перегрев возможен из-за воздушной пробки в системе охлаждения. Но стоить помнить, что просто так она не образовывается – чаще всего воздушная пробка остается после операций, связанных со сливом и заливом охлаждающей жидкости. Для ее устранения нужно просто выпустить лишний воздух из самой верхней точки. Как правило, в этих местах предусмотрены специальные штуцеры.

В ситуации, когда холодный двигатель очень быстро набирает рабочую температуру и столь же быстро перегревается, при этом вышеперечисленные неисправности не обнаружены, следует демонтировать насос системы охлаждения (помпу). Случается, что крыльчатка, которая должна раскручивать жидкость, разрушается, и насос просто перестает прокачивать жидкость.

Нарушение герметичности камеры сгорания также может быть причиной перегрева двигателя. Для диагностики таких неисправностей нужно специальное оборудование

Также возможной причиной перегрева может быть пробой прокладки головки блока цилиндров или трещина в головке блока. Иногда в таких случаях из выхлопной трубы идет густой пар. Это весомая причина для разборки мотора.

Но если пар из выхлопной не идет это еще не означает, что система охлаждения изолирована от камеры сгорания. Точный диагноз можно поставить только при помощи специального оборудования. Например, с помощью приспособления JTC 1236, которое способно определить наличие выхлопных газов в системе охлаждения.

Есть и другие возможные причины перегрева двигателя. Среди них – некорректная работа топливной системы, системы зажигания, неисправность клапана сброса в системе охлаждения, загрязнение радиатора изнутри некачественной охлаждающей жидкостью или примесями, некорректная инсталляция ГБО и другие причины. Для качественной диагностики следует обращаться к профессионалам – лучше потратить больше на диагностику, чем долго и безрезультатно “лечить не ту болезнь”.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты