Winols чип тюнинг бензинового двигателя - Автомобильный журнал
Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Winols чип тюнинг бензинового двигателя

Академия ЧИПТЮНИНГА

Официальный представитель тренингов от EVC.DE разработчика редактора WinOLS

Чип тюнинг

Чип тюнинг и управление дизельным двигателем.

Для каждого тюнера будет важно изучить тему и понять принцип управления дизельным двигателем с высоким давлением впрыска топлива, а так же понять принцип обработки процессором карт и поправок к ним. Использовав данные знания вы сможете разобраться в прошивке ECU и более грамотно работать с ней.

Конечно все основы чип тюнинга двигателя охватить не реально, но попробуем начать с чего то, ведь для многих и эта статья будет не плохим стартом или пинком…

Про обучение чиптюнингу онлайн можете ознакомиться здесь.

Drivers Wish [NM](Запрос крутящего момента,(кл-ва топлива))
Основным фактором управления двигателя является его крутящий момент. Мы его запрашиваем мы его и получаем. Все остальное обрабатывает блок управления двигателя, а реализует сам двигатель. И так, крутящий момент достигается определенной продолжительностью впрыска топлива, моментом начала впрыска, давлением топлива в рампе и наполнением камеры сгорания воздушной массой.

Прежде всего, необходимо преобразовать запрошенный крутящий момент двигателя в вес топлива, необходимый для его получения.
Положение педали акселератора и частота вращения двигателя задают значение требуемого крутящего момента, которое содержится в картах(таблицах) ECU. Команда и значения запроса крутящего момента варьируется в пределах от 0 на холостом ходу до значения, несколько превышающие значения для данного двигателя.

NM Conversion Table [FUEL](Перевод значения крутящего момента в количество топлива)
ECU рассчитывает весовое количество топлива, требуемое для достижения крутящего момента, с использованием своих расчетных таблиц(карт). Измеряя температуру топлива, ECU двигателя вносит поправки в свои расчеты, так как плотность холодного топлива отличается от плотности теплого. В результате вес впрыскиваемого топлива увеличивается или снижается. Затем вес топлива переводится в величины объема или количества.

Smoke limiter.(Ограничение уровня дымности)
Основная цель ограничения уровня дымности состоит в определении величины максимальной подачи топлива, которая может быть впрыснута без превышения определенного уровня дымности. Превышение уровня дымности возникает, когда массы воздуха (так же может еще использоваться давление воздуха)не хватает для сгорания топлива без возникновения дыма(сажи) в выхлопных газах. По сигналам датчика массового расхода воздуха и датчика частоты вращения коленчатого вала рассчитывается максимально допустимая величина подачи топлива. Она представляет собой верхний предел регулирования. Если количество топлива, необходимое для получения заданного крутящего момента, превышает допустимые пределы Smoke limiter ,оно автоматически снижается под ограниченное.

Injector Opening Time (Длительность открытия форсунки)
Объем цикловой подачи топлива рассчитывается временем открытия форсунки(инжектора), которое зависит от прохождения топлива через распылитель форсунки под определенным давлением. Давление в рейке измеряется датчиком давления(для систем CR). Открытие форсунки может быть так же обусловлено реализацией схемы предварительного впрыска и регенерации сажевого фильтра.

Продолжительность впрыска изменяется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. Основной целью регулирования продолжительности впрыска является получение определенной характеристики повышения давления в камере сгорания. Продолжительность впрыска определяют либо времени открытия форсунки,либо по углу поворота коленчатого вала, и ее не нужно путать с моментом начала впрыскивания.

Pre-injection fuel(Предварительный впрыск топлива)
Для снижения уровня шума двигателя, так называемой детонации, особенно при низких температурах реализуется функция предварительного впрыскивания топлива. Это означает, что небольшая порция топлива впрыскивается заранее, то есть до начала основного впрыска в цилиндр. Следует обратить внимание на то, что возможно применение не только одного, но и двух предварительных впрысков. Это зависит от типа двигателя и модели автомобиля. Предварительный впрыск осуществляется при температуре охлаждающей жидкости двигателя ниже +60°C. Он отключается на высоких оборотах коленчатого вала. Стуки в дизельном двигателе усиливаются в тот момент, когда топливо сгорает очень быстро. Промежуток времени между впрыском топлива в камеру сгорания и его воспламенением называется задержкой воспламенения. В принципе, необходимо, чтобы задержка воспламенения была как можно меньше. Она, в основном, зависит от цетанового числа дизельного топлива, температуры в цилиндрах двигателя и от качества распыливания топлива. Длительная задержка воспламенения топлива означает, что большая его часть попадет в цилиндр еще до начала процесса воспламенения. Это приводит к резкому подъему давления в цилиндре двигателя, в результате которого возникают шум и жесткость работы двигателя. Во время работы холодного двигателя тепло в основном уходит через стенки цилиндров. Это приводит к снижению температуры воздуха в камере сгорания в конце такта сжатия. Появляется длительная задержка воспламенения и характерный «дизельный стук». Впрыскивание и сгорание небольшой предварительной порции топлива приводит к разогреву камеры сгорания. Поэтому основная часть топлива сгорает достаточно быстро. Это приводит к снижению шума двигателя.

Post-injection fuel(Регенерация сажевого фильтра)
Для регенерации сажевого фильтра необходимо, чтобы его внутренняя температура была не меньше 550°C. В этом случае начнется реакция дожигания частиц сажи. При положении коленчатого вала примерно 160градусов после ВМТ в цилиндры впрыскивается небольшое количество топлива. Впрыскивание осуществляется с большим опозданием (поршень в этот момент находится около нижней мертвой точки, выпускной клапан открыт), поэтому это топливо не увеличивает крутящего момента двигателя. Но температура отработавших газов существенно не увеличится, если его просто обогащать углеводородами. Температура отработавших газов повышается в результате реакции окисления в каталитическом нейтрализаторе, установленном перед сажевым фильтром. Пройдя каталитический нейтрализатор, размещенный в корпусе сажевого фильтра, горячие отработавшие газы еще больше разогреваются, и их температура повышается. Теперь газы способны дожигать сажу в сажевом фильтре.

Boost Pressure(Давление во впускном коллекторе,количество,масса воздуха)
Функция регулирования количества воздуха состоит в том, чтобы определить цикловую подачу наполнения цилиндров воздухом на разных режимах работы двигателя. Она регулируется по заданному количеству впрыскиваемого топлива и частоты вращения коленчатого вала.
Расчет требуемого количества воздуха:
Когда масса воздуха,необходимая для сгорания заданной порции топлива, подсчитана,ECU регулирует его поступление в цилиндры двигателя с помощью турбонаддува.Турбонаддув увеличивает либо уменьшает количество поступающего в двигатель воздуха. Более высокое давление впускного воздуха приводит к увеличению его плотности и массы. ЭБУ двигателя рассчитывает желаемое давление наддува, необходимое для получения заданного наполнения цилиндров воздухом. Эта величина определяется по следующим данным и поправочным коэффициентам: частота вращения коленчатого вала, количество впрыскиваемого топлива,температура охлаждающей жидкости,температура воздуха во впускном коллекторе и различные ограничения: по атмосферному давлению,по крутящему моменту,лимиту дымности и ограничению максимального давления наддува.

Читать еще:  Чери кросс еастар какой двигатель

Rail Pressure (Давление топлива)
Давление топлива (в системах CommonRail)в режиме работы двигателя изменяется в пределах 200‑1800 м.бар в зависимости от системы,объема двигателя и условий его работы.Давление регулируется одним или двумя клапанами регулирования давления. ECU контролирует давление в топливной рейке на соответствие заданному значению с помощью датчика давления топлива, установленного на рейке.Для достижения впрыска определенного количества топлива оно должно податься с определенным давлением на соответствующих оборотах двигателя и давление в топливной рейке так же как и давление наддува корректируется исходя из температурных факторов и условий работы двигателя.

Limiter(Ограничения)
Основной функцией ограничения мощности двигателя является ограничение его крутящего момента и(или)количества топлива.Карты эти называются Torque limiter ну или Fuel limiter. Но так же существует ряд других ограничивающих таблиц и значений которые,в целом применяются для любой функции (или ее поправочному значению) управления двигателя. У каждой карты есть свое ограничение, выход из диапазона регулирования которой,не позволит реализовать значения заложенные в карте или вовсе приведет либо к аварийному отключению двигателя,либо к постоянной или кратковременной аварийной работе двигателя (т.е. снижению мощности). Таких карт довольно много:
IQ limiter
IQ Limiter on Engine Temp
IQ limiter on Speed
IQ Limiter on RPM
IQ Limiter on Engine Temp
Smoke Limiter
Boost Limiter by ATM
Boost Limiter by Temp
Boost Limiter by AirTemp
SVBL
Rail Pressure Limiter by Temp
Rail Pressure Limiter by IQ
Advance Limiter
Nm Limiter Gearbox
Speed Limiter

Лямбда-регулирование
У дизелей также как и бензиновых авто появилось лямбда регулирование (на некоторых EU4 и на EU5).Существуют таблицы отвечающие за лямбда регулирование.Это параметры и 3D карты (об./мин на массу воздуха за цикловую подачу), они определяют лимит дыма (Smoke limter) т.е. максимальное значение IQ, как минимальное значение лямбда для данной массы воздуха и оборотов в минуту.Работает не только для полноты сгорания топлива но и учатия в процессе регенерации сажевых фильтров. Как правило авто с DPFFAP обычно имеют более высокие значения лямбда, чем без сажевых фильтров,т.к.допускается более высокий лимит дымности в связи с тем что сажа будет накапливаться в фильтре,а позже прожигаться и соответственно существуют таблицы лямбда регулирования с поправкой на режим регенерации сажевого фильтра,в которых значения уже будут отличаться от базовых карт,как в большую так и в меньшую сторону.

Формула расчета примерно такая Z = 1,1(лямбда значение в карте): позволяет ввести столько топлива в мг — (AirMass) / (14,5 x 1,1).
Типичная базовая карта для определения значения лямбда ограничения дыма


Небольшая таблица по лямбде.
AFR/lambda limits
AFR lambda Notes
6.0:1 — 0.41 -Rich run limit
9.0:1 — 0.61 -Low power, black smoke
11.5:1 — 0.78 -Rich best torque
12.5:1 — 0.85 -Safe best power
13.2:1 — 0.90 -Lean best torque
14.7:1 — 1.00 -Stoichiometry (ideal)
15.5:1 — 1.05 -Lean light load, part throttle
16.2:1 — 1.10 -Best economy, part throttle
18-22:1 — 1.22-1.50 -Lean run limit

Продукты

Продукты: Коммерческие программы и оборудование > Программа ChipTuningPRO > Дополнительный модуль для чип-тюнинга Bosch EDC15C2

Дополнительный модуль для чип-тюнинга дизельных автомобилей Hyundai и Kia, оснащенных ЭБУ Bosch EDC15C2.

Модуль позволяет производить полную настройку системы управления дизельным двигателем EDC15C2. Для изменения доступны калибровки, отвечающие за цикловую топливоподачу, фазу впрыска, распределение топлива по предварительному и основному впрыску. Для получения максимальных динамических качеств настраиваемого автомобиля вы можете изменять таблицы предельной топливоподачи, коэффициенты, ограничивающие момент двигателя в режиме ускорения и трогания, калибровки давления наддува и давления топлива. Также доступны для редактирования пусковые калибровки (топливоподача, управление предпусковым подогревом (свечи накаливания)) и тарировки датчиков. Модуль не имеет аналогов по количеству доступных калибровок (более 300).
Этот модуль работает только совместно с ChipTuningPRO 7.2 или выше.

Для ознакомления с перечнем доступных калибровок приводятся снимки рабочих экранов программы:

Обратите внимание!
Нами был проведен анализ прошивок, предлагаемых зарубежными тюнинговыми фирмами, а также прошивок, созданных в программах типа WinOLS. Все эти прошивки сходны между собой по методам улучшения динамики автомобиля, при этом все они содержат одни и те же ошибки.
Например, для увеличения количества подаваемого топлива, изменены таблицы времени открытия форсунок. Это, конечно, дает какую-то прибавку топливоподачи, но приводит к полному дисбалансу между динамическими коррекциями топливоподачи, количеством первичного впрыска и фазой впрыска. Все дело в том, что для увеличения количества впрыскиваемого топлива необходимо менять именно таблицы базовой топливоподачи и таблицы, ограничивающие ее количество, но никак не таблицы времени открытия форсунки. Если привести аналогию с хорошо известной всем «бензиновой» системой управления Январь-5.1, то получается, что для обогащения смеси мы изменяем статику форсунки, а таблицы желаемых составов смеси не трогаем. Как говорится, без комментариев.
Следующая распространенная ошибка заключается в том, что изменена таблица желаемого давления наддува, но не изменено предельное давление наддува. В результате достигаемая прибавка максимальной мощности существенно ниже, чем могла бы быть.
В некоторых прошивках наблюдается изменение таблиц, внешне похожих на топливоподачу, но никак с ней не связанных (мало того, в попавшейся мне прошивке такая измененная таблица отвечала за работу CAN-шины). Сразу видно, что это WinOLS. Кроме вреда, такое калибрование ни к чему хорошему не приводит, так как тюнер совершенно не представляет, что именно он там «накрутил».
Этот список можно продолжить, но не более, чем на пару пунктов, никаких других существенных изменений в таких прошивках обычно нет.
Приобретая наш модуль вы легко получите гораздо лучшие результаты, чем были достигнуты вашими конкурентами, использующих готовые иностранные продукты или предпочитающие «двигать калибровки» вслепую в WinOLS.

Читать еще:  Бмв е39 технические характеристики двигателей

Стоимость модуля — 8000 руб.

Для приобретения обращайтесь к нашим дилерам.
В письме обязательно указывайте регистрационные данные.

После оплаты модуля необходимо сформировать запрос на активацию лицензии, меню «Помощь — Активировать дополнительные модули» в CTPro. Подробнее об этом читайте в справке к ChipTuningPRO.

© 1999–2021, Алексей Михеенков.
© 2002–2021, «SMS-Soft».
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.SMS-Soft.ru обязательна.
Контактная информация.

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является
публичной офертой, определяемой положениями, описанными в части 2 на стр. 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Winols чип тюнинг бензинового двигателя

Чип-тюнинг обучение – стань профессионалом

Если вы уже начали работать тюнером и чип-тюнинг стал вашей страстью, то скорее всего, вы часто встречаете ситуации, в которых не помешало бы знать больше. В изучении чип-тюнинга полезны бывают иностранные форумы. Но вы быстро поймете, что пишущие там люди либо тоже тюнеры — новички, либо настоящие мастера, пишущие поверхностно. Они не делятся приобретенными знаниями. Это логично – если чип-тюнинг является отличной идеей для бизнеса, то достигшие успеха профессионалы неохотно тяжело (и дорого) делятся приобретенными знаниями.

Проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, имееют различный характер, в зависимости от вашего уровня знаний. Автомобиль дымит, или наоборот – несмотря на изменения, мощность и крутящийся момент не увеличиваются. Автомобиль „выпадает” при больших оборотах, дергает в среднем диапазоне нагрузок. Коробка передач переключается жестко или в несоответствующие моменты. Появляется „check engine”, сбои или ошибки „antipollution fault”. Новые модели драйверов не похожи на те, которые вам уже знакомы, производители устанавливают однобайтовые ограничители или даже битовые флаги, включающие расширенный мониторинг крутящегося момента.

И это только начало – в бензиновых двигателях, производители готовят ряд „ловушек”, вызывающих не только нарушения в работе двигателя и антитюнинговую блокировку — но и так настраивают карты, чтобы увеличение мощности приводило к повреждению двигателя или турбокомпрессора. В дизелях некоторые ошибки, связанные с контролем крутящегося момента, хранятся только для авторизованных сервисных систем и служат тому, чтобы лишить гарантии на автомобиль. Наконец, большое количество производителей драйверов двигателей (Bosch, Valeo, Denso, Delphi, Siemens, Transtron, Marelli, Phoenix, Visteon, Lucas и десятки других) приводит к тому, что трудно выйти за рамки пары марок или моделей, которые уже мы освоили.

Однако, если мы хотим устранить все эти проблемы, но и пойти дальше – освоить обслуживание и реконструкцию таблиц ошибок, активации и деактивации функции драйвера, отключение DPF, отключение SCR и Adblue, обработать поток данных в драйвере и определить, как выглядят в действительности все функции и модули драйвера – тогда стоит учиться.

Со временем мы можем пойти еще дальше – например, узнать, как переключать карты, как зашифровать содержимое определенных областей драйвера, или, наконец – как добавить свои собственные функции для драйвера так, чтобы автомобмль получил новые возможности и функциональность. Чип-тюнинг DSG, Tiptronic, 4-Matic и других автоматических коробок передач также можно освоить. Улучшенная работа ABS, контроль тяги? Добавление launch control? Для человеческого ума нет ограничений, нужно только желание и немного времени.

Уже несколько лет мы проводим обучения для специалистов в области чип-тюнинга, программирования драйверов, reverse engineeringu (дизассемблирования) и пишем программное обеспечение для драйверов двигателей. В зависимости от вашего уровня знаний, мы поможем вам упорядочить их, устранить недостатки, расширить и лучше понять не только чип-тюнинг европейских автомобилей, но и чип-тюнинг грузовиков, сельскохозяйственной техники и американских автомобилей, катеров и любых других транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, управляемым электронным драйвером, ЭБУ.

Изучение чип-тюнинга не обязательно должно быть продолжительным – не теряйте своего времени на самостоятельные опыты и многолетний путь к уровню, который можно получить гораздо быстрее, путем обучения у профессионалов.

Winols чип тюнинг бензинового двигателя

Ответ : Чип-тюнинг – это изменение программы управления двигателем ради повышения мощности, экономичности или исправления ошибок. За счет чего это достигается подробнее можно почитать здесь …

Вопрос : кто у вас изготавливает прошивки или вы их покупаете ?
  1. Самостоятельно на изученные блоки через редактор WinOls
  2. Пользуемся услугами европейской компании Diga-TecIndustriestr. 2
    36088 Hünfeld Germany ( мощностной стенд) только чип тюнинг ! так как они принципиально против удаления / кастрации компонентов экологических систем ( как и все нормальные компании ) .
  3. Также используем прошивки компании ADACT с выдачей сертификата подлинности , VOLKOV CHIP, PAULUS и других в зависимости от автомобиля и поставленных задач.

Программными решениями у нас заведует Борис Волков человек известный в профессиональной среде тюнеров он один из немногих разработчиков в России , кто штудирует Ida pro <дизассемблер -справка >таких людей мало … а в грузовом сегменте еще меньше…

Читать еще:  Двигатели опель больше 3000 оборотов

Если попадается неизвестной структуры софт … то общаемся с европейскими друзьями на специализированных форумах , ПОКУПАЕМ файлы контейнера WinOls для неизвестного блока и вместе находим решение .

Софт переделываем сами но не во всех случаях …Если кто-то говорит что мы ла-ла-ла все сами делаем … это правда только отчасти ?

поскольку любое программное решение в 90 % случаев основано на файлах проэкта Winols < кто разрабатывал проэкт тот и является первопроходчиком ! и разработчиком решения !>… пример по ссылке проэкты BMW

Вопрос : УМЕНЬШАЕТСЯ-ли моторесурс двигателя после процедуры программного увеличения мощности ( чип тюнинг) ?

Ответ : смотря каким образом чиповать автомобиль , если попасть к «горе-калибровщику» то естественно возможны любые варианты развития событий вплоть до механического разрушения двигателя /турбины

если карты наддува править с умом например, на дизельном двигателе то на ресурсе двигателя практически не сказывется ,сами же компоненты наддува больше страдают от вовремя не замененного воздушного фильтра и правильной работы основных систем двигателя- масляной и охлаждения .

момент номер 2 — мы при чип тюнинге не затираем маску ошибок чтобы двигатель мог вам показать аварийный режим если какая то его подсистема вышла из строя -все контролируется как и в стоке .

Вопрос : Имеет ли смысл увеличение мощности на атмосферном моторе ?

Ответ : надо взвесить несколько вещей перед чип-тюнингом :

1) масса автомобиля

2) возможность увеличить обороты rev limit безопасно

3) увеличить мощность вы хотите или например эластичность двигателя ? то есть возможность реализовать чуть больший крутящий момент на более низких оборотах

4) мощность вашего автомобиля изначально занижена на заводе для какой-то страны / региона

по первому пункту n1 если у вас джип массой более 2 тонн вы ничего не ощутите ,никакой заметной разницы не будет , по второму пункту n2 есть автомобили «зажигалки» c беспроблемной работой свыше 6000 об/мин тогда ставим плюсик в отношении чиповки , n3 — однозначно также подходит под идею увеличения мощности для увеличения эластичности мотора ,n4 автомобиль однозначно стоит перечиповать так как железо изначально мощнее и приход л.c будет ощущаться

Вопрос : какие автомобили лучше подходят для программного тюнинга ? в плане эффективности ?

Ответ : лучше всего подходят автомобили с турбированными бензиновыми или дизельными двигателями — до 25 % увеличения мощности и до 30 % по моменту .

Вопрос : я не хочу разбирать блок управления — автомобиль на гарантии ? как я смогу сделать чип тюнинг ?

Ответ : имея оригинальное оборудование Kess 2 obd мы сможем вам сделать чип тюнинг не разбирая блок управления , единственное но в этом вопросе это то что у вас в счетчике количества программирований будет увеличение на 1 еденицу и как правило официалы не смотрят на это …

Вопрос : На машине стоит сажевый фильтр и катализатор. При удалении забитого сажевого фильтра стоит ли удалять банку катализатора также ?

Ответ : Вообще мы удаляем банку катализатора и сажевого …хотя катализатор живет дольше …до 450 т.км

Вопрос: Уровень шума в салоне поднимается при удалении сажевого фильтра и egr ?

Ответ: Незначительно поднимается … но только при ускорении пожалуй …

Вопрос : Вредно ли для мотора удаление системы рециркуляции EGR ?

Ответ : НЕ вредно — мнения диванных экспертов о повышении температуры в камере сгорания можно отбросить :)) Большое количество автомобилей у нас же и обслуживается , некоторые авто ведем более 5 лет.

Теория — Увеличение мощности

Чип тюнинг — это программное изменение управляющей программы блока управления двигателем/трансмиссии /etc

Чип тюнинг впервые как понятие зародилось в конце 90x годов, только назывались по другому … в немецкой терминологии — Entwickler — e.idh sae <программное НИИ при автозаводах по нашему >, например первые мотроники от bosch automotive имели свой отладчик — то бишь программно — аппаратную среду -называлась она RBOS Modellierung von Software-Umweltfaktoren они были одними из первых в среде отладки … и можно сказать были профессиональными чип — тюнерами ? вот например их техничка:

— это тогда было нечто новое … в далеком 1997 году …

Следующий вопрос а что производители глупые люди ?

и не могут создавать программные шедевры сразу … , разрабатывая прошивку на двигатель с максимумом эффективности ?

  • Забота о экологии — приводит к тому что производители уводят смесеобразование в каких то режимах в сторону бедной смеси
  • Ошибки при разработке программного обеспечения — например по маркам Ford <достаточно посмотреть их технические бюллетени >, наш могучий Автоваз , концерн gm — Chevrolet-ы для третьих стран и тд < речь не идет о американском подразделении там совсем другая картина >и тд …
  • Неоптимизированные -«одинаковые» прошивки для разных климатических поясов и условий эксплуатации — отсюда естественно усреднение характеристик эффективности / мощности / момента.

Что меняют / редактируют при программном увеличении мощности <чип-тюнинге>:

  • Обновляют заводскую прошивку на один или несколько уровней вверх — до безглючной ? + меняют карты калибровок
  • Повышают эффективность мотора более правильным соотношением воздух / топливо и … другими оптимизациями.
  • Условия эксплуатации — диктуют свои правила и если нужно правятся переходные/мощностные режимы и всякие фишечки— включение вентилятора охлаждения чуть пораньше <сейчас используется в автопроме значение рабочей температуры = «хозяин знай я до последнего старался привезти тебя из пунта А в Б но мои патрубки/радиатор не выдержали ? > и тд …
  • Чип-тюнинг должен быть безопасным для двигателя . не зря наш девиз ПЛЮС БЕЗОПАСНОЙ МОЩНОСТИ

— мы не предложим вам непроверенных , опасных для двигателя прошивок .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector