Arskama.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля 60 ампер

Зарядка аккумулятора автомобиля

Несмотря на большое количество информации, содержащейся в справочниках и в Интернете, не все автолюбители знают, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Вот почему не всем удается сделать это грамотно, в результате чего страдает сам аккумулятор, который в некоторых случаях даже приходится менять. Как зарядить аккумулятор автомобиля, не допуская ошибок? Остановимся подробнее на всех основных вопросах.

Зарядка аккумулятора автомобиля осуществляется двумя способами:

Первый способ. Аккумулятор остается в автомобиле. При этом двигатель и генератор находятся в рабочем режиме. Зарядка АКБ идет автоматически. Причем, тут действует правило: чем больше обороты, а электроприборы не включены, тем быстрее осуществится зарядка.

Второй способ. Аккумулятор вынимается из автомобиля и подсоединяется к зарядному устройству. Многим импонирует этот способ, так как зарядное устройство само определяет изначальный ток зарядки. Это происходит автоматически. Критерии – начальное состояние аккумулятора и его емкости. К тому же, современные зарядные устройства снабжены функцией, которая позволяет не опасаться неправильного подключения батареи к устройству; в случае неправильной полярности подключения, устройство сигнализирует об этом. После окончания процесса зарядки, ЗУ самостоятельно завершает процесс.

Чем меньше зарядный ток, тем больше заряда получит батарея. Но это не значит, что нужно придерживаться самых минимальных значений. Иначе зарядка аккумулятора займет очень долгий срок, в течение которого ваше авто будет обречено на простой. Чтобы решить, как зарядить автомобильный аккумулятор, если вы выбираете второй способ зарядки, нужно определиться с зарядным устройством. Встает вопрос: какое выбрать? Современные устройства напоминают небольшой компьютер с массой свойств и кнопок. Чтобы разобраться в нем, требуется внимательно изучить инструкцию. При этом, стоит выбирать зарядные устройства, которые обладают важными свойствами. Например, такие, как стабильность уровня поступающего напряжения и защита от скачков напряжения.

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля требует соблюдения следующих правил:

— Перед зарядкой необходимо проверить уровень электролита. В случае недостатка нужно долить дистиллированную воду;

— Нельзя заряжать замерзший аккумулятор; перед зарядкой он должен оттаять;

— Следует вывинтить (или вытянуть) пробки из АКБ, используя отвертку. Пробки нужно положить на отверстия, чтобы предотвратить брызги кислоты. Тогда и газы, образовавшиеся при зарядке, будут выходить свободно;

— Важно соблюдать уровень тока. Для зарядки считается оптимальным использование тока, равного 10% (или 0,1) емкости батареи. К примеру, при емкости в 60 Ah ток заряда должен находиться на уровне 6 А.

— Зарядка автомобильного аккумулятора производят только в хорошо проветриваемом помещении.

— При вмонтированном аккумуляторе необходимо держать капот открытым;

— Положительный полюс аккумулятора должен быть соединен с положительным полюсом ЗУ (зарядного устройства). Соответственно, отрицательный полюс должен быть подключен к отрицательному;

— Зарядка аккумулятора автомобиля должна продолжаться, пока во всех ячейках не начнется активное образование газа;

— После зарядки нужно проверить уровень электролита. И, при необходимости, долить дистиллированной воды;

— Также, после зарядки, следует проверить показатель плотности электролита. Если вы обнаружите, что в одной из ячеек плотность значительно ниже (более чем на 0,04 г/см), это будет свидетельствовать о неисправности аккумулятора и необходимости его замены;

— После зарядки нужно подождать 20-25 минут, пока из аккумулятора выйдет газ, затем завинтите или вставьте пробки.

Сколько заряжать автомобильный аккумулятор?

АКБ считается полностью заряженной в том случае, когда начинается закипание электролита. Считается, что среднее время зарядки автомобильного аккумулятора – в пределах 8-10 часов. Но это относительные показатели. На самом деле, время зарядки может сильно различаться и зависит от изначального заряда АКБ.

Еще несколько рекомендации, позволяющих понять, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

— Глубокие заряды и перезаряды аккумулятора делать не рекомендуется. Почему? В результате этого на свинцовых пластинах появляется накипь, после чего аккумулятор не подлежит восстановлению.

— Делайте регулярные замеры плотности электролита, особенно в зимний период.

— Зарядка аккумулятора автомобиля летом производится после того, как только уровень разрядки составит 50%. Зимой этот показатель вдвое меньше – 25%.

После того, как зарядка закончена, батарею желательно промыть и просушить. На корпус АКБ часто попадает кислота или грязь, от которых нужно избавляться по возможности быстро. В противном случае, это может послужить причиной разряда АКБ – ведь корпус пропускает напряжение. Чтобы проверить, происходит ли это, нужно измерить напряжение крышки аккумулятора. Если показатель отличен от нуля, значит, батарея пропускает напряжение. В таком случае, ее следует промыть раствором соды, но так, чтобы раствор не попал в банки аккумулятора.

В целом, зарядка аккумулятора автомобиля своими руками не составляет большого труда, необходимо только соблюдать несложные правила, описанные в данной статье, и тогда Ваш аккумулятор прослужит долго и будет радовать Вас своей надёжной работой.

Сколько нужно заряжать аккумулятор — несколько советов

Каждому добросовестному владельцу грузового или легкового автомобиля необходимо знать, что аккумуляторная батарея – это важная составляющая автомобиля. Поэтому нужно уметь самостоятельно заряжать аккумулятор.

Время взяться за дело

Безусловно, если аккумуляторная батарея «ведёт себя не правильно» и её силы на исходе, заниматься вопросом зарядки нужно немедленно.

Специалисты и водители со стажем знают, что лучше всего обращать внимание на батарею нужно осенью перед зимней эксплуатацией автомобиля. Именно в это время года, чаще всего, аккумулятор выходит из строя.

Подготовительный этап перед зарядкой аккумулятора

Для выполнения работ по зарядке аккумулятора в первую очередь нужно определиться с местом. Работы можно выполнять ТОЛЬКО в проветриваемом помещении. Кроме того, на месте выполнения работ должны отсутствовать любые источники возгорания.

Эти предосторожности связаны с техникой безопасности. Дело в том, что при снятии батареи выделяется вредный для здоровья человека газ, имеющий свойства воспламенения. Если зарядка проводится в домашних условиях у вас должно быть зарядное устройство.

Его можно купить в любом магазине связанным с продажей автомобильных аксессуаров и запасных частей. После этого подготовительного процесса можно выполнять намеченные работы.

Не рекомендуется заряжать аккумулятор если:

  • на аккумуляторе обнаружена трещина;
  • механические повреждения аккумулятора;
  • грязь на клеммах.

Заряжать аккумулятор можно только в одном случае. Если удалена грязь с батареи. Перед полной зарядкой аккумулятор нужно полностью разрядить подключив к ниму лампочку или другой источник потребления электрического тока.

Сколько времени нужно заряжать аккумулятор?

Многое в этом вопросе зависит от разряженного аккумулятора и подаваемого тока при зарядке. Кроме того, на подзарядку влияют, в том числе погодные условия. В таблице указано время, сколько нужно заряжать аккумулятор при разных величинах электрического тока.

Есть нюансы, на которых бы хотелось остановиться. Это связано с зарядкой при определённых условиях.

Часто задаётся вопрос, как дать вторую жизнь аккумулятору не отсоединяя от бортовой сети автомобиля?

Необходимо знать, что при зарядке (всё зависит от зарядного устройства) напряжение в клеммах достигает 16В. Работает лампочка в салоне автомобиля или ключ находится в замке зажигания – это подключенные устройства питающиеся током.

Расход электричества в любом случае идёт. Что этим хочется сказать. Если вы неуверены, что все приборы вашего автомобиля отключены, лучше лишний раз перестраховаться и отключить от бортовой сети отрицательный вывод, снять клемму.

Сколько времени требуется зарядить аккумулятор без съёма с автомобиля?

Это ещё один вопрос волнующий многих начинающих водителей. И почему отключать отрицательный провод? Именно минусовое соединение связано с кузовом автомобиля.

Если не выполнить процедуру отключения минусовой клеммы и случайно прикоснуться к корпусу авто к примеру металлической частью отвертки или гаечным ключом получится короткое замыкание.

И последнее на чём хотелось бы остановиться – это сколько времени нужно для зарядки аккумулятора и можно проводить работы при минусовой температуре? Да, ответ положительный. Такие работы, возможно, выполнять, если t 0 воздуха на улице не превышает 30 0 С. Хотя допускается зарядка батареи при – 30 0 С. Ведь эксплуатация транспортного средства проводится и при более низках температурах и при движении автомобиля происходит зарядка аккумулятора от генератора.

Теперь вопрос, касающийся небольшого времени зарядки аккумулятора.

Оговоримся сразу. Речь идёт о кратковременной подзарядке, но никак не о полном цикле. Давайте на примере рассмотрим рабочий процесс. Для запуска силового агрегата а/батарее не хватает мощности. Требуется донор, который может вам помочь. Когда автомобиль-помощник работает на средних, а не на холостых оборотах у него заряд равняется 30 амперам.

Передавая вашей машине, помощь от него вы получаете по 0,5 ампер/заряда каждые 60 секунд. Для подсчёта нужно пользоваться формулой где: 1/60*30= 0,5 ампер/час. Поехали дальше. Пусковой ток составляет ориентировочно 200 ампер, следовательно, за 60 секунд помощи ваша машина способна повлиять на стартер в течение всего 9 секунд.

К сожалению этого времени, не хватит для пуска двигателя. Необходимое рабочее время зарядки должно составлять 10 – 15 минут. Нужно учесть, что для полной уверенности необходимо ещё какое-то время. Для этого отключите все лишние источники питания и поколесите по городу непродолжительное время.

И помните, что задавая вопрос, сколько понадобится времени заряжать аккумулятор автомобиля, можно ответить: 10 – 12 часов вполне достаточно. При этом плотность тока должна составлять 0,1 от ёмкости аккумулятора. Говоря, о полной зарядке скажем, что в зимнее время по ареометру цифра колеблется от -1,27-1,28, В летнее время она составляет -1,26.

Будьте внимательны, или напутствие на дорогу

Если вы неуверены в своих силах, можно обратиться за помощью к мастерам станции технического обслуживания. Тут ухо нужно держать востро! Бывает, что «специалисты» СТО поставив аккумуляторную батарею заряжать, через 15 минут времени говорят о её готовности к работе. Парадокс, да и только! Будьте внимательны, не давайте себя обмануть, удачи вам!

Каким током заряжать автомобильный аккумулятор 60, 70, 100 АЧ

Небольшой, невзрачный на вид бокс, установленный под капотом, на деле оказывается незаменимым источником энергии. Он обеспечивает работу всех бортовых систем автомобиля на стоянке и даёт энергию стартеру для запуска двигателя. Наш герой это аккумулятор. Но он сам иногда нуждается в поддержке. Все аккумуляторы периодически необходимо заряжать.

Выбор оптимальной силы тока для зарядки АКБ

Аккумулятор постоянно задействован при эксплуатации автомобиля. На стоянке энергия расходуется на часы, компьютер и стандартную утечку тока, потом он крутит стартер, и при работающем двигателе он заряжается. То есть батарея заряжается или заряжается 24 часа в сутки и 365 дней в году. А генератор автомобиля не всегда может обеспечить 100 % зарядку. Поэтому эксплуатируемый аккумулятор необходимо периодически заряжать. Новые аккумуляторы продаются заряженными на 80 % и тоже требуют внимания.

Состояние аккумулятора можно оценить и охарактеризовать по напряжению на клеммах:

  • от 12,4 до 12,6 В норма
  • от 12,2 до 12,4 В низкий уровень заряда, требует подзарядки
  • от 11,9 до 12,2 В низкий уровень и требует незамедлительной зарядки
  • ниже 11,9 В использование невозможно и нужна незамедлительная зарядка

Независимо от состояния батареи она должна быть заряжена ещё в двух случаях:

  1. Осенью. Зима очень тяжелый период для эксплуатации. Отрицательные температуры уменьшают ёмкость аккумулятора, а стартеру трудно крутить холодный двигатель.
  2. Перед и после длительной стоянки (один месяц и более). Перед стоянкой это делается, что бы предотвратить сульфирование пластин. После, что бы оживить аккумулятор.

Производители аккумуляторов рекомендуют рассчитывать сила тока в одну десятую от ёмкости. Для АКБ ёмкостью 60, 70 и 100 Ач необходимый ток зарядки соответственно будет 6, 7 и 10 Ампер.

Читать еще:  Nissan X-Trail › Бортжурнал › 67

Почти все продаваемые аккумуляторы — кислотные. Независимо от технологии производства их зарядка возможна большинством устройств. Это могут быть старые трансформаторные или новые электронные устройства. Исключение составляют только гелевые. Эти аккумуляторы можно заряжать только импульсными зарядными устройствами.

Способы зарядки

Первым делом следует позаботиться о своей безопасности. Помните, что электролит опасен, это разбавленная серная кислота и при кипении выделяет взрывоопасный газ. Поэтому помещение должно хорошо проветриваться. Берегите руки, глаза и одежду. Места попаданий электролита на кожу нужно немедленно промыть проточной водой. Если он попал в глаза – промыть водой и обратиться к врачу.

Аккумулятор нужно вытереть начисто сухой тряпкой и проверить вентиляционные отверстия. Температура батареи должна быть от 5 до 45 градусов.

Перед зарядкой нужно обратиться к инструкции по эксплуатации аккумулятора и зарядного устройства. Если инструкции отсутствуют, посмотрите данные на корпусах. На зарядном устройстве указываются ток и напряжение. На батарее обычно обозначено только напряжение заряда. Этими величинами и стоит руководствоваться. АКБ считается полностью заряженной при достижении напряжения на клеммах с отсоединенной зарядкой 12,7 – 12,8 В. Это данные для новых или неизношенных аккумуляторов. Для старых нормой считается 12,5 – 12,6 В.

Для кислотных аккумуляторов используют три способа зарядки:

  1. Поддерживая постоянную силу тока. Постоянную силу тока равную 1/10 ёмкости, выставляют в начале процесса. Напряжение устанавливается равным рекомендованному производителем. При таком способе придётся постоянно контролировать ток зарядки. Необходимо также периодически отсоединять АКБ и проверять напряжение на клеммах. Когда напряжение на клеммах АКБ достигнет 12,2 В, нужно убавить силу тока в два раза. Следует учитывать, что в этом режиме заряд поднимается на 0,1 В за час. При достижении требуемых 12,7 – 12,8 В процесс считается завершенным. Это быстрый, но очень жёсткий и кропотливый способ зарядки.
  1. Поддерживая постоянное напряжение. В этом случае придётся поддерживать постоянную величину напряжения. Ток, как и в первом случае, выставляется равным 1/10 ёмкости АКБ. За напряжением ведется наблюдение, оно должно быть равно регламентированному инструкцией. Сила тока будет снижаться и постепенно достигнет 0, что будет свидетельством полного заряда батареи. Этот метод также требует постоянного вмешательства, зато аккумулятор заряжается гораздо мягче.
  2. Комбинированный. Это самый эффективный и щадящий АКБ способ. Здесь нужно следить за обоими показателями. Процесс длится 20 — 24 часа. За это время силу тока снижают каждые 4 часа в два раза. Напряжение выставляют 12,5 В и ступенчато поднимают до рекомендованного. В конце зарядки сила тока должна упасть до ноля.

Комбинированный способ применяется в автоматическом режиме современными импульсными зарядными устройствами. Необходимо лишь включить способ IUoU, и прибор всё сделает за вас. Он мягко и полностью зарядит АКБ, сэкономив ваше время и нервы.

Гелевые АКБ и особенности их зарядки

Проблемой кислотных аккумуляторов всегда было выкипание, вытекание, разбрызгивание и изменение состава электролита. Инженеры потрудились и решили эти проблемы. В результате экспериментов появились гелевые аккумуляторы. Это всё те же кислотные аккумуляторы, но наполненные гелеобразным электролитом. Гель не разбрызгивается, не закипает, долго сохраняет свойства и лучше контактирует со свинцовыми пластинами.

Аккумуляторы с гелевым электролитом получили ряд преимуществ:

  • При небольших повреждениях корпуса гель не вытекает наружу
  • Батарею можно устанавливать вертикально и в наклонном положении
  • Безопасность использования (при зарядке не выделяются газы)
  • Стабильные показатели вплоть до снижения уровня зарядки до 70%
  • Заявленная возможность заряда-разряда до 1000 циклов
  • Отличная работа при отрицательных температурах

Недостатков немного и они условные. Это требования к качеству напряжения бортовой сети и зарядного устройства, и высокая стоимость. Эти недостатки с лихвой компенсируются отличными эксплуатационными свойствами.

Заряжать гелевые аккумуляторы можно только современными импульсными зарядными устройствами. Но и для них имеется два условия, это обязательный контроль напряжения и стабильная сила тока. Напряжение обычно указывается на корпусе либо в инструкции по эксплуатации батареи. Это может быть надпись на английском языке «Cycle use». Ток зарядки, как и для всех аккумуляторов – 10% от ёмкости аккумулятора.

Зарядка импульсным устройством не требует от пользователя каких либо знаний и умений. Нужно подключить его к батарее, включить и выставить необходимое напряжение. Остальное прибор выполнит сам. При достижении 100% заряда устройство просигнализирует об этом.

Основной принцип управления током зарядки

Главными принципами являются два:

  1. Не превышать максимальный ток равный 1/10.
  2. Не устанавливать начальный ниже 1/20 ёмкости АКБ.

Подача электрического тока на клеммы вызывает сложную химическую реакцию в электролите и на поверхности свинцовых пластин. При умеренном протекании процесса они, не подвергаясь опасности, набирают полный заряд.

Превышение необходимого уровня вызывает слишком бурную реакцию. Несколько таких зарядок могут попросту разрушить пластины.

Вреден и малый ток. В этом случае зарядится только внешний слой пластин. После чего ток зарядки упадет до ноля, а напряжение вырастет до заданного. Казалось бы – аккумулятор заряжен. Но это не так! Пластины сульфируются, не берут заряд и становятся пассивными.

В обоих случаях АКБ придётся выкинуть.

Как заряжать в первый раз новый АКБ

Производители отправляют в торговлю АКБ заряженные до 80% ёмкости. Под воздействием низких и высоких температур при перевозке и хранении происходит дополнительная потеря ёмкости. Продавцы обычно делают проверку двумя способами:

  1. Напряжение измеряют вольтметром без нагрузки, норма 12,5 – 12,7 В.
  2. Нагрузочной вилкой, нормальным будет падение до 10,5 В и ни делением ниже.

Такая проверка не всегда корректна. Если с напряжением всё понятно, то нагрузочную вилку могут использовать с меньшей нагрузкой. Например, измерить падение напряжения на аккумуляторе ёмкостью 100 Ач вилкой для 60 Ач. Поэтому нужно проверять ампераж вилки. Нелишней будет и проверка даты производства. Лучше не покупать выпущенные более года назад аккумуляторы.

Но даже недавно выпущенный и прошедший проверку аккумулятор, нужно зарядить перед первым использованием.

Первый заряд необходимо выполнить током в 1/10 ёмкости и напряжением рекомендуемым производителем. Зарядка продлится всего пару часов. Силу тока регулировать не нужно, в конце этот показатель упадет до ноля.

Аккумулятор это важная часть автомобиля. Прошли те времена, когда машину можно было завести кривым стартером. Современное авто не простит разряженную батарею, просто не заведётся и не поедет. Поэтому можно и нужно заряжать новые и уже эксплуатируемые АКБ.

Сколько ампер необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора

Зарядка автомобильного аккумулятора не должна вызывать затруднений у опытных автомобилистов и людей, имеющих элементарные представления о таких физических величинах как напряжение и сила тока. Однако у новичков за рулем могут возникнуть определенные сложности как правильно заряжать АКБ.

Чтобы батарея прослужила долгое время, нужно иметь представления сколько времени и ампер нужно заряжать аккумулятор.

Как рассчитать силу тока для зарядки АКБ

Для начала необходимо разобраться с основными понятиями, которыми и будем в дальнейшем оперировать при выставлении силы тока. Итак:

  1. Емкость аккумулятора. Она обозначается А*ч (ампер в час). Чаще всего в автомобилях встречаются АКБ с емкостью 60 ампер, но можно встретить и особо мощные, доходящие до 190 ампер.
  2. Напряжение. Обозначается в Вольтах. Все автомобильные аккумуляторы имеют напряжение в 12 вольт, однако это не совсем так. Полностью заряженные батареи показывают значение, доходящее до 12,6-12,7 Вольт.

Грамотная эксплуатация АКБ

Сколько ампер, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля будет напрямую зависеть от вышеназванных показателей. Их можно найти либо на корпусе аккумулятора, либо в его паспорте. Проверить, заряжена или разряжена батарея можно с помощью мультиметра – при разряженном состоянии он покажет значение около 11,5 Вольт. Именно тогда нужно производить подзарядку, чтобы в дальнейшем можно было эксплуатировать автомобиль.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Как посчитать, сколько ампер нужно выставить? Делается это очень просто. От номинальной емкости аккумулятора высчитывается 10% — именно это значение и выставляется на зарядном устройстве. Полученный результат можно уменьшать, но увеличивать ни в коем случае нельзя. То есть для емкости в 60 А*ч максимальная сила тока – 6 ампер, для 190 ампер – 19 ампер и так далее.

Различные способы зарядки

Для подзарядки автомобильного аккумулятора используются три различных метода:

Зарядное устройство для АКБ

  1. Заряд при постоянной величине тока. При этом способе выставляются следующие изначальные показатели – величина силы тока по формуле, высчитанной выше и напряжение около 14 Вольт. Зарядное устройство обязательно должно быть снабжено специальной регулирующей системой, контролирующей скачки напряжения. Силу тока необходимо постепенно уменьшать до минимального значения в 1,5 Ампер, увеличивая напряжение до 15-16 Вольт.
  2. Заряд при постоянном напряжении. В этом случае напряжение не нужно менять до конца зарядки – для достижения полного заряда оно должно быть постоянным при величине в 16 Вольт. Многие советуют заряжать именно этим способом – так как регулярное увеличение напряжения во время подзарядки ведет к более быстрому изнашиванию батареи.
  3. Комбинированный способ. Оптимальный вариант для тех, кто имеет зарядное устройство с автоматическими режимами. На протяжении зарядки напряжение остается неизменным, а величина тока постоянно снижается. В конце заряженный аккумулятор покажет ампер, почти равное нулю.

Время заряда

Еще один весьма насущный вопрос — сколько заряжать аккумулятор 60 ампер? Скорость зарядки прямым образом зависит от выставленных силы тока и напряжения и степени уровня разряда батареи. Соответственно, чем больше будет подаваемый ток и напряжение, тем быстрее аккумулятор будет полностью заряжен. Если следовать всем указанным выше рекомендациям, то цикл одного заряда будет длиться около 10 часов.

Некоторые автолюбители, желая сэкономить свое драгоценное время и находясь в вечной спешке, используют еще один небезопасный прием заряда АКБ. Ими выставляется сила тока, превышающая 20 ампер, а сама зарядка длится не более 5 часов. Разумеется, что заряжать таким способом постоянно нельзя – батарея быстро придет в негодность. Однако в экстренных случаях эта методика может пригодится.

Общие рекомендации

Проверка заряда АКБ

Безопасность и эффективность зарядки аккумулятора зависит не только от правильно выставленных параметров, но и от типа зарядного устройства. Поэтому заранее необходимо задуматься о покупке подходящего ЗУ, предусматривающего опцию самостоятельной настройки всех нужных значений.

Новичкам может пригодится зарядное устройство, которое автоматически выставляет все показатели и с помощью контроллера следит за их соблюдением.

Автолюбители рекомендуют периодически заряжать аккумулятор автомобиля 60 ампер на низкой силе тока в течение нескольких суток. Это поможет восстановить уже изношенную и «подуставшую» батарею.

Для правильной зарядки аккумулятора не нужно иметь знаний особых законов физики – все необходимые значения вычисляются очень просто. Облегчить задачу новичкам за рулем помогут современные зарядные устройства, не давая току и напряжению превысить критических значений. Важно также запомнить, что первой всегда подсоединяется положительная клемма, а отсоединяется — отрицательная.

Каким током заряжать аккумулятор автомобиля: 60, 70, 100 Ач

Полноценное и безотказное функционирование аккумулятора в равной степени зависит от наличия нежелательных примесей в свинце, соответствия легирующих элементов, использованных в производстве электродов, совершенства технологий и оборудования и грамотного обслуживания батареи. Подавляющее большинство используемых кислотных автомобильных аккумуляторов относится к классу необслуживаемых, соответственно, автолюбителю остается немного – контролировать состояние электролита и правильно выбирать – каким напряжением и током заряжать аккумулятор автомобиля.

Как заряжать в первый раз новый АКБ

В большинстве случаев сервисные центры и автомагазины, предлагая автомобильные аккумуляторы от 55 до 100 Ач, стремятся приобретение новой батареи сделать привлекательным для потенциального клиента, поэтому товар предлагается в заправленном электролитом и заряженном виде. Работники проверят и установят на автомобиль выбранную модель аккумулятора. Иногда степень зарядки батареи пытаются подтвердить показаниями встроенного цветного индикатора заряда – «глазка».

Читать еще:  Как устранить течь радиатора ВАЗ

Возможно, это удобно. Не нужно возиться с электролитом, зарядным устройством, переносить довольно тяжелые приборы. Например, автоаккумулятор на 55 Ач весит до 15 кг, а 60 Ач, 70 Ач и 100 Ач имеют вес 16 кг,18 кг и 25 кг соответственно.

Реклама сайтов и многочисленные пожелания экспертов всех марок и мастей говорят, что больше ничего делать не нужно, аккумулятор будет исправно работать в течении всего срока использования. Заводы-производители не занимаются зарядкой готовых батарей, необходимые свойства электродов батареи формируются на специальных технологических линиях и монтируются в корпуса в готовом виде без электролита.

Это так называемый сухозаряженный автомобильный аккумулятор, для его использования достаточно залить электролит, и вы получаете полноценную заряженную батарею – никаким током заряжать аккумулятор не нужно. Подобный способ удобен для транспортировки и складирования, поставки на автомобильные заводы и дилерские центры.

Кроме удобной формы покупки для нас важно – как долго будет жить и работать новый аккумулятор, тем более о судьбе купленной автомобильной батареи ничего не известно. Каким током заряжался ваш новый автомобильный аккумулятор емкостью 60 Ач до того момента, когда батарея была продана, установить сложно. Практически все автомобильные аккумуляторы с залитым электролитом хранятся в складских помещениях с 20-30% дефицитом заряда. Причина одна – как правило, для всех автобатарей используется одно зарядное устройство с минимальными сервисно-контрольными функциями. Вероятнее всего, автомобильные батареи в 55 Ач, 60 Ач, 70 Ач и 100 Ач будут заряжаться одним током и напряжением. Часть батарей подвергнется перезаряду, а часть останется с неполным зарядом. Каким током необходимо заряжать аккумулятор 55 Ач и 100 Ач? Параметры тока должны отличаться по величине почти вдвое.

Параметры зарядки, с какой силой тока и напряжением нужно заряжать автомобильный аккумулятор?

Купив новую автомобильную батарею, не спешите устанавливать его на автомобиль. Новые изделия очень не любят неполный заряд. Подсоедините зарядное устройство с вольтметром и амперметром, выставите вручную параметры зарядки. В первый час заряда ток должен упасть до минимального уровня, и несколько увеличится газообразование.

Например, каким током заряжать автомобильный аккумулятор 70Ач или 75Ач.

Для новых аккумуляторов лучшее значение 7 А, для батарей возраста от 1 до 3 лет не менее 7,5-8,0 А.

Каким током нужно заряжать

Современные зарядные устройства позволяют зарядить аккумуляторную батарею на 90-97%. В сложных схемах организации заряда можно получить даже 105% заявленной производителем емкости, но подобный результат требует глубоких знаний химии свинцово- кислотного аккумулятора и специальной техники, что в большинстве случаев экономически нецелесообразно.

С момента изобретения принципа кислотного аккумулятора использовался постоянное напряжение. После широкого распространения необслуживаемых аккумуляторов появилась серьезная проблема обеспечения срока их службы на уровне, заявленном производителем. Использование методик, разработанных для классического обслуживаемого автомобильного аккумулятора, достаточно быстро приводило в негодность еще новые накопители. Для решения проблем за последнее десятилетие производителями зарядных устройств были предложены различные модификации основного варианта:

  • заряд асимметричным током. В течении 0,01сек на клеммы батареи зарядным устройством подается напряжение 14,2 В, в течении следующих 0,01 с полярность меняется на противоположную, с напряжением в 3,6 В;
  • импульсный ток. Разновидность предыдущего метода, при котором период подачи напряжения чередуется с периодом отсутствия зарядки, в это время аккумулятор «отдыхает»;
  • ступенчатое изменение тока. На клеммах аккумулятора напряжение заряда изменяется по определенному закону от 12,6 В до 14,6 В.

Каким из указанных токов лучше заряжать автомобильный аккумулятор? Любой из приведенных методов по-своему хорош в определенной ситуации.

Заряжать асимметричным током пробовали давно самые разнообразные аккумуляторные элементы, метод оказался эффективным как способ борьбы с сульфатацией, позволяющий восстанавливать утраченную емкость «пожилых» накопителей. Для зарядки новой батареи он не имеет особых преимуществ. Специалисты очень рекомендуют использовать асимметрию напряжения в качестве профилактики возникновения сульфатации пластин. Оптимально чередовать три-четыре зарядки обычным методом и одну с асимметрией тока.

Импульсный ток, как и способ ступенчатого изменения напряжения, наиболее эффективен на завершающем этапе зарядки, когда батарея имеет емкость 90-95% номинальной. Подобный метод заряжания считается перспективным, как составная часть комплексной зарядки, предложенной немецкими специалистами корпорации VARTA. Суть процедуры заключается в проведении постоянного контроля зарядного тока и диагностики с помощью датчиков и микропроцессора, встроенных в батарею. Способ предусматривает взаимодействие с компьютером автомобиля, предполагает управление зарядными токами генератора машины, рассчитан на 20% увеличение жизненного цикла аккумулятора и, возможно, снизит расход топлива.

Основной принцип управления током зарядки

Накопление заряда в батарее не является линейным и постоянным процессом. Необслуживаемые батареи сконструированы таким образом, что оптимальное напряжение 14,2 — 14,6 В, рекомендуемое многими практиками, выше применяемых ранее 13,2-13,8 В на старых конструкциях накопителей.

При стабилизированном напряжении основным контролируемым параметром остается сила тока. Через несколько часов после начала зарядки начальный ток будет ступенчато уменьшаться до определенного критического значения, примерно до 30% первичного. Специалисты рекомендуют в эти моменты останавливать заряд на непродолжительный период «отдыха аккумулятора» для выравнивания концентрации ионов в электролите и порах электродов. Если у вас «интеллектуальное» зарядное устройство, электроника постарается при заряжании скомпенсировать падение тока, что сократит время, но может привести к закипанию банок. В этот момент резко увеличивается перезаряд и нагрев элемента. Продолжение процесса «кипячения», особенно в течение 5-6 часов, может бесповоротно вывести батарею из строя.

Плохие советы

К определенно «убийственным» советам можно отнести широко распространенную в интернете и периодических изданиях информацию о лучших вариантах заряда аккумуляторов:

  • даже современные необслуживаемые батареи не в состоянии постоянно работать с зарядным напряжением в 16-16,5 В . Множество разрекламированных устройств, якобы позволяющих восстановить емкость и заряд в течение получаса, в реальности разрушают материал положительных электродов;
  • не доверяйте устройствам, способным выдавать мгновенное значение остаточного заряда в батарее. В большинстве, любые электронные устройства подобного типа являются недостоверными. Методики мгновенного определения или измерения остаточной емкости батареи не существует. Оценить величину остаточной энергии можно по падению напряжения и мгновенному значению тока на клеммах каждой из банок батареи под нагрузкой.

Калькулятор расчета времени зарядки аккумулятора автомобиля

    15 2 3k
    171 10 70k

Зарядки требует не только полностью севший АКБ (до такого доводить нежелательно), но и аккумулятор находящийся в эксплуатации. Только вот время подзаряда будет у них разное. Зачастую это от 8 до 12 часов. Наш онлайн калькулятор поможет подсчитать сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор, используя для этого постоянный ток.

Когда, как и каким током заряжать

Как правило, о степени заряженности АКБ судят по плотности его электролита. Плотность полностью заряженной батареи должна составлять 1,26-1,28 г/см³, напряжение не менее 12,5 В. Все будет зависеть от того, какая плотность электролита была изначально установлена в новом аккумуляторе вашего региона проживания, может быть как 12,7 В так 12,9В. Чем плотность ниже, тем сильнее она разряжена. Уменьшение плотности на 0,01 г/см3 по сравнению с номинальной означает, что батарея разрядилась примерно на 6-8%. Степень заряженности нужно определять по банке имеющей наименьшую плотность.

Степень заряженности (%)Плотность электролита (г/см³)Степень разряженности (%)Напряжение аккумуляторной батареи (В)Время заряда при 10% от емкости (часы)
1001,27712,73Нет необходимости
901,2581012,622
801,2382012,504
701,2173012,376
601,1954012,248
501,1725012,1010
401,1486011,9613
301,1247011,8116
201,0988011,6620
101,0739011,5124
1,0610011,4Сульфатация

Свинцово-кислотный аккумулятор, который летом разряжен более чем на 50%, а зимой даже лишь более 25% необходимо снимать и подзаряжать. Также дополнительной зарядки требует та АКБ, плотность в банках которой, отличается более чем на 0,02 г/см³.

Оптимальным током зарядки аккумуляторной батареи считается ток равный 0,05 от ее емкости (уравнительный заряд). Так для батареи емкостью в 55 Aм/ч эта величина составляет 2,75 А, а для 60 Ач уже 3 ампера. Цель такого метода — обеспечение полного восстановления активных масс во всех пластин аккумулятора.

Хотя зачастую применяют так называемый форсированный заряд и берут другое соотношение – 10% от емкости. То есть стандартный аккумулятор легкового автомобиля 55Ah заряжают током 2.75-5.5A, а для 60Ah АКБ зарядный ток выставляют в пределах от 3А до 6А. Но, нужно знать, что чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд, хотя и требуется больше времени. Точно такая же ситуация и с подаваемым напряжением — чем больше тем быстрее, но, оно не должно падать ниже 13,8 и превышать 14,5В). Зарядное напряжение поднимают до 16,0-16,5В лишь при зарядке необслуживаемого аккумулятора.

Обязательно следует отметить, что на сегодняшний день есть несколько методов подзарядки АКБ:

  • При постоянном токе;
  • При постоянном напряжении;
  • Комбинирование в автоматическом режиме (рассматривать не будем, поскольку в таком случае калькулятор подсчета времени не нужен).

Этапы разряжености автомобильного аккумулятора

Время зарядки АКБ при постоянном токе

Формула расчета зарядного тока имеет вид: I=Q*k, где Q – емкость батареи, а k – некий коэффициент от номинала (идеальное его значение находится в границах 0,04…0,06, а оптимальное до 0,1). Исходя из такой рекомендации, подсчет времени, которое нужно для полностью посаженого аккумулятора имеет такой вид: Т= Q/ I. Подставив свои значения, вы увидите, что получается достаточно много времени, но поскольку, зачастую требуется не полная зарядка, а лишь восстановление утраченной емкости, то эта цифра будет в два или полтора раза меньше.

Для ориентировочной оценки требуемого времени на зарядку автомобильного аккумулятора постоянным током сначала необходимо определить степень разряженности батареи (в процентах), потом определить потерянную емкость (в Ач), а затем, выбрав величину зарядного тока, рассчитать время полной зарядки. Формула для расчета сколько по времени подзаряжать аккумулятор авто выглядит так:

Умножение данного соотношения в 2 раза, нужна из-за того, что КПД процесса составляет 40-50%, остальное тратится на нагрев, а также связанные с этим электрохимические процессы.

Когда в течение часа на клеммах аккумулятора, при зарядке, напряжение перестает увеличиваться — аккумулятор заряжен на 100%.

Величина конечного напряжения зависит от: величины зарядного тока, температуры, внутреннего сопротивления АКБ, наличия в электролите примесей и от состава сплава решеток.

Как пользоваться калькулятором

Чтобы узнать сколько времени нужно заряжать ваш аккумулятор не нужно вдаваться в подробности всех процессов и расчетных формул достаточно воспользоватся этим калькулятором.

Для онлайн расчета необходимо заполнить все три поля:

  1. В поле «Номинальная емкость» вписываете емкость заряжаемого автоаккумулятора.
  2. В поле «Степень разряженности» можно ввести как процентное соотношение вычисленное по таблице, так и напряжение замеренное вольтметром.
  3. В ячейке «Зарядный ток» нужно указать каким именно током планируете заряжать АКБ от зарядного устройства.

По нажатию кнопки «Рассчитать» получите необходимое время для полного заряда аккумулятора автомобиля.

Часто задаваемые вопросы

Сколько нужно заряжать аккумулятор чтобы завести машину?

Чтобы завелась машина и можно было ехать, в летнее время, достаточно заряжать АКБ 30 минут током 10% от емкости аккумулятора. Этого времени достаточно чтобы его напряжение поднялось до 11,8 Вольт и двигатель смог завестись стартером без постороннего усилия. Зимой, нужно будет ставить батарею на зарядку минимум на 1 час чтобы поднять его напряжение до 12В. Дальнейший заряд аккумуляторной батареи будет происходить от генератора, когда машина будет ездить на оборотах свыше 1500 об/мин.

Читать еще:  Замена сцепления

От чего зависит скорость зарядки аккумулятора?

Скорость зарядки зависит от силы тока. Скорость химической реакции при повышении тока заряда будет ускоряться. Чем выше ток от зарядного устройства будет идти на АКБ, тем быстрее он зарядится, но тем он сильнее и нагревается. Заряжать большим током необслуживаемые аккумуляторы категорически запрещено.

Сколько ампер ставить при зарядке аккумулятора?

Номинальное значение силы зарядного тока составляет 10% от её емкости. Следовательно, при зарядке аккумулятора нужно ставить 4.5, 5.5, 6.0 или 7.0 ампер. В зависимости от того с какой аккумуляторной батареей пришлось работать. А чтобы точно посчитать сколько ампер нужно выставить на зарядном устройстве, в вашем случае, воспользуйтесь калькулятором умножив емкость АКБ на 0,1.

Сколько заряжать аккумулятор 60 ампер часов?

Чтобы понять сколько заряжать аккумулятор 60ah, необходимо сначала определить степень его разреженности. Среднее время зарядки севшего АКБ составляет от 10 до 12 часов. Если аккумулятор 60 ставить на зарядку на 6 ампер, когда он имеет всего 11,7В при плотности электролита 1,1 г/см³, то свою полную емкость он восстановит за 14 часов. Конечное время зависит от уровня разряда. Аккумуляторная батарея считается полностью заряженной, когда на его клеммах вольтметр будет показывать 12,73В, и будет активное кипение электролита.

Сколько ампер должен показывать заряженный аккумулятор?

Чтобы проверить заряженный ли аккумулятор, не проверяют сколько ампер показывает мультиметр, ведь заряженный аккумулятор уже не будет брать никаких ампер. На клеммах проверяют напряжение, которое должно составить не менее 12,7В спустя получаса после зарядки и около 13,4В если проверять сразу после отключения. Поэтому сколько ампер должен показывать заряженный аккумулятор является не корректным вопросом.
Если зарядное устройство имеет не индикаторные лампочки, а встроенный амперметр, то вопрос сколько будет показывать ампер на табло зарядного устройства (которое заряжает постоянным напряжением) может возникать, однако при полном заряде вы тоже увидите стрелку на нуле (0,1 A). А вот если зарядка осуществлялась постоянным током, то нужно контролировать не ток, он будет, таким как его установили изначально, – смотрите на напряжение. Заряженный кислотный аккумулятор подключенный к устройству покажет 14,4В. Полностью заряженный до 100% кальциевый АКБ выдаст 16,3В и ток подскочит до 0,8А после того как сначала он упал до 0,4, что будет свидетельствовать о начале электролиза.

Cтатьи

Как заряжать и проверить заряд аккумулятора

Основное назначение стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) указано в ее названии: это источником энергии для работы стартера. То есть, главную свою роль АКБ играет на стадии пуска двигателя, а затем энергия в бортовую электросеть поступает от генератора.

В момент пуска двигателя аккумулятор теряет значительную часть запасенной энергии, и нуждается в зарядке — она выполняется генератором, который, по идее, за относительно короткое время должен восстановить АКБ. Однако это происходит не всегда, вернее — так происходит редко, в основном же аккумуляторы либо постоянно недозаряжаются (в основном, в городе), либо перезаряжаются. В первом случае необходимо довести заряд до нормального уровня, а во втором стоит подумать об обращении в автосервис: перезаряд может говорить о неисправности реле-регулятора. При постоянном перезаряде АКБ просто-напросто выходит из строя, и это, ко всему прочему, не является гарантийным случаем, бесплатно заменить батарею будет невозможно.

Диагностика аккумулятора

Как проверить аккумулятор? Исходя из каких параметров можно сделать вывод, что АКБ действительно нуждается в зарядке и восстановлении?

Таких параметров всего два — напряжение и плотность электролита. Но если с проверкой первого все просто, то со вторым могут возникнуть проблемы — сейчас широко распространены необслуживаемые АКБ, узнать плотность электролита в них просто невозможно. Однако не будем расстраиваться заранее, а посмотрим, что с этим можно сделать.

Сначала нужно измерить напряжение: при 100%-й зарядке на клеммах должно быть 12,7 В, при этом плотность электролита должна составлять 1,265 г/куб.см. Если напряжение ниже, то аккумулятор разряжен: 12,4 В соответствует 75%-ному заряду, 12,2 В — 50%-ному, а напряжение 12,1 В свидетельствует, что заряд составляет всего 25%.

Проверка аккумулятора показала, что он нуждается в зарядке, что делать дальше?

Как зарядить автомобильный аккумулятор классической конструкции

Наиболее просто зарядить АКБ классической конструкции — наличие пробок и возможности видеть электролит позволяет контролировать процесс зарядки и достичь лучшего результата.

Прежде, чем подключить к аккумулятору зарядное устройство, нужно выкрутить пробки, чтобы открыть доступ к электролиту. Далее можно приступать непосредственно к зарядке, выбрав для этого один из нескольких способов.

Наиболее просто аккумулятор классической конструкции заряжать постоянной силой тока. Для этого на зарядном устройстве выбирается ток, равный 10% емкости аккумулятора: если емкость составляет 60 Ач, то ток будет равным 6 А. Устанавливать напряжение в этом случае нет необходимости — оно автоматически отрегулируется зарядным устройством.

А теперь нужно проявить немного терпения — новая АКБ таким способом заряжается до 8 часов, батарея со «стажем» набирает полный заряд за большее время. И все это время (каждые полтора-два часа) нужно проверять напряжение и плотность электролита.

Не удивляйтесь, что напряжение будет выше привычных 12,7 В — именно поэтому аккумулятор и заряжается. Когда напряжение достигнет 14,4 В, стоит вдвое уменьшить силу тока. Плотность электролита также должна постоянно расти, но не слишком быстро.

Сколько заряжать аккумулятор, как понять, что его нужно отключать от зарядного устройства? Это будет видно сразу, так как первый признак полного заряда — «кипение» электролита. Бурная реакция обусловлена тем, что из-за полного заряда батареи изменяется характер протекающих в ней электрохимических реакций. В частности, молекулы воды начинают распадаться на водород и кислород, и эти газы покидают банку, создавая эффект закипания.

В связи с этим помните о безопасности! Заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении, и не подносите к нему открытый огонь — водород, смешивающийся с воздухом, вспыхивает даже от искры, и может привести к пожару и даже к взрыву аккумулятора!

Отключать зарядное устройство можно через 15 — 20 минут после «закипания» электролита, еще минут через 20 можно закручивать пробки — нужно дать газу полностью выйти.

Но бурлящий электролит — не единственный признак полного заряда. АКБ можно считать заряженной, если в течение одного-двух часов ток, напряжение и плотность электролита не изменяются. Тогда смело можно выключать зарядное устройство, и ставить аккумулятор на место.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор необслуживаемого типа

Необслуживаемый аккумулятор лучше всего заряжать другим способом (который, впрочем, подходит для любых типов АКБ) — зарядкой постоянным напряжением.

В этом случае на зарядном устройстве устанавливается определенное напряжение, а сила тока уже будет регулироваться автоматически. Точнее, ток будет изменяться вследствие законов электротехники — при увеличении напряжения на аккумуляторе, сила тока будет падать, а при достижении равенства напряжений на АКБ и зарядном устройстве, ток станет нулевым.

Последнее обстоятельство обусловило популярность этого способа зарядки — она происходит в автоматическом режиме, так как по достижении полного заряда дальнейшая зарядка не производится, а значит, нет необходимости следить за процессом.

Однако у этого способа есть недостаток: он требует много времени — не менее 20 — 24 часов. Но даже этого времени будет недостаточно, если установить слишком низкое напряжение заряда. Так, при напряжении 14,4 В АКБ за сутки зарядится на 80%, при 15 В — на 90%, а при 16 В — на 95 — 97%. Полной зарядки можно достичь при напряжении 16,3 — 16,4 В.

Этот способ хорош тем, что позволяет без труда поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии, особенно, если автомобиль постоянно работает в режиме «такси». Однако доводить АКБ до полного заряда лучше первым способом.

Как зарядить аккумулятор автомобиля зимой

Зимой аккумулятор работает в наиболее тяжелых условиях, так как при пуске двигателя от него требуется выдавать едва ли не вдвое более высокий пусковой ток. Но это полбеды, ведь из-за морозов уменьшается емкость АКБ, а значит и стартер может нормально работать меньшее время, чем летом. Так, при температуре около нуля емкость аккумулятора снижается примерно на треть, а при температуре минус 18 градусов емкость падает уже вдвое. Теперь понятно, почему разряжается аккумулятор именно в сильные морозы.

Но уровень заряда АКБ влияет не только на способность автомобиля завестись в морозы, но и на физические состояние самой батареи. Дело в том, что чем ниже заряд, тем выше температура замерзания электролита. Если аккумулятор заряжен полностью, он не замерзнет и при минус 60, но при полном разряде замерзание может произойти и при нуле градусов.

В этом случае электролит превращается в лед, и из-за известных свойств воды увеличивается в объеме. Это приводит к «надуванию» АКБ, а иногда стенки батареи и вовсе разрушаются. Нужно сказать, что данный случай не является гарантийным, поэтому в зимнее время необходимо следить за состоянием автомобиля, и использовать специальное зимнее масло — это позволит не разряжать АКБ долгим пуском из-за загустевшего масла.

Если при замерзании аккумулятор не повредился, его необходимо отогреть до полного оттаивания электролита, и зарядить.

Быстрая зарядка АКБ

Иногда требуется зарядить аккумулятор очень быстро, буквально за два-три часа — возможно ли это? Да, возможно, что ежедневно доказывают многие автолюбители. Сокращение времени зарядки достигается простым увеличением зарядного тока — на практике ток выбирается в пределах 10 — 20 А.

Необходимо сказать, что этот способ не самый лучший — слишком высокий ток способствует быстрому износу АКБ. Но иногда просто нет иного выхода, и приходится рисковать батареей ради экономии времени.

Первая зарядка АКБ

Новый аккумулятор в большинстве случаев нежелательно сразу ставить на автомобиль — его нужно зарядить. Но если есть немного времени, но нет желания нести АКБ домой, то ее можно зарядить и от автомобильного генератора — достаточно поездить не менее часа в умеренном режиме.

Не допускается автомобиль с только что установленным аккумулятором сразу ставить на несколько дней в гараж или на стоянку — такой простой, особенно зимой, с большой долей вероятности приведет к разряду АКБ.

Если вы приобрели сухозаряженный аккумулятор, то вам в любом случае придется потратить некоторое время на приведение его в рабочее состояние.

Сколько заряжается аккумулятор, только что купленный в магазине? Как показывает практика — от трех до восьми часов. Зарядить его можно любым из описанных выше способов.

Иное дело — сухозаряженнаый аккумулятор. Сначала в него нужно залить электролит, подождать, пока пропитаются пластины (это длится от 15 минут до часа), затем долить электролит до нужного уровня, и ждать — примерно через полтора часа АКБ зарядится, это можно будет увидеть по «кипящему» электролиту.

Когда газовыделение прекратится, нужно проверить напряжение батареи, и если оно ниже необходимого, провести нормальную зарядку с помощью зарядного устройства. Если АКБ новая, то на все это потребуется 3 — 4 часа, но если аккумулятор пробыл в магазине свыше года, то на зарядку может потребоваться 6 — 10 часов.

Правильная зарядка аккумулятора — гарантия его долгой и стабильной работы, и этому делу нужно уделять большое внимание. Тем более, что при некотором навыке это не будет доставлять проблем и неудобств.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×