Выносные приборы температуры двигателя
Дополнительные приборы в салон машины
Спортивный тахометр
Самый популярный прибор для тюнинга — это спортивный тахометр. Он, как правило, самый большой из альтернативных измерителей. В то время как обычные диаметры шкал приборов 50–60 мм, тахометры можно встретить на 120 мм.
Альтернативные тахометры – не просто указатель оборотов двигателя. Самые простейшие из них комплектуются дополнительной ограничительной меткой, которую водитель может выставить самостоятельно Более серьезные приборы комплектуются отсечкой по максимальным оборотам со световой индикацией предельных значений и памятью на несколько секунд или даже минут.
Отсечка по максимуму удобна, поскольку, к примеру, с использованием дополнительного светового предупреждения этот тахометр способен в очень доступной форме объявить водителю, что граница предельных оборотов двигателя достигнута и необходимо переключать передачу. А функция записи пригодится для гонщиков. Имея возможность посмотреть обороты двигателя в реальном времени при прохождении маршрута, водитель может затем выявить свои ошибки.
Дополнительные измерители температуры
В обычном автомобиле используем измеритель температуры охлаждающей жидкости. В тюнинге температурное измерение имеет большую популярность. Температура масла может дать дополнительную информацию об эффективности охлаждения мотора, что крайне важно при интенсивной езде. Вероятно, может понадобиться установка масляного насоса большей производительности, другого поддона картера с более эффективным отводом тепла.
Температура выхлопных газов дает понимание, насколько правильно осуществляются смесеобразование и процесс сгорания. Так, например, слишком высокая их температура (норма в среднем составляет порядка 900 О С) может говорить о чрезмерном обеднении рабочей смеси. Температура входящего воздуха подскажет причину снижения мощности вследствие плохой наполняемости цилиндров и возможную причину детонации. А температура после интеркулера скажет, насколько хорошо он справляется со своей задачей.
Измерители давления наддува двигателя
Эти приборы призваны показывать величину давления газов или жидкостей. Самый известный измеритель – Boost, Turbo или Turbo boost, короче говоря, измеритель давления наддува. Эти данные необходимы для управления автомобилями, оснащенными наддувом двигателя. Интересны решения, при которых этот измеритель выполняется сдвоенным, т. е. с двумя стрелками разных цветов. Одна показывает давление после нагнетателя, а другая – уже во впускном коллекторе.
Измеряется также давление топлива. При установке форсунок и топливного насоса повышенной производительности измеритель позволяет отслеживать давление в топливной системе, давая представление о корректности ее работы.
Дополнительные вольтметры и амперметры
Отдельного упоминания заслуживают дополнительные электрические измерители. Учитывая, что современные автомобили буквально напичканы различной электроникой, эффективность работы генератора и аккумуляторной батареи крайне важна. Например, измеритель бортового напряжения говорит об исправности аккумуляторной батареи.
Работа и назначение этих измерителей аналогичны общеизвестным устройствам. Вольтметр измеряет колебания напряжения в бортовой сети, а амперметр иллюстрирует процесс зарядки-разрядки аккумуляторной батареи. Из этой пары вольтметр наиболее информативен, но в паре эти приборы дают наиболее полное представление о работе системы электроснабжения, позволяя определить практически любую неисправность.
Дополнительный прибор температуры охлаждающей жидкости
С использованием датчика: DS18B20
Полезно для измерения температуры в нужных местах двигателя.
И для контроля температуры в движении…
Эта разница обусловлена неправильным расположением термодатчика.
Передвинул его, вариант 2:
Или китайский сигнализатор-индикатор перегрева BT305 термометр… (400 р, 2016 г) ebay:
«Red LED DC12V Digital Thermometer With Probe -60
125C High Low Temperature Alarm»
Размер: 80х43х25
Посадочный размер: 76х39
Питание: внешнее, 12 вольт
Датчик: термистор, 10к, B3950-10K.
125C High Low Temperature Alarm
125C High Low Temperature Alarm
125C Temperature tester Meter +DS18b20 Probe»
Sensor: DS18B20, Stainless steel sheath package, waterproof, anticorrosion, high temperature
125C Temperature tester Meter +DS18b20 Probe
Индикатор исправности двигателя с использованием Arduino, OLED, OBD2:
Заготовка для новой темы…
Сравнение цифровых термометров при одновременном измерении температуры…
Будем сравнивать термометры отличающиеся типом датчика и исполнение защиты…
——————————————————————————–
С датчиком DS18B20 в металл колбе == BT305 с термистором (10к, B3950-10K) в термоусадке…
Стоит отметить, что в разных исполнения большая разница по времени реакции датчика.
Например на воздухе колба задерживает измерение на 1-2 мин, а иногда и более по сравнению с датчиком без защиты…
При постоянной температуре…
-23 == -22
-16 == -15
-0,2 == +0,4 (в талом снегу, 0 гр)
3,7 == 3,9
5,2 == 5,7
17,1 == 17,1 гр
21,6 == 21,6 (В районе 15 — 25 гр. показания совпадают)
При постоянной температуре…
99,3 == 100,5 (Кипение воды)
—————————————————————————————————-
сравнение ds18b20 == BT305 (10к, B3950-10K)
ds18b20 — голый датчик, непосредственный тепловой контакт с B3950-10K с термопастой
101 == 101,5
100 == 100,5 … 100,8
99 == 99,6
98 == 98,7 … 86 == 88,7
…
85 == 85,5 … 72 == 72,5
67 == 67,3 … 30 == 30,3
25 == 25 ((измеренное сопротивление терморезистора B3950-10K =9,94 кОм))
24 == 23,9 …
При измерении наблюдается саморазогрев сборки на 0,3 гр.
Саморазогрев отдельного ds18b20 составляет 0,5 гр.
Так же в качестве сигнализатором удобно использовать БК: Ancel A202 или Autool x50 ; ждем…
У многих, кто устанавливает «накладные» датчики возникает проблема неправильных,
заниженных показаний.
Это может происходить в результате внешнего охлаждения датчика и патрубка;
неправильного места установки.
1. Датчик должен устанавливаться в том месте патрубка,
где максимальный поток ОЖ, даже при закрытом термостате.
2. Должен быть наилучший тепловой контакт.
Округлые поверхности спилены, применена термопаста (термоклей).
3. Датчик и весь патрубок должен быть утеплен и закрыт от набегающего потока воздуха.
При превышении допустимой температуры охлаждающей жидкости у рядных моторов bmw бывают не малые проблемы, в плоть до замены блока… Штатные приборы показывают лишь приблизительную температуры
Еще до покупки машины знал, что буду ставить дополнительные приборы, такие как температура ож, температура масла, давление масла и т.п. Для трех 52мм приборов есть место в 1-din (магнитолы у меня нет)
Но тогда были совсем другие цены ($), т.к. сейчас параллельно собираю новую подвеску, и еще много чего, пока решил начать лишь с температуры охлаждающей жидкости, брать дорогущие оригинальные Deffi не вижу смысла, сам датчик элементарен (это не EGT) поэтому рассматриваю не дорогие варианты и только новые. Есть уже на примете один прибор, выносной на 60мм (думаю поставить рядом с левой стойкой, а место в 1-din приберечь на будущее для трех других более дорогих приборов одной фирмы).
Вопрос с подключении, для него нужен специальный переходник.
Он ставится в разрез обратного шланга охлаждения (как можно ближе к мотору), в сам переходник вкручивается датчик.
На сколько я понял обратный шланг под №2
Внешний диаметр 45мм, но нужно знать внутренний, проблема в том, что нет особого желания снимать прежде временно, переходники бывают от 28 до 40мм (с шагов в 2мм). Может кто знает, что подойдет 38 либо 40мм?
ps подсказали еще пару вариантов, первый врезаться в шланг идущий с двигателя на клапан печки №5 (схема выше), второй в крутить датчик на место сливной пробки ОЖ в блоке цилиндров.
Как известно, температура охлаждающей жидкости, а также давление и температура моторного масла являются важными показателями, которые позволяют водителю контролировать работу и следить за состоянием ДВС.
Если говорить о моторном масле, такие решения больше нужны для форсированных моторов, которые работают в режимах больших нагрузок (постоянная езда на высоких оборотах, турбонаддув на изначально атмосферном двигателе и т.д.).
Также некоторые модели прямо с завода и вовсе лишены указателя температуры двигателя на приборной панели. В подобных случаях (когда указателя нет или он показывает только усредненные значения) водители обычно устанавливают сторонний датчик температуры двигателя (цифровой аналог дает более точные данные сравнительно со штатным решением). Давайте рассмотрим это устройство более подробно.
Читайте в этой статье
Индикатор температуры двигателя: особенности
Начнем с распространенной ситуации. Допустим, в автомобиле имеется штатный стрелочный указатель температуры, однако на таких приборах шкала зачастую может не иметь калибровок, а стрелка рабочей температуры двигателя в среднем положении отображает реальную картину только условно.
При этом в процессе эксплуатации водитель замечает, что если середина на шкале является нормой, то в различных ситуациях стрелка может заметно подниматься и выше (например, в пробках). Казалось бы, происходит перегрев мотора.
Естественно, движение на автомобиле сразу прекращается, владелец спешит заглушить двигатель и открыть капот. Однако при осмотре агрегата следов утечки ОЖ нет. Далее производится повторный запуск и выясняется, что вентилятор радиатора даже не включается, хотя устройство работоспособно.
При ощупывании верхний патрубок радиатора имеет приемлемую температуру, нигде не «давит» антифриз, нижний патрубок может быть и вовсе холодным и т.д. Дальнейшая проверка уровня ОЖ и состояния самого тосола/антифриза также показывает, что жидкость системы охлаждения в норме, нормально работает внутрисалонный отопитель (печка), в системе нет воздушных пробок, помпа также исправна.
Если учесть, что с вентилятором и системой охлаждения все в порядке, тогда описанные выше признаки указывают на большую погрешность или проблемы именно с указателем температуры двигателя. Вполне очевидно, что в подобной ситуации становится сложно понять, когда мотор выходит на рабочие температуры, перегревается ли ДВС, сколько необходимо прогревать двигатель перед поездкой и т.д.
На начальном этапе многие водители начинают искать причину. Некоторые сразу:
- промывают систему охлаждения
- меняют ОЖ и термостат
- проверяются штатные температурные датчики на двигателе и в приборной панели;
- прозванивается проводка и т.д.
В одних случаях проблему удается решить, тогда как в других добиться корректной работы штатного указателя температуры все равно не удается. Дело в том, что нередко виновником являются управляющие электронные модули, дающие определенный сбой.
Отметим, что на разных типах ДВС особенности монтажа могут несколько отличаться.
- Запитывается устройство обычно от замка зажигания.
- Цифровая панель устанавливается в удобном месте в салоне автомобиля.
- Что касается самого датчика, для точных показаний его необходимо погружать в охлаждающую жидкость.
Другими словами, устройство нужно вкрутить в блок или врезать в патрубок. Чтобы это сделать, одни водители заменяют штатный датчик температуры, попросту вкручивая вместо него новый. Однако на автомобилях с ЭБУ по ряду причин так делать нельзя.
Дело в том, что контроллер получает показания о температуре ОЖ. В этом случае нужно отдельно реализовывать монтаж датчика цифрового индикатора, так как убирать стандартный температурный датчик из системы настоятельно не рекомендуется.
Подведем итоги
Теперь несколько слов о практической эксплуатации. Если датчик установлен правильно, тогда погрешность его показаний будет минимальной (не более 1 градуса по Цельсию). Наличие данного устройства в автомобиле позволяет постоянно следить за температурой двигателя и ОЖ.
При этом стоит отметить, что по индикатору можно также проверять работу термостата и заявленную температуру термостатирования. Если просто, например, термостат должен открываться при температуре 85 градусов.
Напоследок отметим, что наиболее ответственным моментом при установке можно считать монтаж самого датчика на двигателе. Устройство обязательно должно быть герметичным. Также повышенные требования выдвигаются и к надежности его крепления. Важно избежать даже малейших утечек антифриза из системы охлаждения, которые могут происходить именно в месте установки цифрового датчика температуры мотора.
Устройство, принцип работы и расположение датчика температуры двигателя. Отличительные особенности различных по типу температурных датчиков ДВС.
Основные признаки, по которым можно самому определить проблемы с датчиком положения коленчатого вала ДПКВ. Причины сбоев, поломок, самостоятельная проверка.
Устройство датчика положения (датчик на основе эффекта Холла). Конструктивные особенности, назначение и принцип работы. Как самому проверить датчик на авто.
Назначение и особенности работы ДПРВ (датчик положения распредвала) на бензиновом и дизельном двигателе. Проверка и замена датчика своими руками.
Устройство, назначение и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки. Виды ДПДЗ, распрстраненные неисправности и спсобы проверки датчика.
Датчики расхода воздуха: объемный и массовый воздухорасходомер. Устройство и принцип работы ДМРВ, замер количества поступающего в ДВС воздуха по его массе.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ОППОЗИТОВ
Я большой любитель путешествовать на своём Урале и в первую свою дальнюю поездку столкнулся с проблемой контроля температуры двигателя и масла. Некоторые владельцы оппозитов решают эту проблему частично, устанавливая приборы от машин для измерения температуры масла. Для измерения температуры цилиндров автомобильные приборы не годятся из-за маленькой максимальной температуры и громоздких датчиков. Поэтому решено было изготовить собственные приборы для измерения температуры. За основу всей схемы были взяты компараторы.
Поясняю, для тех, кто ничего не смыслит в электронике: это такая штука, которая на схеме изображена виде треугольника. На грани треугольника изображены два входа, на острие выход. На оба входа подаётся напряжение и если на входе с кружочком оно меньше чем на другом, то на выходе напряжение 12 В, если наоборот, то 0 В. В этой статье приводится схема измерения температуры и уровня топлива, но при желании можно на основе подобного принципа измерения создать вольтметр и тахометр (кого заинтересует, могу дать схему, но лучше эти приборы взять от автомобиля).
Для измерения температуры используется схема, приведённая на рис.1. В качестве индикаторов используются импортные светодиоды на 20 мА и 2 вольта. Количество уровней измерения можно увеличить до 8-12, для чего надо просто нарастить схему. Поскольку используемая микросхема содержит в себе 4 компаратора (ОУ), то количество уровней индикации будет кратно 4, лично я ограничился 8 уровнями.
В качестве датчиков температуры (R7 на схеме), наиболее целесообразно использовать терморезисторы. Они имеют преимущество перед термопарами в том, что их показания не зависят от температуры окружающей среды. Терморезистор можно взять любой полупроводниковый, главное чтобы диапазон рабочих температур был не менее чем от 40 до 180 С° и сопротивление не ниже 15 кОм. Я использовал в качестве терморезистора КМТ-1 с максимальной рабочей температурой до 180 С° и номинальным сопротивлением 22 кОм.
Покупать терморезисторы необходимо с запасом, поскольку велик разброс их характеристик, лучше купить сразу штук 8. После этого необходимо выбрать из них пару с одинаковыми характеристиками, если конечно речь идёт об Урале или Днепре, заодно получив и калибровочную характеристику. Для этого берётся 8 штук терморезисторов и припаиваются одним концом к медной проволоке по её длине, так чтобы они располагались параллельно друг другу на расстоянии 2-3 мм друг от друга. К свободным концам сопротивлений и общему проводу припаивается термостойкие провода длинной 1,5-2 метра. Вся конструкция помещается в электрическую духовку, так, чтобы терморезисторы не касались духовки. Рядом помещается термометр со шкалой от 40 до 200 С°, шкала должна хорошо просматриваться снаружи духовки. Схема для измерения приведена на рис.2. Сопротивление R6 берётся именно то, которое планируется ставить в действующую схему.
Плавно нагрев духовку до 40 нужно выключить нагрев и поочерёдно контактом «А» коснутся выводов от терморезисторов записывая показания вольтметра, точность которого должна быть не ниже 0,1 В. Измерения нужно проводить каждые 10 градусов. После нагрева до 170 градусов, желательно плавно остудить духовку, проведя повторные измерения. После этого можно сравнивая полученные значения напряжения подобрать пару с наиболее близкими характеристиками. Наибольшее сходство должно быть в области температур 100-170 С°. Для измерения температуры масла можно взять любой непарный терморезистор. После этого нужно построить график зависимости напряжения от температуры (лучше всего в EXCEL) и подкорректировать выпадающие точки, график должен быть гладким. Полученное значение напряжения используется для расчёта сопротивлений делителя R1-R5. Но сначала нужно определиться с диапазоном измеряемой температуры. Проведя ряд экспериментов, я определил, что нормальная рабочая температура на задней части цилиндра в районе головки 140-150 С° поэтому сопротивления для измерения температуры цилиндров целесообразно рассчитывать на температуры от 140 до 170 С° в случае 4-х индикаторов и от 100 до 170 С° в случае 8-и индикаторов. Шаг берётся в 10 С°. Если удастся достать терморезисторы на более высокие температуры (220-250) то можно мерить температуру головок, но мои КМТ-1 не позволили это делать. Для измерения температуры масла лучше сделать 8-и индикаторный прибор, поскольку во время езды его температура меняется в очень широком диапазоне (50-100), поэтому сопротивления лучше подбирать на диапазон 40-110 С° с тем же шагом.
Сопротивления в килоомах рассчитываются по формулам:
R1= 12-Ut1
R2= 12 -Ut2- R1
R3= 12-Ut3- R2- R1
R4= 12-Ut4- R3- R2- R1
R5= 12- R4- R3- R2- R1
Или
Rn= 12-Utn –ΣRn-1
Ut- полученное значение напряжения для соответствующей температуры в вольтах. Если невозможно подобрать сопротивление на рассчитанное значение, то можно собрать его из двух, главное, чтобы общее значение всех сопротивлений было равно 12 кОм. Можно также умножить значение всех сопротивлений на 1,5.
Поскольку используемый терморезистор (КМТ-1) штука нежная, его необходимо засунуть в защитный стакан. В качестве стакана лучше всего подходит медная трубка диаметром 6 мм и толщиной стенки 1 мм, длинна стакана 50 мм. В качестве провода необходимо использовать провод в тефлоновой оболочке, лучше всего экранированный, но можно и двойной. Стакан лучше всего облудить припоем снаружи для защиты от коррозии. После этого один конец стакана запаивается на глубину 4-5 мм (6) и в запайке делается миллиметровое отверстие. Терморезистор (5) припаивается (3) одним концом к проводу (1), обмазывается теплопроводной пастой (можно купить в компьютерном магазине или в магазине радиодеталей) и засовывается в стаканчик, тоже набитый теплопроводной пастой. Свободный конец должен выйти наружу из отверстия в запайке (6). Этот конец герметично припаивается к запайке. Экран провода (или второй провод) припаивается к верхней части стаканчика (2) и сверху стаканчик заливается силиконом. Припой можно использовать только с температурой плавления 220С° и выше. Готовые датчики устанавливаются между верхними 2 и 3 ребрами цилиндра сзади по ходу и как можно ближе к самому цилиндру. Провод выводится вверх, обязательно оба провода от датчика должны быть подведены к прибору для обеспечения качественного заземления. Установленные датчики крепятся с помощью красного силикона.
Датчик температуры масла устанавливается в тонкостенный дюралевый стакан, заполненный теплопроводящей пастой, длинной 60-70 мм ввёрнутый сбоку в поддон двигателя в районе середины. В этом случае можно обойтись и без медного стаканчика. Датчик после установки фиксируется силиконом.
Очень ленивые люди могут сделать просто индикатор перегрева мотора. Для этого просто из схемы приведённой на рис.1 выкидываются R3- R5, DD1.2- DD1.4, а делитель рассчитывается на 160С° для цилиндров и 90 С° для масла. При достижении этих температур будет просто загораться светодиод. И всё будет собрано на одной микросхеме, а не на шести как если делать восьмиуровневые приборы. Если есть желание заменить светодиоды на лампочки, то вместо светодиодов можно подключить слаботочные реле, а к ним лампочки.
Работает схема по следующему принципу: на неинвертирующие входы компараторов DD подается напряжение с делителя собранного на резисторах R1-R5. Это напряжение уменьшается от DD1.1 к DD1.4 . На инвертирующие входы подаётся напряжение с делителя R6-R7. При холодном датчике (R7) оно больше чем напряжение на неинвертирующем входе DD1.1 и на выходе компаратора 0 вольт. При нагреве датчика его сопротивление падает, напряжение на инвертирующих входах начинает тоже падать и когда оно станет меньше чем на неинвертирующих то сначала на выходе DD1.1, а затем по мере нагрева датчика, и на последующих компараторах появится напряжение +12 вольт. Это напряжение и зажигает светодиоды VD. Сопротивления R8-R11 служат для ограничения тока через светодиоды. В зависимости от мощности светодиодов их значения могут изменятся от 200 до 700 Ом. Нужно только помнить, максимальный ток через каждый выход компаратора 35-40 мА и светодиоды не должны быть рассчитаны на большие токи.
Схема индикатора уровня топлива приведена на рисунке 4. Схема практически повторяет схему для измерения температуры, только сигнал подаётся на другие (неинвертирующие) входы компараторов. В качестве датчика уровня (R12) используется датчик уровня от автотранспорта не спаренный с топливозаборником и не имеющий резерва (с одной клеммой на верху), например БМ 124Д. Подобные датчики используются на УАЗ, ГАЗ 21, древних Москвичах. Естественно датчик нужно купить новый в магазине, поскольку бывший в употреблении будет плохо работать. Устанавливать датчик нужно примерно на полвторого от заливной горловины, в этом месте на Уральском баке имеется необходимая ровная площадка. Если датчик хорошо встал в вырезанное отверстие и поплавок свободно перемещается от дна бака до верха, значит повезло, а иначе придётся выполнить подгонку.
Если поплавок не достаёт до дна, штанга поплавка разрезается по середине, концы вставляются в трубочку, необходимой длинны и запаиваются (я для этой цели использовал спицу от зонтика). Если штанга слишком длинная, то из её середины вырезается лишний кусок, а концы точно также соединяют. Для того чтобы добиться максимального хода поплавка, штангу, возможно, придётся дополнительно подгибать. Таким образом, удастся добиться, чтобы датчик определял от 1-2 до 13-15 литров.
Для калибровки датчика, готовый бак устанавливается на мотоцикл, детали С1, R6, R7 соединяются точно также как на схеме приведённой на рис. 4, свободный конец резистора R7 подсоединяется к клемме которая имеется на датчике уровня, 12 вольт берутся от бортсети. Измерения проводят с помощью вольтметра, (+) которого подсоединён между R6 и R7, а (-) к массе.
Для калибровки необходимо заливать в бак по одному литру бензина и записывать показания вольтметра. Для более точных измерений это лучше проделать 3-4 раза до получения каждый раз одинаковых показаний. Затем надо выбрать объёмы топлива, которые будет показывать прибор. Датчик на моём баке позволяет определять объёмы топлива от 1,5 до 13,5 литра, и исходя из этого диапазона были выбраны следующие значения: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 13 литров. Когда бак полный, горят все светодиоды, когда остаётся менее 13 литров, гаснет первый светодиод, и по мере расхода топлива все остальные. На приведённой схеме полному баку соответствует диод VD1, пустому VD4. Также как и с датчиками температуры, количество уровней можно увеличить в два или три раза.
Сопротивления R1-R5 в килоомах рассчитываются по формулам:
R1= 12-U1
R2= 12 -U2- R1
R3= 12-U3- R2- R1
R4= 12-U4- R3- R2- R1
R5= 12- R4- R3- R2- R1
Или
Rn= 12-Un –ΣRn-1
U- полученное значение напряжения для соответствующего уровня топлива в вольтах.
Готовая схема для измерения температуры цилиндров, масла и уровня топлива имеет размеры при восьмиуровневой индикации, примерно 60*80*10 мм. После настройки и проверки плата покрывается лаком и устанавливается в герметичный корпус. Светодиоды вклеиваются в отверстия верхней крышки корпуса. Очень удобны готовые линейки светодиодов прямоугольной формы. Такие линейки стыкуются между собой, диоды можно менять на другие цвета, поскольку многоцветная шкала удобнее для восприятия. Для температуры цилиндров до 140С° можно брать зелёные светодиоды, 150 С° жёлтый, выше красные. Для масла 50С° жёлтый, до 80С° зелёные, 90С° жёлтый, выше красные. Для топлива больше 5 литров зелёные, меньше жёлтые и красные.
Пятилетний опыт эксплуатации показал работоспособность данной системы и её высокую функциональность. Было установлено, что при езде с большими скоростями температура цилиндров плавно поднимается до 150С°, а потом очень резко улетает за 170С°, т.е. наступает перегрев. Если при достижении температуры 150-160С° на спуске выключить зажигание на пару секунд, то температура спадёт и перегрева не будет. Самое главное установить по приборам момент, когда перегрев только начался, иначе придётся надолго останавливаться. Без приборов, как правило, перегрев определяется уже, когда он произошёл. Ещё одна положительная сторона установки приборов заключается в точном определении уровня топлива. С тех пор пока я установил уровнемер, не разу не оставался без бензина, и не разу не переливал через край, хотя регулярно заправляюсь по пробку.
Как установить дополнительные приборы на автомобиль — полезные советы
Первый вопрос: где разместить приборы? Общего решения нет, всё зависит от архитектуры передней части салона и представлений об эстетике. Например, можно облюбовать низ центральной консоли или облицовку туннеля пола: приборы не будут слепнуть на солнце и не станут лупить по глазам в полной темноте. Вблизи, как правило, есть розетка, а потому подключиться к питанию несложно. В некоторых автомобилях удобнее использовать нижнюю часть панели приборов, слева от рулевой колонки. А кому-то покажется уместным разместить приборы на самом видном месте — в верхней части торпедо.
Если устанавливаете несколько индикаторов, лучше, чтобы они были выполнены в едином дизайне. Есть дорогие приборы для катеров и яхт, поставляемые, например, под брендом Suzuki. Большой ассортимент более доступной зарубежной продукции предлагают известные интернет-супермаркеты. Встречаются и отечественные аналоги. Мы, например, остановились на недорогих, но вполне эстетичных изделиях калужского завода «Энергомаш».
За бортом
Знать температуру наружного воздуха не только интересно, но и важно, особенно когда показания термометра переходят через ноль. Датчик температуры лучше всего разместить там, где его обычно устанавливает большинство автопроизводителей — внутри нижней части переднего бампера, подальше от радиаторов и в зоне прямого обдува потоком воздуха. Проводá к датчику температуры протягиваем сквозь моторный щит через одно из штатных отверстий.
Ориентировочная цена установочного комплекта — 500 рублей.
Как у катера
Ресурс и периодичность технического обслуживания судовых двигателей или генераторных установок оценивают в моточасах, а не в привычных автомобилистам километрах пробега. Но зачем отслеживать моточасы у автомобилей? В этом есть смысл, когда пробеги невелики, а двигатель работает много — при малой, ниже 15 км/ч, средней скорости движения. Иными словами, это езда в пробках или с длительной работой на холостом ходу (простои). Моторное масло стареет быстрее, и менять его приходится чаще. Нежелательно, чтобы двигатель на одной масляной заправке работал свыше 300 часов, — в этом и поможет счетчик моточасов.
Цена прибора 300–350 рублей в версии «только счетчик» и 400–450 рублей, если счетчик совмещен с часами. Установка предельно проста: подсоединяем измеритель к двум проводам, на которых напряжение появляется при включении зажигания. Результат с точностью до одного часа показывают семисегментные индикаторы. Существуют и счетчики моточасов других типов — с механическими барабанчиками, как одометр в старых автомобилях, и с жидкокристаллическими дисплеями. Цена тех и других устройств в «морском» исполнении превышает 1000 рублей.
Горячий парень
Многие автопроизводители считают излишним информировать водителя о рабочей температуре двигателя. Чаще всего ограничиваются индикаторными лампами, вспыхивающими, когда мотор еще не прогрелся или когда уже перегрелся. Кому нужно больше информации (например, чтобы отследить выход термостата из строя и на ранней стадии заметить надвигающийся перегрев мотора), рекомендуем установить прибор, фиксирующий каждый градус рабочей температуры двигателя.
Прибор выглядит так же, как измеритель температуры за бортом, а датчик вставлен на термопасте в металлическую клемму. Правильнее измерять температуру самых горячих деталей двигателя — таковой является головка блока цилиндров. Находим на ней достаточно массивный прилив со стороны маховика (цилиндры, расположенные дальше от насоса системы охлаждения, греются сильнее). Сверлим в нем отверстие, нарезаем резьбу М3 и притягиваем датчик винтом прямо к головке блока цилиндров. Установленное устройство отслеживает температуру точнее, чем большинство штатных приборов автомобиля, у которых шкалы не отградуированы. Обладателям такого прибора — наш совет: не насилуйте мотор, пока температура головки блока не достигнет положительных значений. Обойдется такой «градусник» в 500–600 рублей.
Точный вольтаж
Штатные вольтметры на автомобилях встречаются редко, а простенькие устройства, включенные в прикуриватель, не учитывают потерь в проводах и обычно занижают показания. Поэтому цифровой вольтметр следует подключить непосредственно к выводам аккумуляторной батареи — через обычное реле и пятиамперный предохранитель.
Поскольку потребляемый вольтметром ток ничтожно мал, потери в проводах, на контактах реле и предохранителях также будут незначительными. Обмотку реле запитывают от любой цепи, на которую напряжение подается при включении зажигания, а на контактах реле при этом появляется «плюс» для прибора, размещенного в салоне. Таким образом, вольтметр оживает при пуске двигателя и начинает показывать напряжение на клеммах аккумулятора.
Один нюанс: напряжение полностью заряженной батареи (12,6 В) прибор не покажет. При включении зажигания напряжение просаживается, при полностью заряженной батарее оно составит 12,3–12,4 В. После пуска двигателя напряжение поднимется до 14,0–14,7 В.
Цена прибора — 300–350 рублей.
Уровень? Норма!
Некомфортно и даже опасно, когда в слякотную погоду при движении в плотном потоке автомобилей неожиданно заканчивается стеклоомывающая жидкость. Избежать этого поможет датчик, отслеживающий ее уровень. Он устанавливается в отверстие, просверленное в вертикальной стенке бачка, — и замыканием контактов геркона сигнализирует о том, что уровень жидкости низок.
Понадобится реле, которое будет разгружать контакты геркона и включать сигнализатор низкого уровня. Реле и контрольную лампу размещаем в салоне — там, где удобно (можно использовать какой-нибудь символ в комбинации приборов, хотя прозвонка контактов и подбор нужных сопротивлений отнимают немало времени).
Для крепления датчика сверлим отверстие на нужной высоте в боковой стенке бачка. Сквозь горловину вставляем в отверстие датчик и крепим его снаружи гайкой. Готово!
Ориентировочная цена датчика — 300–350 рублей, реле для работы в паре с датчиком обойдется во столько же. Подобное устройство можно применить и для контроля уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Только помните, что давление там может достигать 1,1–1,3 бара. Если решитесь на такую установку, проведите испытания на герметичность при максимальных температурах охлаждающей жидкости. Иначе потекшая система контроля сама станет причиной низкого уровня.